© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Анненков Иван Александрович.


Анненков Иван Александрович.

Posts 31 to 33 of 33

31

№ 11 (0)

Выписка из показаний на поручика Анненкова

Поливанов -- Когда п[олковник] Пестель, Свистунов, Вадковский, Анненков, Депрерадович и он сели кругом стола, Пестель начал их приём следующим образом: «Чтобы учредить республиканское правление в государстве, не думайте, чтобы сие легко было, нужно быть готову, чтоб жертвовать своей кровью и не щадить и ту, которую повелено обществом будет проливать». Когда же решительный раз дали согласие вступить в общество, тогда он объяснил (Directoire National)1, разделение земель. И после дал почувствовать, что священных особ августейшего дома не будет, то кто-то спросил: «Разве не будет государя?» Он отвечал: «Il n'aura de tous cela»2. (95) С[траница] 10.

Депрерадович -- Вместе с ним принят членом общес[тва]. (48) Пок[азание] 1.

Ник[ита] Муравьёв -- Член общества (72) 1 п[оказание]. С[траница] 1 на об[ороте].

Толстой -- Член общества. (99) 1 п[оказание]. С[траница] 1 и на с[транице] 9 то же.

Анненков говорил ему, что может // (л. 27 об.) быть принуждено будет ускорить кончину некоторых священных особ августейшей царствующей фамилии, но неизвестно было ему, каких и каким средством. Пун[кт] 5 2-го пок[азания].

Слышал от Анненкова, что общество их соединено с польским и французским обществом, в котором начальник Мануель и Бинжамин Констан. Пу[нкт] 8.

Горожанский - Член общества. (83) С[траница] 1.

Приехал к нему Муравьёв и Арцыбашев, не припомнит, 9, 10 или 11-го числа, послали они за Анненковым, и когда он пришёл, то стали между собой говорить: «Наверное, Константин Павлович отказаться хочет, сим случаем надо воспользоваться и чтобы двое поехали к Оболенскому узнать о распоряжениях»; после чего Анненков и Арцыбашев решились к нему ехать, после их видел у Свистунова, от него он с Анненковым заехал к Муравьёву. С[траница] 9 на об[ороте]. Пу[нкт] 7.

14 декабря приходили к нему Муравьёв, Аннненков и Арцыбашев, нашли его занимающего[ся] полковыми бумагами и объявили, что полк их присягнул императору Николаю Павловичу. Пун[кт] 12.

Васильчиков -- Член общества. (82) С[траница] 1.

Чернышёв -- Член общества. (78) С[траница] 4.

Вадковский -- Член общества. (59) По[казание] 1. С[траница] 1 на об[ороте] и на с[транице] 9 то же. // (л. 28)

Оболенский -- Член общества. (24) С[траница] 16.

Был на совещании у его, Оболенского, насчёт августейшей фамилии и о государе ни слова говорено не было; вообще всякий из членов представлял большую или меньшую возможность которую каждый имел поднять роту и действовать на солдат. С[траница] 25.

Знал о намерении общества. С[траница] 26 на обороте. // (л. 4)

1 Национальная директория (франц.)

2 «Ничего этого не будет» (франц.)

32

№ 12 (0)1

О поручике Кавалергардского полка Анненкове2

Анненков в начале 1824 года принят в тайное общество полковником Пестелем; но сам никого не принимал. Объявленная ему цель состояла в введении в России республиканского правления с уничтожением августейшей императорской фамилии. Впоследствии времени слышал он от Свистунова и Вадковского, что во второй армии хотят покуситься на жизнь покойного императора; но сам никому о том не сообщал. После чего, почувствовав, сколь дурно поступил, присоединясь к обществу, он совершенно отдалился от оного и не имел // (л. 4 об.) никаких сношений.

Однажды Вадковский, говоря о разных способах введения республиканского правления, сказал, что можно воспользоваться большим балом во дворце, но не предлагал об исполнении сего и не спрашивал его мнения; впрочем, считает себя столько же виновным, ибо в то время, чтобы не показаться малодушнее другого, одобрял всё, что слышал от Вадковского.

