© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.



«Скарятины».

Posts 11 to 14 of 14

11

[img2]aHR0cHM6Ly9wcC51c2VyYXBpLmNvbS9jODU1MTMyL3Y4NTUxMzI5MzkvYTdhYmIvN0dtZll2TVVIaXMuanBn[/img2]

Владимир Яковлевич Скарятин (1812 - 28 декабря 1870, Малая Вишера), новгородский губернатор (1862-1864), петербургский гражданский губернатор (1864-1865), тайный советник (1864).

Сын Якова Фёдоровича Скарятина (1780-1850), замешанного в убийстве императора Павла I, и княжны Натальи Григорьевны Щербатовой (ум. 1850), сестры А.Г. Щербатова. Его братья Григорий и Фёдор были причастны к делу декабристов.

Получил домашнее образование. С 1832 года служил в Московском архиве Коллегии иностранных дел, затем, недолго, в канцелярии московского генерал-губернатора. В 1833 году по сдаче экзаменов, получил аттестат Московского университета. Начал службу в 1834 году в звании камер-юнкера в канцелярии Его величества.

В 1836 году входил в комиссию М.М. Сперанского. В 1843 году участвовал в сенатской ревизии Сибири. В 1844 году получил годичный заграничный отпуск. В 1846 году вышел в отставку и жил в своём орловском имении. Трижды избирался орловским губернским предводителем дворянства (с 4.03.1848 по 18.01.1857).

В 1858 году вновь вернулся на государственную службу, служил в почтовом департаменте. С 1861 года - в Министерстве внутренних дел. В 1862 году, по предложению П.А. Валуева, назначен новгородским губернатором, участвовал в праздничных мероприятия по случаю 1000-летия Руси. С 1864 по 1865 год - гражданский губернатор Санкт-Петербурга. С 1865 года - гофмаршал двора великого князя Александра Александровича.

По воспоминаниям Н.Н. Фирсова, Скарятин был «человеком приятным, как знакомый, и разумным администратором», «он словно нарочно был сделанный для празднеств». Богатый и не тщеславный, страстный любитель охоты, он имел мечту стать егермейстером императорского двора. В 1868 году эта мечта осуществилась.

В декабре 1870 года в районе Малой Вишеры был убит на медвежьей охоте с участием императора Александра II (большого любителя охотничьих утех) выстрелом в спину обер-егермейстером графом П.К. Ферзеном. Для исследования дела была назначена комиссия, которая пришла к выводу, что Скарятин убит на охоте выстрелом из ружья графа Ферзена разрывною пулею в то время, когда он проходил в 14 шагах от последнего. Ферзен первое время запирался и сознался, что убил Скарятина, лишь 9 января 1871 года.

Комиссия нашла, что настоящее дело имеет в себе признаки неосторожного обращения графа Ферзена с ружьём, имевшего последствием случайный выстрел. Как писал в своём дневнике А.С. Суворин, «дело замяли, Ферзена выгнали со службы, а сыну Скарятина дали придворную должность».

Был женат с 1843 года на княжне Марии Павловне Голицыной (9.06.1826 - 3.02.1881), дочери князя Павла Алексеевича Голицына (1782-1848) и Варвары Сергеевны Кагульской (1794-1875), незаконной дочери графа С.П. Румянцева. Их дети:

Варвара (1844-1906), фрейлина двора (с 1862), замужем (с 1872) за Д.С. Арсеньевым.

Владимир (1847-1921), после смерти отца в январе 1871 года был пожалован в адъютанты к великому князю Владимиру Александровичу; генерал-лейтенант, с 1892 года шталмейстер Высочайшего Двора.

12

Скарятины: дети цареубийцы

Представитель старинного орловского дворянского рода Яков Федорович Скарятин, вошел в историю государства российского как губитель Павла I, и который до конца своей жизни пытался искупить свой грех. В этом материале речь пойдет о том, какой след в российской истории оставили четверо его детей.

Дипломат Александр Скарятин

Александр Яковлевич Скарятин был отлично образованный человек, коллекционер и любитель искусства. Большую часть своей жизни он провел за границей, в Италии. Будучи дипломатом, он служил русским консулом в Неаполе. На родине (ему принадлежали село Рождественское, Ивановка на речке Фошня и деревня Ушакова в нынешнем Колпнянском районе. - Прим. авт.) бывал очень редко.

В Италии Александр Яковлевич увлекся музыкой европейского Возрождения и стал коллекционировать старинные ноты. Если удавалось, он покупал подлинники, если не получалось, Скарятин нанимал переписчиков и снимал со старых нот копии. Так образовалось, как выяснилось позже, редчайшее собрание музыкальных записей, составившее 90 рукописных томов. После смерти Александра Яковлевича в 1884 году коллекцию привезла в Россию его дочь Мария Дембская.

