© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Поджио Иосиф Викторович.


Поджио Иосиф Викторович.

Posts 41 to 50 of 52

41

№ 16 (16)1

1826 года, февраля 17 дня, честь имею довести до сведения высочайше учреждённого Комитета ещё обстоятельство, которое даст след для отыскания офицера одного.

9 и 10 генваря г[осподин] Давыдов мне рассказывал, что после дела Муравьёва какой-то неизвестный ему офицер Черниговского пехотного полка бежал и в партикулярном платье, проходя через Каменку, зашёл на несколько часов к его доктору г[осподину] Зинкевичу, который некогда служил в Черниговском полку, а ныне в отставке. Офицер этот говорил, что он пойдёт к своим родным, кажется, в Херсонскую губернию, где имеет намерение жить под чужим именем.

Долгом себе поставляю также сказать, что г[осподин] Зинкевич ни малейшего помышления не имеет о существовании тайного общества и с удивлением рассказывал // (л. 44 об.) г[осподину] Давыдову, что он заметил из слов этого офицера, что г[осподин] Муравьёв давно уже готовился к возмущению. Ежели же он принял к себе на несколько часов этого офицера, то верно не с злым каким-нибудь намерением, ибо доктор Зинкевич в наших местах совершенно всеми уважаем за честнейшие его правила и за особенное его человеколюбие; он не только даром всех бедных людей лечит, но даже лекарство покупает на свои деньги больным, которые в недостатке в способах к лечению находятся.

Отставной штабс-капитан Поджио2

Генерал-адъютант Чернышёв

1 Вверху листа чернилами помечено: «Читано 17 февр[аля]», карандашом поставлен крест и помета: «Спросить у Давыдова о сём».

2 Показания написаны И.В. Поджио собственноручно.

42

№ 17 (17)1

1826 года, февраля 17 дня, в присутствии высочайше учреждённого Комитета отставной штабс-капитан Поджио спрашиван в пояснение сделанных им показаний.

1 Вверху листа чернилами помечено: «Читано 18 февр[аля]», карандашом поставлен крест и помета: «Читано».

Полковник Давыдов и подпоручик Лихарев, сознаваясь в действительности бывшего в доме Давыдова разговора о намерении подполковника Поджио ехать в Петербург для покушения на жизнь блаженной памяти государя императора, показывают, между прочим, что, когда из них Давыдов возразил на слова Поджио, что его две руки ничего не значат, ибо тут надобно шесть, тогда подполковник Поджио при вас наименовал четырёх членов общества, живущих в Петербурге, которые готовы разделить с ним его предприятие, каковое показание Давыдова и Лихарева подтверждает и сам подполковник Поджио.

Объясните чистосердечно, кто именно были те четыре // (л. 45 об.) члена общества, живущие в Петербурге, которых подполковник Поджио называл готовыми с ним покуситься на преступное его намерение.

Генерал-адъютант Чернышёв

1826 года, февраля 18 дня, в высочайше учреждённый Комитет честь имею изложить следующее изъяснение.

Я не только не слыхал от брата моего подполковника Поджио, чтобы он назвал четырёх членов общества, живущих в Петербурге и готовых разделить его предприятие, но, возвратившись вчерашний вечер, не мог даже придумать, на кого бы брат мой мог иметь подобные виды. Я честью и совестью уверяю, что ничего этого не знаю. Сделавши такое важное показание на брата моего, из чего мог бы я утаить имена прочих членов, на которых лишь виды имел брат1.

Удивляюсь также тому, что г.г. Давыдов, Лихарев и брат утверждают, что при мне названы были эти четыре члена. Они, верно, так занялись своим разговором, что не помнят, видно, того, что я вышел из комнаты, когда письмо брат мой начал читать, а, пришедши в комнату, тотчас опять из неё вышел. Брат мой // (л. 46) не вместе со мной вышел, он ещё несколько времени после меня оставался, но, может быть, когда я уже вышел из комнаты, он назвал четырёх этих членов и после брат мне ничего не говорил об этом, кроме того, что я упомянул в своём показании насчёт князя Валериана Голицына, об чём слегка мне намекнул брат мой.

Отставной штабс-капитан Поджио2

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 48)

1 Слова «из которых лишь виды имел брат» вписаны между строк.

2 Ответ написан И.В. Поджио собственноручно.

