© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Храните гордое терпенье...» » Странички краеведческой деятельности декабристов в Сибири.


Странички краеведческой деятельности декабристов в Сибири.

Posts 1 to 2 of 2

1

Марк Азадовский

Странички краеведческой деятельности декабристов в Сибири

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTQ3LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTcxMzIvdjg1NzEzMjk3MS9hYmExMy9fUnFiR2xkR1NYYy5qcGc[/img2]

Карл-Петер Мазер (1807-1884). Дом одного из ссыльных декабристов в Сибири. 1848-1851. Бумага; карандаш. 24 х 33,7 см. Государственный Эрмитаж.

Прежде всего несколько слов о постановке вопроса. Почему мы говорим о краеведческой деятельности декабристов, а не просто об их научных изучениях в области сибиреведения. Вправе ли мы ставить вопрос именно таким образом? Ведь декабристы не одиноки в своей работе по изучению края, в котором им суждено было жить. Сибирские изучения начинаются вообще с появления политической ссылки. От Юрия Крижанича и протопопа Аввакума тянется эта длинная цепь работ по исследованию и описанию сибирской окраины, выполняемая политическими изгнанниками.

Но, конечно, ни «Описание Сибири» Крижанича, ни «Житие» Аввакума, ни писания и труды пленных поляков или шведов не являются краеведческими в собственном смысле этого слова. Все эти описания и повествования о Сибири - плод случайной заинтересованности пытливого или любознательного ума. В большинстве случаев это повесть о собственной жизни и личных переживаниях.

Сибирь же является только случайным местом действия и фоном, на котором разыгрывались те или иные события личной жизни. Чем зорче и острее умел вглядываться автор в окружающую жизнь и обстановку, тем больше внимания занимал этот фон, иногда эти описания приобретают характер исключительной важности и значения, но все же краеведческими их также нельзя назвать, как, например, нельзя назвать краеведческим описание Московского государства, сделанное Коллинзом, Герберштейном или Штаденом.

Точно также нельзя назвать краеведческим познанием страны и то организованное изучение Сибири, которое началось во второй половине XVIII века и которое, связано с именами Гмелина, Миллера, Палласа, Фалька и других. Несомненно, здесь, в этих знаменитых путешествиях, заложен фундамент научного изучения края, но изучения, как некоторого фактора общественного характера и значения, еще не было.

Для ученых путешественников XVIII века, даже для самых просвещенных, как Гмелин или Миллер, Сибирь была всего-навсего огромным музеем или архивом. И люди, поскольку они попадали в поле зрения наблюдателей, были только одними из наиболее интересных объектов наблюдения или просто даже курьезов. И если все же с них начинается первая глава подлинной науки о Сибири, то не с них следует начинать первую главу сибирского краеведения.

Краеведение - не только изучение края; это может быть уделом любой отрасли научного знания. Специальное исследование часто опирается на какой-нибудь местный материал, но от этого оно еще не станет специфически краеведческим.

Краеведение начинается только там, где налицо заинтересованность судьбами края, там, где налицо органическая связь между исследователем и изучаемым краем.

Поэтому-то историю сибирского краеведения следует начинать не с выдающихся ученых типа Гмелина и Палласа, но со скромных, часто безвестных имен местных тружеников, по большей части самоучек. Таковы капитан Андреев в Семипалатинске, учитель С.С. Щукин в Иркутске, «энциклопедист-исследователь», по выражению позднейшего историка, руководившийся в своих исследованиях не отвлеченными интересами какой-либо отрасли науки, но исключительно потребностями края.

Оттого он и был энтомологом и ботаником, вел изучения в архивах, производил метеорологические наблюдения и т. д. Таков безвестный учитель И. И. Воротников, составляющий по собственному почину описание волости, в которой он живет, таков, наконец, Словцов, который, собирая и связывая воедино «сказания о Сибири», проникнут вместе с тем «сознанием долга перед родиной и сознанием необходимости активной любви к ней».

В эту первую главу сибирского краеведения должны быть включены и декабристы. Для них также характерно то отношение к изучаемой стране, которое отличает исследователя-краеведа от всякого другого исследователя. Глубокая заинтересованность судьбами края чувствуется почти каждый раз, когда в их письмах, мемуарах, научных работах заходит речь о Сибири.

Сибирь в представлении русского образованного общества начала XIX века была страшным и жутким понятием, «последний круг Дантовского ада», «где люди и холод, подобно Геркулесовым колоннам, положили предел человеку и говорят: «пес plus ultra», как писал декабрист С. Кривцов. О Сибири в то время «говорили с ужасом», вспоминает другой декабрист, Басаргин, и когда он узнал, что остальная жизнь его должна будет пройти в этом «отдаленном и мрачном краю», то он уже «не считал себя жильцом этого мира». Такие примеры и свидетельства - не единичны.

Правда, раздавались и другие голоса. Еще в 1817 году один из ранних бытописателей Сибири писал о ней, имея в виду главным образом Восточную Сибирь: «Многие и по сие время думают, что она есть ужасная, незаселенная пустыня и земля, как будто богом отверженная, для житья одним только ссыльным и диким, непросвещенным народам». «Напротив того, - утверждает автор, - заключает она в себе неисчислимые выгоды, разительные красоты и неисчерпаемые источники различных богатств благодетельной природы, по всем трем ее царствам; несмотря на отдаленность ее от российских столиц и прочих внутренних губерний, сама в себе имеет города и селения, при самых выгодных и привольных местах расположенные и издавна очень хорошо устроенные...»

Жители, по уверению автора, «могут почитаться для всех примерными, и даже «дикие», кочующие или ясашные народы... заслуживают всеобщее внимание и уважение». Далее автор отмечает «благорастворенный воздух», «здоровый климат», «неисчерпаемые источники богатств» и т. д. и т. д. Короче, Восточная Сибирь или Иркутская губерния, «не есть ужасная пустыня... но вполне достойна того, чтобы все достаточные молодые люди из россиян, предприемлющие путешествия в чужие край, прежде того для любопытства и совершенного познания своего отечества, проезжали Сибирью по прекрасным, спокойным и безопасным ее дорогам до самой Кяхты, Нерчинска и Якутска, дабы собственными глазами видеть там во всем изобилие, богатство и различные не все еще описанные красоты природы, прежде отъезда своего из России могут быть уверены, что с нею, а тем паче с Сибирью, по многим отношениям и преимуществам в избытках разного рода естественных произведений никакое иностранное государство сравниться не может».

Можно отметить и еще один авторитетный голос. Сперанский после четырехлетнего пребывания в Сибири в такой форме подводил итог своим наблюдениям. «Природа назначила край сей, - писал он Кочубею, - не для того, чтобы неимоверными трудами извлекать несколько крупинок серебра, разбросанного по горам; но для сильного населения, для обширного земледелия, для овцеводства, для всех истинно полезных заведений, кои могут быть здесь устроены на самом большем размере с очевидными успехами».

Но подобные возражения и наблюдения оставались случайными и единичными, большинство же русского образованного общества имело о Сибири те представления, полемике с которыми и посвящено предисловие Семивского и яркий пример которых мы видели в заявлениях Кривцова и Басаргина.

Всецело во власти таких представлений о Сибири были и декабристы, несмотря на то, что и в их среде были лица, уже знакомые с краем ранее, как, например, Батеньков, Завалишин, Штейнгейль.

Но уже очень скоро разнообразный и богатый край привлек к себе внимание невольных путешественников: величественная и роскошная природа Сибири, своеобразный быт ее обитателей, люди и порядки. Эти контрастные противоречия между тем, что ожидали увидеть декабристы, и тем, что они увидели в действительности, прекрасно переданы декабристом Оболенским.

Он рассказывает о сибиряках казаках, назначенных охранять и сторожить их. «Мы не могли довольно полюбоваться этим молодым, славным поколением... Они удивляли нас и разнообразными познаниями и развитием умственным, которое трудно было ожидать в таком далеком краю, о котором весьма редко носились слухи, и то, как о месте диком, где люди и природа находились в первоначальной своей грубости. Здесь мы увидели совершенно противное».

Еще более решительно высказывается Басаргин. «Чем далее мы подвигались в Сибирь, - пишет он, - тем более она выигрывала в глазах моих. Простой народ казался мне гораздо свободнее, смышленее, даже и образованнее наших русских крестьян, и в особенности помещичьих. Он более понимал достоинство человека, более дорожил правами своими. Впоследствии мне не раз случалось слышать о тех, которые посещали Соединенные Штаты и жили там, что сибиряки имеют много сходства с американцами в своих нравах, привычках и даже образе жизни».

Эти же мысли, в более развитой и заостренной форме, повторяет он позже и в своей записке о Сибири и ее нуждах, также включенной в его «Воспоминания». Вообще это сравнение с Америкой не раз встречается в суждениях декабристов о Сибири... «Я не иначе смотрю на Сибирь, как на Американские Штаты, - писал Пущин своему старому учителю Энгельгардту. - Она могла бы также отделиться от метрополии и ни в чем бы не нуждалась - богата всеми дарами царства природы. Измените несколько постановления, все пойдет улучшаться». В том же духе высказывались Розен, Штейнгейль, С. Волконский и др.

Нужно подчеркнуть: эта заинтересованность судьбами края не является только отвлеченной, так сказать, академической. Но она тесно связана у декабристов с чувством привязанности к стране. «Сибирь необычайно роднит с собою», - заметил один из представителей поздней политической ссылки. Декабристы - блестящее подтверждение этого наблюдения. «Мне не раз приходилось слышать, - рассказывает доктор Н.А. Белоголовый, - от самих декабристов уже по возвращении их в Россию, с какой благодарной памятью и с каким наслаждением вспоминали они о своем пребывании в различных сибирских дебрях».

