О следственном деле Е.Е. Лачинова

Следственному комитету поручик квартирмейстерской части при Главном штабе 2-й армии Евдоким Емельянович Лачинов как член тайного общества стал известен из ответов А.П. Барятинского на вопросы Комитета от 26 января 1826 г. В показании от 1 февраля А.П. Барятинский отметил, что в члены тайного общества Лачинов был принят А.И.Черкасовым (док. № 2/1). Это подтвердил и Черкасов в показании от 3 февраля (док. № 3/2).

Из отношения главнокомандующего 2-й армией П.Х. Витгенштейна военному министру А.И. Татищеву явствует, что по показанию Н.Ф. Заикина Лачинову должны быть переданы для хранения бумаги тайного общества. В связи с чем Лачинов был допрошен 9 февраля 1826 г. при Главной квартире 2-й армии в Тульчине. При допросе Лачинов сначала не сознался, а потом показал, что первые сведения о тайном обществе получил в начале декабря 1825 г. в с. Кирнасовке от офицеров квартирмейстерской части (док. № 4/3). Материалы были пересланы в Комитет в Петербург.

В журнале заседаний Следственного комитета 24 марта 1826 г. было записано: «g) Квартирмейстерской части поручик Лачинов по показаниям князя Барятинского и барона Черкасова был принят сим последним; сам же Лачинов от сего отперся при отобрании с него допроса главнокомандующим 2-ю армиею по случаю, что он был замешан по обстоятельству зарытия бумаг Пестеля».

8 апреля 1826 г. последовал приказ военного министра А.И. Татищева об аресте Лачинова (док. № 5/4); о его исполнении рапортовал 17 апреля 1826 г. из Тульчина генерал-адъютант П.Д. Киселёв (док. № 6/5). 13 июня 1826 г. в показаниях Следственной комиссии А.И. Черкасов подтвердил, что принятый им в тайное общество Лачинов был ознакомлен с целью общества, направленной «на введение в России хороших законов и представительного правления», но средства достижения этой цели ему не были названы (док. № 7/6).

Следственная комиссия допросила 14 июня 1826 г. по поводу Лачинова также П.И. Пестеля и А.П. Юшневского. Пестель показал, что не был знаком с Лачиновым и не слышал о принятии его в общество (док. № 8/7). Юшневский знал о принадлежности Лачинова к тайному обществу (док. № 9/8). Лачинов был предан военному суду в Тирасполе.

В деле Лачинова имеется копия отношения главнокомандующего 2-й армией начальнику Главного штаба е.и.в. от 3 августа 1826 г. со сведениями, выясненными в ходе следствия, о роли майора А. Мартынова и поручика Е.Е. Лачинова в сохранении бумаг П.И. Пестеля (док. № 10/9).

Приказом царя от 25 ноября 1826 г. была утверждена конфирмация главнокомандующего 2-й армией о лишении Лачинова чинов, ордена, дворянского достоинства, преломлении над ним пред войсками шпаги, о снятии с него военного мундира и о написании его рядовым в действующие батальоны полков 20-й пехотной дивизии.

Следственное дело Е.Е. Лачинова хранится в ГА РФ, в фонде 48, под № 147. Согласно современной нумерации оно состоит из 22 листов. На листах дела сохранилась нумерация, проставленная во время его формирования надворным советником А.А. Ивановским. Эта первоначальная нумерация учла в деле 24 листа, в том числе чистые, не был учтён лист с описью документов дела (док. № 1).