Михаил Александрович Фонвизин
Биографический очерк
I.
Военная служба. - Влияние либеральных взглядов Д.И. Фонвизина. - Участие в масонской ложе. - Союз спасения. - Собрания членов тайного общества в Москве.
Декабрист Михаил Александрович Фонвизин, родной племянник знаменитого драматурга Дениса Ивановича Фонвизина, родился, по его собственному показанию на следствии, в 1788 г., учился в Петербурге в немецком училище св. Петра, а затем в Московском университетском пансионе и слушал лекции в тамошнем университете; но образование его было рано прервано. Отец его был женат на своей двоюродной сестре, вследствие чего Мамоновы оспаривали законность этого брака, желая лишить его детей права на наследование обширных мамоновских имений. Это побудило Александра Ивановича Фонвизина рано готовить сына к военной службе, заботиться о подготовке его по математике и военным наукам и затем определить на службу, когда ему только исполнилось 15 лет. Расчёт этот оказался верным: за отличие Михаила Александровича по службе были утверждены государем права его и его брата на мамоновское наследство.
Он начал службу в 1803 г. в Измайловском полку и был произведён в офицеры в 1805 г. за сражение под Аустерлицем. Зимою 1806-1807 г. ему пришлось заниматься обучением рекрутов в Гродненской губернии, причём он сделал интересное знакомство с приором монастыря траппистов, католических монахов, удалившихся во время революции из Франции и испросивших себе у императора Павла в 1797 г. убежище в России. Фонвизин был свидетелем того, как этот приор освободил из заключения монаха, который за тяжкий грех (убийство своего товарища) был, по приговору папы, замурован в монастырской стене в продолжение 20 лет во Франции и 10 лет в России.
В 1809 году у Петербурге, у Фонвизина, продолжавшего служить в Измайловском полку, стало собираться общество офицеров, занимавшихся военными науками: тут бывали Дибич (впоследствии фельдмаршал), Спиридов (впоследствии декабрист), Муромцов и многие другие. Читали комментарии Цезаря, описание Семилетней войны Фоларда и Вобана. К ним присоединились также Вельяминов и Рахманов, издававшие «Военный журнал».
Устройство этого кружка или несколько свободное обращение с начальством не понравилось командиру полка, Башуцкому, человеку необразованному, и он отправил Фонвизина и Муромцова в Финляндию, где, по случаю войны с Швецией, находился один из батальонов их полка. Невежливость Башуцкого и нелюбовь его к учёным офицерам привели к тому, что они сговорились между собою и стали через день подавать прошения об отставке; государь не принял этих прошений и через некоторое время назначил другого полкового командира. В 1811 году товарищи по службе вновь стали собираться в Петербурге у Фонвизина и по-прежнему занимались военными науками, причём Дибич читал им лекции о Семилетней войне.
В 1812 г. Фонвизин был адъютантом у начальника штаба, знаменитого Алексея Петровича Ермолова, который особенно любил и уважал его.
Однажды Фонвизин прискакал в имение своего отца (Бронницкого уезда Московской губернии), где тот жил со своим семейством, чтобы сообщить ему, что французы идут по этой дороге. Проводивши отца, Фонвизин, несмотря на близость неприятеля, отправился в баню, выйдя из которой, увидел уже с балкона дома приближающихся французов. Переодевшись в мужицкое платье, он скрылся от неприятеля с помощью горячо любивших его крестьян и, встретив нашу бригаду, остановил её, сообщив, что Москва уже занята французами. Бригадный генерал не поверил его словам и не хотел изменить данного ему маршрута. Тогда Фонвизин взял всю ответственность на себя и, как адъютант Ермолова, дал генералу письменный приказ изменить маршрут, чем и спас бригаду от неминуемой гибели или плена.
Во время дальнейшей кампании Фонвизин скоро дослужился до чина полковника, так что в 1813 г. ему было вверено командование Егерским полком. В том же году, в сражении под Кульмом, под ним было убито 5 лошадей. В 1814 г. он находился в авангарде, в городе Прованс, где дивизионный командир назначил ночлег. Ночью маршал Удино напал на наш отряд, и он весь был взят в плен; Фонвизина маршал отправил с рекомендательным письмом в Париж, где он жил на свободе и был любезно принят французами. При приближении к Парижу союзных войск, всех пленников отправили в один из городов Бретани, где уже находилось несколько тысяч пленных русских и австрийцев.
Среди жителей города было много роялистов. Узнав от них, что дело Наполеона проиграно, Фонвизин, с согласия других русских, поднял белое знамя; они завладели арсеналом, обезоружили караулы, сделались хозяевами города и объявили его на военном положении. В это время на подкрепление к войску Наполеона шёл один полк, которому следовало пройти через город. Фонвизин согласился пропустить его, но с тем, чтобы он был обезоружен и чтобы оружие следовало за полком на подводах. По вступлении союзников в Париж император Александр I, недовольный его самоуправством, очень сухо принял его; напротив, Людовик XVIII, которому он был вслед затем представлен, чрезвычайно его обласкал. В 1815 г. Фонвизин командовал полком в корпусе графа Воронцова, начальствовавшего оккупационным отрядом во Франции.
