4. Кораблестроительные проекты и подготовка к новому плаванию
В начале 1823 г. лейтенант К.П. Торсон подал начальнику Морского штаба контр-адмиралу А.В. фон Моллеру несколько записок и чертежей, содержавших предложения по кораблестроению.
Первые строки записки К.П. Торсона «Замечания на штат вооружения кораблей и прочих военных судов нашего флота и на построение оных» звучали как своеобразный гимн кораблю: «Корабль по величине корпуса и огромности вооружения своего изумляют взоры наши... сие огромное здание повинуется руке слабого человека, по воле которого быстро обтекает шар земной, или доставляет изобилие в страны отдалённые, или несёт в недрах своих войну, или борется с бурями и терпит ужасное испытание, дабы сохранить жизнь и покой своих повелителей...»
И если все корабли «требуют всегдашнего внимания в усовершенствовании вещей, входящих в состав их», - пояснял К.П. Торсон, то тем более этого заслуживают «военные суда, по предмету своему первые», на которых русские моряки «должны плавать... неся с собою честь и славу флага, им вверенного, доставлять и защищать выгоды... соотечественникам, выдерживать продолжительные кампании, крейсеровать у берегов неприятельских, нередко недоступных к спасению от гибели и, не разбирая время года, бороться с бурями жестокими и продолжительными».
Постройка большого парусного деревянного корабля была сложным делом. Она начиналась с изготовления киля. К оконечностям киля под углом к нему крепили брусья - штевни, образующие носовую (форштевень) и кормовую (ахтерштевень) оконечности судна. К килю крепились шпангоуты - «рёбра» корабля. Киль и шпангоуты составляли основу «скелета» корабля, или, как говорили моряки и судостроители, набора корабля.
Каждая пара шпангоутов сверху и в средней части (по числу палуб) скреплялась брусьями, расположенными горизонтально поперёк корпуса корабля - бимсами. Бимсы скреплялись со шпангоутами деревянными угольниками - кницами. По верхним концам всех шпангоутов (и ниже, по числу палуб) прокладывали горизонтальные, идущие вдоль всего корпуса судна брусья - стрингеры. Стрингеры и бимсы служили опорой для палуб корабля.
Построенный из выдержанного леса набор корпуса полагалось на срок до года оставлять для дальнейшей просушки на стапеле. Затем обшивали борта и днище досками, а подводную часть корабля - поверх досок медными листами; настилали палубы.
Артиллерийские орудия размещались вдоль бортов, а для артиллерийской стрельбы в бортах прорезались специальные прямоугольные отверстия - так называемые пушечные порты. Внутренние помещения корабля разделялись на несколько «этажей» - палуб, которые моряки называли деками. Орудия располагались на открытой верхней палубе и на 2-3 закрытых палубах, которые назывались батарейными.
После спуска корабля на воду на нём устанавливали рангоут, натягивали такелаж. Рангоутом называли возвышавшиеся над палубой детали корабля, служившие для постановки парусов: мачты, стеньги, реи.
Все снасти корабля изготовлялись из пеньковых просмоленных тросов. Снасти, применявшиеся для закрепления мачт (штаги и ванты), называли стоячим такелажем. Ванты прикреплялись к бортам корабля и одновременно служили для подъёма матросов на мачты. Снасти, которые служили для подъёма и поворота рей с привязанными к ним парусами, назывались бегучим такелажем. Общая площадь парусов корабля иногда превышала 3000 квадратных метров, а вес всех парусов достигал 4 тонн. Именно давление ветра на паруса двигало корабли эпохи парусного флота. Это делало необходимым особое внимание судостроителей и моряков к рангоуту и такелажу.
Основную боевую силу военных флотов составляли линейные корабли и фрегаты. Они имели по три мачты с «прямыми» парусами. Линейными кораблями назывались наиболее крупные корабли, предназначенные специально для боя в линии (отсюда и их название). Во время сражений флотов парусные боевые корабли располагались один за другим, параллельно такой же линии противника, к которой они все были повёрнуты бортами; такой строй, называвшийся также кильватерной колонной, назывался бортовым расположением пушек. Линейные корабли имели две или три батарейные палубы; на их вооружении было от 70 до 120 пушек. Фрегаты имели одну или две батарейные палубы и вооружались 30-60 пушками.
