Автобиография Ю.К. Люблинского
Памятная записка 1829 г. июля 12 дня
Юлиан Казимирович Мотошнович, прозванный Люблинским по селу Люблинец, находившемуся во владении его предков и расположенному на берегу реки Буг, которая отделяет Волынь от Малой Польши, родился на Волыни 6 ноября 1798 г. После смерти отца мать отдала его в 1803 г. в училище в Межречье Корецком. Он оставался там под наблюдением ксендзов пияров до 1809 г.
Окончив в таком юном возрасте уездное училище и не имея опыта, он долгое время провел без настоящего дела и только в 1817 г., во время смены управления Волынской губернии по случаю ревизии сенатора Сиверса, был выбран жителями Новград-Волынского уезда в заседатели нижнего земского суда.
Однако стремление к научным занятиям отвлекло его от дальнейшей службы по выборам, и он поступил с этой целью в Кременецкий лицей, где в течение одного года изучал преподаваемые там предметы. По окончании учебного года попечитель Виленского университета выразил желание, чтобы Люблинский занялся приведением в порядок делопроизводства этого университета и его факультетов.
Юлиан Люблинский не мог отказаться тем более, что для выполнения этой работы достаточно было нескольких месяцев; при этом он всегда имел в виду, чтоб служебные занятия не отнимали у него дорогого времени, которое он мог посвятить науке. Вскоре ему представился благоприятный случай заняться наукой, и он не замедлил поступить в Варшавский университет; там в течение 1819 г. ничто не препятствовало его занятиям.
Но в 1820 г. варшавские студенты, в числе которых он находился, решили сблизиться друг с другом и установить между собой более тесные отношения; они стали собираться в назначенном месте для взаимного обмена научными сообщениями. Когда молодежь, не прекращая следовать такому своему похвальному решению, которому не препятствовали и тогдашние власти, увлеклась приятным для нее, но не отвечающим духу времени воспоминанием и отметила день конституции 3 мая, власти, видя свое доверие обманутым, одних выслали из Варшавы, другим велели уехать, а третьим, сделав выговор через университетское начальство, разрешили кончить курс. В числе последних был и Юлиан Люблинский.
Калиновский, один из тех студентов, которые получили приказание выехать из Варшавы; отправился в Краков, а оттуда якобы был послан гражданами Кракова передать итальянскому парламенту (который, как известно, был создан в 1820 г.) чувство радости по поводу того, что итальянцы счастливо достигли осуществления своих целей.
Но вскоре, в 1821 г., в Италии был восстановлен старый порядок; во время суда над зачинщиками восстания начальствующие лица, имевшие наибольшее влияние в управлении Царства Польского, узнали, что упомянутый выше Калиновский возвратился обратно в пределы Польши, и отдали приказ выследить его и поймать. Но Калиновский, несмотря на неоднократные преследования и розыски, скрылся и бежал.
Юлиан Люблинский, близко знавший Калиновского и находившийся с ним в дружеских отношениях, часто получал от него письма. В связи с этим вышеупомянутые правящие лица учинили Люблинскому допрос, посадили его в тюрьму и, в конце концов, когда ни в чем не смогли обвинить, выслали его в 1822 г. в кандалах в Новград-Волынск с тем, чтобы он там оставался под надзором полиции и никуда оттуда не выезжал.
В этом городе была размещена 8-я артиллерийская бригада, офицеры которой, Андрей и Петр Борисовы, зная уже родственников Юлиана Люблинского, легко с ним познакомились. Надо сказать, что эти Борисовы с несколькими другими были издавна членами Общества, называвшегося «Друзья природы»; доверяя Люблинскому, они пожелали, чтобы и он вступил в их Общество.
Люблинский, познакомившись с уставом, указал Борисовым на те трудности, которые имели место в основанном ими Обществе. Борисовы, неприятно удивленные холодностью, проявленной Люблинским, согласились на изменения, которые он считал необходимыми. Люблинский, полагая, что многое зависит от уничтожения ненависти, которую питают друг к другу русские и поляки, изложил свои мысли об этом; они были приняты и способствовали вступлению многих лиц в Общество славян и присоединению их к русскому Обществу, называвшемуся Южным.
