© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » Из эпистолярного наследия декабристов. » М.С. Лунин. «Письма из Сибири».


М.С. Лунин. «Письма из Сибири».

Posts 91 to 100 of 102

91

XIV. Письмо М. Лунина, переведенное с французского.

С. S. Вещи и книги, полученные мною, пришли перепорченными по небрежности или тупоумию почтового департамента, которому вы их вверили. Такое нарушение общественного доверия происходит от того, что эта важная отрасль управления превращена в синекуру и отдана на кормление царедворцу старой школы, который при нескольких государях занимал с большим или меньшим успехом должность шута. Старая школа вообще ни к чему не годна. Вверьте ей армию, она ее загрязнит; поручите дворец, она его сожжет; предоставьте поезд, она его изгадит.

Слышу, что некоторые из наших политических ссыльных изъявили желание служить рядовыми в Кавказской армии, в надежде помириться с правительством. По моему, неблагоразумно идти на это, не подвергнув себя наперед легкому испытанию. Следовало бы велеть дать себе в первый день пятьдесят палок, во второй сто, а в третий двести, что бы в сложности составило триста пятьдесят ударов. После такового испытания уже можно провозгласить dignus, dignus est intrare in isto docto corpore.

92

XV. Письмо М. Лунина, переведенное с французского.

С S. Министерство государственных имуществ представляет собой величавое зрелище развития жизненных начал и свободных учреждений. Круг его деятельности объемлет все степени общественной лестницы и простирается на весь народ, начиная с крестьян в общине и нисходя до племен, кочующих в сибирских пустынях. По свойству вещей оно придет к двум положительным результатам: к увеличению материального благосостояния страны, во сколько это возможно при сложном управлении, облеченном неограниченной властью, на место политических ручательств; и, - что еще гораздо важней, - к приготовлению народа для принятия тех ручательств, вследствие огромного числа идей, которые чрез новые меры войдут в обращение.

Бросим взгляд с этой двойной точки зрения на составные части нового министерства. Повсеместный недостаток нашей администрации повторяется и тут: число центральных чиновников доходит до 618. Умственная работа совершается не с помощью толпы. В избежание подробностей, мы ограничимся замечанием, что число врачей безмерно, один на 154 1/2 чиновника. В войсках, где болезни часты, не считая ран, обыкновенно бывает один лекарь на тысячу человек, нередко даже один на две тысячи.

На водах, куда изо всей Европы съезжаются больные, не бывает столько врачей. И, несмотря на то, еще устроивается госпиталь для чиновников. Заботливость «мнимого больного» о сбережении своего здоровья не заходила так далеко. Судебная часть кажется несовместной с исполнительной властью. Как судилище министерство становится судьею в своем собственном деле или средней инстанцией, лишь замедляющей производство. В большей части отделений встречаешь с удивлением: отделение мундиров о бок с отделением веры, нравственности о бок с тайной перепиской.

Наконец, есть и ученый комитет, который обходится в 40 тысяч рублей и которого цель недостаточно определена; ибо, в сущности, его занятия заключаются в распространении необходимых сведений между чиновниками; в наблюдении за ходом политической экономии, для сообщения министру; в представлении задач и в заранее условленной плате за истины, в которых оказывается надобность. Очевидно, что при назначении образованных чиновников и министра, который бы не нуждался в сообщаемых сведениях, министерство само бы могло открывать истины, не покупные ни в каком случае, и тем значительно бы сократило годовые расходы.

Общий бюджет простирается до 1,216,694 рублей, считая жалованья министру и его совету. То, что было бы сбережено из этой суммы, дошло бы на пользование больных чиновников, на починку старой мебели и на покупку новой. Все это не очень утешительно. Так как я был особенно близок с теперешним министром, то я прошу вас прислать все, что касается до его действий, а также журнал министерства, когда он станет выходить, для того, чтоб я мог следить за общим ходом дел. Мысль... меня сильно занимает.

93

XVI. Письмо М. Лунина, переведенное с французского.

С. S. Моего друга Вайну ужалила змея в последний раз как мы охотились в лесу. Теперь он лежит у моих ног, с пеной у рта, с трудом переводя дыхание; но при моих словах виляет хвостом и на меня смотрит, словно понимает мою речь. Имя друга приличнее этому животному, чем людям, которые его себе присвоивали. Люди испугались, когда гроза разразилась над моей головой, и убежали от меня, поджав хвост.

Идея общественного возрождения смутила и другов, и недругов. Ослепленные внезапным светом, они не заметили, что в ней скрыто их общее благо. Я боролся против системы, принятой в Польше, и обнаружил ее гибельные последствия. Меня осудили на смерть. Четыре года спустя Польша восстала, власти низвергнуты, крепости сданы, русские войска прогнаны. В это самое время держали на запоре человека, который предсказал грозу и мог ее отвлечь.

94

XVII. Письмо М. Лунина, переведенное с французского.

С. S. Удовольствие, всегда доставляемое вашими письмами, было помрачено вестью о случившемся с полковником Д. Положение трудное; но вы слишком берете его к сердцу. Нападение разбойника вовсе не наносит бесчестия. Не во власти людей позорить нас, когда мы того не заслуживаем. Я был под виселицей и носил кандалы. И что ж, разве я тем опозорен? Мои политические противники не того мнения. Они были вынуждены употребить силу, потому что не имели иного средства для опровержения моих мыслей об общественном улучшении.

