© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Кожевников Андрей Львович.


Кожевников Андрей Львович.

Posts 11 to 13 of 13

11

№ 9 (8)

Выписка из показаний на подпоручика Кожевникова

Фок

Сказывал Кожевникову о двух незнакомых офицерах, которых видел в ресторации «Лондон». Кожевников имел сношения с кн[язем] Оболенским и говорил, что слыханное им справедливо и присягать не должно, и что он знает в разных полках офицеров, которые принимать присягу помешают, и что есть тайное общество, обязавшее друг другу клятвою ничего не говорить. Сношение ни с кем более не имел, как с Кожевниковым, Андреевым1 и Малютиным (37). С[траница] 6.

Гангеблов

14 числа получил известие от Кожевникова, что несколько человек из них решились умереть, но не присягать. ( ).2 1 пок[азание]. С[траница] 1 на обор[оте].

Судгоф

Панову и Кожевникову пересылаемы были разные наставления чрез Судгова из тайного общества ( )2. 1 п[оказание], с[траница] 2 на обор[оте].

Кожевников был принят в общество Судговым. С[траница] 5, пок[азание] 2, пун[кт] 1.

Г[осподин] Коновницын

В день 14-го декаб[ря] был у Судгова, где видел Панова и Кожевникова, которые просили его узнать, что делается в городе (44). С[траница] 7. // (л. 11 об.)

Член общества. С[траница] 9.

Каховский

Член общества (в деле Шторха). С[траница] 5.

К[нязь] Одоевский

Когда Рылеев известил его, что Гренадерский полк не подымается, поехали вместе к оному, нашли в галерее несколько офицеров, от которых узнали, что Кожевников арестован (30). С[траница] 1.

Лаппа

Поутру 14-го числа получил он записку от Кожевникова, в которой извещает, что несколько из них решились скорее умереть, чем присягнуть (68). С[траница] 1 на об[ороте].

А. Бестужев

12-го числа у Оболенского3 происходило совещание, в котором был Кожевников; что же принадлежит до мнения об истреблении государя императора и4 августейшей фамилии, об такой5 материи рассуждаемо не было, как о намеренном деле (25). С[траница] 28.

Кожевников приезжал накануне 14 чи[сла] к Рылееву и с каким-то Измайловским офицером, кажется с Фоком, где его и видел. Сказал, что солдаты готовы не присягать. С[траница] 2. Дня за четыре решился он до объявления6 присяги исполнить своё намерение. Считали они на полк Гренадерский, Измайловский; в сих последних способствовали им Малютин и Кожевников; Московский // (л. 14) экипаж, Финляндский полк, в коем способствовал коннопионерный капитан Пущин. С[траница] 1 на об[ороте].

Рылеев

Член общества, принятый Каховским (20). С[траница] 3.

Каховский

Принял его7 в общество, открыв ему цель оного - введение конституции. // (л. 12)

1 В тексте ошибочно: «Андреевичем».

2 Номер дела в подлиннике отсутствует.

3 Слова «у Оболенского» вписаны вместо: «у Рылеева».

4 Союз «и» вписан над строкой.

5 Далее зачёркнуто слово «фамилий».

6 На полях против строки «дня... до объявления» зачёркнута фамилия «Рылеев».

7 Слово «его» вписано над строкой.

12

№ 10 (9)

Копия

О подпоручике Гренадерского полка Кожевникове

Собственное показание

Кожевников при допросе в Комитете же сознался, что был членом тайного общества, но потом, раскаявшись, прислал чистосердечное показание, в котором изъяснил, что членом сделался он в начале ноября 1825 года. К сему поступку возбудил его Каховский, сообщив о существовании общества, имеющего целию преобразование правления, дав конституцию, согласную со всеми выгодами для каждого. В заседаниях общества никогда не был; сведения об оных получал от Судгофа. Накануне 14-го декабря был приглашён к нему и узнал, что настал роковой час возмущения. // (л. 12 об.)

Поражённый сею вестию и желая ободриться, он через меру ослабил себя горячим напитком, даже до забывчивости, и во время присяги, в галерее казарм, кричал близстоящему баталиону: «Кому и зачем присягаете? Где же Константин Павлович?» И с того часа взят под арест. Сие признание подтверждается показаниями других, и более ни в чём он не изобличается.

К пояснению собственного сознания Кожевникова из сведений, доставленных от командующего Гвардейским корпусом, видно, что он 14 декабря, когда выводили людей к присяге, подошёл к ним в нетрезвом виде, здоровался с некоторыми людьми // (л. 13) и говорил: «Как! Вы недавно присягали Константину?». Баталионный командир Шебека, заметив ему, что он одет не по форме, приказал отойти. Кожевников, поклонившись ему, неизвестно куда скрылся.

Когда полк принимал присягу, то Кожевников, бегая по галерее кричал: «Ребята! Не присягайте, обман». Полковой командир приказал его арестовать и отвесть в квартиру Судгофа, у которого он обыкновенно приставал. При входе 1-й роты с Сутгофом полковой командир, догнав его в Дворянской улице, увидел бегущего за нею Кожевникова, которого и приказал отвесть под особый надзор, а ввечеру, 14-го декабря // (л. 13 об.) он взят в Зимний дворец, и с того времени содержится в крепости.

