© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Жуков Иван Петрович.


Жуков Иван Петрович.

Posts 21 to 27 of 27

21

№ 18 (19-20)

1826 года майя 27-го дня от высочайше учреждённого Комитета штабс-ротмистру Жукову дополнительный вопросный пункт.

Подпоручик Бестужев-Рюмин, говоря о предприятии членов Южного общества покуситься на жизнь блаженной памяти государя императора в лагере при Белой Церкви, упоминал, что для исполнения сего они целили или считали, между прочим, на вас. На вопрос Комитета, на чём основывалось таковое мнение о готовности вашей к цареубийству, Бестужев утвердил, что о сём вам предложения никогда делано не было, ибо заговорщики опасались обнаружить свой умысел прежде времени; что вы никакого содействия обществу не оказывали, а сговорившись на Воронецкой, и решительно от оного отстали. В доказательство же того, что вы и расположены не были к подобному преступлению, приводит, что однажды, будучи у Швейковского, при Сергее Муравьёве вы сказали: «Я знаю, что для успеха в предприятии // (л. 34 об.) нашем необходима смерть государя, но если бы на меня пал жребий быть в числе заговорщиков, то после сего я сам бы себя лишил жизни».

Полковник Швейковский отозвался, что хотя означенного разговора вашего и не может припомнить, но сколько знает чувства и нравственность ваши, то действительно уверен, что вы скорее бы согласились лишить себя жизни, нежели быть убийцею.

Комитет требует от вас откровенного и положительного показания.

1-е. Действительно ли вы при Сергее Муравьёве, Швейковском и Бестужеве-Рюмине говорили слова, приводимые сим последним, почему вы считали необходимою смерть государя и для какого именно предприятия?

2-е. По какому поводу означенные лица могли считать вас способным на цареубийство?

На данные мне от высочайше утверждённого Комитета дополнительные вопросные пункты сим имею честь отвечать.

Что я не могу припомнить, чтобы когда я это говорил, будучи // (л. 35 об.) у Швейковского, и даже осмеливаюсь утвердительно отвечать высочайшему Комитету, что я никогда подобных разговоров с ним не имел, но, может быть, я когда-нибудь говорил про то, что смерть блаженной памяти государя нужна для успехов общества, то клянусь Богом, что я не1 желал конституции для того, чтобы сделаться извергом.

Может быть, Бестужев считал меня способным к такому низкому преступлению, потому что, будучи несправедливо переведён в армию полковником Стюрлером, я часто жаловался на свою судьбу и на несправедливость, и даже в первые минуты моего несчастия тяготился жизнию. Вот всё, что я могу отвечать на два вопросных пункта высочайшего Комитета, и что показание моё справедливо, в том и подписуюсь гусарского принца Оранского полка штабс-ротмистр Жуков2 // (л. 36)

1 Слово «не» вписано над строкой.

2 Ответ написан И.П. Жуковым собственноручно.

22

№ 19 (21)

1826 года майя 28-го дня от высочайше учреждённого Комитета подполковнику Сергею Муравьёву-Апостолу дополнительный вопросный пункт.

Подпоручик Бестужев-Рюмин, говоря о предприятии членов Южного общества покуситься на жизнь блаженной памяти государя императора в лагере при Белой Церкви, между прочим, упоминал, что для исполнения сего они целили или считали, между прочим, на Жукова. На вопрос Комитета, на чём основывалось таковое мнение о готовности Жукова к цареубийству, Бестужев утвердил, что о сём Жукову предложения никогда сделано не было, ибо заговорщики опасались обнаружить свой умысел прежде времени, что Жуков никакого содействия обществу не оказывал, а сговорившись на Воронецкой, и решительно от оного отстал. В доказательство же того, что Жуков и расположен не был к подобному преступлению, приводит [то], что однажды, будучи у Швейковского, при вас он сказал: «Я знаю, что для успеха в предприятии нашем // (л. 36 об.) необходима смерть государя, но если бы на меня пал жребий быть в числе заговорщиков, то после сего я сам бы себя лишил жизни».

Полковник Швейковский отозвался, что хотя означенного разговора Жукова и не может припомнить, но сколько знает чувства и нравственность Жукова, то действительно уверен, что он скорее согласился лишить себя жизни, нежели быть убийцею.

Комитет требует от вас откровенного и положительного показания:

1-е. Действительно ли Жуков при вас, Швейковском и Бестужеве-Рюмине говорил слова, приводимые сим последним, почему он считал необходимою смерть государя и для какого именно предприятия?