«В Сибири протекли лучшие годы моей жизни.... - писал уже в России М.И. Муравьев-Апостол одному своему сибирскому знакомцу. - Я породнился с Сибирью». Трогательные письма из Швейцарии старика А.В. Поджио. В Швейцарии он ищет картин Сибири, о которой неизменно говорит: «Наша Сибирь». «Все утрачено, - пишет он в одном из позднейших писем к доктору Н.А. Белоголовому, - кроме неизменных моих чувств к краю».

Неизменно теплым чувством к Сибири проникнуты и мемуары декабристов; особенно это относится к воспоминаниям Беляева, Бестужева, Басаргина. Конечно, трудно сродниться со страной, в которой живешь в изгнании, и полюбить ее. Такие ощущения были свойственны и некоторым декабристам. Артамон Муравьев, например, проклинал Ермака за завоевание Сибири, «сделавшейся гробом и мучением для ссыльных».

Но это замечание встречало суровую отповедь со стороны его товарищей. «Так, - пишет Розен, - но в этом страна не виновата. Разве северные полосы наших Архангельской, Олонецкой и Пермской губерний также не могли служить местом изгнания?» Вот это-то умение подходить к. стране не через призму узколичных переживаний выгодно отличает и письма и мемуары декабристов от аналогичных писаний других ссыльных и изгнанников, оно же придает особый характер, особую окраску и декабристским изучениям страны.

Следует отметить еще один существенный признак, краеведческих изучений. Изучение страны в краеведческом аспекте мыслится не под углом зрения только общенаучных требований, но с точки зрения общественных интересов. По четкой формуле одного из виднейших современных деятелей краеведения, последнее «не только научный метод и научный подход», но вместе с тем «обоснование общественного мышления и общественного самосознания».

Конечно, такой формулы не знали декабристы, но их деятельность вполне в эту формулу укладывается.

В значительной степени эти краеведческие и научные работы явились результатом той общей линии поведения, которая выработалась у декабристов в Сибири: линии их взаимоотношений с населением. И, пожалуй, было бы ошибкой оторвать изучение этой стороны пребывания декабристов в Сибири от их общекультурной роли в Сибири, от их деятельности на других поприщах. Научные и краеведческие изучения декабристов являются только деталью этой общей картины и могут быть вполне понятны только на фоне всей их культурно-просветительной работы.

К сожалению, мы располагаем пока еще только отдельными фрагментами, из которых с трудом можно составить цельное и отчетливое представление. Конечно, можно и, a priori предполагать, какую роль должно было сыграть присутствие в малокультурной, не привыкшей ни к политической, ни к общественной жизни окраине людей такой исключительно высокой культуры, какими являлись декабристы. Свидетельства же современников, мемуары и письма декабристов позволяют только схватить и уловить в общих чертах эту роль и оценить ее, уловить только общий колорит и общий смысл.

Сами сибиряки обычно в восторженных словах и выражениях касались памяти декабристов и их дела в Сибири. «Общение с ними (декабристами) тогдашней сибирской молодежи приносило величайшую пользу в просветительном отношении», - свидетельствует один из сибиряков, культурный деятель Забайкалья, Першин-Караксарский.

«Нужно помнить, что Восточная Сибирь, разбросанная на тысячи верст, почти не имела учебных заведений, кроме Иркутской гимназии. При всей жажде к просвещению молодежь оставалась без образования, довольствуясь только текущей литературой, сжатой цензурными тисками... Декабристы ответили на запрос и были хоть для маленького кружка просветителями и учителями, разумеется, учителями не в школьном смысле».

«Пребывание декабристов в Сибири имело очень широкое образовательное влияние, - пишет другой сибиряк, вспоминая жен декабристов, - и мы через полвека вспоминаем о них как о живых примерах всего доброго, чистого и прекрасного и храним глубокую, благодарную память к этим добровольным изгнанницам». Крупнейший общественный деятель Сибири H. М. Ядринцев свидетельствует о значении декабристов в культурном развитии сибирского общества: «Нечего говорить, что в сибирских городах они были просвещеннейшими людьми и оставили след повсюду. Через них и в окружающее общество проникали европейские сведения и новости, они знакомили многих лиц из туземцев с просвещением и нередко оказывали влияние в разных сферах, где соприкасались».

Аналогичное свидетельство находим у H.Н. Козьмина, одного из младших современников Ядринцева и Потанина, профессора Иркутского университета. Говоря о культурной роли политической ссылки в Сибири, он замечает: «Кто из нас, сибиряков, в своей семье, или семье знакомых не знает благотворного культурного воздействия декабристов, поляков, русских революционеров.

Наши бабушки, матери учились у них музыке, живописи, учились интересоваться книгой, получали навык к чтению; наши деды и отцы имели в лице этих людей первых наставников, и, если в последующей жизни сохранили «искру божию», то часто относили все это сохранившееся хорошее на счет влияния своих учителей». Сходные свидетельства и заявления встречаем и у ряда других сибирских деятелей и писателей: у Голодникова, Францевой, Попова и др.

Это свое значение сознавали и сами декабристы. С привычной повышенностью выражений Завалишин пишет: «В памяти жителей эпоха нашего пребывания в Чите сохранилась как особенное благословение божие». Как всегда, скромно и сдержанно свидетельствует о том же Басаргин. «Можно положительно сказать, что наше долговременное пребывание в разных местах Сибири доставило в отношении нравственного образования сибирских жителей некоторую пользу и ввело в общественные отношения несколько новых и полезных идей».

Еще с большей отчетливостью эта мысль выражена Розеном: «Провидение, - пишет он, - быть может, назначило многих из моих соизгнанников и многих поляков-ссыльных быть основателями и устроителями лучшей будущности Сибири, которая, кроме золота и холодного металла и камня, кроме богатства вещественного, представит со временем драгоценнейшие сокровища для благоустроенной гражданственности».

Заключим эту серию признаний и свидетельств заявлением одного из учеников декабристов, популярного сибирского деятеля, друга Герцена и Салтыкова-Щедрина доктора Н.А. Белоголового: «Декабристы сделали меня человеком, - пишет он, - своим влиянием разбудили во мне живую душу и приобщили ее к тем благам цивилизации, которые скрасили всю мою последующую жизнь».

Это признание чрезвычайно знаменательно, и его могли бы повторить с таким же правом и многие другие сибирские передовые деятели. Так, отчасти под влиянием декабристов воспитался юный Ядринцев, всецело учеником и воспитанником декабристов является известный сибирский художник и общественный деятель М.С. Знаменский и целый ряд других.

Конечно, дело не только в этом общем значении. Конкретная роль декабристов в судьбах сибирского общества и сибирской культуры глубже и значительнее. Декабристы сумели тесно войти в жизнь населения. Дореформенная Сибирь более всего нуждалась в собственной рядовой интеллигенции. Ей были нужны врачи, педагоги, агрономы, инженеры, юристы... Пришлое чиновничество смотрело на население исключительно как на средство обогащения и повышения. Местная интеллигенция еще только нарождалась и, по большей части, стремилась вырваться из Сибири в столицу. Большинство гибло, засасываемое местной тиной. Трагический пример Ершова достаточно поучителен и не единичен.

Декабристы явились едва ли не первыми, кто дал эту интеллигенцию стране, кто бескорыстно, исключительно по долгу, гуманности или из жажды деятельности работал для местного населения, служа ему в полном смысле этого слова.

М.И. Муравьев-Апостол пишет в своих «Воспоминаниях»: «Надеясь покинуть рано или поздно неприглядный Вилюйск, я вздумал воспользоваться пребыванием моим в этой глуши, чтобы принести ему какую-нибудь пользу. Прилегающее к селу кладбище не было огорожено и поэтому доступно нашествию не только домашних животных, но и хищных зверей, скрывающихся в окрестном бору. На этот предмет я предложил жителям составить подписку, и общими силами нам удалось построить прочную бревенчатую ограду».

Опять-таки самый факт маловажен и незначителен, но дело не в нем. Дело в этой случайно оброненной фразе. В ней как бы нечаянно вскрывается и формулируется один из основных членов того общественного символа веры, который сложился и выработался у декабристов в Сибири. Отчетливее всего формулировал эти принципы Лунин. «Политические изгнанники образуют среду вне общества, - заносит он в свою записную книжку, - следовательно, они должны быть выше или ниже его. Чтобы быть выше, они должны делать общее дело».

Замечательно его письмо о М.Н. Волконской. «Я прогуливался по берегу Ангары с изгнанницей, чье имя уже внесено в отечественные летописи. Сын ее резвился перед нами и, срывая цветы, спешил отдавать их матери... Когда мы прошли часть леса, постепенно поднимаясь в город, нам вдруг представилось обширное пространство, замыкаемое на запад цепью синеющих гор и перерезанное на все протяжение рекою, которая казалась серебряным змеем, лежавшим у наших ног... но величественное зрелище природы было только обстановкой для той, с кем я прогуливался.

Она осуществляла мысль апостола и своей личной грацией и нравственной красотой своего характера... На пути домой мы заметили между деревьями бедную женщину с мешком в руках, искавшую корней Мукыра. «На что этот корень?» - спросил я. «Дети будут пить вместо чаю», - отвечала она. Ее избавили от труда. Встреча с сосланной в лесу доставила помощь ее семейству, как встреча ангела в пустыне доставила Агари воду для ее сына».

