Декабрист А.В. Поджио
И.В. Порох
Александр Викторович Поджио - личность, безусловно, незаурядная, яркая, импульсивная. В документе Следственной комиссии о нем говорилось: «Поджио вообще является пламенным членом общества, неукротимым в словах и суждениях». Человек горячего темперамента, он вместе с тем легко поддавался колебаниям и сомнениям. А.В. Поджио нельзя отнести к числу несгибаемых заговорщиков. Он небезупречно прошел через тягостное испытание следствия, внешне раскаявшись в своих действиях и замыслах. Но позднее, в своих «Записках», А.В. Поджио вновь поднимается до высот повинной дворянской революционности, граничащей у него в годы падения крепостного права с демократизмом.
А.В. Поджио интересен своей одновременной принадлежностью к Южней и Северной организациям декабристов, и он немало способствовал объединению их действий. На следствии А.В. Поджио заявил, что имел склонность к математике и истории. Увлечение последней весьма выразительно проявилось в его «Записках», которые справедливо характеризуются как «идеологическая исповедь одного из наиболее ярких представителей буржуазного радикального крыла декабристов».
Александр Викторович Подокно родился 27 апреля 1798 в г. Николаеве. Отец его, Виктор Яковлевич Поджио, - уроженец Пьемонта. В конце 70-х годов XVIII в. по приглашению адмирала Дерибаса он уехал из Италии. В качестве волонтера В.Я. Поджио участвовал в русско-турецкой войне (1787-1791 гг.), отличился при взятии Измаила 22 декабря 1790 г., за что получил награду и чин секунд-майора. С 1783 г. жил в Одессе, где и умер 29 августа 1812 г., оставив жене Магдалине Осиповне и детям небольшое именье в с. Яновке, Чигиринского повета, Киевской губернии, и 398 душ крепостных крестьян.
В семье Поджио было двое сыновей: старший - Иосиф (1792 г. рождения) и младший - Александр (оба - будущие декабристы). Старший воспитывался в Петербургском иезуитском пансионе, а младший - в Одесском училище, учрежденном дюком де Ришелье. «Сие училище относительно к наукам и получаемому в нем образованию ума и нравственности, - показывал на следствии А.В. Поджио, - было самое ничтожное.
Я, 12 лет, достиг успехами моими высший класс... 13 лет, покойный родитель мой меня взял из института с намерением отвезти меня в пансион к иезуитам для усовершенствования моих наук; но смерть, постигшая его, воспрепятствовала сему моему назначению. До 16-го года моего я пробыл дома при матери моей, не имея уже учителей. Здесь я занимался только тем, чему учился, и потому преуспеваний в науках никаких не делал. На 16-м году отправился на службу».
Военную службу А.В. Поджио начал 1 марта 1814 г. подпрапорщиком во вновь сформированном Гвардейском резерве. 27 августа того же года его перевели в лейб-гвардии Преображенский полк, который стоял в крепости Новогеоргиевской (Модлин), находящейся северо-западнее Варшавы при слиянии Вислы с Бугом и Наревом. А.В. Поджио не был непосредственным участником Отечественной войны, но отголоски «грозы 12 года», общение с теми, кто перенес все ее тяготы, оказали на него сильное влияние. Время своего идейного «прозрения» А.В. Поджио определяет точно. «В 1819-м году, - писал он в показаниях, - начался мой ропот, а с 1820 года мое первоначальное вольнодумство».
Решающим фактором идеологического поворота А.В. Поджио считал общение с членами тайного союза. «Я стал отклоняться от общества [т. е. от своего обычного окружения. - И.П.], сближаться с людьми, с мнениями и с целью тайного общества. С сим предубеждением уже взялся я за учение всего, что только мог, и тут книги возымели свое влияние над умом, получившего уже направление. Политическая экономия, права, одним словом, все, что касается до составления и управления общества вообще - все это я пожирал с умом жадным и любопытным.