Известно, какое громадное образовательное влияние имело для русской военной молодёжи пребывание за границей в 1813-1815 гг.; сам Фонвизин так характеризует это влияние в своих «Записках»:
«В походах в Германии и Франции наши молодые люди ознакомились с европейскою цивилизациею, которая произвела на них сильнейшее впечатление, что они могли сравнивать всё виденное ими за границею с тем, что им на всяком шагу представлялось на родине: рабство огромного большинства русских, жестокое обращение начальников с подчинёнными, всякого рода злоупотребления власти, повсюду царствующий произвол, - всё это возмущало и приводило в негодование образованных русских и их патриотическое чувство. Многие из них в походе познакомились с германскими офицерами, членами прусского тайного союза (Tugenbund), который так благотворно содействовал освобождению и возвышению Пруссии, и с французскими либералами.
В открытых беседах с ними наши молодые люди нечувствительно усвоили их свободный образ мыслей и стремление к конституционным учреждениям, стыдясь за Россию, так глубоко униженную самовластием. - Возвратясь в Петербург, могли ли наши либералы удовлетвориться пошлою полковою жизнью и скучными мелочными занятиями и подробностями строевой службы, которых от них строго требовали начальники, угождая тем врождённой склонности Александра и братьев к фрунтомании, солдатской вытяжке, одиночному учению и проч., несмотря на то, что опыты двухлетней жестокой войны с неприятелем самым искусным могли бы, кажется, убедить Александра, что не от этих мелочей зависит победа».
Фонвизин был более чем кто-либо подготовлен к восприятию этих впечатлений. В одном из первых своих показаний, во время следствия по делу декабристов, он говорит: «Припоминая себе впечатления первой молодости, уверился я, что свободный образ мыслей получился не от сообщества с кем-либо, но, когда мне было 17 лет, из прилежного чтения Монтескье, Рейналя и Руссо, также древней и новейшей истории, изучением которой занимался я с особенной охотою. Впоследствии двукратное пребывание за границею и любимое моё чтение новейших французских и немецких публицистов, равно журналов и газет разных партий, не мало способствовали к утверждению моих политических мнений, без особенного влияния, чей бы то ни было беседы или внушения».
Кроме влияния чтения и заграничного похода, стремление к политической свободе поддерживалось в Фонвизине и семейными преданиями, а равно воспоминаниями о той роли, которую играл Д.И. Фонвизин в выработке графом Никитою Ивановичем Паниным плана политических реформ.
Известно, что Н.И. Панин, занимая 12 лет место посланника в Швеции с 1748 по 1760 гг., причём его главная задача состояла в том, чтобы препятствовать там восстановлению самодержавия, был хорошо знаком с тамошним государственным устройством. В 1762 г. он представил императрице Екатерине II проект учреждения Совета и реформы Сената, в котором ясно сказывалось стремление ограничить произвол верховной власти в России. Подобных же взглядов он держался и позднее.
М.А. Фонвизин так излагает проект государственного преобразования, составленный его дядею, знаменитым писателем, Д.И. Фонвизиным, под руководством графа Н.И. Панина. В нём предполагалось установить «политическую свободу сначала для одного дворянства», учредив Верховный Сенат, часть несменяемых членов которого назначалась бы от короны, а большинство состояло бы из лиц, избранных дворянством из своего сословия. Синод должен был входить в состав общего собрания Сената. Дворянским собраниям, губернским, областным и уездным предполагалось дать право совещаться об общественных делах и местных нуждах, представлять о них Сенату и предлагать ему новые законы.
Выбор как сенаторов, так и всех местных чиновников должен был производиться в этих же собраниях. Сенат был бы облечён полною законодательною властью, но императору предоставлялось право утверждать принятые Сенатом законы и обнародовать их; ему же принадлежала власть исполнительная. Предложения относительно предоставления дворянству преобладающего значения могли быть внушены Панину наблюдением того властного положения, какое оно занимало в шведском Сейме. В проекте упоминалось также о необходимости постепенного освобождения крепостных крестьян и дворовых людей.
«Копия с конституционного акта» по смерти Д.И. Фонвизина хранилась, по свидетельству М.А. Фонвизина, у другого его дяди, Павла Ивановича Фонвизина, директора Московского университета. Во время гонения на Новикова и масонов у П.И. Фонвизина был сделан обыск, но перед прибытием полиции он успел уничтожить акт, вверенный ему братом, Денисом Ивановичем. Отец Михаила Александровича, бывший в это время у своего брата, успел спасти введение к нему; подлинная рукопись которого перешла затем к Михаилу Александровичу, и была украдена у него одним букинистом, продавшим её П.П. Бекетову, который издавал тогда сочинения Д.И. Фонвизина.
