© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » Галерея изображений. » «Дворяне все родня друг другу...»


«Дворяне все родня друг другу...»

Posts 31 to 40 of 50

31

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTE5LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTYwMTYvdjg1NjAxNjUxNi9jNTQwOC96UklMTThCUVVpZy5qcGc[/img2]

Василий Андреевич Тропинин (1780-1857). Портрет Леонида Матвеевича Муромцева. 1854. Холст, масло. 71,4 х 58,7 см. Частная коллекция.

Как герой наполеоновских войн Владимирскую губернию споил

200 лет назад в 1818 году в Москве состоялся большой бал в честь посетившего древнюю столицу императора Александра I. Действо проходило в Грановитой палате Кремля. Наблюдавший за танцующими парами со стороны государь подозвал к себе молодого щеголя во фраке:

- Здравствуй, Муромцев! Почему не служишь?

- Французская пуля, которую я ношу со Смоленска, тому причиной, Ваше Величество!

- Если тяжело в военной, иди в статскую, мне вице-губернаторов не достает.

- Я только год в отставке, до этого десять лет в полку, не взыщите, государь…

Царским собеседником был отставной 29-летний полковник Матвей Матвеевич Муромцев - участник русско-шведской и герой Отечественной войны 1812 года. При обороне Смоленска он был тяжело ранен, причем попавшую в голову пулю не удалось извлечь…

В 1819 году Александр I вновь решил предложить Муромцеву вернуться на государственную службу. На этот раз царь… приехал к герою прямо домой. И хотя честь была велика, молодой полковник вновь отказался. И только год спустя император, теперь уже через своих приближенных, убедил Матвея Муромцева принять предложение и занять пост владимирского вице-губернатора. Решающим аргументом стала срочная необходимость для государства наладить во Владимирской губернии продажу… вина!

Матвей Матвеевич Муромцев из старинного дворянского рода в 18 лет поступил на службу в лейб-гвардии Измайловский полк. С 1808-го по 1814 год он принял участие в войне со Швецией, в Отечественной войне 1812 года и в заграничных походах русской армии. Тяжело раненный в голову под Смоленском (за этот бой его наградили орденом св. Владимира IV степени), он до апреля 1813-го восстанавливал свои силы, а потом в качестве адъютанта известного генерала Алексея Ермолова сражался при Лютцене, Бауцене, Кульме и Лейпциге, получив еще одно ранение и два ордена. Ермолов называл Муромцева «адъютант-стрела» за быстроту передачи приказаний. Весной 1814 года лейб-гвардии штабс-капитан Муромцев участвовал в штурме Монмартра и взятии Парижа.

После окончания долгой войны Муромцев отправился в Орел, сопровождая генерала Ермолова, собравшегося туда навестить родителей. В Орле в него без памяти влюбилась барышня Варвара Лутовинова, богатая невеста. О развязке этого романа Муромцев позже рассказывал не без иронии:

«В Орле я познакомился с Варварой Петровной, она была мне родней, очень богата и совершенно свободна. Ей вздумалось в меня влюбиться. Из Орла она переманила меня в свое село Спасское, где в мою честь давала праздники, иллюминацию, у нею был домашней театр и музыка. Все с ее стороны были ухищрения, чтобы за меня выйти замуж. На мои именины, 9 августа, она преподнесла мне в подарок купчую на Елецкое имение в 500 душ. Но я был молод и потому отверг подарок, изорвав купчую. Я уехал от нее ночью тихонько».

Вскоре Лутовинова вышла замуж за полковника Сергея Тургенева, который был моложе ее и дара не отверг. От этого брака родился великий писатель Иван Тургенев.

А Муромцев тоже вскоре женился на Варваре Бибиковой, сестре будущего министра внутренних дел Дмитрия Бибикова. Вскоре Бибиков получил назначение вице-губернатором во Владимир. Однако потом он перевелся в Саратов, а на его место как раз назначили Муромцева с задачей активизировать продажу спиртного для увеличения доходов казны.

Для того чтобы пополнить бюджет порядком разоренной во время длительных войн страны, министр финансов граф Дмитрий Гурьев ввел казенную монополию продажи вина и водки. И от местных властей требовалось добиться рекордных продаж горячительного. Это была почти военная задача, и для ее выполнения Петербург сделал ставку на офицеров-фронтовиков.

Сам Матвей Матвеевич вспоминал о своем возвращении на службу и определении во Владимирскую губернию так:

«В 1821 году (Муромцев путает годы, на самом деле это было в 1820-м. - Прим. авт.) Дмитрий Гаврилович Бибиков назначен был вице-губернатором во Владимир при открытии новой операции казенных откупов. Проезжая в Петербург, он уговорил меня ехать с собою представиться к министру финансов графу Гурьеву и убеждал меня взять место вице-губернатора. Сын графа, Александр Дмитриевич, меня очень любил. Мы были знакомы в Дрездене; он еще более настоял, чтоб я взял место вице-губернатора.