К.П. Торсон собрал и систематизировал всё лучшее, что он видел на русских и иностранных военных кораблях, и, дополнив наблюдения собственными замечаниями, предложил ввести эти улучшения на всём русском флоте. Он считал нужным изменить расположение внутренних помещений корабля, произвести многочисленные переделки рангоута, такелажа и деталей корпуса. В совокупности предложения К.П. Торсона меняли облик корабля и улучшали его мореходные и боевые качества.
Определённых стандартов в русском судостроении начала XIX в. не существовало, и даже корабли одного ранга строились по-разному в зависимости от чертежей, которые составлялись корабельными мастерами для каждого корабля особо. В целях упорядочения судостроения составлялись так называемые штаты построения и вооружения кораблей, которые включали все детали корпуса корабля, рангоута и такелажа с указанием их размеров, веса и т. п.
Однако с усовершенствованием судостроения размеры и состав деталей менялись, штаты быстро устаревали и возникала необходимость в составлении новых. В 1823 г., когда К.П. Торсон подал свою записку о судостроении, ещё пользовались устаревшими штатами 1805 года. К.П. Торсон считал необходимым составить и ввести на флоте новые, усовершенствованные штаты построения и вооружения кораблей; свои «Замечания» он рассматривал как основу для составления новых штатных положений.
К.П. Торсон предлагал уменьшить рангоут и такелаж кораблей. Это и повысило бы мореходные качества судов, и позволило бы сэкономить много материалов. Увеличенный рангоут позволял коаблю нести больше парусов, а с утолщением такелажа увеличивалась его прочность, но утяжеление рангоута и такелажа уменьшало остойчивость корабля. Тросы, из которых изготовлялся такелаж, К.П. Торсон считал нужным вытягивать до изготовления снастей. Не вытянутые заранее тросы обычно вытягивались сами уже во время плавания, мачты расшатывались и это могло привести к гибели корабля.
Исход морского боя решала артиллерия, поэтому К.П. Торсон требовал при постройке кораблей обеспечить все удобства для артиллерийской стрельбы. Между тем, некоторые судостроители для увеличения скорости хода судов стали делать их более остроконечными. При такой форме корпуса корабли теряли остойчивость, увеличивалась качка, и моряки не могли «действовать артиллерию в свежий ветр». Пушечные порты на военных кораблях К.П. Торсон рекомендовал делать шире, чтобы увеличить сектор обстрела, и прорезать их так, чтобы ванты и другие корабельные принадлежности не затрудняли стрельбы.
Бортовое размещение пушек парусных боевых кораблей определяло особенности тактики морского боя. Моряки старались расположить свой корабль таким образом, чтобы он был повёрнут к противнику бортом и мог обрушить на него бортовой залп, а к противнику при этом подойти с носа или кормы, где не было или почти не было пушек. Поэтому К.П. Торсон считал нужным иметь пушки не только по бортам, но и на носу и на корме и прорезать для них особые носовые и кормовые пушечные порты.
Пушки на носу и корме применялись и в том случае, когда один корабль преследовал другой. Корабль, стремящийся догнать противника, стрелял из носовых пушек, которые поэтому назывались погонными. А отступающий корабль отстреливался из кормовых орудий, которые поэтому назывались ретирадными (ретирада - отступление). «Пушки сии тем нужнее, что должны действовать в необходимой крайности», - писал К.П. Торсон о ретирадных пушках, вспоминая, как фрегат «Богоявление Господне», на котором он плавал в 1809 г. обстреливал из кормовых орудий преследовавший его шведский фрегат.
К.П. Торсон составил новый план расположения внутренних помещений корабля, позволявший удобнее разместить различные вещи и материалы. Заботясь о здоровье матросов, он предусмотрел увеличение кубрика, чтобы не было «стеснено место, назначенное для команды». Употреблявшиеся на русских кораблях печи, требовавшие особых предосторожностей из-за летевших от них искр, К.П. Торсон предложил заменить плитой английского образца.
К.П. Торсон отметил некоторые недостатки в построении корпуса корабля, ухудшавшие его мореходные и боевые качества, и высказал отдельные замечания о руле, якорях, расположении мачт. Для обеспечения прочности корпуса кораблей он предложил делать кницы не сосновыми, а железными, и более сложной формы.
Один из главных недостатков русского судостроения на протяжении многих десятилетий XVIII и начала XIX вв. состоял в применении сырого леса. Высыхание деревянных частей корабля уже после его постройки приводило к появлению щелей, течи; корабль приходилось ремонтировать уже через 2-3 года после спуска на воду. К.П. Торсон считал особенно недопустимым изготовление из невысушенного леса стенок крюйт-камеры, так как от сырых досок мог отсыреть и сделаться непригодным порох.
