№ 11 (12)1
При начальном спросе в м. Тульчине 24 декабря я действительно отрёкся неведением о существовании тайного общества. Но смею спросить, кто бы из числа кого то ни было сознался на первый сделанный вопрос? Тогда, когда идёт дело о жизни столь многих несчастных! Конечно, каждый бы при первом вопросе остановился и, верно, сказал скорей «нет», чем «да»; на другой день со слезами раскаяния сознался, что принадлежу к тайному обществу.
В первых моих показаниях я не мог собираться ни мыслями, ни чувствами, ни силами и потому могло случиться, что я упустил некоторые показания. Теперича же, почтеннейшие члены тайного Комитета! Пишу я не в оправдание себя. Нет! Мне нет оправдания, я виновен тем уже, что вступил в непозволительное тайное общество, но, так как сей Комитет назначен августейшим монархом и представляет лицо его, то каждый верно предстанет к оному с открытой душой, раскаянным сердцем.
Когда я имел счастие предстать в первый раз пред государем, он изволил объявить, что сознание, чистосердечие даст право облегчения участи своей; его слова суть священны. О! Если каждый из числа виновных почувствовал сие и вспомнил, что чистосердечное признание в своём заблуждении облегчило бы участь целого своего семейства! Так! Я сознаю пред судилищем тайного комитета свою вину и пишу на все сделанные вопросы истину, правду и чистосердечно, без малейшей утайки, что знаю, что слышал и что мне было говорено. После сего я отдаю свою участь всевышнему богу, а жизнь мою - великодушному монарху. // (л. 34 об.)
1
Кто именно были первоначальные основатели и члены тайного общества в России? Мне неизвестно, желал бы объяснить, но не знаю, слышал только, что в 1816 году находилась в С.-Петербурге масонская ложа2, где членами были генерал-майор к[нязь] Лопухин3, к[нязь] Долгорукий4 и полковник Пестель4, но скоро она уничтожилась по воле правительства.
1 Вверху листа помета карандашом: «читано 16 генв[аря]», «В».
2 Слова «масонская ложа» подчёркнуты карандашом.
3 Слова «были генерал-майор к[нязь] Лопухин» подчёркнуты карандашом.
4 Фамилия подчёркнута карандашом.
Потом сделалось общество так называемой1 Зелёной книги или, может быть, под именем Союза благоденствия2, которое также разрушилось; вот3 отрасль, как мне кажется, тайного ныне существующего общества. Это было мне пересказано полковником Пестелем.
2
Членами, отклонившимися от Союза благоденствия в 1821 году, объявлено было мнимым уничтожение оного; я вовсе не знаю, ибо я совершенно новый член и готов сказать истину, но, право, мне неизвестно; кроме двух обществ - Северного и Южного, которое имеет своё существование 8 лет.
3
Цель тайного общества о начале открытия действия полагал всегда или в С.-Петербурге, или в армии, и чтоб Южное общество способствовало Северному, а Северное Южному; где только откроется начало действия.
4
Имело ли общество высших под собою правителей? Ни одного не знаю, чтоб мог поимённо назвать, если б я знал, то не упустил бы4 объявить. // (л. 35)
5
Кого именно общество считало своим покровителем из государственных людей, я не слыхал, кто именно, и мне не называли, но только помню, что действительно полковник Пестель говорил, что многие из ближайших людей к государю так же думают и желают другого образования в Государстве, хотя и не члены тайного общества, но одинаковых мыслей.
6
Каким образом революционные мысли дошли до нас, то сколько моё понятие заставляет полагать, то каждому известны годы и походы 1813, 1814; потом времена смутные в 1821 и 22 году, тогда всякий молодой человек желал слыть либералом и каждый не был доволен своим состоянием, но кто и где начал распространять по нашему Отечеству, я не могу сказать и мне вовсе неизвестно.
7
Мне известны только два тайных общества Северное и Южное, которые одну и ту же цель имеют в сношениях между собой. Но прочие общества мне совершенно неизвестны, только слышал я о обществе славян, но кто их члены и на каком они основании, я не5 могу сказать.
1 Далее ошибочно было написано слово «общество», заключённое потом вместе со словами «Зелёной книги» в скобки.
2 Слова «Союз благоденствия» подчёркнуты карандашом.
3 Слово «вот» вписано в строку на полях.
4 Первоначально было: «быть».
5 Слово «не» вписано над строкой.
Знаю только о Польском обществе, что существует оное, но также члены и их управы мне неизвестны1. Лучше всех знает о сём Бестужев-Рюмин2, который имел с ним сношение.
