© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Авенариус Александр Андреевич.


Авенариус Александр Андреевич.

Posts 11 to 18 of 18

11

8.15

[14 июля 1824 г. Белый Ключ.]

Прошу Вас, милостивой государь Николай Николаевич! - пожаловать ко мне на Белай Ключ16. Завтре я ожидаю его высокопревосходительство Алексея Петровича! Приежайте разделить время и полюбопытствовать о наших работах из прутиков и лучинок.

Я буду ожидать Вас.

С моим почтением остаюсь Вам, милостивый государь, покорным слугой

А. Авенариус.

(ОПИ ГИМ Ф. 254. Ед. хр. 344. Л. 46 об.).

12

9.

30 июня 1825 г. Белый Ключ.

Милостивой государь Николай Николаевич!

Его высокопревосходительство Алексей Петрович завтра в 6-ть часов утра едет к Вам, поручил мне уведомить о том Вас, а вместе с тем просить выслать им дрожки на дорогу, лежащую к вам от Цалки. Они поедут от меня на дрожках, а Беденским полем верьхом, до самого спуска, пред которым будут отдыхать, а потом под гору пешком и выйдут на дорогу, как я выше сказал, и на этом месте дрожки Ваши должны их ожидать. А как я слышал от Вас, что дорога грязна, то не худо, если б дрожки были в пять лошадей. Да не забудьте приказать прокосить дорогу от спуска. Трава тут так высока, что и не выдерешься, тогда посылайте нас вытаскивать.

Все, которых Вы у меня видели, едут к Вам, кроме Геркулесова внука князя Севердземидзева17, уехавшего вчерась в Тифлис.

Примите истинное почтение и совершенную преданность, с которым[и] пребуду навсегда к Вам, милостивый государь, покорнейшим слугою

А. Авенариус.

P.S. А как у вас будет много гостей, то прошу Вас приказать мне поставить солдатскую палатку, ибо невозможно всех поместить в доме. Я привык к лагерю. Прощайте, почтеннейший сосед, до свидания. Постараюсь уговорить ехать к Вам изнеженного лорда Медокса, пугающегося всегда дурной дороги.

30-го июня 1825 года.

Белый Ключ.

На первом листе сверху пометы: Пол[учено] 30 июня. О[твет] д[ан].

(ОПИ ГИМ Ф. 254. Ед. хр. 347. Л. 124-124 об.).

13

10.

30 июля 1825 г. Белый Ключ.

Милостивый государь Николай Николаевич!

Па возвращении моем из Тифлиса нашел письмо Ваше, на которое не мог тотчас ответить по разным делам службы. Посланные деньги с ун[тер]-офи[цером] 30 рублей серебром получены.

За день до выезда Алексея Петровича на линию получено донесение, что генералы: Лисаневич ранен двумя ударами кинжала, а Греков заколот18, и еще с ним один Мурав. Несчастный этот случай весьма потревожил Алексея Петровича, который, будучи не весьма здоровым, но выехал к месту происшествия.

В горах явился новый лже-пророк, предсказывающий тамошным набалдашникам истребление всех рус[с]ких, и что он могуществом своим может иссушать реки и летать на бурке19. Нашлись дураки дать ему веру, и напроказили. Аксаевцы были собраны или призваны в одну крепость; из толпы вызывали верующих в нового пророка, двух схватили, попросили третьего, этот напичкан фанатизмом - бросился с кинжалом на Лисаневича, дал ему две раны, потом Грекова наповал, а затем и - своего Мурава. Вот следствие неосторожности с варварами. Покойный Греков (как говорят) весьма хорошо знал, какие брать меры, схватив[ши] негодяев, но в присутствии Лисаневича, как своего начальника, видно, не мог, а может быть, тот и не хотел взять предосторожность при этом случае. По крайней мере, так предполагают о случившемся несчастии. Если б был один Греков, то этого бы не случилось.

Теперь у меня столько работы, что никак не могу приступить к дороге к ближайшему к Вам сообщению, разве в [ос]ень. Благодарю Вас за приглашение. Если б Вы были свидетелями всех моих забот по постройкам и по вновь строющим[ся] мельницам, к ним новым пролагаемым дорогам, то извинили бы меня, а может быть, и пожалели бы хлопотам, Бог знает, для кого трудящим? Если Вы будете иметь свободное время, то покорнейше прошу пожаловать ко мне и давать полезные советы по всем частям нового нашего водворения, отчего у меня, ей-ей, голова кружится, а помощ[и] никакой нет, как одной надежды на почтенного соседа!

Лорд Медокс разделяет со мной мое уединение, который свидетельствует вам свое почтение. Ожидаю к себе земляка моего барона Эрте и графа Толстековского (Соколовского), как полезных людей; одного по эксизам, другого по музыке. Пожалуйста, приежайте к нам, чем сделаете большое мне удовольствие. И как освобожусь от хлопот, то никто столько не наскучит Вам посещениями, как я. Проделаю дорогу ближайшую и всякой день у Вас, хоть Вы мне и не будете рады, но я Вам рад!

