* * *
Политические взгляды Д.В. Давыдова периода 1806-1812 годов нам неизвестны. В Отечественную войну с Наполеоном он сражался в первых рядах защитников родины, навеки прославив себя как начальник партизанского отряда. Война 1812-1814 годов, общение с крестьянами, бросившимися против захватчиков, знакомство с жизнью Западной Европы расширили кругозор Давыдова и сделали его взгляды ещё более оппозиционными.
В послевоенное время между Давыдовым и декабристами устанавливаются близкие личные и идейные связи. Крепкая, прочная дружба связывала Дениса Давыдова с Михаилом Орловым. Знаменитый партизан восхищался умом, военным талантом и кристальной честностью М.Ф. Орлова. Недаром 20 сентября 1819 года Давыдов писал А.А. Закревскому: «Увидя Михайлу Орлова начальником штаба, я за честь счёл стать наряду с сим отличным человеком, и смею сказать, что мы подняли цену званиям, прежде нас предназначавшимся в удел... нищим в дарованиях».
Давыдов по примеру Орлова стал начальником штаба корпуса. Поэт-партизан искренне радовался каждому новому повышению Орлова. 6 июня 1820 года Давыдов писал Закревскому: «Очень ты меня обрадовал уведомлением о назначении Михайлы Орлова командиром 16-й дивизии. Ежели б таковых людей подвигали вперёд, то, право, не раскаялись бы».
Орлов отвечал Давыдову такими же тёплыми чувствами. 4 мая он писал П.А. Вяземскому относительно перевода «Дьявола» Давыдова: «Он скоро... переходит в Липовец или Умань и тогда будет от меня только в 200 верстах. Слава и честь тем, кои в пользу моих увеселений сделали новое расположение квартир для второй армии». В «увеселения» эти входили и политические вопросы, подтверждение чему можно найти в письмах Давыдова к П.Д. Киселёву, о которых сказано ниже.
Глубоко уважал Давыдов члена Союза благоденствия И.Г. Бурцова, считая его умным и квалифицированным военным критиком. 29 ноября 1821 года он писал Киселёву о замечаниях И.Г. Бурцова на «Опыт теории партизанских действий» Давыдова: «Я не только по ним исправил книгу мою, но даже поместил в неё всю статью о партизанах». В письме к Киселёву от 27 декабря 1821 года говорилось: «Очень благодарю за присылку замечаний Сабанеева, хотя они не могут ни к чему послужить.
Ты справедливо называешь их бреднями... Не могу того же сказать о И.Г. Бурцове. Ответ мой на замечания его он увидит в новом тиснении; я не только всё почти исправил по желанию его, но даже целые его периоды включил... Вот критик истинный! Ежели когда-нибудь вздумаю писать ещё, ни к кому другому не прибегну, как к нему, и прошу его не отказать мне в своих замечаниях, обоснованных на логике, а не на желчи, как замечания Сабанеева».
Отзыв И.Г. Бурцова, весьма лестный для Давыдова, содержал в себе, между прочим, строки о том, что давыдовский труд имеет такое же важное значение для военной науки, как «Опыт теории налогов» Н.И. Тургенева для политической экономии. Сравнение весьма знаменательное, и оно понравилось Давыдову.
Приятельские отношения связывали Дениса Давыдова с декабристом А.А. Бестужевым-Марлинским. Между ними велась весьма оживлённая переписка, и всякий перерыв в ней казался чем-то необычным. Так, в письме от 18 февраля 1824 года Давыдов объяснял причину своего длительного молчания тем, что он решил «порвать со всеми всякого рода переписку»; это вызывалось, как увидим ниже, осторожностью.
Очень близкие и своеобразные отношения установились между Давыдовым и почти легендарным в то время «пламенным кавказцем» А.И. Якубовичем. До 1824 года они, по-видимому, не встречались. Их знакомство установилось заочно - через письма, что доказывается одним из писем Давыдова к Якубовичу (от 1825 года). Говоря о сходстве их судеб, Давыдов высказывал там пожелание: «...да послужит сие скрепом взаимных чувств наших и преградою пустым учтивостям при первой встрече у огня бивуаков».
