№ 17 (16)
1821 года в феврале месяце был я принят, как и показал, уже, князем Оболенским в общество, не знаю, почему названное обществом Измайловского полка: потому разве, что в оном были некоторые из офицеров Измайловского полка. Сие общество составилось незадолго пред тем, именно осенью 1820 года. Как мне то сказали находившиеся уже в оном прежде меня члены, князь Оболенский1, Капнист1 и брат его2, служивший при министре внутренних дел, г[осподин] Семёнов3, служивший при его сиятельстве князе Александре Николаевиче Голицыне, капитан Летюхин4, поручик Жуков4 и прочие, которых ниже сего список представлю.
Итак, если я был принят чрез несколько месяцев после начатия сего общества, почти в конце существования оного, ежели не последним, то из последних членов, то как мог я быть основателем сего общества? Общество сие не принадлежало ни к какому другому; по крайней мере, я о том никаких сведений не имею, оно не имело никакого имени, и я в оном не видел никакой цели. Едва ли и высочайше утверждённый Комитет поверит, чтобы 10 или 12 человек могли взять на себя переменить правление не только в России, но и где-либо. Таковым дорога прямо в сумасшедший дом5.
В обществе под названием Союз благоденствия никогда не бывал, а слыхал, как помнится, от Семёнова6, бывшего казначеем л[ейб]-г[вардии] Егерского полка, что союз сей уничтожился просто, а не так, как сказано в вопросном пункте, сего числа мне данном, что существование оного объявлено уничтоженным для удаления некоторых из колебавшихся членов оного; также совершенно ничего не знаю о бывших в Москве совещаниях сего общества, ни о прочих подробностях оного, ибо я повторяю, что в Союзе благоденствия никогда не был.
Члены Измайловского общества были следующие: два брата Капниста, князь Оболенский, Жуков, Летюхин, колонновожатый Черевин, Яков Толстой, бывший адъютантом при7 генерал-адъютанте Менщикове, Семёнов, служивший при князе Голицыне, Семёнов - казначей л[ейб]-г[вардии] Егерского полка, я, подписавшийся, и прапорщик Данченко; более не припомню, все сии упомянутые лица были уже в сём обществе членами, исключая прапорщика Данченка, когда я был в оное принят.
Из числа сих как я, так равно и многие другие, конечно, не были в Союзе благоденствия и не имели об оном какое-либо верное8 понятие. Почему сие малое9 общество князь Оболенский и другие называют отделением восстановленного Союза благоденствия, тогда как восстановленный Союз благоденствия восприял своё начало, то конечно не прежде как по уничтожении старого уничтожившегося, как видно из вопросного пункта в феврале месяце 1821 года. // (л. 25 об.)
Измайловское же общество (так буду я называть его для отличия оного от другого, в которое я был принят Тургеневым)10 восприяло своё начало осенью 1820 года как мне сказывали прежде меня уже11 бывшие там члены. Каким же образом могло оно быть отделением того, что ещё не начиналось? Я не имею выгоды смешивать его умышленно ни с каким другим. Я не основывал оного и не старался о его распространении. Одному12 только умершему уже прапорщику Данченке открыл я тайну существования13 оного14, потому только, что был более других знаком с ним. Тут не было никого гроссмейстером. Общество сие уничтожилось за несколько недель до выступления гвардии в15 Петерб[ург].
В апреле месяце, т.е. по уничтожении сего общества, кратковременно существовавшего, я был принят Тургеневым в другое общество, никакого сношения с первым, т.е. Измайловским16, не имевшее, ибо возможно ли иметь сношение с тем, что не существует17.
Сие последнее общество, как мне сказывал тогда Тургенев, было тогда в самом своём начале; было ли оно восстановленным Союзом благоденствия или отделением оного, или было особенное от оного, кратковременно, быть может, также как и первое существовавшее, я о том никаких не имел сведений, поскольку моему после того выходу из Петербурга, Тургенев объявил мне то, что я показал в первом моём вопросном пункте; более я ничего не помню. Может быть, общество сие впоследствии распространило свои предположения и замыслы, я, по крайней мере, чужд был сему, и в течение 5 лет ни с обществом, ни с каким-либо из членов оного не имел по предмету общества никаких сношений:
а) а потому как из показанного мною так и из сего явствует, что я не принадлежал к прежнему обществу Союза благоденствия и в показании моём по сему предмету нет никаких противоречий,
б) также, что происходило не совещании сего общества, бывшего в Москве, о коем сказано в вопросном пункте, равно не знаю ничего. Также о том, было ли сие общество, в которое был я принят Тургеневым, отделением восстановленного Союза, ничего не могу сказать, ибо о том мне ничего не было объявлено.
