О следственном деле С.И. Кривцова
Первые сведения об участии Сергея Ивановича Кривцова в тайном обществе были получены правительством в конце декабря 1825 г. из показаний Ф.Ф. Вадковского и А.С. Горожанского. 5 января был дан приказ об аресте Кривцова. В это время он находился в отпуске в Орловской губернии и был арестован 14 января 1826 г. в Воронеже. В тот же день Кривцова отправили в Петербург. 19 января по приезде в столицу он был посажен на главную гауптвахту, а 21 января 1826 г. переведён в «арестантский покой» № 27 Кронверкской куртины Петропавловской крепости.
В первом кратком допросе, снятом генерал-адъютантом В.В. Левашовым 21 января 1826 г., Кривцов признался, что с конца 1822 или с 1823 г. был членом тайного общества, цель которого, как он полагал, не была противозаконной. Тем не менее он, по его словам, вскоре стал стремиться отойти от общества (док. № 3/1).
8 февраля 1826 г. Кривцов впервые был допрошен в Следственном комитете. Он продолжал подчёркивать свою пассивность в делах тайного общества, неосведомлённость о планах цареубийства. Признался Кривцов лишь в том, что «желал представительного правления», но впоследствии «увидел всю безрассудность своего желания» (док. № 5/4). Следователи, не располагая ещё основными уликами против Кривцова, характеризовали его как человека, «который был принят в общество, но никаких действий по оному не оказывал».
После этого Кривцова не вызывали на допросы почти два месяца. За это время из показаний П.И. Пестеля, П.Н. Свистунова, М.И. Муравьёва-Апостола Комитету стало известно о значительной осведомлённости Кривцова в делах тайного общества. 31 марта 1826 г. Свистунов упомянул Кривцова в числе присутствовавших на собрании ячейки Южного общества в Петербурге во время приезда Пестеля в столицу в марте-апреле 1824 г. Все бывшие там члены общества согласились с Пестелем в необходимости установления республики в России.
1 апреля 1826 г. Пестель, рассказывая о петербургских совещаниях 1824 г., показал, что Кривцов, как и кавалергардские офицеры (Вадковский, Поливанов, Свистунов, Анненков) находился «в полном революционном и республиканском духе». Апрельские показания М. Муравьёва-Апостола и Свистунова дали материал, позволявший выдвинуть против Кривцова одно из главных обвинений для подследственных декабристов: согласие на цареубийство.
Все полученные о Кривцове сведения следователи обобщили в вопросных пунктах, направленных ему 30 апреля после допроса в Комитете (док. № 6/5). Сначала Кривцов пытался опровергнуть обвинения, продолжая ссылаться на малую осведомлённость в делах и целях общества, однако, видя, что Комитет многое знает о нём, изменил тактику: отрицания делались уже не в столь категорическом тоне, он часто упоминал о плохой памяти или ссылался на ошибки молодости, увлечённость приведшую к заблуждению (док. № 7/6).
После 30 апреля Комитет, прекратив допрашивать Кривцова, продолжал интересоваться вопросом, к какому именно обществу, Северному или Южному, он принадлежал. Сам Кривцов называл себя членом Южного общества, принятым в организацию Ф. Вадковским, территориально же, как полагали следователи, он должен был числиться в Северном обществе. 9 мая 1826 г. был задан специальный вопрос об этом А.М. Муравьёву, ранее (26 апреля 1826 г.) назвавшему Кривцова в числе «южан», тот отвечал, что Кривцов считал себя принадлежащим Южному обществу.
С.И. Кривцов был осуждён за то, что «знал об умысле на цареубийство, принадлежал к тайному обществу с знанием цели». Отнесённый к седьмому разряду, он был приговорён к лишению чинов и дворянства и ссылке на каторгу на два года. По указу 22 августа 1826 г. срок каторги С.И. Кривцова был сокращён до одного года с дальнейшим поселением его в Сибири.
Следственное дело С.И. Кривцова хранится в ГА РФ, в фонде 48, под № 369. Согласно современной нумерации в деле насчитывается 23 листа, заполненных текстом. Кроме того, на листах сохранилась нумерация, проставленная во время формирования дела надворным советником А.А. Ивановским. Согласно этой нумерации в деле 18 листов. Листы 16-18 - «белые листы», по описи Ивановского, - в деле отсутствуют. Док. № 10/0 был помещён в дело позднее и имел на листах свои номера (1-4).
Ниже дан перечень дел Следственного комитета, в которых имеются показания С.И. Кривцова по различным вопросам, не вошедшие в состав дела № 369:
1. Дело № 298 «По просьбам арестованных лиц об отпуске собственных денег их на покупку табаку и на другие надобности», л. 15 (показание от 14 апреля 1826 г.).
2. Дело № 303 «Об отобранных сведениях от арестованных лиц, не имеет ли кто из них в судебных местах тяжебных дел», л. 206 (показание от 24 апреля 1826 г.).
3. Дело № 303 «Об отобранных сведениях от арестованных лиц, не имеет ли кто из них в судебных местах тяжебных дел», л. 207 (показание от 26 апреля 1826 г.).







