О следственном деле А.М. Миклашевского
Об участии в тайном обществе подполковника 22-го егерского полка А.М. Миклашевского стало известно в самом начале следствия. Впервые его имя было упомянуто в показании С.П. Трубецкого от 23 декабря 1825 г. Следственный комитет 3 января 1826 года решает его арестовать. Арестован он был в деревне Берёзовке Стародубского уезда в имении отца, где он в это время находился. 17 января посажен на главную гауптвахту, где и был допрошен В.В. Левашовым.
На первом же допросе А.М. Миклашевский показал, что «В 1821 году... был принят в тайное общество... Николаем Тургеневым». Здесь же он назвал цель общества - «освобождение крестьян» (док. 3/1). 18 января он был препровождён в Петропавловскую крепость в арестантский покой № 21 бастиона Трубецкого.
24 января А.М. Миклашевский направил из Петропавловской крепости на имя царя письмо, в котором признаёт себя членом общества, но «давно отошедшим от деятельности» (док. 4/3).
29 января в Комитете были заслушаны ответы А.М. Миклашевского на вопросы, данные ему комитетом о цели тайного общества, членом которого он был (док. 5/4). А.М. Миклашевский очень сдержанно ответил, не называя при этом ни одного из своих сочленов и далее показывал «я не имею понятия ни о пособиях, которые оно (общество. - Н.К.) в виду имело, ни о тех планах, которые общество сими пособиями имело надежду исполнить» (док. 6/5). Умело отрицая всё, А.М. Миклашевский подал рапорт от 4 февраля 1826 года об увольнении (док. 7/6).
26 февраля 1826 года Следственный комитет требует от коллежского асессора И.И. Пущина и поручика К.Ф. Рылеева сведений об участии А.М. Миклашевского в тайном обществе и особенно в период подготовки восстания. И тот, и другой ответили незнанием А.М. Миклашевского как члена общества (док. 10/9, 11/10).
Следственный комитет, продолжая выяснять о времени приёма А.М. Миклашевского в тайное общество, решает дать дополнительный вопрос ему 8 марта 1826 года (док. 12/11), здесь же декабрист сообщает, что был принят в члены общества в апреле 1821 года (док. 12/11).
17 марта в Комитете зачитываются ответы А.М. Миклашевского о деятельности Измайловской управы тайного общества, и вновь он очень искусно уходит от прямых ответов и называет только одного члена этой управы, к тому времени уже мёртвого В.Д. Новосильцева. Услышав такие ответы, Комитет решает «взять в соображение» ответы А.М. Миклашевского.
17 июля 1826 года на заседании Следственного комитета зачитывается высочайшая резолюция по поводу А.М. Миклашевского: «продержав ещё месяц в крепости, отправить в полки Кавказского корпуса».
Следственное дело А.М. Миклашевского хранится в ГА РФ, в фонде № 48, под № 85. Согласно современной нумерации в деле 31 лист, заполненный текстом. Сохранилась нумерация, проставленная надворным советником А.А. Ивановским при оформлении дела. По этой нумерации в деле 29 листов. Обложка дела и опись были написаны после неё.
Ниже дан перечень дел Следственного комитета, в которых имеются показания А.М. Миклашевского по различным вопросам, не вошедшие в состав публикуемого здесь дела № 85:
1. Дело № 310 «О доставлении писем арестантам и позволении некоторым из них иметь переписку», л. 73 (показание без даты.
2. Дело № 43 «О сделанном распоряжении насчёт ежемесячного донесения о поведении лиц, над коими высочайше повелено иметь секретный надзор», л. 6 об. (показание от 7 июня 1826 года).
3. Дело № 115 А.В. Капниста, л. 15-26 об. (показания от 14/II, 25/II, 26/II 1826 г.).
4. Дело № 244 «Справки, собранные о разных лицах, в описи означенных, о принадлежности их к злоумышленным обществам», л. 65 (показание без даты).
5. Дело № 298 «По просьбам арестованных лиц об отпуске собственных их денег на покупку табаку и на другие надобности», л. 5 (показание без даты).
6. Дело № 305 «Просьбы арестованных лиц по разным предметам и родственников их», л. 125-125 об., 164-166.