№ 44
Предположение для начертания устава положительного образования, когда Е. И. В. благоугодно будет с помощью всевышнего учредить Славяно-Росскую Империю.
Вступление
Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ: что она не согласна ни с правилами святой веры нашей - ни с началами здравого рассудка. Нельзя допустить основанием правительства - произвол одного человека - невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне - а все обязанности на другой. Слепое повиновение может быть основано только на страхе и не достойно ни разумного повелителя - ни разумных исполнителей.
Ставя себя выше законов, государи забыли, что они в таком случае вне закона, - вне человечества! - Что невозможно им ссылаться на законы, когда дело идет о других, и не признавать их бытие, когда дело идет о них самих. Одно из двух: или они справедливы - тогда к чему же не хотят и сами подчиняться оным: или они несправедливы - тогда зачем хотят они подчинять им других. Все народы европейские достигают законов и свободы. Более всех их народ русский заслуживает и то и другое.
Но какой образ правления ему приличен? Народы малочисленные бывают обыкновенно добычею соседей - и не пользуются независимостью. Народы многочисленные пользуются внешнею независимостью - но обыкновенно страждут от внутреннего утеснения и бывают в руках деспота орудием притеснения и гибели соседних народов. Обширность земель, многочисленное войско препятствуют одним быть свободными; - те, которые не имеют сих неудобств - страждут от своего бессилия. Федеральное или Союзное Правление одно разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и согласило величие народа и свободу граждан.
Под надзором государя одно законодательное Собрание находится в столице, и делает все распоряжения, общие для всего государства; - частные расположения, касающиеся до областей, предоставлены областным законодательным собраниям, образованным наподобие Столичного, и таким образом доставляется благосостояние целого и частей.
Глава I
О народе русском и правлении
1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.
2. Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя.
Глава II
О гражданах
3. Гражданство есть право определенным в сем Уставе порядком участвовать в общественном управлении: посредственно, т. е. выбором чиновников или избирателей; непосредственно, т. е. быть самому избираемым в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной власти.
4. Граждане суть те жители Российской империи, которые пользуются правами, выше определенными.
5. Чтоб быть Гражданином, необходимы следующие условия:
1) Не менее 21 года возраста.
2) Известное и постоянное жительство.
3) Здравие ума.
4) Личная независимость.
5) Исправность платежа общественных повинностей.
6) Непорочность пред лицом закона.
6. Иностранец, не родившийся в России, но жительствующий 7 лет сряду в оной, имеет право просить себе Гражданства Российского у судебной власти, отказавшись наперед клятвенно от правительства, под властью которого прежде находился.
7. Иностранец, не получивший Гражданства, не может исполнять никакой общественной ни военной должности в России - не имеет права служить рядовым в войске Российском и не может приобрести земель.
8. Чрез 20 лет по приведении в исполнение сего Устава Российской империи никто, не обучившийся Русской грамоте, не может быть признан Гражданином.
9. Права Гражданства теряются на время:
1) Судебным объявлением о расслаблении ума.
2) Нахождением под судом.
3) Судебным определением о временном лишении прав.
4) Объявленным банкротством.
5) Общественною недоимкою.
6) Нахождением в услужении при ком-либо.
7) Неизвестностью местопребывания, занятий и средств к пропитанию.
Навсегда:
1) Вступлением в подданство иностранного государства.
2) Принятием службы или должности в чужой земле без согласия своего правительства.
3) Приговором суда к бесчестному наказанию, влекущему за собою лишение Гражданских прав.
4) Если Гражданин без согласия Веча примет подарок, пенсию, знак отличия, титло или звание почетное или приносящее прибыль от иностранного правления, государя или народа.
Глава III
О состоянии, личных правах и обязанностях русских
10. Все Русские равны пред Законом.
11. Русскими почитаются все коренные жители России и дети иностранцев, родившиеся в России, достигшие совершеннолетия, доколе они не объявят, что не хотят пользоваться сим преимуществом.
12. Каждый обязан носить общественные повинности, повиноваться законам и властям Отечества и явиться на защиту Родины, когда востребует того Закон.
13. Крепостное состояние и рабство отменяются; раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле божией, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны.
14. Всякий имеет право излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам. Книги, подобно всем прочим действиям, подвержены обвинению Граждан пред судом и подлежат присяжным.
15. Существующие ныне гильдии и цехи в купечестве, ремеслах уничтожаются.
16. Всякий имеет право заниматься тем промыслом, который ему покажется выгоднейшим: земледелием, скотоводством, охотою, рыбною ловлею, рукоделиями, заводами, торговлею и так далее.
17. Всякая тяжба, в которой дело идет о ценности, превышающей фунт чистого серебра (25 рублей серебр[ом]), поступает на суд присяжных.
18. Всякое уголовное дело производится с присяжными.
19. Подозреваемый в злоумышлении может быть взят под стражу постановленными Уставом властями и учрежденным порядком, но в, 24 часа (под ответственностью тех, которые его задержали) должно ему объявить письменно о причине его задержания, в противном случае он немедленно освобождается.
20. Заключенный, если он не обвинен по уголовному делу, немедленно освобождается, если найдется за него порука.
21. Никто не может быть наказан, как в силу закона, обнародованного до преступления и правильно и законным образом приведенного в исполнение.
22. Устав сей определит, каким чиновникам и в каких обстоятельствах предоставляется право давать письменные приказания задержать кого-либо из Граждан, сделать домовой обыск, забрать его бумаги и распечатать письма его. Равным образом определит оный ответственность за таковые поступки.
23. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно.
24. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащим.
25. Крестьяне экономические и удельные будут называться общими владельцами, равно как и ныне называющиеся вольными хлебопашцами, поелику земля, на которой они живут, предоставляется им в общественное владение и признается их собственностью. Удельное правление уничтожается.
26. Последующие законы определят, каким образом сии земли поступят из общественного в частное владение каждого из поселян и на каких правилах будет основан сей раздел общественной земли между ими.