Невероятным мне кажется только то, чтобы уничтожившийся союз Благоденствия в феврале месяце на Московском конгрессе, возник в 2 недели или один месяц, так чтобы иметь уже свои отделения и предположенный круг действия - ибо я принят был в апреле Тургеневым; ежели прежде моего принятия общество сие началось, положим, за 2 недели, то высочайше утверждённый Комитет, конечно, может более меня судить о важности сего общества в то время, о том, было ли оно многочисленным и проч[ее], я обязан был представить сие обстоятельство высочайше утверждённому Комитету.
И если высочайше утверждённый Комитет благоволит принять в рассуждение то, что я, быв членом сего последнего общества несколько дней, а потом по выступлении с полком из Петербурга, 5 лет не имел никаких сношений с оным, то и не удивительно покажется, что я никаких подробных обстоятельств о сём обществе не знаю. Я презрел весь этот вздор, я был мёртв совершенно для общества. // (л. 26)
c) Какую цель имело сначала общество под названием Союз благоденствия, как я не был членом оного, потому и не знаю и о безумной цели оного, цели республиканского правления, где же, в России, я к удивлению моему читаю в сём вопросном пункте.
д) О сём за отдалением моим и совершенным прекращением сношений с обществом я ничего не знаю и знать не мог. Жизнь моя в Главной квартире и в армии (в 16 дивиз[ии]) будет порукою моей в этом невинности: пусть кто-либо явится, пусть кто-либо обличит меня в противном, я с радостью готов с таковым предстать не только пред высочайше утверждённым Комитетом, но и пред священным лицом самого государя императора не только в этом, но и во всех прочих показаниях моих, дабы я с помощью божиею торжественно мог явить пред высочайше утверждённым Комитетом, что я показываю, как мне внушает истина и как, и сколько я помню сие давно минувшее происшествие. Я чист от всех преступных замыслов, от всей этой скверны. Бог явит невинность мою. Его святое провидение откроет, что я никогда не замышлял о погубе моему отечеству и не имел понятия о тех гнусных18 замыслах, которые нечестивые в уме своём замышляли.
a) Я никаких обществ, ни отделений оных нигде и никогда не основывал.
b) При поступлении в общество чрез Тургенева, что я знал и припомнил, то я объявил.
c) Из числа первенствующих членов сего общества я никого не знал и кто составлял думу оного.
d) На совещаниях общества сего я нигде не был и не имел времени быть за скорым моим отбытием.
e) Называлось ли сие общество Северною думою и не имело ли оно сношения с Южною думою, о которой здесь сказано, я и того совершенно не знаю, да и мудрено было узнать все сии подробности в несколько дней.
f) О распространении общества вообще я ничего не знал совершенно и во все сии 5 лет был насчёт всего сего человеком совершенно чуждым. Всепокорнейше осмеливаюсь просить высочайше утверждённый Комитет во всём этом для узнания большей истины и невинности с моей стороны сделать мне, с кем будет угодно, очную ставку.
Подполковник Миклашевский19 // (л. 29)
1 Фамилия подчёркнута карандашом.
2 Слова «и брат его» подчёркнуты карандашом.
3 Слова «г[осподи]н Семёнов» подчёркнуты карандашом.
4 Фамилия подчёркнута карандашом.
5 Фраза от слов: «Едва ли...» вписана между строк.
6 Фамилия подчёркнута карандашом.
7 Слово «при» вписано над строкой.
8 Слово «верное» вписано над строкой.
9 Слово «малое» вписано над строкой.
10 Три строки от слов «Измайловское общество...» отчёркнуты на полях карандашом.
11 Слова «меня уже» вписаны над строкой.
12 Слово «Одному» написано вместо другого слова.
13 Слово «существования» вписано над строкой.
14 Далее зачёркнуто несколько слов.
15 Предлог «в» написан вместо другого слова.
16 Слова «т.е. Измайловским» вписаны над строкой.
17 Пять строк от слов «В апреле месяце...» отчёркнуты на полях карандашом.
18 Слово «гнусных» написано над строкой вместо густо зачёркнутого слова.
19 Показания подписаны А.М. Миклашевским собственноручно.