Глава вторая
Годы заграничной службы
Возвращение в Россию.
Окончив Геттингенский университет, Н.И. Тургенев в феврале 1812 г. вернулся в Россию. Первая встреча нашего «геттингенца» с русской действительностью была не из приятных - Россия сразу представилась ему в непривлекательном виде. Вот в каких выражениях записывает он свои первые впечатления: «Незначущие лица, на которых видна печать рабства, грубость, пьянство - все уже успело заставить сердце обливаться кровью и желать возвращения в чужие края.
Непросвещение высших классов также действовало на произведение последнего желания». Мысль о службе в России не очень улыбалась Тургеневу. Но он скоро получил назначение членом ученого бюро министерства финансов и комиссии составления законов. Во время этого короткого пребывания в России Николай Иванович был настроен мрачно и пессимистически.
Русская действительность тяготила его, он не находил в себе охоты бороться с ней. Его томила тоска по заграничной жизни, тоска культурного европейца, принужденного жить в косной среде. Отклики на события 1812 года. Но этот год пребывания Тургенева в России был годом нашествия на Россию французов. И Тургенев не мог не откликнуться на события. «Боже праведный и всемогущий, - пишет он при получении известия о войне, - благослови дела Александра. Да храбрость вверенных ему воинов получит достойное воздаяние».
Он теперь размышляет над вопросами международных отношений последнего времени. По его словам, «когда от искаженной образованности, от ложного просвещения, от беспорядка в правлении и от природного непостоянства французского народа возгорелась революция, и когда правители сего государства извлекли все возможные силы из народа, чего никто прежде сделать не осмеливался, - тогда все должны были вооружиться против, так сказать, переродившегося народа французского.
«В этом всеобщем вооружении Россия и Англия были предназначены «природою и взаимными выгодами» для совместной борьбы. Но «нечистосердечность» австрийцев погубила дело общей борьбы. Франция стала господином Европы.
Теперь Наполеон вторгся в Россию. «Но остановись, безумец: есть Бог в небесах и гибель твоя неизбежна... Народы Европы, ободритесь! Скоро увидите вы тирана вашего совершенно пораженного вашими избавителями. - Се настал час отмщения и свободы». Это было записано Тургеневым после Бородинского сражения, принятого им за решительную победу русских.
Все эти мысли вполне характерны для русского дворянина 12-го года: тут и борьба с революцией, и борьба за свободу порабощенных Францией народов. Известие о взятии Москвы наполняет сердце Тургенева отчаянием, смягчаемым надеждой на «справедливое и ужасно сладостное мщение». Отступление французов и уход их из России, конечно, радуют его.
Но вообще, по-видимому, политические интересы и теперь слабо владели Тургеневым. По крайней мере начало заграничной кампании России в 1813 году и новая коалиция против Франции не встречают в его дневнике никакого отклика.
Назначение за-границу.
В октябре; этого года союзные русские, прусские и австрийские войска нанесли решительное поражение французам при Лейпциге. Эта «битва народов» решила судьбу порабощенной Германии, Наполеон отступил за Рейн. А союзные правительства учредили для временного управления освобожденными землями Германии - Центральный административный департамент, председателем которого был назначен, по предложению русского императора, бывший прусский министр Штейн.
В помощь ему были командированы комиссары от всех союзных правительств. Русским комиссаром был назначен Н.И. Тургенев. Таким образом осуществилось его желание выехать за границу. Но он попал в самый центр политической жизни: местопребывание Центрального административного департамента было в главной квартире союзников. Он, таким образом, вместе с нею все время передвигался к западу. Сверх того, Тургеневу предстояло теперь близкое общение с одним из видных государственных деятелей тогдашней Европы.
Барон Штейн.
Барон Штейн был прежде всего практик государственного дела; теоретические принципы этого деятеля, в общем вполне определенные, легко подвергались изменениям и компромиссам при соприкосновении с практической жизнью. Консерватор с детства по происхождению и воспитанию, Штейн был религиозен, уважал права и привилегии аристократии и благоговел перед монархической властью.