Это как будто мелочь; трогательный, но все же в существе своем всегда бесплодный акт благотворительности. Но он перестает быть пустяком, когда мы видим, что лежит в основе этого факта. Здесь целая система, система сознательного вмешательства в жизнь населения. И не ради лирического значения этой картины пишет об этом Лунин, зная, что первым читателем этого письма будет III Отделение.

Здесь практическое применение и воплощение в реальный факт его формулы о взаимоотношениях изгнанников и общества. Недаром в последних строках он так заостряет значение этого маленького эпизода («Встреча с сосланной в лесу доставила помощь ее семейству, как встреча ангела в пустыне...» и т. д.). Здесь утверждение своей новой роли, здесь вызов и торжество победы.

Благотворительность в ее различных проявлениях занимала вообще огромное место в деятельности декабристов в Сибири. Для них, скованных в формах своей деятельности, благотворительность давала выход их жаждущим применения силам, и потому этот наименее надежный вид общественного служения сделался в их руках фактором огромного общественного значения.

Такова деятельность М.И. Муравьева-Апостола, когда он в Западной Сибири всецело предается врачеванию, помогая одновременно больным материально и возбуждая против себя преследования местных властей. Такова деятельность в Баргузине Мих. Кюхельбекера, явившегося также врачом для местных крестьян и туземцев: бурят и тунгусов. Такова деятельность в Кургане Нарышкина, о которой с таким восторгом и благоговением вспоминают Аорер и Розен. «Семейство Нарышкиных, - пишет первый, - было истинным благодетелем целого края. Оба они, и муж и жена, помогали бедным, лечили и давали больным лекарства на свои деньги... Двор их по воскресеньям был обыкновенно полон народу, которому раздавали пищу, одежду, деньги...».

Медициной занимались также в Иркутской губернии - Арт. Муравьев, в Западной Сибири - Фохт и особенно Ф.Б. Вольф - искусный и замечательный врач-специалист. Ентальцев в Ялуторовске и Шаховской - в Туруханске также занимались медициной, приобретая для бедных жителей на свой счет лекарства. Да и вообще вся врачебная деятельность декабристов тесно связана с благотворительностью и носила в полном смысле слова благотворительный характер.

Подробно об этом вспоминает тот же Розен. «В Сибири мало докторов, - пишет он, - по одному на округ в 40000 жителей на пространстве 500 верст; как везде много больных, то они доставляли много случаев для деятельности. Моя домашняя аптека всегда имела запас ромашки, бузины, конфора, уксуса, горчицы и часто доставляла пользу... Случалось, что слепые и глухие приходили из дальних мест просить помощи понаслышке о славе врачевания. Прилежнее всех занимался по этой части Фохт, который исключительно читал только медицинские книги, имел лекарства сложные, сильные, лечил горожан и поселян». Много уделял времени лечебной практике Д. Завалишин в Чите.

Воспоминания сибиряков-томичей отмечают широкую благотворительность в Томске Батенькова, жандармский полковник Маслов в своем отчете Николаю отмечал благотворительную деятельность М.И. Муравьева-Апостола, Фохта и Черкасова; Шаховской в Туруханске оказывал денежную помощь жителям, пострадавшим от неурожая. Эта попытка - заметим в скобках - тяжело отразилась на его судьбе. Горбачевский в Петровском Заводе отдался целиком заботам о местном населении; помогал беднейшим крестьянам, устраивал выпущенных из тюрьмы поселенцев, занимался бесплатно педагогической деятельностью и т. д.

Таким образом, благотворительная и врачебная деятельность декабристов явилась ярким выражением и воплощением основных принципов неписаного кодекса поведения изгнанников. На этом же принципе сознательного вмешательства в жизнь населения построена и их педагогическая деятельность, также проявлявшаяся в самых разнообразных формах. Она началась еще в казематах, причем для организации первой школы пришлось прибегать к целому ряду хитростей и обманов. «Комендант согласился на обучение церковному пению, но так как нельзя петь, не зная грамоте, то разрешено было учить читать (только)». За это взялись сначала М. и Н. Бестужевы, потом присоединились и другие декабристы.

Очевидно, позже за этим последовали и дополнительные разрешения и вольности, так как впоследствии, по свидетельству М. Бестужева, «многие дети горных чиновников (Петровского Завода) поступили первыми в высшие классы Горного института и других заведений».

Эти педагогические занятия велись и на поселении. М.И. Муравьев-Апостол учил детей грамоте в Вилюйске. Братья Беляевы устроили школу в Минусинске, которая в разное время имела до двадцати человек.

В.Ф. Раевский в Олонках (Иркутской губернии) на свой счет нанял учителя для крестьян. Педагогической деятельностью безвозмездно занимались Бестужевы в Селенгинске, Завалишин в Чите и др. Наконец, для многих педагогические занятия были средством к существованию. Упоминавшийся выше доктор Н. А. Белоголовый был учеником Юшневского, Борисова и Поджио.

Особенно значительна в этом отношении была роль декабристов в Западной Сибири. Так, А.М. Муравьеву Сибирь была обязана первым женским Мариинским училищем, П.Н. Свистунов довел до образцового состояния женскую школу в Тобольске, наконец, совершенно исключительную роль в судьбах народного просвещения Западной Сибири сыграл И.Д. Якушкин.

Ему при исключительных трудностях, при беспрерывных препятствиях со стороны местных властей удалось организовать в Ялуторовске два училища, сначала для мальчиков, а позже и для девочек. Преподавание велось в них по ланкастерской системе взаимного обучения, ярыми сторонниками которого декабристы были еще до ссылки. По свидетельству сына И.Д. Якушкина - Е.И. Якушкина, а также одного из первых учеников школы М.С. Знаменского, «программа обучения (хотя школы официально назывались приходскими) была исключительно широкой. Проходились алгебра, геометрия, механика».

Педагогическая деятельность декабристов не ограничивалась только общей подготовкой и теоретическими изучениями, немалую роль в их интересах играли и ремесла. «В Петровском Заводе были устроены формальные учебные и ремесленные школы». На этом подробно останавливается Завалишин, вскрывая и принципиальную постановку этого вопроса у декабристов.

«Уже во время нашего воспитания, - пишет он, - были очень в ходу идеи о необходимости каждому образованному человеку знать какое-нибудь ремесло или мастерство. Впоследствии идеи эти усиливались еще и по политическим причинам. Образованные люди, стремившиеся к преобразованию государства, сознавая, что труд есть исключительное благосостояние массы, обязаны были личным примером доказать свое уважение к труду и изучать ремесла не для того только, чтобы иметь себе обеспечение на случай превратности судьбы, но еще более для того, чтобы возвысить в глазах народа значение труда и, облагородив его, доказать, что он не только совмещается с высшим образованием, но что еще одно в другом может находить поддержку и почерпать силу». В каземате эти идеи «дошли до окончательного развития и получили полное приложение».

Таким образом, уже в каземате учредились различные мастерские; в них обучались дети ссыльных и заводских служителей, и все «лучшие мастеровые и ремесленники в заводе выходили именно из казематских мастеровых». Позже на поселении ревностным пропагандистом идеи о необходимости ремесленного образования был Николай Бестужев. По свидетельству Першина-Караксарского, распространение ремесел между Забайкальскими бурятами всецело принадлежит Н. Бестужеву, а отчасти и между русским населением. Ближайший друг его К.П. Торсон создавал проекты организации огромного механического заведения в Забайкалье.

Но и в других сферах деятельности декабристы оказались полезными для края. Как ни странно, но именно им, наиболее блестящим представителям интеллигентного общества, обязаны некоторые части Сибири успехами чисто сельскохозяйственного характера. За многими декабристами был в прошлом большой хозяйственный опыт, который и был весьма удачно использован как в каземате, так и на поселении.

Так, например, огородничество, садоводство, цветоводство значительно развились в крае после пребывания декабристов. «В 1829 году, - рассказывает И.Д. Якушкин, - на место Розена хозяином был избран Пушкин (Бобрищев), а Кюхельбекер (Михаил) огородником. Оба они прилежно занялись огородом; урожай был до того обильный, что Пушкин, заготовив весь нужный запас для каземата, имел еще возможность снабдить многих неимущих жителей картофелем, свеклой и прочим.

До нашего пребывания в Чите очень немного было огородов, и те, которые были, находились в самом жалком положении». Это же повторяет и Д.И. Завалишин, который указывает, что их пребывание в Чите и Петровском Заводе «ознакомило местных жителей с огородничеством, а отчасти с садоводством и цветоводством». «До нашего пребывания в Чите - замечает он, - число овощей, употреблявшихся в крае, было очень ограничено».

К этому нужно прибавить еще отдельные опыты, производимые декабристами на поселении и также давшие значительные результаты. Матвей Муравьев-Апостол впервые садит в Вилюйске картофель, Бечаснов «привил в окрестностях Иркутска небывалые посевы незнакомой конопли». А.В. Поджио первый вырастил в Чите огурцы, В.Ф. Раевский - в Олонках арбузы, А.П. Юшневский впервые разводил кукурузу, В.К. Тизенгаузен разбил у своего дома (в Ялуторовске) фруктовый сад и т.д. и т. д.

Вместе с этим, по свидетельству того же Д.И. Завалишина, пребывание декабристов в Чите и Петровском Заводе «развило улучшенное скотоводство и птицеводство». Першин-Караксарский сообщает, что почину Николая Бестужева принадлежит разведение в Селенгинске мериносовых овец, «культивирование которых, - замечает он, - шло очень успешно и обещало бы полное развитие, если бы инициатор этого предложения оставался дольше в стране».

