© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Веденяпин Алексей Васильевич.


Веденяпин Алексей Васильевич.

Posts 21 to 26 of 26

21

№ 15 (14)

1826 года, майя 8 дня, от высочайше учреждённого Комитета подпоручику Горбачевскому дополнительный вопросный пункт.

Прапорщик Веденяпин 2-й показывает, что в 1825 году во время сбора корпуса при м. Лещине нечаянно зашёл он к вам на квартиру в деревне Млинищах, где нашёл большое собрание, и что вы тут объявили ему, что он должен поклясться вступить в тайное общество или быть стёртым с лица земли и что сие заставило его сделаться членом тайного общества.

Поясните откровенно, справедливо ли сие показание?

Генерал-адъютант Чернышёв

Честь имею донести высочайше учреждённому Комитету, что Веденяпин сие вовсе несправедливо говорит и ложно, ибо он не ко мне пришёл, а к Андреевичу, он не нечаянно туда пришёл, но его туда привёл Киреев из своей деревни, принявши его там в Славянское общество, и когда на вопрос наш (ибо несколько стояло на крыльце, но не помню, кто именно), зачем он (т. е. Киреев) его привёл, то Киреев нам отвечал, что он его принял в Славянское общество, и когда прапорщик Веденяпин пошёл (не останавливаясь и не слыша, что мы1 у Киреева спрашивали) в комнату, а мы остались на крыльце, то как могу упомнить, что при сём бывши брат его родной Веденяпина на Киреева нарекал и сердился, зачем он его принял и привёл; я не помню и не знаю даже, чтобы я с Веденяпиным даже разговаривал когда-либо, я даже с ним коротко не был знаком, кроме того, что зал, что он - Веденяпин.

Бог тому свидетель, что я сего не говорил, и бывшие тут, верно, не слыхали, чтобы я когда-либо такие слова говорил, сие, верно, подтвердят его родной брат и Киреев справедливость моего показания. Сие есть прапорщика2 Веденяпина на меня нарекание, я не знаю, отчего он взял сие3, он сам знает, что друг друга туда влекли (т. е. в сие общество) сим пущенным // (л. 24 об.) Борисовым и Бестужевым обманом, а не силою, он знает, что мне бы никто сего не позволил бы сказать, тем более бывший тут брат его родной.

1 Слово «мы» вписано над строкой.

2 Слово «прапорщика» вписано над строкой вместо густо зачёркнутого слова.

3 Слова «он взял сие» вписаны над строкой.

Я не мог сего говорить ещё и потому, что когда его Киреев принимал, меня там не было; когда же Киреев, принявши его, привёл к Андреевичу, то зачем мне сии слова говорить, когда он по своему желанию пришёл с Киреевым. По-настоящему ему бы сии слова должен бы говорить Киреев (чего никогда нельзя подумать, чтобы и Киреев сего говорил, ибо силы не употреблялось, кроме друг друга обманывали), а не я, мне никакой нужды не было сего говорить, ибо я никогда не старался, чтобы он был принят, а узнавши от Киреева, что он его принял никакой надобности не было мне сие ему говорить, тем более что были тут прочие и брат его родной.

Все подтвердят, что я никогда не старался никого принимать, за что всегда нарекания от Борисова и других получал, ежели б я знал на манёврах, что Борисов или Бечаснов имеют в мыслях принять и Андреевича (что они и сделали), то, верно, бы все силы бы употребил, чтобы им помешать и удержать сие зло, в которое сам был завлечён; ежели б1 Веденяпин пришёл бы нечаянно к Андреевичу (чего не может быть, ибо он вместе с Киреевым пришёл), то, верно, я бы не взял бы на себя сего труда его стращать или уговаривать, ибо были тут те, которые с ним очень коротко были знакомы, как например, Борисов, который первый всегда к сему стремился и даже хвастался, что имеет способность всякого уговорить, а тем более тут был и брат его родной, который бы из2 первых бросился бы его уговаривать к сему или отвлечь от сего зла.

Высочайше учреждённому Комитету честь имею донести, что ежели б я помнил бы то, об чём я с Веденяпиным разговаривал когда-либо, я бы написал, но клянусь моим богом и всем, что для меня свято есть, что я не помню, разговаривал ли или говорил ли что-либо ему, Веденяпину, хоть одно слово у Андреевича, тем более такие слова; ежели же я где с ним и встречался, что очень редко было, то у нас всегда были обыкновенные разговоры, тем более что он всегда с кем-нибудь был вдвоём; и мог ли я незнакомому человеку, которого не знал хорошо, тем более его мыслей, говорить сие.

Подпоручик Горбачевский3

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 25)

1 Частица «б» вписана над строкой.

2 Слово «из» вписано над строкой.

3 Ответ написан И.И. Горбачевским собственноручно.

22

№ 16 (15)

1826 года, майя 8 дня, от высочайше учреждённого Комитета прапорщику Кирееву вопросный пункт:

Подпоручик Горбачевский показывает, что вы, приведя в одно время с собою к Андреевичу Веденяпина 2-го, объявили, что он вами принят в Славянское общество.