Сходство же их судеб Давыдов усматривал в том, что оба они в молодости перенесли ссылку: «Я в молодых летах испытал участь, несколько сходную с вашей, но менее счастливую; я нашёл в ссылке не битвы, а разводы и манежи. Видите, что и участи наши сходствуют во многом между собой». По-видимому, Давыдов считал, что Якубович побывал в ссылке за политические убеждения, как и сам он, высланный в молодости из Петербурга за крамольные басни.
Д.В. Давыдов высоко ценил Якубовича как мыслителя и в письме от 14 марта 1824 года называл его «богатырём-философом». В другом письме он упоминал о «просвещённом уме» Якубовича, считал, что Якубович - герой, «который вот уже третий год питает мою душу богатырскими и великодушными деяниями, несущими на себе отпечаток чего-то гомерического».
Д.В. Давыдов стремился к установлению самых дружеских отношений с этой романтической личностью: «Дайте мне руку, почтенный Александр Иванович, и будем друзьями; я давно ждал сего», - предлагал он в 1825 году. Вскоре они перешли на «ты». В свою очередь Якубович не скупился на знаки внимания и уважения к Давыдову, высоко ценя его военные способности и партизанские подвиги.
Регулярно переписывался Давыдов с членом Союза благоденствия Фёдором Глинкой. Двоюродный брат Давыдова Василий Львович Давыдов, известный декабрист, поддерживал с Денисом Васильевичем дружеские отношения и даже пытался вовлечь его в Союз благоденствия. Давыдов был знаком и со многими другими декабристами. Но ещё более важны его идейные связи с ними.
Вопрос о взаимоотношениях Д.В. Давыдова и декабристов разбирался В.В. Жерве и В.Н. Орловым. Жерве, в книге «Поэт-партизан Денис Васильевич Давыдов», старавшийся показать «благонадёжность» Давыдова, всё же вынужден был признать близкие отношения Давыдова со многими из декабристов и осведомлённость его относительно существования Союза благоденствия; исследователь отмечал попытки В.Л. Давыдова завербовать Д.В. Давыдова в члены тайного общества. В то же время Жерве подчёркивал отрицательное отношение Дениса Давыдова к идее тайных обществ и их планам вооружённого выступления.
Исследователь Давыдова В.Н. Орлов признаёт, что «во второй половине 1810-х годов Давыдов очутился в атмосфере декабристских влияний», выступал против «режима аракчеевщины и вопиющих беззаконий крепостнического «правопорядка», но «относился скептически» к декабристским проектам вооружённого восстания. Вслед за этим, как уже упоминалось, Орлов называет Давыдова идеологом «военно-дворянской фронды», расходившейся с самодержавием «лишь по отдельным вопросам».
Как нам кажется, ни точка зрения В.В. Жерве, ни точка зрения В.Н. Орлова не являются правильными. Давыдов выступал против самодержавно-крепостнической системы в целом, а вовсе не расходился с царизмом по отдельным вопросам.
После Отечественной войны 1812 года отрицательное отношение Давыдова к русскому самодержавию проявляется ещё резче и определённее, чем в начале XIX века, правда, не в стихах, а в письмах. В одном из них - к П.Д. Киселёву (от 15 ноября 1819 года) - Давыдов называет существующую форму правления в России «самовластием», то есть деспотией, тиранией. Самодержавие - это «домовой», который «долго ещё будет давить Россию», с горечью констатировал Д.В. Давыдов в том же письме. Давыдов мечтал об уничтожении деспотии и установлении «свободного правления». Этот термин в 1814-1825 годах означал народное представительство, парламентаризм. Не случайно Давыдов с увлечением читал труды поборников представительного правления - Б. Констана и И. Бентама.
7 августа 1819 года Давыдов писал тому же Киселёву: «Я теперь весь зарыт... в книгах и предпринял курс politique Constitutionelle de Benjamin Constant u Bentham, коих у меня новые сочинения». Речь шла о вышедшем в 1818 году собрании политических сочинений Бенжамена Констана, сокращённо называвшемся «Cours de politique constitutionelle». Туда вошли такие работы, как «Des effets de la terreur» («О действиях террора», 1797), «Des reactions politiques» («О политических реакциях», 1797), «Principes de politique» («Принципы политики», 1815) и др.