Наконец, с именем декабристов связаны и первые попытки рационализации земледельческого хозяйства и ведения его более культурными способами. К.П. Торсон еще в Петровском Заводе занимался приготовлением моделей различных сельскохозяйственных машин: молотильных, веяльных и косильных. В Селенгинске он пытался строить эти машины, но как свидетельствует А.Е. Розен, «не имел полного успеха по причине неустойки работников, по слабости своего здоровья и еще по скудности денежных средств».

Под влиянием Торсона и под его руководством некоторые декабристы еще в казематах занимались изучением земледелия и вообще хозяйства. Особенно ревностными учениками были братья Беляевы, которые довольно успешно применили уроки Торсона позже, на поселении в Минусинске. Они первые ввели в хозяйство машины, первые стали сеять там гречу, гималайский многоплодный ячмень и т. д.

Минуем другие формы деятельности декабристов. Следовало бы только особенно выделить и отметить их административную деятельность. Эта страничка пребывания декабристов в Сибири мало затронута исследователями, а между тем она чрезвычайно важна и ценна. Служили Басаргин, Штейнгейль, Семенов и некоторые другие.

Барон Штейнгейль играл большую роль при тобольской администрации. Так, например, в 1842 году, во время известных картофельных бунтов (в Пермской губернии) Штейнгейль по просьбе губернатора писал воззвания к начавшему также волноваться местному населению. Особенное значение имел в Акмолинской области, а позже в Тобольской губернии С.М. Семенов; обоим им пришлось в конце концов поплатиться за свою административную деятельность. Случай с Семеновым особенно характерен. О нем рассказывает М.И. Муравьев-Апостол.

«В 1829 году знаменитый Александр Гумбольдт отправился в Сибирь с целью исследовать естественные богатства обширного края, и из Петербурга было предписано, по высочайшему повелению, всем местным правителям отряжать чиновников для сопровождения ученой знаменитости. Сен-Лоран назначил Семенова, который и сопутствовал Гумбольдта по всей Омской области. По возвращении его в Петербург, на вопрос Императора Николая, насколько он доволен своим путешествием, Гумбольдт, между прочим, желая угодить, отозвался похвально о его чиновниках и выразил удивление, что даже в Сибири сопровождавший его чиновник оказался человеком высокообразованным.

Государь, узнав, что восхваленный чиновник был Семенов, сделал выговор Сен-Лорану, а Семенову велел довольствоваться должностью канцелярского служителя». Позже он был призван в Тобольск, а оттуда снова в Омск, где приобрел опять большое влияние, что вызвало вновь тревогу и негодование III Отделения. Умер он в Тобольске в должности советника губернского правления. Наконец, широко известно о громадном значении в деле устройства Забайкальской области Д.И. Завалишина.

В тесной связи с этим стоит и юридическая помощь, которую беспрерывно оказывали населению многие декабристы. Здесь нужно назвать имена Бестужевых, Завалишина, Басаргина и на первом месте Пущина.

В полубеллетристической форме М.С. Знаменский рассказывает, как после прибытия Пущина в Ялуторовск «все оскорбленное и униженное, охающее и негодующее начало стекаться к нему, как к адвокату. Уверившись, что дело, о котором его просят, законное или гуманное, он брался за перо, и письмо за письмом летели, как бомбы...».

«Пущин и Оболенский, - пишет в своих воспоминаниях ялуторовский старожил Семенов, - отличались большой общительностью и доступностью для народа, помогали обращавшимся к ним и деньгами, и советом, и юридическими знаниями. Они никогда не отказывали какому-нибудь бедняку крестьянину или крестьянке написать письмо сыну-солдату, составить прошение, жалобу или заявление, за это и Пущин и Оболенский пользовались уважением и любовью местного населения, несмотря на то, что на этих декабристов, да еще на И.Д. Якушкина, полиция указывала как на самых тяжких государственных преступников».

Якушкин, по тому же рассказу М.С. Знаменского, предполагал составить для школьного пользования «вещь по его понятию полезную для деревенского мальчика; собрать все статьи Закона, касающиеся до крестьянского быта, написать все его обязанности, сколько с крестьянина идет». Боясь сделать промахи, он «хотел поручить эту работу своему товарищу, бывшему юристу». Очевидно, речь идет также о Пущине. Это предприятие, видимо, не смогло осуществиться, но характерна и показательна сама идея.

Совершенно исключительна та роль, которую играл в Олонках (село в Иркутской губернии) В.Ф. Раевский. По воспоминаниям крестьян, которых мне пришлось слышать там летом 1924 года, Раевский был постоянным и неизменным представителем и ходатаем за крестьян перед местной властью. «Пока Владимир-то Федосеич жив был, - говорил мне восьмидесятилетний старик крестьянин, - ети заседателишки и сунуться к нам боялись. Ну, а уже как умер, так поприжали».

2

*  *  *

Все эти отрывочные и случайные факты, извлекаемые из писем и мемуаров, конечно, не исчерпывают и не могут исчерпать всего вопроса о значении декабристов в Сибири. Здесь дан как бы приблизительный библиографический перечень фактов и материалов, которые следует привлечь для решения вопроса в целом. Эти факты нужны для того, чтобы наметить фон и начертить те основные линии, по которым шла и развивалась деятельность декабристов в ссылке.

В том рисунке, который мы даем, есть существенный недостаток: он чересчур общ, и эта общность придает ему вдобавок некоторую иконопись (столь свойственную большинству работ о пребывании декабристов в Сибири). Но эта общность почти неизбежна при тех источниках, которыми мы пока располагаем. Они также почти все односторонни, архивы не вскрывают достаточно этой стороны (культурного воздействия на население).

Детали и оттенки остались неотмеченными или стерлись, в результате и получается в наших работах о декабристах в Сибири налет некоторой иконописности. Но и эта односторонность источников является своего рода историческим документом. Она свидетельствует о той форме, в которую неизбежно отливались все впечатления от пребывания декабристов в Сибири, а вместе с тем свидетельствует и о той атмосфере, которой были они окутаны в ссылке и изгнании.

И не случайно те же ноты слышим мы и в устах лиц, не склонных относиться чрезмерно преувеличенно к декабристам. Автор книги о Д.Н. Блудове пишет: «Мы узнали декабристов уже в то время, когда они, искупив свои заблуждения тяжелым испытанием, жили на поселении, распространяя добро между окрестными жителями: или своими знаниями, особенно в техническом отношении, или теми ограниченными материальными средствами, которые иные из них имели, - уважаемые и пользовавшиеся доверием и свободою».

Число подобных цитат можно легко увеличить. Поэтому-то, думается нам, можно с полным правом говорить об огромном культурном значении декабристов для Сибири. И, что особенно ценно, это культурное влияние не ограничилось какими-нибудь отдельными или единичными кружками местной немногочисленной интеллигенции, но в орбиту их влияния были так или иначе втянуты все слои населения: от генерал-губернаторского дворца до бурятской юрты. И, таким образом, именно с декабристов начинается великая культурная роль политической ссылки в Сибирь.

Вместе с этим те факты, которые были приведены в предыдущей главе, дают возможность установить общий смысл и характер той системы (если так можно сказать), которая выработалась у декабристов в Сибири, - система обслуживания населения и страны. В основе ее лежат не отвлеченные филантропические идеи и не одно только теплое чувство гуманности. Она создалась под влиянием мыслей и настроений характера гражданского, общественного, отчасти даже политического. «Как человек я только бедный ссыльный, - заносит в свою записную книжку Лунин, - как личность политическая - представитель известного строя, которого легче изгнать, чем опровергнуть».

В этой работе среди населения многим декабристам виделось продолжение той же самой работы, которая привела их на Сенатскую площадь и в сибирские казематы, и вместе с тем в ней для многих был как бы выход в жизнь, средство сохранить «свое политическое существование за пределами политической смерти» (выражение Мих. Бестужева).

У них как бы определилась и наметилась группа явлений, которая требовала их отклика, группа задач, к решению которых они были призваны. В число этих задач была включена и работа по изучению края.

Немного нужно было времени, чтобы убедиться, что страна совершенно не изучена, что ни правительство, ни общество не представляют себе ни тех возможностей, которые таились в Сибири, ни ее потребностей.

Перед декабристами раскрывался огромный цветущий край с сильным и здоровым населением, с неисчислимыми природными богатствами, и все это, по выражению одного старинного писателя, «лежало втуне». «Сибирь, - писал Басаргин, - на своем огромном пространстве представляет так много разнообразного, так много любопытного, ее ожидает такая блестящая будущность, если только люди и правительство будут уметь воспользоваться дарами природы, коими она наделена, что нельзя не подумать и не пожалеть о том, что до сих пор так мало обращают на нее внимания».

Таким образом, изучение края совершенно сознательно было включено декабристами в число тех задач, которые они поставили себе по отношению к той стране, в которой им было суждено жить. Говоря о литературных и научных занятиях декабристов в Сибири, Розен определенно говорит о желании принести пользу краю, как основном стимуле деятельности; то же самое находим и у Басаргина; наиболее отчетливое выражение этой мысли и вместе с тем сознание своих возможностей в области изучения края находим у Завалишина:

«Мы первые явились в Сибирь людьми из высшего сословия, вполне доступные и при том с правилами, совершенно противоположными тем, какие жители привыкли видеть в высших себя и в начальниках: они видели участие и делаемое добро вместо насилия и вымогательства из собственного добра. Оттого от нас никто ничего не таил, и русский, и инородец, и старожил, и поселенец, и казак, и раскольник открывали нам то, чего никогда не открыли бы правительству. Оттого-то нам и можно было изучать край в действительной его истине».

