© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Тургенев Николай Иванович.


Тургенев Николай Иванович.

Posts 41 to 45 of 45

41

Н.И. Тургенев

Мысли о составлении общества... 1

Многие благомыслящие люди, имея даже к тому возможность, чувствуют недостаток в средствах, через которые они могли бы обратить внимание публики на некоторые здравые идеи, сообщить ей некоторые справедливые понятия, представить некоторые истинные правила, благодетельные в приложении. Человеку, который невольно бывает увлекаем к размышлениям о благе, о чести, о славе Отечества, часто приходят мысли, которые он желал бы сделать известными; но он бывает на первом шаге останавливаем различными затруднениями. Мысль пропадает с неудовлетворенным желанием.

С некоторого времени у нас заметна какая-то охота к общему просвещению; не к тому, которое приобретается в училищах, но к тому, которое делает человека способным судить о гражданском положении своего Отечества. Но как недостаточны наши способы к приобретению сего, так сказать, гражданского просвещения!

Где русский может почерпнуть нужные для сего общие правила гражданственности? Наша словесность ограничивается доныне почти одною поэзиею. Сочинения в прозе не касаются до предметов политики. Сия отличительная черта русской литературы делает ее неудовлетворительною для нашего времени. И у нас хотят теперь иной пищи моральной, более питательной, более соответственной требованиям и обстоятельствам века.

Поэзия и вообще изящная литература не может наполнить души нашей, открытой для впечатлений важных, решительных. Имея недостаток в своих собственных, мы следуем за политическими происшествиями Европы. С конца прошедшего столетия сии происшествия приняли характер сильный, величественный, иногда ужасный, но всегда интересный.

Ныне нет людей, исключительно занимающихся историею современных событий: все, все без исключения хотят знать их, все хотят судить о них. Сие стремление заметно и в России. Пища всегда была необходима уму человеческому. Она бывает различна, смотря по духу времени. Прежде мы искали пищи в масонстве, в мистицизме, в алхимии.

Ныне, когда ум народов, вследствие сильных происшествий, оставил бесплодные поля мрачной мечтательности и обратился к важной действительности; ныне, когда дух времени в несколько лет пролетел несколько столетий, ныне нравственные потребности наших соотечественников получили иное свойство. И русские хотят ныне участвовать в судьбе просвещенной Европы; хотят знать не только о ее благополучии, о ее бедствиях, но также и о причинах сего благополучия и сих бедствий.

Последняя война имела в сем отношении решительное влияние на Россию. Петр Великий заставил нас итти вместе с Европою. Мы следовали данному движению; шли по открытому пути, но не знали куда и не имели никакой цели. Происшествия 1812,13,14 и 15 годов сблизили нас с Европою; мы, по крайней мере многие из нас, увидели цель жизни народов, цель существования государств; и никакая человеческая сила не может уже обратить нас вспять. Происшествия последних 30 лет имели то важное действие, что они просветили Европу истинным просвещением. Теперь каждый европеец, внимательно читающий газеты, имеет более политического просвещения, нежели ученейшие люди XVII-ro и предшествовавших веков.

Здесь определим значение или сущность истинного просвещения: оно есть знание своих прав и своих обязанностей. После многих заблуждений Европе предоставлено, наконец, воспользоваться плодами своего долгого бытия.

В сем положении Европы, в сем положении России и ее отношений к первой, а равно и к самой себе нельзя не согласиться, что соединение воедино нескольких русских, любящих Отечество, любящих его славу и его благополучие, верных правилам чести, верных своим обязанностям, что такое соединение может быть не без пользы для России, если деятельное, бескорыстное стремление к благородной цели увенчается хотя некоторым успехом. Все бескорыстное, все справедливое, все истинное должно иметь хотя какой-нибудь успех. Одна даже идея правды не может утратиться и рано или поздно должна иметь свое действие.

Желающие служить Отечеству на сем новом поприще бескорыстного трудолюбия приглашаются к составлению общества...2

Здесь набросаны только некоторые мысли и рассуждения о нужде общества и о цели его. Те, которые привыкли размышлять о благе Отечества, найдут в собственной душе сильнейшие побуждения к составлению такого общества и дополнят собственными чувствами сие недостаточное и неправильное изложение. Такие люди лучше и скорее поймут одно простое движение чистого усердия, нежели полное рассуждение о таком предмете, который всегда близок к сердцу людей нравственных и благомыслящих.

По сию пору мысль о предполагаемом обществе принята Николаем Тургеневым и профессором Ал. П. Куницыным.

