[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTI4LnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvcHQ4aWpJLWlWWTkwMWNlZlNBQ2piOVFSNTVqSWRNbkFpdlM4SkEvT3ZfZktEQTJkUmsuanBnP3NpemU9MTA5M3gxNTM2JnF1YWxpdHk9OTUmc2lnbj1mY2E4NGQyMmJhMTFlYzNiYmM2OTM4YWFmYTNjYTQ5MSZ0eXBlPWFsYnVt[/img2]
Портрет Авдия Ивановича Шипова, владельца села Фряньково Нерехтского уезда Костромской губернии. Начало ХХ в. Бумага, фототипия. 16,6 х 9 см.
А.И. Шипов - губернский предводитель
Отличительной особенностью этого человека было необыкновенное обаяние, под магию которого подпадал любой контактирующий с ним человек. Ум, интеллигентность, мягкость, гармония движений, голоса, одежды классического стиля, все выделяло его из массы других людей. Даже ближайшее родственное окружение, состоящее только из жены и дочери, казалось бы, соответствовало его нежной натуре. Не в этом ли всеобщая популярность Авдия Ивановича Шипова среди костромских и мологских дворян, неоднократно избиравших его своим предводителем?
А.И. Шипов родился в 1831 году в семье костромского дворянина Ивана Павловича Шипова (1793-1845), владельца села Ново-Никольское Ильинской волости Нерехтского уезда и его жены Ольги Авдиевны, урожденной Супоневой. Он был наречен в честь деда по материнской линии редким именем Авдий. Кроме него в семье насчитывалось еще четверо детей: Павел, Михаил, Марья и Елизавета. В четырнадцать лет мальчик лишился горячо любимого отца, романтический образ которого он пронес через всю свою жизнь. Он поступил в ярославский Демидовский лицей и, пройдя курс наук, закончил его в 1859 году. Затем началась его служебная деятельность, длившаяся почти половину столетия.
Девятнадцать лет службы прошли в Ярославской губернии, поначалу в должности чиновника при губернаторе, позднее мологского уездного предводителя. Занимал он также должности мирового посредника Мологского 1-го участка и члена мировых судей Ярославской губернии. Во 2-й половине 1860-х годов в жизни А.И. Шипова произошло знаменательное событие. Как гласит метрическая книга Ярославского Духовного училища: «Коллежский асессор Авдий Иванов Шипов с дочерью капитан-лейтенанта Александра Сергеева Рыкачева девицей Софьей Александровной значатся венчанными 8 ноября 1867 года».
То, что семья ярославских помещиков Рыкачевых была не только состоятельной, но и просвещенной, говорит тот факт, что жена Авдия Ивановича Шипова приходилась родной сестрой Михаилу Александровичу Рыкачеву (1840-1919), известному русскому метеорологу, многолетнему директору главной физической обсерватории. Он был женат на Евгении Андреевне Достоевской, племяннице великого русского писателя, родная дочь которой, в 1910 году гостила в имении А.И. Шипова Фрянькове, так стало называться вышеупомянутое имение Шиповых Ново-Никольское Ильинской волости Нерехтского уезда Костромской губернии. Ныне оно отошло к Фурмановскому району Ивановской области. Здесь же в имении А.И. Шипова у молодой четы появилось потомство. В метрической книге Николаевской церкви, находившейся в селе Фряньково, за 1871 год в первой части о родившихся записано: «18 июля родилась Ольга, крещена в 26 число. Родитель ее с. Фряньково потомственный дворянин, коллежский асессор Авдий Иванович Шипов и законная жена его Софья Александровна Шипова. Оба православные».
Усадьба Фряньково стала постоянным местом жительства семьи А.И. Шипова и местом погребения ее хозяев. Центром ее была каменная с колокольнею Никольская церковь, построенная в 1757 году иждивением Авдия Ивановича Супонева. Господский дом во Фрянькове представлял собой каменное трехэтажное здание. Сохранились фотографии его экстерьера и интерьера. Большая гостевая зала на втором этаже имела фамильную галерею и великолепный рояль, который употреблялся не только для музыкальных экзерциций дочери Ольги, но и музыкальных вечеров с приглашенными музыкантами, в частности, костромской певицей А.Ф. Ивановой. Кроме залы, внимание гостей привлекала богатая библиотека и мемориальная комната отца Авдия Ивановича - Ивана Павловича Шипова (1793-1845).