Не ограничиваясь чисто кораблестроительными замечаниями и предложениями, К.П. Торсон высказался против порочной практики передачи кораблей в зимнее время в ведение портового начальства, не имевшего прямого отношения к плаваниям. Такая перемена в содержании кораблей, вызванная в конечном счёте введением на флоте строевой муштры, приводила к тому, что корабли быстро становились непригодными к плаваниям.
Начальник Морского штаба внимательно отнёсся к проектам К.П. Торсона. Морское министерство хронически страдало от недостатка средств, а исправление штатов по предложениям К.П. Торсона обещало некоторую экономию. Кроме того, в это время обсуждался вопрос о наилучшей планировке трюма военного корабля, поднятый ещё летом 1822 г. в связи с повелением Александра I расположить внутренние помещения одного из строившихся кораблей по английским чертежам. Получив предложения К.П. Торсона, А.В. фон Моллер приказал отложить до их обсуждения введение выработанной Кронштадтским общим собранием новой планировки кораблей.
К.П. Торсону было разрешено изменить в соответствии с его предложениями такелаж и паруса одного линейного корабля и одного фрегата из подготавливаемой к плаванию эскадры контр-адмирала Р.В. Кроуна. Затем специальная комиссия должна была осмотреть вооружённые К.П. Торсоном корабли и внести исправления в штат приготовления такелажа. К.П. Торсон отправился в Кронштадт и осмотрел корабли эскадры Кроуна. Они не годились для исследования, так как уже бывали в плаваниях и их такелаж вытянулся.
27 марта 1823 г. К.П. Торсон написал письмо к А.В. фон Моллеру, в котором изложил свои соображения и просил предоставить ему новые, только что построенные суда: линейный корабль «Эмгейтен» и фрегат «Александр Невский» - и разрешить производить работы самостоятельно, с подчинением только директору порта. К.П. Торсон отмечал, что предоставление свободы в вооружении кораблей позволило бы ему осуществить и такие изменения, которые он задумал, но ещё не изложил в своих проектах.
9 апреля 1823 г. А.В. фон Моллер ознакомился с письмом К.П. Торсона и в тот же день послал ему приглашение «пожаловать для личного объяснения». Сведений об их встрече мы не имеем. Можно лишь предположить, что К.П. Торсон требовал предоставить ему возможность осуществить на «Эмгейтене» все его предложения, а начальник Морского штаба не осмелился один принять такое важное решение.
В связи с составлением кораблестроительных проектов и их обсуждением К.П. Торсон 22 июля 1823 г. был назначен адъютантом начальника Морского штаба. Новые обязанности потребовали его постоянного присутствия в столице. К.П. Торсон окончательно переехал из Кронштадта в Петербург и поселился с матерью и сестрой в казармах 8-го флотского экипажа на Галерной улице.
Галерная улица выходила на Петровскую (Сенатскую) площадь, а с другой стороны площади находилось огромное здание Адмиралтейства, где размещались Адмиралтейств-коллегия, Адмиралтейский департамент и другие учреждения морского ведомства. Отправляясь в Адмиралтейство, К.П. Торсон проходил мимо памятника Петру I, около которого 14 декабря 1825 г. собрались мятежные войска.
К.П. Торсон не оставил моря. В 1822 г. он плавал на фрегате «Лёгком» под командой капитан-лейтенанта А.А. Дурасова из Кронштадта до Готланда, а в 1823-1825 гг. был командиром галета «Торнео». 25 июня 1823 г. эскадра, в составе которой находился галет К.П. Торсона, вышла из Галерной гавани и отправилась в обычное «дальнее» плавание по «Маркизовой луже», как моряки называли восточную часть Финского залива. Здесь при морском министре маркизе И.И. де Траверсе совершались ежегодные плавания - правительство экономило средства за счёт морской подготовки флота. У Ораниенбаума эскадра остановилась и её выстроили - ожидалось прибытие императора.
«В сём положении мы простояли до самого прибытия государя, - писал участвовавший в этом плавании Михаил Бестужев, - во всякий день строя фрунт по 2 по 3 раза, потому что нас хотели выстроить как солдат, но ветру нельзя скомандовать «смирно». Нас беспрестанно ворочало и таскало с якорей, и мы с утра до вечера были заняты работою входить и равняться в линию. Наконец, высокоторжественная минута наступила.
