© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » Галерея изображений. » «Дворяне все родня друг другу...» (IV)


«Дворяне все родня друг другу...» (IV)

Posts 11 to 20 of 50

11

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTM0LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTYwMTYvdjg1NjAxNjUxNi9jNTRkYS95aTFZZ3VIQWdSay5qcGc[/img2]

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847). Портрет Настеньки Хавской. 1826. Холст, масло. 66,4 х 48,7 см. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».

12

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTgudXNlcmFwaS5jb20vaW1wZy9Lc3F1Nm1WQnZ5V05RZ3lzY1pSdnZnVGtwb0laVXNDcHlBSkRzdy82QW1IY1JMNlNmby5qcGc/c2l6ZT0xNDUweDE2MDAmcXVhbGl0eT05NiZwcm94eT0xJnNpZ249OTM1NmUzNGUxYTViOGY0ZDA3M2IyMjcyMGZkZmY1OTk[/img2]

Григорий Белов (?). Портрет Дмитрия Фонвизина. Март 1841. Бумага, акварель. 20 х 25 см. ТГИАМЗ.

13

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTYyLnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvWEowNUJkNngyNGxIVkFwYmE1RFhLWENmSmh4eHFrMjUxRDQ0c1EvNGgyTjl0T2dvdEkuanBnP3NpemU9MTQ1NHgxNjAwJnF1YWxpdHk9OTYmcHJveHk9MSZzaWduPTgxOTJmNTgyMGFiODM2NmVmMThiODFiN2Q2YzVjNTM5[/img2]

Григорий Белов (?). Портрет Михаила Фонвизина. Март 1841. Бумага, акварель. 20 х 25 см. ТГИАМЗ.

14

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTM5LnVzZXJhcGkuY29tL3MvdjEvaWcyL2k1aTRnZ3N6eURmSmMyS0FzaFd3cFM2Qjg0dFdseHBpU0RVR2ZTd085cFdxRmVSOWNyWEx4b2NWc2N0bTRsTFphWU96MTAtVDY1XzhrTjViUk1VekhvSFYuanBnP3F1YWxpdHk9OTUmYXM9MzJ4NDYsNDh4NzAsNzJ4MTA0LDEwOHgxNTcsMTYweDIzMiwyNDB4MzQ4LDM2MHg1MjIsNDgweDY5Niw1NDB4NzgzLDY0MHg5MjgsNzIweDEwNDQsMTA1OHgxNTM0JmZyb209YnUmY3M9MTA1OHgw[/img2]

Иван Дмитриевич Лужин, московский обер-полицмейстер. 1860-е. Фотобумага, картон, фотография. 9,5 х 6,4 см. Государственный исторический музей.

15

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTQ5LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTc3MzIvdjg1NzczMjI5Mi83YTFiMC9MZnlVWldxUHBxZy5qcGc[/img2]

Ferdinand Freiherr v. Lütgendorff-Leinburg (Würzburg 1785 - ibid. 1858). A portrait miniature of Princess Katharina Vassilchikov aged 17. Gouache on ivory. In a leather travelling case with steel and mother-of-pearl appliques. A portrait miniature of Princess Katharina Vassilchikov aged 17. Signed and dated to the right edge: Ferd. Bn. de Lütgendorff 1819. 6.8 x 5.5 cm. Case: 14.5 x 7.5 cm. Collection Walter Moraw.

Verzeichnet bei Schildlof, Miniature in Europe, Graz 1964, Bd. I, S. 516 mit falscher Datierung. Abgebildet Bd. IV, Nr. 764. Erwähnt bei v. Lütgendorff, Der Maler und Radierer Ferdinand von Lütgendorff, Frankfurt 1906, S. 38. Hier wird als Auftraggeber für das Porträt der Oberst Graf v. Orloff genannt.

The sitter was born in St. Petersburg in 1802 as daughter of Prince Ilarion Vassilchikov and Countess Vera Protassow. Her father was cavalry general and general adjutant to Tsar Alexander I.