Копию этого документа взяли у М.А. Фонвизина при его аресте, другая же копия, конец которой был написан рукою брата Михаила Александровича, Ивана Александровича Фонвизина, была взята у купца Котельникова, который рассказал, что получил её в 1818 г. от братьев Фонвизиных; он видел у них и подлинник. Весьма важное показание Котельникова, что «точно такая же бумага в запечатанном конверте была оставлена Денисом Ивановичем госпоже Пузыревской (коей муж был с С.-Петербурге губернским прокурором) для предоставления сего конверта государю императору Павлу Петровичу» (очевидно, уже после его восшествия на престол). Котельников слышал от госпожи Пузыревской, что она представила императору Павлу этот конверт, и за то ей была «пожалована пенсия».
Очень важные разъяснения относительно документа, составленного Д.И. Фонвизиным под руководством Н.И. Панина, дают материалы, найденные Е.С. Шумигорским, которые он любезно сообщил мне с разрешением ими воспользоваться. Из письма графа П.И. Панина от 1 октября 1784 г. к великому князю Павлу Петровичу видно следующее. Н.И. Панин сочинял для поднесения Павлу Петровичу «Рассуждение» о том, что в России истребилась «всякая форма государственного правления» и что вследствие этого как государство, так и сами государи находятся в весьма непрочном положении. Павлу Петровичу было известно, что Панин занимается этим трудом.
После того, как великий князь отправился в заграничное путешествие, Н.И. Панин не имел уже сил долго писать собственноручно и даже долго диктовать, и потому всё «Рассуждение» было написано рукою Д.И. Фонвизина, на основании словесных наставлений («познаменований») Панина. По смерти графа Н.И. Панина, он передал рукопись брату его, Петру Ивановичу, который в письме к Павлу Петровичу (откуда мы заимствуем эти сведения) говорит, что находит невозможным немедленно передать ему эту рукопись, так как «известны... ужасные примеры в отечестве нашем над целыми родами сынов его за одни только рассуждения противу деспотизма, распространяющегося из всех уже божеских и естественных законов»; он считает это небезопасным и для самого великого князя и потому оставляет пока труд брата у себя с тем, чтобы он был передан Павлу Петровичу по вступлении его на престол. П.И. Панин добавляет, что сочинение его брата осталось в черновом виде и что хотя в нём и сказано, что к нему прилагаются фундаментальные законы, но смерть не дозволила ему даже начать их составление.
П.И. Панин не удовольствовался сохранением для Павла Петровича труда своего брата «о непременных государственных законах». Ссылаясь на то, что вследствие дружбы с братом он имел с ним «откровенные рассуждения и примышления о всём оном» и потому, знал «его предположения к фундаментальным правам», он говорил, что счёл своею обязанностью «сочинить» прибавление к «Рассуждению» брата «о всём том, на что мнилось иметь полезным отечеству нашему фундаментального права».
Письмо П.И. Панина к «державнейшему императору Павлу Петровичу, самодержцу всероссийскому» было написано из села Дугина 1 октября 1784 г., составление приложения к нему было окончено в декабре того же года, а умер он в 1789 г. Сношения его с Д.И. Фонвизиным продолжались и после смерти Никиты Ивановича: последнее сохранившееся письмо Фонвизина к П.И. Панину из Петербурга помечено 4 апреля 1788 г.; нужно думать поэтому, что адресованные им Павлу Петровичу бумаги П. Панин передал на хранение Д.И. Фонвизину, и мы полагаем, что это был тот самый пакет, который госпожа Пузыревская, по свидетельству купца Котельникова, должна была передать и передала императору Павлу, за что и получила пенсию.
В предположениях, изложенных П.И. Паниным, не заключалось никаких мер для ограничения самодержавия, но это ещё не доказывает, чтобы таких мер вовсе не желал Н.И. Панин. Михаил Александрович Фонвизин сообщает, что его дядя, Павел Иванович, успел уничтожить «список с конституционного акта», переданного ему на хранение Денисом Ивановичем. Очень возможно, что это и были те записанные последним предположения Никиты Ивановича об ограничении самодержавия, сущность которых изложена М.А. Фонвизиным в его «Записках» (см. выше).
П.И. Панин утверждает в своём письме к Павлу Петровичу, что смерть не позволила Никите Ивановичу приступить к составлению «фундаментальных законов», но Денису Ивановичу могли быть известны те политические реформы, о которых мечтал Никита Панин. Он мог не считать эти реформы немедленно осуществимыми, мог высказываться за необходимость некоторых подготовительных мер, но показания М.А. Фонвизина о плане учреждения Верховного Сената и о выборе части членов его дворянством настолько определённы, что едва ли можно сомневаться в существовании такого плана.