Д.В. Давыдов характеризовал эти сочинения как «преинтересные», советовал Киселёву прочесть их. И не удивительно, ибо многие идеи Констана были созвучны взглядам самого Давыдова. Констан ратовал за народное представительство: «...ни один человек не может быть связан законами, в составлении которых он не участвовал». Однако современные государства достаточно многолюдны, поэтому каждый гражданин может принимать участие в законодательстве через своих представителей - депутатов. Так обосновал Констан необходимость парламентарной системы. При этом он не видел существенной разницы между республикой и конституционной монархией, - важно, чтобы не было произвола.
В первых работах Констан склонялся в общем к республике, в последних - к конституционной монархии. Но различие между ними для Констана было несущественным. Ещё в 1797 году в работе «О политических реакциях» он писал, что не может принять «ни деспотизма, ни умеренной монархии, которая перестанет скоро быть умеренной, ни основанной на произволе республики, которая будет стеснительной не менее монархии». Лучшая форма правления та, в которой уничтожен произвол, «несовместимый с существованием любого правительства», обеспечена свобода личности, неприкосновенность собственности, невмешательство государства в частную жизнь граждан.
Взгляды Констана получили широкое распространение не только среди французской либеральной буржуазии, но и среди передового русского дворянства. Естественно, что Давыдов, мечтавший о «свободном правлении», с удовольствием изучал «Курс конституционной политики».
Понятно и увлечение Д.В. Давыдова сочинениями И. Бентама. Этот идеолог английской либеральной буржуазии, как и Констан, выступал за народное представительство, невмешательство государства в частную жизнь граждан, за неприкосновенность их личности и имущества. Под «новыми сочинениями Бентама» Давыдов, вероятнее всего, подразумевал «Essai sur la tactique des assemblees legislatives» (Paris? 1815), где освещался вопрос об организации и делопроизводстве законодательных собраний; «Papers relative to Codification and Public Justructions» (London, 1817); «Supplement to Papers» (London, 1817); «Bentham's radical reform bill» (London, 1819).
Правда, сохранились два документа, которые, на первый взгляд, свидетельствуют о враждебности или, по крайней мере, безразличии Давыдова к конституции. Прежде всего, это письмо Давыдова к П.А. Вяземскому от 2 июня 1818 года: «Ты мне пишешь о сейме, а Майков о сеймике; ты мне прислал речь, и Мерзляков мне прислал речь, но твоя речь впереди. Я бросился читать твою; это друзьям нашим приманка с капцуном.
Народ конституционный есть человек отставной, в шлафроке на огороде, за жирным обедом, на мягкой постели, в спорах бостонных. Народ под деспотизмом: воин в латах и с обнажённым мечом, живущий на счёт того, кто приготовил и огород, и обед, и постель; он войдёт в горницу бостонистов, задует свечи и заберёт в карман спорные деньги. Это жребий России, сего огромного и неустрашимого бойца, который в шлафроке и заврётся, и разжиреет, и обрюзгнет, а в доспехах умрёт молодцом.
Поздравляю тебя и княгиню с сыном. Дай бог вам видеть его не на сейме, а с миллионом русских штыков, чертившего шпагою границу России с одной стороны от Гибралтара до Северного мыса, а с другой - от Гибралтара же через мыс Доброй Надежды до Камчатки».
На первый взгляд может показаться, что Давыдов решительно выступает против конституции. Однако более внимательный анализ письма убеждает, что это не так. Приведённое высказывание совсем не вяжется с обликом Д.В. Давыдова и противоречит всем остальным его отзывам о самодержавии. Характерно, что немногим более чем через год после написания цитированного письма Вяземскому, 15 ноября 1819 года, в письме к П.Д. Киселёву Давыдов говорил о необходимости стряхнуть самовластие с России и добиться «свободного правления».
Как мы уже видели, и в начале XIX века Давыдов резко выступал против самодержавия. Наконец, было бы весьма странным, если бы Давыдов всерьёз хвалил деспотизм П.А. Вяземскому, мечтавшему о конституции, представительном правлении, ненавидящему абсолютизм. И ещё более странным было бы высказанное всерьёз пожелание, чтобы сын Вяземского не увидел бы русского парламента. Характерно, что Вяземский никак не откликнулся на это место письма, что вряд ли случилось бы, если бы он принял похвалу деспотизму всерьёз.