С сыстенным моим почтением и совершенною преданностью пребуду навсегда Вам, милостивый государь, покорнейшим слугой - и добрым соседом.

А. Авенариус.

P.S. Жар у нас до 28 градусов, но ненадолго, в два часа уже прохладно, у Вас, полагаю, должно быть жарче.

30 июля 1825 года.

Белый Ключ.

На первом листе сверху пометы: Пол[учено] 9 августа. О[твет] д[ан].

(ОПИ ГИМ Ф. 254. Ед. хр. 347. Л. 171-172).

14

11.

25 января 1827 г. Белый Ключ.

Милостивый государь Николай Николаевич!

Имею честь рекомендовать Вам вручителя сего, Дмитрия Алексеевича г[осподи] на майора Мартынцова, переведенного к Вам в полк. Весьма уверен, что Вы будете им довольны столько ж, как и я, службой и усердием его, и найдете в нем преблагороднейшего человека во всех отношениях.

Примите уверение в истинном моем к вам почтении и преданности, с которым[и] остаюсь навсегда, милостивый государь, покорнейшим слугою

А. Авенариус.

25-го генваря 1827 года.

Белый Ключ.

На первом листе сверху пометы: Пол[учено] 7 февраля. О[твет] д[ан].

(ОПИ ГИМ Ф. 254. Ед. хр. 352. Л. 27).

15

12.

20 февраля 1827 г. Белый Ключ.

Милостивый государь Николай Николаевич!

Его превосходительство Алексей Александрович Вельяминов20 поручил мне переслать к Вам рисунок походной телеги и сухого лесу на постройку оной. Рисунок при сем препровождаю, а лесу сухого нет, было его много, но весь перевели на походные телеги для возки в ротах сухарей. Уведомляя о сем, с сыстенным почтением остаюсь вам, милостивый государь, покорнейшим слугой

А. Авенариус.

Февраля 20-го дня 1827-го года.

Белый Ключ.

На первом листе сверху пометы: Пол[учено] 25 февраля. О[твет] д[ан].

(ОПИ ГИМ. Ф. 254. Ед. хр. 352. Л. 37).

16

13.

5 августа 1827 г. Лагерь при р. Курачай.

Милостивый государь Николай Николаевич!

При многотрудных занятиях Ваших, Вы нашли еще время обязать меня письмом вашим от 25 июля. Примите истинную мою благодарность, с уверением искренного к вам уважения.

Никогда не вопиял я к Небу, а теперь имею справедливую причину роптать на судьбу! - что бросила нас в Карабах и не удостоила участвовать в славе побед почтеннейшего начальника Ивана Федоровича21. Вы трактуете о мире, а мы еще и не дрались, и, по-видимому, нам и не удастся.

Мы провожаем к Вам транспорты с провиантом, а это такая тяжкая комиссия, что лучше всякой день по сту раз бить и гнать персиян, чем провожать арбы, растянутые на 5-ть верст по гористой и дурной дороге. Беспрестанная ломка, недочет в быках от падежа, а главное: что на всей дороге нет совсем корму и в двух местах воды. Все это так озабочивает, что портит кровь без надежды к поправлению; поход в Таврис, заверяют меня, все бы поправил, но наше ли это счастье?

Весьма бы желал с последним транспортом в мою очередь прибыть к Вам и вместе с Вами следовать в Таврис.

Этой милости почтеннейший Иван Федорович, конечно, для нас, черекенских, не сделает.

Вчерашний день на рассвете [1 нрзб.] более трех тысяч конных персиян атаковали Реута22, сшедшего с порожними 4-ю стами арбов от реки Акары. Реут атаковал их сам тремя ротами и двумя пушками, прогнал. Весьма счастливо, что атаковали его не на походе, а то на 5-ти верстах растянутый транспорт защищать было бы не без убытку в быках.

Весь июль месяц здесь был весьма прохладен, зато первые числа августа дают чувствовать всю лютость жара. Больные даже и у меня умножаются, чего во все лето не бывало.

При истинном к Вам почтении и преданности поручаю себя доброму Вашему расположению и в надежде сей остаюсь Вам, милостивый государь, покорнейшим слугой

Александр Авенариус.

P.S. Нетерпеливо желаю поздравить Вас генералом. Я весьма уверен, что не задержут. Даже предвижу, что Вы будете нашим начальником штаба. Не подумайте, чтоб дар пророчества получил я через фриштик Эзекииля. Ничего не слышу о любезном мне лорде Медоксе, где он и что с ним делается. Нанимаю попа служить за упокой доброй души его панихиды23.

5-го августа 1827-го года.