Поясните откровенно, справедливо ли сие показание?

Генерал-адъютант Чернышёв

На вопрос высочайше учреждённого Комитета прапорщик Киреев отвечает:

Показания подпоручика Горбачевского о приводе мною Веденяпина 2-го к Андриевичу с показанием его, Веденяпина, как уже члена Славянского общества, есть справедливо, и сие происходило перед одним из тех собраний общества, которые были у Андриевича 2-го в селе Млинищах.

Артиллерии прапорщик Киреев1

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 26)

1 Ответ написан И.В. Киреевым собственноручно.

23

№ 17 (16)

1826 года, майя 10)1 дня, в присутствии высочайше учреждённого Комитета по разноречию в показаниях дана очная ставка прапорщику Веденяпину 2-му с подпоручиком Мазганом, из коих первый показывает, что о том, чтобы целью общества было посягнуть на жизнь блаженной памяти государя императора и всей императорской фамилии, он не знал; напротив того, подпоручик Мазган утверждал, что на совещании у Андреевича, где и он, Веденяпин, находился, Бестужев объявил, что цель общества есть уничтожить самовластие, а средством достижения оной - лишение жизни государя императора и всех священных особ императорской фамилии.

На очной же ставке:

Прапорщик Веденяпин 2-й2

Остался при своём показании.

Артиллерии прапорщик Веденяпин 2-й3

Подпоручик Мазган2

Утверждает своё показание.

Подпоручик Мазгана4

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 27)

1 Число вписано в строку другим почерком.

2 Далее текст вписан другим почерком.

3 Показания подписаны А.В. Веденяпиным 2-м собственноручно.

4 Показания подписаны П.Д. Мазганой собственноручно.

24

№ 18 (0)

Выписка из показаний о прапорщике Веденяпине 2-м.

Кто показывает - Содержание показаний

Подпоручик Мазган - (Пункт 5). Веденяпин был на совещании у Андреевича, где Бестужев говорил речь и объявил, что цель общества есть уничтожить самовластие, а достижение оной - лишить жизни всю императорскую фамилию.

Прапорщик Шимков - Что Веденяпин был на совещ[ании]1 у Андреевича.

Капитан Тютчев - На собрании у Пестова и Андреевича был Веденяпин 2-й.

Подпоручик Веденяпин 1-й - (Пу[нкт] 12). На совещаниях у Андреевича был Веденяпин 2-й.

Подпоручик Борисов 2-й - (Пун[кт] 17). Веденяпин 2-й был на совещании у Андреевича.

Борисов 1-й - В Житомире увиделся он с Киреевым, Ивановым, Веденяпиным 1-м и 2-м и Нащокиным, от коих узнал об открытии общества, и по общему совещанию положили ему ехать обратно в 8-ю бригаду и в пехотные полки и возбудить членов общества к вооружению. // (л. 1)

1 Слова «что Веденяпин был на совещ[ании]» вписаны в строку вместо стёртых слов.

25

№ 19 (0)

Записка 9-й артиллерийской бригады о прапорщике Веденяпине 2-м, по формулярному списку за 1824 год он имел 20 лет.

Сила вины

Вступление в общество

Веденяпин 2-й при первом допросе показал, что в 1825 году во время сбора корпуса при местечке Лещине нечаянно зашёл к Горбачевскому, где нашёл большое собрание. Горбачевский объявил ему, что он должен поклясться вступить в тайное общество или быть стёртым с лица земли. По сему приглашению он сделался членом тайного общества и дал клятву. В собрании сём Бестужев читал речь, в которой изъяснял о притеснении дворян, о злоупотреблениях и необходимости конституции. Бестужев, сняв с своей груди образ, требовал от всех клятвы, которую Веденяпин 2-й1 повторил.

Обстоятельства ослабляющие

Веденяпин 2-й ни на каком другом совещании тайного общества никогда не был, членов никого не принимал и не приглашал.

1 Далее зачёркнуто слово.

26

О следственном деле А.В. Веденяпина 2-го

Алексей Васильевич Веденяпин 2-й был назван генерал-адъютанту В.В. Левашову в числе участников Общества соединённых славян М.М. Спиридовым 2 февраля 1826 г. 10 февраля Веденяпина 2-го арестовали в Житомире и отправили в Петербург. 16 февраля он был доставлен к В.В. Левашову и здесь дал свои первые показания (см. док. № 3/1). Он сразу же признался в том, что был принят в общество И.И. Горбачевским, назвал несколько своих товарищей, правда, уже известных Комитету, сообщил о цели тайной деятельности - введение республиканской конституции, рассказал о некоторых фактах, тоже, впрочем, известных следователям, например, о совещаниях «славян» в лагере под Лещином у Я.М. Андреевича 2-го. Наотрез он отказался только от того, что знал намерения декабристов убить царя и всю императорскую семью. По приказу царя он был отправлен в Петропавловскую крепость.