В письме к Вяземскому акцент был явно не столько на конституции, сколько на взаимоотношениях России и Польши. Читая речь Александра I, присланную Вяземским, Давыдов не мог не вспомнить и речи царя на открытии сейма 15 (ст. ст.) марта 1818 года, где Александр I обещал в будущем ввести народное представительство и в России. Письмо Давыдова, по существу, давало оценку обеим речам царя, причём Давыдов подчас прямо полемизировал с отдельными местами из речей Александра I. Так, в речи от 15/27 марта говорилось, что восстановление Польши освящено «Charte constitutionelle» (конституционной хартией) и что нерушимость «сего коренного закона назначает отныне Польше достойное место между народами Европы». Давыдов же предрекал «народу конституциональному» (то есть Польше) весьма печальную участь.
В той же речи царя говорилось: «Существование ваше (поляков. - В.П.) неразрывно соединено с жребием России». Давыдов же указывал на совсем другой жребий России, призванный, как полагал он, господствовать в Польше. Нелестная характеристика «народа конституционального» относилась лишь к полякам, которых он недолюбливал. Тут же Давыдов использовал несколько бытовых подробностей работы сейма - для депутатов постоянно были накрыты столы с едой и напитками, «возле которых, - с ехидством замечал один из очевидцев, - можно было встретить беспрестанно не малое число польских законодателей».
Не на это ли намекал Давыдов, говоря о «жирном обеде»? Кстати, и «споры бостонные», конечно, имеют отношение к прениям в сейме. Последние слова о том, что Россия «войдёт в горницу бостонистов» - в сейм (палату депутатов в русской публицистике того времени вообще часто называли «комнатой» депутатов, отсюда и «горница») и «заберёт» в карман спорные деньги, с большой долей вероятности надо понимать как решение силой оружия всех дискутировавшихся на сейме вопросов в пользу России.
В первой речи Александр I заявил: «Образование, существующее в вашем крае, дозволило мне ввести немедленно то (государственное устройство. - В.П.), которое я вам даровал, руководствуясь правилами законно-свободных учреждений, и которых спасительное влияние надеюсь я, при помощи божией, распространить и на все страны, провидением попечению моему вверенные».
Во второй речи было сказано: «Поляки! Я дорожу выполнением моих намерений». Очевидно, эти места и имел в виду Д. Давыдов, когда говорил о «приманке с капцуном» (капцун - kapzaun - это намордник, наголовник на молодых лошадей). Давыдов намекал «объездить» «строптивых» «друзей наших - поляков». «Друзьями» Давыдов называл их явно иронически. При этом вполне возможно, что Давыдов, как и многие декабристы, был возмущён откроированием конституции Польше, а не России. В пожелании же видеть сына Вяземского не на сейме, а с «миллионом русских штыков» проявился хорошо известный национализм поэта.
Давыдов, блестящий стилист, избрал весьма оригинальную форму для выражения недоверия к обещаниям Александра I. К тому же следует учесть, что поэт-партизан обычно был весьма осторожен в письмах, отправляемых по почте. 24 февраля 1823 года он писал Киселёву, что дал себе слово «избегать всеми способами беззаконной мерзости какого-нибудь почтмейстера», «кривого толка, даваемого летучим словам С.-Петербургским шпионским комитетом». Через год, 24 февраля 1824 года, об этом же писал он декабристу А.А. Бестужеву. Правда, упомянутые письма относятся к более позднему времени, но, очевидно, удаление из гвардии в 1804 году многому научило Давыдова.
Вскоре Давыдов вновь писал, что в Польше устанавливается не конституционный порядок, а лишь жалкая пародия на него. 5 августа 1819 года он с сарказмом спрашивал Вяземского: «Что же ты умолк, любезный друг, не от удовольствия ли жить в свободном краю, ограждённом осьмьюстами тысяч русских штыков, и среди вольных прений, заглушённых барабанами и командными словами вахтпарадов?» Упоминание о «вольных прениях» звучало насмешкой не только над польским сеймом, но и над второй варшавской речью Александра I, в которой было сказано: «...свободно избранные должны и рассуждать свободно».