Это был первый год операции, и граф искал людей, на которых мог бы положиться. Я согласился. Так как Дмитрий Гаврилович был переведен в Саратов, то меня и назначили на его место во Владимир. Я был молод и фанатик исполнения обязанностей. Все силы и средства употребил за смотрением, и конечно мне удалось: продано было до 900 тысяч ведер, чего никогда не бывало…

В то время, то есть в казенные сборы, большая часть вице-губернаторов нажили огромное состояние, не только безнаказанно, но они получили вес в публике и теперь имеют места и значения. Стоило ли быть честным человеком, как подумаешь? Ни общее мнение, ни правительство за это не награждают, даже почитают глупым того, кто не воспользовался случаем».

Проданные Муромцевым за неполный год 900 тысяч ведер вина, или 11 миллионов 70 тысяч литров, принесли казне огромную по тем временам сумму в 6,3 миллиона рублей. Достаточно сказать, что Казанский собор в Санкт-Петербурге обошелся в 4,7 миллиона. То есть, по сути, жители Владимирской губернии за восемь месяцев пропили без малого полтора собора! Неудивительно, что «эффективного менеджера» по продажам спиртного вскоре перевели из рекордного по питию Владимира в отстающий Тамбов. Муромцев наладил продажу казенного вина и там, о чем потом писал: «Тамбовская губерния шла очень плохо, и граф Гурьев с моего согласия перевел меня туда для исправления дел. Я приехал в Тамбов, где злоупотребления были ужасные. Я дела исправил, и они пошли хорошо».

Впрочем, спаивать народ, хотя бы и в высших государственных целях, экс-гвардейцу быстро надоело. Уже в 1821 году он вышел в отставку под предлогом расстроенного здоровья. Мучившую его французскую пулю удалили. После этой операции ветеран наполеоновских войн лечился на водах в Пятигорске вместе со своим приятелем поэтом Константином Батюшковым. Сегодня известно, что Муромцев был близок к декабристам и во многом разделял их убеждения, однако после разгрома восстания его никто не выдал, и бывший владимирский вице-губернатор избежал сибирской ссылки.

Позже М.М. Муромцев занимал пост саратовского вице-губернатора, служил таврическим губернатором, управлял Крымом и достиг генеральского чина. Судьба отпустила ему долгий век - Матвей Матвеевич скончался в 1879 году в 90-летнем возрасте. Уже находясь в окончательной отставке, до самых последних дней он был бодр и физически крепок, очень любил в зимнюю пору кататься на коньках. Его любимый сын Леонид сделал блестящую карьеру, достигнув чина тайного советника и придворного звания гофмейстера, получив множество орденов вплоть до св. Александра Невского.

Однако во владимирскую историю Матвей Матвеевич Муромцев, достойный во всех отношениях человек, вошел сомнительным рекордом по продаже алкоголя в нашей губернии, которого, кажется, никому превзойти так и не удалось.

Николай Фролов, Владимир

32

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTM4LnVzZXJhcGkuY29tL05VWUYyVnpsNzRaU2NCLUVnZmZTeEFiRzRHT216MERULVFZME1RLzhtZ0JVTUk5akk4LmpwZw[/img2]

Пётр Михайлович Боклевский. Портрет Петра Матвеевича Муромцева. 1846. Бумага, карандаш, сепия. 25 х 20 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.

33

[img2]aHR0cHM6Ly9wcC51c2VyYXBpLmNvbS9jODU2MDE2L3Y4NTYwMTY1MTYvYzU0MTIvcXRoVlZId2g1MzguanBn[/img2]

Пётр Фёдорович Соколов (1791-1848). Портрет Варвары Матвеевны Лавровой, рожд. Муромцевой. 1810-е. Бумага, акварель.

34

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTE1LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTYwMTYvdjg1NjAxNjUxNi9jNTQxYy8wcDJibkh5RWktdy5qcGc[/img2]

Trantool (père & fils). Портрет Леонида Матвеевича Муромцева. Франция. Тулуза. 1860-е. Фотопечать, бумага, картон. 9,1 x 5,3; 10,1 x 6,1 см.

35

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTUwLnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTYwMTYvdjg1NjAxNjUxNi9jNTQyNi9JUUFpaEtkMG9tOC5qcGc[/img2]

Trantool (père & fils). Портрет Екатерины Николаевны Муромцевой, рождённой княжны Голицыной. Франция. Тулуза. 1860-е. Фотопечать, бумага, картон. 9,1 x 5,3; 10,1 x 6,0 см.