Так как «Рассуждение», составленное Д.И. Фонвизиным, без сомнения, имело влияние на политическое миросозерцание его племянника, Михаила Александровича, так как оно распространялось им и его братом Иваном Александровичем в копиях и было даже переделано Никитою Михайловичем Муравьёвым и приспособлено к царствованию императора Александра, причём некоторые приписывали эту переделку М.А. Фонвизину, - то мы считаем необходимым привести здесь главные мысли из труда его знаменитого родственника. Автор доказывает опасность неограниченной верховной власти и необходимость установления «непременных государственных законов», без которых «не прочно ни состояние государства, ни состояние государя»...
«Кто поручится, - продолжает Д.И. Фонвизин, - чтоб преемнику не угодно было в один час уничтожить всё то, что во все прежние царствования установлено было? Кто поручится, чтоб сам законодатель, окружённый неотступно людьми, затмевающими пред ним истину, не разорил того сегодня, что создал вчера? Где произвол одного есть закон верховный, там прочная общая связь и существовать не может; там есть государство, но нет отечества, есть подданные, но нет граждан, нет того политического тела, которого члены соединялись бы узлом взаимных прав и должностей; одно пристрастие бывает подвигом всякого узаконения, ибо не нрав государя приноравливается к законам, но законы к его нраву.
Какая же доверенность, какое почтение может быть к законам, не имеющим своего естественного свойства, т.е. соображения с общею пользою? ... Тут подданные порабощены государю, а государь обыкновенно своему недостойному любимцу... Но тот государь самовластнейший, который на недостатке государственных законов чает утвердить своё самовластие. Порабощённый одному одному или нескольким рабам своим, почему он самодержец? ...
Тщетно пишет он новые законы, возвещает благоденствие народа (намёк на известные слова Екатерины II в «Наказе». - В.С.), прославляет премудрость своего правления... Таковое положение долго и устоять не может... Вдруг все устремляются расторгнуть узы нетерпимого порабощения, и тогда что есть государство? Колосс, державшийся цепями; цепи разрываются, колосс упадает и сам собою разрушается. Деспотичество, рождающееся обыкновенно от анархии, весьма редко опять в неё не возвращается».
Признавая договорное начало происхождения государства, автор находит, что подданные имеют право низвергнуть власть, дурно исполняющую своё назначение.
«Всякая власть, не ознаменованная божественными качествами правоты и кротости, но производящая обиды, насильства, тиранства, есть власть не от Бога, но от людей, коих несчастия времён попустили, уступая силе, унизить человеческое своё достоинство. В таком гибельном положении нация, буде находить средства разорвать свои оковы, тем же правом, каким на неё наложены, весьма умно делает, если разрывает. Тут дело ясное: или она теперь вправе возвратить свою свободу, или никто не был вправе отнимать у ней свободы.
Кто не знает, что все человеческие общества основаны на взаимных добровольных обязательствах, кои разрушаются так скоро, как их наблюдать перестают. Обязательства между государем и подданными суть равным образом добровольные, ибо не было ещё в свете нации, которая насильно принудила бы кого стать её государем; и если она без государя существовать может, а государь без неё не может, то очевидно, что первобытная власть была в её руках, и что при установлении государя не о том дело было, чем он нацию пожалует, а какою властью она его обяжет.
Возможно ли же, чтоб нация добровольно постановила сама закон, разрешающий государя делать неправосудие безотчётно? ... Право деспота есть право сильного, но и разбойник то же право себе присвояет. И кто не видит, что изречение право сильного выдумано в посмеяние»... Очевидно указывая на Россию, автор просит представить себе «государство, в котором почтеннейшее из всех состояний, ... руководствуемое одною честию, - дворянство, уже именем только существует и продаётся всякому подлецу, ограбившему отечество; где знатность, сия единственная цель благородные души, сие достойное возмездие заслуг от рода в род оказываемых отечеству, затмевается фавором...
Государство не деспотическое, ибо нация никогда не отдавала себя государю в самовольное его управление, и всегда имела трибуналы гражданские и уголовные, обязанные защищать невинность и наказывать преступление; не монархическое, ибо нет в нём фундаментальных законов; не аристократия, ибо верховное в нём правление есть бездушная машина, движимая произволом государя. На демократию же и походить не может земля, где народ, пресмыкается во мраке глубочайшего невежества, носит безгласно бремя жестокого рабства».
Вывод автора «Рассуждения» состоит в том, что нужно немедленно оградить общую безопасность «законами непреложными», но в то же время он полагает, что «государство ничем так скоро не может быть подвергнуто конечному разрушению, как если вдруг и не приготовя нацию дать ей преимущества, коими наслаждаются благоучреждённые европейские народы».
Влияние политического либерализма, которым был проникнут Михаил Александрович Фонвизин, сказывалось прежде всего в его гуманном отношении к подчинённым. В 1816 г. он командовал 37-м егерским полком и, по свидетельству И.Д. Якушкина, был «известен в армии за отличного офицера». Штаб-квартира полка была в Сосницах (Черниговской губернии), но он подлежал расформированию и должен был идти в г. Дмитров Московской губернии.