2-е. По какому поводу могли считать Жукова способным на цареубийство?

Насчёт называемого предприятия Южного общества при м[естечке] Белой Церкви я уже показал, что так как никогда не было в виду назначенного смотра при том местечке, то и не было ни настоящих совещаний, ни утверждённого плана // (л. 37) действий, а были между членами в разные времена разговоры об образе действия, если б случился смотр при Белой Церкви. Я не помню, чтобы кто-нибудь предложил Жукова в числе заговорщиков. Знаю же наверное, что ему самому1 никогда никем не было сделано никакого предложения по сему предмету. И потому я объяснить не могу, по какому поводу могли считать Жукова способным быть заговорщиком. Что же касается до слов его2, приведённых Бестужевым и говоренных им в присутствии Бестужева, Швейковского и меня, то я оных теперь припомнить не могу, но вообще Жуков во всё время почти никакого не принимал участия в делах общества, а после сговора своего действительно отстал от него, как Бестужев показывает.

Подполковник Муравьёв-Апостол3 // (л. 5)

1 Слово «самому» вписано над строкой.

2 Слово «его» вписано над строкой.

3 Ответ написан С.И. Муравьёвым-Апостолом собственноручно.

23

№ 20 (5)

Высочайше учреждённый Комитет требует от штабс-ротмистра Жукова откровенного показания.

1

Как ваше имя и отчество и сколько от роду лет?

2

Какой веры и каждогодно ли бываете на исповеди и у святого причастия?

3

Присягали ли на верное подданство ныне царствующему государю императору?

4

Где воспитывались? Если в публичном заведении, то в каком именно, когда и куда из оного были выпущены, и ежели у родителей, то кто именно были ваши учители и наставники?

5

В каких предметах вы старались наиболее себя усовершенствовать или приготовить? // (л. 5 об.)

6

Не слушали ли сверх того особенных лекций, в каких предметах наук, у кого, когда и где именно?

7

С которого времени и откуда заимствовали первые вольнодумческие мысли, т.е. от внушения ли других или от чтения книг, и каким образом мнения сего рода в уме вашем укоренялись?

8

Когда вы вступили в службу, где и каким образом продолжали оную и не были ли за что-либо в штрафах или под судом, когда и чем дела были окончены?

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 6)

24

№ 21 (6)

На данные мне от высочайше утверждённого Комитета вопросные пункты сим имею честь отвечать.

1

Имя моё Иван, по отчеству Пётр, от роду имею двадцать четыре года.

2

Исповедания греко-российского и каждогодно бывал на исповеди и у святого причастия.

3

Присягал.

4

Воспитывался сначала у родителей и имел разных учителей, которых имён не припомню, исключая некоторых, находившихся долее других, - аббат Деспарбес и отставной штабс-капитан гвардейской артиллерии Скрытский, а потом был в Казанском университете; по оставлении оного определён был лейб-гвардии в Гренадерский полк.

5

Имея всегда большую склонность к домашней жизни, я с охотою занимался музыкой, и хотя учился военным наукам, но не имел к ним больших способностей.

6

Будучи в университете, слушал особые лекции у профессора Брюннера - физике, у адъюнкта Петровского - военной архитектуре и профессора Фукса - натуральной истории. // (л. 6 об.)

7

Первые либеральные мысли были мне внушены подпоручиком Бестужевым-Рюминым после того, как я был огорчён переводом моим в армию, и ускорились тем, что я был так слабодушен, что боялся их насмешек, ежели разорву мою связь с ней.

8

Вступил в службу в 1817 году в лейб-гвардии Гренадерский полк, в 820 был назначен адъютантом к генерал-майору Желтухину 1-му, командиру 17-й пехотной дивизии; в 822, в апреле, поступил снова во фронт, в майе в начале, по представлению полковника Стюрлера, за то, что не успел отдать ему полной чести и имел расстёгнутый воротник, переведён тем же чином в Кременчугский пехотный полк; в 824 по представлению дивизионного генерала Ридигера переведён в гусарского принца Оранского полк.

Что показание моё справедливо, в том и подписуюсь.

Штабс-ротмистр Жуков1

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 38)

1 Ответы написаны И.П. Жуковым собственноручно.