Екатерина Илларионовна Лужина, рожд. Васильчикова (ок. 1807-1842), дочь генерала от кавалерии, генерал-адъютанта, действительного камергера, члена Государственного Совета, с 1831 графа, с 1839 князя Иллариона Васильевича Васильчикова (1776-1847) и Веры Петровны, рожд. графини Протасовой (1780-1814). Замужем (1831) за генерал-лейтенантом, Курским и Харьковским губернатором Иваном Дмитриевичем Лужиным (1802-1868). Имела четверых детей.

16

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTM5LnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvWU5MREcwUFFBOWQ5ZDM5cG5JQUFDQk9YVnhROFZ0V0t4NDYtc3cva1VIdl9SSk1MRncuanBnP3NpemU9MTM5OXgxODAwJnF1YWxpdHk9OTUmc2lnbj1jYjM0Y2IyYjEyZWM2M2I0NmM1NzY4OWY1MGQ1YzUzMSZ0eXBlPWFsYnVt[/img2]

Пётр Фёдорович Соколов (1791-1848). Портрет Екатерины Илларионовны Лужиной. Середина 1830-х. Картон тонкий, акварель, лак. 26,0 × 20,2 см. Государственный Русский музей.

17

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTEyLnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTc3MzIvdjg1NzczMjI5Mi83YTFiYS9NNzRqV2V2TzhBSS5qcGc[/img2]

Пётр Фёдорович Соколов (1791-1848). Портрет графини Натальи Алексеевны Орловой-Денисовой. 1840-е. Бумага, акварель. 31 х 24,5 см. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.

Наталья Алексеевна Лужина, рожд. Шидловская, в первом браке графиня Орлова-Денисова (1821-1883). Дочь Алексея Романовича Шидловского. Замужем в первом браке за графом Николаем Васильевичем Орловым-Денисовым (1815-1855), во втором (1857) – за Иваном Дмитриевичем Лужиным (1802-1868), генерал-лейтенантом, курским и харьковским губернатором. По воспоминаниям была очень красивая, высокая, безукоризненно сложенная, с прекрасными белоснежными плечами, золотистыми волосами, чёрными, как смоль бровями и тёмно-синими, почти чёрными глазами.

Лужин познакомился с ней в Москве в 1840-х годах, современники неоднократно отмечали его многолетнюю влюблённость в графиню: «Этот Лужин был без ума влюблён в красавицу графиню и бывал в ее доме каждый день, что и послужило поводом одному из злых остряков сказать довольно удачную остроту, указывая на крупный скульптурный герб, украшавший фронтон дома казака гр. Орлова-Денисова, в котором около его инициалов была помещена фигура казака: «В этом доме я постоянно вижу трёх казаков: одного в самом доме (граф был казак), другого на доме (это был герб) и третьего у подъезда (Лужина как обер-полицмейстера всюду сопровождал казак)». Детей не имела.

18

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTE5LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTU1Mjgvdjg1NTUyODI3OC9mYWNlMC9oMjJkTklxS2JOTS5qcGc[/img2]

Неизвестный художник. Семейный портрет. В центре генерал-майор Свиты Е. И. В. Иван Дмитриевич Лужин, в чёрном платье - его дочь от первого брака Вера Ивановна Лужина (в замужестве княгиня Салтыкова-Головкина), в цветной шали - вторая жена Наталья Алексеевна Шидловская, вдова графа Николая Васильевича Орлова-Денисова. 1855-1856 гг. Акварель на слоновой кости. 7,5 х 13 см. Частное собрание.

19

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTE3LnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvNXllekdRUWMzRzRGay02QjJaTWkwUWZnSjRSWTFHMThHRTAtM0EvS3dRajNMVFJ3NEUuanBnP3NpemU9MjAwMHgxOTc3JnF1YWxpdHk9OTYmcHJveHk9MSZzaWduPWY3MDNlZGRkMWE4MjY1MGEyOWE3MjcxNWZmYjgwMjNjJnR5cGU9YWxidW0[/img2]

Сергей Константинович Зарянко (1818-1870). Портрет княгини Веры Ивановны Салтыковой-Головкиной, рожд. Лужиной (1.11.1832 (ЦГИА СПб. Ф. 384. Оп. 1. Д. 6. С. 255. Метрические книги церкви Благовещения Пресвятой Богородицы при Лейб-гвардии Конном полку) - 1885), известной московской благотворительницы, владелицы усадьбы Красное. 1860-е. Холст, масло. 54,5 х 46 см. Государственный Исторический музей.

