Дом декабриста Бечаснова стоит в селе Смоленщине под Иркутском, по адресу: улица Мира, 12. Его удалось отыскать по сохранившимся документам. Совсем недавно ещё одна старица истории родного края возвращена из забвения...
[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTExLnVzZXJhcGkuY29tL1QzTE5mYWhyYUYtWGZCN1NtRm5sTGJLVGhvZG52Y21SZnU3WG1nL050Zk80SG9aSnJZLmpwZw[/img2]
А началось это два года тому назад. В 1985 году в Иркутский государственный объединённый музей пришло письмо от ветерана Советской Армии, кавалера орденов Красного Знамени и Красной Звезды москвича Ю.С. Щулепникова. Он писал:
«Летом 1927 года я жил в селе Смоленщина. Старый хозяин нашей квартиры, отец (или дед?) которого дружил с Бечасновым, показал мне домик, в котором жил декабрист. Я этот домик зарисовал, а позднее снял копию, которую и посылаю. Может, она вам пригодится. Схема довольно условна, так как она составлена по прошествии почти шестидесяти лет. В ней, в частности, нет железной дороги, которая шла тогда вдоль Байкала, и асфальтовой дороги на г. Шелехов, которого тогда тоже не было... Но домик, если он уцелел, найти не трудно».
В письмо были вложены рисунок дома декабриста В.А. Бечаснова и примерная схема расположения этого дома с обозначенными на ней реками Иркутом и Олхой, старой мельницей, церковью и трактом на Иркутск, с мостом через Олху, неподалёку от которого был выделен красный квадрат - «домик Бечаснова». Естественно, понадобились розыски дополнительных данных, которые позволили бы проверить сведения, любезно присланные Ю.С. Щупепниковым. На это ушло время...
Декабрист Владимир Александрович Бочаснов, как писала в одной из своих статей его правнучка, покойная ныне И.В. Гирченко‚ «Был выходцем из мелкопоместного дворянства Рязанской губернии». Окончив второй кадетский корпус, имея чин прапорщика, он служил в 8-й артиллерийской бригаде, расквартированной под Житомиром. В 1823 году В.А. Бечаснов вступил в «Общество соединённых славян», которое затем влилось в Южное общество. Бечаснов был одним из активных его членов. Во время восстания Черниговского полка он пытался поднять Ахтырский полк.
Осуждённый по I разряду, Владимир Александрович отбыл каторгу в Забайкалье, а в 1839 году вышел на поселение в с. Смоленщина Иркутской губернии, где в 1846 году женился на дочери крестьянина с. Кузьмихи Кичигиной Анне Пахомовне, имел многочисленную семью. Бечаснов был беден. Совместно с Белоголовым он построил маслобойку с конным приводом для выжимки конопляного масла, и это было, пожалуй, самым важным делом его жизни в Смоленщине...
После амнистии в 1856 году Владимир Александрович остался в Сибири, которую успел полюбить. Жил в Иркутске, на Луговой улице (теперь улица Марата). Его Иркутский дом сгорел во время большого пожара 1879 года. Умер декабрист в 1859 году и похоронен в ограда бывшего Знаменского монастыря. Похороны В.А. Бечаснова устраивал ссыльный революционер-демократ М.В. Петрашевский.
...В современной Смоленщине прочно хранится память о знаменитом односельчанине. Именем В.А. Бечаснова названа одна из центральных улиц, материалы о декабристе собирают краеведы, школьники. Но дом считался утраченным. В 1925 году видный иркутский учёный-декабристовед Б.Г. Кубалов в своей книге «Декабристы в Восточной Сибири» опубликовал сведения о доме Бечаснова, которые ему сообщили старожилы села, лично знакомые с декабристом, и прежде всего, семидесятишестилетний И.Н. Яровенко.
«Яровенко указал и расположение усадьбы Бечаснова, спускавшейся с пригорка к берегу Иркута... Дом Бечаснова перенесён был позже на новое место и занят теперь сельсоветом, - писал Б.Г. Кубалов. - На месте дома и усадьбы Бечаснова находится ныне сельская школа».