38-й егерский полк, привезённый в Россию морем, вызвал на смотру гнев императора. Фонвизина уговорили принять командование им. В 37-м егерском полку он пользовался такою любовью, что при прощании с ним офицеры и солдаты плакали, а первые поднесли ему золотую шпагу. Обращение в полку с солдатами было вполне человеколюбивое, - палка вовсе выведена из употребления; она была под запретом и в том полку, который теперь поступил под команду Фонвизина. Кроме того он устроил училище для подпрапорщиков и нанимал для них учителей.
В несколько месяцев Фонвизин истратил на свой новый полк более 20.000 р. и привёл его в такое превосходное состояние, что на параде в конце года государь пришёл от него в восторг и выразил Фонвизину благодарность в самых лестных выражениях. Дибич при посещении школы подпрапорщиков, устроенной Фонвизиным, был так восхищён этим заведением, что представил государю проект об учреждении для юнкеров казённых школ.
Оживление русского общества после Отечественной войны выразилось между прочим в образовании масонских лож, в которых принимало участие значительное число лиц, сделавшихся членами и тайного общества. В своих «Записках» М.А. Фонвизин говорит, что члены тайного общества «учредили... две масонские ложи, в которых большинство братий состояло из членов Союза благоденствия». Вероятно, это были ложи «Соединённых Друзей» и «Трёх Добродетелей».
Членами ложи «Трёх Добродетелей» были Александр Николаевич и Никита Михайлович Муравьёвы, князь С.Г. Волконский, князь И.А. Долгоруков, Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, П.И. Пестель, князь П.П. Лопухин, П.И. Колошин и В.С. Норов (приятель Фонвизина). Членами ложи «Соединённых Друзей» были Пестель, Митьков, Чаадаев, Грибоедов (между прочим её членом был и генерал-майор Бенкендорф).
А.Н. Муравьёв в своём показании говорит: «Хотя я и не был начальником ложи «Трёх Добродетелей», а был оным князь Лопухин, я же был вторым по нём в ложе сей, но сознаюсь, что имел... намерение под покровом сей масонской ложи обезопасить членов общества, почему и старался привлечь в неё членов. Но сие происходило в С.-Петербурге прежде выступления гвардейского отряда в Москву. В Москве же я ложи не держал». Из этого ясно видна тесная связь некоторых масонских лож и тайного общества.
Александр I первоначально с терпимостью относился к масонству. Во время пребывания его в 1816 г. в Москве содержатель косметического магазина Розенштраух, впоследствии бывший в Одессе лютеранским пастором, подал просьбу военному генерал-губернатору Тормасову, о разрешении ознаменовать день именин государя, 30 августа, открытием масонской ложи. Император, когда ему доложили об этом, сказал: «Я не даю явного позволения, но смотрю сквозь пальцы; опытом дознано, что в них нет ничего вредного, и потому предоставляю на твою волю». И ложа была открыта под названием: «Тройственный рог изобилия» (из трёх рогов составлялась буква «А»). В неё предлагали вступить барону В.И. Штейнгейлю (впоследствии принявшему участие в тайном обществе), но он отказался, так как отрицательно относился к масонству.
Император Александр I даже посетил однажды ложу «Трёх Добродетелей». А.Н. Муравьёв рассказывал своим братьям, что во время этого посещения государь попросил его что-то разъяснить ему, и он в своём ответе обращался к государю по масонскому обычаю на «ты». Это, видимо, произвело на государя неблагоприятное впечатление, и Муравьёв утверждал, что с этого времени началось неудовольствие против него императора.
М.А. Фонвизин отдал некоторую дань увлечению масонством. Есть указание, что он был членом московской ложи «Александра Тройственного Спасения». Он показан в ней отсутствующим, так что это сведение, вероятно, относится ко времени его службы на юге во 2-й армии.
Обсуждение планов преобразования государственного строя России, мысль о необходимости которого всё более распространялась по возвращении наших войск из-за границы, не могло уложиться в тесные рамки масонских лож, и потому уже с 1816 г. основывается тайное общество поставившее себе главною целью достижения политической свободы. «В то время многие офицеры гвардии и Генерального штаба, - рассказывает Фонвизин, - с страстию учились и преимущественно читали сочинения и журналы политические, также иностранные газеты, в которых так драматически представляется борьба оппозиции с правительством в конституционных государствах.
Изучая смелые политические теории и системы, весьма естественно, что занимающиеся ими желали бы видеть их приложение в своём отечестве. А это и было главным предметом занятий размножившихся в Европе тайных политических обществ, которых члены исключительно посвящали себя политике. Статуты некоторых из этих союзов, существовавших во Франции, завезены были в Петербург и навели наших либералов на мысль учредить тайное политическое общество в России с целью ограничить самодержавие. В конце 1816 г. эта мысль осуществилась: несколько офицеров гвардии и генерального штаба условились составить тайное общество с целью, с какою все подобные общества учреждаются». Это общество носило название Союз спасения, или «истинных и верных сынов отечества».
