Е. Горохова, А. Чекунова
Граф Фёдор Петрович Толстой
Граф Фёдор Петрович Толстой (1783-1873) принадлежит к той замечательной плеяде отечественных деятелей, которые составляют славу России. Семьдесят лет своей жизни он посвятил любимому делу и известен прежде всего как выдающийся художник-медальер. Современников и потомков удивляла и продолжает удивлять многосторонность его творческих интересов. Чем бы Толстой ни занимался - медальерным искусством, скульптурой, графикой, силуэтом, живописью, - он везде смог достичь больших успехов и доныне по праву считается одним из лучших русских художников первой половины XIX в.
Художественное наследие Толстого богато и разнообразно. На сегодняшний день в музеях и частных собраниях выявлено около двух тысяч его рисунков, акварелей, гравюр, медалей, статуй, барельефов, эскизов декораций, силуэтов.
Его рисунки украшали альбомы современников, вспоминая которые Пушкин писал в «Евгении Онегине»:
...Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной...
Дом Толстого на протяжении полувека был одним из притягательнейших центров культурной жизни Петербурга. Толстой был знаком со многими писателями, поэтами, художниками, композиторами. Его дом в разное время посещали А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.И. Гнедич, Ф.Н. Глинка, А.Н. Верстовский, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, И.А. Крылов, М.И. Глинка, А.Н. Майков, А.Ф. Писемский, Т.Г. Шевченко, К.П. Брюллов и многие другие.
До 1825 г. частыми гостями были С.П. Трубецкой, К.Ф. Рылеев, А.А. и Н.А. Бестужевы, Н.М. и А.Н. Муравьёвы, С.И. Муравьёв-Апостол. Бывали здесь и ученики Академии художеств, для которых салон Толстого становится настоящей школой, открывающей возможность приобщиться к высокой культуре. Несомненно, что людей разного круга привлекала прежде всего цельная, благородная и одарённая личность Толстого, его личное обаяние. «Я от многих слышала, что в отце моём было что-то влекущее к себе и что увидеть его значит полюбить», - писала его дочь.
Он принадлежал к графской линии старого дворянского рода Толстых. Первый граф Толстой - Пётр Андреевич - прапрадед Фёдора Петровича, был знаменитый дипломат и государственный деятель Петровской эпохи. Среди потомков последнего было немало людей талантливых, оставивших заметный след в различных областях деятельности - государственной, военной, культурной и общественной.
Многие представители этого рода обладали незаурядными литературными и художественными дарованиями, достаточно назвать имена классиков русской литературы - Алексея Константиновича и Льва Николаевича Толстых, приходившихся Фёдору Петровичу родным и двоюродным племянниками соответственно. Разносторонне одарены были дочери Ф.П. Толстого - Мария и Екатерина: их воспоминания, без сомнения, входят в золотой фонд отечественной мемуаристики и в совокупности с «Записками» их отца составляют уникальную летопись быта, духовных исканий, надежд и разочарований трёх поколений семьи русских интеллигентов конца XVIII - середины XIX в.
Талантливость, неординарность проявлялись в роде Толстых, приобретая подчас карикатурные и даже скандальные формы. Стоит вспомнить двоюродных брата и сестру Фёдора Петровича - Фёдора Ивановича, прозванного «Американцем», и Аграфену Фёдоровну, в замужестве Закревскую, адресата лирики и воздыханий Пушкина, Батюшкова и др., - без упоминания которых трудно представить себе жизнь и нравы светского общества первой половины XIX в.
В Фёдоре Петровиче Толстом проявились как художественная одарённость, так и человеческая неординарность, присущая представителям рода.
После почти полной утраты личного архива художника, его обширной переписки, большей частью уничтоженных его второй женой, мы, к сожалению, лишились возможности подробного изучения биографии Толстого. Тем не менее сохранившиеся письма Толстого, черновая рукопись, части его воспоминаний, заграничные путевые дневники, воспоминания дочерей и современников, прижизненные статьи и рецензии на его работы, некрологи и т. д. позволяют довольно выпукло и ярко представить личность художника.
Фёдор Петрович Толстой родился 10 февраля 1783 г. в Петербурге. Его отец, Пётр Андреевич, возглавлявший в екатерининское время Петербургскую контору Кригс-комиссариата в чине бригадира (впоследствии - генерала), был правнуком знаменитого сподвижника Петра I - П.А. Толстого. Мать, Елизавета Егоровна, урождённая Барбот де Морни, была художественно одарённой натурой и своих детей учила не только чтению и грамоте, но и рисованию и другим «рукоделиям». У Феди очень рано проявилась любовь к рисованию, но родители выбрали сыну другую карьеру. Как и большинство дворянских детей, мальчик уже при крещении был «пожалован» сержантом в л.-гв. Преображенский полк.