1 Бесплодность надежд на отмену рабства правительством или при его содействии привела Н.И. Тургенева к мысли о необходимости добиваться этого через посредство Тайного общества. Очерк о составлении общества сохранился в Архиве Тургеневых (Н.И. Тургенев, Дневники и письма, т. III, стр. 369 и сл.). В настоящей публикации печатается по названному изданию.

2 Дальше - о плане журнала, в котором Тургенев предполагал знакомить публику с идеями затеваемого общества.

42

Письмо Н.И. Тургенева к П.А. Вяземскому1

[Петербург] 18 февраля [1820 г.]

Все мы с душевным удовольствием читали прекрасное письмо ваше к брату2, почтеннейший князь. Мысли ваши об освобождении крестьян совершенно согласны с мнением тех людей, которые здесь имеют какое-нибудь мнение о сем важном предмете. Теперь идеи о крепостных людях вошли здесь в некоторое обращение более прежнего. Различные злоупотребления власти господской, дошедшие до сведения правительства, побудили его заняться рассмотрением средств, которые могли бы пресечь продажу людей без земли и поодиночке.

К сожалению, члены верховных мест в государстве большею частью и в сильной степени заражены еще татарскими предрассудками. Еще достойнее сожаления то, что эти татарские мнения пользуются некоторою народностью (popularite).

Но, как бы то ни было, теперь говорят о рабстве и даже пишут, хотя и не печатают. Следственно распространение идей, здравых и искусно изложенных, теперь важно более, нежели когда-нибудь. Потому все, желающие успеха доброму делу, должны желать, чтобы вы исполнили свое намерение: «изложить вашу мысль о средствах освобождения и постановить правила, на коих должно бы основано быть соединение людей, желающих сего освобождения». Пребывание ваше в Варшаве может способствовать исполнению вашего намерения. В бывшем герцогстве Варшавском рабство было уничтожено.

Может быть, сие уничтожение произведено было слишком скоро, без надлежащего предуготовления, но сии сильные недостатки покажут вам истинные средства в более ясном свете. К тому же и настоящее положение крестьян в Польском королевстве, здесь совершенно неизвестное, взаимные их отношения с помещиками могут объяснить предмет сей и для нас, русских.

Всякая справедливая идея, однажды пущенная в обращение, не погибнет и рано или поздно будет воззвана к жизни. Кроме сего, кажется, можно возобновить мысль освобождения крестьян наших в самой Варшаве во время открытия сейма, когда от нас приезжают к вам Н[иколай] Н[иколаевич]3 в старину сам был охотник до этих вещей. Неужели и в сем случае можно быть равнодушным?

Извините, что я наскучил вам моим сухим письмом. Но живущему на чужой стороне всякая весть из отечества приятна. Так и меня радует всякая европейская мысль посреди этой азиатской тьмы, в которой мы здесь блуждаем. Если бы слабый луч надежды не таился еще в сердце моем, то я давно бы не смотрел уже на этот снег и на эту нравственную стужу, которую бы надобно описать не Хераскову, а вам или Пушкину: «Описание нравственной зимы». Право, есть от чего замерзнуть!

Примите, почтеннейший князь, уверения в моем истинном уважении и преданности.

Н. Тургенев.

1 Настоящее письмо Н.И. Тургенева к П.А. Вяземскому (Остафьевский архив князей Вяземских, под редакцией и с примечаниями В.И. Саитова, т. II, Спб. 1889, стр. 21 и сл.).

2 Имеется в виду письмо П.А. Вяземского к А.И. Тургеневу от 6 февраля 1820 г. из Варшавы.

3 Николай Николаевич Новосильцов (1761-1836) - в начало царствования Александра I принадлежал к кругу его близких друзей, мечтавших (и даже пытавшихся осуществить свои мечты) о некотором подобии конституционного устройства для России (Негласный комитет).

В 1818 г. Новосильцов составлял но поручению царя проект русской Уставной грамоты. Краткое изложение её - у В.И. Семевского («Политические и общественные идеи декабристов», Спб. 1909, стр. 56 и сл.). В это же время Новосильцов был комиссаром Александра I в Польше, где играл самую реакционную роль.

43

Н.И. Тургенев

О крестьянах

I. Нечто о барщине1

Крестьяне обыкновенно находятся в непосредственном ведении и управлении своих помещиков или управителей, от сих последних определяемых. Какими правилами, какими законами руководствуются и помещики и их управители в своих поступках относительно крестьян, в своих суждениях, в своих приговорах? На сей вопрос нет ответа. Скажут, что собственные выгоды помещиков заставляют их пещись о благе их крестьян. Так, конечно. Но точно таким же образом собственные выгоды людей вообще долженствовали бы заставить их жить между собою в мире и любви, без ссор, без процессов, без обманов, без воровства, без грабежа.

