© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Нарышкин Михаил Михайлович.


Нарышкин Михаил Михайлович.

Posts 31 to 33 of 33

31

№ 17 (0)1

О полковнике Тарутинского пехотного полка Нарышкине2

Нарышкин при первом допросе не сознался в принадлежности к тайному обществу, а во втором показал, что принят в члены Союза благоденствия в 1818 году Бурцевым. При преобразовании общества в 1821 году и отменения всех форм он узнал, что целью оного была перемена в образе правления.

В 1823 году Нарышкин участвовал в совещаниях общества, когда рассуждаемо было о восстановлении почти разрушившегося общества, составлена Дума для управления оным и избраны начальниками Никита Муравьёв, князь Трубецкой и Оболенский, также в собраниях у Рылеева, где читан был план конституции // (л. 1 «г» об.) Никиты Муравьёва.

В конце 1823 года, когда приезжал в С.-Петербург Пестель и предлагал о соединении Южного общества с Северным, Нарышкин находился в собраниях, в коих о сём было рассуждаемо и положено, что Северное общество будет действовать отдельно, ибо они не сошлись в мнениях о конституции: Северное стремилось к введению ограниченной монархии, а Южное желало республиканского правления; но чтобы Нарышкину сообщено было о намерениях истребить императорскую фамилию, того никто не показывает. Пестель говорит, что хотя во время переговоров о принятии // (л. 2) цели Южного общества ввесть республику и соединении обоих обществ Нарышкин был, но мнения его Пестель не слыхал, ибо Нарышкин в продолжение всего собрания молчал.

Князь Волконский показал, что Оболенский, говоря ему о успехах Северного общества, хвалился деятельностью двух членов: Рылеева и Нарышкина и жалел об отъезде на юг сего последнего; впрочем, присовокупил он, присутствие Нарышкина в Москве может быть полезно, ибо он учредил там управу. Однако там ничего им заведено не было, а в конце 1825 года, приняв Титова и Мусина-Пушкина, поручал // (л. 2 об.) им приготовиться к учреждению управы в Могилёве.

Нарышкин в 1825 году в бытность в Москве князя Евгения Оболенского участвовал в собрании членов, в коем положено было учредить управу под председательством коллежского асессора Пущина. Но по отъезде Оболенского управа сия обращена в Практический союз, имевший целью распространение просвещения, освобождение крестьян и дворовых людей и приобретение членов. По исследованию обнаружилось, что союз сей рушился при самом начале, но что некоторые из бывших в Москве членов съезжались друг к другу только для // (л. 3) препровождения времени, причём иногда говорили о политических газетных новостях.

Северная дума, открыв замыслы Якубовича покуситься на жизнь покойного государя, положила сообщить о том главным членам, бывшим в Москве. Вследствие сего Никита Муравьёв, по осени в 1825 году отправясь в Москву, объявил о том между прочими тамошними членами и Нарышкину. Но он, гнушаясь таким злодеянием, убеждал Пущина, отправлявшегося в С.-Петербург, всеми мерами сему воспротивиться, а сам, ехавши в Крым, спешил увидеться в Киеве с князем // (л. 3 об.) Трубецким, который сказал ему, что для оставления сего замысла он нарочно отправиться в С.-Петербург. Пущин утвердил справедливость означенных слов Нарышкина, а Трубецкой по приезде в С.-Петербург нашёл, что Якубович отложил своё намерение.

Вследствие показания Матвея Муравьёва-Апостола, что Бестужев-Рюмин открыл Нарышкину намерение Южного общества начать действия в течение 1826 года и ввесть в России республиканское правление, на что Нарышкин был против того и другого, Бестужев-Рюмин, будучи спрошен показал, что о том с Нарышкин[ым] // (л. 4) не говорил. Сие подтвердил и сам Нарышкин.

Намерение с.-петербургских членов воспользоваться отречением государя цесаревича Нарышкин узнал только из письма Пущина к Семёнову в тот самый день, когда уже известно было в Москве о происшествии 14 декабря.

На вопрос, что Муханов, рассказывая у Митькова о происшествии 14 декабря, произнёс: «Ужасно! Если все они (разумея взятых под арест) погибнут, чтобы помешать сему и отомстить за них, он знает нескольких человек, готовых убить ныне царствующего государя, и что сам он // (л. 4 об.) готов убить его». - Нарышкин отвечал, что приехав к Митькову, встретился там с Мухановым, который, рассказывая ему о происшествии 14 декабря, заключил: «Как жаль, что сии несчастные погибнут и что нет средства им помочь».

Нарышкин, с своей стороны, также соболезновал о их участи, изъясняя мнение своё, что всякое действие для них будет вредно и пагубно. Муханов прибавил: «По крайней мере, вместо того, чтобы терять время в словах, надобно поспешить уведомить о случившемся членов Южного общества, дабы они не обнаружились, ибо там есть люди // (л. 5) решительные, которые готовы всё предпринять для спасения сих несчастных». Нарышкин против сего сделал возражение, и тем разговор прекратился; более сего от Муханова он ничего не слыхал.

