[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTE5LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTQ1MjAvdjg1NDUyMDk3Ny9lOTY0Yi9IRVBsclJYVENsRS5qcGc[/img2]
Князь Дмитрий Иванович Шаховской (18 сентября 1861, Царское Село - 15 апреля 1939, Москва) - российский общественный и политический деятель. Министр государственного призрения Временного правительства (1917).
Из знатного дворянского рода, внук декабриста Фёдора Петровича Шаховского (позднее вспоминал: «Я - внук декабриста и всегда помнил это, насколько себя помню»). Внучатый племянник Петра Яковлевича Чаадаева.
Отец - князь Иван Фёдорович, генерал от инфантерии. Мать - Екатерина Святославовна, урождённая Бержинская, происходила из незнатного польского рода, рано умерла.
Окончил шестую Варшавскую гимназию (1880). Затем начал учиться на историко-филологическом факультете Московского университета (1880-1882), но окончил историко-филологический факультет Петербургского университета в 1884 году. Дважды арестовывался за участие в студенческом движении. Отказался от оставления на кафедре и последующей педагогической карьеры. Во время учёбы в университете был последователем идей Л.Н. Толстого.
Член возникшего в середине 1880-х годов кружка («Братства»), объединившего молодых интеллектуалов, получавших образование в Петербургском университете (среди них были также В.И. Вернадский, Ф.Ф. Ольденбург, С.Ф. Ольденбург, А.А. Корнилов, И.М. Гревс).
В 1892 году заведено дело «По наблюдению за приехавшим 16-18 июля сего года в усадьбу князя Дмитрия Ивановича Шаховского в селе Михайловском Ярославского уезда вольнопрактикующего в Весьегонском уезде врача Таирова и об учреждении негласного полицейского надзора за владельцем усадьбы князем Дмитрием Шаховским».
Уехал в Тверскую губернию, где с 1885 года был заведующим хозяйственной частью народных училищ Весьегонского уезда, курировал 44 земские школы, 7 церковно-приходских школ, 24 школы грамотности. В этом качестве сотрудничал с Фёдором Измайловичем Родичевым, который был предводителем дворянства Весьегонского уезда. Родичев вспоминал:
«Молодой, застенчивый, с наивным внимательным взглядом, Шаховской проповедовал учение Льва Толстого, аскетизм, самопожертвование, любовь. К политике он был равнодушен и собирался идти в учителя русского языка. Он горел жаждой подвига. Я соблазнил его: «Вместо учительства в гимназии поезжайте заведовать народными школами, ваше дело будет и административным, и педагогическим. Вы будете помогать учителям в преподавании, будете связью между ними. Это подлинное дело в пользу народа, то непосредственное знакомство с его нуждами, о котором вы мечтаете».
Занимался земской статистикой («Земство рисовалось мне практическим путём к осуществлению двух самых дорогих мне начал в общественной жизни: свободы и народности»). В этот период эволюционировал от толстовства к либерализму. С 1887 года находился под негласным надзором полиции.
В 1889 году переехал в Ярославскую губернию, где продал имения отца - не хотел, чтобы его дети выросли «барчуками» и «впитали» в себя «вредный помещичий дух». С 1889 - гласный Ярославского уездного земского собрания, с 1895 - Ярославского губернского земского собрания. Являлся предводителем дворянства Угличского уезда. Был членом уездного училищного совета, Общества для содействия народному образованию, уездной архивной комиссии; был заведующим отделом земского обозрения газеты «Северный край», активно сотрудничал в газете «Вестник Ярославского земства». На собственные средства создал библиотеку для крестьян, снабжал книгами местные сельские школы.
Считался всероссийским «собирателем оппозиции». Участвовал в деятельности Вольного экономического общества и кружка «Беседа». Анонимно выпустил в зарубежной русской печати свои брошюры «Земские адреса», «Ходынка», «Царские милости». В 1902 - один из организаторов либерального «Союза освобождения», принимал участие в издании журнала «Освобождение». Был активным сторонником объединения либеральных земцев с демократической интеллигенцией.
В 1905 году был в числе создателей Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы), бессменный член её ЦК, был товарищем председателя ЦК партии, секретарём ЦК. Участвовал в формировании губернских, городских, уездных и сельских комитетов кадетской партии, поддерживал связи между центральным руководством партии и её региональными отделениями. Инициатор создания Бюро печати, постоянный сотрудник книгоиздательства «Народное право».
В 1906 году избран членом I Государственной думы от Ярославской губернии, являлся её секретарём. Наладил работу думской канцелярии. Был сторонником расширения прерогатив Думы, на одном из её заседаний заявил:
«Мы можем написать какие угодно законы, но если министров Думе не подчиним, то мы ничего не сделаем, а страна нам этого не простит. Подчиним министров Думе — только в этом наша задача, в этом главная потребность страны».