25

№ 22 (22)

Выписка из рапорта смотрителя Сухопутного госпиталя 5 класса Шмита к г[осподину] военному министру от 30 майя 1826 за № 3980

Гусарского принца Оранского полка штабс-ротмистр Жуков, поступивший в означенный госпиталь с 21 генваря сего года, по удостоверению главного доктора статского советника Гиглера был одержим венерическою болезнию и хотя от оной выпользован, но по причине частой головной боли и геморроидальных припадков из госпиталя выписан быть не может.

Верно: военный советник Вахрушев

Подлинный рапорт смотрителя Шмита находится в деле о прапорщике Вятского полка Ледоховском1. // (л. 39)

1 См.: ГА РФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 207.

26

№ 23 (23)

Справка

На докладной записке о шт[абс]-ротмистре Жукове последовала высочайшая резолюция: выдержать 6-ть месяцев на гауптвахте и перевесть в Архангельский гарнизонный полк.

Верно: коллежский секретарь Хлусович

27

О следственном деле И.П. Жукова

Об участии штабс-ротмистра гусарского принца Оранского полка И.П. Жукова в Южном обществе стало известно Следственному комитету из «списка лиц, поименованных в показаниях Пестеля, коих прежде в виду не было и коих должно взять», заслушанного 5 января 1826 г. в Комитете. Тогда же был дан приказ об его аресте.

И.П. Жуков был допрошен 12 января 1826 г. в Житомире в присутствии генерал-лейтенанта Л.О. Рота. Жуков показал, что в Белой Церкви в 1825 г. М.П. Бестужев-Рюмин сообщил ему о существовании тайного общества, желающего улучшения законов; в октябре 1825 г. он же предлагал ему привлекать в общество сослуживцев, но Жуков ответил отказом, кроме того, Жуков назвал фамилии некоторых членов общества.

15 января 1826 г. арестованный Жуков был отправлен в Петербург. В рапорте начальника Главного штаба 1-й армии К.Ф. Толя сообщалось, что вместе с Жуковым отправляются его показание, взятые у него бумаги (ключ к тайной переписке), а также бумаги С.И. Муравьёва-Апостола и М.П. Бестужева-Рюмина, взятые на месте восстания Черниговского полка и на квартире первого в Василькове (док. № 2/2, 3/3, 4/4).

Доставленный в Петербург 19 января 1826 г. Жуков был допрошен генерал-адъютантом В.В. Левашовым. Жкуов сознался, что согласился вступить в общество в 1825 г., так как в намерениях общества, по его представлению, ничего противозаконного не было и ему предложено было М.П. Бестужевым-Рюминым принимать в общество членов из своего полка. Жуков продолжал утверждать, что ни в каких действиях общества не принимал участия и о цели общества не знал, об Обществе соединённых славян не слышал (док. № 5/1). После допроса Жуков был отправлен на главную гауптвахту, а 21 января в военный госпиталь.

15 февраля Жукову были даны Следственным комитетом письменные вопросы, на которые он дал в тот же день письменные ответы. В них он перечислил известных ему членов общества, цель общества, ему открытую, - «улучшение законов и утверждение конституции», но на большинство вопросов ответил отрицательно, дал также объяснение по поводу ключа к тайной переписке и знакомстве с А.П. Трубецким и Л.Д. Сенявиным (док. № 6/7, 7/8). Ответы Жукова были заслушаны в Следственном комитете 17 февраля 1826 г., в журнале о них была сделана следующая запись: «Слушали: штабс-ротмистра Жукова: был членом тайного общества, но мало принимал участия и не действовал».

17 марта 1826 г. М.П. Бестужеву-Рюмину был задан дополнительный вопрос по поводу И.П. Жукова. В ответе он заметил, что Жуков в 1825 г. после сватовства к княжне Воронецкой оставил общество (док. № 8/9).

Дальнейший ход следствия над Жуковым связан с выяснением содержания переданной М.П. Бестужевым-Рюминым А.П. Трубецкому записки для Жукова на французском языке с просьбой о немедленном прибытии Жукова в Радомысль, о чём стало известно из рапорта Комиссии военного суда, доставленного дежурным генералом 1-й армии в Главный штаб его императорского величества (далее е.и.в.), а затем военному министру А.И. Татищеву 25 марта 1826 г. (док. № 9/10, 10/11).

