№ 9 (10)
В высочайший утверждённый Комитет
Командира конноартиллерийской бригады
при гусарской дивизии
подполковника Фролова 4-го
Рапорт
Во исполнение предписания Комитета на присланные вопросные пункты ответы при сём с почтением имею честь представить.
Артиллерии подполковник Фролов 4-й1
Генерал-адъютант Чернышёв
№ 1-й
Февраля 7-го дня 1826 года // (л. 22)
При сборе войск 3-го пехотного корпуса 1824 года под Белой Церковью из сожаления, сродного челов[еч]еству, хотел я вместе с капитан[ом] Пыхачёвым2 видеть разжалованного артиллерийского полковника Башмакова. Хотя пособить ему деньгами, ежели он нуждается, вот случай, который привёл меня в квартиру Муравьёва, где по краткости времени и не бывши никогда знаком, никаких тут разговоров не было ни о правительстве, ни о государе, не только чтоб он мне мог объявить столь гнусные мысли и принять меня в члены себе подобных злодеев.
Полковника Пестеля никогда не знал и никаких сношений с ним не имел, но видел на площади конной ярмарки в Бердичеве вместе с полковником Аврамовым 1823 года.
[С] подполковником Берстелем я с ним знаком ещё с выпуску из кадет, служа вместе в 11-м артиллерийском полку, и видел ещё его в Молдавскую кампанию, потом возобновил знакомство в Белой Церкви и бывал у него, и он у меня с многими с другими офицерами, но не только не слышал таковых гнусных предложений, но даже жалоб никаких же на службу и на государя, потом был он у меня под Лещиным со многими командирами и офицера[ми] артиллеристами, но никогда не слышал что-либо похожего на неудовольствие.
Майор Спиридов, ежели он был у генерала Сабанеева адъютантом, то знал и был у него, и у брата его подполковника в Тирасполе 1818 года, служа тогда я в 6-м корпусе, // (л. 22 об.) и никогда, сколько могу себе припомнить, ничего не слышал, ещё же его я видел в Житомире, бывши у корпусного командира, где он был дежурным по караулам, но никогда ничего я не слышал и не был с ним коротко знаком.
Подпоручика Горбачевского по фамилии не знаю, но, может быть, где-нибудь видел, но не упомню.
Подпоручик Бестужев бывал у меня очень редко, да и то на короткое время, но никогда с ним не был короток, и никаких мыслей он мне не объявлял, кроме показанных прежде его жалоб мною.
Но безбожной, ложной на меня клеветою есть, я думаю, нижеследующее, чтоб больше тем завлечь или показать другим сообщникам сего злодейства успехи свои или ещё в досаде на меня, что я старался избегать с ним знакомство, мне не нравились их жалобы на государя, на правительство, словом, кто может проникнуть в замыслы злодейства. Клянусь всем, что есть свято[го], самим Богом, что больше ничего не знал и никогда к сему гнусному обществу не принадлежал.
1-й
Служа всегда с лестною похвалою от начальства, доволен службою, люблю моего государя, быв верен своим обязанностям, чту свято данную мною присягу монарху, чем мог я быть побуждаем к столь гнусным скопищам. Из манифеста только узнал все гнусные замыслы злодейства. // (л. 23)
2-й
Не быв членом сего гнусного общества, в чём заключалось их намерение и меры, предположенные ими к исполнению, мог ли я знать.
3-й
Ни от кого и никогда не слышал.
4-й
Никогда не знал.
5-й
Не знал и не знаю.
6-й
Ничего подобного не слышал.
7-й
Не только чтоб присутствовать с сими гнусными людьми [в] сборищах их у Андреевича или у других 8-й и 9-й дивизии офицеров, выключая корпусного командира и своего артиллерийского генерала, ни у кого не был ни на квартире и в лагере и не знаю не только Андреевича, но даже ни с кем почти из офицеров не знаком пехотных, да и у меня никто из них никогда не бывал, выключая Бестужева и ещё служившего прежде в артиллерии капитана Фурмана, ещё прежде знакомого моего, но что всего ужаснее и гнуснее не только произвести, но и мыслить бы не только себе, но и другому не позволял, лишь жизни милосердного монарха-отца. Я с приездом к ним в корпус полагал всё моё [у]частие, по обещанию начальников, кои хотели рекомендовать по моему усердию к службе // (л. 23 об.) О, злодеи, гнусные убийцы, месть господня вас уже постигла.
8-й
Никогда я не бывал у Муравьёва не только в Лещине, но нигде, выключая мною показанное. А видел его, приходя к Пыхачёву, слушая музыкантов на улице с офицерами своими, где он, поздоровавши[сь] с нами, прошёл.
9-й
Слыша их жалобы, мне это не нравилось, и вот причина, почему я у них никогда не был, не имея причин к сетованию, не могли ни мысли мои, ни чувства с ними согласны быть3. Виноват! Я был как человек, полагая, что жалобы их больше происходят от4 огорчения, но не полагал, что было тут намерение. Богу и государю судить дела человеческие, и правосудное наказание постигло уже злодеев.
О других же обществах тайных или каких сношений с сими, или какими другими лицами никогда не принадлежал и ничего не слышал. Предлагаю все вышепредложенные на вопросы ответы. Ласкаюсь надеждою на благосклонное рассмотрение высокопочтеннейших членов Комитета, льстя себя надеждой об оправдании моей невинности и о ходатайстве у милосердного монарха.
Артиллерии подполковник Фролов 4)5
Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 24)
1 Рапорт подписан А.Н. Фроловым 4-м собственноручно.
2 Фамилия подчёркнута карандашом.
3 Слово «быть» вписано над строкой.
4 Слово «от» ошибочно повторено дважды.
5 Ответы написаны А.Н. Фроловым 4-м собственноручно.