Выписки из бумаг Павла Фомича Выгодовского
...От богачей кроме вреда, бед и порабощения не жди себе ничего лучшего, рабочий народ. Богачи - эта антихристова челядь - поклоняются только одному мамону. Они при своих богатствах дышат одними пакостями и злодеяниями. Тигры гораздо обходительнее их...
П.Ф. Выгодовский
Павел Фомич Дунцов-Выгодовский (1802-1881) родился в д. Ружичной, Подольской губернии, в семье крестьянина Тимофея Дунцова. Первоначальное образование получил у церковного дьячка, затем учился в сельском духовном училище, выполняя одновременно всевозможные работы по хозяйству. Детские впечатления о жизни в деревне, крестьянском труде и беспросветной доле трудового люда оставили заметный след в последующей деятельности Выгодоеского как революционера, общественного деятеля и публициста.
В 1819 году Выгодовский тайно покидает родительский дом и оказывается в богословской школе в местечке Теофильполе, именовавшейся польской народной школой. С этого времени Павел Дунцов стал Павлом Выгодовским. Новая фамилия и национальность поляка были закреплены свидетельством об окончании школы, а затем уже формулярными списками, когда началась служба Выгодовского при профессоре Мацее Хенцинском, а затем в канцелярии волынского губернатора в Житомире.
Было также изменено и социальное происхождение: Выгодовский стал именоваться дворянином. Все это произошло в результате каких-то подлогов в оформлении документации и не без содействия польских доброжелателей и имело в биографии Выгодовского существенное влияние. Это прежде всего способствовало определению на службу, достаточной материальной обеспеченности, продолжению классического образования и, самое главное, знакомству с положением дел по государственному хозяйству и управлению.
Именно в эти годы Выгодовский познал и на всю жизнь усвоил, что такое «присутственные места» в России («воровские притоны») и кто такие служащие в них чиновники («разбойничьи атаманы»), В эти годы определилась и направленность жизни и деятельности - служить «истинному благу» и «общественной пользе». Как дворянин и чиновник канцелярии волынского губернатора П.Ф. Выгодовский сближаемся с кругом людей, близких ему по службе, по духу и настроению, по отношению к социальным и политическим процессам, волновавшим молодое поколение.
Первым таким знакомым и близким человеком стал мелкий провинциальный чиновник Илья Иванов, через которого Выгодовский познакомился и с офицерами 8-й артиллерийской бригады - членами тайного общества Соединенных славян. Вступление в эту декабристскую организацию для Выгодовского состоялось лишь летом 1825 года, хотя он длительное время был знаком со многими членами ее, в том числе с организаторами братьями П. и А. Борисовыми, Ю. Люблинским, и оказывал ряд услуг.
Формальное членство Выгодовского в обществе Соединенных славян продолжалось до слияния его с Южным обществом в августе-сентябре 1825 года, после которого он, как «поляк» и штатский, должен был «отбыть» вместе с Ю. Люблинским к руководителям польского тайного общества для выполнения их указаний в подготовке к совместному выступлению с русскими революционерами. Однако Выгодовский и Люблинский продолжали свою деятельность как члены организации в местах своего прежнего расквартирования, не участвуя, правда, в организационных мерах Славянской управы Южного общества.
П.Ф. Выгодовский был арестован в Житомире 19 февраля 1827 года и 26 февраля доставлен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость. На следствии держался с достоинством, признав цели тайной организации «благородными», а принадлежность свою к ней «полагал безгрешной». Осужден по VII разряду и по конфирмации приговорен к каторжной работе на 2 года.
Манифестом 22 августа 1826 года срок, работ сокращен до 1 года. Отправлен в Читинский острог 15 февраля 1827 года, куда прибыл 15 апреля 1827 года. Жил вместе с товарищами по Тайному обществу - «славянами» в камере, именовавшей, я «Вологдой». По окончании срока работ 7 апреля 1828 года отправлен на поселение в г. Нарым, Томской губернии, куда прибыл 3 июня 1828 года.
Двадцать шесть лет поселенческой жизни Выгодовского в Нарыме были наполнены неимоверными физическими и нравственными потрясениями, связанными с борьбой за существование, за сохранение человеческого достоинства, борьбой против произвола местных сатрапов. И в этой борьбе Выгодовский выдержал не только физически, хотя и стоял не раз на грани голодной смерти но и нравственно. И не только выдержал. Он стал, подобно Лунину в Урике, открыто и смело «дразнить медведя» посредством прошений, писем, записок и особых политических трактатов, в которых разоблачал царя и его слуг, церковь, чиновников и весь самодержавный государственный строй.