8
Сколько мне известно, то сношение общество Южное с Северным имело не иначе, как посредством членов, кои отправлялись в столицу или по своей надобности, или нарочито отправляли, но так как я короткое время находился в армии, то // (л. 35 об.) при мне не случалось, знаю только и утверждаю за верное, что ездили в С.-Петербург Повало-Швейковский и Давыдов, также и полковник Пестель, тогда же я ещё не был переведён; про Тизенгаузена же я не знаю, был ли он или нет.
9
Не имело Южное общество каких-нибудь сношений с обществом в Кавказском корпусе? Сколько я могу сказать, то не имело. Но помню что, приехав в армию, мне полковник Пестель рассказывал, что к[нязь] Волконский, приехав из Кавказа, и говорил, что он нашёл людей в том корпусе, которые могли быть членами нашего общества и что корпус очень привязан к генералу Ермолову, но что сей человек опасен нашему обществу, потому что он ничего не сделает для блага отечеству, а предпримет для себя или для своего самолюбия. Но существует ли там тайное общество, мне ничего о сём не было объявлено и не читано.
10)3
Какие тайные общества и сколько их, и кем они заведены, мне неизвестно, я бы верно объявил. О Польском обществе4 я знаю, что есть, но полковник Пестель мне о существовании никогда не читал, может быть, он читал Поджию5, Фохту5 и Старосельскому5, но меня при оном не было. Насчёт же барона Хлопицкого6 и г[осподина] Клицкого5, я также не слыхал и потому не могу доказать, что они суть члены общества; что Хлопицкий патриот своему отечеству, может быть, и что также член, но чтобы сказать, чтоб я знал о сём, не могу, к крайнему сожалению, сознаться, потому что я не слыхал. // (л. 36)
11
С которого времени имеет сношение Южное общество с Польским обществом, утвердительно не могу сказать, с которого времени, но объявлю, что мне известно: первый путь открыл к обществу Польскому Бестужев-Рюмин, чрез посредство его управы Южное общество имело сведение о них, чрез Бестужева узнали к[нязь] Волконский, Давыдов и полковник Пестель, сии главные четыре члена имели сношение с обществом Польским и они виделись в Киеве прошедшего года во время контрактов. Насчёт же доктора Плесселя я не знаю, член ли он или нет, наверное не могу сказать. Насчёт же шляхтича Рудковского и некоторого Мошинского я совершенно не знаю и потому не могу пояснить.
1 Первоначально было: «известны».
2 Фамилия подчёркнута карандашом.
3 Цифра отчёркнута карандашом.
4 Слова «О польском обществе» подчёркнуты карандашом.
5 Фамилия подчёркнута карандашом.
6 Слова «барона Хлопицкого» подчёркнуты карандашом.
12
Не могу назвать депутатов и членов Польского тайного общества, с которыми был полковник Пестель в сношениях. Знаю только, что прошедшего года во время контрактов приехали к полковнику Пестелю Давыдов и к[нязь] Барятинский, и Ивашов1, адъютант главнокомандующего, и все вместе поехали в Киев; я узнал чрез полковника, что он виделся с членом тайного общества, но не сказал мне его имени. Сего же года, то есть в 1825 году в мае месяце, ездил полковник Пестель в город Бердичев, чтоб иметь свидание с членом тайного общества Польским, но возвратился, объявил мне, что он не застал и никого не видел. // (л. 36 об.)
13
Сие есть сущая правда, что Польское общество обещалось совокупно действовать и помогать к достижению цели, но с тем только соглашаются не препятствовать, чтоб только уступили Польше завоёванные у неё2 области; сие я слышал от полковника Пестеля3.
14
О сношениях Польского общества с Англиею мне не было говорено и я не слыхал, но помню в разговоре мне объявил Пестель4, что жаль, что наше общество бедное и желательно бы, если б какая-нибудь держава согласилась снабдить нас деньгами.
15
Приехав в полк, спустя несколько времени меня полковник спросил, знаком ли я с графом Полиньяком5, на что я отвечал, что знаком, ибо служил с ним вместе в одном полку, лейб-гвардии Литовском. «Он - член нашего общества (то есть Южного) и поехал во Францию», - сказал он мне, но более ничего не говорил ни о переговорах, ни о тайном обществе во Франции.
16
Мне формально ничего неизвестно о тайных обществах, существующих в Германии, Италии и других европейских государствах.
