№ 36
8-й артиллерийской бригады о подпоручике Андреевиче 2-м.
Андреевич 2-й при допросах, деланных ему начальником штаба 4-го пехотного корпуса генерал-майором Красовским, потом генерал-адъютантом Демидовым и наконец в Комиссии военного суда, учреждённой при Главном штабе 1-й армии оказал упорное запирательство и дерзость; по привозе же его в С.-Петербург при первом допросе сознался; что он был член тайного Общества соединённых славян, в которое принят подпоручиком Бечасным в 1825 году во время лагеря при местечке Лещине и при вступлении в оное при Борисове 2-м дал клятву в точности исполнять все обязанности, сим Обществом налагаемые на членов.
Цель, при принятии в оное общество Андреевичу 2-му объявленная состояла в том, чтобы все славянские народы совокупить под одно правление; покровительствовать добродетели, распространять просвещение, открывать истинны законов, приводить людей к познанию самих себя и обращению рачительного внимания на других; любить всё изящное и способствовать художествам; искоренять по возможности зло; наконец собрать сумму и построить флот на Чёрном море и павшим за отечество славянам воздвигнуть памятник.
Чрез несколько дней после вступления его Андреевича 2-го в сие общество сказали ему об открытии нового общества и он объявил, что если оное имеет целию благо народа, то пусть в нём не сомневаются. После сего квартира его Андреевича 2-го по отдалённости и удобности избрана для собраний общества. На первом совещании были одни Славяне, говорили на счёт присоединения к другому обществу и о правительстве.
На втором совещании, у него же Андреевича 2-го бывшем находился Бестужев, который открыл, что цель Южного общества, коему он принадлежит заключается в освобождении народа от угнетающего его ига и в введении в России конституции; при том он говорил, что сие общество обширно и что от них ничего более не требуется, как только действия на солдат, показывая и объясняя им несправедливость нынешнего правительства, выставляя на вид пользу от перемены оного и открывая, сколь важен пост солдата; что согласием и решимостию своею они могут облегчить состояние своё и своих соотечественников и приводя им в пример, что и сами решаются принести жизнь свою на жертву для освобождения их от рабства.
Видя из сего пользу для отечества, он Андреевич в знак согласия целовал крест и объявил готовность свою на всё, чего оное общество ни потребует для блага народа; решился мстить тому, кто причиною тиранства, слёз и притеснений и действовал сообразно с наставлением Бестужева.
По таковым убеждениям все в сём собрании находившееся члены согласились жертвовать своею жизнию, клялися мстить своему мучителю, кто бы он ни был, хотя бы даже в царствующей особе заключалась причина их угнетения; словом согласились везде следовать за ним Андреевичем. Уверясь в доверенности и решимости войск, предположено было, весною при сборе оных въ одно место, соединясь общими силами, идти в Москву; там при собрании целого народа объявить Конституцию и нынешний образ правления совсем уничтожить.
Намерение Южного общества было возбудить в нижних чинах и рядовых дух неудовольствия и ропота на начальство; способы к тому деньги, о которых члены того общества говорили, что их имеют. Начертание сего общества состояло в том, чтобы по введении в России конституции сделать всех гражданами; войска расположить по губерниям, убавив им срок службы; учредить три рода государственного правления: народную Вечу, Верховную Думу и Верховный Совет, расположив зависимость их таким образом, чтобы одно без другого не могло ничего решать.
О покушении на жизнь государя императора и всей августейшей императорской фамилии и что к совершению сего предприятия уже назначены члены слышал он Андреевич от Бестужева на втором бывшем у него Андреевича собрании.
Кто предлагал о покушении на жизнь государя цесаревича при проезде его высочества чрез Новоград-Волынск, он не знает; но по принятому долгу и обязанности, наложенной обществом, он Андреевич готов был решиться на истребление всего, чтоб ему ни предложили, от чего зависело бы благо народа.
Рассуждая с Борисовым о способах к достижению предположенной цели без кровопролития, Андреевич сказал, что если бы можно было каким-нибудь образом арестовать его высочество цесаревича, то вероятно могли бы надеяться лучшего успеха.
О сём бывшем только между им и Борисовым 2-м рассуждении он Андреевич в Киеве рассказывал Бестужеву-Рюмину точно в том виде, как происходило; но о том, что некоторые Славянские члены намеревались посягнуть на жизнь или арестовать его высочество и не исполнили сего, будто бы потому, что о прочих особах императорской фамилии ничего не было им сказано от него Бестужева, никогда ему не говорил; что совершенно подтвердил и на очной ставке с Бестужевым.
Средствами к возбуждению в солдатах мятежного духа были примеры несправедливостей командиров и доброе со стороны членов с ними обхождение, принимая участие в их положении, объявляя, что при перемене правительства убавятся лета их службы, прибавится им жалованье и уменьшится строгость; говоря, что они суть основанием всему; что на них держится государство и правительство и что стоить пожелать им только перемены законов и тотчас всё сделается.
Он Андреевич таковой возмутительный дух поселял в находившихся под его командою фейерверкерах Гончарове и Фадееве, которые слышанное от него сообщали солдатам и ему доносили, что каждый из них с удовольствием готов на то решиться, если выполнено будет всё, что говорил он Андреевич.