Изучая английский политический строй, он заметил в нем только то, что подходило к его собственным взглядам: монархизм и аристократизм, совершенно не обратив внимания на парламентаризм. Экономический либерализм Адама Смита ему пришелся по душе, но, как практический политик, он считал, что идеи этого либерализма могут быть проведены в жизнь лишь при условии компромисса их с особенностями каждой страны, требующими иногда серьезных отступлений от этих теоретических положений.
Противник революции, Штейн, однако, понял бессмысленность борьбы с нею при помощи одной традиционной идеологии и традиционных приемов и находил необходимыми уступки потребностям нового времени, считал полезным кое-чему поучиться у революции. Только при такой практической политике он допускал возможность победы над революцией. Таким образом, отнюдь не будучи либералом, Штейн не был и сторонником застоя и реакции.
Правильнее всего считать его разумным консерватором - практиком, сторонником умеренного компромисса с новыми потребностями при условии сохранения старых традиций и во имя этого сохранения. Не будучи пруссаком по происхождению, Штейн пошел на службу к Пруссии, как немецкий патриот, считая эту державу способной спасти и возродить Германию. Еще во время войны 1806-1807 гг. Штейн приступил к проведению в Пруссии реформ в духе просвещенной абсолютной монархии.
Он прежде всего осуществил реформу местного самоуправления, на основе начала бессословности, допустив к выборам всех собственников без различия происхождения. Затем он приступил к реформе сельского быта: была уничтожена личная зависимость крестьян от помещиков и допущена свободная мобилизация земель с уничтожением различия между землями дворян и владельцев других сословий.
Разгром Пруссии в 1807 г. еще более усилил реформаторский пыл Штейна. Он считал теперь особенно необходимым воспитание в немцах патриотизма и моральной готовности к борьбе, которой было так много у французов. Его отрицание революции не помешало ему понять, что именно она своим уничтожением старого строя сделала французов такими стойкими и единодушными патриотами. И, с его точки зрения, немецкий патриотический дух мог быть поддержан только реформами.
Отсюда планы подоходного налога, уравнения сословий в правах и народного представительства (правда, совещательного). Наполеон угадал в Штейне умного и опасного врага и потребовал от прусского короля его отставки и удаления из Пруссии. С 1812 года Штейн находился при русском императоре как один из ближайших советников. Отзывы Тургенева о Штейне. Тургенев заметил аристократические симпатии Штейна и своеобразное их сочетание с идеей бессословности.
Вспоминая впоследствии о Штейне, он писал, что Штейн хранил «воспоминания о древних привилегиях сословия, к которому принадлежал», и считал аристократический принцип подходящим к учреждениям немецкого народа. Но реформы Штейна, по мнению Тургенева, преследовали общее благо всего немецкого народа и были демократическими.
Конечно, в последнее замечание надо внести поправку: реформы Штейна отнюдь не были демократичны и вызваны были интересами только имущих классов, все же они были разумными уступками новому времени. Тургенев впоследствии расходится со Штейном в вопросе об аристократии. В 1825 году они встретились в Нассау и, между прочим, обменялись мнениями о тогдашнем положении Англии.
По словам дневника Тургенева, Штейн и тогда боялся дурных последствий для Англии в случае исчезновения «главных опор общественного строя», аристократии и церкви. Что наиболее поразило Тургенева в Штейне, это - его государственный ум, уменье становиться выше узко-аристократических интересов, несмотря на симпатию к последним. В дневнике 1813-1814 гг. мы находим не мало отзывов, свидетельствующих о силе впечатления, произведенного Штейном.
Тургенев считает его «очень умным человеком» и одним из наиболее полезных людей того времени. Такое впечатление было тем сильнее, что сам Тургенев своими взглядами на крестьянский вопрос уже тогда отделялся от консерваторов обычного типа. И на всю жизнь Тургенев сохранил самое лучшее воспоминание о Штейне. Уже в 1819 г. он писал своему младшему брату, Сергею Ивановичу: «Чем более живу, тем более увеличивается к нему моя любовь и почтение. Долго будешь жить, а другого Штейна не найдешь».
Первые беседы со Штейном.