36

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTU1LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTYwMTYvdjg1NjAxNjUxNi9jNTRiMi9UazV3cE5nU0ZxRS5qcGc[/img2]

Неизвестный художник. Портрет Евдокии Петровны Алмазовой, рожд. Зубковой. 1820-е. Бумага, акварель, белила. 21,0 х 18,0 см. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля.

37

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTg3LnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvbmxtMUd1dFNIVFFKYi1fVlJfYXBNbFlWS3dPWUkyb1J1dHhhZ2cvZnhYMmhlZDVCZk0uanBnP3NpemU9MTIzMXgxNjg0JnF1YWxpdHk9OTUmc2lnbj02NTBiNzc3NWViMGVmZGYyNzVmMTllYjZkM2NmM2UwMCZ0eXBlPWFsYnVt[/img2]

Н.А. Кирсанов. Портрет Петра Семёновича Горожанского, брата декабриста А.С. Горожанского.  Копия с акварели неизвестного художника 1-я трети XIX в. Бумага, акварель. 13 х 15,5 см.

38

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTM5LnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvYXBqUjRFNUV5Q3AwSm53RU1aa3FzYzlmQWlyNm5HaHF3Y1FydFEvWDBVQW81Z1FCNFkuanBnP3NpemU9MTAwOXgxMjAwJnF1YWxpdHk9OTUmc2lnbj1jNGJhNGUzNjI0NGM1ZDdhZjAyNjg0YTNhNjAzY2NlNSZ0eXBlPWFsYnVt[/img2]

Неизвестный русский художник первой половины ХIХ века. Портрет Е.В. Новосильцевой, урождённой графини Орловой. Первая треть ХIХ в. Холст, масло. 30,0 х 26,5 см. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени.

39

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW40LTE3LnVzZXJhcGkuY29tL0c1Y1hrNk1TcE1ZOG9HWlAyNXVSbHU2VXRidTE3ZXFQejdiMml3L2JkZ0RwYXpIR2IwLmpwZw[/img2]

Игумения Дорофея (Дарья Мартынова) Нижегородского Крестовоздвиженского общежительного монастыря.

Игуменья Дорофея (в миру Дарья Михайловна Новикова, в девичестве Мартынова) (6 марта 1757 село Липяги Пензенский уезд - 22 февраля 1831 Нижний Новгород) - С 1802 по 1830 гг. игуменья Крестовоздвиженского монастыря в Нижнем Новгороде.

Родилась 6 марта 1757 года в селе Липяги Пензенского уезда. Во время пугачёвского бунта два её брата Николай и Савва, племянник Сергей и племянница Александра Вителевы были убиты, а сама она была похищена бунтовщиками. Но почти немедленно она была отбита отрядом под командованием своего будущего мужа Николая Васильевича Новикова.

В 1776 году Мартынова была выдана своей мачехой почти насильственно за муж, за Новикова, которого она не любила. В браке у них родилось два сына и дочь. В 1786 году Николай Васильевич Новиков скончался. Будучи в плену Дарья Михайловна дала обет, посвятить себя богу если ей удастся спастись, поэтому в 1797 году отказавшись в пользу своих детей, от своего имения поступила в Пензенский Троицкий женский монастырь.

4 марта 1800 года Мартынова была пострижена в монашество под именем Дорофея. 1 апреля 1802 года Дорофея была переведена по собственному желанию в Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь, а 22 июня того же года назначена игуменией. В 1807 году Дорофея учредила в монастыре общежитие по примеру Александровского Успенского монастыря.

После введения в Крестовоздвиженском монастыре общежития число сестер стало быстро увеличиваться. В церкви и самой обители стало уже тесно. Кроме того, в 1809 году в церкви произошел пожар, часть монастырских здании значительно пострадали. Поэтому настоятельница монастыря Дорофея решила соорудить новый храм, а саму обитель расширить.

Для этого она отправилась в Санкт-Петербург и Москву. В Петербурге из кабинета Его Императорского Величества она получила 12000 руб, а за учреждения общежития и ревностное попечение об обители 23 июня 1811 года была награждена золотым наперсным крестом. После возвращения из Петербурга Дорофея деятельно стала заботиться о построении нового храма.

Оказалось, что грунт земли слабый, а сама гора, на которой был расположен храм и некоторые монастырские здания, с каждым годом всё более и более осыпается, что грозило опасностью разрушения как церкви так и монастырских здании. Следовательно, прежде всего, нужно было укрепить гору, а это требовало затраты больших средств.

Кроме сего, сама местность, занимаемая монастырем, благодаря увеличению народонаселения и расширению городских построек, для мирной и каноноческой обители, по городскому шуму и мирской суете, становилась неудобной. Всё это вынудило Дорофею искать новое место для обители. В начале 1812 года игумения Дорофея обратилась с прошением к епархиальному владыке Преосвященнейшему Моисею (Близнецову-Платонову) о позволении избрать для построения обители другое место, недалеко от города.

