© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Бодиско Борис Андреевич.


Бодиско Борис Андреевич.

Posts 11 to 14 of 14

11

№ 10 (9)

Свод показаний морского экипажа лейтенанта Бодиско 1-го // (л. 26 об.)

Собственные о себе показания

Из 1-го показ[ания] 2 стр[аница]

14 декаб[ря] пронёсся слух, что прошла карета с каким-то чиновным, который объявил у ворот часовому, что ни один полк не присягает. Скоро после сего1 баталион тронулся, чтоб идти на площадь, будучи предводим капит[ан]-лейт[енантом] Бестужевым, лейт[енантом] Арбузовым, то он, Бодиско, и прочие офицеры с полковником Качаловым пришли на площадь за баталионом2, который хотели удержать, но не могли.

2 пок[азание] 1 пунк[т]

Ни в каком тайном обществе не был. Что лейт[енант] Арбузов накануне происшествия выспрашивал Бодиско 1-го, пойдёт ли он завтра с ротою на Петровскую площадь, чтоб истребовать подлинное отречение К[онстантина] П[авловича], на что Бодиско отвечал, что ещё с ума не сошёл3.

Далее объясняет4:

Побудительною причиною возмущения полагает вышесказанные слухи, которые не знали как предупредить, и что при объявлении экипажным командиром ротным командирам о новой присяге5 поручил не сказывать свои мнения людям.

7. Патронов рота не имела. // (л. 28)

Показания других на него

В 1 показ[ании] 16 пункте

Арбузов показывает, что6 рассуждал с лейт[енантом] Бодиско7 о новой присяге, о том, чтоб потребовать объяснения в перемене клятвы и что когда ему предложил выходить для сего на площадь, то Бодиско отвечал, что ещё не сошёл с ума.

1 пункт

Мичман Бодиско 2 показывает, что, почувствовав погрешность свою при первом взгляде на толпу вооружённых людей и особливо по прибытии его высочества8 Михаила Павловича, он прибегнул к совету своего брата, который находился9 при своей роте10 и отвечал, что «мы гораздо более будем виноваты, если оставим одних людей, и потому надобно употребить все средства, чтоб их увести в казармы».

6 пункт

Мичман Дивов объясняет, что лейтенант Бодиско, извещая матросов о присяге, говорил, что они должны поступить по своей совести и что он им на счёт сего приказывать не может и

11 он же показывает11, что тщетно лейт[енант] Бодиско убеждал матросов сойти с площади, но они боялись, чтобы московские солдаты в них не стреляли. // (л. 3)

1 Первые две строки показания вписаны над строкой.

2 В подлиннике слова «за баталионом» ошибочно написаны перед словами «на площадь». Цифрами 2 и 1 над ними указано, как следует читать.

3 Далее зачёркнуто: «Патронов его рота не имела».

4 Слова «Далее объясняет» вписаны перед строкой на полях.

5 В подлиннике слова «о новой присяге» ошибочно написаны перед: «ротным командирам». Цифрами 2 и 1 над ними указано, как следует читать.

6 Далее зачёркнуто: «Лейт[енант] Бодиско с ним». Слова «Арбузов показывает, что» вписаны над строкой.

7 Слова «с лейт[енантом] Бодиско» вписаны над строкой.

8 Далее зачёркнуто: «Константина».

9 Слово «находился» вписано над строкой.

10 Далее зачёркнуто: «и сказал».

11 Слова «он же показывает» вписаны над строкой.

12

№ 11 (0)1

О лейтенанте Гвардейского экипажа Бодиско 1-м2

Бодиско 1 к тайному обществу не принадлежал и о существовании и цели оного не знал.

Лейтенант Арбузов в течение последних двух недель п[е]ред 14 декабря часто посещал его и, рассказывая, что при дворце приняты все меры, чтобы не допустить его величество цесаревича к принятию престола, старался разными средствами внушить ему сомнения.

Накануне 14 декабря ввечеру Бодиско 1 с братом своим был в общей квартире Дивова и Беляевых, где находился и Измайловского полка поручик Гудима. // (л. 3 об.) При рассказе сего последнего, что Государственный совет присягает, вошёл Арбузов и сказал: «Скрывать нечего, здесь можно говорить при всех, завтра присяга, но полки соберутся на Петровскую площадь, я буду с моей ротою». И, обратясь к Бодиско, спросил, пойдёт ли и он туда со своею ротою? После сильных возражений со стороны Бодиско, получа решительный отказ, обратился он к Гудиме и говорил: «Будут требовать оригинальное отречение его императорского высочества цесаревича; буде же не получат удостоверения, пошлют во все губернии за депутатами». Услышав // (л. 4) сии безрассудные слова, Бодиско вскоре удалился и стал подозревать, что Арбузов и Гудима действуют тайно, но никакого сведения о заговоре не имел.