Конечно, было бы натяжкой все работы декабристов по изучению края обусловить этим принципом: стремлением принести пользу. Несомненно, что огромную роль играли и другие обстоятельства и другие факторы. Одних влекла к этой работе «лихорадочная жажда деятельности» (выражение Розена), других - просто склонность к научной работе. Так, например, Борисовых заинтересовала богатая флора края без всякой, конечно, первоначально мысли о том значении, какое оно может иметь для судеб страны. Несчастный Шаховской вел наблюдения над местной природой из склонности вообще к научным занятиям и чтобы как-нибудь забыться в тех ужасных условиях, в которых протекала его ссылка.

В сторону изучения края толкал декабристов и тот повышенный интерес к литературным и научным занятиям, который выработался в заключении под влиянием знаменитой казематской «Академии». Наконец, следует отметить и просто природную любознательность, характерную для многих.

Замечательно в этом отношении первое письмо Кюхельбекера из Сибири, адресованное Пушкину, оно характерно, пожалуй, не только для одного его автора. Кюхельбекер отбывал каторгу не в Сибири; туда он был отправлен только на поселение после десятилетнего пребывания в крепости (в Финляндии), и вот, не успев еще как следует осмотреться на новом месте, не устроив еще своего быта, не выяснив еще возможностей своего существования, он, буквально захлебываясь, спешит передать Пушкину свои впечатления от новой страны. Здесь и заметки о сибирском климате, и о сибирском небе, и о сибирских женщинах, и о сибирских типах, и о сибирской речи и так далее.

Так из разнообразных источников росли и крепли краеведческие интересы декабристов в Сибири, углубляемые все растущей симпатией их к краю. Но все эти разнообразные источники в конце концов были объединены в одном русле. В той формуле Завалишина, которая приведена выше, они нашли свое законченное оправдание. Для декабристов было ясно, что только широкое изучение края могло бы привлечь к нему общественное внимание, понимали и то, что такое изучение должно быть не только задачей отдельных лиц, но в полном смысле общим делом, к которому должны быть привлечены самые широкие слои населения.

Оттого-то сами они так охотно принимали участие, поскольку это было им доступно, во всякого рода научных экспедициях или были корреспондентами различных ученых, охотно выполняя их поручения.

Особенно ярко и резко эти идеи воплотились в деятельности Якушкина. Он не только являлся основателем замечательных и образцовых школ, не только был замечательным мастером-педагогом, но всю педагогическую деятельность он тесно сочетал с работами по изучению края и составил в качестве основного школьного руководства учебник географии, проработанный им на местном материале.

Как уже сказано в предисловии, настоящая работа не задается целью подвести итоги научно-краеведческим изучениям декабристов и определить их место и значение в современном сибиреведении. Эта тема для другой, более ответственной работы, к которой, быть может, еще удастся подойти в недалеком будущем. Сейчас же в качестве предварительного очерка хотелось бы дать хотя бы приблизительную, посильную библиографическую сводку того, что сделано декабристами в области краеведческого познания страны.

Научные занятия, связанные с краем, начались еще в казематах. Уже в Чите и Петровском Заводе выдвинулся ряд натуралистов, первое место среди которых занимали братья Борисовы. Евг. Оболенский рассказывает: «Богатая флора этого края обратила на себя наше внимание и возбудила удивление к красотам сибирской природы, так щедро рассыпанным и так мало еще известным в то время.

Два брата Борисовых, любители естественных наук, наиболее занимались как собиранием цветов, так и зоологическими изысканиями; они набрали множество букашек разных пород красоты необыкновенной, хранили и берегли их, и впоследствии составили довольно порядочную коллекцию насекомых...». Д.И. Завалишин прибавляет к этому, что старший не только собрал замечательную коллекцию насекомых, но и «придумал сам новую классификацию, совершенно тождественную с той, которая гораздо спустя уже была предложена в Парижской академии и принята ею».

Н.А. Белоголовый, ученик П.И. Борисова, сообщает, что в квартире последнего находились «коллекции сибирских птиц и мелких животных, а также великое множество его собственных рисунков». «В этой страсти, - замечает мемуарист, - он находил для себя источник труда и наслаждения в своей однообразной и беспросветной жизни, а товарищи старались сделать из нее ресурс для материального улучшения обстановки братьев, но безуспешно, потому что тогда интерес к естественно-историческому образованию еще не проснулся в Сибири».

Судьба коллекций и рисунков Борисовых неизвестна. Внук декабриста С. Волконский сообщает, впрочем, что один из борисовских альбомов хранился в личной библиотеке Николая II.

Натуралистические наблюдения велись также Якушкиным, Вольфом, Бестужевыми, Завалишиным и рядом других, чьи имена еще не удается установить полностью. Вольф ботанизировал, собирал и изучал минералы, а также делал анализы минеральных источников, которыми так богато Забайкалье. Разносторонним натуралистом был И.Д. Якушкин. Он занимался ботаникой, географией, метеорологией.

Метеорологические наблюдения велись в Чите и Петровске коллективно; по свидетельству Д.И. Завалишина, эти «наблюдения за десять лет переданы были в Берлинскую академию наук и очень ею ценились». К натуралистическим наблюдениям была привлечена и М.Н. Волконская. Она собирала гербарий сибирской флоры, подбирала минералогические коллекции; возможно, что одно время увлекался натуралистическими изучениями и С.Г. Волконский.

На поселении натуралистические наблюдения особенно интенсивно велись Шаховским.

В Бухтарминске вел метеорологические наблюдения М.И. Муравьев-Апостол; позже он продолжал их совместно с И.Д. Якушкиным в Ялуторовске. Николай Бестужев устроил в Селенгинске целую обсерваторию, где производил не только метеорологические и астрономические, но и сейсмические наблюдения. О глубине его натуралистических познаний свидетельствуют вводные страницы естественноисторического характера к его этнографическому очерку «Гусиное озеро».

Рядом декабристов были произведены статистико-хозяйственные обследования. Под руководством М.И. Муравьева-Апостола было составлено статистическое описание Ялуторовского округа; В.И. Штейнгейль во время пребывания в Ишиме «по предложению купца Черняковского, члена географического общества, написал весьма обстоятельное описание Ишимского округа Тобольской губернии». Позднее оно было напечатано в журнале Министерства внутренних дел, но без имени автора, под чужой фамилией. В нем были сгруппированы сведения статистические, экономические, этнографические и др.».

Наблюдения экономического характера вел И.И. Пущин (в Ялуторовске); эти наблюдения и заметки пересылал он в качестве писем-корреспонденций бывшему учителю своему Е.А. Энгельгардту для редактируемой им «Земледельческой газеты». Н.В. Басаргин все свои разнообразные наблюдения экономического и общественно-правового характера объединил и выделил в особую главу своих «мемуаров».

Эта «Сибирская глава» имеет значение в буквальном смысле специальной «записки» о Сибири. В ней затронуты основные вопросы сибирского управления и сибирского хозяйства. Автор ставит вопрос о тех «мерах и преобразованиях», которые должны быть проведены, чтобы дать возможность стране реализовать скрывающиеся в пей богатые возможности или, как выражается он: «развить вполне свои силы и свои внутренние способы».

«Чего не достает Сибири?» - спрашивает он и дает ответ, замечательный для своего времени. Сибири, по его утверждению, недостает «внутренней хорошей администрации, правильного ограждения собственных и личных прав, скорого и строгого исполнения правосудия как в общественных сделках, так и в нарушении личной безопасности; капиталов, путей сообщения, полезных мер и учреждений в отношении просвещения и нравственности жителей, специальных людей по тем отраслям промышленности, которые могут быть с успехом развиты в ней, наконец, достаточного народонаселения». Как видим, здесь намечены почти все те вопросы, которые много позже волновали сибирскую общественную мысль, вплоть до вопроса о колонизации. Между прочим, в качестве меры для создания кадра «специальных людей» Басаргин указывает на необходимость открытия в Сибири высшего учебного заведения.

К сожалению, этой замечательной записке не суждено было иметь никакого актуального значения. Редактор первого издания «Записок Н.В. Басаргина» П.И. Бартенев почему-то не счел возможным или нужным опубликовать ее хотя бы в сокращенном виде, и она увидела свет только в 1917 году, накануне революции.

Но, кончено, ее значение в истории сибирского краеведения огромно. Вместе с тем она служит одним из нагляднейших свидетельств того глубокого, внимательного и всестороннего изучения Сибири, которое было предпринято и выполнено силами декабристов. Аналогичный характер, но более актуальный, имела, видимо, и записка Штейнгейля о сибирском управлении. По крайней мере, H.М. Ядринцев называет ее знаменитой и указывает, что ему не раз приходилось ее цитировать в различных своих докладах по тем или иным сторонам сибирской жизни. Говорю: видимо, так как в местных условиях мне она осталась неизвестной.

Одним из лучших знатоков края являлся, несомненно, и Д.И. Завалишин. Еще в казематах он составил карту Забайкальского края, которая очень долго была главнейшим пособием для администрации. Край он изучал беспрерывно и разносторонне и позже явился одним из сотрудников Н. Муравьева-Амурского в деле устроения Амура и Забайкалья. Впоследствии, разорвав с Муравьевым, он выступил в печати с рядом замечательных статей, где впервые перед русским обществом «подвиг Муравьева» встал с другой стороны. Огромную роль сыграл Завалишин и в работах по превращению Читы в город. H.М. Ядринцев с большим уважением отмечал борьбу Завалишина по вопросам местного края.

