© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Горожанский Александр Семёнович.


Горожанский Александр Семёнович.

Posts 21 to 25 of 25

21

№ 13 (2)

Высочайше учреждённый Комитет требует от г[осподина] Кавалергардского полка поручика Горожанского показания.

1

Как ваше имя и отчество и сколько от роду лет?

2

Какого вы вероисповедания и ежегодно ли бываете на исповеди у святого причастия?

3

Присягали ли на верность подданства ныне царствующему государю императору?

4

Где воспитывались вы? Если в публичном заведении, то в каком именно, а ежели у родителей или родственников, то кто были ваши учители и наставники? // (л. 3 об.)

5

В каких предметах старались вы наиболее усовершенствоваться?

6

Не слушали ль сверх того особых лекций? В каких науках, когда и у кого, и где именно?

Объяснив в обоих последних случаях, чьим курсом руководствовались вы в изучении сих наук?

7

С которого времени и откуда заимствовали вы свободный образ мыслей, т.е. от сообщества ли или внушений других или от чтения книг, или сочинений в рукописях и каких именно? Кто способствовал укоренению в вас сих мыслей?

На сие честь имею донести: на 1-е. Имя моё Александр, отчество Семёнов (Семёнович), от роду двадцать пять лет. На 2-е. Вероисповедания греко-российского. Бывал почти всякий год у святого причастия, кроме прошлого великого поста. Был в господом проклятом обществе и потому не пошёл исповедаться, ибо открыть должен был сию шайку, завлекшую меня в погибель. На 3-е. После происшествия неистового, бывшего 14 декабря прошлого 1825 года, увидя своё пагубное заблуждение и притом в сердце совершенное раскаяние пред всемогущим богом и августейшим монархом.

Прежде всего спешил принести присягу // (л. 4) его императорскому величеству, что и исполнил 16 декабря прошлого 1825 года в полковой нашей церкве. При бывшем того же числа дежурным при полку ротмистре Кожине. На 4. Воспитывался я в Дерптском университете. На 5. В предметах, к военной части относящихся. На 6. Более нигде лекций не слушал. На 7. Свободный образ мыслей заимствовали, как и прежде честь имел доносить при допросе 23 генваря, от корнета Свистунова, корнета Муравьёва, и некоторым образом от бывшего у нас в полку Ватковского, как и прежде честь имел доносить1.

1 Показание написано А.С. Горожанским собственноручно.

22

№ 14 (13)

Выписка из показаний на поручика Горожанского

Васильчиков -- Член общества (82). Пок[азание] 1.

Чернышёв -- Член общества (78). 1 пок[азание] и с[траница] 4 на обор[оте].

Кологривов -- Слышал о тайном обществе от Горожанского, которого и просил впредь об оном не упоминать (74). Пок[азание] 1.

Свиньин -- Был в отпуску 19 сентября и готовился отправиться в путь, как Горожанский сказал, что существует тайное общество, приглашал взойти в оное, но он ему ничего не отвечал (73). По[казание] 1.

Ник[ита] Муравьёв -- Член общества (72). Пок[азание] 1. На об[ороте] 1 с[траницы].

Свистунов -- Член общества (61). Пок[азание] 1. С[траница] 1 и с[траница] 3. Принят им в тайное общество в ноябре или декабре 1824 года. С[траница] 1 на об[ороте].

Вадковский -- Член общества (59). Пок[азание] 1. С[траница] 1 на об[ороте] и с[траница] 9, пун[кт] 6.

Вяземский -- В майе втянут был в общество Горожанским, для сношения к оному, уверял его, что цель и намерение общества суть введение нового правительства, даровавшего вольность всем... (50). Пок[азание] 1.

Кривцов -- Член общества (172). С[траница] 5.

Аненков -- Член общества (46). С[траница] 6 на об[ороте].

Оболенский -- Член Южного общества (24). С[траница] 16. О намерениях 14 декабря был известен, но лично в оном не участвовал.

Депрерадович -- Член общества (46). 1 пок[азание]. // (л. 22 об.)