Непосредственным поводом к этой «схватке» с царизмом Выгодовскому послужила борьба с местными сатрапами - Родюковым и Борейшей, грабившими жителей Нарымского края. Вступившись за голодных и нищих, униженных и оскорбленных, Выгодовский выступил противником всего существующего самодержавного строя вместе с его главой - царем-убийцей, за что был предан в 1854 году суду в Томске, и в 1855 году осужден к ссылке в Якутскую область. «Основанием» к новому судебному преследованию Выгодовского послужили отобранные при аресте рукописи на 3588 листах, «наполненные самыми дерзкими сумасбродными идеями о правительстве и общественных учреждениях с превратными толкованиями некоторых мест святого писания и даже некоторых истин христианской религии».
С января 1857 и по 1871 год Выгодовский находился а Вилюйске (непродолжительное время с начала прибытия был в с. Нюрбинском), где отбывали ссылку и польские революционеры Ю. Огрызко и О. Двожачек. О вилюйском заточении Выгодовского известно очень немногое. Причислен он был, вероятно, к податному сословию, так как с него брался «половинной оклад». Занимался по-прежнему составлением по просьбам жителей-якутов разных прошений, перепиской бумаг у частных лиц и обучением детей.
К сожалению, подробностей об этой запретной педагогической практике Выгодовского документы, по понятным причинам, не содержат. Но уже сам этот факт позволяет включать в славную плеяду декабристов-педагогов в Сибири и П.Ф. Выгодовского. Высылка из Вилюйска состоялась е 1871 году в связи с определением Вилюйского острога под место нового заключения Н.Г. Чернышевского, более «опаснейшего преступника», чем престарелые Выгодовский и Огрызко (Двожачека уже не было в живых).
Ко времени прибытия в январе 1872 года Н.Г. Чернышевского в Вилюйск прежних обитателей (Огрызко и Выгодовского) там уже не было. Они были вывезены в Иркутск и приписаны к волостям. Выгодовский был приписан к Уриковской волости, в с. Урик - прежнюю «столичку декабристов». Жизнь же Выгодовского больше протекала в Иркутске, куда он выезжал «по билету» для приискания себе занятий и пропитания. Здесь он «прописался» окончательно примерно с 1872-1873 годов, жил в приюте ксендза Швермицкого при римско-католическом костеле, так как физически был немощен, слаб зрением и к труду не способен.
Между тем податная недоимка Выгодовского росла, и за нее он в 1877 году просидел две недели под арестом, пока заступничество политических ссыльных и самого Швермицкого не освободило его от заключения и высылки в Урик. Власти вынуждены были признать, что Выгодовский «действительно не имеет никаких средств к уплате числящейся за ним недоимки, по старости и болезненному своему состоянию положительно ничем не занимается, и такого из сожаления содержит ксендз Швермицкий». Однако «годовые билеты» на проживание в Иркутске продолжали выписываться «урикскому поселенцу» Выгодовскому.
Пожар 1879 года принес неисчислимые бедствия городу. Пострадал и Выгодовский. В сгоревшем костеле погибли остатки личных вещей и документов (в том числе и «вид»). Последние два года жизни Выгодовский провел в тяжелом недуге, почти прикованным к постели. 12 декабря 1881 года его не стало. Похоронен на Иерусалимском кладбище. Могила затеряна. Подробнее о Выгодовском смотри: М.М. Богданова. Декабрист-крестьянин П.Ф. Дунцов-Выгодовский. Иркутск, 1959, 115 с.
* * *
Ныне век железа, огня, меча и политической смертоносной лжи, лести и злобы; мужи государственные основывают все на мнении, и чем оно лживее и обманчивее, тем для мира лестнее и обольстительнее. Среди такого неистовства миру нравится один обман. Что выигрывают политики и мнимые мудрецы от своей тонкой лжи и козней? То, что падая с той высоты, на которой стоят, вечно, как псы смердящие, пропадают.
