О следственном деле Ф.Г. Вишневского
Лейтенант Гвардейского морского экипажа Фёдор Гаврилович Вишневский был арестован генералом В.Ф. Адлербергом в ночь с 14 на 15 декабря 1825 г. и помещён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. В сопроводительной записке коменданту крепости А.Я. Сукину Николай I предписывал: «Присылаемого Вишневского содержать на гауптвахте, не давая сообщаться с другими». 8 января 1826 г. Вишневский был переведён в Ревельскую крепость, а 5 июня вновь возвращён в Петропавловскую крепость.
В день ареста с Вишневского был снят допрос В.В. Левашовым. Вопросы касались обстоятельств проведения присяги Николаю Павловичу в Гвардейском морском экипаже и связей Вишневского с Рылеевым, братьями Бестужевыми и Щепиным-Ростовским. В своих ответах Вишневский доказывал, что вышел на Сенатскую площадь вместе с батальоном моряков единственно для того, чтобы удержать в порядке людей своей команды. Признавая факт своего отказа от присяги Николаю Павловичу утром 14 декабря, Вишневский объяснил свой поступок тем, что не был уверен в отказе Константина Павловича от престола. Далее он показывал, что со Щепиным-Ростовским был знаком только по делам службы, отрицал свою связь с Рылеевым и Бестужевым (см. док. 3/2).
4 января 1826 г. Ф.Г. Вишневский был вызван в Следственный комитет и подвергнут более подробному допросу. Следственный комитет стремился выяснить, был ли Вишневский принят в тайное общество, каковы цели общества, кем был подготовлен батальон моряков «к возмущению», кто из офицеров «ободрял к буйству» солдат, с позволения ли офицеров или самовольно солдаты взяли с собой боевые патроны, кто были те два генерала (статский и военный), раздававшие на площади солдатам деньги. В своих письменных ответах на предложенные вопросы Вишневский отрицал свою принадлежность к тайному обществу, равно как и преднамеренность своих поступков, уверял, что вышел на Сенатскую площадь, дабы «не допустить людей до противузаконных поступков». На остальные вопросы отозвался незнанием (см. док. 4/3).
После этого Вишневский допросам более уже не подвергался. Следственный комитет, убедившись, что Вишневский к тайному обществу не принадлежал, о существовании и цели его не знал, сделал представление Николаю I о переводе Вишневского из Петропавловской крепости на одну из городских гауптвахт. 7 января 1826 г. Николай I распорядился перевести Вишневского в Ревельскую крепость, куда он и был помещён 8 января.
Поступившие в середине февраля 1826 г. в Следственный комитет материалы Следственной комиссии, действовавшей при Гвардейском морском экипаже, свидетельствовали о том, что Вишневский в день восстания собирал свою роту «во фронт», призывал её держаться прежней присяги Константину, приказывал матросам взять с собой боевые патроны, во время принесения в батальоне присяги Николаю Павловичу «сильнее прочих возражал» командиру бригады, проводившему присягу (см. док. 5/6).
20 апреля 1826 г. Следственный комитет запросил А.П. Арбузова, принимали ли участие в тайном обществе «и в намерениях на 14 декабря» Ф.Г. Вишневский и М.К. Кюхельбекер. А.П. Арбузов в ответе на запрос отрицал принадлежность Вишневского и Кюхельбекера к тайному обществу и их участие в подготовке к восстанию 14 декабря (док. 6/4). Допрошенные о нём Рылеев и Оболенский в своих показаниях также отрицали принадлежность Вишневского к тайному обществу. Б.А. Бодиско показывал, что Вишневский, хотя и не принадлежал к тайному обществу, но не был пассивным зрителем событий 14 декабря: «... рота Вишневского имела боевые патроны и стреляла по кавалерии», сам Вишневский открыто заявлял «экипажному командиру» своё сомнение в отречении Константина от престола (см. док. 7/5).
Кроме указанных выше документов, в деле Ф.Г. Вишневского имеются опись документов дела и формулярный список о прохождении службы Вишневским (док. 1 и 2/1).
Ф.Г. Вишневский обвинялся в том, что, «был увлечён обманом, лично действовал в мятеже, с возбуждением нижних чинов». Верховный уголовный суд отнёс его к одиннадцатому разряду и осудил к лишению чинов и написанию в солдаты с выслугой. Указом 22 августа 1826 г. повелено перевести Вишневского «в полевые полки Кавказского корпуса, дабы мог заслужить вину свою».
Следственное дело Ф.Г. Вишневского хранится в ГА РФ, в фонде № 48, под № 378. Согласно современной нумерации в нём насчитывается 15 листов. Кроме того 3 ненумерованных чистых листа. Нумерация, проставленная при формировании дела, учла 10 листов. В деле имеется и третья нумерация, насчитывающая 11 листов. В современной нумерации листы 1 и 15 составляют обложку дела, листы 2 и 3 - две описи дела и лист 14 - заверительный.
Ниже дан перечень дел Следственного комитета, в которых имеются показания Ф.Г. Вишневского по различным вопросам, не вошедшие в состав публикуемого здесь дела № 378:
1 Дело № 303, л. 41 (показание без даты).
2 Дело № 304, л. 23 (ответ без даты).