Домашнее образование закончилось, когда мальчику шёл девятый год. По решению родителей он был отпущен с троюродным дядей, графом Петром Александровичем Толстым, назначенным командиром Псковского драгунского полка, расквартированного в с. Ошмяны под Вильно на присоединённой незадолго до того к России белорусской территории. Предполагалось, что там он освоит азы военного дела.
Отданный «в науку» к простому солдату, мальчик с успехом освоил все премудрости верховой езды, но и только. Неизвестно, кем бы стал в результате такого «образования» Фёдор Толстой, если бы не представился случай отдать его в расположенный в Полоцке Иезуитский коллегиум, которым руководил известный своей образованностью и педагогическим даром патер Г. Грубер. Занятия с Грубером продолжались недолго, но запомнились Толстому на всю жизнь.
События, последовавшие за смертью в ноябре 1796 г. Екатерины II и вступлением на престол Павла I, затронули и Толстых: 28-летнего графа П.А. Толстого вызывают в столицу, где влиятельным родственниками удаётся пристроить его на новую должность, и 14-летний Фёдор после нескольких лет разлуки с семьёй возвращается в родной дом. Через год, 26 июня 1798 г. юношу определяют в Морской шляхетский кадетский корпус - одно из лучших учебных заведений страны.
Особенно серьёзные знания получали его питомцы в области математики, к которой Фёдор проявил тягу и способности. Но, как верно подметил Ф.Ф. Веселаго, «неизбежным следствием обширного, усиленного преподавания математики и теоретических приложений её к морскому делу была невозможность проходить другие науки в таком же объёме и таком же совершенстве». Поэтому после окончания в июне 1802 г. Корпуса и выхода мичманом в гребной флот Толстой посвящает почти всё своё свободное время занятиям образованием.
В воспоминаниях он пишет: «Я чувствовал, что мне многого недоставало. Корпусное учение могло только доставлять просто порядочного флотского офицера, а не образованного человека, а мне хотелось быть образованным. И потому я употреблял все средства, чтоб знакомиться с людьми, отличающимися по наукам, и посещать публичные лекции. А любя русскую литературу, я был хорошо знаком со всеми тогда отличавшимися нашими литераторами».
Эта тяга к знаниям, стремление к самосовершенствованию роднит его с лучшими представителями молодёжи того времени, способствует сближению с ними. Он изучает математику, литературу, историю древних и новых народов, регулярно бывает в театрах, с успехом занимается фехтованием, танцами, верховой ездой, рисованием, посещает собрания литературных обществ и салоны просвещеннейших людей - А.С. Строганова, А.Н. Оленина, Е.Ф. Муравьёвой, Д.Н. Блудова, П.А. Кикина и др., собирающих вокруг себя людей творчества.
Желание овладеть секретами изобразительного искусства, талант, замеченный окружающими, приводит его в 1802 г. в стены Академии художеств - центра художественной жизни страны. Он становится её вольноприходящим учеником.
В 1804 г. Толстой резко изменяет свою жизнь. Он окончательно отказывается от карьеры военного, покидает морскую службу и, вопреки традициям людей своего круга, решает стать профессиональным художником. В течение нескольких лет ему пришлось испытать на себе не только материальные трудности, сопутствующие начинающему художнику, но и моральные, поскольку этот шаг титулованного аристократа, которого ждала если не блестящая, то вполне благополучная карьера, был непонятен как светскому обществу, родственникам Толстого, так и академической профессуре.
Однако талант, трудолюбие и страстное желание заниматься «художеством» оказались сильнее этих трудностей и в сочетании с советами и поддержкой профессора Академии И.П. Прокофьева, художника О.А. Кипренского, медальера И.А. Шилова (последние двое были тогда ещё учениками Академии), о которых он с огромной теплотой пишет в воспоминаниях, привели его вскоре к первым успехам. На академических выставках появляются рисунки и восковые барельефы Толстого, в основном на античные темы, которые обращают внимание публики и руководства Академии на его талант. В 1806 г. по высочайшему повелению Александра I он получает место в Эрмитаже, а через три года, 1 сентября 1809 г., его избирают почётным членом Академии художеств.
Толстой творил в эпоху, когда ведущими художественными течениями были классицизм, сентиментализм и романтизм, и все они отобразились в той или иной мере в его произведениях. Однако определяющим для его мировоззрения и мировосприятия было влияние классицизма. Толстой всю жизнь преклонялся перед искусством и историей античности, изучая этот период в мельчайших деталях, пропитался его духом.