27. Поселяне, живущие в арендных имениях, равно делаются вольными, но земли остаются за теми, кому они были даны, и по то время, по которое были даны.
28. Военные поселения немедленно уничтожаются. Поселенные батальоны и эскадроны с родственниками рядовых вступают в звание общих владельцев.
29. Разделение людей на 14 классов отменяется. Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, уничтожаются сходственно с древними постановлениями народа Русского. Названия и сословия однодворцев, мещан, дворян, именитых граждан заменяются все названием Гражданина или Русского.
30. Жалованье священнослужителям будет производиться и впредь. Равным образом они освобождаются от постоя и подвод.
31. Кочующие племена не имеют прав Гражданских. Право участвовать в выборе волостного старшины предоставляется однакож и оным.
32. Граждане имеют право составить всякого рода общества и товарищества, не испрашивая о том ни у кого позволения, ни утверждения, лишь только б действия оных не были противузаконными.
33. Каждое таковое общество имеет право делать себе постановления, лишь бы оные не были противны сему Уставу и законам общественным.
34. Никакое иностранное общество не может иметь в России подведомственных себе обществ или сотовариществ.
35. Никакое нарушение Закона не может быть оправдано повелением начальства. Сперва наказывается нарушитель Закона, потом подписавшие противузаконное повеление.
36. Граждане имеют право обращаться с своими жалобами и желаниями к народному Вечу, к императору и к правительствующим сословиям держав.
37. Подземелья и казематы крепостные, вообще все так называемые государственные темницы уничтожаются; никто не может быть заключен иначе, как в назначенных на сей предмет общественных темницах.
38. Обвиненные не должны быть заключены в одних местах с осужденными, заключенные за долги или за легкие проступки - с преступниками и злодеями.
39. Тюремное начальство должно быть избираемо Гражданами из людей добросовестных и которые были бы в состоянии ответствовать за всякой противузаконный и бесчеловечный поступок с заключенными.
40. Нынешние полицейские чиновники отрешаются и заменяются по выборам жителей.
41. Всякий Гражданин, который бы насилием или подкупом нарушил свободный выбор народных представителей, предается суду.
42. Никто не может быть беспокоиваем в отправлении своего богослужения по совести и чувствам своим, лишь бы только не нарушал законов природы и нравственности.
Глава IV
О России
43. В законодательном и исполнительном отношениях вся Россия делится на 13 держав, 2 области и 569 уездов или поветов.
Все население полагается в 22 630 000 жителей мужеского пола, и по сему предположению разочтено представительство оной.
Жит. муж. пола Державы Столица
450 000. I. Ботническая держава ... Гельсингфор
1 685 000. II. Волховская ... Г. св. Петра
750 000. III. Балтийская ... Рига
2 125 000. IV. Западная ... Вильна
2 600 000. V. Днепровская ... Смоленск
3 465 000. VI. Черноморская ... Киев
750 000. VII. Кавказская .... Тифлис
3 500 000. VIII. Украинская ... Харьков
2 450 000. IX. Заволжская ... Ярославль
2 000 000. X. Камская ... Казань
1 425 000. XI. Низовская ... Саратов
490 000. XII. Обийская .... Тобольск
250 000. XIII. Ленская ... Иркутск
Московская область ... Москва
Донская ... Черкасск
Державы делятся на уезды, уезды на волости от 500 до 1 500 жителей мужеского пола.
В судебном отношении державы делятся на округи, равные нынешним губерниям.
Глава V
О внутреннем устройстве волостном и уездном или поветовом
44. В каждом уезде Граждане, имеющие недвижимой собственности на 500 рублей серебром или движимой на 1 000 рублей серебром, собираются в уездном городе и выбирают тысяцкого на один год.
1) Те, которые пользуются землями в общественном владении, не суть владельцы и, следовательно, сюда не принадлежат.
45. Общие владельцы не имеют права каждый лично участвовать в выборе тысяцкого, народных представителей и других чиновников, но все общество на сходке имеет право назначить одного избирателя с каждых 500 жителей мужеского пола, и сии избиратели, назначенные общими владельцами, подают голоса наравне с прочими гражданами, как уполномоченные целым обществом, лишь только они предъявят поверительные грамоты своего общества, засвидетельствованные волостными старейшинами. Впрочем, каждый из общих владельцев, имеющий капитал, означенный выше, участвует в выборах непосредственно и не лишается прав избирательства качеством общего владельца. Зато он не участвует в избрании уполномочивающего общества.
46. Чтоб быть тысяцким, должно иметь по крайней мере 21 год от рождения, непорочного поведения и недвижимого имения в собственном своем владении ценою не менее 1 500 фунтов чистого серебра (30 000 рублей серебром) или движимого не менее 3 000 фунтов чистого серебра (60 000). Если избранный в сие звание не владеет таковым имением, то он не должен принимать сего звания. В противном случае он лишается места и вносит пеню в 100 фунтов чистого серебра (2 000 рублей серебром).
47. Должность тысяцкого состоит в следующем:
1) Он созывает Граждан для выбора представителей, выборных, членов Дум держав и проч. и председательствует в сих собраниях.
2) Исполняет определения судей, посылает вызовы к суду; объявляет определения правителей держав, составляет список присяжных.
3) Собирает доходы общественные.
4) Наблюдает за общественными темницами и исполнением уголовных наказаний.
5) Охраняет судей во время отправления ими их должности. Представляет требования уезда, говорит всегда от его имени, берет под стражу нарушителей порядка; в сем случае каждый обязан ему повиноваться и вспомоществовать при востребовании.
6) Составляет два списка: тех из Граждан уезда, кои владеют недвижимым имением ценою не менее 1 500 фунтов чистого серебра или движимым ценою не менее 3 000 фунтов чистого серебра; 2-й - тем, кои владеют недвижимым имением не менее 250 фунтов серебра или движимым не менее 500 фунтов чистого серебра. Граждане первого списка могут быть (ежели притом отвечают прочим условиям) избраны в члены Верховной Думы, правители держав, наместники державных правителей, тысяцкие и члены державных Дум и члены державных судов.