Лагерь при речке Курачае.

К удивлению моему, на сих днях читал в газетах, что Ива[н] Алекса[ндрович] Вельяминов назначен командиром Корпуса и всей Сибири24. Вот судьба! Из бани попасть в огромный ледник. Сумневаюсь чтоб мог перенести тамошний климат, десять лет потевши в Грузии? Ему 58-мь лет.

На первом листе сверху пометы: [Получено] 20 августа. О[твет] д[ан].

(ОПИ ГИМ. Ф. 254. Ед. хр. 353. Л. 35-36 об.).

17

14.

8 октября 1827 г., д. Гузнют.

Милостивый государь Николай Николаевич!

Благодарю Вас от истинного удовольствия за письмо Ваше от 26-го сентября.

С нетерпением спешил соединиться с Вашим отрядом. Проклятый транспорт, который прикрывал, отнял у меня шесть дней, и я был бы с Вами. Теперь воротили меня в Нахичевань, с сокрушением сердца жалуюсь Вам, ибо разделяю чувства моих товарищей и добрых егерей, с поникшими головами обращающих в Нахичевань. Я так стар, что мне ничего не надобно, но молодежь у меня кипит верностию, и я опасаюсь, чтоб они не ост[нрзб.]ли [нрзб.] в Нахичеване или в Абаз-абате.

Вы так пугнули Абаз-Мирзу25, что по слухам здесь, последние его войска разбежались, а сам он неизвестно где. Пора бы ему образумится, а то от упрямства потерять может весьма много, а легко, может быть, что и голову.

Большой Вам будет грех, когда пойдете в Таврис26, а нас оставите здесь. Прощайте, почтеннейший Николай Николаевич! Здоровье и всякое благо да сопутствует с Вами. С сыстенным почтением и преданностию остаюсь навсегда, милостивый государь, почтеннейшим слугой

А. Авенариус.

8-го октября 1827 года.

Ночлег при деревне Гузнют.

Место, весьма хорошее для ночлега.

На первом листе сверху пометы: [Получено] 9 октября. О[твет] д[ан].

(ОПИ ГИМ. Ф. 254. Ед. хр. 353. Л. 73-73 об.).

18

Примечания

Авенариус Александр Андреевич (1780-1828), майор, с 1823 г. полковник, командир 41 егерского полка. Член Союза спасения. О знакомстве и встречах Муравьёва с Авенариусом см. Записки. (РА. 1888. № 9. С. 37). Судя по публикуемым письмам 1827 г., Авенариус в русско-персидскую войну обеспечивал со своим полком продовольственные обозы для русской действующей армии. М.Г. Нерсисян, ссылаясь на данные «Кавказского сборника» (Т. 28), указывает, что в этой же компании Авенариус отличился в сажении под Гянджой (Елизаветполем) 13 сентября 1826 г., в 1827 г. участвовал с полком во многих боях в Азербайджане и Арминии. (Нерсисян М.Г. Декабристы в Армении. Ереван, 1975. С. 46)

1. Речь идёт о предшественнике Н.Н. Муравьёва по командованию 7-м карабинерным гренадерским полком полковнике Ладинском. В июле 1823 г. Муравьёв всё ещё был занят приёмом полка, командиром которого был назначен 11 июня 1822 г. Задержанный подготовкой экспедиции на восточный берег Каспийского моря, Муравьёв прибыл в полк 20 января 1823 г.

2. Упомянутые прейскурант и реестр ни в книге писем, ни вообще в фонде 254 не сохранились.

3. Алексей Петрович - А.П. Ермолов.

4. Письма Авенариуса 1823 г. связаны с заданием по обследованию и строительству дорог, полученным командирами полков от А.П. Ермолова, желавшего «иметь маршрут для личного обозрения сих мест» (расположения полков - ред.). (См.: РА. 1888. № 9. С. 29-30.

5. Указанный рисунок при письме в фонде 254 не сохранился.

6. Попов - вероятно, Павел Васильевич, впоследствии командир Херсонского полка, расквартированного в Гори.

7. Из Записок известно, что Муравьёв был на полковом празднике 41-го егерского полка в Лорах. (РА. 1888. № 9. С. 40). О других встречах Муравьёва с Авенариусом см.: Там же. С. 37.

8. Речь идёт о знакомом и корреспонденте Муравьёва - Василии Михайловиче Медоксе, адъютанте генерала Вельяминова, англичанине по происхождению (его отец Майкл Медокс был на рубеже XVIII-XIX вв. известным в Москве театральным антрепренёром. А.П. Ермолов отзывался о В. Медоксе в 1822 г. в письме А.А. Закревскому, что он «величайшая дрянь». (Сб. Русского исторического общества. Т. 78. СПб., 1891). В.М. Медокс - брат известного (в частности, по сибирскому знакомству и провокационным доносам на брата Н.Н. Муравьёва, Александра Николаевича) авантюриста Р.М. Медокса. (См. о нём: Русская старина. 1880. Т. 29. № 9. С. 221-222; Штрайх С.Я. Роман Медокс. Похождения русского авантюриста XIX в. М., 1930).