Что же касается до полковника Д., он может теперь окружить новым блеском прямоту свою и честь, испросив помилование убийце, или дать ему средства существования, если уж он осужден законом. В замену ваших житейских треволнений я могу вам сообщить добрые вести. Мои часы проходят в тишине кабинета или в созерцании красот сибирских лесов. Удивительная постепенность счастья! Чем ближе к цели своего плаванья, тем попутнее становятся ветры. Нечего тревожиться, если облака снова собираются па горизонте. Эта буря пройдет, как и все другие, и только ускорит мой вход в гавань.

95

XVIII. Письмо М. Лунина, переведенное с французского.

С. S. Министерство народного просвещения верует в самодержавие как в догмат и, располагая мощными средствами, двигает ими для его укрепления. Оно не перестает проповедовать, что этот образ правления был во все времена господствующею мыслию народа и что он единственный путь к спасению в настоящем и единственное ручательство для будущего. Писатели на жалованьи сочиняют книги в пользу этого предположения, а полиция подкрепляет их своими рукоплесканиями. Но нужен иной язык, иные доказательства, а пуще всего - иное управление, чтоб заставить 50 миллионов людей принять начала, которые нам нравятся. Ибо народ мыслит, несмотря на свое глубокое молчание.

Доказательством, что он мыслит, служат миллионы, тратимые с целью подстеречь мнения, которые мешают ему выразить. То, что прежде всего представляется уму, есть необходимость поверить, точно ли провозглашения министерства согласны с прошедшим. Император Александр, даруя полякам конституцию, обещал перед лицом Европы распространить благодеяния представительного образа правления на все народы, вверенные провидением его заботам. Эта высокая надежда русских получила значение нравственной достоверности после манифеста 12 декабря, 1825.

Проникнутые чувством благодарности за щедроту своих царей, они ожидали с безграничным доверием исполнение дважды обещанного. Но вот министерство просвещения объявляет им, что более уже нечего ждать, что теперешнее устройство достаточно, и что желать иного есть преступление; причем оно даже не намекает, каким актом воля двух государей была отменена. Когда события говорят так громко, бесполезно пояснять их. По какому праву министерство, присвоивая себе законодательную власть, похищает у народа самые дорогие его надежды?

Если поляки и злоупотребили благодеяния своих царей, то следует ли из этого подвергать русских одному с ними наказанию? Наконец, внушая им недоверие к царскому слову, думает ли оно тем приучить их к самодержавию? Впрочем, министерство право, отвергая представительный образ правления, ибо голос ссыльного, затерянный теперь в сибирских пустынях, раздался бы тогда на трибуне, чтоб уличить его в нарушении пределов власти - когда оно вмешивается в дела религии; в уничтожении плода собственных усилий - когда делает неспособными возникающие поколения пользоваться благами, которые правительство им готовит; в проповедании русской народности на языке вовсе не русском.

96

XIX. Письмо М. Лунина, переведенное с французского.

Милостивая государыня, письмо, которое вам угодно было написать, возбудило во мне чувства, сыздавна чуждые моему сердцу. Если неожиданное счастье имеет над ними столько власти в обыкновенных случаях жизни, то судите, что я испытал, получив посреди сибирских пустынь такое драгоценное свидетельство вашей ко мне дружбы. Я радуюсь, что мои письма к сестре вас занимают. Они служат выражением тех убеждений, которые повели меня на место казни, в темницы и в ссылку.

Я смею надеяться, что вы, судя беспристрастно, найдете их не только не разрушительными, но, напротив, клонящимися к упрочению основ общественного порядка, через очищение от посторонней примеси, и вместе с тем ищущими разъяснить жизненные вопросы, которых решение существенно важно для благосостояния государства. Гласность, какою пользуются мои письма чрез многочисленные списки, обращает их в политическое орудие, которым я должен пользоваться на защиту свободы. Ваша лестная память обо мне будет служить для меня могучей подпорой в этой опасной борьбе.

97

Публикации Вольной русской типографии А.И. Герцена и Н.П. Огарева

Взгляд на тайное общество в России (1816-1826).

Тайное общество принадлежит истории. Правительство его верно оценило, говоря, что дело его есть дело целой России и что оно располагало судьбами народов и правительств. Оно образует лучезарную точку в русских летописях, подобно уложению великой Хартии в летописях британского королевства. Десять лет его скрытного существования при подозрительном и враждебном правительстве доказывают мудрость его действий и народное к нему сочувствие. Главная доля его трудов была совершена в этот период времени, посреди опасностей и препятствий. Действуя влиянием разумной силы на массу народа, оно сумело направить мысли, чувства, даже страсти различных сословий к органическому преобразованию самого правительства. Существенные задачи конституционного образа правления были поставлены и определены так, что их решение становилось неизбежно в более или менее отдаленном будущем.