И.П. Шипов родился в 1793 году в селе Бельково Солигаличского уезда Костромской губернии в семье губернского предводителя Павла Антоновича Шипова и его супруги Елизаветы Сергеевны урожденной Шулепниковой. Он воспитывался в Лейб-гвардии Преображенском полку, дослужился до чина полковника, участвовал в Отечественной войн е 1812-1814 годов, имел отношение и к декабристскому движению, однако, избежал наказания. Командир Лейб-гвардии Сводного полка, отправленного на Кавказ в 1826 году. Участник Русско-персидской войны 1826-1827 годов. Командир Лейб-гвардии Гренадерского полка с 1828 года. Дослужился до чина генерал-майора. Умер в Ярославле, похоронен в Толгском монастыре.
Его многочисленные награды хранились у сына Авдия Ивановича Шипова во Фряньковском особняке в мемориальной комнате отца. Среди наград были золотая шпага с алмазами и с надписью «За храбрость», генеральский мундир и военные регалии участника Отечественной войны и заграничных походов. В комнате висели гравюры, запечатлевшие его участие в Русско-персидской вой не 1826–1827 годов.
Старший брат Ивана Павловича, Сергей Павлович Шипов, также пошел по военной стезе. Он дослужился до чина генерал-майора. Командовал Лейб-гвардии Семеновским полком. Лишь третий дядя Авдия Ивановича, Дмитрий Павлович, отказался от военной карьеры. Будучи наделен деловой хваткой, он построил в Костроме механический завод, давший городу около тысячи рабочих мест. Завод вырабатывал даже пароходы. Кроме того, в Ростовском уезде Ярославской губернии Шипов построил льнопрядильную фабрику, а в губернском городе Ярославле открыл училище для девиц духовного звания, которое в течение сорока лет возглавляла его родная сестра Елизавета Павловна Шипова. Так что, фамилия Шиповых была известна и уважаема как в Ярославской, так и в Костромской губерниях.
Поколение Авдия Ивановича Шипова не казалось таким ярким, как предыдущее. Его родной брат, титулярный советник Павел Иванович Шипов (1835-1897), по слабости здоровья жил в имении своей жены Анны, дочери полковника Александра Петровича Бизеева, - селе Марьинском, находившемся в том же уезде и губернии, что и Фряньково. После смерти брата, Марьинское перешло его сыну, тайному советнику Ивану Павловичу Шипову (1866-1920), составившему блистательную административную карьеру. Он стал министром торговли и промышленности. Был управляющим Государственным банком до 1917 года. Служба не отпускала его из столицы в провинцию, и потому, делами имения Марьинское пришлось заниматься его дяде Авдию Ивановичу, ставшему, по существу, хозяином Марьинского.
Как крупный костромской помещик, не занятый на службе, и положительный человек А. И. Шипов в начале 1880-х годов был выдвинут костромскими дворянами на пост губернского предводителя. Новый предводитель, уже имея опыт мологского уездного предводителя дворянства, так легко и изящно управлялся со своими обязанностями, что его переизбрания на следующие сроки длились непрерывно в течение девяти трехлетий, то есть с 1881 по 1902 год. Это уникальный случай в истории Костромской губернии. Да и не только в Костромской...
Помимо типичных функций губернского предводителя, т.е. доведения циркуляров и постановлений МВД до губернского правления, организации и контроля дворянских опек, продаже дворянских имений за долги, проведении дворянских выборов и дворянских собраний и прочих официальных мероприятий, Авдий Иванович Шипов стал учредителем нового начинания, положившего фундамент созданию ряда культурных учреждений Костромской губернии, существующих и в наше время. А.И. Шипов в составе группы чиновников В.В. и Н.В. Калачовых, Н.Н. Селифонтова, П.В. Исакова и др. 6 июля 1885 года открыл в Костроме Костромскую губернскую ученую архивную комиссию.
