© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Фохт Иван Фёдорович.


Фохт Иван Фёдорович.

Posts 21 to 25 of 25

21

№ 18 (0)

Выписка из рапорта смотрителя сухопутного госпиталя 5 класса Шмита к г[осподи]ну военному министру от 30 майя 1826 года за № 3980.

Штабс-капитан Фохт, поступивший в означенный госпиталь с 23 марта, был одержим лихорадкою, от которой, хотя и освободился, но, по удостоверению главного доктора статского советника Гиглера, за оставшуюся в нём, Фохте, слабостию из госпиталя выписан быть не может.

Верно: Военный советник Вахрушев // (л. 93)

22

№ 19 (0)

Выписка из показаний о капитане Фохте.

Кто показывает:   Содержание показаний:

Полковник Поджио  - Фохт принят им, Поджио, в 1824 на манёврах (3).

По разрешению Пестеля в 1824 году он принял Фохта. Сего отличного офицера по службе до того времени он, Поджио, совратил и погубил, в чём и кается (письмо к Лев[ашову] 12 марта).

Фохт точно предлагал у Пестеля средство увлечь или приготовить солдат, привязав гласных, т.е. лучших, но не думает, чтобы желал или мог исполнить, ибо действовал на солдат по долгу службы; предложение же сделал в угодность Пестелю (16).

Штабс-капитан Поджио - Лично знает Фохта как члена (1). Князь Волконский посылал чрез Фохта к Пестелю бумагу, но Фохт, узнав об арестовании Пестеля, возвратил её Волконскому (допол[нение] 2). // (л. 93)

Князь Волконский - Называет членом общества, поступившим в Каменке у Давыдова. В 1825 несколько раз посылал письма свои к Пестелю и Давыдову чрез капитана Фохта.

Фохта по возвращении с Кавказа нашёл принятым в общество, чрез него писал к Пестелю: 1) о поездке своей в Бердичев и 2) в самый день проезда чрез Умань генерал-адъютанта Чернышёва вымышленно и для одного убеждения Пестеля в его деятельности (20).

Фохт о последнем письме сказал, что вручил Пестелю, который, быв озабочен отъездом в Тульчин, отдал Леману или Лореру для сожжения, но Пестель во время ареста его у Байкова на спрос, получил ли письмо, отвечал: «Нет», - не знает только, насчёт ли последнего письма был ответ его.

Пестель - Что от князя Волконского в означенное время письмо чрез штабс-капитана Фохта точно получил, но отвечал ли на оное, не помнит. // (л. 2)

23

№ 20 (0)1

О штабс-капитане Азовского пехотного полка Фохте2

Фохт в первоначальных допросах от принадлежности к тайному обществу сделал отрицание, но во всеподданнейшем донесении государю императору и в последующем затем показании сознался, что в 1824 году принят подполковником3 Поджио, который объявил ему цель - введение конституционного правления, но, чтобы для4 сего лишить жизни покойного государя, того ему сказано не было.

В сентябре 1824 года, после принятия его на другой или третий день, Пестель говорил ему с // (л. 2 об.) Майбородою, что «когда надобно будет арестовать Главную квартиру, вам должно действовать потому, что вы ближе всех стоите». На ответ Фохта, что солдаты не пойдут против начальников, Пестель возразил: «Вам лучше знать, как привязать к себе солдат; вы имеете способности». Тогда Фохт, подстрекнутый сим5, действительно сказал, что солдаты разделяются на лучших и худших, итак, надобно ласкать первых, а за ними пойдут и последние, но слова его не были следствием6 // (л. 3) рассуждения, а единственно плод необдуманности, да и сам Пестель говорил неположительно, чтобы приготовлять роты.

1 В низу листа пометы чернилами: «№ 36», «Читана 6 июня 1826».

2 Ниже на полях помета карандашом: «№ 99».

3 Две строки от слов «сознался, что в...» на полях отчёркнуты карандашом.

4 Три строки от слов «объявил ему цель...» на полях отчёркнуты карандашом.

5 Две стоки от слов «способности. Тогда Фохт...» на полях отчёркнуты карандашом.

6 Шесть строк от слов «что солдаты разделяются...» на полях отчёркнуты карандашом.

О содержании письма, доставленного им от Давыдова к Пестелю по лету 1825 года, отозвался незнанием*; письмо же, отправленное им чрез солдата от Пестеля к Муравьёву-Апостолу, вероятно, не было по делам тайного общества, ибо в таком случае Пестель // (л. 3 об.) не просил бы его послать чрез солдата.

На вопрос, в чём заключались поручения, которые делал ему князь Волконский по видам и намерениям тайного общества и которые, по словам его и Юшневского, он исполнял ревностно, Фохт отвечал, что он поручений сего рода от Волконского не имел и показание сие считает несправедливым.