Общество сделалось выражением народных интересов, требуя, чтобы законы, управлявшие страною и остававшиеся неизвестными даже судам, обязанным соображать с ними свои решения, - были собраны и изданы, после разумной кодификации; чтоб гласность в делах государственных заменила призрак канцелярской тайны, которым они окружены и который мешает их ходу, скрывая от правительства и от народа злоупотребления чиновников; чтоб судопроизводство было быстро, а потому устное, открытое и даровое; чтоб администрация была подчинена твердым правилам на место личного произвола; чтоб дарования, в каком бы сословии они ни обнаружились, вызывались к содействию на общее благо; и чтоб выбор должностных людей определялся общественным голосом, замещая ими невежд и взяточников; чтоб в назначении и употреблении казенных сумм отдавался гласный отчет; а откупная монополия, ведущая к развращению и нищенству низших сословий, была заменена другой системой налогов; чтобы обращено было внимание на судьбу защитников отечества, количество войска уменьшено, срок службы сокращен, а жалованье солдата увеличено в соразмерности с его нуждами; чтобы военные поселения, недостигающие первоначальной цели, беззаконные в своем основании, были уничтожены, в отвращение новых злодейств и пролития крови; чтобы торговля и промышленность освободились от произвольных постановлений и устарелых разграничений, препятствующих движению; чтоб, наконец, положение духовенства, вполне обеспеченное, сделало его независимым и способным к исполнению своих обязанностей.

Развитие образованности было усилено новыми началами, которые тайное общество влило в народную мысль. Оно рассеяло почти общее предубеждение о невозможности иного порядка вещей и внесло в массы сознание той истины, что подчинение себя другим людям должно быть заменено повиновением закону. Оно искало доказать преимущества взаимной поруки, обращающей дело каждого в общее дело; важность суда присяжных в гражданских и уголовных исках и его внутреннюю связь с гражданской свободой; необходимость гласности без ограничений, которая не только должна быть допущена, но наложена как обязанность и обеспечена как право; злоупотребления сословных различий, источник зависти и озлоблений, разъединяющий людей, на место сближения. Тайное общество обратилось от факта к праву, указывая на пределы всякой власти, поставленные провидением: нравственность, разум, правосудие и общую пользу, различные проблески одной и той же истины.

Разлитие просвещения вообще рассматривалось им как путь к внутреннему порядку и справедливости, к внешнему уважению и могуществу. Чтобы достичь этой цели, оно обратилось ко всем сословиям, и они поняли его язык. Часто, но без последовательности повторявшиеся усилия правительства в деле просвещения были заменены упрощенной методой, не требующей издержек и основанной на небольшом числе правил, которые, смотря потому, были бы они ошибочны или верны, - не имели бы вредных последствий, или бы господствовали в будущем.

Тайное общество отстаивало независимость греков, покинутых почти всеми европейскими государствами; оно подняло голос против рабства и торга русскими, несовместного с божьими и человеческими законами; в заключение, оно обнаружило самим существованием своим и общностью своих стремлений, что самодержавие не соответствует уже настоящему положению народа и что правительство, основанное на законах справедливости и разума, одно в состоянии поднять его на степень, указанную ему в семье народов образованных.

В переходные эпохи, переживаемые обществами посреди таинственного движения к преобразованию их быта, встречаются обстоятельства, когда становится необходимым вмешательство политических людей, к какому бы сословию они ни принадлежали, чтобы вызвать правительства и народы из застоя, порожденного дурным общественным устройством и предрассудками, укоренившимися в течение веков.

Если такие люди вышли из верхних слоев, то гражданская деятельность становится для них долгом, который они платят употреблением умственных сил - низшим сословиям за свое превосходство перед ними, купленное их трудом и усилиями. Они пролагают новые пути к совершенствованию для возникающих поколений; направляют народные стремления к общей пользе; сосредоточивают умственную работу, совершенную одиноко, без взаимного воодушевления; поддерживают борьбу мнений, необходимую для общей гармонии, и становятся сами властями по праву и на деле, в силу их воссоздающей мысли и нравственного влияния на сограждан. Идеи их оплодотворяют страну, которую орошают, как завоеватели опустошают страну, куда вторгаются; ибо добро и зло для общества приходит от отдельных людей.

Жертва, на которую они себя обрекают, свидетельствует об их высшем призвании, о верности их начал и о законности их власти.

Тайное общество отвечало всем этим условиям как в основе своего устройства, так и в своих целях и в способе действия. Нравственный толчок от распространенных им идей был так силен, что император Александр счел нужным обещать, что дарует конституцию русским, как скоро они будут в состоянии оценить ее пользу. (Речь при открытии варшавского сейма, 15 марта 1818 г.). Тайное общество встретило такое обещание с любовию и доверием, которое заслуживал высокий сан обещавшего. Это был политический залог; освящая цели общества, он придал ему новое рвение. Оно собрало и устремило все силы, чтоб данное обещание сделать независимым от временной воли лица, и научило нацию понять, оценить блага свободы и их удостоиться. Важность его подвига такова, что стремления общества, даже по его прекращении, встречаются в каждой правительственной мере, внутри каждого заметного события последних лет.

Ошибки неизбежны в таком колоссальном предприятии, которое, по сознанию самого правительства, должно бы удивить даже тех, кто его задумал. Они были значительны. Отсутствие принудительной силы, способной ввести порядок в общее движение, сделалось заметно в самом начале. Общество, состоявшее наперед из небольшого числа основателей, испытало потом другое неудобство от умножения своих членов. Взросшие в мертвящей среде, в умственной праздности, они с трудом могли держаться в уровень с высоким своим призванием. Приходилось умерять ревность одних, подстрекать других, успокаивать третьих и охранять общее согласие. Единство в действии было нарушено. Тайное общество подразделилось на Северное и на Южное по причине расстояний, заставивших учредить два центра деятельности.

