[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTI1LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTgwMTYvdjg1ODAxNjI3Ni83NzYwOS9DRDhiTWJQanVRVS5qcGc[/img2]
Дворец Чернышёвых. Вид со стороны парка. 1938. Фотобумага, фотопечать, фотография. 9 x 13 см. Музейно-выставочный комплекс «Волоколамский кремль».
Усадьбы декабристов в Волоколамском крае
Закат дворянской фамилии
Село Ярополец - древнее село нашего края, оно находится в 15 километрах к северо-западу от города.
В начале XVI века Ярополец принадлежал Иосифо-Волоцкому монастырю, а при Иване Грозном перешёл в царское владение. Оно было также дворцовым селом Алексея Михайловича и любимым местом царской охоты.
В 1684 году село пожаловано опальному гетману Украины П.Д. Дорошенко, а после его смерти сыновьям его Александру и Петру.
В 1717 году вторую половину вотчины «Ерополч» сын гетмана П.П. Дорошенко продал Григорию Петровичу Чернышёву. Этот родоначальник рода Чернышёвых был потомок пленного польского шляхтича Чернецкого. Григорий Чернышёв - сподвижник Петра I, сумевший превратиться из царского денщика в графа, генерал-аншефа, богатого вельможу.
У Григория Петровича Чернышёва было три сына - Пётр, Захар и Иван. Владельцем Яропольца сделался Захар Григорьевич - один из ранних фаворитов Екатерины II, известный полководец - фельдмаршал русской армии, участник семилетней войны с Пруссией, занявший Берлин в 1760 году и ключи от Берлина доставивший высочайшей особе. З.Г. Чернышёв закончил свою деятельность Московским генерал-губернатором.
Влиятельный вельможа создал в Яропольце одну из наиболее богатых подмосковных усадеб «Русский Версаль». Усадьба украсилась роскошным дворцом с великолепной внутренней отделкой и скульптурами, регулярным и пейзажным парками, с живописными озёрами, террасами, каналами, каскадами, беседками и оранжереями.
В парках были сооружены четырёхколонный дорический храмик-памятник в честь Екатерины II с её бюстом, овальный 16-колонный павильон «храм уединения», мечеть с двумя минаретами в честь окончания в 1774 году войны с Турцией, обелиск полководцу П.А. Румянцеву.
В январе 1775 года признательный фаворит принимал в Яропольце свою благодетельницу Екатерину II и в ознаменование её приезда установил в парке обелиск. В левой части парка находился павильон «домик-баня» с глубокими боковыми ложами и выступающим четырёхколонным портиком.
Перед дворцом построена интересная церковь, которая состоит из четырёх кубических зданий с абсидами, соединённых вестибюлем. Одна из абсид - алтарь, другая - усыпальница фельдмаршала З.Г. Чернышёва с его надгробием - барельефом (сейчас он в музее Донского монастыря в Москве).
Создателями этого архитектурного памятника были ученики знаменитых русских зодчих В.И. Баженова и М.Ф. Казакова, скульпторы Ф.И. Шубин, И.П. Мартос, француз Д. Рашетт и художник итальянец А. Триппель.
К усадьбе примыкало 6600 гектаров земли и было приписано 1260 душ крепостных крестьян мужского пола. В 1774 году З.Г. Чернышёв установил фамильный майорат этому имению - право наследовать старшему в роде и запрещения продавать его.
После бездетного фельдмаршала имение перешло к его брату Ивану - генерал-фельдмаршалу по флоту. Однако фактической владелицей некоторое время была жена Захара Анна Родионовна (рождённая Ведель) действительная статс-дама «Салтычиха», жестоко обращавшаяся со своими крепостными людьми.
После Ивана Григорьевича усадьбой владел его сын Григорий Иванович, придворный вельможа, обер-шенк, масон, богатейший землевладелец и обладатель крупного майората. У Григория Ивановича от брака с Е.П. Квашниной-Самариной было шесть дочерей и один сын. Дочери - Софья, Александра, Наталья, Елизавета, Вера и Надежда привлекали своей внешностью, были увлекающимися натурами. Брат их Захар Григорьевич, гвардейский офицер аристократического кавалергардского полка, хорошо образованный и скромный человек, пользовался в своей семье любовью всех её членов.
«Имение графов Чернышёвых - Ярополец отразило на себе важнейшие перипетии этой быстро поднявшейся дворянской фамилии. Неожиданное возвышение в эпоху петровской ломки, быстрый расцвет при Екатерине, богатство и влияние в начале XIX века и, наконец, мгновенный удар 14 декабря, навсегда оборвавший линию последовательного подъёма - таковы основные страницы этой краткой фамильной летописи» (академик Н.М. Дружинин).
[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTI2LnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvVldXVVhPd1MxUE11aXlodzBacWlROEYzUzkxYm1uZnhSOHh1VUEvTFpra3BkX2tFT1EuanBnP3NpemU9MTgyNXgxMzUwJnF1YWxpdHk9OTUmc2lnbj01NzlhZDFlYTVjMmYzNzc0ZjkxMjkzMTFkYTA1NDg5NyZ0eXBlPWFsYnVt[/img2]
О восстании 14 декабря 1825 года в Петербурге семья Чернышёвых узнала от Орловского губернатора, который лично приехал в их имение Тагино и сообщил эту новость.