После роспуска Думы подписал Выборгское воззвание, призвавшее население не платить налогов и не идти на действительную воинскую службу вплоть до созыва новой Думы. Вместе с другими «выборжцами» был приговорён к трём месяцам тюремного заключения, которые отбывал в Ярославской тюрьме. Также он был отстранён от участия в выборах. Продолжил активно заниматься партийной деятельностью. Работал в кооперации, в 1916 году - организатор и руководитель общества «Кооперация». В период Первой мировой войны находился в радикальной оппозиции по отношению к правительству, в 1916 г. заявлял, что «кадетам нужна полнота власти».
С марта 1917 года член исполкома Московского комитета общественных организаций. С 5-го мая по 2 (15) июля 1917 г. - министр государственного призрения во Временном правительстве. Был сторонником сотрудничества кадетов с умеренными элементами социалистических партий.
После прихода к власти большевиков (к которому отнёсся резко негативно) продолжал работать в московской потребительской кооперации. Был одним из инициаторов создания в 1918-1919 годах «Союза возрождения России» и «Всероссийского национального центра». В 1920 году был арестован ВЧК, но отпущен.
Служил в Госплане, затем занимался исследовательской деятельностью, литературным трудом, опубликовав свои исследования о взглядах П.Я. Чаадаева, изучением которых занимался всю жизнь. Результатом поисков рукописного наследия и маргиналий мыслителя на книгах его личной библиотеки стала публикация пяти неизвестных «Философических писем» Чаадаева и других связанных с ним материалов. По мнению А.А. Златопольской:
«Шаховской рассматривает Чаадаева в контексте традиций русской философско-исторической мысли, прослеживает влияние чаадаевской традиции на развитие русской мысли XIX и XX века, считая её магистральной линией этого развития… Для Шаховского чаадаевские традиции ведут к Владимиру Соловьеву, затем к представителям русской религиозно-философской мысли XX века, к идее ноосферы Вернадского».
Написал ряд работ по истории русской культуры и освободительного движения, часть из которых пропала. Участвовал в краеведческой деятельности. С 1930 года находился на пенсии по инвалидности, однако затем власти приняли решение лишить его пенсионных денег (75 рублей в месяц).
В ночь с 26 на 27 июля 1938 года арестован. В ходе обыска на его квартире (Зубовский бульвар, д. 15, кв. 23) был конфискован семейный архив.
Содержался во внутренней тюрьме НКВД на Лубянке, затем в Лефортовской тюрьме. Многократно допрашивался (по воспоминаниям сокамерников, следователи заставляли его сутками стоять без сна). Был вынужден написать заявление с признанием собственной вины в контрреволюционной деятельности (имея в виду первые послереволюционные годы), но решительно отказался давать показания против других лиц, а также о какой-либо нелегальной работе, проводившейся после 1922 года.
Академик В.И. Вернадский пытался спасти Д.И. Шаховского, добившись встречи с генеральным прокурором А.Я. Вышинским с тем, чтобы обсудить судьбу «дорогого друга Дмитрия Ивановича Шаховского, одного из благороднейших и морально высоких людей, с которыми я встречался в своей долгой жизни». Однако эта беседа никак не сказалась на судьбе Шаховского, который 14 апреля 1939 года был приговорён к расстрелу Военной коллегией Верховного суда как участник «антисоветской террористической организации». 15 апреля 1939 года расстрелян, захоронен на полигоне «Коммунарка».
Официально родным была сообщено о том, что Шаховской приговорён к 10 годам без права переписки. Поэтому в мае 1940 В.И. Вернадский обратился с письмом к Л.П. Берии, в котором писал:
«Я дружен с Дмитрием Ивановичем почти 60 лет - всё время мы прожили друг с другом душа в душу, находясь в непрерывном, ни разу не нарушенном идейном общении. Д.И. Шаховской - один из самых замечательных людей нашей страны, глубокий, широкого образования, искренний и морально честный демократ. Мне 77 лет. Я по себе знаю, как хрупка организация стариков в зависимости от внешних условий жизни. Выдержал ли испытание организм Дмитрия Ивановича?.. Здоров ли Дмитрий Иванович Шаховской?.. Очень прошу Вас ответить мне».
В ответ В.И. Вернадскому было сообщено, что Шаховской умер в лагере в конце января 1940 года. Шаховской был реабилитирован 9 июля 1957 года. Подлинная дата смерти и её обстоятельства были официально обнародованы в 1991 году.
Жена - Анна Николаевна Сиротинина (1860-1951), дочь профессора медицины. Дети: Илья (1887-1915), Наталья, Анна, Елизавета (умерла 10-месячным младенцем) и Александра (покончила жизнь самоубийством ок 1912).







