№ 10 (10)1
Ответы
1. Не могу припомнить, когда именно говорил лейтенант Завалишин, ибо его мнение всегда было истребление2. О отправлении же за границу он говорил первое время нашего знакомства, видя образ мыслей противный; но когда он уверился, что нас опасаться насчёт доносу нечего, он всегда говорил, что необходимость есть, если желать прочного, истребить царскую фамилию.
На мои возражения он говорил3: «Поверьте, многих из тех, кои бы готовы были действовать, кровь курицы видеть не в силах, но где идёт дело за блага нескольких миллионов, нечего делать». Он не сказал, что Оржинский выдумал, но просто один его знакомый гусар отставной. После же, когда я Оржинского увидел летом в Кронштате, то по словам Завалишина мог догадываться, что это он4 должен быть. Но сказать наверно, утвердительно, по справедливости не могу. Сравнение показанное точно он делал.
Как на гауптвахте, так и в первом каземате крепости, мой образ мыслей был тот же, с которым я был на площади; одно новое чувство только поселилось в душе, это чувство благодарности, и бог свидетель, что с той минуты она не уменьшалась и не уменьшится до конца жизни. Но в отношении к отечеству я очень жалел, что переворот не сделался, ибо в заблуждении полагал, что Россия, по крайней мере, должна ещё столетие страдать.
В этом духе сказал Дивову, что мнение Завалишина справедливо, что в России иначе быть переворота не может, как захватив государя. Но отнюдь под сим не разумел мер Завалишина, боже сохрани! Что Дивов должен подтвердить, если он спра- // (л. 46 об.) ведлив, ибо я тут же сказал, что содрогаюсь от одной мысли и что никогда бы не был в состоянии согласиться на сии меры5, что называл слабостью; он же сказал, что сей слабости не имеет и что чувствует себя в состоянии.
Много ещё могут донести Комитету ненужным и неприятным, ибо в них нет ничего, могущего открыть что-нибудь и только часть того, что уже известно. Если мнение Арбузова и Завалишина6 было истребление, тут, кажется, всё сказано; если я был при подобных суждениях, для правительства равно виноват. Но не могу сказать на себя напрасно или не сказать того, что в моём несчастии служит единственным утешением, что в стремлениях души моей нет капли крови. Арбузов и Завалишин скажут, если захотят сказать истину, что мы с братом всегда были против их мер ужаса7.
а) Когда, где и при ком говорил Завалишин, по истине припомнить не могу, ибо этому много прошло и было, кажется, весной. Подобные слова он произносил всегда почти шутя, и никакого нет сомнения, что они не имели никакого значения. Серьёзное его мнение было просто истребление8.
b) Подобные разговоры всегда оставляли в нас с братом грустные впечатления. Но мы подобно слепцам влеклись в пропасть с какою-то ужасной силой и, наконец, обрушились в оную. Виню самого себя.
c) Оржинского я во всю мою жизнь видел один раз, когда он приезжал в Кронштат с Рылеевым и Завалишиным, и об отношении // (л. 47) его к тайному обществу не имею никакого понятия.
d) Говорили мы только двое и никто, кажется, не участвовал.
1 Вверху листа помета карандашом: «В[несено]».
2 Слова «его мнение всегда было истребление» подчёркнуты карандашом.
3 Семь строк от слов «Не могу припомнить, когда...» отчёркнуты на полях карандашом и отмечены на полях пунктом «и».
4 Далее зачёркнуто: «сам».
5 Далее зачёркнуто: «на».
6 Слова «мнение Арбузова и Завалишина» подчёркнуты карандашом.
7 Три строки от слов «что в стремлениях...» отчёркнуты на полях карандашом и отмечены пунктом «и». Слова «против их мер ужаса» подчёркнуты карандашом.
8 Слова «Серьёзное его мнение было просто истребление» подчёркнуты карандашом, отчёркнуты на полях карандашом и отмечены пунктом «и».
2. Истинно не могу сказать верно об Окулове, ибо не припомню. Но Дивов точно мне делал сей вопрос, и я ему отвечал надеждой. Всё касательно намерений общества я слышал от Арбузова1, ибо сам в оном не бывал да и никого кроме Безстужевых морских не знаю. Я в перед дополнительном показании сказал, что до смерти государя у них были одни только разговоры. Но когда государь скончался, они принялись, по словам Арбузова1, с большой заботливостью.