20 декабря Никита Муравьёв, находившийся в это время у Чернышёвых, был вызван в Москву, а за графом Захаром Григорьевичем приехал фельдъегерь из Петербурга, и 27 декабря граф был доставлен на личный допрос к Николаю I.
Над семьёй Чернышёвых нависла мрачная туча. А.Г. Муравьёва поспешно выехала в Петербург и там узнала о том, что её муж Никита Муравьёв был одним из руководителей раскрытого тайного общества и к заговору причастен её брат Захар Чернышёв.
В Петропавловской крепости находились также родственники и друзья Чернышёва - Ф.Ф. Вадковский, В.С. Толстой и многие Муравьёвы.
В тайное общество Захара Чернышёва завербовал его двоюродный брат Фёдор Фёдорович Вадковский. Его мать Екатерина Ивановна была сестрой отца Захара - Григория Ивановича. Из трёх её сыновей Иван судился после бунта Семёновского полка 1820 года за укрывательство виновных солдат и провёл несколько лет в заточении в крепости, младшие, Фёдор и Александр, были членами тайных обществ.
Однако Захар не играл большой роли в обществе и несмотря на ходатайства его семьи царь не простил Захара Чернышёва. Он был обвинён в том, что знал «об умысле на цареубийство, принадлежал к тайному обществу с знанием цели», был отнесён к VII разряду и приговорён к 4 годам каторжных работ и ссылке на поселение. Затем ему был снижен срок каторги.
После осуждения З.Г. Чернышёва один из его судей, впоследствии военный министр, А.И. Чернышёв пытался овладеть богатейшим майоратом, но это домогательство было отклонено. Даже царь не поддержал своего опричника. По этому поводу известный генерал А.П. Ермолов очень метко заметил: «Что же тут удивительного? Одежда жертвы всегда поступала в собственность палача». Майорат был передан мужу старшей сестры Захара - Софьи И.Г. Кругликову - тайному советнику.
З.Г. Чернышёв в начале 1827 года был отправлен в Читинский острог, а весной 1828 года в ссылку в Якутск, откуда спустя год направлен рядовым на Кавказ. На Кавказе Захар Григорьевич стойко переносил все невзгоды солдатской жизни, участвовал в нескольких сражениях, был тяжело ранен, получил офицерский чин. В 1837 году был уволен в отставку с обязательством безвыездно жить в имении своей сестры Софьи Чернышёвой-Кругликовой, Яропольце Волоколамского уезда Московской губернии. С 1846 года жил в Москве. После общей амнистии 1856 года З.Г. Чернышёву было возвращено дворянство и графский титул, он уехал в Рим где и умер в 1862 году.
Ф.Ф. Вадковский - прапорщик Нежинского конно-егерского полка - отнесён к I разряду осуждённых к смертной казни, а после смягчения приговора - к 20-летней каторге и вечному поселению. Он был обвинён в том, что принадлежал к Северному и Южному обществам, разделял цель общества - ввести республиканское правление с истреблением императорской фамилии. Он был пылкий и доверчивый человек. Этим воспользовался агент охранки Шервуд и предал его. На каторге и в ссылке Вадковский сохранил высокую идейность и принципиальность, до концам своей жизни он остался верен идеям декабристов. После 13 лет каторги находился на поселении в с. Оёк Иркутской губернии, где и умер в 1844 году.
Никита Михайлович Муравьёв - учредитель всех тайных обществ, один из руководителей Северного общества, разносторонне образованный теоретик, автор «Конституции России» был обвинён в том, что «участвовал в умысле на цареубийство изъявлением согласия в двух особенных случаях в 1817 и 1820 годах и хотя впоследствии и изменил в сём отношении свой образ мыслей, однако же предполагал изгнание императорской фамилии, участвовал вместе с другими в учреждении и управлении тайного общества и составлении планов и конституции». Он был отнесён к I разряду и приговорён к смертной казни, но в дальнейшем казнь была заменена на 20-летние каторжные работы и вечное поселение в Сибири.
В 1836 году Н.М. Муравьёв вместе с братом Александром и дочерью Софьей поселился в с. Урике Иркутской губернии. После его смерти в 1843 году дочь была отвезена в Москву и под фамилией Никитина помещена в женский институт.
* * *
Прошло 150 лет и в этих местах - в бывших усадьбах декабристов - идёт новая жизнь, о которой не мечтали дворянские революционеры.
Осташёво, Ботово, Белая Колпь и Ярополец в настоящее время являются центрами крупных советских хозяйств с многочисленными отделениями и фермами. Здесь построены новые средние школы, больницы, клуб. Всюду идёт большое хозяйственное и жилищное строительство. В реставрируемых зданиях прежних усадеб размещаются библиотеки, клубы, музеи, амбулатории, санатории и дома отдыха. В народных музеях города и сёл Осташёво и Ярополец краеведы-общественники рассказывают и показывают экспозиции, посвящённые декабристам, их жизни и героическим подвигам, а также о сегодняшнем дне нашей интересной, созидательной жизни.
И. Онуфриев, краевед.
«Знамя Ильича», 11 ноября 1975 г.