Уже факт пребывания в главной квартире во время решающей международной борьбы должен был способствовать росту интереса Тургенева к политике. Беседы со Штейном также углубляли этот интерес. При этом, вначале настроение Тургенева продолжало держаться в плоскости распространенных в дворянстве настроений. Одна из бесед была посвящена России. Штейн высказался за необходимость покровительства русской национальной старине, вплоть до восстановления кафтанов и бород и борьбы с иностранным влиянием.
Затем собеседники поспорили о Сперанском. Штейн защищал этого тогда опального деятеля, ставил ему в заслугу его финансовые проекты и жалел об отсутствии его в главной квартире. Тургенев, напротив, в полном согласии с общедворянским настроением, нападал на Сперанского, ставил ему в вину «неведение финансов и охоту к переменам».
Встреча с Чарторыйским и Лагарпом.
У Штейна Тургенев встречался с знаменитым сотрудником первых лет царствования Александра I, князем Адамом Чарторыйским и воспитателем императора швейцарцем Лагарпом. Они беседовали, между прочим, об интересовавшем Тургенева крестьянском вопросе. Тургенев называет Чарторыйского и Штейна умными людьми, не думающими, что «угнетение одного класса граждан другим может когда-либо быть залогом благосостояния великого и нравственно-доброго государства». Лагарп сначала ему не понравился, но потом он отнесся к нему с симпатией. По вступлении союзных войск в Париж Тургенев обедал у Лагарпа, и последний показывал ему письма к нему Александра.
Симпатия к просвещенному абсолютизму.
Общение с такими людьми, как прусский министр, польский аристократ и швейцарский республиканец, поколебало старое убеждение Тургенева, что реформы должны быть делом «частных людей». Штейн был поклонником просвещенною абсолютизма. Адам Чарторыйский ждал восстановления своей родины, Польши, от русского самодержца. Лагарп еще в начале царствования своего воспитанника, убеждал его не ограничивать своей власти, а напротив, воспользоваться ею для проведения реформ.
Все они передали Тургеневу свои надежды на Александра. Письмо последнего к Лагарпу произвело на Тургенева сильное впечатление. «Тут душа Александра, - пишет он, - показывается в истинном своем величии и благородстве. Дай бог, чтобы желания его исполнились. Если он не успеет основать благоденствия отечества, то бог знает, когда оно может быть возможно».
Теперь Тургенев думает, что правительство должно усвоить себе известную систему, которая должна будет привлечь на его сторону общественное мнение. Такой системой для русского правительства может быть, напр., борьба со взяточничеством чиновников и «возвышение звания простого солдата и земледельца». Лишь «после нескольких сильных и, может быть, крутых поступков, доказывающих твердую волю правительства», последнее приобретет поддержку и сочувствие со стороны общественного мнения.
Успехи оружия моментами даже внушают Тургеневу мысль, что освобождение крестьян - очень легкое дело, что для этого надо только «быть одушевленному тем духом, которым привидение одарило Александра», надо иметь его опытность и славу. Отношение к французским событиям. Союзники заняли Париж. Наполеон отрекся от престола и во Францию вернулась свергнутая революцией династия Бурбонов.
Первоначальное отношение к этому Тургенева нисколько не отличается от отношения всех консерваторов и врагов революции. Первые слышанные им в Дрездене крики: «Да здравствует король» - возбуждают в нем умиление и восторг. Молебствие и парад русской гвардии в Париже на месте казни Людовика XVI - вызывают Тургенева тираду негодования по адресу французского народа, пренебрегшего «религию, святость нравов и законов» и казнившего «невинного короля своего».
Теперь же, через 25 лет, на месте казни курится фимиам благодарности; и дым, взлетающий к небесам, примиряя, наконец, небо с землею, показует знак совершенного избавления от свободы света». Но Бурбоны вынуждены были дать народу конституционную хартию и свободу печати и санкционировать созданный революцией общественный строй. Все это не могло не подействовать на политическое развитие Тургенева. Он усиленно следит за политической литературой и особенно с большим интересом читает либерально-конституционный журнал «Европейский Цензор» («Censeur Européen»).
