№ 26 (24)
В высочайше учреждённый Комитет для разыскания о злоумышленных обществах титулярного советника Перетца
Покорнейшее объяснение
На всепочтеннейшее предписание Комитета от 11-го сего марта долгом считаю доложить, что кроме прежде мною уже объяснённого, я о тайных обществах других положительных сведений не имею, а если б имел таковые, то для объявления о том не осмелился бы испрашивать особого дозволения, когда сие в вопросных пунктах от 22 февраля от меня именно требовалось, но умозрительно предполагаю:
1-е, что существовавшие в России масонские ложи, вероятно, имели тайную политическую цель, о которой одни члены высших степеней были известны, и нельзя быть уверенным: не продолжают ли они своих действий скрыто;
2-е, что некоторые расколы не чужды политических видов; не помню наверно, но, кажется, что Глинка однажды мне сказал, якобы какой-то их монах из Галиции разъезжал по монастырям в России // (л. 59 об.) и проповедывал вольность1;
3-е, что в течение последнего десятилетия, когда умы были заражены неудовольствием против правительства2 и страстию к составлению тайных обществ, могли составляться общества, которые, не созрев ещё для действия и не быв в связи с обществами доселе открытыми, долго еще могут оставаться неизвестными;
4-е, многие члены обществ доселе даже открытых, умышленно, может быть, не участвовали в совещаниях и действиях и самими своими товарищами от оных были устраняемы, дабы на случай неудачи оставаться в виде резерва для возобновления козней при благоприятнейших обстоятельствах, и посему они едва ли будут открыты, и
5-е, как враги общего спокойствия других земель крайне опасаются влияния самодержавной России3, укрощению бунтов в Италии и Гишпании толико споспешествовавшего, то нет сомнения, что они употребят все возможные усилия для наводнения нас новыми обществами, возмутительным их намерениям соответствующими4.
С другой стороны, полагаю, что большая часть членов тайных обществ, быв сначала обольщены мнимыми видами общего блага, со временем образумились, особливо теперь по открытии как нелепости предположений многих их сотоварищей, так безрассудства и гнусности, с которыми приступали к действию, сей перемене в умах более всего благоприятствует столь мудрое и благое начало правления ныне царствующего государя императора, удовлетворяющее всем желаниям истинных сынов отечества и обнаруживающее вместе с тем, всю злонамеренность // (л. 60) клеветы прежде распространённой; но таковые члены тайных обществ при совершенной искренности своего раскаяния не объявляют правительству ни о себе, ни о своих соумышленниках по следующим, может быть, причинам: во 1-х, сами опасаются строгого наказания, во 2-х, не хотят губить товарищей, из коих иные ими же вовлечены, а другие состоят с ними в коротких связях приязни или родства, и в 3-х, как в подобных делах почти невозможно иметь ясных законных доказательств, то на случай отпирательства соумышленников опасаются ответственности за ложный донос.
С благосклонного дозволения Комитета имею честь изложить в главных чертах средство, помянутыми соображениями мне внушаемое, а именно: обнародовать высочайшим указом.
1. Чтоб всякий верноподданный, внутри России или за границею находящийся, и всякий иностранец, в России пребывание имеющий, состоящий или состоявший когда и где-либо хоть вне империи5 в тайном обществе, духовном ли, политическом, благотворительном или какого бы наименования и цели ни было, а паче участвующий или участвовавший в каком-либо предприятии или намерении против какого-либо правительства, объявил о том начальству (означить именно какому) в течение сроков, кои имеют быть определяемы по отдалённости местопребывания объявителей от начальств, к коим должны // (л. 60 об.) обращаться с подробным показанием о цели и намерении общества, о средствах денежных и прочих, о числе и именах членов, о тайных знаках и способах сообщений, переписок и действий, словом, о всех обстоятельствах, кои правительству благоугодно будет включить в особой форме таковых объявлений с присовокуплением всего того, чего правительство в виду не имело, а объявителю известно, равно и всех доводов и доказательств, к подтверждению истины показания служить могущих.
2. Подтвердить запрещение вступать в тайные общества или продолжать существующие с оными связи, распространяя сие запрещение на тайные общества всякого рода и как на верноподданных, за границею находящихся, так и на иностранцев, в России пребывание имеющих, вместе с сим подтвердить о терпимости всех вероисповеданий и расколов, общественного благонравия не нарушающих, лишь бы не было ничего скрытного.
3. Всякий верноподданный, где б ни находился, и всякий иностранец, в России пребывающий, которому известно или со временем сделается известно о существовании какого-либо тайного общества в России или за границею или о членах оного, а паче о каком-либо предприятии или намерении против какого-либо правительства обязан объявить о том в установленные сроки и во всём согласно § 1-му.