После сего перешел я к управлению государств, каждого порознь, стал вникать в образ правления каждого из них, для чего и прибегнул к Делолму, Констану, Филанжиери и прочим... Обратил внимание к политике тех времен; увидел время, где дух преобразования взволновал народы. Испания, Неаполь, Пьемонт, Греция вслед одни за другими приняли образ свободного правления; с тех пор журналы с рук моих не сходили, и я с величайшим вниманием следовал до малейшего происшествия. Следовал все прения палаты депутатов во Франции и всем суждениям издателей «Constitutionne!» [французская газета. - И.П.], не упускал ход англицкого парламента, одним словом, я был в духе тогда монархического представительного правления».
Отвечая на вопрос Следственной комиссии, А.В. Поджио рассказывает о своих встречах и связях с декабристами: «Еще с 1820-го года я бывал в сношениях с полковниками Шиповыми, у которых я встречался с Никитой и Сергеем Муравьевыми, с Чедаевым [Чаадаевым. - И.П.]. Не говоря о обществе, говорили часто о правительстве. Я довольно понимал цель разговоров, хотя никем из них не был принят в общество. В 1821-м году я встретился с Луниным в Бельмонте, где он тогда проживал.
Так как вышепоясненные лица были ему из родных и коротких друзей, то коснувшись к ним, коснулись и к образу мыслей их и нашего собственного. П. Шипов (речь идет о И.П. Шипове. - И.П.) до того мне говорил там же, что он его знал как весьма свободомыслящего и весьма умного человека. Все это меня с ним сблизило, а дней несколько спустя мне Шипов предложил, не хочу ли я вступить как членом в общество.
Я на то скоро, то есть сейчас же, согласился, будучи еще прежде к тому склонным, и приехав вместе к Лунину, он, Шипов, о мне Лунину говорил. Лунин сказал, что он очень рад, поедет в Петербург и внесет меня в книгу, после чего я буду признан членом общества. Не помню, при Шипове или без него, говорили о мерах и цели общества, не помню именно, как свое ли мнение или целью общества, он мне говорил о покушении на жизнь покойного государя, но я с сим согласен был...»
По возвращении из Петербурга, куда Лунин ездил для получения назначения, он не виделся более с А.В. Поджио. «Таким образом, - показывал последний на следствии, - я остался, не зная и поднесь, включено ли было мое имя в Зеленую книгу». Из показания Поджио следует, что И.П. Шипов и М.С. Лунин, не получив информацию о решении Московского съезда, собирались в апреле - мае 1821 г., во время учения гвардии в западных губерниях, принять А.В. Поджио в Союз благоденствия.
Но формальный самороспуск этой декабристской организации не позволил выполнить задуманное. Подготавливая А.В. Поджио к приему в тайное общество, М.С. Лунин рассказал ему о предшествующей конспиративной деятельности, в том числе о «Московском заговоре» осенью 1817 г. членов Союза спасения. Условный прием А.В. Поджио в Союз благоденствия способствовал последующему приобщению молодого вольнодумца к декабристскому движению.
В период организационного оформления Северного общества один из его основателей - Н.М. Муравьев - явно рассматривал А.В. Поджио как человека, достойного быть членом нового конспиративного союза. Об этом свидетельствует поручение, которое Н. Муравьев дал ему, по всей видимости, летом 1823 г., написать устав тайной организации. Однако А.В. Поджио вступил официально не в Северное, а в Южное общество.
«В 1823-м году, - писал он на следствии, - проезжая через Киев, я остановился в доме Василия Давыдова по старому моему с ним знакомству. Я имел поручение от Никиты Муравьева вручить ему или одному из Муравьевых конверт под фальшивым адресом для доставления к Пестелю. Сим подав мне сомнение и на любопытство мое открыли они мне соединение их для достижения цели... Тут я был принят Давыдовым и Муравьевым и обещал им свое содействие. Побудило меня взойти в их общество связь моя прежняя с ними н убеждение тогда мое в необходимости участвовать в предприятии даровать свободу и права народу нашему».