Первый из этих отделов встретил затруднения со стороны новых членов, которым было поручено на время управление делами; второй же расширил сферу занятий и тем самым удвоил трудности своего положения, соединившись с тайным обществом Славян и войдя в переговоры с польским обществом, которого виды и побуждения, отчасти несходные, требовали умеряющего образа действия. Между тем измена глухо подкапывала основу здания. В то самое время - смерть императора Александра, два отречения от престола, две разноречащие присяги одна за другой, секретное завещание, найденное в архиве, - все это смутило умы и вызвало событие 14 декабря в Петербурге, а на Юге отважное движение одного полка первой армии.

Враждебная партия ловко воспользовалась этими ошибками. Она состояла из той части дворян, которая боялась лишиться крепостных и своих прав, да из служащих иностранцев, которые боялись потерять свои оклады. Вожатаи этой партии поняли, что конституционный дух - новое вино, для которого нужны и меха новые; что падение самодержавия повлечет за собой потерю их мест, заставит их сложить с себя титлы и ордена, подобно актерам по окончании неудавшейся пьесы. Ни одно средство не было упущено, чтоб отклонить удар. Им удалось уверить правительство, что цель тайного общества - цареубийство и анархия. Но торжествующая партия впала сама в ошибку, общую всем партиям: она неумеренно воспользовалась успехом.

Более шестисот человек было арестовано и брошено в казематы. При следствии, производимом тайной комиссией,; на основании придуманного по сему случаю положения, некоторые из содержавшихся были закованы в кандалы, посажены в темные ямы и пытаны голодом; другие - спутаны попами, присланными выманить на исповеди для доноса их признание, или поколеблены слезами своих обманутых родных; почти все - подкуплены лживым обещанием всепрощения.

Назначен был верховный уголовный суд из сенаторов, военных, моряков и духовенства. Это судилище, опираясь на доклад тайных следователей и обсуживая не каждого обвиняемого отдельно, а по разрядам, приговорило: пятерых к четвертованию, тридцать одного к отсечению головы, семьдесят два к каторжной работе и к ссылке, наконец, девятерых к разжалованью в солдаты; и приговор свой произнесло оно, не допросив, даже не видав никого. Оно спешило покончить дело, потому что наступали празднества коронации. Правительство заменило смертную казнь тридцати одного - каторжною работой в сибирских рудниках, с содержанием в казематах; а верховный суд, которому была предоставлена судьба пятерых, счел милосердием заместить колесование виселицей.

Приговор над ними был исполнен исподтишка на гласисе крепости, в которой производился призрак суда, и под прикрытием военной силы, собранной наскоро. Невежество или смущенье палачей продлило муку осужденных, из которых трое, сорвавшись с ослабленной петли, упали и расшиблись до крови, а потом были опять повешены. Все пятеро спокойно поддались своей участи, в твердой уверенности, что смертью скрепляли истину своих слов и действий. Родным повешенных были отказаны их тела, которые брошены ночью в яму с растворенной известью; а наследующий день церковь возблагодарила Бога за пролитую кровь.

После этого государственного подвига его главные деятели, столь повредившие правительству, успели стать во главе правления.

Но господствующая партия, по-видимому, ограничивает свою деятельность одними полумерами и внешними изменениями. Она ищет сделать правительство еще более самодержавным, чем в сущности, а народ более национальным, чем на деле. Теперешняя власть, у которой на все доставало смелости, дошла до того, что ей надо всего бояться. Ее общий ход не что иное, как постепенное отступление, под защитой корпуса жандармов, перед духом тайного общества, который обхватывает ее со всех сторон. От людей можно отделаться, но от их идей нельзя. Сердца молодого поколения обращаются к сибирским пустыням, где великие ссыльные блистают посреди мрака, в котором хотят их скрыть.

Жизнь в изгнании есть непрерывное свидетельство истины их начал. Сила их речи заставляет и теперь не дозволять ее проявления даже в родственной переписке. У них все отнято: общественное положение, имущество, здоровье, отечество, свобода...... но никто не мог отнять народного к ним сочувствия. Оно обнаруживается в общем и глубоком уважении, которое окружает их скорбные семейства; в религиозной почтительности к женам, разделяющим ссылку с мужьями; в заботливости, с какою сбирается все, что писано ссыльными в духе общественного возражения. Можно на время вовлечь в заблуждение русский ум, но русского народного чувства никто не обманет.

Примечания:

Первая печатная публикация лунинского «Взгляда...», написанного в 1838 г. Имя автора было названо в заглавии с ошибочным инициалом: «С. Лунин».

Издатели ПЗ нашли в статье «Взгляд на тайное общество» противоречия со стать ей «Разбор Донесения...», что укрепило их в мысли, будто М.С. Лунин не мог быть автором последней статьи (см. ПЗ, V, 231), однако этот вывод был ошибочным (см. примеч. к публикации в ПЗ «Разбора Донесения...»).

В основе публикации Герцена и Огарева был французский список сочинения («Арег сu sur la Societe occulte de Russie 1816-1826»), вероятно, восходящий к одной из рукописей, находившихся в распоряжении ссыльных декабристов.