Фейерверкеры Гончаров и Фадеев сознались в исполнении сделанного им Андреевичем поручения, отозвались однако же, что доносили ему не о готовности солдат решиться на предложенное, а о нерасположении их последовать сделанным внушениям, каковое противоречие показанию Андреевича Гончаров и Фадеев утвердили и на очной с ним ставке.
При проезде в Новоград-Волынск с посланными с ним Андреевичем рядовым Крайниковым и готлангером Ефремкою дорогою говорил он: вот ребята! скоро будет поход в Москву, где соберётся армия, чтобы требовать от государя нового положения и облегчения для войск: ибо теперь служба чрезвычайно тяжела, что солдат теперь тиранят, бьют палками, занимают беспрестанно учениями и пригонкою амуниции, что всё сие выдумывается вышним начальством, которое по большой части из немцев, что в лагере при местечке Лещине собирались многие офицеры и положили между собою стараться о облегчении службы; причём уговаривал их не оставлять своих офицеров и внушать своим солдатам, чтобы они охотно следовали за ними: ибо всё сие для них же делается.
Находившись в командировке при Киевском Арсенале, жаловавшихся на своё положение рабочих обнадёживал Андреевич скорою переменою их состояния, говоря, что есть люди, которые об них заботятся.
1825 года декабря 26-го отлучился Андреевич без позволения начальства из Киева в Васильков к Сергею Муравьёву, для займа денег, которого не застав дома, хотел ехать обратно; но нашёл там Кузьмина и других офицеров, от которых узнал, что у Сергея Муравьёва бумаги все забраны и жандармы поехали его искать.
По просьбе сих офицеров Андреевич поехал вслед за Муравьёвым для уведомления его о сём. Проездом был в Житомире у полковника Швейковского и говорил ему, что собравшиеся на квартире у Муравьёва офицеры Черниговского полка хотели с сим полком идти в Киев; но что он им отсоветовал.
Был в местечке Любаре у полковника Артамона Муравьёва, от которого услышал, что Сергей Муравьёв уже всё знает и поехал в полк. Андреевич спрашивал Артамона Муравьёва, как он думает с своим полком? На что сей отвечал: поезжайте ради Бога от меня; я своего полка не поведу, делайте, как хотите; меня же оставьте и не губите; у меня семейство. Проезжая чрез местечко Хвастов в 30 верстах отъ Василькова, узнал о возмущении Черниговского полка и отправился прямо в Киев.
Артамон Муравьёв в дополнение к сему объясняет, что Андреевич приезжал к нему с запискою от Башмакова, спрашивал о Бестужеве и Муравьёве и приглашал действовать, говоря, что иначе пропали и уверяя, что Кременчугский полк и артиллерия готовы. Сие было ещё до бунта Черниговского полка.
В заключении дополнения к ответным пунктам Андреевич имел дерзость употребить следующие выражения: «напрасно стараются разыскивать всех тех, кои к сему (злоумышлению) причастны; это значит умножить число страдающих и положение отечества для сильно чувствующих несправедливости делать разительнее. Вряд-ли истребится пламя, возжённое в сердцах человеков; надобно раздирать естество, чтобы погашать горящие любовию сердца; другого средства нет; а притом в нынешнее время чувствующих.
По показанию других членов, бывших тогда в Житомире, Андреевич также рассказывал им о сём обстоятельстве, что членов общества так много, что дабы истребить их, надобно потерять большую часть войска и не в пример более граждан».
Показание Мазгана. - Андреевич на бывшем у него совещании подтвердил слова Бестужева, что смерть тому и изгладится тот с лица земли, кто захочет отречься от общества. Он Андреевич говорил, что права Конституции не иначе установятся, как с изведением монарха и всей августейшей императорской фамилии и что смертию их получим свободу и избавимся от деспотизма; также что если кто осмелится противустать им, тот мечом истребится.
Против сего Андреевич показал, что он и не упомнит, когда говорил сие; но может быть подтверждал только мнения других.
Показание Тютчева. - Что об обществе донёс полковник Габбе и что Андреевич бежал из Киева для прекращения его жизни; о чем говорил и Лисовский с слов отставного Борисова.
Против сего Андреевич показал, что в бытность его у Сергея Муравьёва, когда он ездил к нему без дозволения начальства для уведомления, что правительство его ищет, хотя офицеры, которых нашёл он у него Муравьёва на квартире и говорили ему, что оного Габбе надобно умертвить, чтобы он не взял Муравьёва и может быть, что в рассеянности и изъявил он на то своё согласие; но такового предложения исполнить не желал и когда выезжал от них, то не имел никакого убийственного оружия.
Показание Громницкого. - Что он слышал от Андреевича, что его солдаты, ежели бы востребовала надобность и теперь уже готовы действовать.
Показание Фролова. - Андреевич на совещании, бывшем у него на квартире говорил по отъезде Бестужева, что если мы придём в Петербург, то надобно будет взять меры, чтобы государя не выпустить оттуда и там же его умертвить, а то впоследствии времени худо будет; во время ж дороги в Петербург надобно уговаривать чернь, какая для них польза, если они не будут подвластны государю; на очной же ставке с ним Фроловым Андреевич в сём не сознался и утвердил, что он не может никак вообразить себе, чтобы когда-либо говорил сему подобное.
Правитель дел Боровков