Вступление А.В. Поджио в Южное общество, которое состоялось в конце января - начале февраля 1823 г., когда он был в отпуске, привело его «в самое воспалительное положение». На него «возложено было привести петербургскую управу к возобновлению и содействию поспешному». А.В. Поджио очень энергично взялся за порученное дело. Тем более что руководители Северного общества, не оформив официально А.В. Поджио в рядах своей организации, все же считали его «северянином», отсюда, кстати, и предложение Н. Муравьева написать устав тайной организации.
Сам A.В. Поджио также полагал, что имеет прямое отношение к Северному обществу, и считал себя вправе даже принять в него своего сослуживца по Преображенскому полку поручика B.М. Голицына. Итак, «южане» и «северяне» видели в А.В. Поджио своего товарища по обществу.
Однако самому А.В. Поджио все же больше импонировали активная деятельность н республиканизм П.И. Пестеля и его соратников. Видимо, подспудно зреющее намерение перебраться на юг, «в родные места», окрепло в связи с неудачей его проекта устава Северной организации. Проект устава, написанный А.В. Поджио, не удовлетворил «северян». Одни считали его повторением «правил» Союза благоденствия, другие находили неполным. Общим недостатком проекта была «недостаточная четкость политических формулировок».
В декабре 1823 г. А.В. Поджио, оставив в качестве эмиссара южан в Петербурге М.И. Муравьева-Апостола, выехал в Киев к месту новой службы и на встречу с Пестелем, имея к нему бумаги от Никиты Муравьева. Однако в дороге А.В. Поджио заболел и добрался до места назначения только 26 января, не застав уже Пестеля в Киеве.
В отсутствие руководителя «южан» А.В. Поджио сообщил А.П. Юшневскому, как второму директору общества, и находившимся в Киеве В.Л. Давыдову, С.И. Муравьеву-Апостолу, С.Г. Волконскому и Μ.П. Бестужеву-Рюмину свое мнение относительно состояния дел в Петербурге. На вопрос Юшневского - «какая же цель общества?» - А.В. Поджио сказал: «Мнение разделено... - иные хотят республику с покушением на жизнь всей царской фамилии, а... другие ... отвергнули республику».
А.В. Поджио особо настаивал на том, чтобы сменили Никиту Муравьева, который, как руководитель организации, по убеждению А.В. Поджио, бездействовал. Получив назначение в Днепровский полк 18-й пехотной дивизии, А.В. Поджио естественно вошел в ряды Каменской управы, во главе которой стояли генерал С.Г. Волконский и полковник в отставке В.Л. Давыдов. А.В. Поджио становится заметной фигурой в Южном обществе.
Горячий, исполненный решительной готовности на самые отчаянные поступки, он привлек к себе внимание Пестеля. Мало с кем вождь «южан» был так откровенен, как с А.В. Поджио. Известен их разговор, который в идейном смысле оказался для А.В. Поджио кульминационной точкой его политического радикализма. Разговор этот состоялся в сентябре 1824 г. в Линцах, на армейских учениях, т. е. уже после Петербургского совещания Пестеля с руководителями Северного общества.
Пестель, обосновав все отрицательные стороны монархического правления, ввел А.В. Поджио «в свою республику», основанную на народном представительстве, и добился от своего собеседника ее признания. Позднее речь зашла о цареубийстве как средстве достижения поставленной политической цели, а также о других сторонах тактического решения государственного переворота.
Пестель насчитал тринадцать членов императорской фамилии, которых в интересах революционного переворота следовало лишить жизни. И А.В. Поджио, хотя и ужаснулся при этом перечне, согласился с Пестелем. Для осуществления этого акта, который Пестель назвал «заговором», необходимо было создать специальный отряд цареубийц. Пройдет немного времени - и Поджио заявит Μ.П. Бестужеву-Рюмину, что «готов быть одним из заговорщиков», проявив тем самым, по словам молодого руководителя Васильковской управы, «характер истинно римский».
В разговоре Пестеля с А.В. Поджио был затронут вопрос о временном верховном правлении, о его составе, а также о министерствах. «Пестель, - показывал А.В. Поджио на следствии, - мне читал отрывки Русской правды в 1824-м году при начале его сочинения. Помню, читал мне статью о разделе земель и вольности мужиков, составление волостей общественных, что занимало его более всего, как он мне говорил».