Дочь Екатерина вспоминала, что он был проникнут античным миром, сжился с ним, однако никогда не копировал его, а воссоздавал в своих работах, «его собственные орнаменты стильно, как будто их создал грек времён Перикла». Работы Толстого 1810-1830-х годов далеки от педантичного скучного классицизма, особая прелесть состоит в пронизывающем их живом человеческом чувстве. Именно в соединении идеальной красоты героизма с теплотой жизненной правды и состоит непреходящая художественная ценность произведений Толстого.
Значительную долю работ художника в этот период составили графические листы (композиции на античные и евангельские темы, пейзажи, интерьеры, бытовые зарисовки, портреты, натюрморты, иллюстрации к литературным произведениям, эскизы медалей), выполненные в различных техниках (перо, цветной карандаш, уголь, акварель, гуашь). Особенную известность среди них приобрели его акварели с изображением цветов и фруктов, создающих при взгляде на них иллюзию живой природы, и силуэты, представляющие собой жанровые сценки - боевые эпизоды, охота, труд и быт крестьян, морская стихия и проч. В этих видах графики художник достиг виртуозного мастерства, особенно в силуэтах, равных которым по совершенству и сложности композиций мы не найдём ни в искусстве той поры, ни в современном.
Забегая немного вперёд, отметим, что вершиной творчества Толстого-графика стали иллюстрации к поэме И.Ф. Богдановича «Душенька», посвящённой любви Амура и Психеи. Художественная фантазия, талант и любовь к античной Греции позволили ему создать изящные и грациозные рисунки, над которыми художник трудился с 1820 по 1833 г. (а позже, в 1829-1840 гг. - и гравюры).
Вспоминая этот период своей работы на склоне лет, он писал: «Изображая эту тему в моих рисунках, держался строгого, благородного и изящного стиля лучшего времени процветания искусства древней Греции... Всё, что мне пришлось изобразить в этих рисунках, не было скопировано с антиков, существующих в музеумах и галереях, но снято с рисунков сочинений, описывающих древности Греции, но в малейших подробностях сочинено мною, сообразно с вкусом и обычаями того времени Греции, в которое я перенёс поэму Богдановича». Эти иллюстрации поставили Толстого в ряд лучших художников-графиков первой половины XIX в.
Работая в различных видах и жанрах изобразительного искусства, главными для себя художник считает всё же скульптуру и медальерное дело.
В 1805-1810 гг. он создаёт целую галерею портретов родных и знакомых, выполненных в технике воскового барельефа. Сам автор не придавал значения этим работам, сделанным в свободное от серьёзных занятий время, никогда не включал их в официальный перечень своих произведений. Однако точные психологические характеристики, мастерство композиционного решения, совершенство лепки позволяют говорить о том, что эти портреты занимают значительное место не только в творчестве Ф.П. Толстого, но и в истории скульптурного портрета первой половины XIX в.
В конце первого десятилетия XIX в. художник начинает создавать в той же технике барельефа и многофигурные композиции. Это и жанровые сценки (купающиеся дети), и чудный своей гармонией автопортрет с женой и дочерью, и композиции на античные сюжеты - «Душенька», «Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон», за последнюю из которых он был избран почётным членом Академии художеств, четыре барельефа на сюжеты «Одиссеи» Гомера, с появления которых в 1816 г. началась его подлинная известность. В этих произведениях Толстой показал себя большим мастером воскового рельефа, в совершенстве владеющим всеми секретами этого тонкого искусства.
В начале 1820-х годов он обращается и к круглой скульптуре, выполнив в терракоте бюст бога сна Морфея, который относят к числу больших удач скульптора.
В 1810 г. Ф.П. Толстой поступает медальером на Санктпетербургский монетный двор, где трудится до 1828 г., когда Николай I назначает его вице-президентом Академии художеств.
Видимо, ещё во время учёбы в Академии у него складывается негативное мнение о состоянии медальерного дела в России, причинах этого и средствах исправления положения. Дело в том, что в России на рубеже XVIII и XIX вв., в то время как в скульптуре - наиболее близкой к медальерному жанру отрасли искусства - утвердился классицизм, работы медальеров представляли собой лишённые стилевой определённости, перегруженные символикой и аллегориями композиции. Сами медальеры были скорее ремесленниками, чем художниками, претворяя в изображениях на медалях чужой замысел и перенося на металл чужие рисунки.