Ирод отсек главу св. Иоанна Предтечи за то, что он и любовница его йродиада не могли терпеть истин сего святого мужа. Нынешний мир со своей блудной политикой упивается кровью святых на пиршествах своих зверских и делает ежечасно то же самое, что и Ирод с Иродиадой, обезглавливает истину и отдает ее на поругание за то, что истина говорит ему: «недостоин ти блудодействовати с проклятой политикой - женой брата твоего духовного - антихриста разгрома князя тьмы».
Затем, рассуждая об отыскании свободы свободными тьмы сынами, он пишет: «Власти мира, в конце XVIII века вольнодумцами потревоженные, чтобы избегнуть этого зла в будущем, заставили всех заниматься чтением св. писания, полагая чрез то подавить в них вольнодумство, но чтение вольнодумцами библии и духовных книг, исповедь и приобщение дали совсем не те результаты, какие себе обещали власти, вольнодумцы еще более убедились, что власти, в свою безбожную и зверскую политику как во тьму смертную погруженные, должны непременно от дел своих погибнуть, ибо и самые вольнодумческие против них заговоры есть произведение властей, а не вольнодумцев, которые от них же исходят.
Скиптры и престолы земных властей не в боге и слове его премудрости, а в диаволе и в слове его земно-политической тьмы безумья царствующих; это есть злоупотребление креста или власти, премудрости и истины божией, сыну человеческому дарованных. Отец не судит мирови, а даде всю власть сынови своему земнородному, да той судит в силе отца небесного и его истины.
Но этот земнородный Каин, употребляя во зло власть божию, засудил в силе отца, лжи и убийства, почему и явился на земле сын бога единородный, чтобы его победить как врага божия и сокрушить его мудрасти, истины и навеки умертвить, а власть божию отдать святым царствия своего».
Находя, что люди слишком отклонились от своего назначения и впали в самые грубые пороки и что добродетель и правда почти не существуют, Выгодовский говорит: «черти в мире и придворные при дворах царских, власти, сильные и богачи не терпят истины и тех - в них же лести не обретается, как и в боге-слове, то есть в крестьянах, составляющих церковь христову страдальную; они ее презирают и попирают наравне с верой и истиной».
Обращаясь к истинам, изложенным в ветхом завете, Выгодовский полагает, что истины сии или библия для просвещенных людей нынешнего времени вовсе не нужны, а пригодны разве только для нищих и черни. Но как просвещенные власти и правительство всемерно стараются изгнать из среды людей нищету преследованием нищих-бездельников, чтобы не шатались по миру и не жили бы подаянием, а трудились согласно законам, или бы вовсе пропадали бы с голоду, и как к тому же чернь и крестьян взялись по закону и добровольно кормить помещики, фабриканты да спекуляторы, то тем более библия делается вовсе излишней.
И действительно, по закону, помещики - кормители своих крестьян, как волки также, по своему закону, - кормители овец, с той разницей, что волки тем только честнее и умнее бар, что, пожирая овец, не кричат во весь рот, что они их кормители и благодетели. Впрочем, библия разве для того годится, чтобы иногда, в случае надобности, морочить ею глупую чернь, ей верующую, и тем пользоваться властям земным в политическом отношении, но это всяк Еремей про себя разумей.
Так описывая отступление людей от истины, Выгодовский выставляет при этом в пример императорские скачки, говоря, что, по его мнению, ничего нет в мире смешнее безумия, как давать награды за скаканье жеребцам, кобылам и меринам, присуждаемые в разных дорогих призах, медалях и титулах, с запиской в генеалогические книги для славы в потомстве; но поди-ка потолкуй по-лошадиному с этими конскими мудрецами, у которых и столько нет рассудка, сколько у их скакунов. Лошади глупы, но их мудрые владельцы совершают то, что и скоты и звери бессмысленно постыдятся, да и все их занятия, упражнения и умствования похожи на их конские императорские скачки.
Так-то нынешнее просвещение озарило все власти и довело до того, что они нашли тайну благоустройства и благоденствия народного в самых своих униформах, модах, лошадиных скачках и пр. Хотят, например, пособить бедным промотавшимся плутам или мотам, то и заводят бал, музыку, пение и пляску, едят, пьют и веселятся и тем благотворят своих нищих из суммы, за билеты собранной, а главное попечение о том, чтобы все одето было по форме и моде и имело бы шпагу - разбойничье украшение благородных воров и живодеров, которые были бы только одеты в мундиры и носили шпагу, то и дело свято, каких бы пакостей эти шпажники, мошенники и разбойники ни творили; все делается ими по форме и по закону потому, что и они все одеты по законной форме.