С.В. Максимов в своем некрологе о Д.И. Завалишине с полным правом мог писать, что имя Д.И. Завалишина «тесно связано с историей приобретения и заселения новой страны».

С большим вниманием останавливается на вопросах экономики и хозяйства Сибири А.Е. Розен. В его мемуарах нашли место заметки и рассуждения о земледелии и золотопромышленности и большей важности для Сибири первого; о добывании драгоценных металлов; о местных изделиях и о фабричной промышленности; о ценах на съестные припасы в Восточной и Западной Сибири; о сибирском купечестве и его оборотных капиталах; о сибирском тракте и многом другом.

Разносторонним знатоком края являлся и Николай Бестужев. Выше уже упоминался его замечательный очерк «Гусиное озеро» с богатым материалом естественно-исторического, экономического и этнографического характера. Кроме того, Мих. Бестужев упоминает о сделанном братом «Обзоре Забайкальского края», который, «кажется, был напечатан». О значении Ник. Бестужева как этнографа мне уже приходилось высказываться в специальной, посвященной ему небольшой работе.

В области изучения местных нравов и обычаев видное место принадлежит также другому брату его, Александру, более известному под псевдонимом Марлинского. Автор статьи о декабристах в Якутской области пишет: «Попавшие в новый для них край, в гущу инородческих поселений, в мир неведомых отношений, понятий и верований, декабристы (А. Бестужев, М.И. Муравьев-Апостол, Н. Чижов и др.) не остались безучастны к нему и с жаром принялись изучать суровый край и неведомый для них народ, его обычаи, легенды...

Вместе с другими горожанами мы встречаем и декабристов на празднествах якутов, где они не остаются рассеянными наблюдателями, а стараются понять и осмыслить виденное, чтобы потом то в форме воспоминаний, то рассказа, повести, письма, передать свои мысли и впечатления о Якутской жизни широкому кругу читающей публики, видевшей в якутах в крайнем случае «полуоттаявшее человечество». Доктор Эрман свидетельствует, что «Бестужев утешал себя наблюдениями той удивительной обстановки, в которой он очутился. Многие нравы якутов он записал и изобразил в рисунках и помышлял конец своей жизни посвятить изучению языка якутов и тем этнографическим вопросам, которые с их бытом связаны».

Эти увлечения и занятия отразились в ряде его статей и очерков; очерк «Сибирские нравы», посвященный описанию якутского праздника «Исых» - ритуальное приготовление кумыса; «Очерки из рассказов о Сибири» - несколько бессистемные, но интересные и правдивые очеркипо разным вопросам быта крайнего севера Сибири; торговля, охота, пути сообщения, езда на собаках, взаимоотношения русских с местным туземным населением, характеристика русских и туземцев, рассуждения о будущности Сибири и т. д. Наконец, обильный этнографический материал находится и в его письмах к родным.

М.И. Муравьев-Апостол не опубликовал каких-либо специальных работ или статей по этнографии северной Сибири, но в его «воспоминаниях» находится немало ценных для этнографа фактов. Таков, например, рассказ его о камланье якутского шамана, о некоторых чертах характеристики якутов, о некоторых архитектурных мотивах приленских крестьян, заимствованных у якутов, и т. д. Усиленно интересовался этнографией Горбачевский в Петровском Заводе; он собирал предметы шаманского культа, посылал их в какой-то музей, да и собственный его кабинет, по свидетельству Першина-Караксарского, напоминал скорее музей.

Отразились этнографические интересы и увлечения также и в художественном творчестве декабристов. В балладе А. Бестужева «Саатырь» отразилось какое-то якутское предание о неверной жене, Н. Чижов в поэтической форме передал рассказ о наказанном духами гор русском - «Нуча».

Из различных упоминаний в письмах, мемуарах и дневниках можно заключить, что и другими декабристами делались попытки обратить внимание на местные народные предания и устное поэтическое творчество. Гак, например, В. Кюхельбекер заставлял рассказывать сказки своего работника-поселенца. Также и Беляевы в Минусинске. Мих. Бестужев интересовался (но, видимо, безуспешно) местными преданиями. В общем итоге фольклористические занятия сводятся только к упорлянутым выше поэтическим опытам Марлинского и Чижова да превосходным записям (хотя и с помощью переводчиков) бурятских сказок и песен Ник. Бестужева. Следует подчеркнуть, что он является одним из первых собирателей бурятского фольклора.

Обильный этнографический материал рассеян в воспоминаниях Розена и Беляева. По многим вопросам сибирского быта они еще и по сей час не утратили своего значения. Таковы, например, замечания и наблюдения о типе и характере сибирского крестьянина, а также о его бытовой обстановке. Между прочим, именно Розену принадлежит знаменитый (переданный поэтически Некрасовым) рассказ о семейских Тарбагатая. Небольшое место отводит он и бурятам, причем его мнение о них вполне совпадает с той характеристикой бурятского племени, которое дал Ник. Бестужев в «Гусином озере». Интересный очерк Минусинска в бытовом и хозяйственном отношении дает в своих мемуарах А.П. Беляев.

Менее известно об исторических занятиях декабристов. Собирал и разрабатывал исторические сведения главным образом В.И. Штейнгейль. Ценнейшим документом для истории управления отдаленнейших окраин Сибири являются и его воспоминания о своем детстве и юношестве. После амнистии, когда декабристы получили право свободного опубликования своих работ, он опубликовал в различных журналах ряд статей по истории Сибири.

Из них наибольшее значение имеют «Сибирские сатрапы» - очерк о высшей администрации Восточной Сибири (составленный по архивным данным) и «Материалы для истории русских заселений по берегам Восточного Океана». Штейнгейль же записал со слов и по записной книжке Колесникова рассказ последнего о его путешествии в Сибирь по этапу («Записки несчастного, содержащие путешествие в Сибирь по канату»).

Среди бумаг Лунина, отобранных у него при обыске в Урике, имелась «Записка об Анадырском остроге», вернее материалы для нее («ряд выписок», по свидетельству С.Я. Штрайха); фон Бриген собирал в Пелыме сведения о пребывании там Миниха; Мих. Бестужев сделал небольшой исторический очерк города Селенгинска. Записки Д.И. Завалишина являются весьма важным документом для истории Забайкалья и Амура во второй половине XIX века.

Важным моментом в краеведческой работе декабристов явилось их участие в различных ученых экспедициях, посетивших Сибирь. Известно, как важно для всякого исследователя и даже целой экспедиции сотрудничество местных людей. Это сотрудничество особенно трудно осуществлялось в тогдашней Сибири при почти полном отсутствии культурных сил на местах. С наибольшей остротой это ощущали, конечно, иностранные путешественники. Присутствие декабристов во многих случаях облегчало трудные условия работы в абсолютно чуждой и даже враждебной обстановке. Наиболее полезными оказались декабристы на крайнем северо-востоке Сибири.

Широко известна знаменитая встреча А. Бестужева с доктором Эрманом, не раз упоминавшаяся в литературе о декабристах и воспетая в поэзии. Одновременно с Эрманом в Якутской области был лейтенант Дуэ, участник той же экспедиции. Дуэ было поручено спуститься по Лене к северу для определения точного пункта магнитного полюса. Дуэ пробыл три дня в Вилюйске и за это время дружески сошелся с жившим там М.И. Муравьевым-Апостолом. Последний подобрал для Дуэ целый ряд ценных подарков для передачи в «музей Норвежской столицы» - из них Муравьев-Апостол упоминает об якутском зимнем костюме, о найденной им мамонтовой челюсти, мешке сердоликов и др. Он же сообщил ему о существующем в нескольких верстах от Вилюйска соляном источнике.

В Якутске и Олекминске Дуэ познакомился и подружился с прочими декабристами: Андреевым, Бестужевым, Веденяпиным, Загорецким, Заикиным, Назимовым и Чижовым. Заикнн проверял для Дуэ его астрономические вычисления; Андреев сопутствовал Дуэ в поездке по Олекме в качестве переводчика. Эта поездка имела неприятное последствие для декабриста; Бестужев принимал участие в метеорологических работах как Дуэ, так и Эрмана.

Во время пребывания братьев Беляевых в Минусинском крае там был немецкий ученый Лессинг, приезжавший в Саяны для барометрического измерения гор. Он привлек к своей работе Беляевых, оставил им нужные приборы и просил делать для него метеорологические наблюдения. Эти наблюдения вел главным образом Петр Беляев и потом посылал их Лессингу. Позже в Минусинск приезжал астроном Пулковской обсерватории Федоров, командированный для астрономического определения широт многих из сибирских городов. Беляевы подружились с ним и также принимали посильное участие в его работах.

Сотрудником Миддендорфа в Енисейской губернии был одно время А.И. Якубович. (На этом эпизоде мы еще остановимся подробнее). Об участии декабриста С.М. Семенова в поездке по Сибири А. Гумбольдта уже упоминалось.

*  *  *

Этими материалами почти исчерпывается круг наших сведений о тех краеведческих изучениях страны, которые были предприняты и выполнены декабристами, по крайней мере, в тех размерах, поскольку позволяет установить ту сторону дела состояние наших источников. Эти итоги в конечном счете не очень богаты. Казалось бы, что при той любви и заинтересованности к краю, которые обнаружили декабристы, и при той научной подготовке, которой они обладали, результаты могли бы быть гораздо богаче. Казалось бы, при таких данных смогло бы создаться целое движение, способное втянуть в свою работу большинство декабристских сил, смог бы появиться целый ряд описаний и исследований страны, способных далеко вперед двинуть ее изучение. Этого, однако, не произошло.