Пестель рекомендовал А.В. Поджио «обработать» Майбороду, Лорера и Старосельского, а также узнать, проезжая через Орел, что за волнения произошли там в Екатеринославском кирасирском полку, и, если возможно, основать Восточную управу и возглавить ее. Однако А.В. Поджио «мимоездом через Орел ни с кем не виделся и потому ничего не сделал».
Пережив после встречи с Пестелем в Линцах взлет революционных настроений, А.В. Поджио вскоре оказывается во власти разочарований, следствием чего явилось его решение выйти в отставку. В ответ на официальное прошение, поданное в декабре 1824 г., 31 марта 1825 г. А.В. Поджио был «по домашним обстоятельствам уволен от службы подполковником». Однако он не прерывал связей с тайным обществом. В январе-феврале 1825 г. он присутствует на очередном контрактовом съезде «южан» и вновь встречается с Пестелем. Вождь «южан» выразил свое неудовольствие по поводу решения А. В. Поджио выйти в отставку. А.В. Поджио узнал о переговорах с представителем Польского патриотического общества князем Яблоновским.
На следствии А.В. Поджио признался: «...при прощании моем с Пестелем я ему говорил, я всегда буду вашей партии и если я вам нужен буду, то напишите мне два слова». Лето 1825 г. А.В. Поджио намеревался провести на Кавказе. Ранее, в апреле месяце, в Киеве состоялась его встреча с М.И. Муравьевым-Апостолом, который просил его разузнать о грузинском тайном обществе. «После того в мае месяце, - показывал А.В. Поджио, - отправился я на Кавказ, где более удостоверился, что общества там не существовало никакое - ибо сколько я там ни видел людей, сего в них не замечал, кроме приверженности невероятной почти к генералу от артиллерии Ермолову, - но сие не есть к тому заключение».
В конце сентября 1825 г. А.В. Поджио возвращается с Кавказа и попадает в накаленную и тревожную обстановку. Над заговорщиками сгущались тучи. Повышенный интерес к членам Южного общества, проявленный начальником южных военных поселений генералом Виттом, насторожил Пестеля. Были и другие настораживающие сигналы относительно обнаружения правительством тайной организации. Роковой удар не заставил себя ждать, хотя события, ускорившие его, были, конечно же, непредвиденными.
В ноябре 1825 г. в Таганроге неожиданно скончался Александр I. Сложилась ситуация междуцарствия - при двух возможных претендентах на престол, великих князьях Константине и Николае, - не было законного царя. И на Юге и на Севере началась напряженная работа по мобилизации, революционных сил. Правда, в начале декабря 1825 г. Пестель через Давыдова «объявил решение управы не начинать ничего, если в Петербурге не приступит общество к действию». Правительство опередило «южан».
13 декабря 1825 г. был арестован Пестель, а вслед за ним - Юшневский и Барятинский, возглавлявший в последнее время Тульчинскую управу. Южное общество оказалось обезглавленным. В этот критический момент только руководители Васильковской управы и А.В. Поджио предпринимали смелые попытки перейти к решительным действиям. С.И. Муравьев-Апостол возглавил восстание Черниговского полка.
А.В. Поджио через С.Г. Волконского пытался «возмутить» 19-ю пехотную дивизию. «21-го числа декабря, - рассказывал А.В. Поджио на следствии по этому поводу, - приехал я к генералу Давыдову на званый обед. Здесь находились Давыдов, Лихарев и Янтальцев. Давыдов первый объявил мне о приезде Волконского с известием о арестовании Пестеля, Юшневского, Крюкова и сослании князя Барятинского под арестом к генералу от инфантерии Сабанееву. Час спустя прибыл туда и Янтальцев, которого Волконский застал в Болтышке. Сей подтвердил выше сказанное Давыдовым, с добавлением, что общество все открыто с именованием 80 членов оного [...] [...]разговоры клонились о неизбежной нашей гибели и о сожалении нашем о Пестеле. Янтальцев особенно жалел Юшневского.
