[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTQyLnVzZXJhcGkuY29tL3MvdjEvaWcyL0tHWU9LQVgwd1VTXzJucDBoRXo1QW5OX3h6RE0xeW1yNkpTazFWVmRrVnctUWVoeVJ6Z2JGb3I1UWpvYjJ0UDUwbzJmVW5wZXhGUkdvSl9SVlY3OC1UaDcuanBnP3F1YWxpdHk9OTUmYXM9MzJ4MzMsNDh4NDksNzJ4NzQsMTA4eDExMSwxNjB4MTY1LDI0MHgyNDcsMzYweDM3MCw0ODB4NDk0LDU0MHg1NTUsNjQweDY1OCw3MjB4NzQxLDEwODB4MTExMSwxMjgweDEzMTcsMTM5NngxNDM2JmZyb209YnUmdT1ZZmlQT2MtYkdqeUp5Mk02cUZDeS1DWWw0NlRVd2N3V0h1WmFjTWdLVkNFJmNzPTEzOTZ4MTQzNg[/img2]
«Из рода Давидова»
Георгий Александрович Грузинский родился 2 ноября (по новому стилю 15 ноября) 1762 года в России. Его корни исходят от владетельных царей грузинской земли, ведущих свой род от Ветхозаветного царя, Пророка и Псалмопевца Давида.
Его родителями были царевич Александр Бакарович и княжна Дарья Александровна Меншикова. Дед - грузинский царь Бакар Вахтангович, прадед - царь Вахтанг VI. Воспитывался он у благочестивой своей бабушки Анны Георгиевны Арагвис-Эриставы.
Георгий получил прекрасное образование, знал много языков, изучал историю, географию, артиллерию, архитектуру. Постоянно читал Евангелие, Псалтирь.
Одно время князь жил в столице России того времени - в Санкт-Петербурге, где его воспитанием занималась тётка Елизавета Бакаровна, блестяще образованная и глубоко верующая.
В юные годы Георгий Александрович также жил в богатом подмосковном селе Всехсвятском во дворце своих знатных родственников. Но когда через село провели Санкт-Петербургское шоссе, князь Грузинский Георгий Александрович уехал в село Лысково Нижегородской губернии, которое князьям Грузинским было пожаловано царём Петром I ещё в 1700 году.
В Лыскове князь Г.А. Грузинский прожил большую часть своей жизни. При его владении село Лысково стало называться столицею князя Грузинского. Оно славилось на весь мир своею Макарьевской ярмаркой. В Лыскове было более тысячи домов, добротных, двухэтажных, с кладовыми. Около Волги - громадная пристань, где останавливались пароходы и баржи с хлебом. На холмах возвышалось более сотни крылатых мельниц. В селе расцветали различные ремёсла: кожевенное, гончарное, столярное, плотницкое, ткацкое, замочное, жестяное, кузнечное.
Князь Грузинский был человеком деятельным, энергичным, живым по характеру, православным по сути, хранителем многих святынь: частиц Животворящего креста Господня, креста Святой Нины, креста Святого Пророка Иоанна Предтечи, руки Святой Анастасии Римляныни и других святынь, приносимых в Россию царственными предками князя.
В Лыскове князь Грузинский имел богатый дворец, построенный по проекту Растрелли, который был окружён огромным садом с теплицами и оранжереями, живописный парк. Рядом с дворцом располагались различные склады, людские, конюшни и каретники.
Живя роскошно и богато, князь не забывал молитв ко Господу. На его средства в центре села возведён архитектурный ансамбль, состоящий из красивой Вознесенской церкви и четырёх Г-образных построек вокруг неё: здания духовного училища, колокольного корпуса и торговых рядов. Ансамбль строился в честь победы Русской армии над Наполеоном.
Князь неустанно заботился о жизни людей, об их благополучии. Построил больницу, библиотеку. Его лакеи были нарядными и чистыми. Князь любил кормить людей. Он принимал беглых крестьян, солдат, странников, содержал нищих и сирот, обогревал вдовиц и калек.
Князь отличался строгим нравом, любил дисциплину и порядок, обличал и круто наказывал людей безнравственных - тунеядцев, воров, зарящихся на чужое богатство обманщиков, пьяниц, блудников, развратников. Иногда он сам вершил суд: если надо - плёткой, а то и кулаком, чтобы неповадно было больше грешить и других на грехи соблазнять.
Князь не только проживал деньги, но и наживал их. В городе Макарьеве у него была суконная фабрика, в селе Негонове - конный завод, а в Лыскове - винокуренный и пивоваренный заводы. При нём в Лыскове шла бойкая торговля воском, солью, кожей, железом, лошадьми.
В день открытия ярмарки князь приезжал в Макарьевский монастырь на двенадцати запряжённых цугом лошадях, в раззолочённой, поистине царской карете. Церковные службы во главе с архимандритом без него не начинались. Сам Господь как бы говорил, что князь - Его достойный избранник. У себя на груди князь всегда носил частицы Животворящего креста Господня. Князь делал честь своей ярмарке и своим церквам.
Князь был легендарной личностью. В течение 30-ти лет он избирался губернским предводителем нижегородского дворянства. Его почитали и уважали в самых образованных кругах России.
По примеру нижегородского старосты Космы Минина он призвал дворян вложить свои средства в Ополчение 1812 года, и сам возглавил это Ополчение из Нижнего Новгорода.
Князь широко благотворил монастырям, церквам, больницам, приютам, странноприимным домам, ночлежкам.
С годами князь становился мудрее, степеннее, чаще исповедовался и причащался, слёзно каялся и просил прощения у людей, которых сгоряча обидел. Князь любил певать на клиросе. Служба в Георгиевской церкви при нём велась на грузинском языке. До самой смерти он не разучился говорить на своём родном грузинском языке.
В глубокой Православной вере он воспитал своих детей Анну и Ивана, фактически один, так как жена его Варвара Николаевна Бахметева, будучи болезненным человеком, умерла рано. Князь очень сокрушался, когда сын его Иван связался с декабристами. Он говорил сыну: «Я ваших причуд не поддерживаю».
Анна впитала лучшие черты своего отца. Она вела строгий монастырский образ жизни, отличалась безпредельным милосердием и даром благотворительности. Будучи графиней Толстою, Анна дала приют в своём московском дворце на Никитском бульваре великому духовному писателю Николаю Васильевичу Гоголю.
Князь, чувствуя наступление чёрных сил на Россию, сердечно страдал о том, что общество становится безбожным и нравственно больным, стремящимся всё грабить и разрушать. Он глубоко переживал, что Святая царская Русь себя утрачивала, верх брали гордыня, своеволие, непочитание начальствующих.
15 мая 1852 года князь скончался от апоплексического удара...
Мария Сухорукова