Одним из основателей его был И.Д. Якушкин, который в том же году перешёл из Петербурга на службу в 37-й егерский полк, бывший под командою М.А. Фонвизина. Якушкин очень близко сошёлся с Фонвизиным, который отнёсся к нему, «как самый любезный товарищ». «Мы были с ним неразлучны целый день, - рассказывает Якушкин, - и всякий день просиживали вместе далеко за полночь; все вопросы, занимавшие нас в Петербурге, были столько же близки ему, как и нам».
Скоро они договорились до необходимости учредить тайное общество, чтобы «противодействовать староверству закоснелого дворянства» и иметь возможность влиять на молодёжь. Когда Фонвизин сказал, что если бы существовало такое общество, хотя бы состоящее из 5 членов, то он тотчас вступил бы в него. Якушкин не удержался сообщить ему об основании тайного общества в Петербурге и принял в него Фонвизина, совершенно забыв, что решено было принимать новых членов, не иначе, как с согласия всех 6 учредителей (кроме Якушкина, ими бвыли Александр Николаевич и Никита Михайлович Муравьёвы, Сергей Петрович Трубецкой, Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы). Известив Никиту Муравьёва о важном приобретении для общества, сделанном в лице Фонвизина, Якушкин получил строгий выговор, за то, что поступил против условия.
Фонвизин в показаниях на следствии так говорит о вступлении своём в тайное общество: «Великие события Отечественной войны, оставив в душе глубокие впечатления, произвели во мне какое-то беспокойное желание деятельности. Двукратное пребывание за границей открыло мне много идей политических, о которых прежде не слыхивали. Возвратясь в Россию, в свободное время от службы продолжал заниматься политическими сочинениями разного рода и иностранными газетами и в это время читал разные теории политические и мечтал о «приноровлении» их к России.
В это время переведён был ко мне в полк Якушкин, который, имея подобные моим мнения, действительно сообщил мне устав тайного общества г[осподина] Пестеля, но так как оный прочитан был мною один раз, показался мне невразумительным, то по давности времени содержание оного у меня изгладилось совершенно из памяти. Цель, сколько я припомню, долженствовало быть правление конституционное, представительное».
Уже после отъезда Якушкина из Петербурга в общество вступили: адъютант командира 1-го корпуса графа Витгенштейна, Павел Иванович Пестель, князь Илья Андреевич Долгоруков, Михаил Николаевич Новиков, Фёдор Николаевич Глинка, князь Павел Петрович Лопухин, офицер л.-гв. Семёновского полка Фёдор Петрович Шаховской, Кавалергардского полка Михаил Сергеевич Лунин и некоторые другие. Окончательно организовалось общество, по свидетельству Пестеля, в январе 1817 г. Оно избрало комиссию для составления своего «статута», в состав которой вошли князь Трубецкой, князь Долгоруков, Пестель и, в качестве секретаря, князь Шаховской. При преобразовании первоначального общества в Союз благоденствия, устав первого был уничтожен, и потому мы лишь до некоторой степени можем восстановить его содержание.
По показанию Никиты Муравьёва, Союз состоял из трёх степеней: братий, мужей и бояр. По словам М.Ф. Орлова, которому Муравьёв открыл существование общества, «братом» назывался тот, кто дал клятву на верность, но кому «тайна общества не была открыта»; «мужем» именовали того, кто знал тайны и дал клятву. Орлов утверждает, что кроме трёх вышеназванных, был ещё разряд «друзей», к которым причислялись все, имеющие свободный, либеральный образ мыслей, всё равно знали ли они или не знали о существовании общества. Якушкин также показал, что по уставу члены общества делились на четыре степени. Напротив, по словам князя Трубецкого, члены разделялись на три разряда: 1) управляющие, 2) имевшие голос при принятии других членов и 3) новопринятые.
Цель общества состояла в том, чтобы «подвизаться на пользу общую всеми силами» и для того поддерживать своим одобрением полезные меры, принимаемые правительством и частными людьми и, если возможно, содействовать им, препятствовать всякому злу и с этою целью разглашать о злоупотреблениях чиновников, а также и о всяких бесчестных поступках частных лиц, и в случае возможности отвращать от дурных дел своими советами. Члены обязаны были приискивать людей способных и достойных войти в общество и заранее сообщать ему об их связях, знакомствах и образе мыслей, чтобы можно было собрать о них сведения и, не довольствуясь одними слухами о их достоинствах и доброй нравственности, стараться находить средства их испытывать.
Члены общества должны были, как по службе, так и в частной жизни, вести себя так, чтобы «никогда не заслужить ни малейшей укоризны». Если один член заметит что-либо неодобрительное в другом, то должен тотчас откровенно заметить ему, и последний обязан был, не обижаясь, стараться загладить свой проступок. Бояре, или боляре (так назывались первоначально члены), должны были особенно стараться пополнять общество новыми членами, и если бы случилось так, что из всех бояр остался только один, так он должен был заботиться о восстановлении общества. Название «бояре» должно оставаться тайною для других членов (поэтому оно, по-видимому, и было неизвестно М.Ф. Орлову).