Царь приехал в Кронштадт, мы ему прокричали «ура», снялись с якорей и вступили под паруса. Он был в городе, видел неудачный развод, которого не досмотрел до конца, был на эскадре Кроуна и, наконец, возвратился очень весел в Рамбов (Ораниенбаум). Мы его проводили в две колонны до самой пристани». Затем эскадра направилась к Петергофу, где в это время устраивался праздник, и её опять «поставили во фрунт». Снова на эскадру приезжали император, великие князья... Такие «морские походы» мало что давали для обучения морскому делу и возмущали многих морских офицеров.
Между тем проекты К.П. Торсона были переданы в Кронштадтское общее собрание, которое признало, что они «заключают в себе с одной стороны пользу, а с другой - сбережение государственного интереса». К осени 1823 г. К.П. Торсону разрешили «для произведения опыта» переделать такелаж только что построенного 84-пушечного линейного корабля «Эмгейтен», перестроить на этом корабле переборки и устроить камбуз по его чертежам.
Записка К.П. Торсона о необходимости изменения существовавших с 1805 г. штатов построения и оснащения кораблей побудила начальника Морского штаба представить доклад императору по этому вопросу. В результате в марте 1824 г. было создано новое учреждение морского ведомства - «Комиссия для составления сметных исчислений на построение кораблей, фрегатов и других судов». С образованием Комиссии ей были переданы все бумаги по проектам К.П. Торсона, а сам К.П. Торсон назначен её членом.
Обсуждение предложений К.П. Торсона было первым и главным делом Комиссии, просуществовавшей лишь до 1827 года. Комиссия возложила на К.П. Торсона обязанность составить новые штатные положения для построения и оснащения судов всех рангов. Одновременно лейтенант К.П. Торсон, назначенный командиром корабля «Эмгейтен», оснащал и переделывал его по своим проектам. Назначение лейтенанта командиром линейного корабля было необычным событием и свидетельствовало о высоком авторитете К.П. Торсона.
С возвращением К.П. Торсона из кругосветного плавания возобновилась его дружба с М.А. Бестужевым. Влияние К.П. Торсона на Михаила Бестужева было исключительно велико. «Я снова поступил под опеку Торсона, - вспоминал М.А. Бестужев, - и не раскаиваюсь: я многим обязан ему. Он только что возвратился из полярных стран Южного моря, и его рассказы и наставления глубоко врезались мне в душу... С ним я сроднился как родной. Я и он были одно». С осени 1823 г. лейтенант Михаил Бестужев стал ближайшим помощником К.П. Торсона в дальнейшей разработке и осуществлении кораблестроительных проектов.
«Целая зима проведена была нами в холодных зданиях Адмиралтейства, чтоб приготовить такелаж по новому положению, целая весна в сооружении корабля и в исчислении бесконечных таблиц нового штата, от которого глаза наши едва не ослепли», - вспоминал Михаил Бестужев. При практическом осуществлении проектов К.П. Торсону и М.А. Бестужеву пришлось столкнуться с неприязненным отношением к ним адмиралтейских чиновников, с царившей в морских (и не только в морских) учреждениях России бюрократической волокитой.
«Наступили... для нас, - писал Михаил Бестужев, - убийственно утомительные хлопоты по вооружению корабля. Надо было видеть нищенское ничтожество нашего Адмиралтейства, чтобы иметь понятие о затруднениях, которые мы встречали на каждом шагу в приготовлении вещей новых, встречая препятствия на каждом шагу, встречая на каждом шагу камни, которые бросали под наши ноги адмиралтейские мастера - эти крысы, чуявшие конец своего безотчётного грызения казённых интересов».
В мае 1824 г. подготовка к плаванию неожиданно ускорилась. Великий князь Николай Павлович собрался с супругой в Росток, и начальник Морского штаба был вынужден предоставить ему «Эмгейтен», «так как не было не только готового на этот предмет корабля во всём Кронштадтском порту, но даже мало-мальски годного».
Последнее десятилетие царствования Александра I было одно из самых мрачных эпох в истории русского военного флота. После славных побед в войнах второй половины XVIII - начала XIX вв. русские моряки бездействовали. На флот отпускалось мало средств, но и они часто расхищались. Ежегодные учебные плавания обычно ограничивались восточной частью Финского залива, и только небольшие эскадры совершали морские походы в страны Западной Европы.
Особенно пострадали корабли, лишённые попечения своих командиров. В XVIII - начале XIX вв. каждый корабль имел постоянный экипаж. Одни и те же матросы и офицеры в летнее время плавали на корабле, а зимой заботились о его сохранении. В 1810 г. на матросов было распространено обучение сухопутным маневрам. Такое обучение могло бы принести пользу, ибо матросам приходилось участвовать в десантных действиях на суше.