Граждане второго списка могут быть присяжными и избирателями.
Граждане первого списка пользуются правами следующего списка.
Граждане, коих имена нанесены в сии списки, не лишены тем прав остальных Граждан.
48. Все списки должны быть напечатаны и обнародованы.
49. В уездах, в которых вовсе бы не находилось людей, владеющих имением в 1500 фунт, чистого серебра или в которых находилось бы менее 20-ти, должно выбирать на те места, в которые требуется сие условие, из определенного большинством голосов избирателей числа владельцев и капиталистов, которые приближаются своим имуществом к требуемому состоянию, включая в число сие и тех немногих или того, кто бы пользовался означенным имуществом; сей дополнительный список печатается вместе с первым списком.
50. Тысяцкий, приняв сие звание, должен непременно объявить обстоятельно, сколь велико его имение. Сие записывается в особую книгу, хранящуюся у него, и каждый имеет право требовать себе копию с его показания, дабы удостовериться в том, что он пользуется требуемым имением. Если кто потребует от тысяцкого на то доказательства, то он обязан представить своему противнику в суде требуемые доказательства и документы. После сего обвинитель может отказаться от своего иска, заплатя пеню в 150 рублей серебром. В случае же тяжебного опровержения его иска, он подвергается пени в 500 рублей серебром.
51. Тысяцкий должен иметь жительство в уезде. Он может быть выбран несколько раз сряду.
52. Тысяцкий избирает себе двух или трех помощников, смотря по величине уезда, и назначает себе писарей и ездовых.
53. Он наблюдает за их поведением, может отрешить и заменить другими.
54. Каждый тысяцкий, помощник и старейшина получают вознаграждение по окончании года. Тысяцкий - в 1500 рублей серебром; помощник - в 500 рублей серебром, старейшина - в 100 рублей серебром.
55. Когда уезд слишком обширен, чтобы все те, которые пользуются правом Гражданства, могли удобно собираться в одно место, то тысяцкий назначает два, три или четыре собрания в разных местах в одно и то же время. В одном присутствует он сам, в других - его помощники.
56. В выборе сем участвуют все Граждане без изъятия и различия.
57. Обыватели каждой волости избирают на год или более волостного старейшину. Обязанность его, кроме управления волостного, отбирать показания обывателей, имеющих недвижимую или движимую собственность, разделить их на вышеозначенные статьи и представить тысяцкому.
58. Волостные старейшины находятся под особенным начальством тысяцкого, который поверяет доставленные ими сведения, принимает обвинения жителей и показания их. Убедясь гласного расправою, тысяцкий имеет право внести пропущенных в списки или вычеркнуть имена тех, которые не должны в них находиться.
Глава VI
О народном вече
59. Народное Вече, состоящее из Верховной Думы и Палаты народных представителей, облечено всею законодательною властию.
Глава VII
О палате представителей, о числе и выборе представителей
60. Палата представителей составлена из членов, выбранных на два года Гражданами держав.
61. Во время своего избрания представитель должен жительствовать в избравшей его державе.
62. Лица, принявшие на себя подряды и поставки на общественные требы, не могут до совершенного окончания оных быть представителями.
63. Кроме означенных в § 5 условий, чтоб быть представителем, требуется только доверие большего числа избирателей уезда или повета с следующими однакож ограничениями:
1) Иностранец, получивший право Русского Гражданства, может быть избран в представители только чрез 7 лет после его Гражданствования.
64. Число представителей определяется соразмерно населению следующим образом:
Каждые 50 000 обывателей мужеского пола посылают в Палату представителей одного представителя. В числе сих 50 000 должно только полагать жителей, имеющих оседлость, постоянное жилище, не принимая в счет кочующих племен.
65. Подробное исчисление всех жителей должно быть сделано [через] три года после приведения сего Устава в исполнение, а потом чрез каждые десять лет должна происходить новая перепись таким образом, как определит особый на то Закон.
66. До тех пор назначается число представителей 450. Каждые два года последний вторник сентября месяца имеют быть сходки для выбора народных представителей под председательством уездных или поветовых тысяцких и их помощников. Первые выборы должны воспоследовать немедленно по обнародовании сего Устава.
67. Писарь, назначенный тысяцким, записывает имена всех присутствовавших избирателей и сколько кто получил голосов. Четыре дня полагаются окончательным сроком для выбора.
68. Список сей утверждается подписью всех присутствовавших чиновников и писарей, запечатывается и немедленно отправляется к державному дьяку, к которому оный должен быть доставлен в продолжение двух недель непременно.
69. Державы дают представителей.
I. Ботническая ... 9
II. Волховская ... 33
III. Балтийская ... 14
IV. Западная .... 42
V. Днепровская ... 52
VI. Черноморская ... 69
VII. Кавказская ... 15
VIII. Украинская ... 70
IX. Заволжская ... 49
X. Камская ... 40
XI. Низовская ... 28
XII. Обийская .... 10
XIII. Ленская ... 5
1. Московская обл. ... 10
2. Донская ... 3
Всего 450 представителей.
70. Правительственной власти каждой державы предоставляется распределить число представителей на уезды или поветы и означить, сколько представителей избирает один уезд или повет, или в малочисленных краях - сколько уездов или поветов участвуют в выборе одного представителя.
71. Ежели в представительстве какой-либо державы откроются места, то исполнительная власть той державы немедленно созывает избирателей, чтобы оные наполнить.
72. Палата представителей сама избирает своего председателя, она одна пользуется правом предавать суду сановников империи.
Глава VIII
О Думе Верховной
73. Верховная Дума состоит из трех Граждан каждой державы, двух Граждан Московской области и одного Гражданина Донской области. Всего 42 члена. Члены верховной Думы избираются правительственными сословиями держав и областей, т.е. обеими соединенными в одно место Палатами выборных и державными Думами.