Уже в первой своей медали «В память просветительской деятельности Чацкого» (1810) Толстой не только выполнил намеченную им для себя программу преобразования медальерного дела, разработав медаль от эскиза и собственноручно проделав все стадии её изготовления, но и создал произведение искусства, отвечающее духу времени, по всем признакам принадлежащее к ведущему художественному стилю времени - классицизму. Этой медали, как и другим, созданным в 1810-1820-е годы, присущи величественное спокойствие образов, благородство пропорций, красота контуров и тщательная проработка фигур, тонкая моделировка тел.
Вершины мастерства, достигнутые в этих ранних медалях, послужили основой для создания творения, прославившего имя художника, - серии медальонов, посвящённых событиям 1812 г. Героизм русских воинов, величие подвига народа, в едином порыве вставшего на борьбу с наполеоновскими завоевателями, вдохновили Толстого. В письме императору Александру I художник писал: «Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить её, в восторге души, Государь, я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника и дерзнул представить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813 и 1814 годов и передать потомкам... слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского».
Серия медальонов, над которыми он работал более двадцати лет, была высоко оценена не только в России, но и в Европе. Толстого избирают членом почти всех европейских академий художеств. В письме к нему из Венской Академии художеств сообщалось: «По замыслу и по выполнению эта серия замечательна... Ни одна страна не создала ничего более прекрасного в течение последних столетий». Отклики соотечественников также полны восторга: «Гений творит, вкус образует, - писал А.А. Бестужев. - Взгляните на медальерные работы графа Толстого, и вы уверитесь, - до какой степени может возвыситься гений, предводимый тонким, образованным вкусом; уверитесь, что можно быть поэтом, не стихотворствуя».
Жизнь Толстого в этот период насыщена до предела: служба, занятия самообразованием и изобразительным искусством. Он не просто интересуется общественно-политическими событиями, но и принимает в них активное участие, находится в самом центре интеллектуальной и общественной жизни своего времени.
В 1810 г. он вступает в масонскую ложу «Пётр к Истине». Благотворительная и просветительская сторона деятельности масонов второй половины XVIII - первой четверти XIX в., их стремление к самосовершенствованию были привлекательны для многих современников Толстого - государственных и политических деятелей, писателей, художников, военных и др.
«Дух братства, содержавшийся в масонстве, сильно привлекал в ложи множество членов из лиц, занимавших значительные должности в государстве, много молодых людей лучшего круга общества, получивших блестящее образование, и из личностей, известных умом и талантом, в числе которых находилось и несколько декабристов», - рассказывал впоследствии Толстой. Он считал, что «братство масонов должно непрерывно трудиться над обогащением себя всеми нравственными добродетелями, возвышающими душу и сердце, а ум - познанием наук», как средствами достичь совершенства.
В ложе не увлекались внешней, обрядовой стороной масонства, не одобряли чрезмерного углубления в мистику, но требовали и поощряли неустанную работу по самообразованию и воспитанию своих духовных качеств, стараясь «использовать получаемые знания для жизни земной, дабы на земле умягчить страдания людские, улучшая условия жизни».
Довольно быстро, достигнув высших степеней посвящения, Ф.П. Толстой становится одним из самых видных масонов первой четверти XIX в.
В 1815 г. часть членов ложи «Пётр к Истине» создаёт новую ложу «Избранный Михаил», главой которой избирается Толстой. Эту должность он занимает вплоть до официального запрещения масонских организаций в 1822 г. Члены этой ложи вошли в историю общественного движения России - многие из них участвовали в работе декабристских организаций - Союза спасения, Союза благоденствия, Северного общества.
Ложа «Избранный Михаил» резко отличалась от большинства других лож, больше напоминая политический клуб. «Занятия братий состояли в беседах на важные политические и этические темы, в пропаганде филантропических идей и в личном участии по отрасли человеколюбия и нравственного воспитания», а правила ложи содержали прямые заимствования из «Зелёной книги» - устава Союза благоденствия. Можно смело утверждать, что после распада Союза ложа «Избранный Михаил» стала тем центром, который объединил часть его бывших членов - сторонников либерально-просветительской деятельности и конституционной монархии.
В 1818 г. вместе со своими друзьями, членами этой ложи Ф.Н. Глинкой, Н.И. Гречем, Н.И. Кусовым и другими Толстой организует Общество учреждения училищ по методе взаимного обучения, целью которого было создание бесплатных школ для обучения детей из бедных семей по системе, разработанной английским педагогом Д. Ланкастером. Сумев сплотить группу единомышленников и широкий круг сочувствующих, Общество учредило школу в Петербурге и действовало вплоть до начала 1820-х годов, когда напуганный революциями в Европе император Александр I стал видеть крамолу в любом проявлении общественной инициативы.