О происшествии 14 декабря предварительно не знал, хотя накануне по приглашению Муравьёва (кавалергардского) приезжал к Оболенскому, с которым до того времени не был знаком и не знал даже, что он член общества; // (л. 5) там услышал, что он и бывшие у него Одоевский и Рылеев, дали слово на другой день не присягать, приглашая и его, Анненкова, сделать то же и поощрять солдат, чтоб не присягали; однако он на то не соглашался и на сделанное возражение, что цесаревич не отказывается от престола, сказал, что тогда никто не будет присягать, основывая мысль сию на том, что тогда и присяги новой не будет. Собственно же сам никого не побуждал не присягать и в сказанном происшествии не только не участвовал, но по учинении присяги находился с полком во фронте.

Показания других членов общества относительно Анненкова // (л. 5 об.) состоят в подтверждении сказанного им, но не представляют ничего нового и могущего служить к увеличению вины его.

Правитель дел Боровков

1 Внизу листа пометы чернилами: «№ 36», «Читано 5 июня 1826».

2 Ниже на полях помета карандашом: «№ 40».

33

О следственном деле И.А. Анненкова

Член Петербургского филиала Южного общества поручик Кавалергардского полка Иван Александрович Анненков был арестован 19 декабря 1825 г. по приказу Николая I в 8 часов вечера в казармах полка. Допрошенный в тот же вечер во дворце Николаем I и генерал-адъютантом Левашовым Анненков обошёл молчанием вопрос о своей принадлежности к тайному обществу, но признался, что был за несколько дней до восстания на совещании у Е.П. Оболенского и обещал не присягать Николаю (док. № 3/2). В ответ на свои слова, вспоминал впоследствии Анненков, он услышал царскую угрозу: «Я вас в крепости сгною».

После допроса в Зимнем дворце Анненков содержался на городской гауптвахте и вскоре был отправлен в Выборгскую крепость согласно письменному распоряжению Николая I: «Присылаемого при сём Кавалергардского полку офицеров Арцыбашева, Муравьёва и Анненкова отправить всех на шесть месяцев в крепость в Нарву, Ревель и Выборг под строгий арест».

20 декабря 1825 г. Следственный комитет, рассмотрев бумаги Анненкова, «не нашёл в них ничего относящегося непосредственно к делу, но заметил в некоторых господствующий дух своевольства и наклонность к безначалию...»

23 декабря в Комитете был заслушан протокол первого допроса Анненкова, снятого Левашовым. 23 января 1826 г. Комитет неожиданно получил «различные показания» на Анненкова от прапорщика Московского пехотного полка В.С. Толстого. Толстой, в частности, сообщал, что, по словам Анненкова, общество могло в силу определённых обстоятельств «ускорить кончину некоторых священных особ августейшей царствующей фамилии».

Следствием показаний Толстого было решение Комитета о доставке Анненкова в Петропавловскую крепость, «высочайшая» резолюция по этому поводу гласила: «Анненкова из Выборга вытребовать». 1 февраля 1826 г. Анненков был перевезён в Петербург и «посажен в Невской куртине, в арестантский покой № 19».

К тому времени следователи располагали также показаниями Оболенского от 21 января, который сообщил, что Анненков в числе кавалергардских офицеров - членов тайного общества - знал о подготовке восстания. Ответы А.С. Горожанского от 23 января говорили о значительной активности Анненкова перед 14 декабря (док. № 11/0). Горожанский также сообщил, что в день восстания, уже после присяги Кавалергардского полка, Анненков с товарищами надеялся всё же поднять свой полк. «Надо у нас что-нибудь сделать!» Они посылали Горожанского узнать обстановку в городе и пытались через унтер-офицера воздействовать на солдат.

6 февраля 1826 г. в Следственном комитете читали показания И.Ю. Поливанова, где описывалась церемония приёма П.И. Пестелем в 1824 г. в тайное общество кавалергардских офицеров, в том числе и Анненкова. 11 февраля 1826 г. на основании полученных сведений Анненков был допрошен в Комитете, где «прибавил некоторые подробности». Не зная ещё о показаниях Поливанова, он попытался скрыть часть речи Пестеля при приёме их в общество, касавшуюся введения республики и цареубийства (док. № 4/4).