Позднее Люблинский был увезен в Петербург, привлечен к суду и приговорен к трем годам каторжных работ с последующим поселением.
Автограф. ЦГИА, ф. № 279, оп. 1, ед. хр. 852.
* * *
Юлиан Люблинский, один из основателей Общества Соединенных Славян, принадлежит к числу тех декабристов, о которых сохранилось очень мало сведений. Известно, что до того, как он вступил в русское Тайное общество, он был уже членом какого-то польского тайного общества. И.И. Горбачевский сообщает, что в 1823 г. Люблинский в кандалах был привезен из Варшавы к себе на родину, в Новоград-Волынск, и отдан под надзор полиции за участие в польском тайном обществе, но в каком именно - Горбачевский не указывает.
В статье «Польские общества 20-х годов и декабристы» Н.И. Коробка говорит: «Загадочным остается отношение к польскому движению поляка Люблинского, одного из основателей «Общества Соединенных Славян». Никаких данных, указывающих на связь его с польским движением, нет, но идея, которую он вносит в Общество, родственна идее ложи «соединенных славян», созданной польскими масонами». М.В. Нечкина высказала предположение, что Люблинский был членом Патриотического общества: «...не находился ли в числе захваченных членов этого общества Юлиан Казимирович Люблинский?».
В Сибири Люблинский написал записки. В 1862 г. Герцен назвал их среди других записок декабристов, которые он намерен был издать. В книге Б.Г. Кубалова «Декабристы в Восточной Сибири» находим сообщение дочери Люблинского, что записки ее отца были похищены у него вместе с чемоданом, когда он ехал из Сибири на Волынь, в Славуту. Таким образом, не вызывает сомнений, что записки действительно существовали; а раз еще при жизни Люблинского Герцен держал их в руках, то, очевидно, существовала и копия, но она тоже исчезла бесследно.
Публикуемая нами краткая автобиография Люблинского сохранилась в архиве потомков декабриста Якушкина. Это - четыре страницы почтовой бумаги большого формата. Сравнение почерка с автографом Люблинского, опубликованным в пятом томе «Восстания декабристов», не оставляет сомнений, что автобиография написана рукою Люблинского. Как попала она в архив Якушкиных, неизвестно. Вероятно, она была передана Е.И. Якушкину, сыну декабриста, кем-нибудь из декабристов или близких к ним лиц, подобно архиву другого основателя Общества Соединенных Славян - П.И. Борисова. Быть может, автобиография Люблинского была получена Е.И. Якушкиным от отца.
Автобиография (написанная по-польски в третьем лице) датирована 12 июля 1829 г. Люблинский был доставлен на каторгу в Нерчинские рудники 4 апреля 1827 г., срок работ окончился для него летом 1829 г., и 30 июля он был поселен в Тункинской крепости. Следовательно, автобиография написана была, по всей вероятности, в Нерчинске, незадолго до освобождения Люблинского, но для кого и с какой целью - неизвестно.
Сведения, которые Люблинский дает об Обществе Соединенных Славян, очень кратки и не прибавляют ничего существенного к тому, что нам известно из других источников и прежде всего из показаний самого Люблинского. Из его рассказов на следствии и в автобиографии явствует, что к предложению братьев Борисовых вступить в их Общество он сначала отнесся отрицательно. Выслушав Борисовых, Люблинский ответил, что организация задуманного ими Общества связана с большими трудностями. Борисовы предложили ему указать, какие изменения в их проекте он считает необходимыми. Тогда-то Люблинский и предложил основать Общество Соединенных Славян Для сближения русского и польского народов.
Таким образом, для изучения вопроса об организации Общества автобиография не дает, сравнительно с материалами следствия, ничего нового.
Иначе обстоит дело с показаниями Люблинского о других периодах его жизни. Автобиография подтверждает догадки исследователей об участии Люблинского в польских тайных обществах. Однако вместо точного ответа на интересующий историка вопрос она вносит новые недоумения и ставит на очередь новые вопросы, искать разрешения которых можно только в польских архивах.