20

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTY1LnVzZXJhcGkuY29tL2MyMDY4MjgvdjIwNjgyODM5OS84MzdkL1FGb185R2N2cVBBLmpwZw[/img2]

Неизвестный художник.  Портрет М.Д. Ховриной. 1859. Холст, масло. 50,3 х 40,9 (в свету). Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля. Москва.

Мария Дмитриевна Ховрина

В первой половине ХIХ в. в центре художественно-литературной жизни Москвы была Мария Дмитриевна Ховрина урожденная Лужина (1801-1877), салон которой привлекал внимание многих выдающихся деятелей русской литературы. Историк и теоретик культуры Юрий Михайлович Лотман в своей книге «Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (ХVIII-начало ХIХ века)» отмечал:

«Женщина - жена и мать - в наибольшей степени связана с надысторическими свойствами человека, с тем, что глубже и шире отпечатков эпохи. Поэтому влияние женщины на облик эпохи в принципе противоречиво, гибко и динамично. Гибкость проявляется в разнообразии связей женского характера с эпохой».

В отличие от мужчины женщины были выключены из сферы государственной службы, и это определяло роль женщины в дворянском быту. Стык ХVIII-ХIХ вв. - это время формирования женщины литературой. Именно на этот стык приходится рождение и последующее развитие Марии Дмитриевны. Она попеременно жила в Москве и Пензе.

Социокультурное пространство Пензенской губернии в то время определялось историческим прошлым, народными традициями, близостью к первопрестольной, богатым природным ландшафтом, развитием ярмарок и базаров, высоким статусом Пензы как административного центра губернии и епархии. В Пензенской губернии, как в аграрном регионе, существовали благоприятные условия для вложения и получения больших капиталов и формирования инфраструктуры Пензы и других городов.

В этом пространстве взаимодействовали дворянство, купечество, чиновники, духовенство, мещанство, ремесленники (цеховые). В Пензе интенсивно формировалось торгово-промышленное сословие, богатое купечество, местная интеллигенция. Пенза обладала и определенным потенциалом в виде интеллектуальных сил, создавались и действовали духовные и светские учебные заведения, начинали свою деятельность губернский статистический комитет и библиотеки, развивалось частное коллекционирование, создавались домашние театры, оркестры роговой и симфонической музыки, частные рисовальные школы.

Мария Дмитриевна Лужина состояла в браке с подполковником Николаем Васильевичем Ховриным, который начал службу в 1804 г. канцеляристом, в сентябре 1812 г. из Александрийского гусарского полка переведен подпоручиком в Пензенское ополчение. Во время его зарубежных походов «с усердием исполнял возложенные на него поручения и в делах, бывших при Дрездене, отличил себя примерным мужеством» и был отмечен орденом Св. Анны 3-й ст.

Его поместье было в с. Саловка (Сергиевское) Пензенское уезда, которое в 1794 г. Андрей Степанович Салов, получив по наследству от отца Степана Александровича, продал Льву Васильевичу Ховрину. В 1814 г. Саловка становится собственностью Н.В. Ховрина и местом жительства Марии Дмитриевны в летнее время. В один из приездов в Пензу П.А. Вяземский увидел здесь целый букет местных дам - Наталью Михайловну Загоскину, Евгению Дмитриевну Золотареву и др., но на этот раз «Ховрина была в деревне». На рубеже ХVIII-ХIХ вв. основным источником образованности в деревне были «дворянские гнезда». Ф.И. Буслаев прямо указывал:

«Книжная и всякая другая образованность переходила тогда и распространялась… из дворянских поместий».

Саловка как раз и представляла одно из гнезд дворянской культуры, куда залетали столичные литераторы. Д.В. Давыдов писал П.А. Вяземскому 19 июля 1828 г., приглашая его в Пензу, где «могли бы завернуть в Саловку и возле Саловки побывать».

В письме от 27 июля 1832 г., описывая пензенские новости, он сообщал, что «Ховрин все таскался по лавкам…, покупая такое шампанское, в котором нет даже капли крымского винограда».