Сие подтверждается показаниями самого Муханова и Митькова, а Якушкин, который первый открыл о дерзких словах Муханова, пояснил, что они были следствием горячего разговора, а не замысла, и что Муханов в словах весьма невоздержан.

Показание Евгения Оболенского -- Нарышкин принадлежал к кругу убеждённых, т.е. к высшему классу членов, // (л. 5 об.) из коих выбирались в Думу или в правители общества. Убеждённые имели право требовать от Думы отчёт и поверять её действия.

Правитель дел Боровков

1 Внизу листа пометы чернилами: «№ 39», «Читана 5 июня 1826».

2 Ниже на полях помета карандашом: «№ 64».

32

О следственном деле М.М. Нарышкина

Об участии в тайном обществе полковника Тарутинского пехотного полка Михаила Михайловича Нарышкина стало известно в самом начале следствия. Впервые его имя было упомянуто в показаниях доносчика Майбороды при расследовании в Тульчине, и главнокомандующий I армией граф Сакен приказал его арестовать.

26 декабря 1825 г. Следственный комитет после чтения показаний К.Ф. Рылеева и С.П. Трубецкого также принял решение об аресте М.М. Нарышкина. 8 января 1826 г. он был привезён из Юрьев-Польского в Петербург и после допроса во дворце отправился в Петропавловскую крепость с запиской Николая I: «Присылаемого п[олковника] Нарышкина посадить по усмотрению, где удобно». Он был заключён в «арестантский каземат № 16», в куртину между бастионами Екатерины I и Трубецкого «с наблюдением, чтобы он ни с кем никакого сношения иметь не мог». На допросе у В.В. Левашова Нарышкин отказался признать себя членом тайного общества (док. № 3/1).

К 20 января в Комитете имелись уже значительные сведения о Нарышкине: 23 декабря С.П. Трубецкой признался, что просил Нарышкина при встрече в Киеве узнать о делах Южного общества и особенно о позиции П.И. Пестеля. К.Ф. Рылеев, Е.П. Оболенский, Н.М. Муравьёв назвали Нарышкина среди старых и активных членов. И.И. Пущин упоминал имя Нарышкина среди учредителей Московской управы Северного общества и Практического союза. 15 января В.А. Мусин-Пушкин был вынужден дать показания о своём приёме в общество Нарышкиным, о данном им поручении организовать в Могилёве управу тайного общества.

На основании некоторых из этих сведений, а также и других ставших известными Комитету фактов деятельности Нарышкина по тайному обществу он был допрошен Следственным комитетом 21 января 1826 г. (док. № 4/3, 5/4).

17 марта 1826 г. следователи зафиксировали в журналах заседаний Комитета показания поручика П.П. Титова, который «сознался, что был принят в общество полковником Нарышкиным».

Вопросы, адресованные Нарышкину, 18 марта, касались существования в Измайловском полку отделения Союза благоденствия (док. № 6/5).

Вновь Нарышкин был допрошен в Комитете 1 апреля 1826 г. В большом количестве вопросов следователи стремились «уточнить» некоторые сведения о «вине» М.М. Нарышкина, полученные в январе - марте 1826 г. Нарышкин был вынужден признать своё участие в совещаниях членов Северного общества в 1824 г. во время переговоров с П.И. Пестелем (док. № 8/7, 9/8). Однако это показание Нарышкина было охарактеризовано Комитетом как «не раскрывающее новых обстоятельств».

Вопросы, направленные Нарышкину 12 апреля 1826 г., касались принципов построения тайного общества, и ответы на них также были расценены как «ничего нового не заключающие» (док. № 10/9, 11/10).

Последней фазой следствия по делу Нарышкина было выяснение обстоятельств, связанных с показанием М.И. Муравьёва-Апостола от 10 апреля 1826 г. Он признался, что при встрече С.И. Муравьёва-Апостола и М.П. Бестужева-Рюмина в Киеве с Нарышкиным, они информировали последнего о принятом ими решении поднять восстание в 1826 г. и о намерении Южного общества ввести республиканское правление.

Допрошенные вновь 30 апреля М.И. Муравьёв-Апостол и 8 мая М.П. Бестужев-Рюмин подтвердили этот разговор (док. № 12/11, 13/12). Затем была дана очная ставка Бестужеву-Рюмину с Нарышкиным. Протокол её в деле Нарышкина свидетельствует, что Бестужев-Рюмин отказался от своих показаний, не допуская до очной ставки (док. № 14/13). Однако в журналах заседаний Следственного комитета отмечено, что очная ставка не состоялась, но Бестужев-Рюмин по-прежнему был «уверен», что он сообщил в 1825 г. Нарышкину «о решительном намерении южных членов начать действия в 1826 году».