Более сего Фохт насчёт общества ничего не слыхал и показать не может. Он просит обратить внимание на время нахождения его в тайном // (л. 4) обществе и что в продолжение оного ни с кем из членов не видался одиннадцать месяцов; притом и Пестель был с ним неоткровенен и даже раз сказал: «Возьмите себе за правило ни о чём не спрашивать, потому что у нас это запрещено». В заседаниях общества Фохт никогда не был1.

Сверх того, когда г[осподин] генерал-адъютант Чернышёв в декабре месяце 1825 проезжал чрез Умань в Тульчин, Фохт возил письмо от князя Волконского к Пестелю, но о содержании оного известен не был. // (л. 4 об.)

Против показаний о сём князя Волконского и Пестеля Фохт сделал отрицание, но для улики его нельзя было дать ему с сими лицами очной ставки по случаю нахождения Фохта доныне в госпитале за болезнию.

Подполковник Поджио сознался, что он Фохта увлёк в общество по поручению Пестеля и что сей до того отличнейший офицер никогда не имел ни понятий, ни наклонностей к оному: «Я первый терзаюсь сим, что совратил его с пути».

Правитель дел Боровков // (л. 5)

*«Письмо сие заключало предложение графа Витта вступить в общество по воле покойного императора, чтобы вернее раскрыть оное; однако граф Витт принят не был» (Примечание документа).

1 Фраза на полях отчёркнута карандашом.

24

№ 21 (0)

Южн[ого] общ[ества]

№ 36.

Штабс-капитан Азовского пехотного полка Фохт

Обстоятельства, принадлежащие к силе вины.

Фохт принят в тайное общество подполковником Поджио в сентябре 1824)1 с объявлением ему цели - введение конституционного правления.

На другой или на третий день после принятия Пестель говорил ему, что когда надобно будет арестовать Главную квартиру, то им должно действовать потому, что они ближе всех стоят. На ответ Фохта, что солдаты не пойдут против начальников, Пестель возразил: «Вам лучше знать, как привязать к себе2 солдат; вы имеете способности». Тогда он, Фохт, подстрекнутый сим, действительно сказал, что солдаты разделяются на лучших и худших, итак, надобно ласкать первых, а за ними пойдут и последние.

1 Первоначально было: «1826». Ошибка исправлена карандашом.

2 Слова «к себе» вписаны над строкой.

Обстоятельства, принадлежащие к ослаблению вины.

Фохт в совещаниях общества // (л. 5 об.) не бывал.

Фохт пояснил, что сказанные им Пестелю слова не были следствием рассуждения, а единственно плод необдуманности.

По делу не видно, чтобы оные слова были в действие произведены и чтобы Фохт более что насчёт общества слышал.

Подполковник Поджио сознался, что он Фохта увлёк в общество по поручению Пестеля и что сей до того опытнейший офицер никогда не имел ни понятий, ни наклонностей к оному.

25

О следственном деле И.Ф. Фохта

Декабрист Иван Фёдорович Фохт, как и большинство членов Южного общества, был выдан предателем А.И. Майбородой. 28 декабря 1825 г. дежурный генерал Главного штаба 2-й армии генерал-майор Байков распорядился обыскать квартиру Фохта в м. Тетиве. В результате полицейского осмотра были обнаружены письма к Фохту майоров Азовского пехотного полка И. Белозора и Ф. Дрешерна, имевшие какой-то таинственный смысл. Эти документы, а также сведения, полученные от Майбороды, были использованы генерал-адъютантом П.Д. Киселёвым во время допроса 29 декабря 1825 г.

Фохт обвинения в принадлежности к Южному обществу отверг (см. док. № 3/3b). 1 января 1826 г. были допрошены офицеры и солдаты его роты, их показания были представлены в Главный штаб 2-й армии (см. док. № 6/3c). Ответы солдат, сопровождавших Фохта в поездках к Пестелю и к другим членам тайной организации, свидетельствовали о его тесных связях с декабристами.

Эти показания дали в руки следователей материал для нового допроса, которому Фохт был подвергнут 6 января 1826 г. Однако никаких изменений в следствии не произошло. Фохт по-прежнему отрицал своё участие в деятельности тайной организации(см. док. № 8/3b) и вскоре был отправлен в Петербург. Одновременно в Комитет были посланы все документы следствия (кроме показаний Фохта от 29 декабря 1825 г., высланных в Петербург ранее, и подлинника письма майора Азовского пехотного полка Белозора к Фохту) (см. док. № 4/2, 5/3а). 7 января 1826 г. показания Фохта, данные им на первом допросе, были получены и рассмотрены Следственным комитетом.