74. Немедленно по прибытии в столицу членов верховной Думы они разделяются на три разряда по возможности равные. Члены первого разряда выходят из Думы по истечении 2-х лет. Члены второго разряда - по истечении 4-х. Члены третьего разряда по истечении 6-ти лет, так что треть всей Думы возобновляется каждые два года новым избранием. Если же в продолжение двух годов между выходами откроются места смертью членов или увольнением оных, то исполнительная власть сих держав сделает временное назначение (если б это случилось в такое время, когда правительное собрание держав распущено), пока правительное собрание не заменит оного.
75. Условия, необходимые, чтоб быть членом верховной Думы, суть: 30 лет возраста, 9 лет Гражданства в России для иностранца и жительство во время избрания в той державе, которая его избирает, недвижимого имения ценою на 1 500 фунтов чистого серебра или движимого на 3 000 фунтов чистого серебра.
76. Дума избирает сама своего председателя, наместника председателя и прочих своих чиновников. Председатель наблюдает за порядком рассуждений, но не имеет голоса. Наместник занимает его место, когда он в отсутствии.
77. Верховной Думе принадлежит суд над министрами, верховными судьями и всеми прочими сановниками империи, обвиненными народными представителями. Никто не может быть объявлен виновным, как только 2/3 голосов всех присутствующих членов. Дума не имеет права назначить другого наказания, как только объявить подсудимого виновным и лишить его занимаемого им места и звания. Дальнейшее суждение над виновным продолжается в присутственных местах обыкновенным порядком судебным с присяжными, по письменному обвинению верховного блюстителя (генерал-прокурора), (который лично ответствует суду, когда обвинение докажется несправедливым). Изобличенный судом государственный сановник подвергается казни, определенной законами.
Дума участвует вместе с императором в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутных и морских сил, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя. Для сего потребно большинство 2/3 членов Думы.
Глава IX
О власти, преимуществах Народного Веча и составлении законов
78. Народное Вече собирается по крайней мере раз в год. Открытие его заседаний назначается в первый вторник декабря месяца, доколе законом не будет определено другого срока.
79. Каждая Палата сама судит о правах и выборе своих членов. В обеих большинство достаточно, чтобы судить о делах, но четвертая часть оных имеет право отсрочивать заседания от дня на день до съезда остальных членов и уполномочены принудить отсутствующих членов прибыть к заседаниям таковыми пенями, каковые будут по сему предмету установлены обеими Палатами.
80. Каждая Палата имеет право сделать свое постановление наказывать членов своих за непристойное поведение и в случае преступления, но отнюдь не мнений, исключить члена определением 2/3 голосов.
81. Заседания обеих Палат публичные. Обе Палаты, однакож, по предложению императора рассуждают с замкнутыми дверями, выслав наперед всех посторонних. Сие происходит равным образом в Палате представителей, когда 50 членов оной востребуют тайного совещания, и в верховной Думе по востребованию 5 членов. Женщины и несовершеннолетние до 17-летнего возраста не допускаются на заседания обеих Палат.
82. Каждая Палата ведет дневные записки своих рассуждений и печатает оные от времени до времени, кроме того, что они определят оставить тайным. Мнения членов каждой Палаты в пользу или против какого-либо предложения должны быть записаны в журнал по востребованию 1/6 части присутствующих членов.
83. Члены верховной Думы и представители получают из общественной казны вознаграждение за свое служение за каждый день, в котором они присутствовали на заседании, равное 21 золотнику чистого серебра (5 руб. серебром). За каждые 100 верст, которые им должно проехать от своего местопребывания до столицы и обратно к себе, получают они также вознаграждение, равное 43 золотникам чистого серебра (10 рублей серебром).
84. Ни в каком случае, кроме измены, преступления и нарушения общественного порядка, нельзя брать под стражу членов Народного Веча ни во время заседаний, ни на пути их в столицу, ни во время возвращения их. Нигде нельзя их тревожить за то, что они говорили каждый в своей Палате, и никто не вправе требовать от них объяснений речей их. Член Палаты, уличенный в преступлении, до приговора судебного исключается своею Палатою.
85. Никакой должностной человек, в службе общественной находящийся, не может быть членом ни той ни другой Палаты, пока он будет сохранять свою должность.
86. Никакой член Думы, ни представитель в продолжение всего того времени, на которое он избран во сие звание, не может быть назначен ни в какую Гражданскую должность, которая была бы учреждена или которой бы выгоды были в то время увеличены или умножены.
87. О всяком предложении налогов или набора ратников должно быть наперед рассуждаемо в Палате представителей; но Дума может делать оным изменения, как и во всяком предложении. Изменения сии в предложении о налогах тогда только становятся действительными, когда Палата представителей оные допустит.
88. Всякий проект закона прочитается три раза в каждой Палате. Между всяким чтением должно пройти три дня по крайней мере, после каждого чтения происходят рассуждения. После первого чтения проект закона печатается и раздается всем присутствующим членам.
89. Всякое предложение, получившее согласие Думы и Палаты представителей, должно еще быть представлено императору, чтобы получить силу Закона, Если император одобряет предложение, то подписывает оное; если не одобряет, то отсылает с своими замечаниями в ту Палату, в которую оно сначала поступило; Палата записывает в свой журнал все замечания императора против сего предложения и вновь открывает об оном рассуждения.
Если после сего вторичного суждения о предложении 2/3 членов остаются в пользу предложения, то оное поступает со всеми замечаниями императора в другую Палату, которая начнет также разбирать оное вновь, и там, если таковых большинство одобряет оное, то становится уже оттого Законом. В подобных сему случаях члены Палаты должны подавать свои голоса чрез одно выражение Да или Нет, и в журнале каждой Палаты записываются имена всех членов, подававших голоса в пользу или против сего предложения.