После сего идут обширные рассуждения о мифологических богах. Здесь Выгодовский делает сравнения некоторых событий ветхого и нового заветов с мифологическими преданиями, и если, - говорит он, - древние не достигали всех тайн оных, то это потому, что Аполлон их был одно знаменование в их чувствованиях, в идеях или предначертание богаслова, а не сам бог, так же как в скинии моисеевой, в ее святая святых, в двух скрижалях закона, перстом самого бога начертанного, было только предначертание бога-слова, в двух естествах - божеском и человеческом - явиться миру имевшего.
В веке истинной патриархальности Аполлон властвовал на небеси (одесную бога отца), а Церера - на земле. Аполлон истреблял среди мира (церкви своей) хищных волков и зверей нравственных, т. е. пороки и алчных губительных чудовищ, т. е. страсти, а Церера, как мать мира и хозяйка бога на земле, кормила мир и благотворила не только хлебом, вином и елеем чувственным, но и самым нравственным; но когда мир преисполнился гордости и согнал с неба самого Аполлона, то он пришел на землю к своим земнородным, ведшим жизнь пастушескую, униженную, бедственную, и они его с умилением, радостью и песнопением приняли (смотри поклонение пастырей родшемуся в яслях вифлеемских богу-слову), которым он и дал власть сынами божьими быти, даровав им прозрение и прогнав тьму бесовскую, которая вся и обрушилась на главы изгнавших его с неба и уничтоживших.
Тут же, говоря о Сатурне, Юпитере и Юноне, Выгодовский сравнивает их с отцом, сыном и духом или с троицей единосущной и нераздельной, а, рассуждая о кресте, выражается так: «раздавать в знаки отличий крестное изображение ворам, служащим антихристу подлым орудием в порабощении и терзании бедного народа, под крестом христовым стенящего, есть то же, что и крест спасительной власти господней превращать в каинову убийственную дубину».
Говоря о трудах императорского Вольного экономического общества и о бесполезности их, Выгодовский спрашивает: «Почему оно вольное? Потому, видно, что своевольное трудится без всяких правил, узды и кормила, какие грезы и бред ни навернутся, все хватает, усваивает и печатает. Почему же оно императорское? Как же иначе? Нельзя же прямо сказать: антихристовское, - политика запрещает, а она повелевает все глупости, пакости и беззакония титуловать императорскими и все блудни совершать именем и властию императорского величества. В мире на это свой устав, - и каких мерзостей, сумасбродств и беззаконий не делается в России всеми штатами, чинами и прохвостами, и все по указу его императорского величества, а без того нет форсу, и ни плутни, ни воровство, ни грабежи, ни самопросвещение экономии недействительны.
Эта одна необходимость в его имени и держит государей в России. Церковь и религия на откупу у самых злейших синодальных Иуд-христопродавцев, всем священным в церквах промышляющих и во взяточничестве и хищничестве наравне с мирскими властями упражняющихся, не говоря уже о их мошеннических чудотворных иконах, древах, мощах, потому что здесь чистое безбожнейшее шарлатанство и злоупотребление истины: это - истинная мерзость запустения, стоящая на месте святе.
В статье под заглавием «О свободе свободных, свободы ищущих, и о рабстве работных, свободой пользующихся» Выгодовский, приводя тексты св. писания, входит в рассмотрение настоящего положения рода человеческого, которое, по его мнению, совершенно несогласно с духом веры, и в доказательство сего говорит:
«Возьмем в пример из самых разительнейших примеров Русское царство к его благородное дворянство, которое пользуется не только неограниченной свободой, но и таким своевольством, которому нет ни меры, ни предела, ни примера. Все хищные звери перед ним ничто, и если ты дворянин, то всегда будешь во всем прав.
Итак, дворянин... отняв разбойнически чужую собственность и передав оную своим царственным братцам, почти будет как внутри, так и вне своего отечества, хотя бы от этого подверглись страданиям миллионы людей. Тем-то мы и живем и красуемся, говорят царственные братцы, заодно с ворами и разбойниками, помышляющими и промышляющими о выгодах, удобствах жизни и пр. и делящимися с сими царственными братцами, которые за то и даруют им полную свободу и ненаказанность, с коими они могут без всякой помехи мошенничать, лгать, воровать, грабить бедных и драть, а если хочешь, то, пожалуй, и лежать на боку, занимаясь мечтами завоеваний и преобразований на свой лежачий лад.