Следует отметить, что далеко не все сведения о деятельности Нарышкина в тайном обществе, полученные в процессе следствия, были «проверены» в вопросах, адресованных непосредственно ему. Многие факты, собранные Комитетом, были приведены только в стандартной «выписке из показаний» о Нарышкине, а некоторые не попали туда совсем. Например: показание Бестужева-Рюмина от 12 февраля 1826 г. о надеждах Южного общества «на Тарутинский полк, ибо в оном был полковник Нарышкин», показание С.М. Семёнова от 2 апреля о том, что Нарышкин в декабре 1825 г. «выпросил» у Семёнова письмо И.И. Пущина о готовящемся в Петербурге восстании для передачи Михаилу Орлову, показание М.А. Назимова от 8 марта 1826 г. в частых «рассуждениях» Нарышкина о возможностях введения конституции, воспользовавшись смертью царя или «в случае внезапного при жизни его восстания», о надеждах Нарышкина «на войско, на помещичьих крестьян».

М.М. Нарышкин был осуждён по четвёртому разряду за то, что «знал об умысле на цареубийство и участвовал... принятием в тайное общество членов». Его приговорили к лишению чинов и дворянства и к ссылке на каторгу на 12 лет. По указу 22 августа 1826 г. срок каторжных работ был сокращён до 8 лет с дальнейшим поселением его в Сибири.

Следственное дело М.М. Нарышкина хранится в ГА РФ, в фонде 48, под № 371. Согласно современной нумерации в деле 48 листов, заполненных текстом. Сохранилась также нумерация, проставленная надворным советником А.А. Ивановским при формировании дела. Она учла в нём 38 листов. Листы описи и док. № 17/0 не были пронумерованы Ивановским. Док. № 17/0 был вшит перед л. 1 нумерации Ивановского и имел собственную внутреннюю нумерацию, проставленную карандашом (лл. 1-5).

Ниже дан перечень дел Следственного комитета, в которых имеются показания М.М. Нарышкина по различным вопросам, не вошедшие в состав дела № 371:

1. Дело № 65, П.И. Колошина, л. 13 (показание от 12 января 1826 г.).

2. Дело № 356, П.А. Муханова, л. 15-15 об. (показание от 4 февраля 1826 г.).

3. Дело № 66, Г.А. Перетца, л. 13 (показание от 11 февраля 1826 г.).

4. Дело № 115, А.В. Капниста, л. 18 (показание от 14 февраля 1826 г.).

5. Дело № 187, Н.П. Воейкова, л. 11 (показание от 15 февраля 1826 г.).

6. Дело № 252, В.А. Глинки, л. 4 (показание от 19 февраля 1826 г.).

7. Дело № 208, М.Ф. Голицына, л. 16 (показание от 21 февраля 1826 г.).

8. Дело № 133, Н.В. Путяты, л. 10 (показание от 25 февраля 1826 г.).

9. Дело № 386, М.А. Назимова, л. 16 (показание от 2 марта 1826 г.).

10. Дело № 244 «Справки, отобранные о разных лицах, в описи означенных, о принадлежности их к злоумышленным обществам», л. 24-24 об. (показание от 3 марта 1826 г.).

11. Дело № 356, П.А. Муханова, лл. 43-44 об. (показание от 3 марта 1826 г.).

12. Дело № 66, Г.А. Перетца, л. 68 (показание от 12 марта 1826 г.).

13. Дело № 198, Н.Д. Синявина, А.Н. Ронова, л. 6 (показание от 14 марта 1826 г.).

14. Дело № 67, С.М. Семёнова, лл. 16-17 об. (показание от 16 марта 1826 г.).

15. Дело № 253, С.Н. Бегичева, л. 8 (показание от 18 марта 1826 г.).

16. Дело № 67, С.М. Семёнова, л. 24-24 об. (протокол очной ставки от 22 марта 1826 г.).

17. Дело № 135, Гвоздева, А.А. Жемчужникова, Ф.Л. Бреверна, л. 4-4 об. (показание от 27 марта 1826 г.).

18. Дело № 172, А.А. Тучкова, л. 24 (показание от 4 апреля 1826 г.).

19. Дело № 240, В.Д. Вальховского, л. 9-9 об. (показание от 9 мая 1826 г.).

20. Дело № 346, И.И. Пущина, л. 44 (показание от 16 мая 1826 г.).

21. Дело № 244 «Справки, собранные о разных лицах, в описи означенных, о принадлежности их к злоумышленным обществам», л. 89 (показание без даты).

22. Дело № 303 «Об отобранных сведениях от арестованных лиц, не имеет ли кто из них в судебных местах тяжебных дел», л. 194 (показание без даты).

33

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTMyLnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTQyMjAvdjg1NDIyMDQwMS8xMjRiYWIvOGdaYTFxQ0luT0kuanBn[/img2]

Андре Адольф Эжен Диздери (André-Adolphe-Eugène Disdéri) (1819-1889). Портрет Михаила Михайловича Нарышкина. Париж. 1859. Картон, фотобумага, альбуминовый отпечаток, печать. 15,8 х 9,9 см. Государственный Эрмитаж.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Нарышкин Михаил Михайлович.