Этот журнал отстаивал начала конституционной монархии, критиковал хартию за недостаточный либерализм (между прочим, за то, что она всю инициативу в законодательстве предоставила правительству) и боролся против попыток возвратившихся дворян-эмигрантов и духовенства вернуть Францию к дореволюционному порядку. Под очевидным влиянием этого журнала, Тургенев приходит к заключению, что революция принесла с собою не одно дурное.
В начале 1815 г., находясь в Вене, где происходил конгресс европейских держав, он уже несколько иначе объясняет самую победу над Францией. «Цари восторжествовали над народом», пишет он теперь и советует царям не мстить народу «угнетением и хитростью», не приносить с собой «и прежние предрассудки, и прежние несправедливости».
Теперь революцию Тургенев объясняет не «забвением религии и святости нравов» и не «ложным просвещением», а долговременным угнетением, которое народ «чувствует сильнее, нежели доводы писателей». Он и теперь отрицательно относится к революциям и считает их «глупостью», но теперь он думает, что в этой «глупости» виновны «глупые постановления», т. е. реакционная политика. Тем сильнее надежды Тургенева на русского царя, которого он прославляет за поддержку конституционной хартии во Франции. Он думает, что добрая воля монарха может предупредить революцию.
Мысль о реформах в России.
Таким образом есть данные за возможность реформы в России. Александр, воспитанник Лагарпа, друг Чарторыйского, покровитель Штейна, освободитель Европы и самой Франции, конечно, хочет реформ. Сомнения все же охватывают Тургенева: в русском правящем круге сильны предрассудки, сильна боязнь, что малейшая доля свободы повлечет за собой бунт.
Тургенев называет такие рассуждения «бессмысленными»: народ никогда не восстанет против правительства, давшего ему свободу; восстания происходят «не от благодеяний правительства народу, но от угнетения сего последнего. Итак, страшитесь возмущения, когда вы угнетаете, но не когда вы благодетельствуете». Вопрос о реформах в России так интересует Тургенева, что 19 октября 1815 г. он записывает в дневник целый план реформ.
«Начать должно введением законов, оставляя неопределенным состояние крепостных людей и предоставить правительству право определить отношения крепостных людей тогда, когда они будут вольными». Затем следует «образование внутреннего и, в особенности, земского управления». Затем, когда «должности губернаторов и капитан-исправников будут заняты порядочными людьми, тогда предоставить богатым дворянам приобретать права перов освобождением своих крестьян...
Через то богатые люди соединятся с правительством для достижения великой цели общего освобождения. Все это надлежит делать постепенно и так, чтобы предприятие не казалось неотменно влекущим за собою другое. В особенности не нужно терять ни стало самодержавной власти прежде уничтожения рабства. Перы не ограничат ее, но усилят». В этом плане ясно прежде всего, что реформа должна производиться постепенно и так, чтобы никто не замечал ее. Тургеневым, очевидно, владеет тот самый страх перед последствиями нововведений, который он только что считал «бессмысленным».
Реформы, означенные, как «введение законов» и «образование внутреннего, и в особенности, земского управления», совершенно ясны; можно предположить, что речь идет просто о замене не порядочных людей порядочными, т.-е. о ведомственной чистке. Мысль о перах навеяна чтением «Censeur» (накануне Тургенев писал оттуда замечание о необходимости наследственной палаты перов), но от этого она не становится определеннее.
В чем права перов, если они не ограничат самодержавия? По-видимому, речь идет не о политическом усилении крупного землевладения, а о своего рода поощрении его инициативы в деле освобождения крестьян. В этом вопросе роль правительства остается ролью руководителя и поощрителя инициативы «частных людей».
В другом месте дневника Тургенев несколько разъясняет, что он подразумевает под «введением законов». Речь идет о составлении земского уложения, которое дало бы крестьянам одинаковый с другими классами суд. Из всего вышесказанного видно, что метод реформы, мысль о ее проведении самодержавной властью, заимствована Тургеневым у Штейна и Лагарпа. Это - метод просвещенного абсолютизма. Но в эти же годы сложилась, наконец, и общая система политического миросозерцания Н.И. Тургенева. Ею он обязан не Штейну, а произведениям виднейших политических писателей.
Влияние Делольма.