После обеда сейчас все разъехались всякой к себе для сожжения бумаг иных - важных ни у кого не было, сие я знаю. Приехав домой и вспомнив обещание мое ехать к Муравьеву, я хотел иметь достоверное решение о намерении Южной управы. В сем намерении писал я письмо к князю Волконскому, ѵгде, говоря ему, что гибель наша неизбежна при открытии общества, посягнувши на такую цель, что казни ожидают всех, когда в такое время гонения начались, убеждал его с средствами, им имеющими, спасти Пестеля [...] 22-го числа прочел я сие письмо брату моему, который убеждал меня оставить его, но я с письмом отправился к Янтальцеву [...] Ответ известный сказал мне Янтальцев: как вы к князю сие пишете, вы знаете его, он действовать не будет [...]
Я Янтальцеву прочел письмо, также и записку особенную, в которой заключил предприятие в случае действия Южной управы, мне Пестелем объявленное еще в 24-м году, в бытность мою у него. То есть двинуться с успевшими к тому склониться полками 19-й пехотной дивизии, полагая присутствие князя Волконского, мое и капитана Фохта достаточным к склонению полков 1-й бригады, а что за ней последуют и другие, соединить с стоящим смежно Вятским полком и, сделав нападение на Тульчин, арестовать главные лица Главной квартиры 2-й армии. Я говорил Янтальцеву, чтобы он сие напомнил князю, которому, верно, Пестель сие сообщал...».
23 декабря А.В. Поджио вновь приехал к Давыдову, где застал своего брата и подпоручика Лихарева, которому прочел копию письма к Волконскому. А.В. Поджио послал за подорожной, чтобы ехать к С.И. Муравьеву-Апостолу. Время шло, а Волконский молчал. Наконец, 26-го декабря Ентальцев передал ему слова самого Волконского, «что он ничего не станет делать [...j Тут убеждения брата и собственно мои остановили меняли я решился никуда не ехать и ожидать участи своей у себя в деревне», Лишенная поддержки революционная решимость А.В. Поджио была исчерпана. А ведь в пылу возбуждения он говорил о своем намерении поехать в Петербург в случае» если на Юге не решатся действовать, и совершить цареубийство.
3 января 1826 г. А.В. Поджио был арестован в своем поместье, д. Яновке, генерал-майором Набелем, который при атом сказал, «что дело кончено Муравьева», имея в виду подавление восстания Черниговского полка правительственными войсками. В тот же день из г. Звенигородка А.В. Поджио под конвоем повезли в Петербург, куда он прибыл 11 января и по распоряжению дежурного генерала был «отправлен к генерал- адъютанту Башуцкому для содержания под арестом на Главной гауптвахте». 12 января он был заключен в Петропавловскую крепость. Начался тюремно-следственный период его жизни.
Во время политического процесса А.В. Поджио избрал довольно своеобразную линию поведения и самозащиты. Возможно, его тактика была следствием грубого вмешательства царя в ход дознания. Учитывая создавшуюся обстановку, А.В. Поджио не запирался, был в отношении себя предельно откровенен, полагая, видимо, таким образом создать у Следственной комиссии впечатление о своем полном раскаянии. Он неоднократно писал пояснительные и саморазоблачительные письма генералу Левашеву.
В конце концов А.В. Поджио добился своей цели, но излишней откровенностью усугубил и без того тяжелое положение Пестеля н С. И. Муравьева-Апостола. В официальной записке Следственного комитета в разделе «Обстоятельства, принадлежащие к ослаблению вины» говорится: «Готовность при первых допросах раскрыть все известное ему, Поджио, и раскаяние в поступках его».
Тем не менее А.В. Поджио был отнесен к 1-му разряду и по конфирмации приговора царем 10 июля 1826 г. осужден на каторжную работу навечно. По коронационному манифесту Николая I от 22 августа 1826 г. срок каторжных работ был сокращен до 20 лет. После объявления приговора осужденных на каторжные работы рассредоточили до отправка в Сибирь мелкими группами по разным тюрьмам (Шлиссельбург, Динабург, Выборг, Кексгольм, Свеаборг, Бобруйск и др.).