Если ничего не было при присяге цесаревичу, то, кажется, что они не приготовились ещё. После присяги откуда-то они узнали, что цесаревич откажется и что в завещании был престол нынешнему императору. Вот с этой минуты они начали более приготовлять, говоря, что все полки готовы и, только бы была другая присяга, действовать начнут. Мне уже известно было, как я сказал и прежде, о существовании общества, которое стремилось к свободе; на этом основывал я свой ответ Дивову. Точно, брат у него спросил о действии и он // (л. 47 об.) отвечал утвердительно. Только не припомню, я или брат сделал вопрос.
а) Справедливо.
б) Кто сочинил стихи, верно сказать не могу, но кажется, Рылеев. Получил я их от2 Безстужева 4-го.
в) На сей пункт я отвечал во 2-м параграфе.
3. Всё, что сказанное в сём параграфе, есть точно то, что было, слово в слово; мне только остаётся подтвердить, что это всё истина.
а) Одни стихи были в честь Мордвинова, коих не упомню. Другие же - «Я ль буду в роковое время», кои знаю наизусть и напишу на конце.
b) Сколько я запомню, то Безстужев говорил всё вышесказанное, только не припоминаю, говорил ли, что брат его бывает у Рылеева; может быть, я этого не слыхал. И об отношении 5-го Безстужева к обществу ничего не знаю и 4-го Безстужева не знал как члена общества, но как человека свободного образа мыслей и который часто бывал между свободомыслящими; хотя мог судить, что он был в обществе.
Если я не написал этого всего в первых моих показаниях, так это потому, что не считал это Комитету нужным. Вероятно, и теперь // (л. 48) ещё не всё сказано, что в продолжение 3-летнего свободного образа мыслей было говорено. Сказать, что говорено было и кем3 о истреблении царской фамилии, мне казалось слишком довольно, чтоб не упоминать4, каким образом находили4 это сделать.
Притом тяжело ужасно теперь мне произносить подобные слова, когда бы5 бог знает чем не пожертвовал бы, чтоб они совершенно изгладились из моей памяти или чтоб никогда ничего этого не слыхал; но я не упомянул о разговоре моём с Дивовым, так это потому, что уже я открыл себя прежде столько виновным, что сим не думал прибавить своей вины. Но и то не написал, истинно, оттого, что в ум не пришло, а не для того, чтоб скрыть6. Писать всё, об чём говорил, быв увлечён своими понятиями, в несколько лет7, я находил лишним. Всё одно заблуждение и одно стремление.
1 Фамилия подчёркнута карандашом.
2 Слово «от» вписано над строкой.
3 Слова «и кем» вписаны над строкой.
4 Далее зачёркнуто слово.
5 Далее зачёркнуто «бы».
6 Далее зачёркнуто: «если».
7 Слова «в несколько лет» вписаны над строкой.
Благодарю милосердного бога, показавшего мне истину. И безропотно покоряюсь своей участи, чувствую, что заслужил её, какова бы она не была. Стихи следующие:
«Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан,
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся Славян?
Нет не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья!
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенья века
И не готовятся для будущей борьбы
За истину, свободу человека.
Они раскаются, когда народ восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги,
И в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдёт ни Брута, ни Риеги»1 // (л. 48 об.)
Одним утешаю себя, что никогда душою не соглашался с мнением Завалишина о истреблении и всегда был против оного; если он справедлив, так должен подтвердить это. Это не уменьшает моей вины, но собственно самому мне служит некоторой отрадой.
Мичман Беляев 1-й2
Г[енерал]-адъ[ютант] Бенкендорф // (л. 49)
1 Густо зачёркнуты чернилами слова «Стихи следующие» и шестнадцать строк стихотворения К.Ф. Рылеева «Гражданин». Над первой строкой стихотворения надпись: «С высочайшего соизволения», под последней строкой: «вымарал военный министр Татищев». В варианте А.П. Беляева имеются следующие отличия от авторского текста; в 12-й строке вместо эпитета «истину» должно быть «угнетённую», далее пропущены четыре строки (см. Рылеев К.Ф. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1934, с. 265-266).
2 Показания написаны А.П. Беляевым собственноручно.