Но обычно дело сводилось к шагистике, которая, к тому же, отрывала матросов от морских работ и учений. Экипажи стали рассматривать почти как сухопутные войска, их формировали, исходя из интересов строевой муштры, а не из нужд морской службы. Количество матросов в экипажах (с 1816 г. составляли 1050 человек, разделённые на 8 рот) перестало соответствовать числу матросов на кораблях. Флотские экипажи потеряли связь с кораблями.
Моряков стали распределять каждый год на разные суда, а на зиму корабли поступали в ведение портового начальства. Содержание судов, их ремонт и подготовка к кампании вверялись теперь людям, не участвовавшим в плаваниях. Но дело было не только в этом. Служащие порта при всём старании не могли справиться со всеми теми работами, которые ранее производились командирами судов.
Главный командир черноморского флота и портов вице-адмирал Н.Л. Языков ещё в 1814 г. подал морскому министру рапорт, в котором обрисовал все неудобства, происходившие от передачи кораблей в порт. Но маркиз И.И. де Траверсе не пожелал тогда прислушаться к голосу моряков, заботившихся о состоянии русского флота. Корабли гнили на якорях, и лишь немногие из них могли выйти в море.
«...Если бы хитрое и вероломное начальство, пользуясь невниманием к благу человечества и слабостию правительства, хотело, по внушению и домогательству внешних врагов России, для собственной своей корысти, довести разными путями и средствами флот наш до возможного ничтожества, то и тогда не могло бы оно поставить [его] в положение более презрительное и более бессильное, в каком он ныне находится.
Если гнилые, худо и бедно вооружённые и ещё хуже и беднее того снабжённые кораблями, престарелые, хворые, без познаний и присутствия духа на море флотовожди, неопытные капитаны и офицеры и пахари, под именем матросов в корабельные экипажи сформированные, могут составить флот, то мы его имеем». Так писал о состоянии русского военного флота в 1824 г. известный кругосветный мореплаватель В.М. Головнин, занимавший в это время пост генерал-интенданта русского флота (руководителя кораблестроения).
Желая заслужить благоволение императора, морской министр маркиз де Траверсе и начальник Морского штаба А.В. фон Моллер соглашались на сокращение расходов по морскому ведомству и всячески скрывали от Александра I бедственное состояние флота. Это было нетрудно, ибо император, по его собственному признанию, разбирался в морском деле «как слепой в красках».
Посещая Кронштадт, Александр I интересовался почти исключительно строевой подготовкой моряков, после чего «ревизующего монарха» провозили на императорском катере вдоль строя стоящих на якорях полуразвалившихся кораблей, специально для этой цели выкрашенных с одного борта. Ни на одном из таких кораблей нельзя было отправить в Германию великого князя Николая Павловича - поэтому и понадобился «Эмгейтен».
Особ императорской фамилии полагалось сопровождать офицерами и матросами Гвардейского флотского экипажа. Командиром «Эмгейтена» назначили капитана 2-го ранга П.Ф. Качалова. Но прежде, чем передать корабль П.Ф. Качалову, А.В. фон Моллер решил до конца использовать знания и опыт К.П. Торсона. Подготовка «Эмгейтена» к плаванию в Росток в конце мая и в течение всего июня 1824 г. продолжалась под руководством К.П. Торсона и М.А. Бестужева в соответствии с составленными ими новыми штатами 84-пушечного линейного корабля. Былая медлительность в подготовке корабля сменилась спешкой и суетой.
«Корабль, на котором предложено испытать нововводимые вещи... - писал М.А. Бестужев матери, - вооружался точно так, как запрягают в полиции лошадей на пожар... Ежедневно толпилось на корабле до 500 рабочих людей по разным мастерствам. Я не включаю матросов при вооружении. Каждому из этих людей надо было дать работу, для него совершенно новую, о которой он прежде не имел понятия, следовательно, надо было смотреть за каждым и каждому толковать.
Кроме сих работ было множество поделок в самом адмиралтействе; каждый день надо было их обегать, чтоб видеть, так ли делается. Присоедините к этому поспешность, с которою торопили, и неудовольствие со стороны всех, которым всякая новость кажется расколом, и Вы будете иметь только некоторое понятие тех хлопот и трудов, которыми мы могли вооружить корабль, как должно».