А.В. Поджио был отправлен 27 июля 1826 г. в Кексгольм вместе с Ф. Вадковским, В. Кюхельбекером, Барятинским, Горбачевским. 12 октября 1827 г. А.В. Поджио вместе с И.И. Пущиным и П.А. Мухановым отправился в дальний путь к месту сибирской каторги. 25 октября А.В. Поджио с товарищами в Кунгуре догнал группу Якушкина, Тютчева, Арбузова. «Мы ехали все шестеро вместе около двух суток, - вспоминал впоследствии И.Д. Якушкин, - потом наш фельдъегерь, добрый Миллер, увез нас троих вперед...».
24 ноября группы прибыли в Иркутск, а 15 декабря 1827 г. - к месту назначения в Читу, где уже находилось 76 человек. В соответствии с высочайшим распоряжением декабристы содержались «во всех отношениях по установленному каторжному положению». Ежедневно их водили на работу, которую они проделывали, имея постоянно на руках и ногах кандалы. Кормили заключенных скудно и однообразно. «Обед приносили к нам, - писал впоследствии Н.И. Лорер, - на носилках, очень грязных, на которых, вероятно, навоз выносили когда-то...»
После выполнения работ, когда имелось свободное время, А.В. Поджио учил своих товарищей по заключению итальянскому языку. Получив в 1828 г. разрешение иметь огород, многие из декабристов с увлечением занялись выращиванием овощей. В Забайкалье местное население сажало тогда только капусту и лук. «А.В. Поджио первый, - писал А. Е. Розен, - возрастил в огороде нашего острога огурцы на простых грядках, а арбузы, дыни, спаржу и цветную капусту и кольраби - в парниках, прислоненных к южной стене. Жители с тех пор с удовольствием стали сажать огурцы и употреблять их в пищу».
В Чите декабристы прожили до начала августа 1830 г., когда пешим ходом двинулись в Петровский завод, где для них была выстроена специальная тюрьма. Осужденным по 1-му разряду, к которым принадлежал А.В. Поджио, дважды (4 февраля 1828 г. и 8 ноября 1832 г.) сокращали сроки каторжных работ (сначала до 15, а затем до 13 лет).
10 июля 1839 г. А.В. Поджио направился на жительство в маленькую деревушку Усть-Куда, расположенную в 23 верстах от г. Иркутска, недалеко от Ангарского тракта, при впадении реки Куды в Ангару. Выбор им места поселения был неслучайным. С 1834 г. в Усть-Куде жил его старший брат Иосиф, осужденный по 4-му разряду и просидевший 8 лет в Шлиссельбургской крепости. После смерти брата 8 января 1848 г. в Иркутске А.В. Поджио особенно остро почувствовал одиночество, и все же его деятельная, кипучая натура восторжествовала.
Не располагая средствами и не имея материальной поддержки от родственников, А.В. Поджио вынужден был своим трудом зарабатывать на жизнь. Он воспользовался правом получить при выходе на поселение 15 десятин земли в качестве Душевого надела. По свидетельству Н.А. Белоголового, А.В. Поджио «с большими заботами выращивал всякую редкую в Сибири зелень и особенно ухаживал за дынями и канталупами, которыми очень гордился». Кроме того, А.В. Поджио имел под покос луг, известный под названием «Выгородки», в 2-3 верстах от деревни на р. Куде.
В 1851 г. в жизни А.В. Поджио «произошла капитальная перемена... он женился на классной даме иркутского девичьего института Ларисе Андреевне Смирновой, девушке лет 26-ти, урожденной москвичке и без всякого состояния, но чрезвычайно доброй, и эта доброта и большой здравый смысл сглаживали разницу, которая была заметна в образовании, вкусах и самих натурах обоих супругов, и сделали брак этот счастливым».
В конце октября 1854 г. родилась дочь, которую назвали Варей. В дом много пережившего человека пришла радость, но вместе с тем необходимо было найти «новые источники доходов для удовлетворения самых скромных потребностей своей жизни» (там же). Поддавшись весьма распространенному влечению, Поджио решил заняться золотоискательством. Но он не был удачлив в поисках, хотя истратил на них все свои весьма ограниченные средства.