90. Ежели император по прошествии 10 дней (исключая воскресных) не возвратит представленного ему проекта, то оный получает силу Закона. Если же Народное Вече отсрочит между тем свои заседания, то предложение не становится Законом. Всякое приказание, решение или прокламация и манифест, требующее содействия обеих Палат (исключая рассуждения об отсрочке заседаний), должно быть представлено императору и утверждено им, чтоб быть приведенным в исполнение; если же он Народного Веча. Но раскол, основанный на разврате или на действиях противуестественных, преследуется присутственными местами на основании общих постановлений. Народное Вече не имеет власти нарушать свободы речей и книгопечатания.
99. Народное Вече не рассуждает в присутствии императора и в то время не собирает голосов. На речь императора председатели обеих Палат должны отвечать, что Народное Вече займется предлагаемыми ему предметами.
100. Народное Вече имеет право взять частную собственность в общественное употребление за справедливое вознаграждение, но для сего должен быть предварительно выдан Закон обыкновенным порядком, т. е. оный должен пройти чрез обе Палаты и быть утвержден императором; в сем Законе должны быть изъяснены подробно:
1) Количество и настоящая цена имения (частного лица или частных лиц), которого приобретение необходимо для общественного употребления.
2) Условия или суммы, предлагаемые частным лицам в вознаграждение за принужденную продажу. К тому же должны быть приложены достоверные свидетельства, что показанная цена имения есть настоящая.
3) Власти, которые Устав сей не поручает никакому из означенных в оном собраний или сановников, предоставляется всему Народу Русского.
Глава X
О верховной исполнительной власти
I раздел - о императоре
II раздел - временный правитель
III раздел - главы Приказов
101. Император есть: верховный чиновник российского правительства. Его права и преимущества суть:
1) Власть его наследственная по прямой линии от отца к сыну, но от тестя она переходит к зятю.
2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть.
3) Он имеет право останавливать действие законодательной власти и принуждает ее ко вторичному рассмотрению закона.
4) Он верховный начальник сухопутной и морской силы.
5) Он верховный начальник всякого отделения земских войск, поступающего в действительную службу империи.
6) Он может требовать письменного мнения главного чиновника каждого исполнительного департамента о всяком предмете, с его обязанностию сопряженном.
7) Ведет переговоры с иностранными державами и заключает мирные трактаты с совета и согласия верховной Думы, лишь только две трети присутствующих членов Думы на то согласились. Трактат, таковым образом заключенный, поступает в число верховных Законов.
8) Он назначает посланников и министров и консулов и представляет Россию во всех ее отношениях с иностранными державами. Он назначает всех чиновников, о которых не говорено в сем Уставе.
9) Не может, однакож, помещать в трактатах статей, нарушающих права и состояние Граждан внутри Отечества. Равным образом не может включать в оных без согласий Веча Народного условий напасть на какую-либо землю, не может уступить никакого участка земель, принадлежащих России.
10) Назначает судей верховных судебных мест с совета и согласия верховной Думы.
11) Он наполняет все места, сделавшиеся свободными, когда Народное Вече распущено, и дает от себя постановленным временным чиновникам грамоты на сии места, которые имеют силу до окончания первого съезда Думы.
12) Он означает и постановляет по каждой отрасли дел или в каждом Приказе главу, как то:
1 - Главу Казначейского Приказа (М. Фин.).
2 - Главу Приказа Сухоп. сил (Мин. Военного).
3 - Главу Приказа Морск. сил (Мор. Мин.).
4 - Главу Приказа Внешних сношений.
13) Он обязан при каждом съезде обеих Палат доставлять Народному Вечу сведения о состоянии России и представлять его суждению принятие мер, которые ему покажутся необходимыми или приличными.
14) Он имеет право созывать обе Палаты, а верховную Думу - в случае переговоров или суда.
15) Не может употреблять войск во внутренности России в случае возмущения, не сделав о том предложения Народному Вечу, которое немедленно обязано удостовериться посредством следствия в необходимости военного положения.
16) По востребованию его обе Палаты разбирают его предложение в тайном совещании, если сие покажется ему нужным.
17) Если б Палаты не согласились между собою на время отсрочки их заседаний, то он может отсрочить оные, но не более, как на три месяца.
18) Он принимает послов и уполномоченных иностранных правительств.
19) Наблюдает за строгим исполнением общественных Законов.
20) Дает грамоты назначения всем чиновникам империи.
21) Ему дается титул Его Императорского Величества, никакой другой не допускается. Выражения «Именное повеление», «Высочайшее соизволение», «быть по сему» и тому подобное уничтожаются, яко неприличные и не имеющие никакого значения в земле благоустроенной.
22) Народное Вече определяет, с каким обрядом новый император принимает сие звание.
23) Император при вступлении своем в правление произносит следующую присягу посреди Народного Веча:
«Я клянусь торжественно, что буду верно исполнять обязанности императора Российского и употреблю все мои силы на сохранение и защиту сего конституционного Устава России».
102. Кабинет уничтожается; ясак сибирских народов и все так называемые регалии поступают в общественное казначейство, но император получает на содержание свое и своего семейства ежегодно из общественного казначейства сумму, равную цене 102 000 фунтов чистого серебра (2 000 000 рублям серебряным), в которых он никому не обязан давать отчета.
103. Особы, составляющие семейство императора, не отличаются от частных лиц, подчинены тем же учреждениям и тому же влиянию правительства, как и все прочие, w не пользуются никакими особыми правами и преимуществами.
104. Так называемый двор не может иметь существования, признанного Законами в земле благоустроенной, и для того император властен иметь обер-камергеров, камергеров, обер-гофмаршалов, обер-церемонимейстеров, обер-гофмейстеров, обер-шенков, шталмейстеров, камер-юнкеров, камер-пажей, пажей, штатс-дам, гоффрейлин и прочее. Но все сии звания иностранные не дают особам, носящим оные, права почитать себя в общественной службе, когда они себя посвятили служению одного лица, и потому они не получают ни жалованья, ни каких-либо вознаграждений из общественного казначейства; но император имеет право давать им жалованье из отпускаемых ому 8 000 000. Сверх того они лишаются на то время прав Гражданства, т. е. права избирать и преимущества быть избранным в общественную должность, поелику они находятся в частном служении.