Судя по упоминанию о статье Лунина в № 36 «Колокола», Герцен получил рукопись «Взгляда...» до 15 февраля 1859 г.

Лунинский «Взгляд на тайное общество» с французского переводил для ПЗ Н.А. Мельгунов. 22 февраля 1859 г. Герцен писал Н.А. Мельгунову: «Лунин - один из тончайших умов и деликатнейших - а потому рекомендую тебе обратить страшное внимание на слог» (Герцен, XXVI, с. 239).

Перевод Н.А. Мельгунова был готов после 1 марта 1859 г. и набран для V книги ПЗ сразу вслед за главами из «Былого и дум». Подробнее см.: Эйделъман Н.Я. Тайные корреспонденты «Полярной звезды», гл. V.

Публикация «Полярной звезды» была единственным источником всех последующих публикаций текста в течение более чем 60 лет: в 1870-х годах тремя изданиями - в сб. «Тайное общество и 14 декабря 1825 года в России», Лейпциг <б. г.>, Международная библиотека, т. 7, с. 1-8; в кн.: «К истории декабристов» (Под общей ред. С.П. Мельгунова и П.М. Шестакова). М., 1906; в кн. «Декабрист Михаил Сергеевич Лунин», Пг., 1917, с. 12-19.

В 1923 г. впервые «Взгляд...» опубликован по рукописи ЦГАОР (см. Штрайх, I, с. 61-66). См. также факсимильное издание ПЗ, кн. V (текст), кн. IX (примеч.).

98

Лунин о событиях 1825 года

Из «Обозрения проявлений политической жизни в России» М.А. Фонвизина.

Мне рассказывал покойный М.С. Лунин, бывший очевидцем, следующее обстоятельство: в Варшаве, когда в<еликий> к<нязь> Константин получил известие о смерти императора Александра, он, верный своему отречению, намеревался на другой день собрать полки Литовского корпуса, гвардейские и армейские, бывшие тогда в Варшаве, чтобы привести их к присяге имп<ератору> Николаю1. Начальники этих войск, любимцы в<еликого> к<нязя>, никак не хотели допустить того, желая видеть его самого императором, чтобы пользоваться его милостями и благоволением.

Накануне принесения присяги все эти господа собрались у больного генерала Альбрехта2 и приняли единогласно решительное намерение заставить все полки вместо Николая присягнуть Константину и насильно возвести его на трон. На это дал согласие и д<ействительный> т<айный> сов<етник> Новосильцев3, который тогда заведывал высшей администрацией Царства. Но бывший в собрании русских генералов граф Красинский4 тайно предупредил цесаревича об этом намерении и помешал приведению его в исполнение. Сам великий князь на другой день лично приводил к присяге Николаю I все полки5. А без этого план генералов непременно бы состоялся, М.С. Лунин сам присутствовал при этом совещании.

Примечания:

Авторское примечание декабриста М.А. Фонвизина к его работе «Обозрение проявлений политической жизни в России» относится к описанию событий «междуцарствия» 1825 г. и непосредственно следует за фразой: «Более полумесяца продолжались сношения между Варшавой, где находился Константин, и Петербургом, наконец, пришло в Петербург вторичное его формальное отречение от трона и донесение его, что он сам и ему подчиненное войско присягнули императору Николаю».

Впервые опубликовано в издании «Записки фон-Визина, очевидца смутных времен царствований Павла I, Александра I и Николая I». Лейпциг, 1859, с. 162. В 1860 г. эта книга была переиздана.

В 1905 г. этот текст впервые опубликован в России в сб. «Общественные движения в России в первую половину XIX века». СПб., 1906, т. 1, с. 192; позже - в изд. «Библиотека декабристов». СПб., 1907, вып. IV, с. 94-95. Новейшее издание - в кн. Фонвизин, II, с. 190.

Рассказ М.С. Лунина о событиях 1825 г. в Варшаве М.А. Фонвизин мог слышать между 1828 и 1832 гг., когда оба декабриста находились сначала в Чите, затем в Петровском заводе; Фонвизин был переведен на поселение указом 8 ноября 1832 г. и больше с Луниным не виделся.

Рассказ записан Фонвизиным, как это видно из текста, уже после смерти Лунина; запись очевидно находилась уже в первой редакции «Обозрения проявлений политической жизни в России» М.А. Фонвизина (1847 - начало 1848 г.).

Рассказ Лунина является уникальным фрагментом его «устных воспоминаний», которыми он щедро делился с товарищами по заключению, см. Басаргин, с. 133.

События, описываемые в этом фрагменте, почти не известны по другим источникам; меж тем есть все основания доверять рассказу: доказательство тому - положение Лунина в Варшаве, его особые отношения с вел. князем Константином, имена других причастных лиц (Альбрехт, Красинский), действительно находившихся в ноябре - декабре 1825 г. в Варшаве.

Тематически близки к этому рассказу некоторые рассуждения Лунина о Новосильцеве (см. письмо № 4 первой серии поздней редакции (наст. изд., с. 7 и примеч. 3-5 к нему, а также воспоминания Д.И. Завалишина: «Лунин делал много добра полякам, но не доверял им в политическом отношении. Он предостерегал цесаревича и говорил ему, что после того, как тот отказался от престола, ему не следует уже оставаться в Варшаве, а надо жить или в России, или за границей и уже частным человеком» (Завалишин Д.И. Декабрист М.С. Лунин. - Ист. вестн., 1880, № 1, с. 148). Об отношениях Лунина с вол. князем Константином см. Окунь, с. 79-90.