Место это принадлежало городу, но граждане с удовольствием уступили его монастырю. С условием, что бы на кладбище присоединённом к монастырю было дозволено бесплатно хоронить горожан. 20 апреля того же года Император Александр I издал указ:

«Означенный Нижегородский Крестовоздвиженский общежительный девичий монастырь, согласно прошению игумении Дорофеи с сестрами, желанию горожан и согласию тамошнего губернатора, в рассуждении выше прописанных обстоятельств на просимое место переместить дозволить».

13 мая того же года было получено разрешение от Синода о перенесении монастыря но новое место, после чего началась разборка храма и некоторых монастырских зданий. Весной 1813 года было положено основание обители на новом месте. Благодаря энергичной деятельности игумении и строителю Крестовоздвиженского монастыря пожертвовавшего на строительство монастыря 10,000 руб. архимандриту Макарьевского Желтоводского монастыря Израилю, работа пошла очень быстро.

К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря, внутри их колокольня со священными воротами и двумя палатками, восемь каменных корпусов и заложен фундамент соборной церкви, а вне монастыря устроен гостиный двор. На строительство храма ушло около 70, 000 руб. В октябре 1815 года игумения и сестры оставили старую обитель и поселились в новой, где 6 ноября епископ Моисей освятил больничную церковь в честь Богоматери Всех Скорбящих Радости и святого Василия Блаженного.

В 1823 году был окончательно устроен соборный Крестовоздвиженский храм, который и был освящен 17 августа того же года Моисеем. Дарья Михайловна скончалась 22 февраля 1831 года. Во время похорон нижегородский преосвященный Афанасий произнёс такие слова:

«Вот и не стало у нас умной и благочестивой наставницы! Недаром она жила, а, как добрая раба Божия, своею жизнью, опытностью, благочестием приобрела Христу Спасителю многих последовательниц и украсила вертоград духовным венцом девственных подвижниц. Она вполне оправдала свое назначение, вполне соответствовала своему имени, которое знаменует «дар Божий».

Семья

Отец Михаил Ильич Мартынов (28.10.1719 - 31.3.1788) - капитан. Мать Анна Григорьевна Кривская (? - 12.01.1770) - была дочерью первого пензенского воеводы, а сестра Мавра Павловна Вигель была матерью одного из самых знаменитых русских мемуаристов Филиппа Филипповича Вигеля.

Муж Николай Васильевич Новиков (ум. 1786). Их сын: Михаил Николаевич Новиков (1777 - 10.11.1824). Отставной надворный советник, бывший правитель канцелярии малороссийского генерал-губернатора кн. Н.Г. Репнина.

40

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTI5LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTc3MzIvdjg1NzczMjI5Mi83YTJiZC8zakNGQVBtcUhxNC5qcGc[/img2]

Неизвестный художник. Портрет Иоанна Васильевича Леванды. Конец XVIII в. Холст, масло.

Иоанн Васильевич Леванда (1734-1814), митрофорный протоиерей, настоятель Киево-Софийского кафедрального собора.

Родился в марте 1734 года в городе Киеве в семье бедного сапожника Василия Секачки. Рано осиротел.

С 1748 по 1760 учился в Киевской духовной академии, куда поступил при поддержке местного священника И. Леванды, приняв его фамилию.

По окончании академии два года преподавал в низших ее классах.

В 1762 году вступил в брак с Евфимией Ильиничной, дочерью киевского мещанина Ильи Николаевича Скребицкого. В семье родились шестеро сыновей (Иван, Василий, Александр, Стефан, Андрей и Петр) и три дочери (Татьяна, Мария и Дарья; средняя Мария, 1872 г.р., осталась в девицах и жила при отце до самой его смерти). Старший сын Иван (1770-1825), член РАН, коллежский советник, в 1802 -1806 был консулом в шведском городе Готенбурге.

В 1763 году рукоположен во священника к Успенской соборной церкви, что на Подоле, с 12 декабря 1783 года - протоиерей Киево-Подольского собора, а с 7 августа 1786 года до конца жизни - кафедральный протоиерей Киево-Софийского собора.

Ревностно выполнял свои пастырские обязанности, даже во время чумной эпидемии в Киеве (1770-1772) и грандиозного пожара 1811 года.

23 апреля 1812 умерла его жена Евфимия, а через два дня, 25 апреля в С.-Петербурге умер «одареннейший и любимейший» сын, статский советник Александр. Леванда прожил еще два года, но это было «медленное угасание, изредка прерывавшееся вспышками патриотизма» на фоне Отечественной войны.

Скончался 25 июня 1814 года.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » Галерея изображений. » «Дворяне все родня друг другу...»