Саловка привлекала Д.В. Давыдова и П.А. Вяземского не только своими обходительными и хлебосольными обитателями, но и чрезвычайной красотой расположения усадьбы. Она венчала высокий холм, украшенный спланированным на английский манер парком, амфитеатром спускающийся к реке. В стихотворении «Саловка» П.А. Вяземский с восторгом писал:

Какая прелесть в этих видах:
В великолепии картин,
В густых ветвистых пирамидах,
Венчающих главы вершин;
В живой стене, крутом утесе,
И в молодом, красивом лесе,
Который по ступеням скал
С отважной легкостью взбежал.
Под охранительной оградой
Река свершает тихий бег
И усладительной прохладой
Живет и нежит сонный брег…

В городах центрами просвещения были литературно-художественные и музыкальные салоны, всевозможные кружки, которые объединяли дворян, чиновников, интеллигенцию, любителей словесности, художества, музыки. Неофициальный характер салонов предполагал отсутствие какого-либо регламента в их деятельности, в частности, обязательности их посещения. Один из таких салонов М.Д. Ховрина содержала в доме своего брата И.Д. Лужина на Тверском бульваре, где собиралась вся культурная Москва. Сюда приходили Аксаковы, Станкевич, Белинский, Гоголь. Чаще всего хозяином салона выступали женщины, что говорит о повышении их общественного статуса. В связи с этим П.А. Вяземский, хорошо знавший Марию Дмитриевну по Пензе и Саловке, писал:

«Ум женщины тем и обладает и господствует, что он отменно чуток на чужой ум. Женский ум часто гостеприим: он охотно завязывает и приветствует умных гостей, заботливо и ловко устраивая их у себя».

Позже, когда салоны стали исчезать, Вяземский отмечал: «В звании, в обязанности гостеприимной хозяйки дома есть, без сомнения, своя доля художества: тут надобно призвание и умение, приобретаемое опытностью. Этот тип женщины исчез».

В воспоминаниях П.В. Анненкова приводятся сведения о салоне М.Д. Ховриной:

«Пензенская помещица Мария Дмитриевна Ховрина, сестра генерала Лужина… имела славу женщины большого света, охотно отворявшей двери своей гостиной для замечательных людей для замечательных людей времени, какой бы репутацией они не пользовались в других кругах общества».

А.И. Герцен, часто бывавший у Ховриных, говорил, что хозяйка салона «женщина, некогда прекрасная собой».

В Москве Ховрины жили рядом с Огаревыми, сближение с Николаем Платоновичем произошло в Пензе: он бывал в Саловке. В 1839 г. произошло знакомство В.Г. Белинского с Марией Дмитриевной. И Виссарион Григорьевич отмечал:

«Эта премилая и преумная женщина, в которой мне особенно нравится то, что у ней есть живое чувство изящного: она понимает Пушкина и Гоголя… Пожалуйста, познакомься с Марьею Дмитриевной Ховриной» - просит он Н.В. Станкевича.

В 1830-х гг. М.Д. Ховрина вместе с дочерьми путешествовала по Европе, в 1835 г. находилась в Германии, о чем записал П.А. Вяземский в своем дневнике: «Здесь Ховрины».

По возвращении из Италии М.Д. Ховрина возобновила свой салон.

Литературная среда дома Ховриных оказала влияние на воспитание и развитие их дочери Александры Николаевны (23.03.1823 - 31.05.1901). В течение некоторого времени она была предметом увлечения И.С. Тургенева, который писал Н.В. Станкевичу полные восторга письма. Ей Тургенев посвятил стихотворения «Что тебя я не люблю» и «Луна плывет над дремлющей землею» - последнее ввел с некоторыми изменениями в текст романа «Дворянское гнездо».

В 1849 г. Александра Николаевна вышла замуж за Петра Владимировича Бахметева и посвятила себя благотворительству и литературной деятельности. Она написала для детей ряд книг и брошюр по евангельской, церковной и гражданской истории, дружила с А.С. Хомяковым, Ю.Ф. Самариным, Аксаковыми.