24 февраля Веденяпина 2-го допросили в Комитете по всем вопросам, которые могли быть перед ним поставлены в связи с участием в тайном обществе - о целях, средствах, связях «славян», программе и т.д. (см. док. № 4/5). Ответы декабриста повторяли его показания Левашову, хотя были более развёрнутыми и детальными. Веденяпин 2-й вновь отрицал два важнейших пункта обвинения. Он не сознался в том, что ему было известно содержание «Государственного завета» и что он знал о планах цареубийства. Письменные показания Веденяпина 2-го на вопросы Комитета полностью совпадали с его ответами на допросе (см. док. № 5/5). Затем на время о Веденяпине 2-м забыли и более чем полтора месяца его не допрашивали.

20 апреля он вторично был вызван в Комитет в связи с раскрывшимся в ходе следствия намерением некоторых участников Общества соединённых славян поднять восстание для оказания помощи Черниговскому полку. После допроса Веденяпин 2-й ответил и на вопросные пункты Комитета по этому поводу (см. док. № 6/7). Веденяпин 2-й отрицал показания А.И. Борисова 1-го, согласно которым в Житомире состоялись совещания, обсуждавшие возможность революционного выступления некоторых воинских частей 1-й армии (см. док. № 7/8).

30 апреля Веденяпину 2-му была дана очная ставка с Борисовым, который, однако, вспомнил, что один из Веденяпиных во время этих совещаний выходил из комнаты и, надо думать, мог не знать обо всём, что тогда говорилось. Пытаясь помочь товарищам по обществу, Борисов признал также, что Веденяпины вообще не выражали готовности действовать с ним заодно (см. док. № 10/9). Несмотря на удачный исход очной ставки, Веденяпин 2-й 3 мая в дополнительных показаниях ещё раз повторил свою версию о пребывании Борисова в Житомире, отрицая сам факт своего участия в каких-либо совещаниях, обсуждавших план восстания (см. док. № 11/13). Судя по тому, что Комитет не продолжил расследования роли Веденяпина 2-го во всей этой истории, дополнительные разъяснения были приняты на веру.

Однако для следователей оставалось не ясным, что Веденяпин 2-й знал о целях общества и планах цареубийства. В связи с этим 5 мая Горбачевскому были посланы вопросы, что именно он говорил Веденяпину 2-му по этому поводу, когда принимал его в общество (см. док. № 12/10). Тут неожиданно выяснилось, что Горбачевский не принимал Веденяпина 2-го в общество, а привёл его впервые на совещание декабристов Киреев.

8 мая Комитет ещё раз обратился к Горбачевскому и опять ответ был определённым - Веденяпина 2-го ввёл в круг участников тайной деятельности Киреев (см. док. № 15/14). 8 мая Комитет послал вопросы Кирееву, который подтвердил показания Горбачевского (см. док. № 16/15). Попытка Веденяпина 2-го помочь Кирееву не удалась, но тем не менее он добился того, что Комитет, располагавший откровенными показаниями Киреева о целях общества, не стал уже его ни о чём расспрашивать.

Ещё 5 мая Комитет допрашивал Веденяпина 2-го о планах цареубийства, ссылаясь на показания Мазганы о том, что в лагере под Лещином у Андреевича Бестужев-Рюмин раскрыл перед «славянами» намерение общества убить императора (см. док. № 13/11). Веденяпин 2-й тогда утверждал, что он ничего не слышал о таких планах (см. док. № 14/12). Состоявшаяся 10 мая очная ставка Веденяпина 2-го с Мазганой ничего не дала: каждый из них повторил ответы, данные следователям ранее (см. док. № 17/16).

Поведение Веденяпина 2-го на следствии, проявленная им выдержка не прошли бесследно. Признав некоторые уже обнаруженные Комитетом факты, от отстоял свои позиции как раз по тем пунктам обвинения, которые были для него особенно опасны. Это обстоятельство сказалось на приговоре. Веденяпин 2-й был приговорён к более мягкому наказанию, чем многие его товарищи. Он был осуждён за то, что «соглашался на умысел бунта». Потеряв свой чин, Веденяпин 2-й был зачислен в рядовые. По указу от 22 августа 1826 г. он был переведён в полевые полки Кавказского корпуса.

Кроме указанных выше документов дело Веденяпина 2-го содержит опись документов, формулярный список о службе, вопросы «о воспитании» и ответы на них, выписку из показаний декабристов, главные пункты обвинения Веденяпина 2-го (см. док. № 1, 2/4, 8/2, 9/3, 18/0, 19/0).

Следственное дело Веденяпина 2-го хранится в ГА РФ, в фонде 48 под № 444. Согласно современной нумерации оно состоит из 31 листа, заполненных текстом, и нескольких чистых листов. На листах дела сохранилась нумерация, проставленная во время его оформления военным советником Вахрушевым. Эта нумерация учла в деле 32 листа. Документы № 1, 18/0, 19/0 попали в дело позднее.

Ниже указано дело Следственного комитета, в котором имеется показание Веденяпина 2-го, не вошедшее в состав публикуемого здесь дела № 444:

Дело № 303, «Об отобранных сведениях от арестованных лиц, не имеет ли кто из них в судебных местах тяжебных дел», л. 235 (показание от 25 апреля 1826 г.).


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Веденяпин Алексей Васильевич.