14 декабря поутру по приказанию начальства прибыл он в казармы. Тут Арбузов, увидя его, сказал, что некоторые полки уже на площади, и требовал, чтобы и он с своею ротою шёл туда же, но Бодиско вторично от сего отказался. Быв, однако, введён в сомнение, которое тем более ещё увеличилось, что видел и других офицеров экипажа в каком-то смущении и недоумении, он при объявлении матросам своей роты // (л. 4 об.) о новой присяге сказал, что в сём случае они должны поступить по своей совести и что он им ни приказывать, ни советовать не может.

При сём никак он не думал содействовать намерению Арбузова увлечь экипаж на площадь, ибо знал, сколь это противно порядку и общему спокойствию. Доказательством приводит то, что когда баталион оказал неповиновение, то Бодиско полагая, что примутся меры к удостоверению экипажа в действительности отречения от престола его высочества цесаревича, объявил бригадному командиру, что присутствие великого князя Михаила Павловича // (л. 5) будет весьма убедительно. Вскоре после сего экипаж устремился в ворота, за коим последовал и он, считая долгом быть при вверенной ему роте. Во время нахождения на площади он уговаривал солдат, чтоб не стреляли.

Показание нижних чинов

Из сведений, доставленных г[осподином] командующим Гвардейским корпусом, подтверждается показание Бодиско, что он ответами своими посеял в нижних чинах своей роты сомнения, опираясь, однако, на святость первой присяги государю цесаревичу; впрочем, ни возбуждений к неповиновению, ни на площади никаких действий от него не замечено. // (л. 5 об.) Из всех его ответов и разговоров с нижними чинами видны: сомнение, какая-то нерешительность, а иногда и соблюдение порядка в колонне. Он же замечается в числе изъявлявших своё сомнение митрополиту. Присягнув вечером 14 декабря, был в ту же ночь арестован по высочайшему повелению, и с того времени содержится в крепости.

Из следующих показаний открывается:

Показание мичмана Бодиско 2

1) Бодиско 1 оставался на площади по тому убеждению, как видно из слов, сказанных им брату его на площади, что опасался ещё более увеличить вину свою, если оставит // (л. 6) вверенную ему команду.

Показание Арбузова

2) Бодиско из слов Арбузова, произнесённых в квартире Беляевых, ничего не мог видеть, как одно убеждение в святости однажды принесённой присяги.

Показание Дивова3

3) Хотя Бодиско и имел свободный образ мыслей, но ему, Дивову, неизвестно, с какой целью он действовал 14 декабря; знает только, что он уговаривал солдат идти с площади, но они боялись, чтоб московские в них не стреляли.

Показание князя Оболенского и Рылеева

4) О принадлежности Бодиско к тайному обществу никто не объявил и спрошенные о сём члены Думы отозвались незнанием; а капитан-лейтенант // (л. 6 об.) Бестужев, бывший в связях с морскими офицерами, в числе поименованных им членов общества Бодиско 1-го не называет.

Правитель дел Боровков // (л. 27)

1 Вверху листа помета карандашом: «во 2-ю»; внизу листа пометы чернилами: «№ 42», «Читана 5 июня 1826».

2 Ниже на полях помета карандашом: «№ 103».

3 Ниже на полях помета карандашом: «Прибавить показание Беляева 1-го».

13

№ 12 (0)

В день происшествия рано поутру, будучи исполнен тех мыслей, чтобы удержаться в границах моей обязанности, я пошёл к г[осподину] капитан-лейтенанту Лялину и просил его дать мне совет, как поступить насчёт присяги; он мне отвечал: «Как тут советовать, в этом случае каждый отвечает за себя». Потом около 11 часу того же утра, когда и г[осподин] Лялин явно сомневался, я сказал: «Можно спокойно ожидать в казармах, чтобы удостоверили в истине». На сие он мне заметил, что могут окружить казармы и, сделавши несколько выстрелов, заставят присягнуть.

Гвардейского экипажа лейтенант Бодиско 1-й1

9 июня 1826 года

1 Показание написано Б.А. Бодиско собственноручно.

14

О следственном деле Б.А. Бодиско

Лейтенант Гвардейского морского экипажа Борис Андреевич Бодиско был арестован в ночь с 14 на 15 декабря 1825 г. в казарме Гвардейского экипажа. Первоначально он был помещён в каземат № 4 Алексеевского равелина Петропавловской крепости, затем 8 января 1826 г. отправлен в Ревельскую крепость, а 5 июня 1826 г. вновь переведён в Петропавловскую крепость.

Сразу же после ареста Бодиско был подвергнут допросу генералом Толем. От Бодиско требовалось рассказать о событиях, происходивших во время присяги Николаю Павловичу в Гвардейском морском экипаже, назвать офицеров, которые вывели батальон моряков на Сенатскую площадь. На этом допросе Бодиско сообщил о настроениях в морской гвардии в день восстания 14 декабря, об обстоятельствах выхода моряков на Сенатскую площадь, показал, что батальон вывели Н.А. Бестужев и А.П. Арбузов (док. 3/2).