В нужде, среди разных тягот, А.В. Поджио не терял интереса к жизни, к политическим событиям в России и Европе. Сын декабриста Е.И. Якушкин писал жене 10 декабря 1855 г.: «Поджио итальянец, сохранивший весь жар и все убеждения юношества. Эта пылкость в человеке уже пожилом имеет какую-то особенную прелесть, но грустно становится, когда подумаешь, Что такая энергия уже тридцать лет стеснена тюрьмой и ссылкой. Сколько бы пользы она могла принести, ежели бы ей был дан простор».
С горячностью и настойчивостью А.В. Поджио брался за любую деятельность. Много времени и сил отдавал он педагогическим занятиям. Одним из его учеников был известный впоследствии хирург и общественный деятель Николай Андреевич Белоголовый (1834-1895), в жизни которого А.В. Поджио «играл роль второго отца». Узнав об амнистии в связи с коронацией 26 августа 1856 г. Александра II А.В. Поджио первое время не хотел расставаться с Сибирью.
Однако вскоре он приходит к мысли, «что в Иркутске уроками нельзя добыть порядочного куска хлеба, а тем менее обеспечить жену и ребенка На случай своей смерти. В это время он получил от старшего своего племянника А.О. Поджио [...] предложение переехать к нему в петербургское имение, где ему представлялись и спокойное доживание своего века и материальное довольство для семьи ... Александр Викторович, не видя перед собой другого выхода, решил принять это предложение».
2 мая 1859 г. А.В. Поджио с женой и дочерью выехали из Иркутска и в июне были в Москве. Пробыв здесь недолго, А.В. Поджио направляется в Петербург и по пути заезжает в Тверь, чтобы навестить М.И. Муравьева-Апостола. Из Петербурга семья А.В. Поджио переехала на жительство в имение племянника, находившееся в Торопецком уезде Псковской губернии, где А.В. Поджио рассчитывал найти «покой и отдохновение от своей скитальческой жизни [...] Но его ждало разочарование».
Между ним и племянником, человеком сухим, расчетливым, воспитанным в консервативных убеждениях, не было ничего общего. А.В. Поджио с семьей «поселили в мрачных, темных комнатах небольшого флигеля», и хозяева имения «давали ему постоянно и в разных мелочах чувствовать, что его содержат, как бедного родственника, на хлебах из милости. Вот этого-то унижения и постоянных оскорбительных уколов не мог он вынести».
После решительного объяснения с племянником Поджио покидает «негостеприимный кров, прожив в нем всего-навсего несколько месяцев». А.В. Поджио снова едет в Москву в поисках средств к существованию. У него даже возникла мысль вернуться в Сибирь. 19 декабря 1859 г. М.И. Муравьев-Апостол сообщил Е.И. Якушкину из Москвы: «Поджио возвращается в Иркутск».
Однако в это время разбогатевший иркутский знакомый А.В. Поджио К.Я. Дараган предложил ему место управляющего в подмосковном имении Никольском. А.В. Поджио согласился, и отъезд в Иркутск не состоялся. Правда, удовлетворения от своей новой должности он не получил. Обреченный на безделье в усадьбе Дарагана, А.В. Поджио тяготился своим положением. Ко всему добавилась болезнь - острое воспаление почек.
Получив разрешение от нового генерал-губернатора древней столицы П.А. Тучкова, сменившего печально, известного А.А. Закревского, приезжать для лечения в Москву, А.В. Поджио зимой 1860/61 г. неоднократно им пользовался.
Судя по письму М.И. Муравьева-Апостола Е.И. Якушкину от 10 мая 1861 г., А.В. Поджио в это время снова решает вернуться в Сибирь, «чтобы заняться каким-то промыслом». Посвященный в тяжелое положение А.В. Поджио и зная его настроения, Н.А. Белоголовый, встретившись в июне 1861 г. в Париже с Герценом, рассказал ему обо всем, 16 июля 1861 г. в разделе «Смесь» 103-го листа «Колокола» появилась заметка под названием «А.В. Поджио и его племянники», в которой говорилось:
«Известный декабрист Александр Викторович Поджио, по возвращении из Сибири, нашел свое имение в руках родных племянников Александра и Льва Осиповичей, весьма богатых помещиков. Они не возвратили старцу его имения, стоящего не больше 35 000 рублей, и он, обремененный семьей, остался без средств. Если племянники не опровергнут этого, то имя их не должно забыться в наших летописях».