4. Содержащимся по участию в тайных обществах объявить о мере ожидающего их наказания с тем, что если // (л. 61) учинят новое признание, то ни в каком случае участь их тем не отяготится, а по мере важности открытий обнадёжить облегчением.
5. Всякому, намеревающемуся объявить об участии другого лица в тайном ли обществе или намерениях и предприятиях против правительства, дозволить предварительное с ним свидание для склонения к добровольному признанию, хоть бы один из них или оба по сему поводу уж были арестованы или хоть бы по отдалённости местопребывания потребовалось продление установленных по § 1 сроков; но в обоих сих случаях объявитель испрашивающий свидания или отсрочки должен вместе с тем представить запечатанную записку с подробным содержанием предполагаемого им объявления, которой записки до минования отсрочки без согласия его не распечатывать.
6. Объявления разделить на два рода: на объявление-показание и на объявление-извет; первое может быть или вовсе без доказательств, или с доводами, полной силы законных доказательств не имеющими; имя объявителя в таковом случае без крайней необходимости остаётся негласным, и он не подвергается никакой ответственности, разве явно доказано будет, что объявление его ложное или что он что-либо умышленно утаил6; взаимно же объявления сего рода не подвергают обвинённого, если он верноподданный, аресту или другому какому-либо стеснению, а только тайному над ним надзору, допросу, пересмотрению его бумаг при нём или его поверенном, не вынося их из его квартиры, и единственно в отношении к предмету объявления // (л. 61 об.) тайных обществ и то не иначе как с разрешения высшего начальства; если он иностранец и не может представить благонадёжного поручительства, то высшее начальство, уважая степень вероятности объявления, может выслать его за границу, куда он пожелает7 с предоставлением ему некоторого времени для устроения своих дел; по объявлениям второго рода, то есть по изветам, поступать как законами о доносах установлено.
7. Тем, кои исполнят в точности содержание § 1 по собственному ли побуждению или по убеждению других согласно § 5, даровать право на милосердие государя императора; определить именно случаи, в коих могут быть уверены в совершенном прощении, равно и меру облегчения на случай важной вины, совершенного прощения не допускающей, с оказанием, однако, во всяком случае всей только возможной пощады и снисхождения.
8. По мере важности открытий обещать вящее снисхождение и даже награды; оные по желанию объявителей могут состоять в прощении или облегчении участи лиц, ими обвиняемых.
9. Напротив, за неисполнение вышеписанного подвергать строжайшим наказаниям, в важнейших случаях смертной казни; для обуздания отсутствующих из отечества принять меры касательно их имения.
10. Указу сему дать возможную гласность всенародным чтением в церквах, объявлением во всех наших и главных иностранных газетах и подобными мерами; сверх того с дворян, разночинцев, купцов, торгующих мещан и иностранцев взять подписки в том, что оный им объявлен, и при вступлении кого-либо в государственную или общественную службу или купеческую гильдию, при // (л. 62) приезде иностранца в Россию или возвращении в оную верноподданных объявлять им оный особо тоже со взятием подписок.
11. Всякий закон должен быть паче всего ясен и определителен; сей в особенности; во 1-х, дело идёт о невозвратном благе - о жизни человеческой; во 2-х, для внушения полного доверия к искренности, обещаемой за признание пощады, и в 3-х, дабы отнять у злонамеренных повод к клевете, будто правительство обещаний своих не исполняет; буде же за всем тем встретится какое-либо недоразумение, то толковать оное в пользу обвиняемого, и
12. Указ сей должен дышать любовию к народу вообще и к виновным в особенности, дабы всяк и каждый был удостоверен, что владыка земной подобно владыке небесному любит и милует самих врагов, а карает зло единственно по необходимости для общего блага и спасения. Дружественные державы пригласить к соответственным с их стороны распоряжениям; приобретаемые сведения сообщать взаимно. Если вышеизложенное не удостоится одобрения Комитета, то всепокорнейше прошу вменить мне оное в ошибку, а не в вину; бог свидетель чистосердечного моего стремления к искоренению зла, мною отчасти распространённого.
Титулярный советник Перетц8
Марта 12-го дня 1826 года
Г[енерал]-адъ[ютант] Бенкендорф // (л. 63)
1 Три строки от слов «но, кажется, что Глинка...» подчёркнуты карандашом.
2 Слова «умы были заражены неудовольствием против правительства» подчёркнуты карандашом.
3 Далее зачёркнуто: «к».
4 Против слова «соответствующими» на полях поставлен чернилами крест.
5 Слова «хоть вне империи» вписаны над строкой.
6 Слово «утаил» написано вместо стёртого.
7 Слова «куда он пожелает» вписаны над строкой.
8 Показание написано Г.А. Перетцом собственноручно.