Находясь под следствием, Люблинский скрыл не только свое участие в польском тайном обществе, но и вообще все свое прошлое. Каких-нибудь три года назад он был арестован и привезен из Варшавы в Новоград-Волынск, тем не менее он счел возможным утаить этот факт от Следственного комитета. Так и остался неизвестным Комитету целый период жизни Люблинского - 1817-1822 годы.
На допросе, учиненном ему В.В. Левашовым, Люблинский дал такие показания: «В Польше и Литве Общества не знал и не подозревал существование оного». Во время дальнейшего следствия Люблинский утверждал: «Никакого известия о польских обществах, существующих в Германии, Франции и Италии, не имел и никакого сведения о сношениях польских обществ с Южным не имел тоже».
Когда Люблинского спросили, где он учился, он умолчал о том, что учился в Кременецком лицее и в Варшавском университете, отнеся предложенный ему Комитетом вопрос к одному только начальному воспитанию. (В другом показании он повторил: «Начальное мое воспитание было в училищах Межерецких у ксендзов пияров».) На вопрос о службе он ответил, что «в государственной службе не находился».
В автобиографии Люблинский дает ценные сведения о многих сторонах своей жизни. Оказывается, в 1817 г., после смены начальствующих лиц Волынской губернии, совершившейся вслед за ревизией сенатора Сиверса, Люблинский был избран в заседатели Новград-Волынского нижнего земского суда. Между прочим в адрес-календаре на 1818 г. в должности заседателя земского суда показан коллежский регистратор Люблинский, но, к сожалению, без упоминания имени и отчества, что существенно, так как у Юлиана Люблинского был брат Селестин.
Селестин Люблинский умер до 1826 г. в чине губернского секретаря, место службы его неизвестно, однако и он мог служить по выборам дворянства. Упоминание в календаре при фамилии Люблинского классного чина, который в деле показан не был (в деле Люблинский именуется просто дворянином), дает право предположить, что для получения чина он сдавал экзамен.
Люблинский не только служил по выборам дворянства, но и образование получил значительно более широкое, чем то, о котором он счел возможным сообщить на следствии. Стремление к научным занятиям заставило его отказаться от службы в суде и поступить в Кременецкий лицей. Этот лицей пользовался тогда в Польше большой известностью; там преподавались математика, а также науки словесные и юридические.
В Кременце Люблинский пробыл только год. На него обратил внимание попечитель Виленского учебного округа и университета князь Адам Чарторыйский и предложил ему привести в порядок канцелярское делопроизводство Виленского университета. Люблинский принял предложение Чарторыйского, продолжая в то же время научные занятия. В 1819 г. он поступил в Варшавский университет (основанный в 1816 г.), а в 1820 г. стал членом студенческого кружка, преследовавшего, по его словам, чисто академические цели.
Какое-то событие, связанное с воспоминаниями о конституции 3 мая 1791 г., погубило кружок: одни его члены были исключены из университета и высланы из Варшавы, другие - получили выговор, но им было разрешено остаться в университете и закончить образование. В числе оставленных был и Люблинский. Однако закончить образование ему не пришлось.
Люблинский был дружен со студентом Калиновским, попавшим, по его словам, в число тех, кто был исключен, и уехавшим в Краков (тогда вольный город). Переписка Калиновского с Люблинским заставила начальство обратить внимание на Люблинского: он был арестован и заключен в тюрьму. Никакого обвинения предъявить ему не могли, и в 1822 г. (а не в 1823) выслали на родину в Новоград-Волынск под надзор полиции с запрещением оттуда выезжать.
Необходимо разобраться в показаниях Люблинского о студенческих годах его жизни и об участии в студенческих организациях. Люблинский говорит, что он был членом студенческого кружка, который существовал легально и ставил перед собой одни только научные цели. Кружок был ликвидирован из-за пропаганды студентами конституции 3 мая. Что же это был за кружок?
Существующая литература дает сведения о нескольких польских тайных кружках, предшествовавших созданию «Патриотического общества». Так, в Варшавском университете с конца 1817 г. и до 15 июля 1819 г., в соответствии с университетским уставом, существовали студенческие союзы, целью которых было совместное изучение наук и организация взаимопомощи («Союз друзей», «Общество почитателей наук», «Литературное общество», «Союз любителей народности», «Союз студентов Варшавского университета» и др.). 15 июля 1819 г. царским правительством были запрещены все существовавшие кружки, запрещено было и открывать их впредь. Таким образом, Люблинский, поступивший в университет в 1819 г. (надо полагать, осенью), не застал ни одного легального студенческого кружка.