Поручик Горожанский Высочайшим приказом 7 июля 1826 года (в дополнение к приказу) переведён в Кизильский гарнизонный баталион тем же чином с выдержанием в крепости ещё четыре года.

При сём следует копия с докладной государю императору записки с высочайшею резолюциею.

Над[ворный] сов[етник] Ивановский.

23

№ 15 (14)

Копия

О поручике Кавалергардского полка Горожанском

Горожанский сознался, что года полтора тому назад принят в общество корнетом Свистуновым, цель оного была введение в России конституции с тем, чтобы императорский дом оставался царствовать с ограничением, более ему ничего не открыто.

Напротив того, Свистунов показал, что он открыл Горожанскому в июле м[еся]це 1824 года цель Южного общества - введение республиканского правления, а несколько времени после того повторил пред ним слышанное от Вадковского, что для введения республиканского правления можно бы воспользоваться большим балом в Белой зале, там истребить священных особ императорской фамилии и разгласить, что установляется республика, но что Горожанский осуждал слова его.

По отрицанию Горожанского дана ему очная ставка с Свистуновым, на которой каждый остался при своём показании.

Сверх того корнет Александр Муравьёв показал, что Горожанский // (л. 23 об.) будучи горячим членом, подстрекал его, Муравьёва, когда ревность его к обществу начинала охладевать, в доказательство сему приводит он приём ротмистра графа Чернышёва, который по настоянию Горожанского принят им, Муравьёвым, что при чтении Конституции брата его, Никиты Муравьёва, она ему, Горожанскому, не нравилась по умеренности своей и что он ссылался на Конституцию Пестеля, которая должна быть гораздо либеральнее, что ему известно существование общества на юге, ибо сам несколько раз говорил ему, Муравьёву, что он принадлежит к оному.

Напротив сего, Горожанский, отрицая показания Муравьёва, объясняет, что Конституция Никиты Муравьёва действительно ему не нравилась, но не потому что она не так либеральна, а потому что он считал её пустою; на Конституцию ж Пестеля не ссылался, ибо вовсе её не знал, равно ему неизвестно никакого разделения обществ, а слышал от Муравьёва и Свистунова, что есть члены во 2-й армии, о принадлежности // (л. 24) своей к Южному обществу ничего более сказать не может кроме того, что был в члены принят Свистуновым, но переходов никаких не делал.

Показание сие Горожанский подтвердил и на очной ставке, данной ему с корнетом Муравьёвым.

Далее Горожанский объясняет, что принял в члены полковника Кологривова и поручика Свиньина, а вместе с Муравьёвым, кроме вышеупомянутого графа Чернышёва, приняли князя Вяземского; также в квартире его принят Арцыбашев. Горожанский на совещаниях ни у Рылеева, ни у князя Оболенского не был; о всём, что он знает, слышал от Муравьёва и Свистунова и то мельком в разговорах. По смерти покойного императора Муравьёв говорил ему, что этим случаем думают воспользоваться и положено было возбудить в полках упорство к присяге.

14 декабря по побуждении Муравьёва уже после присяги, он поручил унтер-офицеру Михайлову говорить людям, что манифест фальшивый и что цесаревич // (л. 24 об.) от престола не отказывается. Лично сам говорил то же часовому, стоявшему у генерала Депрерадовича и некоторым людям.

В каре возмутителей не был, но проходя мимо, брал за руку князя Одоевского, на вопрос коего, что ваш полк, отвечал: «идёт сюда». После ушёл в Сенат и пробыл там, пока всё кончилось.

Из сведений, доставленных г[осподином] командующим гвардейским корпусом, видно, что Горожанский во время присяги при своей команде не был, а по окончании оной возвратился домой и спрашивал у некоторых нижних чинов, присягали ли они. Получив утвердительный ответ, он говорил: Напрасно. И что они обмануты. Также сими сведениями подтверждается и то, что он посылал унтер-офицера Михайлова уговорить нижних чинов, чтобы они не выезжали. Горожанский присягал 15-го числа.