1 ...в<еликий> к<нязъ> Константин... на другой день собрать полки... к присяге имп<ератору> Николаю. - В первые дни после получения известия о смерти Александра I Константин как будто колебался и, судя по наблюдению некоторых современников, еще не отказался окончательно от короны русской и особенно польской (см. Окунь, 82-85). После же получения в Варшаве (2 декабря 1825 г.) известия о существовании манифеста Александра I, передававшего престол Николаю, Константин отказался от своих намерений. Именно к этому моменту, 2-3 декабря 1825 г., может быть отнесена неудавшаяся попытка офицеров и генералов заставить Константина принять престол.

2 ... генерала Альбрехта... - Генерал-майор А.И. Альбрехт, родственник В.К. Кюхельбекера, командир гвардейской дивизии в Варшаве, куда входил и Гродненский гусарский полк, в котором служил Лунин. Был очень близок к Константину и входил в число четырех лиц, приглашенных великим князем на его бракосочетание с Ж. Грудзинской, 12 мая 1820 г.; см. Карпович Е.П. Цесаревич Константин Павлович. PC, 1877, № 10, с. 378.

3 На это дал согласие и ... Новосильцев ... - Новосильцев, прежде ограничивавший самостоятельность Константина, мог решиться на поддержку «константиновской партии», находя в этом пользу для самодержавия. О роли Новосильцева в 1825 г. см. Рассказ сенатора И.Д. Данилова. PC, 1870, № 3, с. 246; Рассказ адмирала Колзакова. - Там же, с. 249-251.

4 Граф Красинский - Викентий Красинский, наполеоновский генерал (отец великого польского поэта Сигизмунда Красинского); после 1825 г. был непопулярен на родине за усердное служение российским властям и требование строгих мер против польских заговорщиков; в восстании 1830-1831 гг. участия не принимал, в 1856 г., после смерти Паскевича, временно возглавлял Варшавскую администрацию.

5 Сам вел. князь на другой день лично приводил к присяге... все полки. - Согласно запискам графа Мариоля, Константин несколько дней не выходил из дворца, вследствие чего в Варшаве распространились толки будто он собирается принять корону. Затем - «великий князь собрал гвардию и варшавский гарнизон и прочитал им свой акт отречения ... и, тотчас присягнув императору Николаю, приказал сделать то же и войскам ... «Ну дело сделано, - сказал он, потирая руки, - я надеюсь, что теперь меня оставят в покое». - PC, 1902, № 9, с. 532. Последняя фраза могла в скрытой форме подразумевать попытки Лунина и других «заговорщиков», описанные М.А. Фонвизиным.

99

Е.С. Уварова - И.С. Гагарину. Четверг, 9 февраля.

<Письмо-воспоминание о М.С. Лунине>

(перевод с французского)

Вы спрашивали у меня, князь, сведений о моем возлюбленном незабвенном брате!.. Увы, я могу дать вам лишь прилагаемые стихи, которыми его несчастье вдохновило мою престарелую музу!

Ведь я была далека от мысли, что такой литератор, как вы, князь, такой, одним словом, человек, как вы, соблаговолит предпринять шаги к реабилитации его памяти и изданию его биографии1, что было бы источником утешения для его несчастной сестры! - Соблаговолите принять весьма недостаточные выражения самого глубокого уважения, которое вы внушаете преданной вам

Екатерине Уваровой

Четверг, 9 февраля

Я не помню года рождения моего брата Михаила Лунина, но вот его число:

В этот день - декабря восемнадцатого

Родился мой любимый брат2, -

Каким этот день был для нас некогда праздником!

Гордо и радостно подымал голову отец:

Он гордился подобным сыном, -

Помню, как будто это было вчера.

Я также посвятила ему культ

В сокровенном храме своего сердца.

Вскоре в нем заблестели

Все умственные дары - тысяча прелестей:

Молодая душа была благородна, нежна и горда,

Лицо было красиво, внушительно и строго;

Манера говорить была краткая и резкая,

Ум - глубокий и живой.

Пятнадцати лет поступив в кавалергарды, он в семнадцать лет проделал Аустерлицкую кампанию и имел горе видеть смерть своего младшего брата Никиты, смертельно раненного под Аустерлицем; затем он проделал славные кампании 1812, 1813 и 1814 годов. Следуя обычаю того времени, у него было несколько дуэлей, но он никого не убил. Однажды за обедом с несколькими товарищами, в том числе графом Алексеем Орловым, кто-то высказал предположение, что, так как граф за сто шагов тушит свечу, никто не пожелает с ним драться, после чего Михаил вызвал графа, говоря, что он принужден с ним драться из боязни быть сочтенным за труса.

Дуэль состоялась на следующий день, и Орлов пронзил его шляпу и отрезал прядь волос3. От его последней дуэли у него осталась в теле пуля, которую докторам так и не удалось отыскать, а он, посмеиваясь, говорил им: «ищите, ищите хорошенько, вы не найдете денег». Будучи уволенным вследствие этой дуэли4, он просил великого князя Константина снова принять его на службу, на что великий князь предложил ему вступить в армию в том же чине капитана; это заставило Михаила (согласившегося на предложение) сказать: «Еще одна милость, и я стану буточником».