43

№ 18 (19)1

1826 года, февраля 18 дня, в высочайше учреждённый Комитет от штабс-капитана Поджио.

1

В 1824 году, когда я был с г[осподином] Давыдовым у г[осподина] Пестеля, припоминаю, что, рассказавши сему последнему разговор мой с г[осподином] Бестужевым насчёт белоцерковского павилиона, сказал я, что ежели до какого-нибудь дела дойдёт, то, конечно, устраню личные свои обязанности и буду находиться там, где и другие, но тут по чистой совести говорю, что нарочно двусмыслие это употребил, что буду находиться там, где и другие, и не имея злого намерения, а сказал это с тою мыслию только, чтобы понравиться г[осподину] Пестелю, что и сделалось, ибо г[осподин] Давыдов мне говорил на другой день, что г[осподин] Пестель меня очень хвалил2.

1 Вверху листа чернилами помечено: «Читано 18 февр[аля]», карандашом поставлен крест и помета: «Читано».

2 Девять строк от слов «дойдёт, то, конечно, устраню личные свои обязанности...» на полях отчёркнуты карандашом.

2

Около нового году, прежде или после, не могу вспомнить, у меня в доме был г[осподин] Давыдов. Я из своего кабинета шёл на половину моей жены и вдруг слышу, что г[осподин] Давыдов меня зовёт, я остановился, и у дверей гостиной // (л. 48 об.) он мне сказал: «Поджио, не правда ли, что я прав, говоря, что политика требует, чтобы только на жизнь государя императора покуситься», и, кажется, сказал он ещё: «Теперь нужно бы, чтобы сын государя императора царствовал». Я на это ему сказал, что он прав, прекратил этим разговор и продолжил свой путь.

Так как я никакого внимания не обратил на предложенную эту политику г[осподином] Давыдовым и мы не входили в дальнейшие разговоры насчёт этого, то никак не могу вспомнить, был ли ещё тут кто в дому у меня, с кем г[осподин] Давыдов об этом мог говорить, или это, может, было следствие какого-нибудь прежнего разговора, об котором тогда г[осподин] Давыдов вспомнил, этого ничего не знаю.

3

В заключение скажу о себе, что всё, что вспомнил, то по чистой совести довёл до сведения высочайше учреждённого Комитета, ежели же // (л. 49) что ещё вспомню, то обещаюсь тотчас об этом донести. Действия для общества с моей стороны совершенно никакого не было; участия в действиях прочих членов также не принимал ни малейшего, но, будучи членом тайного общества, в разговорах случалось мне, что говорил в духе и смысле оного1.

Отставной штабс-капитан Поджио2

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 50)

1 Пять строк от слов «совершенно никакого не было...» на полях отчёркнуты карандашом.

2 Показания написаны И.В. Поджио собственноручно.

44

№ 19 (20)

1826 года, апреля 24 дня, от высочайше учреждённого Комитета штабс-капитану Поджио дополнительный вопросный пункт.

Полковник Давыдов показывает, что на совещании, бывшем у него в Каменке в конце 1823 года, где присутствовали Пестель, князь Волконский, Муравьёв-Апостол, Бестужев-Рюмин и граф Полиньяк, кажется ему, что находились вы или брат ваш.

Поясните откровенно, действительно вы или брат ваш были на том совещании и что на оном происходило.

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 50)

45

№ 20 (21)1

1826 года, апреля 25 дня, в высочайше учреждённый Комитет честь имею изложить следующее пояснение.

В 1823 году, ноября 23 дня, действительно я был у полковника Давыдова в Каменке и тогда в первый раз познакомился с г.г. Пестелем, Сергеем Муравьёвым-Апостолом и Бестужевым-Рюминым. Были там также князь Волконский и граф Полиньяк, но мне неизвестно, какого роду между ими происходило совещание, ибо я в то время не только не принадлежал тайному обществу, но и помышления не имел о существовании оного.

Брата же моего на верное знаю, что не было тогда в Каменке, я это весьма хорошо помню, ибо в то время он перешёл из гвардии в армию, и чрезвычайно как о нём беспокоился, не получая несколько месяцев от него известия. Причиною, что брат мой долго не писал ко мне, было то, // (л. 51 об.) что на пути своём из Петербурга заехал он к знакомой ему особе в Виленскую губернию и там при смерти заболел; брат же мой приехал в Киев к концу генваря месяца и вместе с Давыдовым поехал к себе в деревню, а я по делам контрактовым ещё на несколько дней оставался после их.