Несмотря на спешку и многочисленные трудности, вооружение корабля было успешно завершено. «Надо истинно сказать, - писал М.А. Бестужев, - что всё было прекрасно, и хотя зависть и самолюбие грызло порядком сердца всех, но справедливость часто исторгала достойные похвалы Торсону... Корабль «Эмгейтен» был подготовлен, как жених на бракосочетание. Любо было смотреть на этого красавца русского флота, принаряженного без казённого классицизма, просто, чисто и вполне отвечающего боевому его назначению».
Когда вооружение корабля закончилось, моряки Гвардейского экипажа прибыли из Петербурга в Кронштадт на пароходах и были помещены на «Эмгейтен». Капитан 2-го ранга П.Ф. Качалов, появившийся на корабле за неделю до плавания, сменил К.П. Торсона. К.П. Торсона и М.А. Бестужева удалили. 19 июля Александр I осматривал корабль с контр-адмиралом Карцовым, а 24 июля прибыл на «Эмгейтен» с великими князьями, великой княгиней Александрой Фёдоровной и придворными.
«Все были поражены небывалым устройством, изящною отделкою и видом корабля, не похожего на то, что прежде видано. Государь, вполне довольный, благодарил Качалова, несколько раз спрашивал, отчего он тут видит то, чего прежде нигде не видел - и все кланялись и молчали, потому что истины сказать не смели».
Начальник Морского штаба, отстранивший К.П. Торсона, не решился признаться, что передал П.Ф. Качалову предназначенный к испытательному плаванию корабль, ибо тогда выяснилось бы, что другие оставшиеся в порту суда не в состоянии выйти в море. «Вы ожидаете слышать, - с возмущением писал М.А. Бестужев матери о К.П. Торсоне, - как, чем и каким образом награждён он за его труды? Если Вы это в самом деле думаете, значит, Вы худо знаете нашу службу. За его труды, как водится, наградили другого...»
К.П. Торсон был возмущён поступком А.В. фон Моллера. Узнав, «какую жалкую роль он играл в этой комедии, всегда осторожный Торсон разразился перед ним всем пылом своего благородного негодования» и объявил начальнику Морского штаба, «что он пойдёт к государю и сообщит ему, как играют его именными указами даже в то время, когда страждут интересы казны».
А.В. фон Моллер поспешил «употребить все средства для его успокоения». Он объяснил К.П. Торсону, что бедственное состояние флота сделало неизбежным назначение «Эмгейтена» для плавания в Пруссию великого князя Николая Павловича, «ублажал и успокаивал его негодование». 30 августа 1824 г. «за отличие по службе» К.П. Торсон был произведён в капитан-лейтенанты. Тогда же А.В. фон Моллер назначил К.П. Торсона начальником морской кругосветной научной экспедиции.
* * *
...В начале XIX в. был вновь поднят вопрос, который в середине XVII в. уже решили русские мореходы Дежнёв и Попов, и ответа на который, не зная о подвиге Дежнёва, настойчиво искал Пётр I - вопрос о том, «соединяется ли Азия с Америкою». Открытия Беринга не исключали возможности существования перешейка в более северных районах, а плавание Дежнёва вызывало сомнение у иностранных географов. Этот вопрос был связан с другим важным географическим вопросом - с поисками Северо-Западного морского прохода (прохода между Тихим и Атлантическим океанами вдоль северных берегов Америки).
Для решения этих вопросов в 1815 г. в Берингов пролив был отправлен лейтенант О.А. Коцебу на бриге «Рюрик», а в 1819 г. русское правительство организовало экспедицию на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» под командой М.Н. Васильева и Г.С. Шишимарёва для продолжения начатых О.А. Коцебу изысканий. Эти экспедиции произвели важные географические исследования, но северо-западный проход так и не был открыт.
В начале 1820-х гг. исследование западных берегов Северной Америки продолжалось силами Российско-Американской компании. В конце 1822 - начале 1823 гг. в Морское министерство поступило несколько проектов экспедиций для исследования северо-западных берегов Северной Америки и отыскания Северо-Западного прохода.
В этой обстановке было решено снарядить новую экспедицию к берегам Северной Америки. В 1823 г. на Охтенской верфи заложили два брига. Однако в марте 1824 г. в Морском министерстве отказались от мысли о новом плавании на север.