В начале 1820 г. студенты Виктор Хельтман и Л. Пионткевич основали тайное общество «Союз вольных поляков». Союз издавал собственную политическую газету, которая выходила с января 1821 г. до мая. В мае 1821 г. Союз вынужден был прекратить свое существование по следующей причине: Хельтман и Пионткевич решили выпустить в виде приложения к своей газете (открыто продававшейся в розничной продаже) текст конституции 3 мая 1791 г. Ректор университета, узнав об этом сделал 2 мая донос прокурору, а прокурор сообщил полиции, которая и приняла меры против распространения листка.
Поступок студентов вызвал сильнейший гнев цесаревича Константина Павловича: в попытке пропагандировать конституцию 3 мая он увидел проявление революционного духа. Издатели были арестованы. Хельтман был заключен в тюрьму, а потом, по высочайшему повелению от 30 мая 1821 г., как литовский уроженец, отослан в Литовский корпус и зачислен канониром в 24-ю артиллерийскую бригаду. Пионткевича, еще несовершеннолетнего, пытались завербовать в шпионы, когда же это не удалось, доставили 10 июля на галицийскую границу и выслали из Польши.
Существование Союза обнаружено не было, но, лишившись своих руководителей, Союз распался сам собой.
Люблинский рассказывает, что он участвовал в студенческом кружке, который прекратил существование из-за попытки ознаменовать годовщину конституции 3 мая. Такая участь постигла «Союз вольных поляков». Можно сделать предположение, что Люблинский принадлежал именно к этому Союзу. Такое же мнение высказал и автор новейшей работы о декабристах и Польше - Баумгартен.
Однако факты, сообщаемые Люблинским, нуждаются в критической проверке: попытка издания текста конституции 3 мая повлекла за собой кары только для основателей Союза, уничтожила и самый Союз, но его члены остались неизвестны правительству и не были наказаны; разгром студенческих организаций действительно произошел около этого времени, но по другому поводу. Характеристика Союза, сделанная Люблинским, тоже не соответствует действительности: ее можно применить и к легальным кружкам, существовавшим до 1820 г., а не только к «Союзу вольных поляков».
Что же представлял собой на самом деле «Союз вольных поляков», к которому, по всей вероятности, принадлежал Люблинский? Каков был социальный состав Союза?
Задачу свою Союз видел в борьбе за политическую свободу, в борьбе против тирании и деспотизма; целью его было восстановление независимой Польши, ее объединение.
Такую цель называли в своих показаниях арестованные члены Союза: каждый член Союза должен носить в сердце своем Речь Посполитую. Увлечение конституцией 3 мая 1791 г. характерно для политических целей Союза: конституция 3 мая оставляла за шляхтой все права и привилегии, она мало изменяла положение мещанства и не улучшала участи крепостных крестьян. Но для своего времени она все же была прогрессивной, открывая уничтожением постановления сейма путь к дальнейшим реформам государственного строя Польши, и потому пользовалась симпатией либеральной части польского общества. Характеризует настроения Союза и то обстоятельство, что его основатель, Хельтман, после 1831 г. стал одним из вождей демократической части польской эмиграции и противником Чарторыйского.
Внешние формы Союза были заимствованы у масонов. Во главе стоял капитул под председательством Пионткевича, носившего звание великого магистра. Учреждены были три ложи: имени Костюшки, Коллонтая и Рейтана; каждая ложа выбирала своих представителей в капитул. Обряд приема новых членов был обставлен мистическим ритуалом (черепа, стилеты, горящее пламя) и сопровождался пением гимна; принимаемый приносил присягу. При встрече друг с другом члены делали символические знаки пальцами, изображая соединенную Польшу, и произносили лозунги: «Всё и ничего», «Отчизна и смерть». Известно сорок членов Союза, значительную часть которых составляли студенты университета.