Вторым документом, будто бы свидетельствующим о равнодушии Давыдова к конституционному правлению, является начало его письма к П.Д. Киселёву от 15 ноября 1819 года: «Да простит мне Михаил - Идеолог (М.Ф. Орлов. - В.П.) - скучное время пришло для нашего брата-солдата! Что мне до конституционных прений! Признаюсь, если бы я не владел саблей, и я, может быть, искал бы поприща свободы, как и другой, но обнажив её раз с тем, чтобы никогда не выпускать из руки, я знаю, что при свободном правлении я буду рабом, ибо всё буду солдатом. Двадцать лет идя одной дорогою, я могу служить проводником по ней, тогда как по другой я - слепец, которому нужно будет схватиться за пояс другого, чтобы идти безопасно».
Прежде всего следует учесть, что вслед за этими словами (в том же самом письме) идут слова о необходимости добиться всё того же «свободного правления». Начало же письма свидетельствует лишь о том, что ветеран 1812 года жаждал новых подвигов, что ему как профессиональному военному было «скучно» в мирное время. Он так и писал: «Скучное время... для нашего брата-солдата». Поприще военное Давыдов считал для себя более важным, более интересным, чем политическое, но только для себя, давно уже поступившего на военную службу. Поэтому он и заявлял о том, что «ежели бы я не владел саблей... может быть, искал бы поприща свободы».
Даже воевать он хотел за свободу. В том же письме есть любопытное место: «Заговорили было, что Австрия на нас вооружается. От радости трубка упала из зубов моих, и я взглянул на саблю мою, снедаемую ржавчиной. Но вскоре узнал, что штыки немецкие поднялись на мысли народные, т. е. увидел, что они намерены колоть воздух, и я со вздохом сел докурить трубку». Воевать против «мыслей народных» ему явно не хотелось.
Оба эти документа свидетельствуют вовсе не о равнодушии, не, тем более, о неприязни Давыдова к конституции. Этот талантливый военачальник, поэт-партизан был сторонником «свободного правления» - конституции, народного представительства, что сближало его с декабристами.
Позиция Д.В. Давыдова по отношению к крепостному праву также в основном совпадала с декабристской. Как и члены тайных обществ, Д.В. Давыдов был разочарован политикой Александра I в крестьянском вопросе. 15 ноября 1819 года он писал П.Д. Киселёву, что правительство само действует против себя «свободою крестьян». Что же Давыдов подразумевал под этим?
Может быть, слухи о намерении Александра I освободить крепостных, освобождение крестьян в Прибалтике? Вряд ли. Давыдов был противником крепостного права. В письме к тому же Киселёву от 7 августа 1819 года он выражал возмущение поведением дворян XVIII века, мечтавших получить от властей подачки в «несколько тысяч белых негров». К сожалению, это единственное прямое, но при всей своей краткости весьма выразительное высказывание Давыдова о крепостном праве.
Если же учесть, что между Давыдовым, с одной стороны, и А.С. Пушкиным, М.Ф. Орловым и И.Г. Бурцовым - с другой, никогда не было разногласий по вопросу об отношении к крепостному праву (как и к самодержавию), то совершенно очевидно, что Давыдов был сторонником ликвидации крепостного права. Поэтому он не мог быть недоволен разговорами о намерении Александра I освободить крестьян. Возмущался же он, вероятнее всего, тем, что правительство слишком робко и непоследовательно ставило этот вопрос. Даже разговоры о намерении царя освободить крепостных, широко распространённые в 1818 году и почти прекратившиеся в 1819 году, - лишнее доказательство того, как правительство действует против себя «свободою крестьян».
Любопытно, что в том же письме к П.Д. Киселёву от 7 августа 1819 года, в котором Давыдов возмущался раздачей «белых негров», он сообщал, что изучает «государственное хозяйство» по Сюэ. Как бы ни было вульгарно учение этого экономиста, оно восхваляло капитализм, популяризировало теорию А. Смита и поэтому в сущности являлось антикрепостническим.
Интерес к Сэю для Давыдова не случайный. Он явился результатом пристального внимания к Констану и Бентаму, к буржуазной идеологии, внимания явно дружественного.
С декабристами Давыдова объединяло и отрицательное отношение к политике Александра I. Прежде всего Давыдов возмущался порядками в армии, ему были глубоко ненавистны муштра, шагистика, «гатчинская система». «Мне говорят, - иронизировал он в письме к А.А. Закревскому от 19 апреля 1820 года, - что сам Фридрих Великий и Наполеон содержали в строгости армии свои в мирное время и поддерживали строевой службой дух военный, знаю, но сии строгости и сии мирные труды прощаются только главе, покрытой лаврами, и руке, носящей меч победы, а не нам, грешным; верно, нынешний прусский король не менее любит строй Фридерика, но что через то приобрёл, кроме ненависти своей армии?» Последние строки звучат, как весьма недвусмысленный намёк на ненависть русской армии к Александру I.