Два недостроенных корабля, предназначавшихся ранее для экспедиции к северо-западному морскому проходу, А.В. фон Моллер и передал под команду К.П. Торсона осенью 1824 года. На них К.П. Торсон должен был отправиться в новую кругосветную экспедицию. Начальник Морского штаба разрешил К.П. Торсону самому составить инструкцию, которая определила бы цель, продолжительность и даже место действия нового кругосветного плавания, и обещал утвердить её. Так А.В. фон Моллер пытался успокоить гнев К.П. Торсона, искупить свою вину перед ним и одновременно удалить его из Петербурга на несколько лет во избежание неприятностей из-за истории с кораблём «Эмгейтен».
- По Вашем возвращении из вояжа, - говорил А.В. фон Моллер, - я буду в возможности наградить Вас вдвойне - и за вояж, и за то, что Вы потеряли теперь; тогда и офицеры, трудившиеся при составлении штатов, будут награждены так, что Вы останетесь довольны.
К.П. Торсон видел, что споры с начальником Морского штаба не вернут ему «Эмгейтен». А предложение руководить кругосветной экспедицией было заманчиво, оно «соответствовало его постоянному направлению в пользе наук и отчизны», и К.П. Торсон согласился.
Началась разработка планов кругосветного плавания и подготовка к нему. Назначение К.П. Торсона начальником экспедиции держалось в тайне, но среди моряков ходили слухи об этом. К.П. Торсон и М.А. Бестужев с увлечением просиживали ночи над картами, составляя инструкцию. «Помню я эти блаженные минуты, - вспоминал Михаил Бестужев, - когда в осенние ночи при тусклом свете сальной свечи мы проводили с Торсоном пути по земному шару и открывали с ним неведомые страны и острова и крестили их русскими именами.
Как затруднялись, чтоб найти предлог посетить Средиземное море, куда меня влекло моё пламенное воображение: посетить места, столь славные историческими воспоминаниями. И, наконец, и эти места были включены в инструкцию, и эта инструкция утверждена была высочайшею волею. Я и избранные для вояжа офицеры должны были наблюдать за постройкой судов».
...7 ноября 1824 г. на Петербург обрушилось самое сильное за всю историю города наводнение реки Невы. В 10 часов утра вода вышла из берегов и разлилась по улицам. Ночью в Галерной гавани стреляли пушки, предупреждая население. Но город оказался неподготовленным к наводнению. Утром император вызвал во дворец начальника Морского штаба и, видя, что не сделано никаких распоряжений о борьбе со стихией, гневно спросил:
- Что сделал бы с вами Пётр Великий, если бы это случилось в его время?
- Повесил бы, - отвечал А.В. фон Моллер, совершенно растерявшись.
А.В. фон Моллер возвратился в отчаянии. В доме морского министра его уже ожидали его адъютант капитан-лейтенант К.П. Торсон, мичман Д.И. Завалишин и лейтенант Гвардейского экипажа М.К. Кюхельбекер. Тотчас были собраны все лодки, на них посажены команды из матросов. Д.И. Завалишин, М.К. Кюхельбекер, П.П. Беляев и другие морские офицеры отправились в лодках по улицам города, а К.П. Торсон приготовлял помещения для пострадавших от наводнения в морских казармах на Галерной улице.
К полудню уже было затоплено уже две трети города. Кареты и дрожки, которые вначале ездили по воде, стали всплывать, передвигаться на них было невозможно. Реки и каналы слились с водами, покрывавшими улицы, и город представлял собой разбушевавшееся море. Ветер и вода сносили с домов крыши, разрушали ветхие строения. Бурлящие потоки воды несли по улицам крыши домов, смытые водами небольшие деревянные постройки, вырванные с корнем деревья, сорванные с якорей суда...
Прохожие, застигнутые наводнением на улицах, влезали на деревья, на заборы, забирались на крыши домов. Морские команды спасали тонущих, снимали людей с крыш, заборов, деревьев и отвозили в приготовленные К.П. Торсоном помещения на Галерной улице, а затем, рискуя собственной жизнью, отправлялись в новые «экспедиции».
К 7 часам вечера вода спала, плавать на лодках уже было нельзя, и морские офицеры собрались у К.П. Торсона. К этому времени они свезли в морские казармы на Галерной улице около 700 человек. На другой день император вызвал к себе морских офицеров и благодарил их за спасение людей.
...Несмотря на то, что инструкция была составлена, а корабли строились, М.А. Бестужев, разочаровавшись в морской службе под влиянием беспорядков и злоупотреблений на флоте, 22 марта 1825 г. перешёл в Московский гвардейский полк. К.П. Торсон, по-видимому, оставался предполагаемым начальником готовившегося плавания до восстания 14 декабря.