Если судить о составе Союза по фамилиям членов и по немногим данным, которые сообщает Аскенази об их происхождении, то следует сделать вывод, что члены Союза вербовались из представителей средней и мелкой шляхты и интеллигенции. Пионткевич был сыном арендатора, но среди членов Союза и предшествовавшего ему кружка мы встречаем и представителей аристократии.
Члены Союза обязывались соблюдать строжайшим образом тайну его существования; за нарушение тайны полагалась смерть. Когда после 3 мая 1821 г. были арестованы Хельтман и Пионткевич, оставшиеся на свободе члены организации постарались, уничтожить все документы, и Союз действительно не был обнаружен. Люблинский, как член Союза, строго соблюдал клятву, данную им при приеме, и не открыл тайны ни в 1821 г., после своего ареста, ни в 1826 г., на следствии по делу декабристов, ни в 1829 г., когда писал автобиографию. Это умолчание свидетельствует об антиправительственном характере Союза, подлежащем сокрытию.
Как уже сказано выше, порядок событий в автобиографии не соответствует действительному ходу вещей. Люблинский рассказывает, что попытка издания конституции 3 мая 1791 г. вызвала разгром студенческих организаций, наказание студентов и отъезд Калиновского в Краков. Из Кракова Калиновский отправился в Неаполь, а после восстановления в Италии старого режима возвратился к границам Польши и тут подвергся преследованиям со стороны полиции.
Люблинский был арестован за сношения с Калиновским, заключен в тюрьму и выслан в 1822 г. на родину, под надзор полиции. В действительности же ход событий был иной: 15 июля 1819 г., после попытки студентов Варшавского университета образовать свой Союз, были запрещены легальные студенческие организации; в начале 1820 г. возник тайный «Союз вольных поляков», а в начале 1821 г. член его, Калиновский, отправился с Ф. Келлером и другими студентами, исключенными из университета, в Краков, чтобы образовать там местный отдел польского студенческого Союза.
Издание листовки с текстом конституции 3 мая 1791 г. ко дню годовщины конституции в 1821 г. вызвало арест основателей Союза, Хельтмана и Пионткевича, и прекращение деятельности Союза, оставшегося, однако, неизвестным правительству, а поездка краковских студентов в Варшаву в июле 1821 г. повлекла за собой повсеместные аресты польских студентов, преследование Калиновского и арест Люблинского (возможно, впрочем, что последние два обстоятельства были вызваны поездкой Калиновского в Неаполь).
Существование «Союза вольных поляков» было обнаружено уже после высылки Люблинского на родину. Таким образом, Люблинский все события, происшедшие до 3 мая 1821 г., относит к более позднему времени. Это, конечно, простая ошибка памяти.
Калиновский был членом «Союза вольных поляков». Поездка его в Краков - факт, не вызывающий сомнения, но произошла эта поездка не после 3 мая 1821 г., как утверждает Люблинский, а гораздо раньше: в начале 1821 г. несколько исключенных из Варшавского университета студентов, членов «Союза вольных поляков», во главе «Келлером и Калиновским поехали в Краков, чтобы завязать сношения с тамошним студенчеством. По словам Люблинского, Калиновский из Кракова отправился в Неаполь в качестве представителя краковского населения.
Никаких подробностей об этой поездке Люблинский не рассказывает, да и вообще не говорит об организационной работе Калиновского в Кракове. Возникают вопросы: каким образом краковское население избрало своим представителем Калиновского? Не был ли он послан краковским отделом студенческого Союза, который был им организован, в качестве представителя в Неаполь, в какую-нибудь карбонарскую организацию?
Ответа на эти вопросы мы не получаем. Если то, что сообщает Люблинский, действительный факт, то он чрезвычайно важен: им устанавливаются сношения польских революционеров с итальянскими карбонариями. Люблинский ошибается лишь в том, что относит поездку Калиновского ко времени после 3 мая 1821 г. Если Калиновский действительно ездил в Неаполь, то его поездка должна была произойти до 24 марта 1821 г.: в это время австрийцы вступили в Неаполь п восстановили старый порядок.
После 24 марта Калиновский оставаться в Неаполе не мог и должен был вернуться в Польшу (возможно, что и в Краков). По словам Люблинского, на суде над вожаками неаполитанской революции вскрылось участие Калиновского в неаполитанской революции. За Калиновским началась полицейская слежка, однако ему удалось бежать.