Причины этого были, конечно, очень разнообразны. Но особенное значение имели два ряда причин: во-первых, причина внутреннего, личного характера. Для очень многих декабристов жизнь на поселении оказалась полна лишений и непосильного труда. Суровые условия сибирского земледелия (в Восточной Сибири), да еще при неизменных разнообразных препятствиях со стороны администрации заставляли слишком много времени отдавать борьбе за существование. При таких условиях трудно было и думать о какой-либо научной работе, как бы ни влекло к ней.

Из опубликованных С.В. Максимовым писем Николая Бестужева видно, как в тисках хозяйственных нужд и неудач буквально погибал этот светлый ум и разносторонний талант. Особенно же ярким и скорбным документом такого рода может служить дневник В. Кюхельбекера. Нечего уже и говорить о других, рядовых представителях декабристской среды.

Из причин другого порядка следует указать, прежде всего, на ту правительственную систему, которая применялась к декабристам на поселении. Точнее всего она охарактеризована Н.В. Басаргиным: «Действия правительства в отношении нас были двоякого рода. С одной стороны, оно не хотело показаться к нам особенно жестоким, не имея на то никакой причины; с другой - ему не хотелось, чтобы мы приобрели какое-нибудь значение, не хотелось ослабить в общем мнении важность нашей вины против него и показать, что оно само предает ее забвению.

Имея в виду обе эти цели, оно согласовало с ними свои меры в отношении нас, и потому меры эти не были никогда определены. В них высказывалось желание, как можно ниже поставить нас в общественном мнении, лишить нас всяких средств иметь влияние на общество и вместе с тем не обнаружить своего к нам неравнодушия, не показать явно, что оно поступает для этого вопреки существующим узаконениям».

Басаргин указывает, что в то время, как им (декабристам), с одной стороны, дозволялся целый ряд льгот, удовлетворялся целый ряд ходатайств о переводе из одного места в другое, о вступлении в гражданскую службу и т. п., у них одновременно «отнимались все те права, которыми пользуются вообще ссылаемые на поселение в Сибирь». Жившие в Сибири декабристы «не имели права отлучаться от места своего жительства далее 30 верст, им не позволялось вступать ни в какие частные должности, ни в какие общественные сделки, ни в какие промышленные и торговые предприятия».

Короче, резюмирует Басаргин: «Во всех своих действиях относительно нас правительство в продолжение нашего долговременного пребывания в Сибири руководствовалось одним произволом, без всяких положительных правил. Мы сами не знали, что вправе были делать и чего не могли».

Эти же строки поясняют, почему декабристы не смогли объединить вокруг себя местные силы на почве изучения края, как это удалось достичь представителям позднейшей политической ссылки. Конечно, нужно учесть и разницу культурного уровня сибирского общества эпохи декабристов и общества второй половины XIX века, но вместе с тем придется особо подчеркнуть и те «заботы» правительства, о которых говорил Басаргин. Больше всего и Николая и III Отделение беспокоила мысль о возможных тесных связях декабристов с населением. И исключительное стеснение в правах передвижения и запрещение занимать те или иные должности - все это имело в основе одно: желание как можно сильнее изолировать декабристов от широких кругов населения.

Чрезвычайно типично в этом отношении хранящееся в Центральном архиве Восточной Сибири «Дело о дозволении государственным преступникам Петру Беляеву и Кюхельбекеру наняться для занятий по улучшению овцеводства». 14 августа 1833 года на имя председательствующего в Совете главного управления Восточной Сибири (Цейдлера) поступило ходатайство от Петра Беляева о разрешении наняться «по бедному его состоянию для занятий по отделению улучшения овцеводства, находящегося в самом городе Минусинске».

Почти одновременно (9 сентября) поступило аналогичное ходатайство Мих. Кюхельбекера из Баргузина. За разрешением Цейдлер обратился к генерал-губернатору Восточной Сибири Лавинскому. Сам Цейдлер считал такое разрешение и полезным и возможным. Он указывал, что «заведение овцеводства из породы мериносов находится в 6 верстах от Буретского селения, Бодайской волости, и там еще нет такого человека, который бы хорошо знал улучшение овцеводства».

По установленному правилу, эти заявления вместе с отзывом Цейдлера были препровождены на окончательное решение Бенкендорфа. Сам же Лавинский, хорошо ориентированный в точке зрения III Отделения, высказывался против такого разрешения, не находя удобным, как он формулировал: «допустить государственных преступников к подобным занятиям, как могущих открывать для них связи с многими лицами». Нечего и добавлять, что Бенкендорф согласился с мнением Лавинского.

Само собой, что больше всего препятствий встречали декабристы на пути какой бы то ни было чисто научной или научно-общественной работы. Доступ в архивы был категорически воспрещен; это помешало Бестужевым собрать сведения о ссыльных Елизаветинских и Екатерининских времен; попытки статистических обследований срывались вследствие запрещения отлучки с места жительства более чем на определенное (весьма незначительное по сибирским условиям) расстояние.

Участие в чьих-либо экспедициях также сплошь и рядом приводило к тяжелым последствиям для декабристов. О случае с Семеновым уже упоминалось. Поездка Андреева с Дуэ отразилась не только на нем, но и на лице, давшем это разрешение. Шаховской вызвал против себя неудовольствие местного священника, и ему были поставлены в вину его наблюдения за местною природой как «доказательство его маловерия и даже еретичества».

Но наиболее тяжелым (ибо оно подавляло стимул к работе) явилось запрещение печатать свои статьи и исследования. В этом вопросе особенно резко сказалась неустойчивая и произвольная политика правительства по отношению к декабристам. Так, например, печатал свои произведения А. Бестужев, правда под псевдонимом, но вся читающая Россия прекрасно знала, кто скрывается под этим именем, знало и правительство. С другой стороны, в Петровском Заводе в эпоху увлечения литературными занятиями был составлен целый сборник, который предполагалось издать в пользу заключенных. По этому поводу «писали и ходатайствовали в Петербург. Ответом было молчание», как рассказывает Мих. Бестужев.

Вильгельму Кюхельбекеру удалось напечатать (без подписи) свою трагедию «Ижорский», причем ему было оказано содействие со стороны великого князя Михаила Павловича. Позже тому же Кюхельбекеру неоднократно отказывалось в праве публикования своих произведений, хотя в своих заявлениях он особенно указывал, что печатание своих произведений должно явиться для него «главным источником существования». Когда в 1832 году в «Московском телеграфе» появилась поэма Н. Чижова «Нуча» (из якутской жизни), это вызвало целую административную бурю, которая чуть-чуть не окончилась печально для автора.

С наибольшею отчетливостью взгляд и политика правительства по этому вопросу выразились в одной, еще не опубликованной, резолюции по делу Торсона. Торсон и в казематах и на поселении упорно работал по вопросам изобретения и распространения машин. Им была написана на эту тему статья, которую он отправил, вложив в письмо к своей сестре. Председатель совета главного управления Восточной Сибири Евсевьев задержал этот пакет, предписав Селенгинскому городничему «выдать оное преступнику Торсону... с объявлением, что предписанием шефа корпуса жандармов графа Бенкендорфа от 25 сентября прошлого 1836 года не дозволяется государственным преступником к кому-либо посылать свои сочинения, как не соответствующие положению преступников».

На вторичное ходатайство Торсона с просьбой возбудить ходатайство перед шефом жандармов Евсевьев снова отказал, в качестве же мотивировки он нашел нужным сопроводить свою резолюцию указаниями о задачах Торсона как государственного преступника на поселении. «На новом месте жительства он, Торсон, - писал мудрый администратор, - стараться должен о прочном заведении и устройстве сельского хозяйства, от коего со временем получит выгодную для себя пользу». Эта резолюция является одним из красноречивейших документов при изучении условий и результатов научной (краеведческой) деятельности декабристов. В ней ответ на вопрос, почему их научные и краеведческие интересы не могли развернуться в широкое, захватывающее все силы движение.

То предписание Бенкендорфа от 25 сентября 1836 года, на которое ссылался Евсевьев, имеет также непосредственное отношение к судьбам сибирского краеведения. В 1836 году, но выходе на поселение, В.И. Штейнгейль задумал посвятить себя по преимуществу литературной деятельности, чтобы таким образом вернее обеспечить себе заработок. У него был заготовлен ряд переводов, кроме того, он думал выступить в печати с рядом статей, посвященных Сибири.

Для начала он дал обстоятельные и интересные замечания по поводу некоторых географических названий и этнографических терминов в энциклопедическом словаре. Все это он отправил при письме к Гречу, конечно, через III Отделение. С аналогичным письмом обратился из Баргузина и В. Кюхельбекер, отправивший для Ник. Полевого «Сборник нравственных изречений».

В ответ на оба эти ходатайства и появилось упомянутое предписание Бенкендорфа. Оно гласило буквально следующее: «...считаю неудобным дозволять государственным преступникам посылать свои сочинения для напечатания в журналах, ибо сие поставит их в сношения, не соответственные их положению, вследствие чего и помянутые статьи оставлены при делах III Отделения собственной е. и. в. канцелярии».

Нет никакого сомнения, что это распоряжение Бенкендорфа (вернее, самого Николая, который всегда скрывался за шефом жандармов) самым гибельным образом отозвалось на научно-литературных занятиях многих декабристов. Литературные же планы Штейнгейля и В. Кюхельбекера были пресечены этим сразу. Между тем и от того и от другого сибирское краеведение вправе было ожидать многих ценных работ и исследований.