Верно над[ворный] сов[етник] Ивановский

На подлинной докладной записке означена следующая высочайшая резолюция за подписанием барона Дибича: «Продержав ещё четыре года в крепости, выписать тем же чином в дальний гарнизон».

24

О следственном деле А.С. Горожанского

Член Петербургского филиала Южного общества поручик Кавалергардского полка Александр Семёнович Горожанский сам явился к государю. 29 декабря он был допрошен В.В. Левашовым. Он признал себя членом общества, перечислил многих сочленов. Продолжая линию «раскаивающегося» А.С. Горожанский в своих письменных показаниях, которые были зачитаны в Следственном комитете 1 января 1826 г., показал на Батенькова, Абакумова, Мордвинова (см. док. 3/3).

24 января 1826 года на заседании Следственного комитета вновь зачитываются ответы А.С. Горожанского об участии своём в восстании 14 декабря и о значительной активности И.А. Анненкова в тот день.

6 февраля 1826 г. в Следственном комитете зачитали показания И.Ю. Поливанова, где описывалась церемония приёма П.И. Пестелем в 1824 г. в тайное общество кавалергардских офицеров, в том числе и Горожанского.

30 апреля и 12 мая 1826 года были даны очные ставки А.С. Горожанскому с А.М. Муравьёвым и П.Н. Свистуновым. А.С. Горожанский продолжал отрицать показания А.М. Муравьёва и П.Н. Свистунова.

4 июля 1826 года высочайшим приказом А.С. Горожанский был переведён тем же чином в Кизильский гарнизонный батальон с выдержанием в крепости четыре года.

Следственное дело А.С. Горожанского хранится в ГА РФ, в фонде № 48, под № 84. Согласно современной нумерации в деле 23 листа, заполненных текстом. Сохранилась нумерация, проставленная надворным советником А.А. Ивановским при оформлении дела. Ивановский закрепил в деле 21 лист, не учтя документ № 1, который был составлен позже.

Ниже дан перечень дел Следственного комитета, в которых имеются показания А.С. Горожанского по различным вопросам, не вошедшие в состав публикуемого здесь дела № 84:

1. Дело № 278 «Архив декабристов. Копии с разных писем», л. 40 (письмо от 4 января 1826 г.).

2. Дело № 301 «О частных долгах, на арестованных лиц имеющихся», л. 108 (показание без даты).

3. Дело № 39 «По отношению г. начальника Главного штаба его величества и дежурного генерала с докладными записками», л. 20-20 об. (показание без даты).

4. Дело № 133 «Об адъютанте генерал-адъютанта Закревского Путяте», л. 10 (показание от 25 февраля 1826 г.).

25

Сельцо Корытово и его владельцы

Л.Н. Макеенко

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTgudXNlcmFwaS5jb20vYzg1ODIxNi92ODU4MjE2MjMwLzEwZDQyZC9qdW5Jd01EcDFNSS5qcGc[/img2]

Недвижимое имение Корытово, расположенное близ Пскова, в ХVIII в. с принадлежавшими ему деревнями являлось родовой вотчиной капитана Дмитрия Артемьевича Ланского. Затем оно перешло к его сыну - генерал-поручику и генерал-адъютанту Александру Дмитриевичу Ланскому, одному из фаворитов Екатерины II. После смерти А.Д. Ланского его мать Ульяна Яковлевна в 1784 г. поделила имение Корытово между двумя дочерьми - Е.Д. Брылкиной, женой коллежского советника, и В.Д. Машневой, женой надворного советника.

В 1779 г. Екатерина Дмитриевна Брылкина заложила имение за 23 тыс. руб. в заёмный банк. Её муж М.Н. Брылкин к этому времени был уже статским советником и псковским вице-губернатором (с 1786 по 1793 гг.), но и он заложил своё имение за 13 тыс. руб. На что пошли эти деньги, точно неизвестно, но именно в это время М.Н. Брылкин строит собственный дом в Пскове, известный до сих пор как здание Старой почты.