Вполне возможно, что попытки арестовать Калиновского начались с того момента, когда он, возвратившись из Неаполя, намеревался проникнуть через польскую границу, и продолжались после того, как он создал краковскую тайную организацию студентов. Калиновский пробрался в сентябре того же года во Вроцлав, чтобы поступить в университет, и в октябре стал членом польской корпорации. Угодливая готовность прусских властей исполнять все требования Новосильцева сделала пребывание Калиновского небезопасным и здесь; тогда он переехал в Познань, где и скрывался у разных лиц. Только в июне 1826 г.
Калиновский вернулся в Варшаву и был взят властями, но по неизвестным причинам никакая кара его не постигла. Аскенази считает Калиновского провокатором и шпионом, однако это не находит подтверждения в других источниках. Во всяком случае в памяти Люблинского Калиновский остался революционером. Дальнейшая судьба Калиновского пока неизвестна.
Когда именно был арестован Люблинский по данному делу, тоже неизвестно. Сам он ставит свой арест в связь с поездкой Калиновского в Неаполь и перепиской с ним; значит, арест его мог произойти приблизительно в апреле или же после 15 июля 1821 г., когда шли общие аресты студентов.
Следствие по делу арестованных было закончено осенью, и приговор утвержден в декабре 1821 г. В начале 1822 г. дело было передано административному совету Царства Польского для исполнения приговора. Тогда же, вероятно, и был отправлен на родину Люблинский, попавший в число лиц, отданных под надзор полиции.
Летом 1822 г. возникло новое большое дело - о «Патриотическом обществе», основанном Валерианом Лукасинским, и о национальном масонстве.
«Патриотическое общество» было основано в начале мая 1821 г., то есть как раз в те дни, когда разыгралась история с опубликованием текста конституции 3 мая 1791 г. и фактически перестал существовать «Союз вольных поляков». Вслед за «Патриотическим обществом» власти обнаружили тайные общества в Литве, что совершенно неожиданно помогло раскрыть и «Союз вольных поляков».
Дело о «Союзе вольных поляков» было поручено той же Комиссии, которая вела следствие по делу Лукасинского. Но в это время Люблинского в Варшаве уже не было. Потому ли, что роль его в Союзе была незначительна, потому ли, что никто из членов Союза не вспомнил о нем в своих показаниях, но к делу он привлечен не был.
Перейдем к выводам, которые можно сделать на основании изучения автобиографии Люблинского. Написана она в Сибири в июле 1829 г., перед тем, как Люблинский с каторги был отправлен на поселение. Она подтверждает некоторые факты его жизни, известные ранее, и пополняет наши сведения о нем новыми данными.
Перед Следственным комитетом Люблинский скрыл свое прошлое: в 1817-1822 гг. он не жил в Новограде-Волынском, а служил по выборам дворянства, учился в Кременецком лицее, работал в канцелярии Виленского университета, слушал лекции в Варшаве и состоял членом «Союза вольных поляков», тайного политического общества, которое он, ради конспирации, изобразил в автобиографии как легальный студенческий кружок.
Верный своей клятве, Люблинский не выдал тайны Союза. Фактически «Союз вольных поляков» перестал существовать еще в 1821 г., но оставался неизвестным правительству до 1825 г., когда эту тайну открыл Хельтман. Люблинский пострадал раньше, чем существование Союза было раскрыто: его арестовали в 1821 г. за связь с Калиновским, который, по утверждению Люблинского, подвергся преследованиям правительства за сношения с неаполитанскими революционерами, а согласно гипотезе проф. Аскенази - за организацию краковского отдела польского студенческого союза.
В автобиографии Люблинский излагает события не в их действительной последовательности, а с ошибками в хронологии, что объясняется естественным для мемуариста запамятованием. Представляет большой интерес рассказ Люблинского о поездке Калиновского в Неаполь для установления связи с неаполитанскими революционерами. Этот рассказ пока другими свидетельствами не подтвержден, но если он соответствует истине - ценность его для истории революционного движения в Польше очень велика.
Н. Чулков