...С рисунками, присланными в музей, поехал в в Смоленщину, честно говоря, мало веря в успех розысков. Долго ходил по селу, проверил ориентиры, схемы Щулепникова, зашёл в школу, на места которой когда-то стоял дом Бечаснова. Мне показали мост через Олху. Старый мост теперь заменён на современный, и мысленно корректировалась схема. Долго искал обозначенную на ней церковь, пока местные жители не подсказали, что она давно перестроена под спортивный зал школы. Домик Бечаснова должен был находиться примерно на одной линии с бывшей деревянной церковью через тракт на Иркутск.
И вдруг... Да, он был похож на домик с рисунка 1927 года, только обшит узкими досочками, без ставень и пристроя, с входом не слева, как на рисунке, а справа. Но крыша такая же, двускатная, и фасад в три окошка... Хозяин дома, Александр Иванович Васильев, оказался дома, пригласил пройти. Особо интересного он рассказать не мог, поскольку купил этот домик в 1975 году. Прежние владельцы также не знали, кому дом принадлежал в далёком прошлом. Внутри небольшое помещение было как бы поделено несущими балками потолка на три части. И это было очень важно! В письме своему другу декабристу П.Н. Свистунову 3 декабря 1840 г. Бечаснов писал:
«Приехав 16 августа в свою деревушку, я поражён Был прелестию видов и совсем не живописными развалинами сгнивших лачуг. Не было квартиры и я до 1-го ноября маялся в так называемой горнице, в которой от бурь с Иркута не Было спасения, как бы её ни топили. Купил лошадь, сена... и антик в любой кабинет редкостей - это, буквально, столетнюю избу: кое-как её поправил и перешил... Теперь у меня та же изба, перегороженная на три конурки, только с хорошими двойными рамами, с новой печью, с обшитыми углами, перекрытая...»
Перегороженная на три конурки! Даже и сейчас, по прошествии столького времени, видны были остатки дощатых перегородок. Изба, действительно, древняя, под недавно сделанной самодельной обшивкой видны были почтенного возраста брёвна, да и старые стропила крыши вызывали почтение. Хотя, конечно, крышу перекрывали на раз после Бечаснова... Новая печь на месте старой стоит ближе к стене во двор, и труба с улицы почти не видна. Нет её и на рисунке Щулепникова. Слева с торца - заколоченный вход, без пристроя. «А вот ставни!» - спросил я хозяина. А.И. Васильев помолчал, затем ответил, что ставни были, но в 1976 году он их снял: нечем было топить дом... На оконных косяках сохранились старые петли: по четыре - на крайних окнах, и две - на среднем, справа, где крепилась одна ставня. «Толстые были, массивные», - сказал Васильев.
Жительница Смоленщины Екатерина Яковлевна Софьина помнит ещё по рассказам своей покойной матери, Степаниды Александровны Овчинниковой, жившей по соседству с найденным домом, что раньше «там была волость», то есть находилось местное сельское начальство. «До войны в нём была пекарня, дом был сельсоветовский, а в 30-х годах и в войну был заброшен. И вход прежде был, точно, слева, а позже перестроили», - говорили Екатерина Яковлевна и её муж Сергей Дмитриевич.
Да ведь ещё Кубалов писал, что дом был занят сельсоветом! Сейчас сельсовет расположен в новом здании и совершенно в другой стороне, чем тогда, в 1920-е годы.
Итак, всё сходится. Дом декабриста В.А. Бечаснова, определённый вновь, должен быть поставлен на государственный учёт и охрану. Он уцелел чудом, поскольку в документах о продаже дома А.И. Васильеву есть запись: «Дом подлежит под снос в связи со строительством моста через р. Олху. Хозяин предупреждён». К счастью, эта беда, висевшая над домом Бечаснова десять лет назад, миновала. Но допустить новой беды - вот долг местных краеведов! В этом доме, после реставрации можно разместить школьный краеведческий музой села Смоленщины с уголком В.А. Бечаснова. Тем более, что хозяин А.И. Васильев готов уступить этот дом, если ему дадут квартиру в одном из иркутских микрорайонов, поближе к аэропорту, где он работает.
Прошло время поисков. Настало время решений.
Е. Ячменёв, заведующий музеем декабристов.
«Восточно-Сибирская правда». 12 декабря 1987 г. Стр. 3.