105. Правитель империи не может удалиться из оной без важных неудобств:
1. Ход дел в правлении замедляется.
2. Равновесие властей расстраивается.
3. Неприлично, чтобы первослужитель народа находился не среди оного.
4. Народ может претерпеть важные оскорбления в лице ого от иностранцев.
5. Такое путешествие повлечет за собою издержки, возбраненные сим Уставом.
6. Сверх того, в отдалении от Отечества император может скорее следовать внушениям иностранных завистников и сделаться орудием их злоумышлении; а потому император ни в коем случае не имеет права выехать из пределов Отечества, даже в заморские владения Отечества.
106. Выезд императора из России не иначе поставляется, как оставлением оной и отречением от звания императорского; в таком случае Народное Вече немедленно провозглашает наследника его императором.
107. Совершеннолетие императора полагается 18 лет. В случае объявленной министрами неспособности телесной пли нравственной императора и признанной Народным Вечем наследник его заступает место временного правителя (регента), буде это временной недуг, место императора, буде нет надежды на исправление его здравия.
108. В случае, если б наследник императора не достиг 18-летнего возраста, тогда место правителя России занимает председатель Думы верховной; председательство же Думы верховной переходит его наместнику. Через каждые 4 года избирается новый правитель поочередно - первый раз Думою из всей Палаты представителей, во второй - Палатою представителей из среды верховной Думы и так далее, до совершеннолетия наследника.
109. Член Думы или народный представитель, занимающий место правителя России, во все время получает вознаграждение ежегодное, равное ценности 2 000 фунтов чистого серебра (40 000 рублей серебряных). Временно правитель пользуется всеми правами, предоставленными сим Уставом императору.
110. Если бы болезненный припадок или кончина императора случилась в такое время, когда распущено Народное Вече, то главы Приказов обязаны под свою ответственность созвать немедленно обе Палаты или по крайней мере верховную Думу.
111. Женщины не наследуют императорской власти и не доставляют никому на оную нрава посредством брака - общество людей свободных не есть отчина и не может служить веном. Императорское звание учреждено наследственным для удобства, а не потому, чтобы оно было в самом деле семейственным достоянием. И так по пресечении мужеского поколения народ учредит вид правления или приступит к избранию другого семейства. NB. Право сие было провозглашаемо и признано даже теми императорами Российскими, которые почитали себя источниками всякой власти и, следовательно, не предполагали никакой власти в народе.
112. Кроме мирных трактатов, отчетов, представляемых Народному Вечу о состоянии России, предложение мер или издание Законов, грамот посланникам, чиновникам империи и Законов, утвержденных Народным Вечем, император не подписывает ни одной бумаги. Все остальные бумаги, счеты, предписания и донесения подписывают главы Приказов, каждый по своей части, а иногда все вместе, когда дело идет о постановлении, для всех общем, или когда они подают свое мнение Вечу.
11З. Все гражданские чиновники, главы Приказов, правитель временный и проч. могут быть лишены своих должностей, вели вследствие обвинения Палатою представителей уличены будут Думою в измене, расхищении общественной казны или сделали еще какие-либо преступления и, наконец, ежели окажутся неспособными.
114. Всякий чиновник исполнительной власти отвечает за каждое свое действие; никто не может оправдаться полученным приказанием, ибо в гражданском быту слепое повиновение не может быть допущено, и всякий исполнитель противузаконного веления будет наказан так, как и подписавший веление. Император не подлежит суждению (если же сам император лично учинит какое-либо преступление, за которое никто другой не подлежит ответственности, то сие приписывается нравственному недугу Народным Вечем, которое, в таком случае, учреждает регентство, посредством особого Закона).
Глава XI
О внутренних властях и о правительствах держав
115. Правительство каждой державы состоит из трех отдельных независимых друг от друга властей, но содействующих к одной цели, а именно правительствующей, исполнительной и судной.
Глава XII
О правительствующей власти держав
116. Правительствующая власть каждой державы поручается правительствующему собранию, состоящему из Палаты выборных и из Думы. Правительственное собрание и столичном городе каждой державы.
117. Раздел первый - о Палате выборных:
1) Палата выборных составлена из членов, избранных Гражданами на один год. Они вступают в должность в последний вторник ноября и остаются до послед[него] понедельника ноября следующего года, в который они заключают свои заседания и расходятся, дабы уступить место свое новым выборным, которые вступают на другой день, т. е. в последний вторник ноября.
2) Чтоб быть выборным, должно ответствовать условиям в § 5, 1 жительство в державе, для иностранного уроженца семилетнее исправление Российского Гражданского звания, не должно находиться в подрядах общественных на то время.
3) Число выборных определено следующим образом: каждые 10 000 жителей мужеского пола посылают одного выборного в правительствующее собрание своей державы, и так число оных будет следующее:
I. В Ботническом правительственном собрании .... 45 выборных
II. В Волховском ... 181 выб.
III. В Балтийском ... 75 выб.
IV. В Западном ... 212 выб.
V. В Днепровском ... 260 выб.
VI. В Черноморском ... 345 выб.
VII. В Кавказском ... 75 выб.
VIII. В Украинском ... 350 в.
IX. В Заволжском ... 245
X. В Камском ... 201
XI. В Низовском ... 142
XII. В Обийском ... 49
XIII. В Ленском ... 25
1. В Московском ... 50
2. В Донском ... 51 выб.
4) Каждый год, в последний вторник сентября месяца, имеют быть сходки Граждан для избрания выборных и четвертой части членов державной Думы (кроме первого раза, в который избираются все члены державных Дум) под председательством тысяцкого и его помощников; 4 дня полагаются окончательным сроком для выборов.