Близкое общение с членами тайных организаций - Н.М. Муравьёвым, С.П. Трубецким, Ф.Н. Глинкой, С.И. Муравьёвым-Апостолом и другими, общие с ними взгляды, а самое главное - стремление сделать что-то полезное для своей страны, - привели Толстого в 1818 г. в Союз благоденствия. Он активно участвовал в его работе, был членом Коренной (центральной) управы, а в 1820 г. избран её председателем.
Он, безусловно, входил в ту узкую группу лиц, которые были осведомлены не только о прямой цели Союза, известной всем членам, - распространение просвещения, разоблачение неправосудия, казнокрадства, зла во всех его проявлениях и влияние через это на правительственные сферы, но и о «сокровенной», конечной цели этих действий - подготовке всех сословий к изменению политического устройства общества.
Толстой принадлежал к либеральной части Союза благоденствия, идеалом которой была кропотливая, последовательная просветительская и благотворительная деятельность, направленная на смягчение самодержавия, отмену крепостничества. Его дочь писала: «Отец не был революционером, он всегда был против всякого насилия, он не был и тем, что потом называли «постепеновцем», - не от одного времени ожидал он прогресса, а считал, что всякий, по силе и возможности, должен способствовать улучшению человеческой жизни и трудом своим, и честным, правдивым словом...»
Поэтому когда на рубеже 1820-1821 гг. в Союзе благоденствия под воздействием успешных и быстрых военных революций в некоторых странах Западной Европы возникает идея насильственного переворота, Толстой выходит из него.
Тем не менее со многими членами тайного общества он оставался в тёплых отношениях и продолжал встречаться, принимать их у себя дома. Так, за несколько дней до восстания 1825 г. на маскараде у Толстых Рылеев с Александром Бестужевым и Верстовским, одетые аркадскими пастушками, исполнили трио на кларнетах.
И в дальнейшем Толстой поддерживал добрые отношения с друзьями молодости. Декабрист В.И. Штейнгейль, возвратившись в столицу после 30 лет каторги и ссылки, писал 16 апреля 1857 г. в Сибирь М.А. Бестужеву: «Граф Толстой Фёдор Петрович принял меня с полными объятиями так, как будто мы и не разлучались. Какой благородный человек!»
После роспуска Союза благоденствия в начале 1821 г. Толстой продолжал действовать в духе его программы в рамках масонской ложи «Избранный Михаил», Вольного общества учреждения училищ по методе взаимного обучения, Обществе поощрения художников, в Комитете Васильевского острова о пособии потерпевшим от наводнения 1824 г. В частности продолжало работу «заведение от продажи разных вещей для бедных разного состояния» в помещении книжной лавки Плавильщикова у Синего моста - филантропическое предприятие, основанное ещё в 1819 г. Ф.Н. Глинкой и Ф.П. Толстым, только теперь средства для него собирались в рамках Вольного общества любителей российской словесности.
Он не принимал участия в восстании 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади и, видимо, не знал о готовящемся выступлении. В его «Записках» отсутствует описание самого дня восстания 14 декабря, а также допроса художника Следственной комиссией по делу декабристов. Оно сохранилось только в пересказе его устных рассказов и обширных цитатах из его «Записок» в воспоминаниях Т.П. Пассек. Видимо, эти страницы его «Записок» были уничтожены графиней А.И. Толстой.
В тот день, после принятия присяги новому императору Николаю I в церкви Академии художеств, услышав, что на Сенатской площади что-то происходит, Толстой поспешил туда. Он увидел каре войск, которые вывели на площадь его бывшие товарищи по тайному обществу, толпу петербуржцев, пришедших посмотреть на восстание гвардии, нового царя среди верных ему войск. Когда правительственная артиллерия открыла огонь, Толстой покинул площадь и с трудом добрался до своей квартиры.
На допросе в Следственной комиссии по делу декабристов 15 февраля 1826 г. Толстой был осторожен: он не упоминает названия Союза благоденствия, а называет его «одним благотворительным обществом, целию которого было благотворение, поощрение и распространение наук и художеств», скрывает имена его основателей, руководителей и идеологов, а также истинный характер и цели общества, маскирует свою роль в его деятельности, уклоняется от ответов на прямые вопросы о совещании 1820 г., на котором обсуждался вопрос о лучшей форме правления для России (и где Толстой был председателем).
Несмотря на то, что следствием было доказано активное участие Толстого в Союзе благоденствия, по высочайшему повелению участие Толстого в тайных обществах было «оставлено без внимания».
