№ 5 (4)
Дополнительные ответные пункты лейб-гвардии конной артиллерии подпоручика Кривцова.
1
Так, как уже показано было мною, что молодость и безрассудность были причиною вступления моего в тайное общество. Может быть, также заграничное моё воспитание (в Швейцарии) и незнание настоящего положения России побудило меня на сие. Сам же я никого не принимал.
2
При вступлении моём в общество я имел целью сколь возможно быть полезным отечеству. Других же никаких тайн мне открыто не было.
3
Не зная никаких тайных намерений общества, мне также неизвестны и способы к достижению оных.
4
Так, как показано было мною в 1-м допросе, что вскоре по вступлении моём в общество я обдумал безрассудность своего предприятия и всячески старался отделить себя от оного, почему и не был ни на каких совещаниях и даже думаю и почти уверен, что никаких совещаний не было между теми членами, с которыми я сохранил знакомство.
При вступлении моём в общество известны мне были следующие члены: Фёдор Вадковский1, Матвей Муравьёв1, полковник Пестель1 (не знаю какого армейского пехотного полка), Свистунов1 и Депрерадович1. Первыми2 двумя3 я вскоре по вступлении в общество расстался и вот уже около двух лет не имею с ними никакого сношения. Полковника же Пестеля я только раз в жизни видел, и после // (л. 13 об.) того я об нём никакого слуху не имел. Итак, остались Свистунов и Депрерадович, с которыми я, хотя не прервал знакомства, но весьма редко видался.
5
Приготовленной Конституции я ни у кого не видал. Сам же желал я представительного Правления, но впоследствии, узнав Россию, я увидел всю безрассудность своего желания.
6
Не зная настоящей цели общества, я не знал ни время, ни способов к достижению оной. Насчёт же злоумышленных намерений против царской фамилии я никогда ничего не слыхал.
7
Я думаю, что я сам принадлежу к Южному обществу, хотя не знаю, почему оно так называется и где начало оного. Сношения же с другими обществами я никогда не имел и не знаю, были ли оные. О польском же я никогда ничего не слыхал.
8
Будучи особенно и лично4 облагодетельствован покойным императором, я божусь всем, что есть святого, что если бы знал что о намерениях Якушкина или Якубовича, то в ту же5 минуту всё бы открыл.
9
О беспорядках 14 декабря я узнал сперва по слухам, будучи в отпуску в Орловской губернии, но потом слухи сии подтвердились газетами, и тогда я уже был в Воронеже. Прежде сего я о том ничего не знал, // (л. 14) и участвующих в сём деле я совершенно никого не знаю, кроме Пущина6, который года три тому назад был моим взводным командиром. Но я не знал, что он в обществе также, и ему о том никогда не открывался. Впрочем, я оставил С.-Петербург 25 числа октября и всё время почти жил у себя в деревне, где ниоткуда не имел совершенно никаких известий.
10
В предыдущих пунктах я показал сущую правду и всё, что знаю о существующих обществах. Члены же, о которых я уверен, что со мною были, уже мною показаны в 4-м пункте. Сверх сего подозреваю я Кавалергардского Муравьёва7, графа Чернышёва7, Гаражанского7, Арцибашева и князя Вяземского7, наверное не знаю, кто из 2-х братьев, и конногвардейского полка поручик Плещеев, но все сии господа были приняты гораздо после меня, и когда я уже почитал себя не членом общества. Впрочем, я ещё раз повторяю, что в сих последних я не уверен.
Лейб-гвардии конной артиллерии подпоручик
Сергей Кривцов8
Г[енерал]-адъ[ютант] Бенкендорф // (л. 15)
1 Фамилия подчёркнута карандашом.
2 В начале предложения пропущен предлог «С».
3 Первоначально было: «Первых двух».
4 Слова «и лично» вписаны над строкой.
5 Далее зачёркнуто «бы».
6 Фамилия подчёркнута карандашом.
7 Фамилия подчёркнута карандашом.
8 Показания написаны С.И. Кривцовым собственноручно.