Словом, такой дворянин делается никому и ничем не обязанным, - напротив, ему же все обязаны раболепством и повиновением, какой бы он ни был бездельник; законы составлены в защиту его такими же, как и он, ворами, и сверх того он же еще защищен и чинами и орденами, этой антихристовой блестящей заманкой и ловушкой, на дурней расставленною. От богачей, кроме вреда, бед и порабощений не жди себе ничего лучшего, рабочий народ. Богачи - эта антихристова челядь - поклоняются только одному мамону. Они при своих богатствах дышат одними пакостями и злодеяниями. Тагры гораздо обходительнее их. Церковь христова в богатых бездельниках, ворах и живодерах не нуждается: Христос и апостолы предали их анафеме».
Вот какою свободою, по мнению Выгодовского, пользуются русские дворяне, и вот в каком унижении низший класс!
Касаясь после сего в рассуждениях своих земных властей, Выгодовский выражается так:
«...Дворяне, проклятый хамов род, вообще состоящий под монархиею, для того только держит себе царей, чтобы было кому служить, иметь честь и счастье рабом их быть, да их именем воровать. Республика обыкновенно существует до тех пор, пока в ней наплодится вдоволь богачей, которые вместо того, чтобы дорожить своим достоинством свободного человека, требуют себе, как на пакость царя, чтобы было кому собакой служить и придворным подлецом быть.
Пророк Самуил недаром укорял израильтян за то, что они захотели себе царя подобно язычникам. Царь в мире один бог, цари же земные всегда почти есть сила и орудие одного дьявола. Древние греки и римляне, пока сохраняли простоту ума и строгую нравственность, царей у себя терпеть не могли, как червей-поработителей души, и это имеет свою таинственную инстинктивную причину, которая зависит от бога и его истины».
Засим Выгодовский описывает положение трудящегося народа, говорит, что он вместо должного, следующего ему возмездия угнетается богачами и знатными, от него же приобретающими изобилие, что тот, кто поклоняется богачу, поклоняется самому дьяволу, в нем царствующему, и что власти не знают, над кем шутят и издеваются, забывая, что они, будучи сами хамы, зависят от мужиков.
К сему Выгодовский присовокупляет, что крестьяне, как страждущий сын человеческий, говорят миру: ядите плоть нашу, вами для вас ломимую «о оставление грехов наших, а в вашу пагубу; пиите кровь нашу, вами для нас изливаемую во оставление грехов наших, а в умножение ваших.
В статье под заглавием письма к брату от 7-го июня 1851 года Выгодовский после выражения искренней любви к матери своей и благодарности за память к нему, переходя к суждениям о необходимости любви детей к родителям и родителей к детям, погружается в самое пространное толкование об Иисусе Христе. Тут, описывая жизнь его, несправедливый суд над ним и крестную смерть, он между прочим говорит, «что люди-крестоносцы суть друзья и братья спасителя потому, что сподвижники его, что земледельцы не напрасно носят на себе звание крестьян, они страдательные оруженосцы царя своего и владыки и его единственные легионы, по сему и избавляются от присяги на верноподданство всякому царю иному».
Засим, обращаясь к гербу Российской империи, Выгодовский объясняет, что оный заимствован у греческой империи; известна, как и Россия, своими пакостными делами; а Георгия-победоносца, изображенного в щите сего герба, называют... наездником, удалым детиной, переименованным в святого и победоносца..., занятых одними войнами, разбоями и победами. Двуглавый черный орел с тремя коронами и царскими регалиями на золотом поле означает власть царственного черного диавола среди своей просвещенной огненной политики и мирскую и духовную власть, три же короны означают триипостасность диавола и мира, т. е. змия-отца, зверя из вод - сына и зверя из земли.
В статье под названием «Очки» Выгодовский рассуждает о разных предметах, касающихся древнего Египта, образованности европейских народов и, наконец, между прочим, об увеселениях и в том числе о плясках. Останавливаясь на этом последнем предмете, он говорит, что ряд плясок зависит от различных причин. «Кто пляшет по воле, а кто поневоле. Насилие и палка составляют собой такую музыку и гармонию, которая добывает из человека одни слезы и страдательные стенания...».
