№ 5 (4)1
1826 года, 26 генваря. В присутствии высочайше учреждённого Комитета для изыскания о злоумышленном обществе Коннопионерного эскадрона штабс-капитан Назимов спрашиван и показал:
Комитет, имея в виду утвердительное показание, что вы были приняты в члены тайного общества полковником Нарышкиным и разделяли намерения и действия сего общества, ожидает чистосердечного показания вашего в следующем2:
1
Когда вы приняты были в члены тайного общества? Какие причины побудили вас вступить в оное и в чём состояла ваша обязанность?
2
В чём заключалась настоящая цель общества, объявленная и сокровенная, известная только некоторым?
3
В чём состояли те пособия и надежды, кои общество имело в виду для исполнения своих планов? // (л. 11 об.)
4
Когда и у кого бывали вы на совещаниях общества? В чём заключались сии совещания, кто разделял их и кто вообще были известные вам члены общества?
5
У кого видали вы приготовленные конституции? В каком духе они были написаны и кто составлял их?
6
Когда общество предполагало начать открытые действия свои, какими средствами думало преклонить на свою сторону войска и произвесть революцию и что в сём случае замышляло употребить противу священных особ царствующей фамилии? Кто какие делал о том предложения и кто одобрял оные?
7
Что известно вам о сношениях здешнего общества с Южным, а сего последнего с польским, ту же цель имеющими?
8
От кого и что вы слышали о покушениях на жизнь покойного государя // (л. 12) императора прежде капитана Якушкина в 1817, а потом капитана Якубовича в минувшем 1825 году?
9
Когда и от кого узнали вы о намерениях членов здешнего общества произвесть известное вам неустройство 14 декабря? У кого были совещания о том и кто в них участвовал?
10
Наконец, вы должны с полною ответственностию показать всё то, что известно вам о существовании тайных обществ, их намерений и действий лиц, к ним принадлежащих, а равно и о происшествии 14 декабря.
Генерал-адъютант Бенкендорф // (л. 13)
Лейб-гвардии Коннопионерного эскадрона штабс-капитан Назимов в допросе 28 генваря 1826 года имеет честь ответствовать высочайше утверждённому Комитету для изыскания о злоумышленном обществе следующее:
По 1 пункту
Я никогда никем не был принят в члены тайного общества, не имел причин, побудивших меня вступить в оное, и, следственно, не принимал на себя никакой по оному обязанности.
По 2-му
Не знал никакой цели тайного общества, ни объявленной, ни сокровенной.
По 3-му
Не знаю ни планов общества, ни надежд, ни пособий.
По 4-му
На совещаниях по сему предмету ни у кого и никогда не бывал.
По 5-му
Конституций тайного общества никаких не видывал, не знаю духа оных и сочинителя оных потому же.
По 6-му
Не зная общества, я не мог знать о приуготовляемой им революции, а тем более преступных замыслах против священных особ3 царствующей фамилии.
По 7-му
Повторяю, что я не знал ни здешнего общества, равномерно Южного и Польского.
По 8-му
Ни от кого и ничего не слышал4 о покушении на жизнь покойного императора капитана Якушкина5 и Якубовича5.
По 9-му
Не знал ни от кого о намерениях и приуготовлениях к произведению неустройства 14 минувшего декабря.
По 10-му
Наконец, дивясь показаниям, на меня сделанным, я отвергаю их как ложь и утвердительно имею честь представить высокопочтенному Комитету, что, не принадлежа к упоминаемому здесь тайному обществу ни с какой стороны, я о действиях и намерениях его был и сам безвестен.
Штабс-капитан Назимов6[
Генерал-адъютант Бенкендорф // (л. 14)
1 Вверху листа помета чернилами: «Чит[ано] 28 день».
2 На полях против строк данного абзаца помета чернилами: «Спросить о нём кн[язя] Трубецкого, Рылеева, Никиту Муравьёва, Александра Бестужева, коллежского асессора Пущина, кн[язя] Одоевского и пр.»
3 Слово «особ» вписано над строкой вместо зачёркнутого: «замыслах».
4 Далее зачёркнуто: «ни».
5 Фамилия подчёркнута карандашом.
6 Показания написаны М.А. Назимовым собственноручно.