Верно: над[ворный] сов[етник] Ивановский

На подлинной докладной записке означена следующая высочайшая резолюция за подписанием барона Дибича: «Продержав ещё шесть месяцев в крепости, выписать тем же чином в Сибирский гарнизонный полк».

13

О следственном деле А.Л. Кожевникова

Член тайного общества подпоручик Гренадерского полка Андрей Львович Кожевников был арестован в казармах своего полка полковником Н.К. Стюрлером 14 декабря 1825 г. и вечером препровождён в Зимний дворец и допрошен, 15 декабря посажен в каземат «под апарелью» в бастион Петра II, затем перемещён в каземат № 2.

На первом допросе у В.В. Левашова А.Л. Кожевников сознался, что во время присяги полка кричал батальону: «Кому же вы присягаете, где же Константин Павлович!» (док 3/1). Этот допрос был заслушан в заседании Следственного комитета 21 декабря 1825 г. 14-14 декабря Комитет получил сведения об участии А.Л. Кожевникова в тайном обществе из показаний А.Н. Сутгофа и А.А. Бестужева.

4 января 1826 г. А.Л. Кожевникову были заданы вопросы, направленные на выяснение мотивов его поведения 14 декабря 1825 г. во время присяги Николаю I. В ответах Кожевников стремился объяснить своё поведение невоздержанностью, ревностным отношением к великому князю Константину Павловичу и разгорячённым крепкими напитками воображением (док 4/4).

28 января 1826 г. А.Л. Кожевников дал дополнительное объяснение, в котором с полным раскаянием сообщил о своём вступлении в тайное общество в ноябре 1825 г., о своём знакомстве с А.Н. Сутгофом и П.Г. Каховским, из которых последний красноречиво доказывал «сколь велико благо народа вольного» и сообщил ему о существовании тайного общества, стремящегося к преобразованию правления и введению конституции, а также что общество существует восемь лет и весьма многочисленно. П.Г. Каховский познакомил с намеченным планом действий общества в случае его выступления.

А.Л. Кожевников назвал известных ему членов общества: С.П. Трубецкого, К.Ф. Рылеева, Н.А. Панова, С.Н. Жеребцова, П.П. Коновницына, М.Н. Глебова, а также и тех, о ком только слышал: А.А. Бестужева, Е.П. Оболенского и поручика Гренадерского полка М.М. Корсакова.

А.Л. Кожевников сообщил также о получении накануне 14 декабря 1825 г. записки от П.Г. Каховского с приглашением приехать рано утром в казармы к А.Н. Сутгофу и о своём поведении во время присяги, когда он с галереи казарм возмущал близстоящий батальон криками: «Кому и зачем присягаете?» (док 5/5). Это объяснение Кожевникова было заслушано 1 февраля 1826 г.

В журнале заседаний Следственного комитета по этому поводу было отмечено, что Кожевников, «обнаруживая собственные и товарищей своих действия в полку, показал, что оного ж полка поручик Корсаков, доныне ещё не подозреваемый, был членом общества. Положили: взять равномерно в соображение, а на арестование поручика Корсакова испросить высочайшее повеление, когда соберутся достаточные справки о справедливости показаний Кожевникова».

Следственная Комиссия, созданная при Гренадерском полку, выяснила, что А.Л. Кожевников, несмотря на противодействие батальонного командира Шебеко, когда полк принимал присягу, бегая по галерее кричал: «Ребята, не присягайте, обман!» При выходе с полкового двора 1-й роты с А.Н. Сутгофом, за которой устремился и Кожевников, он был задержан и отведён под особый надзор (док. 6/7).

Кроме указанных документов, дело А.Л. Кожевникова содержит опись документов дела, формулярный список о прохождении службы Кожевниковым, вопросы «о воспитании» и ответы на них Кожевникова, выписку из показаний о нём декабристов (в которую ошибочно включены сведения из показаний А.С. Гангеблова, А.А. Фока и М.Д. Лаппы, относящиеся к подпоручику Измайловского полка Н.П. Кожевникову) и записка о Кожевникове (док. 1, 2/6, 7/2, 8/3, 9/8, 10/9).

По докладу Следственной комиссии о Кожевникове 13 июня 1826 г. последовала следующая резолюция царя: «Продержав ещё шесть месяцев в крепости, выписать тем же чином в Сибирский гарнизонный полк». По высочайшему приказу от 7 июля 1826 г. он был переведён в Иркутский гарнизонный полк.

Следственное дело хранится в ГА РФ, в фонде 48, под № 53. Согласно современной нумерации в деле насчитывается 16 листов. Нумерация, проставленная при формировании дела надворным советником А.А. Ивановским, учла 14 листов, не были пронумерованы документ № 1 и обложка.

Ниже дан перечень дел Следственного комитета, в которых имеются показания А.Л. Кожевникова по различным вопросам, не вошедшие в состав публикуемого здесь дела № 53:

1. Дело № 388 М.Н. Глебова, л. 15 (ответ от 12 марта 1826 г.), опубл.: Восстание декабристов, т. XV, с. 233.

2. Дело № 303 «Об отобранных сведениях от арестованных лиц, не имеет ли кто из них в судебных местах тяжебных дел», л. 148 (ответ без даты).

3. Дело № 304 «Об отобранных от арестованных лиц сведениях, не состоит ли у кого в залоге недвижимое имение как в опекунских советах, банке, так и в приказах общественного призрения», л. 84 (ответ без даты).


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Кожевников Андрей Львович.