В дальнейших сочинениях своих о происхождении вселенной, о Вавилоне и антихристе Выгодовский входит в чрезвычайно пространные рассуждения о могуществе бога, падения и греховном состоянии человека и в особенности об антихристе. Здесь, говоря о имеющем быть в мире явлении его, он между прочим порицает тут как власти вообще, так преимущественно власть царскую, которая «не щадит для богатых, честных и мудрых мерзавцев ни золота, ни чинов, ни ошейников, чтобы только привлечь их к себе, расположить и выдрессировать в своих лягавых и борзых собак или смирных ослов и скакунов, сделать наездниками, гайдамаками, алчными ворами и пр.
Как не рассудить нам умно, если лукавый дал нам столько же ума, сколько и двуглавому орлу нашему всепресветлейшему (а между тем орел как тьма черный), державнейшему великому самодержавнейшему всея Северные страны повелителю и всея великие, малые, белые России и всех вокруг побежденных и впредь покориться имеющих стран обладателю и хищнейшему всего заедателю и обдирателю и проч. и проч. (Смотри собрание всех царских титулов царя православного, вместо символа веры в русскую православную казенную, кацапскую веру и в церковь введенное и в храмах их непрерывно провозглашаемое)...»
В числе множества замечаний Выгодовского на разные предметы заслуживает внимания следующее в высшей степени дерзкое и преступное рассуждение его:
«Николай сперва удавил пять человек на виселице, а потом уже отправился в Москву под венец короноваться. Итак, московские архиереи должны были короновать на царство душителя, фарисея, и он похож на палача и заплечного мастера; что за рост, что за осанка, а ума у него столько же, сколько и в его короне.
Вместо скипетра дай ему только в руки кнут - и заплечный мастер готов. Московские архиереи никак в заплечные мастера и короновали его потому, что он весь свой век одним кнутом и занимается, да формами, пуговичками, петличками и ошейниками, да еще кобылами, т. е. усовершенствованием в России рысистой породы придворных буцефалов, лямочных кавалеров, везущих на своих орденских лямках великолепную антихристову колесницу, на козлах которой сидит Николай торжественно вместо кучера со своим 15-фунтовым кнутом в руках и хлещет не по коням, а по оглоблям. Эка мастер! Ай да наездник!
А под Казанью чуть-чуть не сломил себе шею, после сего и ездить закаялся. Садись на козлы в свою тарелку, так этой беды не последует. Нет - на верховой отличился, и то дело - лихая фигура, настоящий кавалергардский фланговой, драгун, кирасир, как дуб солдат, но все не царь, хоть не прохвост, а на вождя столько же похож, сколько прохвост на царя».
После этого, переходя к тому, до какой степени преобладает в людях самолюбие и честолюбие, Выгодовский выставляет в пример особ императорского дома.
«Это еще ничего, - говорит он, - что принцы, едва родясь, а уж приветствуются из пушек громкими титулами, орденами и облекаются первыми в государстве должностями, как-то: шефами, генерал-инспекторами, начальниками ученых заведений, атаманами и самыми адмиралами и главнокомандующими как флотами, так и армиями. Здесь, очевидно, страшное помешательство рассудка властвующих для одного тщеславия, забав и удовольствия, - ребячество, ребячество! Здесь хотя взрослые ребятишки, сравниваясь со своими новорожденными ребятками, делятся с ними своею властью, силой, славой и честью ребячьею, и хотя по крайней мере тем кстати, что к лицу, т. е. свойственно полу.
Маленький ребенок мужского пола может возрасти в большого ребенка и тогда, хотя видом, если не внутренними достоинствами, может смело пользоваться дарованными высокими степенями, и если не по-достоинству, как чучело наряженное, то хоть по титулу, полу и возрасту соответственному. Но женскому полу уже вовсе не к лицу быть полковым: например, чучелом-шефом, хотя и им поручают в команду полки, палки и пр.
Дело всякой женщины, какая бы она мудрая и гениальная ни родилась, должно ограничиться сферой домашней жизни. Представьте же себе шефа в юбке, фризуре и прочих женских принадлежностях, командующего усатыми гренадерами в обтянутых панталонах... Иное дело, если бы у нас были, как у африканцев, женские полки амазонок, то еще туда сюда и т. д.».
Обращаясь к портрету ныне царствующего государя императора, Выгодовский выражает мысль свою так: «Вышел в свет портрет наследника, черкасского наездника, в шапке не то черкасской, не то дурацкой, с ярлыком на лбу «за отличие». Да, кто терпит головокружение, тому, говорят, хорошо носить подобные шапки; человеку же с полным рассудком, да еща на портрете, она не к лицу.