Подробности эти описываю для того, чтобы полковник Давыдов мог также вспомнить, что брата моего не было при сём совещании в Каменке.

Отставной штабс-капитан Поджио2

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 52)

1 Вверху листа карандашом поставлен крест.

2 Показания написаны И.В. Поджио собственноручно.

46

№ 21 (22)1

1826 года, мая 12 дня, в высочайше учреждённый Комитет штабс-капитан Поджио честь имеет изложить следующие пояснения.

При самом первом допросе в показании моём сказал я насчёт павилиона белоцерковского, что г[осподин] Бестужев меня вербовал; выражение это несправедливо, ибо я, сказавши ему, что готов быть в числе заговорщиков, сам подал2 причину к известному разговору. Я действительно без намерения сказал это, но г[осподин] Бестужев не может угадывать мои мысли, и не причиною тому, что я, имея тогда более 30 лет, из ложного стыда шёл в пропасть.

Я ещё в феврале месяце хотел иметь честь пояснить сие обстоятельство высочайше учреждённому Комитету, но недель шесть так был нездоров, что едва мог вставать, и совершенно из памяти у меня вышло дело, о котором давно уже долг мой был подать объяснение.

Отставной штабс-капитан Поджио3

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 11)

1 Вверху листа карандашом поставлен крест, помета чернилами: «13 мая 1826».

2 Далее зачёркнуто: «подал».

3 Показания написаны И.В. Поджио собственноручно.

47

№ 22 (2)

Высочайше учреждённый Комитет требует от штабс-капитана Поджио откровенного показания.

1

Как ваше имя и отчество и сколько от роду лет?

2

Какой веры и каждогодно ли бываете на исповеди и у святого причастия?

3

Присягали ли на верное подданство ныне царствующему государю императору?

4

Где воспитывались? Если в публичном заведении, то в каком именно, когда и куда из оного были выпущены и ежели у родителей, то кто именно были ваши учители и наставники?

5

В каких предметах вы старались наиболее себя усовершенствовать или приготовить?

6

Не слушали ли, сверх того, особенных лекций, в каких предметах наук, у кого, когда и где именно?

7

С которого времени и откуда заимствовали // (л. 11 об.) первые вольнодумческие и либеральные мысли, т.е. от внушений ли других или от чтения книг, и каким образом мнения сего рода в уме вашем укоренялись?

8

Когда вы вступили в службу, где и каким образом продолжали оную и не были ли за что-либо в штрафах или под судом, когда и чем дела были окончены?

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 12)

48

№ 23 (3)

В высочайше учреждённый Комитет штабс-капитан Поджио честь имеет изложить следующие показания.

1

Иосиф Викторов сын Поджио, от роду имею тридцать четыре года.

2

Римско-католической веры; на исповеди и у святого причастия несколько лет уже как не был по той причине, что католический священник от моей деревни живёт в семидесяти верстах.

3

На верное подданство ныне царствующему государю императору присягал 11 числа генваря месяца.

4

Воспитывался в С.-Петербурге у иезуитов в институте, откуда вышел в 1809 году, жил два года у родителей, после чего определился в военную службу. // (л. 12 об.)

5

Наиболее прилежал к литературе французской1 и старался усовершенствовать себя в истории и математике.

6

Сверх того особенных лекций ни от кого не слушал.

7

Первые вольнодумческие и либеральные мысли заимствовал я с 1820 года не по внушению других, а собственно от чтения книг и журнала («Constitutionnel»).

Мнения же сего роду в уме моём укоренились, видя Соединённые Американские Штаты в столь блестящем положении против того, что они были до войны с Великобританиею и сравнивая цветущее положение Англии и Франции с жалким состоянием испанского королевства. До вступления моего в общество тайное держался я правилам одного знаменитого автора, который говорит, что не // (л. 13) должно мыслить о переменах в образе правления, ежели для достижения оных нужно будет пожертвовать хотя одною каплею крови.

8

В службу его императорского величества вступил в 1811 году, июня 14 дня, и определился подпрапорщиком в лейб-гвардии Преображенский полк, где до 1817 года служил во фронте. В сём же 1817 году выбран был в полковые казначеи, а в 1818 году, в сентябре месяце, за болезнию вышел в отставку штабс-капитаном и с мундиром. В штрафах и под судом никогда не бывал, что можно видеть из отставки моей, находящейся между отобранными у меня бумагами2.