В самом деле, Давыдов писал о русской армии, ссылка же на Пруссию обычное в то время иносказание. Перед цитированной фразой Давыдов сравнивал теперешнее состояние русской армии с её состоянием накануне Аустерлица. «Грустно смотреть на нашу армию. Она снова, как перед Аустерлицем!» Ни для кого не было секретом, что ответственность за Аустерлицкое поражение нёс Александр I. Давыдов в письме к Закревскому ясно намекал: в новом развале русской армии виноват царь. Наконец, Александр I (гораздо больше, чем прусский король) увлекался строевой шагистикой.
Будучи боевым генералом, пройдя серьёзную школу войн с Наполеоном, прекрасно зная военную теорию, преклоняясь перед гением А.В. Суворова и Наполеона, Давыдов великолепно понимал вред гатчинской системы для русской армии. Он не раз называл выучеников Аракчеева, Клейнмихеля и других «гатчинцев» «журавлями», а гвардию императора - «потешным войском».
19 апреля 1820 года Давыдов писал А.А. Закревскому: «Получил письмо твоё о назначении Шварца и Мартынова. Я думаю, что в потешное войско не предосудительно выбирать потешников». И далее, намекая на удаление из армии либерально настроенных офицеров и генералов-ветеранов 1812 года, Давыдов восклицал: «Есть люди опасные! А ета челядь как жёлуди подсохнут и отпадут, особливо, когда Россия встряхнётся к бою».
Сам Давыдов, как мог, издевался над «етой челядью». 15 ноября 1819 года в письме к Киселёву, упоминая о слухах относительно войны с Турцией, он иронизировал: «К тому же, право, у нас и не ведают, чтобы так было опасно на границе Молдавии? Сомнения в опасности тем основательнее, что граф Витгенштейн поднялся в поход в вашу сторону, и Желтухин командует авангардом.
Если хотите попугать нас, перемените, по крайней мере, вождей ваших». Подобные генералы, по мнению Давыдова, способны заниматься лишь муштрой и казнокрадством. В том же письме, упоминая о мерах против эпидемии чумы, Давыдов ехидно замечал: «Какая чума, когда я знаю, что Бахметьев (один из генералов 2-й армии. - В.П.) без окурения бумажек и омывания червонцев хапает их обеими руками и живёхонек».
Давыдов болезненно переживал удаление из армии боевых офицеров, героев 1812 года и замену их «гатчинцами», видя в этом не только величайшую несправедливость, но и колоссальную опасность для боеспособности русской армии. Давыдова вообще возмущала «забывчивость» царя относительно героизма народа и армии в 1812 году. 15 ноября 1819 года он с негодованием писал Киселёву: «Не радовался ли ты, как российское серебро сыплется в Польшу? Нет солдата польской армии, который не получил бы 2 или 3 рубля серебром на учение, тогда как нашим за Бородино дано было по 5 рублей бумажками и то так долго отлагали, что половина только получила вознаграждение сие, ибо другая часть полегла около Малоярославца, Вязьмы, Красного».
В письме Давыдова к Закревскому от 6 июня 1820 года читаем проникнутые горечью слова, характеризующие современную ему действительность, как «такое время, в которое стараюсь предать забвению и события и людей, ознаменовавших сию великую эпоху, коей слава есть собственность России». Вместо Давыдова, Сеславина, Фигнера, Кудашева в качестве партизан изображаются Чаликов и Каблуков. Надо России «открыть глаза и представить и Чаликова и Каблукова на Царицынском лугу, а не на равнинах Вязьмы и Красного».
Давыдовне раз говорил и писал, что не может служить в армии, где процветают муштра, шагистика, телесные наказания. Он просился на Кавказ, в действующую армию, под командованием А.П. Ермолова. Уже 17 июня 1815 года он жаловался Закревскому: «Резервом я командовать не способен, а формировать ещё меньше». В конце концов, в 1823 году Давыдов вышел в отставку.