Е.Д. Брылкиной, видимо, не удалось выкупить своё имение, и его приобретает Семён Семёнович Горожанский, богатый купец из Торопца, наживший состояние на откупных операциях. Ему и его жене, дочери богатого торопецкого купца Аксёнова, принадлежало в Пскове несколько домов, заводов и магазинов. Два каменных двухэтажных дома находились вблизи Торговой площади, в одном из них размещалась питейная контора. У Никольских ворот (вблизи р. Псковы) был деревянный дом, пивоваренный и водочный заводы, варницы на Островке, амбары у стены Среднего города и др.

Богатство семьи Горожанских было немалым, а родового гнезда не было. В 1801 г. Семёну Горожанскому вслед за его родственниками удалось доказать своё дворянское происхождение. И Семён Семёнович начинает создавать гнездо в приобретённом селе Корытове. К этому времени в семье было шесть детей - Гавриил, Пётр, Александр, Авдотья, Анна, Екатерина.

Примерно в 1810 г. Семён Горожанский начинает возводить в имении каменный дом-дворец, обращённый фасадом к реке. Помимо дворца сооружаются хозяйственные постройки, разбивается большой парк с цветниками, павильонами и беседками.

Вот что писал в начале 1840-х гг. о корытовском имении корреспондент газеты «Псковские губернские ведомости»: «Прекрасен сад с павильонами, беседками, закрытыми и светлыми аллеями, красивыми березовыми и сосновыми рощами».

В этом доме, молодых аллеях парка на берегу Великой, среди братьев и сестёр, гувернёров и учителей провёл своё безоблачное детство будущий декабрист Александр Семёнович Горожанский, пока в 1815 г. не был отправлен на учёбу в Дерптский университет. Сюда приезжал он под Рождество 1824 г.

Как радовался отец, смотря на сына, молодого, подающего большие надежды поручика привилегированного Кавалергардского полка. С ним он связывал свои честолюбивые мечты… Наверное, поэтому, и завещал имение Корытово Александру, а не старшему Петру (Гавриил к этому времени умер). Не знал коллежский асессор Семён Горожанский, что младший его сын связал свою судьбу с деятельностью тайных обществ и что прах его будет покоиться где-то на Соловках, а не в корытовской церкви.

Корытово перешло Петру Семёновичу Горожанскому. Владелец оказался рачительным хозяином, заботившемся о благоустройстве имения. В парке появляются новые павильоны для игры в мяч и кегельбана, раковина-площадка для оркестра, а на реке Великой - пристань.

По настоянию жены, дочери известного не только в Пскове композитора Николая Петровича Яхонтова, Пётр Семёнович с 1841 г. по воскресным дням в летние месяцы открывает корытовский парк для гуляния публики. Вот как сообщал об этом корреспондент «Псковских губернских ведомостей»: «В воскресенье 1 июня Псков наслаждался совершенно новым для него, до сих пор не бывалым удовольствием загородного гуляния.

До этого времени летнее удовольствие псковской публики состояло в монотонной прогулке по шоссе от города до штабов 2-ой гренадерской дивизии, где иногда играла полковая музыка. Теперь мы испытали более разнообразное, более приятное наслаждение в селе Корытове в связи с открытием парка». Парк оставался открытым для гуляний до смерти П.С. Горожанского в 1856 г.

Владелец Корытова, как и умершая ранее его жена, были похоронены в корытовской церкви. У Корытова появились новые хозяева. Видимо, при генерале Поливанове усадебный дворец был перестроен, став таким, как предстаёт на фотографиях, сделанных до 1910 г. В бурные годы революции он не был разрушен; по свидетельству старожилов, в предвоенные годы в нём находился закрытый военный санаторий.

Дворца не стало во время последней войны. Когда в этом районе началось строительство домов «Зеленхоза» из-под слоя огородной земли извлекли могильную плиту супругов Горожанских. Она до последнего времени находилась на задворках названной организации, всего в нескольких десятках метров от некогда существовавшей церкви.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Горожанский Александр Семёнович.