Так, на Тургенева повлияла книга Делольма «Английская конституция». Автор этой книги считает преимуществом средневековой Англии перед Францией сильную королевскую власть, объединившую своим давлением знать и народ, что послужило прочным залогом свободы. Эпоха борьбы между королем и баронами заставила обе стороны сделать существенные уступки народу.
Основа английской свободы, по мнению Делольма, заключается в свободе личности, понимаемой как право собственности, неприкосновенность личности, свобода передвижения и охрана этих прав законом, т. е. независимый суд присяжных. Все это вполне соответствовало мировоззрению Тургенева, воспитанного на идее экономической свободы личности, и он с сочувствием отмечает эти места из Делольма.
Но Делольм, кроме того, считает положительной стороной английской конституции отделение законодательной власти от исполнительной. Принадлежность исполнительной власти королю гарантировала народ от захвата этой власти законодателями, парламентом. Такой захват повел бы к угнетению народа парламентской аристократией, тогда как теперь монархия защищает народ от аристократии. Тургеневу эти замечания кажутся справедливыми: они соответствовали его взгляду на монархическую власть. И он считает сохранение силы за этой властью положительной стороной английской конституции.
Бенжамен Констан.
По позднейшему признанию Тургенева, наибольшее влияние на него и его современников имел знаменитый французский публицист-либерал, Бенжамен Констан, напомнивший Европе о принципах первого года французской революции. Французский либерализм той поры вел борьбу на два фронта.
С одной стороны, он боролся против идей восстановления дворянских сословных привилегий и королевского абсолютизма во имя политической свободы, провозглашенной Учредительным Собранием; с другой стороны, он выступал против демократических идей второго периода революции. Господство народа ему казалось тиранией неимущей толпы над имущим меньшинством; он с ненавистью вспоминал господство якобинцев и требовал политических гарантий как от аристократической реакции, так и от демократического натиска.
Бенжамен Констан был наиболее ярким выразителем этого течения. Идеи этого публициста казались Тургеневу прекрасным политическим выводом из его собственных взглядов, выработанных еще в Геттингене. Основой этих взглядов была свобода частной хозяйственной инициативы, невмешательство правительства в экономическую жизнь.
А у Констана Тургенев мог узнать, что вообще функции правительственной власти должны быть ограничены охраной внутреннего порядка и защитой от внешних нападений; что в остальном все органы власти Должны быть ограничены началом личной свободы, на которой «основывается общественная и частная мораль... покоятся все расчеты промышленности» и без которой «для людей нет ни мира, ни достоинства, ни счастья».
Начало личной свободы должно ограничивать, таким образом, сферу действий государства, которое не должно стеснять ни экономической деятельности гражданина, ни его религиозных убеждений, ни его права мыслить по-своему и т. д. Это начало, по мнению Бенжамена Констана, лучше всего обеспечивается конституционной монархией, в которой королевская власть является нейтральным посредником между различными органами власти, парламентской ответственностью министров, предоставлением избирательного права только имущим классам и независимостью с да от администрации.
Идеалы эти вполне подходили к умеренным убеждениям Тургенева. Экономическая и политическая свобода личности в интересах хозяйственного развития, конституционная монархия, как защитница народа от аристократии и имущих классов от демократии, - таковы политические идеалы Тургенева. Он становится последовательным либералом.
Новый взгляд на французскую революцию.
Под несомненным влиянием либеральной публицистики Тургенев изменил свой взгляд на французскую революцию и борьбу европейских держав против нее. В дневнике 1817 года он признал великие заслуги революции и особенно Учредительного Собрания, провозгласившего «первобытные неотъемлемые права человеческие в отношении к каждому лип » и общее благо, как цель государства, равенство обязанностей и равные права всех на «благодеяния государственные».
В революции Тургеневу не симпатичен ее демократический, якобинский период, и он считает, что Европа справедливо ополчилась «против неистового правительства французского», но в эту борьбу вмешались корыстные защитники старого порядка и война «была ведома и против самых правил, основанных в начале революции».
Мысли о конституции.