17
Утвердительно не могу сказать, что Пестель4 и полковник Бурцев4 были основателями Союза благоденствия на юге. Но слыхал неоднократно, // (л. 37) что полковник Бурцев был членом тайного общества и принял в члены полковника Аврамова7, командира Казанского пехотного полка, также и штабс-капитана Басаргина8, который [был] и адъютантом у генерал-адъютанта Киселёва, но что уже 3 года (если я не ошибаюсь) как формально отрёкся от тайного общества и объявил о сём членам в9 Москве, что он более не принадлежит к тайному обществу.
1 Все четыре фамилии подчёркнуты карандашом.
2 Три строки от слов «помогать к достижению цели...» отчёркнуты карандашом и отмечены на полях знаком «NB».
3 Слова «полковника Пестеля» подчёркнуты карандашом.
4 Фамилия подчёркнута карандашом.
5 Слова «знаком ли с графом Полиньяком» подчёркнуты карандашом.
6 Далее карандашом поставлена круглая скобка.
7 Слова «полковника Аврамова» подчёркнуты карандашом.
8 Слова «штабс-капитана Басаргина» подчёркнуты карандашом.
9 Буква «в» вписана над строкой.
18
Кто из оставшихся членов союза на юге, которые после объявления мнимого уничтожения решились продолжать свои действия, кто именно или в каком звании1, или духе, я по истине не знаю, члены, кои давно существуют в обществе, должны сие лучше знать, но мне неизвестно.
19
С которого времени предприняло ввести тайное общество Республиканское правление, я не знаю, но знаю то и утверждаю, что, приехав в армию, застал общество Южное совершенно в республиканском духе, - в истреблении всех святейших особ августейшей царствующей2 фамилии. Кто первый предложил, я не могу сказать, ибо мне неизвестно. Но главным членам было трудно ввести Республиканское правление, потому что многие члены, коих имени я не знаю, не были согласны и держались одному Монархическому-конституционному // (л. 37 об.) правлению.
Для сего случая и была написана полковником Пестелем «Русская Правда»* совершенно в республиканском духе. В какое же время они положили между собой о исполнении оного, они мне не открывали; знаю только, что Пестель говорил, что мнение его было принято членами с.-петербургскими, но отставной Муравьёв3, брат Сергея Муравьёва, говорил мне, что это неправда, что общество осталось при прежнем своём мнении, и желают только, чтоб государь дал свободу крестьянам и сим бы они довольны были.
20
Первый раз слышу о предприятии тайного общества, чтоб покуситься на жизнь нашего императора; я не слыхал о сём ни от Пестеля, ни от кого-либо другого, также не слыхал и о Якушкине4.
21
Общество действительно имело покушение на жизнь государя во время смотра 3 корпуса, но некоторые члены отвергнули сие предложение5; полковник Пестель мне сам объявил, что он первый был сему не согласен и сказал, что это невозможно, и кто может решиться на то! Кто первый сие предложил, я не знаю, но, кажется, это из 3 корпуса было предложено.
1 В тексте ошибочно: «знании».
2 Четыре строки от слов «не знаю, но знаю то и утверждаю, что, приехав в армию...» на полях отчёркнуты карандашом и отмечены знаком «NB».
*Примечание Н.И. Лорера: «То есть, если все согласятся ввести Республику».
3 Фамилия подчёркнута карандашом.
4 Ответ на 20-й вопрос на полях отчёркнут карандашом и отмечен знаком «NB».
5 Первые три строки ответа на полях отчёркнуты карандашом и отмечены знаком «NB».
22
Тайное общество имело всегда ввиду и поставляло главной целью обращать и принимать в члены тайного общества, а особливо людей значущих, как-то: полковых командиров и генералов, и потому поручено было к[нязю] Трубецкому1 или он сам обещался стараться узнать образ мыслей князя Щербатова и тогда принять в общество.
23
Мне полковник Пестель давал читать «Русскую Правду», написанную им самим, она не была окончена, и я читал некоторые статьи оной, но законы или правила общества я не читал; «Русская же Правда» совершенно написана в духе республиканского правления. Куда они сокрыты, не неизвестно2.
24
Я читал только одну «Русскую Правду», но не видел и не знаю другого сочинения.