5) При приведении в действо сего Устава тысяцкий утверждает список назначенных выборных, обнародывает оный в продолжение двух недель, доставляет каждому выборному от своего имени позыв ехать в державную столицу. По приведении же сего Устава в действо тысяцкий обязан доставить сей подписанный им и засвидетельствованный список в продолжение двух недель па рассмотрение и суждение правительствующего собрания, которое от своего уже имени посылает новым избранным пригласительное грамоты. Правитель и его совет участвуют в сём разборе и суждении вместе с обеими Палатами.
118. Раздел второй - о державной Думе:
1) Дума составлена из членов, избранных на 4 года теми же избирателями, как и выборные, и на тех же сходках в последний вторник сентября месяца; на первый раз по введении сего Устава все члены державных Дум изберутся на одной сходке; впоследствии на ежегодных сходках будет избираться только 1/4 часть Думы для замены выбывающей ежегодно 1/4 части членов.
2) Члены Думы должны отвечать следующим условиям: иметь по крайней мере 30 лет возраста, иметь жительство в державе, которая их избирает на то время, и пользоваться уже 9-летним Гражданством в России, если они не родились Русскими, быть непорочного поведения, иметь недвижимого имения, коего цена равнялась 750 фунтам чистого серебра, или движимого на 1 500 фунт, чистого серебра (от 15 000 до 30 000 серебр. рублей).
3) Число членов державных Дум полагается около трети числа выборных, а именно:
I. В Балтийской державе ... 24 чл. Думы
II. В Волховской ... 60
III. В Ботнической ... 15
IV. В Западной ... 70
V. В Днепровской ... 86
VI. В Черноморской ... 115
VII. В Кавказской ... 25
VIII. В Украинской ... 115
IX. В Заволжской ... 80
X. В Камской державе ... 67 чл. Думы
XI. В Низовской ... 47
XII. В Обийской ... 16
XIII. В Ленской ... 8
1. В области Московской ... 16
2. В Донской ... 5
4) Дума по собрании своем немедленно разделяется на четыре части, по возможности равные, из коих одна ежегодно по жребию выходит и заменяется новыми выборными, так что в продолжение 4-х лет вся Дума возобновляется.
119. Раздел третий - о внутреннем устройстве и власти правительствующих собраний:
1) Каждый год правительствующее собрание съезжается в столичном городе державы в последний вторник ноября месяца. Второй съезд оного - в сентябре следующего года. Продолжение съезда зависит от большего или меньшего занятия правительствующего собрания.
2) Каждая Палата избирает сама своего председателя и делает постановления для внутреннего своего управления; получив от тысяцкого списки выборных, она пересуживает их правильность, посылает пригласительные грамоты тем, кои правильно избраны, уничтожает неправильные выборы и повелевает приступить к новым выборам на сии места. За каждый день заседания члены Палат получают вознаграждение равное 8-ми золотникам чистого серебра (2 руб. серебр.).
3) В обеих палатах выбывшие члены могут быть снова избраны. Если б вдруг по необычайной смертности или иным каким-либо причинам выбыло много членов, то Палаты имеют право повелеть приступить в уездах или поветах к пополнительным выборам.
4) Никакой должностной человек не может, пока он будет сохранять свою должность, быть членом ни той ни другой Палаты. Право делать предложение о постановлениях принадлежит обеим Палатам и исполнительной власти державы (правителю) с следующими отличиями. Всякое предложение о налогах поступает сперва в Палату выборных. Дума может делать в оном изменения, как и во всяком другом предложении. Право обвинять общественных чиновников принадлежит Палате выборных, право судить их - Думе. Осужденные Думою лишаются своего места и судятся потом в присутственных местах обыкновенным порядком по обвинению письменному державного блюстителя.
5) Заседания обеих Палат происходят при открытых дверях; по предложению правителя Палаты должны совещаться тайно, равным образом когда в Палате выборных или в Думе 1/3 наличных членов того востребует. Каждая Палата ведет дневные записки своих рассуждений и печатает оные от времени до времени, кроме того, что они [о]пределят оставить в тайне. Некоторая из Палат не может без согласия другой отсрочить своих заседаний более нежели на 3 дня, ни перенести оных в другое место, кроме того, в котором заседают обе Палаты.
6) Ни в каком случае, кроме измены, преступления и нарушения общественного порядка, нельзя брать под стражу членов правительствующего собрания, ни во время заседаний, ни на пути их в державный город, ни во время возвращения из оного. Члены не отвечают за обнаруженные ими мнения в Палате.
7) Каждая Палата имеет право отринуть предложение другой Палаты или правителя державы. Дума, однакож, обязана судить чиновников, обвиненных выборными. Предложение, получившее согласие обеих Палат, идет на утверждение правителя державы. Подпись правителя державного дает оному силу Закона. Державный правитель обязан возвратить предложение в ту Палату, в которой оно начало восприяло, в продолжение 10 дней с своими возражениями. В противном случае по прошествии сего срока предложение становится Законом.
8) Если правитель сделал возражение против предложения, то происходит в Палатах вторичное об оном рассуждение; как и в Народном Вече, 2/3 голосов решат. Всякое приказание, решение и проч., требующее содействия обеих Палат (исключая рассуждений об отсрочке заседаний), должно быть представлено правителю и им утверждено. Вообще правительные собрания руководствуются правилами, изложенными для Народного Веча.
9) Правительное собрание каждой державы имеет право:
1) Делать постановления, касающиеся до внутреннего управления держав.
2) Делать новое разделение края, более сообразное с нуждами и средствами жителей.
3) Установлять, в каких городах или местечках будет происходить выбор народных представителей и каким образом сей выбор должен происходить.
4) Делать всякие постановления, сообразные с сим Уставом и с постановлениями, оным не отменными.