Сын Н.В. и М.Д. Ховриных Леонид Николаевич (19.10.1825 - 27.11.1965) служил в кавалергардском полку, с 1849 г. был начальником школы кантонистов. В 1850 г. он вышел в отставку и поселился в Саловке, в 1860-х гг. служил мировым посредником в Пензенском уезде.

Леонид Николаевич был женат на Евдокии Любимовне Енгалычевой - (1833-1895) - дочери полковника князя Любима Андреевича Енгалычева († после 1835) - помещика Керенского уезда. Ему и его отцу секунд-майору Андрею Ивановичу Енгалычеву Пензенское дворянское собрание неоднократно отказывало в признании их княжеского достоинства, т.к. их пращур Ибрагим-мурза Енгалычев до перехода в православие именовался не князем, а мурзой.

Леонид Николаевич, подобно матери, сохранял и приумножал культурную среду Саловки. Этому способствовала и дружба Л.Н. Ховрина с академиком живописи Иваном Кузьмичем Макаровым (1822-1897), который по оценке непревзойденного и тонкого знатока российского провинциального искусства П.Е. Корнилова пользовался репутацией «крупного, блестящего, но холодного таланта мастера светского портрета» И.К. Макаров связан с Пензой нерасторжимыми узами своим творчеством и личной жизнью.

Здесь он познакомился с дочерью чиновника канцелярии Пензенского губернатора Николая Александровича Мясоедова (1809 - 19.11.1876) Ольгой Николаевной (1843 - нач. 1920-х гг.), с которой связал свою жизнь: 21 июня 1863 г. в Александро-Невской церкви Пензы состоялось их венчание. Поручителями со стороны жениха были давние друзья гвардии-ротмистр Леонид Николаевич Ховрин и известный пензенский театрал, впоследствии тайный советник Иван Николаевич Горсткин (1798-1876). И.К. Макаров часто навещал в Саловке своих друзей Ховриных. Стены сельской церкви, стремительно уходившей вверх своей высокой колокольней, хранили еще не успевшую потемнеть живопись организатора Пензенской школы живописи Кузьмы Александровича Макарова (1790-1862) и его учеников по Саранской школе живописи.

Последней владелицей Саловки была внучка Марии Дмитриевны Ховриной (Лужиной) Елизавета Леонидовна (1862-1930-е гг.), чей портрет кисти И.К. Макарова экспонируется в одном из залов Пензенской картинной галереи. После революции она жила в Пензе, сохраняя дружеские отношения с «осколками» родовитого дворянства Зинаидой Александровной Языковой (1878-1960) и Елизаветой Николаевной Бибиковой (1873-1953), приходившейся внучкой Н.Н. Пушкиной-Ланской. В 1930-х гг. следы Е.Л. Ховриной затерялись: пензенские старожилы утверждают, что она уехала в Москву, как это сделали многие пензенские дворяне.

У Леонида Николаевича Ховрина были и другие дети: Николай (1856-1877), Лидия (1865- ? ), Александра (1860- ? ), которая была замужем за кавалергардом Федором Ильичом Ладыженским (25.04.1851 - ?) - сыном ротмистра кавалергардского полка Ильи Федоровича Ладыженского (4.04.1813 - 30.05.1862). Федор Ильич воспитывался в Александровском лицее, в 1854 г. выпущен в кавалергардский полк унтер-офицером, в 1879 г. был причислен к Парижскому посольству, но в 1882 г. по семейным обстоятельствам вышел в отставку.

В Чембарском уезде ему принадлежала известная в России своим конным заводом Завиваловка, при которой было 5200 десятин земли. Судьба его сына (внука Леонида Николаевича и правнука Марии Дмитриевны Ховриных) Петра (1897- ?) остается невыясненной. Другой сын Илья Федорович (22.10.1893 - 22.09.1965) окончил ускоренный курс Пажеского корпуса, в феврале 1917 г. вышел прапорщиком в кавалергарды. Революционные события 1917 г. и последовавшая за ними гражданская война выбросили его из России: он скончался в Доме Красного Креста во французском городе Шель.

А.В. Тюстин


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » Галерея изображений. » «Дворяне все родня друг другу...» (IV)