Современные виртуозы-исполнители, обращающиеся к произведениям А. Вивальди, Г. Генделя и многих других композиторов Средневековья, часто держат в руках эти драгоценные рукописные книги, хранящиеся в научной библиотеке Московской государственной консерватории.

Казанский губернатор Николай Скарятин

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTE3LnVzZXJhcGkuY29tL3MvdjEvaWcyL0llMkJZajF1TldSUXBfelRtQTNoWGQxdjlyMndKN2t0OXBLU2ZrQzlubl9fNTR5RTdZaHpFdkxKTl91Mmkxd0MtbDg4M1ZyZGRfd2owa0dKVDA2RnBDSC0uanBnP3F1YWxpdHk9OTUmYXM9MzJ4NTMsNDh4ODAsNzJ4MTIwLDEwOHgxODAsMTYweDI2NiwyNDB4Mzk5LDM2MHg1OTksNDgweDc5OSw1NDB4ODk5LDY0MHgxMDY1LDcyMHgxMTk4LDEwNDJ4MTczNCZmcm9tPWJ1JmNzPTEwNDJ4MA[/img2]

Suscipj L. (Фотограф). Портрет Николая Яковлевича Скарятина (1823-1894). Из альбома, принадлежавшего А.Ф. Кони. Архив А.Ф. Кони. Европа, Италия, г. Рим. 1871. Фотобумага чёрно-белая, картон, фотопечать. 9,4 х 5,9 - фот., 10,5 х 6,3 - пасп. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук.

Самому младшему из сыновей Якова Федоровича, Николаю (он родился в 1821 году в родовом имении Троицкое), при разделе наследства достались земли в Щигровском уезде Курской губернии. Николай Яковлевич успел принять участие в Крымской войне, а затем, оставив службу военную, он быстро сделал себе карьеру по «статской части». В 60-70-е годы XIX века о нем как о казанском губернаторе говорили по всему Поволжью.

Скарятин отличался особой неуемностью своего деятельного характера, которая нередко переходила все пределы дозволенного и общепринятые условности. А выливалось все это в лавины разносов, которые обрушивались на головы нерадивых чиновников как лиц, несущих определенную службу и допускавших в ней существенные огрехи. О «зверствах» и «грубости» казанского губернатора ходили легенды. Одно появление на улицах города губернатора в маленькой одноместной пролетке, которую называли не иначе как «эгоистка», ввергало в пучину страха и трепета любого полицейского.

При всем этом в частной семейной жизни он слыл аристократом и джентльменом. И в этом немалую роль играла добрая и любимая всеми жена его Прасковья Ивановна. Удивительно было то, что несмотря на все его самодурство, грубость и «забвение человеческого достоинства в подчиненном», казанские обыватели относились к нему без озлобления и даже с некоторой долей симпатии. Ведь такого образцового порядка, как при Скарятине, город не знал никогда. Характерной чертой в административной деятельности Николая Яковлевича было четкое и обязательное выполнение данного обещания. Тому примером может быть история с перестройкой казанского городского театра.

В ночь с 3 на 4 декабря 1874 года театр в очередной раз полностью сгорел. После пожара Николай Яковлевич подошел к антрепренеру П.М. Медведеву и торжественно объявил: «Формируйте оперу: на будущий год 1 октября будете уже играть в новом театре».

Скарятин сдержал свое слово. 1 октября 1875 года театр принял первых зрителей. По своим размерам и благоустройству он считался одним из лучших в российской провинции, уступая пальму первенства лишь Варшавскому и новому Одесскому театрам. К сожалению, последний, как писали в то время, «удачнейший памятник русской декорационной живописи», как и «скарятинский театр», сгорел в 1919 году.

Какой след оставил губернатор Скарятин в казанской истории? Сторонники демократических начал его осудят, а любители «твердой власти» с умилением прослезятся. И каждый по-своему будет прав.

Кроме Казани, успел Николай Яковлевич короткое время побывать еще и санкт-петербургским губернатором, и курским предводителем дворянства. И всюду показывал свой горячий характер, стараясь «пользы для…». Умер Н.Я. Скарятин в 1894 году в своем имении Тесове (Сыченского уезда Смоленской губернии).