Художник тяжело переживал гибель друзей. «Боже мой, - писал Толстой, - сколько молодых людей... умных, даровитых, превосходно образованных, истинно любивших своё отечество, готовых для него жертвовать жизнью, которые могли бы впоследствии по своим благородным качествам души и сердца, по уму и образованности быть усердными деятелями на пользу родного края, поборниками правды и защитниками угнетённых, несчастным, необдуманным, несбыточным заговором и явным восстанием погубили навсегда себя и лишили отечество полезных ему слуг».
Свидетельством прощения Николаем I «заблуждений молодости» художника служит благодарственный рескрипт на имя последнего за благоразумные распоряжения его во время бунта (он разоружил солдат Финляндского полка, оказавшихся у него во дворе, разъяснил им факт отречения Константина от престола и советовал им идти просить прощения у царя за свою ошибку). На похоронах Александра I он был назначен маршалом и нёс государственный жезл.
Несмотря на разрыв с декабристами, Ф.П. Толстой сохранил на протяжении всей жизни свои убеждения, независимость и смелость суждений. Его дочь свидетельствует: «Отец продолжал быть тем, чем он был прежде: горячим защитником всего свежего, молодого, сочувствующим всякому движению вперёд, всякому благому начинанию, с ясным, широким взглядом на вещи». Многочисленные подтверждения тому мы находим в его неопубликованных обширных дневниках, которые он вёл во время путешествий по странам Западной Европы в 1845-1846 и 1861-1862 гг., судя по всему, не предназначавшихся для печати, в том, как он добивается освобождения из ссылки Т.Г. Шевченко, как резко порицает николаевское царствование, как приветствует освобождение крестьян.
«Отец всю жизнь шёл не только вровень своего времени, но скорее впереди него: он горячо приветствовал Федотова, ожидал возрождения искусства от картины Иванова, и если б он был начальником академии в 63-м году, то кто знает, - может быть, нашим молодым художникам не пришлось бы выходить из неё и основывать свою артель... - вспоминала Е.Ф. Юнге. - Я знаю, что когда случилась эта история, то отец мой, восьмидесятилетний старик, был вполне на стороне молодых художников и много раз говорил, что «они правы», что, «избирая сюжет свой картины, художник может с большей свободой и любовью работать и лучше выразить свою мысль». «Раз мы видим, что прежний способ не годится, - надо его изменить».
В 1825 г. Толстого назначают преподавателем медальерного класса. Он стремится передать ученикам своё, реформаторское для того времени, представление о любимом деле. «Преподавание медальерного искусства отец вполне создал у нас в Академии: из дела чисто ремесленного - создал искусство», - писала Е.Ф. Юнге.
Уже через три года он - вице-президент Академии художеств. Более тридцати лет Толстой фактически руководит её работой, не оставляя творческих занятий.
В 1836-1839 гг. он выполняет серию медалей в память русско-турецкой и русско-персидской войн 1826-1829 гг. Это был официальный заказ Николая I: он лично определял все темы медалей, утверждал каждый эскиз, внося при этом собственноручные поправки. Всё это не могло не сказаться на художественном уровне этой серии, некоторые медали которой можно упрекнуть в статичности и композиционном однообразии.
Однако лучшие медали вполне сравнимы по художественным достоинствам с медальонами на темы Отечественной войны 1812 г., а всю серию отличает ясность выражения мысли, изящество силуэтов и виртуозная техника. В эти же годы он работает над проектами целого ряда медалей (в награду за успехи в земледелии, садоводстве, геодезии; в честь русских архитекторов В.В. Растрелли, А.Ф. Кокоринова, Д. Кваренги, И.Е. Старова; на воссоединение униатов с православной церковью и др.), которые не были осуществлены.
В 1842 г. за вклад в развитие медальерного искусства российская Академия художеств утверждает его в звании профессора медальерного класса.
К работе над следующими медалями Толстой обращается лишь в 1850-х годах после длительного перерыва, заполненного напряжённой работой в других видах искусства. Он выполняет медали в честь постройки в Петербурге Благовещенского моста, на кончину президента Академии художеств принца М. Лейхтенбергского и в 1861 г. - на отмену крепостного права. Но сделанные в пору угасания таланта мастера, они лишены многих достоинств его более ранних медалей, их отличает нарочитая условность, помпезность, дробность форм.
В 1841 г. Ф.П. Толстой получил крупный и ответственный заказ - сделать скульптурные украшения на вратах храма Христа Спасителя, строившегося в Москве по проекту К.А. Тона. К этой работе он приступил в 1846 г., по возвращении из первой своей поездки за границу, и завершил её в 1851 г.