4 января 1826 г. Бодиско был вызван в заседание Следственного комитета, где после устного допроса ему были вручены вопросные пункты. В ответах на предложенные вопросы Бодиско категорически отрицал свою принадлежность к тайному обществу, но сознался, что 13 декабря 1825 г. узнал от Арбузова о готовившемся выступлении моряков. Бодиско стремился уверить Следственный комитет в том, что был увлечён на Сенатскую площадь против своей воли и вёл себя там пассивно. После этого допроса Следственный комитет постановил: так как Б.А. Бодиско к тайному обществу не принадлежал, о существовании и цели его не знал, то испросить повеление царя о переводе Бодиско из Петропавловской крепости на городскую гауптвахту. 7 января 1826 г. Николай I приказал перевести Бодиско в Ревельскую крепость.

16 февраля 1826 г. в Следственный комитет по его запросу поступили «Сведения о поступках Гвардейского экипажа лейтенанта Бодиско 1-го во время происшествия, бывшего прошлого 1825 года, декабря 14 дня, собранные по следствию, произведённому наряженною при экипаже следственною комиссиею» (док. 5/7). В «Сведениях» указывалось, что Бодиско «сеял сомнение» среди матросов относительно законности присяги Николаю Павловичу, на Сенатской площади замечен в числе «возражающих» митрополиту Серафиму.

В 20-х числах февраля Следственный комитет получил подробные «чистосердечные» показания В.А. Дивова о совещании, происходившем на его квартире накануне восстания 14 декабря, и об участии в этом совещании Б.А. Бодиско. В связи с этим показанием Следственный комитет направил 30 апреля Бодиско новые вопросные пункты, требуя от него подробных показаний об этом совещании (док. 6/4).

Основываясь на показаниях других участников совещания на квартире В.А. Дивова вечером 13 декабря (М.А. Бодиско, А.П. Арбузова, братьев Беляевых), Следственный комитет был убеждён, что Б.А. Бодиско заранее знал о предстоящем выступлении моряков, обсуждал план этого выступления и заявлял готовность вывести свою роту при условии, что и другие выведут вверенные им команды.

В своих ответах, посланных в Следственный комитет 10 мая (док. 7/5), а также в дополнении к ним, посланном 11 мая (док. 8/6), Бодиско подтвердил показания Дивова, Беляевых и других и сообщил важные подробности о разговорах, которые вели офицеры-моряки накануне восстания, а также о надеждах декабристов на сенатора Н.С. Мордвинова. 9 июня 1826 г. Бодиско дал дополнительное показание Ревизионной комиссии Верховного уголовного суда о своём поведении во время присяги Николаю Павловичу (док. 12/0).

Кроме указанных выше документов, дело Б.А. Бодиско содержит опись документов, формулярный список о прохождении службы Б.А. Бодиско, выписку из показаний о нём В.А. Дивова, А.П. Беляева, М.А. Бодиско, К.Ф. Рылеева и Е.П. Оболенского, свод показаний по основным пунктам обвинения Бодиско, записку правителя дел Следственного комитета А.Д. Боровкова (док. 1, 2/1, 9/8, 10/9 и 11/0).

Б.А. Бодиско обвинялся в том, что «лично действовал в мятеже бытностью на площади». Верховным уголовным судом отнесён к восьмому разряду и осуждён к лишению чинов и дворянства и ссылке на поселение. По конфирмации 10 июля 1826 г. записан в матросы. Указом 22 августа 1826 г. повелено: «перевесть в полки Кавказского корпуса до отличной выслуги».

Следственное дело Б.А. Бодиско хранится в ГА РФ, в фонде 48, под № 374. Согласно современной нумерации оно состоит из 28 листов, заполненных текстом. Старая нумерация, составленная при оформлении дела надворным советником А.А. Ивановским, учла 20 листов. Вне нумерации Ивановского остались листы документов № 1, 11/0 и 12/0.

Ниже дан перечень дел Следственного комитета, в которых имеются показания Б.А. Бодиско по различным вопросам, не вошедших в состав публикуемого здесь дела № 374:

1. Дело № 301 «О частных долгах, на арестованных лицах имеющихся», л. 117 (ответ без даты).

2. Дело № 303 «Об отобранных сведениях от арестованных лиц, не имеет ли кто из них в судебных местах тяжебных дел», л. 39 (ответ от 10 мая 1826 г.).

3. Дело № 304 «Об отобранных от арестованных лиц сведениях, не состоит ли у кого в залоге недвижимое имение как в опекунских советах, банке, так и в приказах общественного призрения», л. 22 (показание без даты).


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Бодиско Борис Андреевич.