© НИКИТА КИРСАНОВ (ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ «ДЕКАБРИСТЫ»)

User info

Welcome, Guest! Please login or register.



«Декабристские реликвии».

Posts 31 to 40 of 50

31

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTQyLnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTQ0Mjgvdjg1NDQyODUwMy9jNTVlNC83OFVKc2JkaWYzdy5qcGc[/img2]

Бюст сына декабриста А.З. Муравьёва - Никиты. Начало 1830-х. Гипс. Иркутский музей декабристов.

В Гостиной Дома-музея Трубецких обращает на себя внимание изящный гипсовый бюст мальчика. По предположениям исследователей, это скульптурный портрет двенадцатилетнего сына декабриста Артамона Муравьева – Никиты.

Сам бюст ещё в 1924 г. был найден в нише надгробного памятника на могиле А.З. Муравьёва (1793–1846) в деревне Большая Разводная, когда известный историк и декабристовед Б.Г. Кубалов проводил работу по выявлению вещей, документов, связанных с декабристами. После обнаружения бюст был передан в Иркутский музей Революции.

От брака с В.А. Горяиновой у А.З. Муравьёва было трое сыновей, двое из которых – Лев и Никита – скончались в достаточно юном возрасте. В Санкт-Петербурге женой декабриста были заказаны бюсты покойных сыновей для отправки их мужу на каторгу в Петровский завод. Уже на поселении в Малой Разводной украшением маленького домика с мезонином А.З. Муравьёва, наряду с портретами и рисунками семьи, были «гипсовые бюсты сыновей его, умерших малолетними в далёкой России». Бюст Льва был по неосторожности разбит самим декабристом, а бюст Никиты М.К. Юшневская (жена декабриста А.П. Юшневского) впоследствии положила в памятник на могиле А.З. Муравьёва.

Бюст несколько раз реставрировался. Последняя реставрация была в 2010 г. Реставратор Г.С. Сопот (Иркутск).

32

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTQ0LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTQ0Mjgvdjg1NDQyODUwMy9jNTYxMy9HaG55cy1HQlNuSS5qcGc[/img2]

Чернильница. Конец XVIII в. Бронза, перламутр, медь. Принадлежала декабристу Артамону Захаровичу Муравьёву. Всероссийский музей А.С. Пушкина.

33

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTQyLnVzZXJhcGkuY29tL2t0VGdFU2Y1NHpxZjh2ZFBOTE9sRWhvMklkdXVvSkZUZTRiZWxRL2s5SGhDbVJKNDFFLmpwZw[/img2]

Икона - нательный образок декабриста Артамона Захаровича Муравьёва. Конец XVIII - первая половина XIX вв. Серебро, дерево, ткань, штамповка. 42 х 50 мм. Иркутский областной краеведческий музей.

34

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW40LTE3LnVzZXJhcGkuY29tLzA0UHVETTBFc1ltdHNEZmlvSC1FcjlFOWZZMUY4XzBBaEFfZHVRL1RHVHloYk9lT293LmpwZw[/img2]

Шкатулка деревянная с орнаментом из соломки, крышка задвигающаяся, внутри перегородка. Принадлежала декабристу Ивану Ивановичу Горбачевскому. Середина XIX в. Иркутский музей декабристов.

Долгое время шкатулка хранилась в семье потомков ссыльного Б. Львовича. Один из членов его семьи в детстве учился у Ивана Горбачевского. По семейной легенде, шкатулка была предназначена для хранения шахматных фигур, существовала и самодельная шахматная доска, также сделанная кем-то из декабристов. На оборотной стороне доски была надпись:  «Моему ученику Яше Вихнеру от дяди Вани». И стояла подпись Горбачевского. Доска, равно как и фигурки, к сожалению были утрачены, осталась только шкатулка. В 1983 году она была передана в дар музею через посредство Марка Сергеева.

35

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTQyLnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTQ0MTYvdjg1NDQxNjM5Ny8xZDAyNmIvTl9kV3paOWdtV2cuanBn[/img2]

Костяной ключ на голубой ленте - масонский знак III степени, принадлежавший декабристу Павлу Ивановичу Пестелю. С.-Петербург. 1810-е. Кость, шёлк, точение. 6,4 х 2,6 х 0,6 см (знак); 35 х 3,2 см (лента вдвое). Государственный исторический музей. Москва.

36

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTE5LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTQ0MTYvdjg1NDQxNjM5Ny8xZDAyNDQvYkp6WW5zUFlQSm8uanBn[/img2]

Знак посвящения в высшие степени андреевского масонства - кинжал на чёрной муаровой перевязи с тройным белым кантом, принадлежавший П.И. Пестелю. С.-Петербург. 1810-е. Латунь, сталь, дерево, шёлк, серебрение, точение, лак, монтировка. 14 х 5,5 х 2,1 см; 73 х 10,1 см (лента вдвое). Государственный исторический музей.

37

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTIzLnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTQ0MTYvdjg1NDQxNjM5Ny8xZDAyN2YvelVwLUxLa0xhWFEuanBn[/img2]

Андреевский крест на голубой нашейной ленте, принадлежавший П.И. Пестелю - знак посвящения в первые степени шведского Андреевского масонства. С.-Петербург. 1810-е. Белометаллический сплав, шёлк, литьё, чеканка, монтировка. 3,6 х 3,6 х 0,5 см (знак); 31 х 3,6 см (лента вдвое). Государственный исторический музей. Москва.

38

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTUyLnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTQ0MTYvdjg1NDQxNjM5Ny8xZDAyNzUvekozVWlPU280M2suanBn[/img2]

Знак высших степеней андреевского масонства - пламенеющий гексаграмм на алой муаровой перевязи, принадлежавший П.И. Пестелю. С.-Петербург. 1810-е. Золочёная бронза, шёлк, литьё. 6 х 6 см (знак); 56 х 10,5 см (лента вдвое). Государственный исторический музей. Москва.

39

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTU5LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTQ0MTYvdjg1NDQxNjM5Ny8xZDAyNGUvVjhhS2NFRzRRX0EuanBn[/img2]

«MEMENTO MORI» на чёрной нашейной ленте, принадлежавший П.И. Пестелю. С.-Петербург. 1810-е. Белометаллический сплав, штамп, шёлк, Литье, чеканка, пайка, серебрение. 6,5 х 7,5 х 0,7 см; 43,6 х 10,5 см (лента вдвое). Государственный исторический музей. Москва.

40

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTM3LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTQ0MTYvdjg1NDQxNjM5Ny8xZDAyNTgvcXFMOVpXVldGdk0uanBn[/img2]

Знак ложи «Трёх Добродетелей» на зелёной муаровой ленте, принадлежавший П.И. Пестелю. Западная Европа, Франция. Россия, Санкт-Петербург. Около 1815. Бронза, шёлк, литьё, золочение. 26 х 2,4 см. Государственный исторический музей. Москва.