Теперь Тургенев теоретически размышляет о преимуществах конституционного строя перед самодержавием. Он сравнивает конституционного государя с богом, управляющим посредством божественых законов, а самодержавного - с пастухом, правящим посредством собак. Надо, говорит он, «чтобы правители убедились в сей истине и чтобы предпочли быть более подобными богу нежели пастухам».
При всем том Тургенев продолжает считать, что для проведения реформ в России необходимо сохранение самодержавия. План реформ на 25 лет. В дневнике от 2 июня 1816 г. он набрасывает план реформ на 25 лет. Этот период должен быть разделен на 5 пятилетий.
В течение первого пятилетия следует заняться: составлением кодекса законов, образованием внутреннего управления и исправлением финансовой системы. Для осуществления этого надо посылать молодых людей за границу учиться юридическим наукам. Эти молодые люда составят законы, которые войдут в силу в течение всего второго пятилетия.
В третье пятилетие проводится образование перов, права которых здесь определяются яснее: «они могут только всегда споспешествовать правительству, но никогда оному противиться. Все в России должно быть сделано правительством, ничто - самим народом. Если правительство ничего не будет делать, то все должно быть предоставлено времени, ничто - народу».
В течение четвертого пятилетия правительство вместе с перами проводит уничтожение рабства. Наконец, в пятом пятилетии должно быть осуществлено ограничение самодержавия, но у нас оно должно быть ограничено в меньшей степени, чем в Англии и Франции. «Могущество, сила и внешняя сила России сего требуют». Здесь прежде всего постепенность реформ так велика, что все улучшение администрации, финансов, положения крестьян - проводится чисто бюрократическим путем в течение 20 лет.
Основная идея Тургенева - освобождение крестьян - отодвигается на третье пятилетие. Самодержавная власть, которая только что приравнивалась к власти пастуха, ограничивается лишь к концу всего 25-летия, да и то весьма умеренно. По-видимому, Н.И. Тургенев думает, что преждевременное ограничение самодержавия пойдет на пользу одному дворянству и усилит крепостное право. Но, в то же время, при освобождении крестьян он предоставляет голос, кроме правительства, только перам из дворянской среды. Как совместить это с боязнью Дворянской конституции и с заботливостью о крестьянах?
Очевидно, ответ на это может быть лишь один. Н.И. Тургенев - безусловный противник крепостного права и крепостнического настроения большинства дворянского сословия, но ему близки классовые интересы крупного землевладения, которое он считает необходимым оберегать при освобождении. Поэтому он и предоставляет при совершении Реформ право голоса правительству и передовому меньшинству дворянства, освободившему своих крестьян. Это меньшинство достаточно сумело бы оградить землевладельческие интересы.
Итоги периода заграничной службы для» политических взглядов Тургенева. Какие взгляды сложились у Тургенева в результате этого вторичного пребывания за границей? Войны 1812-1815 гг., общение со Штейном, Лагарпом и др. повысили его интерес к политике; Но взгляды, усвоенные им в юности от окружающей среды, изменялись лишь постепенно. Лишь постепенно он понял историческое происхождение революций, но его отношение к ним, да и ко всякому иному проявлению народной самодеятельности - осталось отрицательным.
Штейну Тургенев обязан своими надеждами на инициативу самодержавия. Постепенность, практичность и умеренность намечаемых им реформ - также следствие влияния Штейна. Последний передал ему свою осторожность государственного человека и свою наклонность к компромиссам с действительностью. Общая идеология Тургенева - последовательный западно-европейский буржуазный либерализм, основанный на идее свободы личности, частной инициативы и отрицании государственной опеки.
Но влияние Штейна, собственный практицизм Тургенева и особенности русской жизни, слабость в ней буржуазных и сила крепостнических элементов предохранили его от либерального догматизма. Как осторожный бюрократ, он осторожно приступает к реформе русского общественного строя, отодвигая осуществление политической программы либерализма на конец.
По крестьянскому вопросу Тургенев, как будет показано далее, сторонник освобождения, главным образом, в интересах экономического развития страны вообще и передового крупного землевладения - в частности. Таким образом, в результате своего вторичного пребывания за границей, Н.И. Тургенев стал умеренным либералом, противником как крепостнической реакции, так и демократических течений.