5) Учреждать налоги для собственного управления державы и потребностей оной, как то: дорог, каналов, строений, издержек на правительное собрание, плату чиновников исполнительной власти, на судебную часть и прочее, зависит от власти правительственного собрания каждой державы. Общие налоги для содержания войска сухопутного и морского, крепостей, почт, связей с иностранными государствами, вознаграждение членов Народного Веча, платы верховных чиновников, проложение сообщений, превозмогающих местные средства, одним словом, для всех нужд и потребностей всей общины Российской, назначаются Народным Вечем.
6) Делать всякого рода общественные заведения, учебные учреждения, школы и проч.
7) Содержать и приводить в порядок сообщения.
8) Правительствующее собрание имеет право просить Народное Вече о созыве народного собрания для изменения конституционного Устава.
10) Правительственные собрания не могут иметь места в городах, занятых неприятелем или возмутившихся. Если правительственное собрание останется в таковом случае, то действия оного противузаконны и теряют свою силу. Равным образом всякий сановник империи без исключения, находящийся во власти неприятеля, теряет во время своей неволи и пока не возвратится всю власть и права, коими он облечен. Никакая конституционная, законодательная, судебная, ни исполнительная власть не может существовать в краю, занятом неприятелем.
Глава XIII
О исполнительной власти держав
120. Исполнительная власть каждой державы поручена державному правителю, его наместнику и совету. Условия, чтоб быть правителем, суть следующие:
1. 30 лет возраста для иностранца, получившего права гражданства, девятилетнее пользование оным, жительство в той державе, недвижимое имение, равною ценою 1 500 фунтов чистого серебра, или движимое, равное цене 3 000 фунтов чистого серебра (30 000 или 60 000 серебр. рублей).
121. Чрез каждые 3 года Народное Вече избирает правителей из списков кандидатов на сие звание, доставленных в оное правительствующими собраниями. Сей выбор производится обеими соединенными вместе Палатами Народного Веча и утверждается императором.
122. Права и занятия правителя суть следующие:
1. Подтверждать законы, предполагаемые правительствующим собранием, или принуждать оное ко вторичному рассуждению об оном, имеет право предлагать законы на рассмотрение обеих Палат.
2. Отсрочивает заседания обеих Палат на то время, на которое они того желают; в случае же, если б они не были в том между собою согласны, он имеет право, чтоб согласить их отсрочить их заседания до того времени, которое ему покажется приличным.
3. Не может, однакож, хотя б и в несколько приемов, отсрочить заседания правительствующего собрания более нежели на 90 дней сряду.
4. Закрывает ежегодно заседания Палаты выборных и распускает членов оной накануне последнего вторника ноября месяца.
5. В случае заразительной болезни или какой-нибудь другой опасности, угрожающей жизни членов правительствующего собрания, он может созвать оное в другом каком-либо городе или месте той державы.
6. Он начальствует над земским войском своей державы. Не может, однакож, без согласия правительствующего собрания высылать оное из пределов державы. Не может также, даже в случае возмущения, велеть земскому войску действовать против жителей, пока правительствующее собрание не издаст закона о военном положении державы.
7. Назначает по представлению своего совета: Державного блюстителя законов, Судей державных и других чиновников из числа особ, нанесенных на 1-м списке.
8. Получает ежегодное вознаграждение, равное цене 500 фунт, чистого серебра (10 000 руб. серебр.).
123. Правитель по окончании своего служения может быть назначен на то же место вторично только по прошествии четырех лет. Сие правило относится также до наместника его и советников.
124. В последний вторник ноября месяца каждые три года обе Палаты собираются в комнату и приступают вместе к выбору посредством баллотировки наместника и советников. Выбор производится 2/3 голосов всех присутствующих членов.
125. Чтоб быть наместником державным и советником, те же условия нужны, что для правителя.
126. Число советников для каждой державы следующее:
1. Для держав: I. Волховской, II. Западной, III. Днепровской, IV. Черноморской, VIII. Украинской, IX. Заволжской, X. Камской - по девяти.
2. Для держав: III. Балтийской, VII. Кавказской, XI. Низовской - по семи.
3. Для держав: I. Ботнической, XII. Обийской, XIII. Ленской - по пяти.
4. Для областей: 1. Московской, 2. Донской - по пяти.
127. Из 9 - 5, из 7 - 4, из 5 - 3 должны находиться всегда налицо.
128. Постановления и мнения совета вписываются в особую книгу и подписываются присутствующими членами. Обе Палаты имеют право требовать к себе книгу сию для рассмотрения, когда только сие покажется оным полезно.
129. Если член совета несогласен с мнением большинства, то имеет право требовать, чтобы мнение его было записано и сполна. Совет участвует во всех мерах и постановлениях правителя.
130. В случае равенства голосов мнение правителя решит. Советники за каждое заседание во все время съездов правительствующего собрания получают то же вознаграждение, что выборные и члены Думы.
131. Члены совета выбывают по третям ежегодно и замещаются, как и выбывшие по другим причинам, как сказано в § 118.
132. Наместник правителя имеет следующие права:
1. В продолжение временного отсутствия правителя наместник председательствует в совете, но не имеет голоса, итак совет имеет всю исполнительную власть в отсутствие правителя.
2. Если же место правителя сделалось праздным его смертью, болезнью или по другой какой-либо причине, то наместник занимает его место совершенно и вступает в его права.
3. Получает вознаграждение ежегодное, равное цене 150 фунтов чистого серебра (5 000 рублей серебром).
133. 1) Державный дьяк.
2) Державный казначей.
3) Державный собиратель пошлин.
Все три избираются каждые три года обеими соединенными в одну комнату Палатами.
134. Правитель, наместник, блюститель, дьяк, казначей и все гражданские чиновники могут быть лишены своих званий, если вследствие обвинения Палатою выборных будут уличены Думою и осуждены за измену, расхищение общественных денег, другие какие-либо преступления или порочное поведение.