Егермейстер Владимир Скарятин

Владимир Яковлевич Скарятин, третий из сыновей Якова Федоровича, тайный советник и егермейстер императорского двора, унаследовал родовую усадьбу в селе Троицкое. Везде, где бы он ни служил, оставлял о себе не самые добрые воспоминания по причине самодурства, грубости и вздорного характера. Иван Сергеевич Тургенев, имевший как-то раз необходимость обратиться к Владимиру Яковлевичу, бывшему тогда орловским предводителем дворянства, увидел такое самодовольно-спесивое к себе отношение, что больше не захотел с ним встречаться.

А в декабре 1870 года Владимир Скарятин, будучи опытнейшим охотником, погиб на одной из царских охот на медведя. Виноватым оказался руководитель той охоты, граф Ферзен (его уволили со службы), но еще долго в придворной среде ходили слухи, что Скарятин погиб от выстрела самого царя, Александра II, и что это его месть за деда, Павла I.

Предводитель дворянства Дмитрий Скарятин

Дмитрий Яковлевич Скарятин - самый незаметный из всех братьев. Он был владельцем поместий в селах Пеньшино и Нижнем Жерновце. Хозяйничал в своих владениях сам. Трижды на трехлетние сроки избирался малоархангельским предводителем дворянства.

140 дворян Малоархангельского уезда, желая почтить заслуги Дмитрия Скарятина, оказанные им в продолжение трех трехлетий его служения в этой почетной должности, собрали деньги для изготовления кубка как памятного подарка предводителю. Корпус кубка был украшен гербом Д.Я. Скарятина и тремя горельефами, покрытыми платиной и символизирующими ополчение, освобождение крестьян и земство. Во время этих трех замечательных событий для России Дмитрий Скарятин служил предводителем дворянства и принимал в них живейшее участие.

В горельефе, символизирующем земство, на первом плане рельефно выдается фигура самого предводителя дворянства Д.Я. Скарятина, замечательная по сходству и отчетливости исполнения. Несколько сзади виден стол с зерцалом. Вокруг стола восседают представители всех сословий. Внизу надпись: «1-е января 1864 г.»

Об усадьбе Троицкое

Родовое имение Скарятиных в селе Троицком Малоархангельского уезда унаследовал после трагической смерти на охоте отца сын Владимира Скарятина, тоже Владимир, сделавший карьеру на военной службе, дойдя до звания генерал-лейтенанта.

Мне удалось найти описание усадьбы в Троицком во времена Владимира Владимировича Скарятина, сделанное его племянницей, княжной Кантакузиной-Сперанской, постоянно гостившей у дяди в этом любимом ею месте:

«Это чудесное поместье принадлежало семье Скарятиных в течение 300 лет. Современный дом был построен в середине XIX века - огромный, двухэтажный, с более чем сотней комнат. Знаменитая липовая аллея вела к парадному входу, фасад выходил в парк. Парадные залы… были поистине прекрасны, очень пропорциональны и обставлены мебелью, доставшейся от Наполеона предку хозяев, генерал-фельдмаршалу графу Петру Румянцеву-Задунайскому. Троицкое строил прадед Скарятин, которому эти земли были пожалованы в подарок - как Зубову, Панину, Бенигсену и прочим - Александром I за участие в убийстве безумного Павла I.»

P.S. К сожалению, от этой роскошной усадьбы не осталось почти ничего. И когда в 1999 году в Орел приехала из-за границы Наталия Михайловна Грин-Скарятина, дочь последнего владельца Троицкого Михаила Владимировича Скарятина, местные власти смогли показать ей только сохранившийся и действовавший на ту пору спиртзавод, построенный когда-то ее предками. Поэтому нам остается только любоваться фотографиями старинной усадьбы из альбома, подаренного областному краеведческому музею последней хранительницей традиций старинного орловского дворянского рода.

Помещики Скарятины ушли в историю навсегда, но навсегда они там и останутся.

Александр Полынкин

13

[img2]aHR0cHM6Ly9wcC51c2VyYXBpLmNvbS9jODU1MTMyL3Y4NTUxMzI5MzkvYTdhZTYvYTMtaW55OENmQ1kuanBn[/img2]

В.Я. Скарятин (сидит справа) с  А.П. Боголюбовым, П.А. Козловым, В.А. Барятинским и неизвестным. Фотография неизвестного автора. Спия, фотобумага. 9,5 х 7,6 см. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.

14

[img2]aHR0cHM6Ly9wcC51c2VyYXBpLmNvbS9jODU1MTMyL3Y4NTUxMzI5MzkvYTdhYjEvMFRfSFMxRDA0eHcuanBn[/img2]

Неизвестный фотограф. Елена Григорьевна Скарятина (1830-1884), урождённая графиня Шувалова, жена Александра Яковлевича Скарятина (1815-1884). Фотопечать, бумага, картон. 8,5 x 5,5 см. Государственный исторический музей.