31 марта по поводу этой записки Следственным комитетом был задан вопрос И.П. Жукову и М.П. Бестужеву-Рюмину. Жуков отрицал получение записки (док. № 11/12), а Бестужев-Рюмин сообщил, что в записке говорилось о том, чтобы Жуков приехал в Радомысль к И.С. Повало-Швейковскому, где должно его ждать письмо от Бестужева-Рюмина с просьбой приготовить полк для содействия восставшим, но в связи с раскаянием Швейковского письмо для Жукова Бестужев ему не оставил. Он также подтвердил, что князь А.П. Трубецкой к обществу не принадлежал (док. № 12/13).

Затем 20 апреля 1826 г. Комитет выяснял у Жукова вопрос о стихотворных переводах ротмистра М.Н. Паскевича и их распространении (док. № 13/14). Жуков сознался, что давал список переведённых стихотворений Паскевича Бестужеву-Рюмину, но в полку их не читал и никому не давал (док. № 14/15).

27 мая 1826 г. Следственный комитет, устанавливая участие Жукова в планах цареубийства, задал ему дополнительный вопрос в связи с заявлением Бестужева-Рюмина, что члены Южного общества рассчитывали на Жукова, который якобы сказал: «Я знаю, что для успеха в предприятии нашем необходима смерть государя, но если бы на меня пал жребий быть в числе заговорщиков, то после сего я сам бы себя лишил жизни». Однако Жуков этого факта не подтвердил (док. № 18/19-20). 28 мая 1826 г. вопрос о роли Жукова в планах цареубийства был задан также С.И. Муравьёву-Апостолу, на который он, как относительно приписываемых Жукову слов, так и его участия в заговоре, ответил отрицательно (док. № 19/21).

Кроме указанных выше документов, следственное дело И.П. Жукова содержит опись документов дела (док. № 1), копию и отпуск с отношения военного министра А.И. Татищева главнокомандующему 1-й армией от 21 апреля 1826 г. с копиями вопросных пунктов и ответов на них Бестужева-Рюмина и Жкуова от 3 марта 1826 г., данных Следственному комитету (док. № 15/16); рапорт дежурного генерала Главного штаба е.и.в. военному министру Татищеву от 5 мая с приложением рапорта начальника Главного штаба 1-й армии начальнику Главного штаба е.и.в. от 28 апреля 1826 г. о приобщении полученных из Петербурга допросов Жукова и Бестужева-Рюмина от 31 марта 1826 г. к военно-судному делу (док. № 16/17, 17/18), вопросы «о воспитании» и ответы на них Жукова (док. № 20/5, 21/6), выписку из рапорта смотрителя сухопутного госпиталя Шмита, где находится на излечении Жуков (док. № 22/22), справку с высочайшей резолюцией (док. № 23/23).

По докладу Следственной комиссии 24 июня 1826 г. последовала резолюция царя: «Выдержать шесть месяцев на гауптвахте и перевесть в Архангелогородский гарнизонный полк и ежемесячно доносить о поведении». Высочайший приказ о переводе отдан 7 июля 1826 г.

Следственное дело И.П. Жукова хранится в ГА РФ, в фонде 48, под № 88. Согласно современной нумерации оно состоит из 39 листов, заполненных текстом, включая литерные. Первоначальная нумерация, проставленная во время его формирования военным советником Вахрушевым, учла 53 листа, в том числе чистые. На обороте одного из них написано: «Подпоручику Бестужеву-Рюмину» и «Ответ». Документ № 1 попал в дело позднее и не был пронумерован Вахрушевым.

Ниже дан перечень дел Следственного комитета, в которых имеются показания И.П. Жукова по различным вопросам, не вошедшие в состав публикуемого здесь дела № 88:

1. Дело № 94, М.Н. Паскевича. Л. 14 (показание от 3 марта 1826 г.), Л. 19 (показание от 6 апреля 1826 г.).

2. Дело № 130, С. Поздеева, П.А. Криднера, Ф.А. Вильманса. Л. 5-5 об. (показание от 17 марта 1826 г.).

3. Дело № 246, «Справки, забранные по отношению г[осподина] главнокомандующего 1-ю армиею». Л. 6-6 об. (показание от 26 марта 1826 г.).

4. Дело № 259, А.И. Богданова. Л. 5 (показание от 24 мая 1826 г.).

5. Дело № 126, Л.Е. Годениуса, А.П. Рославлева, Н.Ф. Лосева. Л. 5 (показание без даты).

6. Дело № 304, «Об отобранных от арестованных лиц сведениях, не состоит ли у кого в залоге недвижимое имение как в опекунских советах, банке, так и в приказах общественного призрения». Л. 70 (ответ без даты).


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Жуков Иван Петрович.