Барельефные изображения на входных вратах составляли единое целое со всем скульптурным убранством храма, программа которого была составлена московским митрополитом Филаретом. Его воплощали в жизнь А.В. Логановский, П.К. Клодт, Н.А. Рамазанов и Ф.П. Толстой. При этом Толстой как вице-президент Академии художеств должен был, помимо творческих задач, решать массу организационных вопросов: готовить обсуждение проектов на Совете Академии, искать мастерские для вернувшихся из-за границы Иванова и Логановского, заниматься проблемами, связанными с формовкой, отливкой и размещением готовых моделей.
Толстому приходилось учитывать замечания и поправки, которые вносили члены на заседаниях Совета, и лишь после общего одобрения он мог приступать к изготовлению форм для отливки скульптур.
Всего к 12 вратам храма были выполнены 52 фигуры евангелистов, великомучеников, митрополитов и архиепископов, дни памяти которых совпадали с событиями войны 1812 г. Но эту последнюю и самую большую работу художника постигла трагическая участь: гипсовые модели не дошли до нас, а сами врата погибли вместе со взорванным 5 декабря 1931 г. храмом. Сохранились лишь медные модели центральных наружных врат западного портала, восковые барельефы фигур св. апостолов Петра и Павла и деталь композиции врат северного портала «Богоматерь с младенцем», да многочисленные подготовительные рисунки к этой огромной работе.
Видевший всю эту работу целиком знакомый и почитатель таланта Толстого А.Н. Майков отмечал «необыкновенную мягкость лепки, красоту и выражение лиц, благородство и простоту поз и всего сочинения», «поразительную гармонию красоты внешней и красоты духовной». Это, может быть, самое значительное творение Толстого ныне почти забыто, однако даже малая часть этой гигантской работы, сохранившаяся в запасниках музеев, позволяет специалистам говорить о барельефах Толстого как о «произведениях, удивительных по своей пластической завершённости, детальному анализу форм, позволяющих почувствовать широту творческого диапазона художника», и причислять его к ряду крупнейших скульпторов середины XIX в.
В 1849 г. Академия присуждает ему звание профессора скульптуры без выполнения специальной программы, по совокупности работ, созданных им в этом виде искусства.
В конце 1830-1860-х годах Толстой выполняет ряд других работ в области станковой скульптуры - бюст Николая I, голову Христа, статуи нимф для фонтана в Петергофе и для Эрмитажа, надгробие И.В. Кусову, проектирует памятники А.Х. Бенкендорфу и М.П. Лазареву, которые не были осуществлены в камне. Однако их нельзя причислить к удачам художника.
По возведении Исаакиевского собора в Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве возникла идея использовать в их декоре произведения, выполненные в мозаичной технике. Но со времён Ломоносова искусство мозаики было основательно забыто, необходимо было возродить его заново. Во время поездки за границу в 1845 г. Ф.П. Толстой получил задание ознакомиться с мозаичными мастерскими в Италии, а в 1851 г. он возглавил художественный отдел образованного при Академии художеств «мозаичного заведения». Долгие и кропотливые эксперименты позволили вскоре наладить производство высококачественных смальт, а усилиями Толстого и его соратников была создана школа русских мастеров-мозаичников, которая вскоре получила признание за рубежом.
Много работал Толстой в эти годы и в графике. В 1838 г. и в 1842 г. он создал серии акварелей и очерковых рисунков к балетам «Эолова арфа» и «Эхо». Смысл этой огромной работы мастера в том, что, по существу, он создал либретто, эскизы костюмов и декораций и хореографию этих спектаклей. При этом он опирался на достижения близкой ему по духу школы танца Дидло, учеником которого был в молодости.
На подмостках Петербурга в это время появился Марко Тальони, балет которого был лишён содержательного сюжета, имел иной рисунок танца, главное внимание и роль в нём отводились прима-балерине. Созданием своих балетов Толстой как бы выражал протест против новшеств Тальони, призывал вернуться к более красивому и совершенному, по его мнению, танцу. Балеты Толстого поставлены не были, хотя на это было получено согласие императора и формального отказа художник не получил. Это пренебрежение к его работе доставило автору много боли и огорчения.
Другой большой работой художника в последний период его творчества стали иллюстрации к «Греческим стихотворениям» Н.Ф. Щербины, друга дома Толстых, ныне незаслуженно забытого поэта. Толстой не мог не отозваться на волнующую его тему греческой культуры. В его рисунках вновь проявились присущие ему знание и понимание античности, однако композиции, фигуры героев, сам рисунок стали грубее, тяжеловеснее, утратили живую непосредственность и очарование свежести. Это было проявление не только упадка в творчестве мастера, но и кризиса классического стиля, переродившегося в академический шаблон.