Декабрьские события навсегда поставили К.П. Торсона вне флота, хотя в душе он оставался моряком и в тюрьме, и на каторге, и в ссылке. Подготовленные К.П. Торсоном суда, получившие названия «Моллер» и «Сенявин», в 1826 г. отправились под командой капитан-лейтенантов М.Н. Станюковича и Ф.П. Литке в обычное для первых десятилетий XIX в. кругосветное плавание к берегам Аляски и Камчатки.
* * *
До недавнего времени считалось, что после отстранения К.П. Торсона от командования кораблём «Эмгейтен» его проекты больше не обсуждались и введены на флоте не были. Не известные ранее архивные документы показывают, что и после отправления в плавание «Эмгейтена» продолжались и работа К.П. Торсона над проектами, и их обсуждение в Комиссии для составления сметных исчислений, и испытания по ним.
13 октября 1824 г. К.П. Торсон представил в комиссию новые штатные предложения для всех основных рангов военных судов. 19 марта 1825 г. Комиссия постановила, что проект К.П. Торсона она находит полезным, ибо «предлагаемый г. Торсоном способ более приближает вооружение кораблей к совершенству». Предложенное К.П. Торсоном новое расположение внутренних помещений корабля Комиссия также нашла «более удобным, нежели ныне существующее».
Летом 1825 г. построенные в Архангельске 74-пушечный корабль «Царь Константин» и 36-пушечный фрегат «Елена» были оснащены в соответствии с составленными К.П. Торсоном штатами; внутренние помещения корабля «Царь Константин» также были расположены по его планам. Одновременно на кораблях «Сысой Великий» и «Гангут» испытывался сделанный по чертежам К.П. Торсона «камбуз с англинским очагом», который был «найден к употреблению удобным».
На основании представленных К.П. Торсоном штатов, окончательно признанных удобными, Комиссия составила новые штатные положения, которые предполагалось ввести на флоте. Эти штаты не были введены в связи с событиями 14 декабря и осуждением К.П. Торсона, но на практике многими предложениями опального морского офицера пользовались и после восстания. В Архангельске, куда составленные К.П. Торсоном штаты 74-пушечного корабля и 36-пушечного фрегата были посланы весной 1825 г. для вооружения «Царя Константина» и «Елены», и после 1825 г. суда этих типов (в частности, законченные в 1826 г. корабли «Азов» и «Иезекииль») продолжали строить по новым штатам.
М.П. Лазарев, наблюдавший в 1826 г. за построением в Архангельске 74-пушечного корабля «Азов», несколько изменил его внутреннюю отделку. Николай I, осмотрев «Азов», повелел в дальнейшем строить корабли по его образцу. Но М.П. Лазарев исходил из нового плана расположения внутренних помещений корабля, составленного К.П. Торсоном. Так император, сам того не зная, ввёл на всём флоте не только внутреннюю отделку, предложенную М.П. Лазаревым, но и ту планировку, которая была выработана К.П. Торсоном и в основном оставлена М.П. Лазаревым без изменения.
...Ещё в 1821 г. началось восстание греков против многовекового турецкого владычества. Лучшие люди России, в том числе и декабристы, с волнением следили за их борьбой, ожидая вступления России в войну. Но Александр I не решился помочь греческим «единоверцам», покровительницей которых всегда считалась Россия. Только в 1827 г. Николай I отправил корабли к греческим берегам. В это время турецкие и египетские войска безжалостно уничтожали мирное греческое население.
8 октября 1827 г., в 11 часов утра, объединённая англо-франко-русская эскадра двумя колоннами двинулась в Наваринскую бухту, где находился турецко-египетский флот. В левой колонне шли русские боевые суда: линейные корабли «Азов», «Гангут», «Иезекииль» и «Александр Невский» и фрегаты «Константин», «Проворный», «Кастор» и «Елена».
Все эти линейные корабли и фрегат «Елена» были построены ы 1824-1826 гг. с применением усовершенствований, предложенных К.П. Торсоном. Под перекрёстным огнём береговых батарей русские суда вошли в бухту. Бортовые залпы русских, английских и французских линейных кораблей и фрегатов обрушились на турок. Турецкие корабли горели, взрывались, тонули, выбрасывались на берег... К 6 часам всё было кончено. Турецкий флот перестал существовать.
К.П. Торсону не пришлось услышать гром пушек под Наварином. Осенью 1827 г. он был уже в Читинском остроге.