Члены приносили присягу: стремиться к достижению цели общества, помогать друг другу и покоряться решениям Верховного Собора Боляр (так называлось главное управление общества). Никаких обрядов во время собраний, как показывает Трубецкой, определено не было, но устав требовал, при принятии членов, некоторых обрядов, заимствованных из масонских лож; однако большая часть членов этому не сочувствовала, и потому это предписание устава не исполнялось.
Если бы общество размножилось, то предполагалось для управления его установить деление на округи, причём каждый из них должен был управляться главною думою под председательством болярина, уполномоченного на то от главного собора. В ведомстве этих главных дум должны были состоять управы из членов второго и третьего разряда, а управляющие думами боляре обязаны были сноситься с Верховным Собором чрез одного из его членов, смотря по своему желанию. Боляре, не имеющие полномочия, должны были сноситься с уполномоченными и заседали в главной думе. Завести думы в других местах, кроме Петербурга, не успели. Уполномоченным от думы был только один Пестель, но и ему по отъезде из Петербурга не удалось ничего устроить.
По показанию С.И. Муравьёва-Апостола, целью общества, объявленного всем членам-учредителям, было введение в России представительного правления. На одном из самых ранних совещаний у Трубецкого в казармах Семёновского полка (на нём присутствовали Якушкин, А.Н. Муравьёв, М.И. Муравьёв-Апостол и другие) было, однако, поставлено, что так как члены общества не имеют «никаких средств к введению представительного порядка в России, то и должны ограничиться действием на умы и приобретением членов..., пока общество усилится». Значительно позднее обсуждались средства для введения представительного правления, но никакого постоянного плана действий принято не было.
Якушкин свидетельствует, что в уставе общества на вступающих в него возлагалась обязанность - ни под каким видом не покидать службы с тою целью, чтобы со временем все значительные, как военные, так и гражданские должности находились в распоряжении тайного общества. Кроме того, в уставе было сказано, что если царствующий император «не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в каком случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия».
Пестель, согласно с С.И. Муравьёвым-Апостолом, дал показание, что «вместе с учреждением общества Сынов Отечества появились мысли конституционные», но весьма неопределённые, «однако же более склонные к монархическому правлению». Он же свидетельствует, что с самого начала говорили о желательности дать свободу крепостным крестьянам. С этой целью предполагалось предложить большей части дворянства подать о том просьбу государю, но скоро эта мысль была признана неосуществимою.
В другом показании он опять повторяет: «настоящая цель первого общества была введение монархического конституционного правления»; она была определена одновременно с принятием устава, однако о ней сообщалось членам лишь второй степени, а при принятии в первую только глухо говорилось о введении нового порядка. По показанию Якушкина, общество должно было стараться склонить дворян к освобождению крестьян и приготовить все сословия к представительному правлению, но эта главная цель должна была быть известна только членам высшей, четвёртой степени. По свидетельству Фонвизина, целью общества было осуществление «наших тогдашних любимых идей: конституции, представительства народного, свободы книгопечатания, словом, всего того, что составляет сущность правления в Англии и других землях».
Некоторые члены Союза спасения высказывали иногда весьма радикальные мнения относительно способов действия: так Лунин, по словам Пестеля и Никиты Муравьёва, ещё в 1816 или 1817 г., незадолго до своего отъезда во Францию, говорил им, что, когда настанет время приступить к действию, нужно убить государя на царскосельской дороге при помощи особого отряда с масками на лице. По поводу мысли Лунина Пестель говорит: «Я тогда мало обратил внимания на сие предположение потому, что ещё слишком отдалённым считал время начатия революции и необходимым находил приуготовить наперёд план конституции и даже написать большую часть уставов и постановлений, дабы с открытием революции новый порядок мог быть введён сполна, ибо я не имел ещё тогда мысли о временном правлении. Сие мнение моё побудило Лунина сказать с насмешкою, что я предлагаю наперёд энциклопедию написать, а потом к революции приступить».
Нужно заметить, что устав Союза спасения заключал в себе угрозы за измену и разглашение тайны; они заимствованы из масонских форм и статутов. Эти постановления произвели неблагоприятное впечатление. Когда Александр Николаевич Муравьёв пожелал привлечь к обществу своего брата Михаила, Бурцова и Петра Колошина, то они согласились вступить в него не иначе, как с тем, чтобы «устав, проповедующий насилие и основанный на клятвах, был отменён и чтобы общество ограничилось медленным действием на мнение».
Якушкин, получив в Москве устав Союза, также нашёл его несогласным со своим образом мыслей. Особенно восстал он против клятв и слепого повиновения, которых устав требовал от членов первых двух степеней относительно бояр; Фонвизин, ознакомившись с уставом, согласился с мнением Якушкина.