Позднее великий князь перевел его в гвардию в гродненские гусары5 и оказывал ему всевозможные милости; именно тогда великий князь дважды предупреждал его о том, что он будет арестован (говорят даже, что он обещал ему спасти его, если он назовет некоторых товарищей). Михаил отказался и в Петропавловской крепости сказал мне, что не захотел воспользоваться случаем бежать6. Он никогда не вербовал новых членов и перенес свое несчастье не только без ропота, но со смехом! Он просил графа Закревского, тогда управляющего Швецией, дать ему зонтик, чтобы защитить себя от дождя в своей тюремной камере в Свеаборге, в которой он провел два года в ожидании очной ставки с поляками7.

Будучи отведен в Сибирь в кандалах, он говорил: «Видно, что государь любит музыку, потому что он мне привязал такие куранты». По прибытии в Сибирь он не захотел воспользоваться данным всем остальным разрешением не работать и продолжал молоть на мельнице. Ни его веселое настроение, ни постоянные шутки - ничто не мешало его товарищам избирать его судьей во всех их разногласиях.

Получив разрешение писать мне, он взял перо лишь для того, чтобы поддержать свое дело; ему запретили мне писать в течение года, по прошествии этого времени он продолжал писать с еще большим рвением; наконец, одна из его работ была перехвачена и представлена государю, - и мой брат подвергся второму изгнанию в изгнании! Его перевели в Акатуй на китайскую границу! Он гулял там по коридору, в котором преступники были прикованы к стене! Он употреблял свое природное красноречие на то, чтобы утешать их, проповедовать им религию, пробуждать в них укоры совести и давать им надежду на лучшую жизнь!

Смерть настигла его 3 декабря 1845 г. Утром он охотился; вернувшись к себе, он лег, чтобы уже более не вставать: слишком рано закрыли печку, и он угорел!8 Незадолго до этого католический священник9 приносил ему святые дары.

Бывают воспоминания о смерти,

Погружающие сердце в тьму,

Которые ничто не может вычеркнуть,

Но я люблю представлять их себе, -

Увы! это последнее мрачное достояние,

Оставшееся мне от прошлого!

Без них мое одинокое сердце

Станет еще более неутешным!

У меня был отец: его нежность

Сделала мою юность счастливой;

У меня было два брата, -

Я обожала их и гордилась ими.

Они были добры, были храбры,

Прекрасное не имело для них препон

И в основе наших отношений

Лежала нежнейшая привязанность.

Ребенок-мученик, мой младший брат

Пал жертвою войны.

И скорбь моя была горька!

Другой был приговорен к изгнанию.

Имя этого брата было Михаил.

Он был славой для своего отца:

Природа в изобилии одарила его многочисленными дарами:

Высокого роста, с благородным лицом, -

На нем была печать гения

И ему принадлежали сердца всех.

Михаил - имя магическое,

Звучное и поэтическое,

Смысл его возвышен и глубок

И мысль им смущается!

Переведенное на еврейский,

Этот пророческий язык,

Имя Михаил означает «равный богам», -

Можно ли носить более блистательное имя?

Его жизнь была безупречна

До той прискорбной поры,

Когда ум его был охвачен

Увлечением демагогией.

Он мечтал для всех себе подобных

О свободе на основе твердых законов,

Он посвятил все свои усилия,

Все доводы красноречия

Победе и славе

Святейшей из истин.

Увы, оплачем несчастную судьбу его

Слезами, подобающими его памяти!

Будучи приложима в других местах,

У нас эта система была недопустима

И для нашей родной страны

Была бы только роковой.

Его мысли были подслушаны, -

И позднее так полно им искуплены!

Но он показал все свое достоинство,

Перенося свое ужаснейшее несчастье

С совершенным стоицизмом

И героизмом христианина.

Он подвергся бесславному наказанию

Полного лишения прав;

Но эта тяжелая судьба

Не произвела на него иного впечатления,

Как только увеличила его гордое мужество;

Заброшенный в дальние места,

Он сумел завоевать там сердца всех

И даже найти там счастье.

Небо положило конец его существованию,

Чтобы прекратить его страдания.

Войдя в его печальную тюрьму,

Его увидели со склоненной главой

Перед распятием обожаемого Христа:

Смерть застигла его во время молитвы,

Он ушел ждать меня на небе!

Эпитафия на могилу моего брата Михаила Лунина, умершего в Сибири 3 декабря 1845 года10

Увы! простой холм

Указывает место, где он был положен,

Не освещенный молитвой,

Не посещаемый своими друзьями!..

Но ночью внезапно там виден

Блестящий свет,

Там слышен шум,

Точно от прохладных фонтанов.

Это журчат слезы,

Проливаемые небесными духами,

Этот блестящий свет указывает,

Где покоятся останки святого мученика.

Как имя этого мученика?

Увы! увы, я должна умолчать о нем!

Немой холмик, обложенный дерном,

Скрывает урну с его прахом.

Где же место его могилы,

Место, покинутое его друзьями?

Это место называется Сибирью,

Здесь свирепствуют морозы.