12 января 1826 г. Фохт был доставлен фельдъегерем Поповичем в Петербург на Главную гауптвахту. Очевидно, в тот же день его допросил генерал-адъютант В.В. Левашов. Как и прежде, Фохт не признавался в принадлежности к Южному обществу (см. док. № 9/1). По пути в Петербург он заболел и предстал перед Левашовым совершенно измождённым. 13 января 1826 г. Фохт был привезён в Петропавловскую крепость и «посажен в бастион Трубецкого», в камеру № 11 («присылаемого Фохта посадить, где получше, и так как он болен, послать ему лекаря и, буде точно болен, отправить в гошпиталь»).

14 января Следственный комитет рассмотрел показания Фохта, данные им Левашову. 16 января 1826 г. Фохт был вызван в Комитет и на допросе утверждал, что ни членом общества не был, ни о его существовании не знал. В тот же день ему были вручены «вопросные пункты» (см. док. № 10/7). В ответах на них он отстаивал свои прежние показания (см. док. № 11/8).

22 января 1826 г. Следственный комитет рассмотрел бумаги, присланные главнокомандующим 2-й армией Витгенштейном начальнику Главного штаба генерал-адъютанту Дибичу с показаниями майоров Азовского полка Белозора и Дрешерна и подлинник письма майора Белозора Фохту (см. док. № 12/4). Объяснения майоров Белозора и Дрешерна отвергли истолкование их писем, как доказательство связи с Южным обществом, и в принадлежности к тайной организации не признались.

5 февраля 1826 г. надломленный тяжёлыми условиями заточения и болезнью Фохт послал письмо Николаю I, в котором он объявил о своём участии в Южном обществе (см. док. № 13/9).

28 февраля 1826 г. следователи вызвали Фохта на заседание Комитета и, как обычно, после допросов вручили «вопросные пункты» (см. док. № 14/10). Ответы на них (см. док. 15/11) не были признаны Комитетом откровенными. Заслушав их 7 марта 1826 г., следователи отметили, что Фохт «во многом сознался, а во многом продолжает отрицаться». Фохт, например, отвергал тот факт, что он передал П.И. Пестелю от С.Г. Волконского какое-то письмо, и хотя оба декабриста подтвердили это обстоятельство, Комитет не смог сломить его упорство.

Вскоре болезнь Фохта обострилась, он был отправлен в военно-сухопутный госпиталь   (см. док. 18/0), где пробыл до 3 августа 1826 г. Так как устроить ему очную ставку уже было невозможно, Комитет 14 апреля 1826 г. направил ему письменный вопрос, доставлял ли он Пестелю письмо Волконского и было ли ему известно его содержание. Однако ответ Фохта не изменился: он отрицал показания обоих декабристов (см. док. № 16/12).

И.Ф. Фохт был осуждён за то, что «принадлежал к тайному обществу с знанием цели». Верховный уголовный суд приговорил его к ссылке в Сибирь на поселение бессрочно. Указ 22 августа 1826 г. ограничил ссылку 20-летним сроком.

Кроме указанных выше документов, дело Фохта содержит опись документов, копию формулярного списка о службе Фохта, вопросы Комитета «о воспитании» и ответы на них, выписку из показаний декабристов и записку правителя дел Следственного комитета Боровкова о нём, главные пункты его обвинения (см. док. № 1, 2/6, 17/5, 19/0, 20/0, 21/0).

Следственное дело И.Ф. Фохта хранится в ГА РФ, в фонде 48 под № 429. Согласно современной нумерации оно состоит из 93 листов, заполненных текстом, на листах дела сохранились номера, проставленные во время его формирования военным советником Вахрушевым. Вахрушев учёл в деле 101 лист (в том числе несколько чистых). Первоначальная нумерация не охватывала листы документов № 1, 19/0, 20/0, 21/0. Документы № 20/0, 21/0, были помещены в дело позднее перед л. 1 нумерации Вахрушева, а документ № 19/0 между лл. 88-89; л. 37 (по современной нумерации) - копия письма майора Азовского пехотного полка Белозора Фохту, лл. 40-45 об. - копия показаний Фохта, данных им в Главном штабе 2-й армии генерал-адъютанту Киселёву 29 декабря 1825 г.

Ниже дан перечень дел Следственного комитета, в которых имеются показания И.Ф. Фохта по различным вопросам, не вошедшие в состав дела № 429:

1) Дело № 211, И. Белозора и Ф. Дрешерна, л. 1 (показания от 12 февраля 1826 г.).

2) Дело № 191, И.П. Липранди, л. 6 (показания от 13 февраля 1826 г.).


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Фохт Иван Фёдорович.