№ 5 (5)
1826 года, генваря 12 дня; вследствие заданных мне высочайше учреждённым Комитетом вопросных пунктов, я, нижеподписавшийся, показал:
О принадлежности моей к тайному обществу и известности мне о существовании оного, я как прежде, так и поныне показываю, что не принадлежал к оному и сведений никаких об оном не имел, исключая тех рассуждений, которые, впрочем, не давали мне понятий о существовании какого-либо общества.
9 числа, встретившись у адъютанта Ростовцова1 с поручиком князем Оболенским1, я был им приглашён к нему в первый раз. Тут сообщил он мне, что намерение всех полков есть: противиться присяге2, то как я насчёт сего думаю, и каково расположение нашего полка; я ему отвечал, что ничего на сие сказать3 не могу, тем более потому, что я не знаю ни одного из своих товарищей, который был бы готов сему содействовать, на что получил возражение, что многие из наших офицеров имеют об оном сведение, а именно: капитан Богданович и подпоручики Лаппа, Андреев и Малютин4. И в продолжение всего времени другой цели мне не объявлял, как только то, чтоб требовать цесаревича и великого князя Константина Павловича5 как ближайшего к престолу и что сие есть наша обязанность; я же был столь легкомыслен и6 малодушен, что, не проникнув зла сего беззаконного предприятия, не отвергнул оное.
В сей первый вечер никого кроме нас двоих тут не было; и при прощании князь Оболенский1 просил меня зайти к нему дня через два. По прибытии моём домой я старался узнать7 от вышеозначенных товарищей, как они о сём деле слышали, которые мне и подтвердили, что они то ж слышали, и все мы сим были приведены в смущение и нерешимость.
12 числа был я второй раз у князя Оболенского, где в первый раз увидел князя Щепина-Ростовского1 и князя Адуевского1, и говорящих между собою весьма горячо, я же8, при появлении моём в комнату, был отведён князем Оболенским1 // (л. 13 об.) в другую комнату, где и был у нас разговор точно тот же, как и девятого числа, с прибавлением того, что все хотят сбираться к Сенату. Но я ему решительно сказал, что сего наш полк не сделает и что даже насчёт супротивления присяге я не уверен9; вслед за сим вошёл Рылеев1, которого я также тут первый раз увидел; он же, познакомившись со мною, начал говорить о том же, но по прошествии получаса, видев, что собралось много людей, мне вовсе незнакомых, я отправился домой, причём Рылеев1 просил меня к себе в воскресенье, т. е. 13 числа, говоря, что у него в это время никого не будет10.
1
Как уже выше я показал, что к обществу не принадлежал, следовательно, никого из членов оного не мог знать, так же как и принимать со своей стороны; о существовании каких-либо других обществ я также ничего не знаю.
2
Не имея совершенно никаких причин к вступлению в общество, я сего не делал.
3
Не имея сведения об обществе, я не могу дать и отчёта о цели оного.
4
По тем же самым причинам я не знал ни о каких сношениях общества и чрез кого они делались.
5
Будучи приглашён у князя Оболенского1 Рылеевым1 зайти к нему в воскресенье, я и был действительно накануне 14 числа и нашёл там полковника князя Трубецкого11, которого увидел в первый раз, служащего в статской службе Пущина и незнакомого мне Гвардейского экипажа офицера; тут я от Рылеева12 услышал, что на другой день будет присяга, и подтверждал всё те же намерения и только ту же цель, чтоб требовать цесаревича и великого князя Константина Павловича. Более я ни на каких совещаниях вовсе не находился и послов от Рылеева12 не имел ни одного, но тут же мне Рылеев1 сообщил, что полковник князь Трубецкой13 будет всем распоряжать, а на меня возлагали обязанность14 стараться прибыть15 к Сенату, но я, не давая на сие никакого ответа и будучи совершенно потерян, уехал домой. // (л. 14)
6
К совершенному моему прискорбию, ещё раз я должен сознаться, что, будучи увлечён смущением духа, я решился преступить священные свои обязанности и действительно склонял солдат не принимать присяги и взять с собою патроны16. Цели сего я подробно изъяснить не могу, ибо сие была столь тяжёлая минута, что я сам не знал, что делал; находящийся со мною в одной роте подпоручик князь Вадбольский1 поступал точно так же дурно. Но насчёт присоединения товарищей моих к толпе непокорных, я никого назвать не имею; ибо в продолжение всего времени сего несчастного дела все офицеры так же, как и я, находились при своих местах.
7
13 числа в 7 вечера, посылая своего человека в Петергоф с ответами от меня об партикулярном деле, я сообщил подпоручику Лаппе1 всё слышанное мною в продолжение последних трёх дней, в подробности ему отсылал все слова, мною слышанные, но не выставлял за собственное выражение, что скорее умру, нежели присягну, и ответа на сию записку не получил; более же ни к кому совершенно ничего не писал и, следовательно, отзывов никаких не получал.
8
Независимо сего, я ничего не имею объяснить насчёт тайного общества, как только то, что уже сделалось гласным после происшествия; что же касается до самого происшествия, я всё объяснил по сущей справедливости, что и имею на совести.
Чувствую всё важность моего преступления, я днесь от чистейшего сердца приношу своё раскаяние и прошу всемилостивейшего снисхождения к моей молодости и неопытности, ибо, не имея никогда в сердце моём никакой злоумышленности, я мгновенно лишь заблудился; и, получа столь злосчастный опыт, я вновь // (л. 14 об.) с чистейшим чувством предстаю и клянусь моим богом быть по конец дней моих вернейшим подданным моему государю!
Теперича же, будучи в совершенно убитом положении, молю о смягчении горестной моей участи.
Лейб-гвардии Измайловского полка
подпоручик Кожевников17
Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 16)
1 Фамилия подчёркнута карандашом.
2 Слова «что намерение всех полков есть: противиться присяге» подчёркнуты карандашом.
3 Пять строк от слов «Ростовцова с поручиком князем Оболенским» на полях отчёркнуты карандашом и отмечены знаком «NB».
4 Слова «капитан Богданович и подпоручики Лаппа, Андреев и Малютин» подчёркнуты карандашом.
5 Слова «то, чтоб требовать цесаревича и великого князя Константина Павловича» подчёркнуты карандашом.
6 Четыре строки от слов «в продолжение всего времени другой цели мне не объявлял...» на полях отчёркнуты карандашом и отмечены знаком «NB».
7 Слово «узнать» написано над строкой.
8 Три строки от слов «смущение и нерешимость» на полях отчёркнуты карандашом.
9 Две строки от слов «сбираться к Сенату...» на полях отчёркнуты карандашом и отмечены знаком «NB».
10 Две строки от слов «причём Рылеев просил меня к себе...» на полях отчёркнуты карандашом и отмечены знаком «NB».
11 Слова «полковника князя Трубецкого» подчёркнуты карандашом.
12 Слова «от Рылеева» подчёркнуты карандашом.
13 Слова «полковник князь Трубецкой» подчёркнуты карандашом.
14 Шесть строк от слов «что на другой день будет присяга...» на полях отчёркнуты карандашом и отмечены знаком «NB».
15 Слово «прибыть» вписано над строкой.
16 Три строки от слов «что, будучи увлечён смущением духа» на полях отчёркнуты карандашом и отмечены знаком «NB».
17 Показания написаны Н.П. Кожевниковым собственноручно.