В течение всей оставшейся жизни А.И. Шипов не только был усерднейшим из членов ее, но и не ослаблял над ней опеки как губернский предводитель. Поселив комиссию в доме дворянского собрания, А.И. Шипов заботился и о создании портретной галереи местных дворян, оставивших свой след в истории родного края. О его хлопотах по сбору произведений для будущей галереи рассказывается в дошедшем до нас письме губернского предводителя Н.Н. Селифонтову - будущему председателю КГУАК от 14 декабря 1884 года:
«Тороплюсь благодарить Вас за Ваши любезные строки, многоуважаемый Николай Николаевич, только очень неприятно знать, что Вы опять были нездоровы. Очень признателен Вам также за отрадное известие о моем милом племяннике, а удачу его нельзя не приписывать Вашему доброму на него влиянию. У меня с вчерашнего дня еще накопилась к Вам небольшая просьба, которую позволю себе изложить здесь; одиннадцатого вечером было здесь открыто чрезвычайное дворянское собрание для обсуждения способов чествования предстоящего юбилея дворянской грамоты 21 апреля будущего 1885 года. На собрании этом мне, между прочим, поручили приобрести к этому дню для залы нашего Костромского дворянского собрания портрет Екатерины II, и на расход этот назначили примерно 500 рублей.
Между тем, буйский предводитель Виктор Всеволодович Сипягин мне сообщил, что один товарищ его Норд, живущий в Петербурге, желает продать такой портрет работы художника Лампи, а вчера я уже получил от этого Норда телеграмму, что он согласен продать за 500 рублей. Тогда, я тотчас же в моей мудрости, решился прежде всего просить в этом деле Вашего совета и помощи. Данный мне Сипягиным адрес продавца: флиг. адъют. Полковник Лев Егорович Норд - на Фонтанке у Чернышева моста, дом Лустана. Хотелось бы иметь верные сведения: действительно ли хорош портрет и стоит ли он этих денег?
Если не годится, то нельзя ли в Петербурге приобрести другой? Не решаюсь Вас беспокоить лично обозревать портрет, но у Вас, конечно, много знакомых знатоков живописи, которые, вероятно, не откажут это исполнить. Обращаюсь в этом случае к Вам как к дворянину нашей губернии. Здесь у А.К. Бошняк есть тоже портрет поясной Екатерины II, тоже работы Лампи, но он не желает его продавать, и портрет несколько попорчен, потому на него рассчитывать нельзя. Рассчитываю и в этом случае на Вашу снисходительность, которою Вы меня избаловали. Прошу Вас и Зою Дмитриевну принять уверение в моем совершенном к Вам уважении и преданности. Жена моя очень кланяется Вам обоим. Ваш покорный слуга Авдий Шипов».
Портрет Екатерины II до революции украшал зал дома костромского дворянского собрания, однако, его автор был не Лампи, а Левицкий, значит ни портрет Норда, ни Бошняка не подошли и, видимо, Н.Н. Селифонтов разыскал другое произведение по просьбе А.И. Шипова. Кстати сказать, разросшаяся галерея дворянского собрания включила в себя и портрет своего предводителя, разумеется, уже после его смерти. О ней сообщили «Костромские Епархиальные ведомости» за 1908 год: «Сего 1908 года 25 апреля скончался в с. Фрянькове Нерехтского уезда на семьдесят восьмом году жизни потомственный дворянин, тайный советник Авдий Иванович Шипов. Смерть его для семейства, состоящего из жены и единственной дочери, не была неожиданностью. Уже почти два года последние от паралича он не мог обходиться без посторонней помощи и, особенно, после повторного с кровоизлиянием в мозги. И вот, 25 апреля, в 10 часов вечера был последний, без страдания, его тихий вздох <...>»
Далее сообщалась его краткая биографическая справка, и заканчивался некролог словами: «Благодаря продолжительной, частию безмездной его службе, и неподкупной его честности, он в последние годы жизни был приближен к государю, назначением в члены Совета Министерства внутренних дел. Но, находясь на такой высоте положения, он доступен был совершенно всем, гуманен с подчиненными ему и чрезвычайно прост с простым народом. День погребения его 29 апреля».
За свою ревностную службу Авдий Иванович Шипов получил ряд наград: орден Св. Станислава I-й степени (1886), Св. Анны I-й степени (1889), Св. Владимира II-й степени (1895), Белого Орла (1896) и ряд медалей «В память войны 1853-1856 гг.», коронационные 1883 и 1896 гг., и в память царствования императоров Николая I и Александра III.
Е. Сапрыгина