До какого, подумаешь, мелочного и презренного тщеславия человек в чести своей не унизится. Видно, за всем величеством душа пуста, как и голова. Многого ей недостает: она мучится, как гладом и жаждою. Не будь на этой шапке хоть ярлыка с надписью «за отличие», - еще полгоря: можно бы принять за порыв юноши показаться в новом виде из новых вояжей, а то, а то... Но пороки у мелких дурней мелки, а у крупных выходят из границ».
Далее, рассуждая о благости божией, коему принадлежит вся честь, слава и благословение, Выгодовский говорит:
«Будь ты по боге первое существо во вселенной и совершай в мире благо самое божественнейшее, но если ты будешь делать его вне бога и его имени, а для одной своей чести и славы, но не в прославление имени бога, то ты уже враг божий, и потому своими божественными добродетелями совершишь одну свою вечную погибель. Это видно и на практике, например: Паскевич-Эриванский и князь Варшавский столб, подпора отечества и яростный бич и гроза врагов его, совершает все мнимое благо (а в сущей истине зло) для России именем царя, и поэтому только все его пакости прикрываются царским божественным величеством, и, как они ни гнусны, принимаются однако же за честь, славу и украшение России, от царского престола истекающими.
Паскевич потому только и слывет героем и доблестным государственным мужем, фельдмаршалом и разных всемирных орденов кавалером и царским дядей, что он производит все свои пакости именем своего царственного племянничка; но начни Паскевич все это делать от своего имени, для своей чести и славы, и тогда ясно для всех окажется, что нет подлее, гнуснее и омерзительнее в мире мерзавца, канальи и людоеда, как Паскевич - урод и чудовище; сам диавол красавцем покажется против него».
«Турки или турецкие бакалавры приняли за правило надевать в наказание своим школьным ослам европейскую шляпу, и эта выдумка недурна, - говорит Выгодовский, - но непросвещенным азиатам не досталось дойти до выдумки просвещенных европейских бакалавров; надевать на своих школьных ослов княжеские и царские короны. Выдумка очень статная и обстоятельствам приличная - не думаючи очень умно выдумана.
Куда вам дрянным туркам! Спрячьтесь вы в угол со своей европейской шляпой! Правда, что и под всякой европейской шляпой ходит набитый дурак, но все же не такой, как под короной. Нет глупее в мире твари, как человек, достигнувший до того пункта безумия, что берет и надевает на себя корону. После этого так и знай, что он уже не человек, а осел и пропадет, как скотина».
Далее Выгодовский продолжает, что на земле существует и красуется политическим бытием и жизнью, то заживо умерло вечной смертью, и, наоборот, что только здесь лишено политического бытия и живота, а существует в уничтожении, отражении от мира политического, в преследовании и страдании от него, то образуется здесь в живот, славу и блаженство вечного живота.
Упоминая о содержащихся в тюрьмах арестантах, Выгодовский говорит, что там большая половина находится таких, которые искали себе только защиты и правосудия у правительства за обиды, им причиненные. Нет тягчайшего, уголовного в России преступления, как жалоба на своего начальника, никогда, как водится, просителем не доказанная и потому за клевету и ябеду всеми признаваемая. Правительство просителей учит уму, а выучить не может. Не верь ты, говорят, ни нашим законам, ни правосудию, ни нам самим.
Это так только для плезира заведено: чтобы нас не считали явными, отъявленными ворами, мошенниками и разбойниками, мы прикрываем свою шельмовскую, дворянскую, благородную породу видом законов, присутственных судебных мест, правосудия и правительства, в самой же вещи эти законы есть то же, что у вора дубина, а присутственные места - что воровские притоны; отцы же начальники - что разбойничьи атаманы; не веришь, так сунься с жалобой к тому отцу-командиру на любого вора и увидишь, какой тебе будут суд и правосудие.
Но народ так глуп и легковерен, что ничем его не урезонишь: видя - не видит и знать ничего не хочет, а слепо верует, что в мире непременно должно быть правосудие, но где оно и у кого, глупый народ, не понимая, лезет со своими жалобами к ворам и грабителям. Тьфу ты, глупцы, провалитесь, неужто можно быть так глупым, чтоб воображать найти у гайдамаков и живодеров правду и суд и пр.