Отставной гвардии штабс-капитан Поджио3

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 53)

1 Слово «французской» вписано над строкой.

2 Слова «что можно видеть из отставки моей, находящейся между отобранными у меня бумагами» вписаны между строк.

3 Показания написаны И.В. Поджио собственноручно.

49

№ 24 (0)

Выписка из показаний о штабс-капитане Поджио

Сам о себе

При вступлении в общество знал о цели - истребить государя и всю императорскую фамилию и ввести республику (отв[ет] 1).

Знал о письме брата к Волконскому о возмущении 19 дивизии и о намерении его ехать в Петербург для покушения против государя (доп[олнение] 4).

Одобрял рассказ Бестужева в 1824 о намерении общества истребить императорскую фамилию.

50

№ 25 (0)1

Об отставном штабс-капитане Поджио2

1 Внизу листа пометы чернилами: «№ 22», «Читана 6 июня 1826».

2 Ниже на полях помета карандашом: «№ 52».

Штабс-капитан Поджио сознался, что принят в тайное общество в 1824 году Василием Давыдовым, который сделал ему сие предложение в то время, когда он, быв влюблён в его племянницу, искал её руки. Поджио, опасаясь отказом навлечь на себя неудовольствие Давыдова и встретить чрез то препятствие в исполнении желаемого, решился изъявить своё согласие.

При самом вступлении в общество Давыдов открыл ему, что цель оного вернейшего // (л. 4 об.) разрушения существующего порядка вещей есть лишить жизни блаженной памяти государя императора, истребить всю императорскую фамилию и ввести республиканское правление. Сверх того, слышал от Давыдова, что общество намеревалось покуситься (в 1823 году) в Бобруйске на жизнь покойного императора, и на другой день принятия слышал также от Бестужева о предполагаемом намерении на сие же покушение в белоцерковском павилионе, для чего хотели переодеть нескольких членов в виде солдат, поставить их // (л. 5) в карауле при оном.

После сего имел он о том же разговор с Бестужевым и, мысля, что уже не может без стыда отказаться, сказал о себе, что он поведёт заговорщиков, каковое намерение он в продолжение разговора действительно думал исполнить, но после, разбирая, что из ложного стыда впутался в такое злодейское предприятие, тотчас раскаялся и твёрдо вознамерился не приводить сего в исполнение.

В том же 1824 году был он с Давыдовым у Пестеля, рассказал сему // (л. 5 об.) последнему означенный разговор его с Бестужевым насчёт белоцерковского павилиона, присовокупив, что ежели до какого-нибудь дела дойдёт, то, конечно, он будет находиться там, где и другие. Поджио утверждает, что сказал сие без всякого злого намерения, а единственно с тою мыслию, чтобы понравиться Пестелю, что и в самом деле случилось, ибо на другой день Давыдов ему объявил, что Пестель его очень хвалил.

Далее Поджио объясняет, что однажды Бестужев при нём и брате его подполковнике Поджио говорил, что общество // (л. 6) приняло намерение покуситься на жизнь всей царствующей фамилии, но что должно лишить жизни одного только государя, а прочих членов царской фамилии должно изгнать. На сие штабс-капитан Поджио поставил в пример Людвига XVIII, который возвратился во Францию и вновь овладел престолом.

Вообще Поджио в ответах своих был чистосердечен и, руководствуясь раскаянием и искренностию, не умолчал и те обстоятельства, которые служили к вящему обвинению брата // (л. 6 об.) его. Объяснив о письме сего последнего к князю Волконскому о возмущении 19 дивизии после арестования Пестеля и о намерении его ехать в С.-Петербург для покушения на жизнь ныне царствующего государя императора и том, что брат его признавал удобным случаем извести императорскую фамилию в Москве, куда соберётся она по случаю коронации.

Поджио, кроме участия его в разговорах с членами общества, собственного действия в пользу оного никакого не оказал и в действиях других членов участия не принимал. // (л. 7)

По произведённому исследованию о штабс-капитане Поджио ничего более им показанного не открывается.

Правитель дел Боровков // (л. 2)


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Поджио Иосиф Викторович.