В 1854 г. исполнилось 50 лет творческой деятельности Толстого. 10 октября на общем собрании членов Академии художеств, посвящённом этому событию, присутствовали коллеги, друзья, ученики и поклонники юбиляра. В тот день смущённый художник услышал много тёплых слов о себе. Выступавшие отмечали, что пятидесятилетняя деятельность Толстого «на служебном и художественном поприще» является редким феноменом в отечественной культуре.
В честь юбиляра была выбита золотая медаль с изображением на одной стороне портрета художника, а на другой - сияющей звезды и надписи, окружённых лавровым венком: «В память пятидесятилетного служения царю, отечеству и искусствам».
Толстой был также награждён орденом св. Анны I степени. В «Московских ведомостях» от 25 ноября 1854 г. его друг и ученик скульптор Н.А. Рамазанов опубликовал большую статью о Толстом, в которой, помимо биографических данных своего учителя, указал основные работы, отечественные и зарубежные награды, а в заключение отметил, что «дом его пропитан влечением к искусству, был постоянно высшею школою для молодых художников».
Через пять лет, когда в мае 1859 г. исполнилось 50 лет с тех пор, как граф был избран почётным членом Академии художеств, он был произведён из вице-президентов Академии художеств в товарищи президента. «Это была почётная отставка, но всё-таки отставка, - писала дочь. - Отцу было тяжело перенести это, тяжело оставить любимую деятельность, оставить Академию, с которой неразрывно связана была его жизнь; даже квартиру, где он прожил, окружённый любимыми предметами, почти полстолетия». Чтобы помочь пережить трудный момент, друзья художника устроили чествование, носившее неофициальный, дружеский характер. Празднование юбилея завершило служебную карьеру художника.
Толстому шёл восьмой десяток лет, постепенно подступали болезни, и врачи рекомендовали ему лечение за границей. Художник дважды (в 1845-1846 и 1861-1862 гг.) совершил длительные путешествия по странам Западной Европы, во время которых вёл подробные дневниковые записи, дополняя их многочисленными рисунками. Влюблённый с детских лет в античность, он наконец увидел Колизей, скульптуры, триумфальные арки «вечного города». На страницах путевых дневников Толстой запечатлел не только прекрасные памятники античности, но и современную жизнь людей разного социального уровня.
Бурные общественно-политические события, происходившие в те годы в западно-европейских странах, захватили и Толстого. Он иногда бывает резок и полемичен в суждениях о том или ином государственном деятеле, о контрастах «между величием и роскошью... с нищетой и угнетённым положением простого класса людей», но всегда искренен и откровенен в своих оценках. Здесь, как и в годы юности во время плавания в страны Скандинавии, ему вновь представилась возможность сравнивать увиденное с тем, что он хорошо знал и любил дома.
18 декабря 1845 г. он писал конференц-секретарю Академии художеств В.И. Григоровичу из Рима: «Я восхищён всем, но всё-таки скучаю здесь. Я нахожу у нас во многом лучше совсем не по одной только привычке к своему, но тщательно вникая во всё (климат и памятники откладывая в сторону: это другое дело), взвешивая везде, где я был, хорошее и дурное с нашим дурным и хорошим, скажу, что по моему разумению и совести у нас в России в несколько крат лучше... Я не дождусь времени, когда буду иметь радость вернуться в отчизну».
Лечение за границей не улучшило здоровье Толстого. Особенно Фёдора Петровича беспокоило ухудшающееся с каждым годом зрение. Его внучка, посетив дом деда в 1871 г., оставила следующее воспоминание: «Он дряхлел, плохо видел, носил зелёный зонтик для защиты глаз от солнца... Он сидел в кресле, около кресла стоял столик и была садовая скамейка. При нём стояла чтица, молодая девушка, постоянно читавшая ему переводные романы.
Он часто засыпал, но стоило прекратить чтение, сейчас просыпался... Когда я к нему подходила и говорила: «Здравствуй, дедушка», - он присматривался и отвечал: «Здравствуй, милая, ты кто?» - «Я ваша внучка Катенька...» ...Но видно было, что он меня не помнит и ему до меня всё равно... Грустное впечатление я выносила из этих посещений: прежнего ласкового, отзывчивого дедушки уже не было, хотя лицо по-прежнему было ласковое и доброе».
Скончался Толстой 13 апреля 1873 г. в возрасте 90 лет. Похоронили его на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.