22 марта 1826 г. на очной ставке с Толстым Анненков продолжал отрицать показания Толстого, обвинявшие его в сообщении товарищам цареубийственных планов тайного общества (док. № 5/5). 31 марта 1826 г. на новый запрос следователей, знал ли он при вступлении в общество от Пестеля намерений ввести республику и уничтожить императорскую семью, Анненков снова дал отрицательный ответ (док. № 6/6).

1 апреля 1826 г. Пестель отметил Анненкова в числе петербургских членов тайного общества, находившихся в 1824 г. «в полном революционном и республиканском духе». М.П. Бестужев-Рюмин, отвечая 5 апреля 1826 г. на вопросы Комитета о способах осуществления планов общества, назвал Анненкова человеком решительным. Он подразумевал под этим готовность Анненкова к революционным действиям и ссылался на мнение о нём Пестеля. 10 апреля 1826 г. М.И. Муравьёв-Апостол указал на Анненкова как на члена, разделявшего республиканские планы Южного общества и согласного на цареубийство.

24 апреля 1826 г. Анненкова вновь допрашивали в Комитете (док. № 7/7). Требуя от него признания, следователи использовали угрозы и шантаж. «Государь милостив и, если вы сознаетесь, он вас простит, иначе...», - уговаривали его в Комитете. «Понятно, - вспоминал Анненков, - что в эту минуту нервы у меня были сильно расшатаны, крепость стояла в глазах как фантом... Я настолько был потрясён, что, наконец, почти машинально выговорил, что действительно слышал о цареубийстве. Тогда Бенкендорф тотчас же велел подать мне бумагу, и я также машинально подписал её». Таким образом, Анненкова вынудили сознаться, что ему в 1824 г. «было сообщено намерение общества ввести республиканское правление с истреблением всей императорской фамилии».

И.А. Анненков был осуждён за то, что «участвовал в умысле на цареубийство согласием и принадлежал к тайному обществу с знанием цели».Отнесённый ко второму разряду, он был приговорён Верховыным уголовным судом к лишению чинов и дворянства и ссылке в каторжные работы на 20 лет. По указу 22 августа 1826 г. срок каторги И.А. Анненкова был сокращён до 15 лет с дальнейшим поселением его в Сибири.

Следственное дело И.А. Анненкова хранится в ГА РФ, в фонде 48, под № 308. По современной нумерации в деле содержится 29 листов, заполненных текстом. Сохранилась также нумерация, сделанная надворным советником А.А. Ивановским при формировании дела. Согласно этой нумерации в деле 19 листов. Док. № 11/0 и 12/0 были присоединены к делу позднее и имели свою внутреннюю нумерацию: док. № 11/0 - два листа, док. № 12/0 - два листа.

Ниже дан перечень дел Следственного комитета, в которых имеются показания И.А. Анненкова по различным вопросам, не вошедших в состав дела № 368:

1. Дело № 298 «По просьбам арестованных лиц об отпуске собственных их денег на покупку табаку и на другие надобности», л. 28 (просьба от 17 апреля 1826 г.).

2. Дело № 59, Н.А. Васильчикова, л. 10-10 об. (показание от 16 мая 1826 г.).

3. Дело № 302 «О доверенностях, данных арестованными лицами, касательно домашних дел их», лл. 137-140 об. (прошение от 26 июня 1826 г. и доверенность).

4. Дело № 301 «О частных долгах, на арестованных лицах имеющихся», л. 90 об. (показание без даты).

5. Дело № 301 «О частных долгах, на арестованных лицах имеющихся», л. 97 (показание без даты).

6. Дело № 303 «Об отобранных сведениях от арестованных лиц, не имеет ли кто из них в судебных местах тяжебных дел», л. 149-149 об. (показание без даты).

7. Дело №304 «Об отобранных от арестованных лиц сведениях, не состоит ли у кого в залоге недвижимое имение как в опекунских советах, банке, так и в приказах общественного призрения», л. 46 (показание без даты).


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Анненков Иван Александрович.