В конце 1817 г. царская фамилия переехала в Москву и прожила тут месяцев 9 или 10. Ещё в августе месяце этого года туда прибыл отдельный гвардейский корпус, начальником штаба которого был Александр Муравьёв. Вместе с тем прибыли Никита Муравьёв, Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы. М.А. Фонвизин только теперь был окончательно принят в тайное общество. М.Н. Муравьёв, вступивший в общество ещё в Петербурге, но требовавший перемены его устава, тоже приехал в Москву. Положено было приступить к составлению нового устава, руководствуясь печатным немецким уставом Tugend-Bund'a привезённым князем Ильёю Долгоруковым из-за границы. Работа эта была поручена М.Н. Муравьёву, князю Трубецкому и Никите Муравьёву и продолжалась около четырёх месяцев, но так как часть устава, написанная М.Н. Муравьёвым, не соответствовала остальным его отделам, то её поручили переработать Петру Колошину.
Пока изготовлялся новый устав, учреждено было временное тайное общество, под названием Военного, в которое, по свидетельству Якушкина, поступили «все порядочные люди из молодёжи, бывшей тогда в Москве», или по крайней мере они сочувствовали его задачам. Общество это обыкновенно собиралось или у М.А. Фонвизина, с которым тогда жил Якушкин, или у Александра Муравьёва, которому Н.М. Муравьёв приписывает самое устройство этого общества. Собрания эти становились всё более многолюдными и общество разделилось на две управы. Кроме прежних вопиющих зол, существовавших в России, обсуждению подлежали и вновь учреждавшиеся военные поселения, которые возбуждали сильное негодование.
Однажды, в конце 1817 г. Александр Муравьёв созвал к себе на совещание некоторых членов тайного общества; на нём, кроме хозяина, присутствовали Н. и М. Муравьёвы, М. и С. Муравьёвы-Апостолы, князь Шаховской и Якушкин. Александр Муравьёв прочёл только что полученное от князя Трубецкого письмо, в котором тот извещал о петербургских слухах: о том, что «царь влюблён в Польшу», как это всем известно, что Польшу, которой он только что дал конституцию, он считает образованнее России; что он ненавидит Россию (это показалось присутствующим вероятным после мер, принятых государем с 1815 г.); что он намеревается отделить некоторые земли от России и присоединить их к Польше (это тоже показалось возможным), наконец, что, ненавидя м презирая Россию, он намерен перенести свою столицу в Варшаву.
Александр Муравьёв перечитал ещё раз вслух письмо Трубецкого. Начались толки и сожаления о бедственном положении, в котором находится Россия под управлением императора Александра. Александр Муравьёв сказал при этом, что для спасения России от грозящих ей бедствий необходимо прекратить царствование государя и предложил бросить жребий, кому следует нанести ему удар, но Якушкин заявил, что он решился без жребия принести себя в жертву и никому не уступит этой чести. Фонвизин старался успокоить Якушкина, уверяя его, что он в лихорадочном состоянии и не должен брать на себя обет, который завтра ему покажется безрассудным.
Уехав домой с Якушкиным, Фонвизин почти целую ночь уговаривал его отказаться от своего намерения, но тот заявил, что решился, по приезде императора Александра в Москву, отправиться с двумя пистолетами к Успенскому собору и, когда царь пойдёт во дворец, из одного пистолета выстрелить в него, а из другого в себя. Он высказал убеждение, что это будет не убийство, а только поединок на смерть обоих.
На другой день Фонвизин, видя, что все его уговоры напрасны, известил членов общества, бывших на собрании, что Якушкин не хочет отказаться от своего намерения. Вечером у Александра Муравьёва собрались те же лица, кроме С.И. Муравьёва-Апостола, но в совершенно другом настроении. Все стали уверять Якушкина, что сообщённое Трубецким быть может и неправда, что смерть императора Александра в настоящую минуту не принесёт пользы государству и что своим упорством Якушкин губит не только их всех, но и тайное общество при самом его начале, а между тем оно со временем могло бы принести много пользы России.
После продолжительного спора Якушкин дал обещание не приступать к исполнению своего намерения, но вместе с тем объявил, что не хочет более принадлежать к тайному обществу. Фонвизин, Никита Муравьёв и другие очень уговаривали Якушкина остаться их сочленом, но тот отвечал решительно, что не будет более ни на одном их совещании. И действительно, всякий раз, во время собраний у Фонвизина он куда-нибудь уезжал. Однако, после Якушкин вновь вступил в общество, по его показанию, в 1820 г., в «Записках» же его это событие отнесено к 1818 г.
Узнав о том впечатлении, которое его письмо произвело на членов общества, находившихся в Москве, Трубецкой немедленно отправился туда, но по приезде его оказалось, что мысль о покушении на жизнь государя уже оставлена, со своей же стороны он не мог привести никаких доказательств достоверности сообщённых им известий.