9. Речь идёт о книге Н.Н. Муравьёва «Путешествие в Хиву» (М., 1822), изданной с приложением атласа.

10. Тимковский Василий Фёдорович (1781-1832), литератор. В 1822-1825 гг. чиновник особых поручений при А.П. Ермолове на Кавказе. В 1826-1828 гг. бессарабский гражданский губернатор. Муравьёв был знаком с ним с 1820 г. (РА. 1887. Т. 3. С. 409; 1888. № 9. С. 25).

11. Сотников Василий Семёнович, капитан, адъютант Главного штаба 1-й армии. В 1826 г. после восстания Черниговского полка по обязанности службы собирал сведения о «духе» мятежных частей на юге. (См. о нём: ВД. Т. 6. М.; Л., 1929. С. 11-13, 16-18; Нечкина М.В. Движение декабристов. Т. 2. М., 1955. С. 187, 191, 193).

12. В это время (летом 1823 г.) Авенариус получил чин полковника.

13. Речь идёт о прокладке и строительстве новой дороги в горах на Манглис, которую вёл Муравьёв силами своего полка. (См. подробнее: РА. 1888. № 9. С. 45-48. № 10. С. 197).

14. Роман Иванович - Р.И. фон дер Ховен. Тифлисский гражданский губернатор в 1818-1829 гг. Приезжал для осмотра вновь прокладываемых дорог и привлечения к строительным работам местного населения. (См.: РА. 1888. № 10. С. 199-200).

15. Данное письмо Авенариуса является припиской к письму Муравьёву казачьего полковника Григория Алексеевича Сергеева из Белого ключа от 14 июля 1824 г.

16. А.А. Авенариус пишет о топографических съёмках места, избранного для новой штаб-квартиры 41-го егерского полка в Белом ключе. (См.: РА. 1888. № 10. С. 197).

17. Севардземидзе, грузинский князь, командир Тифлисского пехотного полка, с которым Муравьёв занимался прокладкой дорог. (См.: РА. 1888. № 9. С. 27).

18. Речь идёт об убитых чеченцами начальнике 22-й пехотной дивизии и Кавказской области генерал-лейтенанте Лисаневиче и генерал-майоре Грекове, командовавшем линией в Чечне. (См.: РА. 188. № 9).

19. О появлении нового «лже-пророка» см. в Записках (РА. 1888. № 11. С. 390-391).

20. Вельяминов Алексей Александрович (1785-1838), генерал-лейтенант, участник Отечественной войны и заграничных походов. С 1816 г. на Кавказе, где служил под командованием А.П. Ермолова. Начальник штаба корпуса на протяжении 13 лет, участник русско-персидской и русско-турецкой войн. В 1829-1830 гг. командир 16-й пехотной дивизии, действовавшей на европейском фронте войны с Турцией. В 1830 г. вернулся на Кавказ, где стал командовать 14-й пехотной дивизией. В 1831 г. назначен командующим войсками Кавказской линии и начальником Кавказской области.

21. Иван Фёдорович - Паскевич И.Ф. (1782-1856), граф Эриванский, командующий русскими войсками в Закавказье с 1826 г. С 1827 г. главнокомандующий и наместник на Кавказе. Речь в письме идёт о взятии Эривани.

22. Реут - командир 42-го егерского полка.

23. По народному поверью, церковная заупокойная служба по безвестно пропавшему заставляет его затем в ближайшее время объявиться.

24. Вельяминов Иван Александрович (1771-1837), генерал-лейтенант. С 1818 по март 1827 г. командовал 20-й пехотной дивизией, управляющий гражданской частью в Грузии. Вместе с А.П. Ермоловым был уволен, затем переведён в Сибирь, где командовал Отдельным Сибирским корпусом, а позднее был генерал-губернатором Западной Сибири. На Кавказе И.А. Вельяминов покровительствовал А.А. Авенариусу.

25. Абаз-Мирза (Аббас-Мирза), наследный принц персидского престола. В 1826 г. возглавил в качестве главнокомандующего 60-тысячную персидскую армию, вступившую в Карабах. В письме Авенариуса речь идёт об осаде и взятии крепости Эривань в октябре 1827 г., где важную роль сыграли войска Н.Н. Муравьёва.

26. Движение войск на Таврис рассматривалось как завершение войны. Переписка А.А. Авенариуса с Н.Н. Муравьёвым на этом обрывается. В 1829 г. Муравьёв участвовал в передаче после смерти Авенариуса его полка П.М. Леману.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Авенариус Александр Андреевич.