25
Так как я, сказавши раз, что буду говорить истину и всё, что только знаю, и дал слово ничего не скрывать пред тайным комитетом, то верно признался бы и в этом пункте; поистине могу сказать, что я о августейшей царствующей фамилии не говорил и полковник Пестель мне о сём не сказывал; не хочу думать и грешить, чтоб члены, кои сие доказывают, могли выдумать или наклепать // (л. 38 об.) напрасно на человека, но полагаю, что могут ошибаться; может быть, кто-нибудь другой им говорил о сём, но наверное не я. Впрочем, коль скоро 3 члена доказывают, то тогда моя слабая защита, и я повинуюсь воле законов и судьбе, но твёрдо уверен, что я сего не говорил.
а)3 Что надобно подождать ещё года два и всё получит новый образ. Сие, может быть, я в разговоре и сказал, но не помню, к чему речь была приведена; сколько могу себе припомнить, то, кажется, г[осподин] Старосельский говорил мне, что здешние помещики жестоко угнетают своих мужиков, то я ему сказал насчёт свободы крестьян и что через года два получит новый образ.
в) Я не знал, что в м. Линцах находился шпион, приставленный от правительства, но слышал от разных слухов, что шпионы везде разосланы; прятал ли бумаги полковник Пестель в баню, я о сём не знал; насчёт же сочинения Пушкина я чистосердечно признаюсь, что я их не жёг, ибо я не полагал, что они сомнительны, зная, что почти у каждого находятся, и кто их не читал!
г) Полковник Пестель точно возил с собою «Русскую Правду» в С.-Петербург и говорил, что после долгого прения с Н. Муравьёвым склонил // (л. 39) тамошних членов к своему мнению.
1 Слова «поручено было к[нязю] Трубецкому» подчёркнуты карандашом.
2 Ответ на 23 вопрос отчёркнут карандашом. На полях против него помечено: «Спросить его, когда он однажды был в конце прошлой осени у Пестеля, то сей последний не подавал ли в его присутствии к[вартир]м[ейстерской] ч[асти] подпор[учику] Крюкову 2-му пакет бумаг, запечатанный в холсте».
3 В подлиннике ошибочно «в».
д) Приехавши в полк, тот же день видел Давыдова и Бестужева у полковника Пестеля, потому1 ту же зиму, когда они вместе поехали в Киев на контракты. Бестужев очень часто ездил к Пестелю, ибо его всегда2 отправляли для сведения о каком-нибудь новом происшествии. Полковник Леман же всегда у меня останавливался, а последнее время останавливался на квартире полковника Пестеля.
26
Насчёт же сего вопроса о полковнике Канчиялове4 должен признаться, что на сделанный вопрос в Тульчине о принятии его в члены тайного общества я тогда в замешательстве своём не мог показать сущую правду и хотел взять5 на себя вину, дабы не вмешать в сие несчастие человека, достойного заслугами, но так как6 я тепериче нахожусь, чтоб говорить одну истину, то должен сознаться, к сожалению // (л. 39 об.) моему, что в 1824 году я предложил ему вступить в тайное общество, что он охотно принял7.
Он же в своём показании8 отрёкся и я тогда же утвердил его отрицание, дабы не поставить меня с ним на очную ставку, вспомня притом, что он полковник, изувеченный ранами и имеет святого Георгия, отличие, тепериче же вторично меня в запросе спрашивают и потому должен истину и сущую правду показать. О принятии его объявил я полковнику Пестелю и Майбороде.
28
Что раз я показал словесно или письменно, то, верно, не отрекусь и потому утверждаю, что полковник Нарышкин и капитан Н. Муравьёв9 были членами тайного общества и в то же время, когда я был принят в оное в Петербурге.
29
О 7-го кла[сса] господине Гене. Я его фамилию не помню, может быть, в лицо узнаю, видел ли где-нибудь или нет, принадлежит ли к тайному обществу или не содействовал ли оному, я утвердительно не могу сказать.
Всю истинную правду показал, в чём и подписываюсь.
Майор Лорер10
Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 40)
1 Здесь пропущено: «было в».
2 Далее зачёркнуты две буквы: «ра».
3 Фамилия подчёркнута карандашом.
4 Слова «о полковнике Канчиялове» подчёркнуты карандашом.
5 Пять первых строк ответа на полях отчёркнуты карандашом и отмечены двумя знаками «NB».
6 Слово «как» вписано над строкой.
7 Слова «то должен сознаться, к сожалению моему... что он охотно принял» подчёркнуты карандашом.
8 Три строки от слов «моему, что в 1824 году я предложил...» на полях отчёркнуты карандашом и отмечены знаком «NB».
9 Слова «полковник Нарышкин и капитан Н. Муравьёв» подчёркнуты карандашом.
10 Показания написаны Н.И. Лорером собственноручно.