Незадачливые племянники были весьма сконфужены гласным разоблачением их скаредности и жестокости и вернули А.В. Поджио небольшую часть наследственного капитала в сумме 15 000 руб. Несмотря на преклонный возраст, А.В. Поджио хотелось принять посильное участие в деле освобождения крестьян. 24 сентября 1861 г. М.И. Муравьев-Апостол писал Е.И. Якушкину: «Поджио оставил намерение ехать в Сибирь с целью золотоискательства и взял в аренду имение Молчановых в 50-ти верстах от Москвы».
Имение находилось в селе Шуколово Дмитровского уезда. Владелец имения, малолетний Молчанов, был внуком С.Г. Волконского. Его мать Елена Сергеевна, в замужестве Кочубей, «как опекунша попросила Поджио взять на себя нелегкий труд управлять этим имением на [...] переходное время, с тем, чтобы составить и ввести уставные грамоты... Поджио с величайшей готовностью принял это предложение: забыв о болезни и забрав семью, он осенью того же 1861 г. переселился из Никольского в уединенное и захолустное Шуколово.
С пылом молодого человека и в то же время с сознательным благоговением старца, призванного на склоне своей жизни к осуществлению заветных идеалов всей этой длинной жизни, принялся он за изучение положения, за старательное ознакомление с местными условиями, боролся с поднимавшимися на каждом шагу препятствиями, недоверием к себе бывших рабов, но не падал духом и бодро старался привести дело к удовлетворительному концу».
В конце марта 1863 г. у А.В. Поджио побывал Н.А. Белоголовый. Его поразили неблагоприятные условия жизни беспокойного управляющего. Но это не помешало последнему успешно завершить составление уставной грамоты. Осенью 1863 г. А.В. Поджио вместе с женой и дочерью едет в Италию в качестве сопровождающего семью Елены Сергеевны, муж и сын которой, будучи тяжело больными, нуждались в лечении. Позднее А.В. Поджио принимает решение переселиться в Швейцарию для лечения и для того, чтобы дать приличное образование своей дочери. Об этом он написал 12 августа 1864 г. Н.А. Белоголовому в Иркутск.
В январе 1865 г. в Женеве состоялась встреча А.В. Поджио с Герценом. В письме Η.П. Огареву Герцен так описал ее: «Часов в 11 [...] явился старец с необыкновенным, величаво энергическим видом. Мне сердце сказало, что это кто-то из декабристов. Я посмотрел на него и, схватив за руки, сказал: «Я видел ваш портрет». - «Я Поджио» ... Этот сохранился еще энергичнее Волконского (который при смерти, болен). Господи, что за кряж людей! Иду сейчас к нему».
По авторитетному свидетельству Н.А. Белоголового, «отношения между Герценом и Поджио с первой встречи установились самые теплые и естественные, основанные на взаимном уважении. Герцен встретил Поджио с тем восторженным почетом и увлечением, на какие способна была его страстная натура. Со своей стороны Поджио слишком высоко ценил громадный публицистический талант Герцена, чтобы не отозваться горячо на это сближение» (Белоголовый Н.А. Указ, соч., с. 117-118).
О самом уважительном и сердечном отношении Герцена к А.В. Поджио говорит дарственная надпись, сделанная Искандером на книге, подаренной дочери декабриста Варе, гласившая: «От одного глубокого, глубокого почитателя вашего отца в знак памяти о Женеве».
Примерно за месяц до смерти А.В. Поджио вернулся в Россию. Умер он 6 июня 1873 г. в доме С.Г. Волконского в с. Вороньках Черниговской губернии и похоронен рядом с самыми близкими ему друзьями - владельцем имения и его женой М.Н. Волконской.