В.И. Штейнгейль, как уже отмечалось, был одним из лучших знатоков Сибири среди декабристов. Он и родился в Сибири, на сибирячке был женат (задолго до 14 декабря), служил в Восточной Сибири, много путешествовал по ней, наконец, занимался в сибирских архивах. В той, не разрешенной к напечатанию, статье, которую отправил Штейнгейль в «Сев. Пчелу» или «Библиотеку для чтения», особенно отчетливо обнаруживаются разнообразные познания его в различных областях сибиреведения.

В делах ЦАВС хранится другая аналогичная, также не разрешенная к передаче в редакцию, статья его «Нечто о неверностях, проявляющихся в русских сочинениях и журнальных статьях о России и Русском». Подавляющее большинство примеров этих «неверностей» касается также географических или исторических сведений о Сибири.

Много уделял времени изучению Сибири и В. Кюхельбекер. Еще в крепости он усиленно знакомился с разными сочинениями о Сибири, главным образом с путешествиями и описаниями. Так, например, в его дневнике сохранились замечания по поводу путешествия Сарычева, заметка о книге Георги и др. Брат его, Мих. Кюхельбекер, зная этот интерес его к Сибири, в своих письмах к нему также сообщает некоторые подробности о стране и ее обитателях.

Приведенное выше письмо к Пушкину - яркий свидетель этого повышенного интереса к стране и ее изучению; об этом же свидетельствуют и некоторые страницы сибирского дневника. Но реализовать все эти наблюдения и изучения уже не удалось. И только на страницах его дневника да в лирических отрывках сохранились следы его сибирских переживаний и впечатлений. Но и лирические произведения В. Кюхельбекера смогли дойти до читателя только после его смерти.

К концу царствования Николая сила этого запрещения несколько ослабла, и целый ряд статей прорвался, хотя и без подписи авторов, в печать. Например, уже в 1854 году был напечатан в журнале «Вестник естественных наук» очерк Ник, Бестужева «Гусиное озеро»; как мы уже отмечали, видимо, это не единственная статья его; корреспондировал также и Пущин в «Земледельческую газету», но все это, конечно, были совершенно случайные моменты.

Амнистия сняла это пресловутое запрещение, но было уже поздно. Одних уже не было в живых (например, того же В. Кюхельбекера, Ник. Бестужева); другие чувствовали себя слишком измученными и усталыми, третьих захватила новая жизнь и увлекли новые интересы. И за исключением ряда мемуаров в литературном наследстве декабристов после амнистии сибирским темам были посвящены только работы Штейнгейля и Завалишина, который шире всех использовал вновь обретенное право - делиться своими мыслями с читателем.

Отчасти к ним же нужно отнести и Мих. Бестужева, давшего ряд сибирских заметок (главным образом, в связи с вопросами пребывания в Сибири декабристов) по просьбе редактора «Русской старины» и принявшего деятельное участие в организации одной из первых газет в Сибири - «Кяхтинского листка». В одном из первых номеров ее было напечатано письмо его к сестре, весьма ценное для характеристики старой Кяхты.

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTQ3LnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvMHV2eVlFdHctZXhvNGxCYnV1ZEw5UTJrMmNqT3RUVVpWalRTQWcvV19NZUpGcWVGMmMuanBnP3NpemU9MTEzMHg4MTAmcXVhbGl0eT05NSZzaWduPTQwNjE3MTc5ZTNiYjc5YjY4NzcyNzMxNjJkMGQ4YTA5JmNfdW5pcV90YWc9S0VRZ2pfNjJMaG5CRlFMa3J6MTNUdXdIVS1jVzQ4U1FudFRKNWJXdWVBTSZ0eXBlPWFsYnVt[/img2]

Енисейск. Здание бывшей городской больницы. Здесь умер в 1845 году декабрист А.И. Якубович. 1950-е. Фотобумага, печать. 17,5 х 12 см. Енисейский историко-архитектурный музей-заповедник им. А.И. Кытманова.

В качестве последнего штриха для обрисовки условий, в которых была стиснута деятельность декабристов по изучению края, воспроизведем подробно один замечательный документ из дел Центрального архива Восточной Сибири. Это «Дело о дозволении государственному преступнику Якубовичу заняться некоторыми сочинениями для г. фон Миддендорфа. Началось 17 марта 1843 года. Кончено 14 сентября 1845 года на 8 листах».

До сих пор в печати не было известно о каком бы то ни было участии Якубовича в краеведческой работе декабристов. Оказывается, такие попытки делал и он. В начале 40-х годов Енисейскую губернию посетил, по поручению Академии наук, известный путешественник и естествоиспытатель А.Ф. фон Миддендорф. В поисках сотрудников на местах Миддендорф обратился к Якубовичу с просьбой составить ему статистическое описание волости, в которой проживал последний, собрать некоторые породы золотоносных речек, а также произвести ряд барометрических и метеорологических наблюдений.

Якубович очень охотно согласился, но сначала должен был обратиться в соответствующие инстанции за разрешением. В результате этого обращения и возникла составляющая «Дело о дозволении Якубовичу...» переписка. Она начинается следующим донесением от 17 марта 1843 года гражданского губернатора Енисейской губернии генерал-губернатору Восточной Сибири В.Я. Руперту:

«Поселенный в селе Назимовском, Енисейского округа, государственный преступник Александр Якубович письменно от 21 минувшего февраля просит меня дозволить ему сделать статистическое описание Анцыферовской волости, вследствие предложения проезжавшего через с. Назимовское г. фон Миддендорфа и собрать минералогические сведения и штуфы, также описать производство работы и механизм управления золотоносных россыпей - Подкаменной, Тунгуски и Питской системы».

Это ходатайство Копылов представил на усмотрение генерал-губернатора. 22 марта того же года В.Я. Руперт сообщил Енисейскому губернатору, «что издания в публику сочинений государственных преступников правительство не дозволяет, а потому, если государственный преступник Якубович желает сделать для г. фон Миддендорфа описание некоторых частей в статистическом и минералогическом отношении, также описание частных золотых приисков, то может заняться этим не иначе, как под условием, что сочинения его по каким бы то ни было предметам не будут напечатаны и изданы в публику ни под каким собственным его именем, ни под псевдонимом, но что они будут сообщены г. фон Миддендорфу только как материалы для собственного его употребления, или для собственных его сочинений с тем, чтобы тот ни в каком случае не объявлял пред публикою, от кого получил их, и, пользуясь ими, вовсе не упоминал бы имени Якубовича».

Кроме того, Руперт просил губернатора: «приказать Якубовичу доставить прямо или через посредство Вашего превосходительства точные копии со всего того, что он передаст г. фон Миддендорфу». Ответа на эту бумагу в деле не имеется.

Через год, 31 марта 1844 года, Руперт вспомнил об этом деле. В специальном запросе Енисейскому губернатору он требует сведений: «были ли даны государственным преступником Александром Якубовичем г. фон Миддендорфу какие-либо сочинения: ежели были даны какие-либо собственного сочинения, то не оставьте прислать ко мне точные с них копии».

Далее Руперт требовал уведомить, «намерен ли Якубович на будущее время доставлять г. фон Миддендорфу какие-либо свои сочинения и какие именно».

6 ноября 1844 года Енисейский гражданский губернатор отвечал, что он запросил Енисейского окружного начальника и тот представил ему отзыв Якубовича, в котором он (Якубович) пишет: «что хотя он и намеревался собрать для г. фон Миддендорфа сведения, но запрещение отлучаться государственным преступникам из мест жительства, последовавшее в 1843 году, отняло возможность сделать поверки на местах, исправить собранные материалы и сделать общий свод предпринятому им намерению, почему он все уничтожил, кроме метеорологических наблюдений и сборника тамошней флоры, которые переданы им г. фон Миддендорфу с просьбой объяснить об них Вашему превосходительству лично.

Теперь же он, Якубович, по просьбе г. фон Миддендорфа делает барометрические и метеорологические наблюдения и собирает штуфы пород золотоносных речек и ручьев в тамошней системе вод; по окончании чего он записки и штуфы для передачи г. Миддендорфу пришлет ко мне».

Почему-то опять чуть не с годовым промежутком: 23 августа 1845 года Руперт требует от Енисейского гражданского губернатора, чтобы тот в свою очередь потребовал от государственного преступника Якубовича, «дабы он точно сказал решительно: располагает ли он представить г. фон Миддендорфу какие-либо сочинения, и если располагает, то когда они именно будут представлены».

Ответ был неожиданен. Последним аккордом этого дела было следующее отношение Енисейского гражданского губернатора от 14 сентября 1845 года за № 245. «Вашему превосходительству в дополнение к донесению от 3-го настоящего месяца за № 228 имею честь донести, что государственный преступник Якубович, доставленный 2-го числа сего месяца для излечения в город Енисейск, на другой после того день умер от грудной водянки. Подлинное подписал: состоявший в должности Енисейского гражданского губернатора Падалка».

Так в этом деле, как в фокусе, отразилась вся правительственная система стеснений декабристов на поселении в разнообразных формах ее проявления. Здесь и невозможность заняться чем бы то ни было без разрешения властей, и запрещение печатать свои работы, и стеснение в праве передвижения. Характерна и типична и та неудача, которая постигла Якубовича на пути изучения края. И невольно кажется символическим та заключительное слово, которым скрепила эту переписку жизнь.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Храните гордое терпенье...» » Странички краеведческой деятельности декабристов в Сибири.