Место пустынное - ужасное место изгнания,

Недоступное для путешественников,

Таково место, где он был положен,

Место, запретное для его друзей.

Около этого места нет даже храма,

Одни только ангелы охраняют его,

С высоты небес бог на него взирает,

И посередине стоит крест.

Его сестра Екатерина Уварова,

рожденная Лунина.

100

Примечания:

Печатается в переводе с французского. Оригинальный текст впервые опубликован в издании: Летописи Государственного литературного музея, кн. 3; Декабристы. М.; Л., 1938, с. 192-198 (текст и перевод), с. 198-201 (примеч. Н.П. Чулкова).

Источник публикации - фотокопия с подлинника, хранящегося в Славянской библиотеке в Париже (фонд И.С. Гагарина). Точная датировка затруднительна: активная деятельность эмигранта, католического публициста И.С. Гагарина (1814-1882) по собиранию материалов относительно его единоверцев в России начинается с конца 1850-х годов. В этот период «9 февраля» (старого стиля) падает на четверг в 1856-м, 1862-м и 1868-м гг.; по новому стилю - в 1860 и 1866.

Наиболее вероятной из этих дат представляется 1860 или 1862 г.: в феврале 1856 г. сношения России с Францией (где жил Гагарин) были почти невозможны, так как еще не окончилась Крымская война; в 1868 г. Е. С. Уварова скончалась; с другой стороны, посредником между нею и Гагариным в начале 1860-х годов мог быть С.Ф Уваров (см. примеч. к тексту «Из дневника С.Ф. Уварова»).

Е С. Уварова после смерти брата стремилась собрать какие-либо сведения о его последних годах и днях. 31 марта 1846 г. она безуспешно просила начальника III отделения Л.В. Дубельта: «...предписав, кому следует, дать Вам знать о всех подробностях его (Лунина - ред.) болезни и кончины! Сколько не терзательны будут для меня эти плачевные подробности, но все лучше этого смертного молчания, этой глухой неизвестности насчет столь близкого моему сердцу и вечно оплакиваемого брата!» (ЦГАОР, ф. 109, I, эксп., ед. хр. 61, ч. 61, 1826 г., л. 167-168).

Позже Уварова очевидно узнала некоторые подробности от Волконских.

1 Ведь я была далека от мысли... к реабилитации его памяти и изданию его биографии. - Гагариным был составлен только план биографии Лунина (оригинал его, не датированный, хранится в Славянской библиотеке).

2 в этот день... родился мой любимый брат... - Лунин родился 18 декабря 1787 г. На эту дату указывает сам декабрист. Согласно записи в метрической книге он родился 29 декабря. См. публикацию Бройтман Л. в газете «Вечерний Ленинград» от 29 мая 1986 г.

3 Дуэль состоялась... отрезал прядь волос. -  Версии дуэли Лунина с А.Ф. Орловым впервые изложили декабристы П.Н. Свистунов (РА, 1871, № 2, с. 347) и Д.И. Завалишин (Ист. вестн., 1881, т. 1, с. 142-143).

4 Будучи уволенным - вследствие этой дуэли... - Об этом существует рассказ П.Н. Свистунова; см. также Гессен, Коган, с. 40-42. По всей видимости, главной причиной увольнения Лунина было его независимое, дерзкое поведение, пугавшее и раздражавшее Александра I (см. Окунь, с. 21-22).

5 ... в гвардию в гродненские гусары... -  Летом 1816 г., выйдя в отставку в чине ротмистра, Лунин уехал в Париж; с 1822 г. - снова на службе в польском уланском полку в том же чине. Из гвардии обычно переходили в армию с повышением, однако Лунин был у начальства в «немилости»: в этом подоплека его шутки о «буточниках».

6 ... воспользоваться случаем бежать. - Эпизод о Лунине и Константине подробно исследован С.Б. Окунем (с. 86-89).

7 Он просил графа Закревского ... в ожидании очной ставки с поляками. -  Закревский Арсений Андреевич (1783-1865), гр., ген.-губернатор Финляндии и командир Отдельного финляндского корпуса в 1823-1828 гг., министр внутренних дел в 1828-1831 гг. Швецией Уварова назвала Финляндию.

Эпизод в Свеаборгской крепости (близ Гельсингфорса), куда Лунин был заключен в октябре 1826 г., впервые обнародован в «Колоколе», л. 36, 15 февраля 1859 г.

Замечание Уваровой об «ожидании очной ставки с поляками» не имеет документальных подтверждений.

8 ... он угорел! - Причины смерти Лунина до конца не ясны. См. Шостакович Б.С. Политические и ссыльные поляки и декабристы в Сибири. - В кн.: Ссыльные революционеры в Сибири (XIX - февраль 1917 г.). Иркутск, 1973, вып. I, с. 281-283.

9 ...католический священник ... - Вероятно, Кирияк Филиппович или Тибурций Павловский (см. Окунь, с. 275).

10 Эпитафия ... 3 декабря 1845 года... -  На памятнике Лунину, поставленном Уваровой, была надпись (с ошибкой в дне смерти): «Незабвенному брату Михаилу Сергеевичу Лунину скорбящая сестра Е. У. Умер он 4 декабря».


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » Из эпистолярного наследия декабристов. » М.С. Лунин. «Письма из Сибири».