Но между тем мы видим, что везде есть законы, охраняющие права всех и каждого, защищающие невинность и наказующие преступление, - и уверены в необходимости сих законов. Почему же, не полагаясь на собственные выгоды и на благоразумие людей вообще, мы полагаемся на благоразумие и на собственные выгоды помещиков и их произволу предоставляем судьбу крестьян, им подвластных? На что из святого правила делать такие исключения?..

Неужели в XIX веке, неужели когда-либо можно было с справедливостию утверждать, что права личные, права собственности, неразлучные с достоинством человека, не могут принадлежать всем людям вообще? Правосудие, которым люди живут в обществе, которым держатся государства, должно быть равно действительно, равно благодетельно для всех и каждого2.

Но оставим полемические рассуждения и, взглянув на участь крестьян, на барщине находящихся, ограничимся вопросом: можно ли их назвать свободными или по крайней мере похожими на людей свободных? - Но одно слово свобода не служит ли достаточным ответом? Так яркая лампада в подземельи одним появлением расторгает мрак, уничтожает неизвестность и представляет предметы в настоящем их виде, во всем их ужасе.

II. Нечто о крепостном состоянии в России3

Россия, как думают многие и как позволительно думать каждому, делает успехи в просвещении.

Но в чем состоит истинное гражданское просвещение?

Оно состоит в знании своих прав и своих обязанностей. Продолжение сего рассуждения покажет, до какой степени просвещения, в сем смысле, мы достигли.

Права разделяются на два главные рода: права политические и права человеческие.

Дворянство, купечество, мещанство и даже крестьяне свободные, т. е. казенные, пользуются в России правами человеческими, первые два класса - даже отчасти и правами политическими.

Надобно ли желать распространения сих прав политических?

Дабы по совести разрешить вопрос сей, надобно вспомнить, что Россия с горестью взирает на несколько миллионов сынов своих, которые не имеют даже и прав человеческих. Всякое распространение политических прав дворянства было бы неминуемо сопряжено с пагубою для крестьян, в крепостном состоянии находящихся. В сем-то смысле власть самодержавная есть якорь спасения для Отечества нашего. От нее, и от нее одной, мы можем надеяться освобождения наших братии от рабства, столь же несправедливого, как и бесполезного. Грешно помышлять о политической свободе там, где миллионы не знают даже и свободы естественной.

Нынешнее правительство России ознаменовало себя в истории нашего отечества тем, что оно более прежних помышляло об участи крестьян. Уничтожение обыкновения награждать государственных чиновников деревнями и крестьянами, дарование законного состояния крестьянам остзейских губерний пойдут наряду с славнейшими происшествиями в бытописаниях человечества.

Но будут ли сии происшествия единственным утешением душ, любящих добро и справедливость? Будут ли сии происшествия единственным возмездием за претерпенные и претерпеваемые бедствия целыми миллионами крепостных земледельцев?

Нет! Вера в благое провидение, надежда на мудрое и народолюбивое правительство не позволяет нам сомневаться, что наступит час радости для России, когда сыны ее будут принадлежать все ей одной, а не один другому!

С скрепленным сердцем обратимся от сей приятной, но, может быть, далекой будущности к печальной действительности в настоящем.

Мы находим в России 13 миллионов крестьян, принадлежащих дворянам, разбогатевшим от продажи вина откупщикам и фабрикантам, которые, имея фабрики, владеют приписанными к оным крестьянами на праве помещичьем...

Крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам, почти все без исключения должны находиться в нищете и в несчастии...

Крестьяне помещичьи и вообще все крепостные разделяется на два различных класса: крестьяне оброчные и крестьяне пахотные.

Дабы справедливо судить о положении крестьян, надлежит всегда иметь в виду сие различие...

Не нужно доказывать, что оброчные крестьяне пользуются лучшим состоянием, нежели пахотные...

Состояние оброчного крестьянина улучшается еще тем, что он в быту своем обыкновенно не чувствует над собой едва неограниченной власти господина. Оброчные деревни управляются старшинами, от самих крестьян избираемыми; крестьяне повинуются миру, а не прихотям помещика или управителя...

Еще за 150 лет все крестьяне были свободны... сначала они для порядка, которого тогдашнее правительство не могло утвердить иными, более справедливыми средствами... были приписаны к земле, но еще не отданы чрез то в собственность помещикам, которым принадлежала одна только земля; впоследствии сие приписание к земле мало-помалу и совсем не по законам, а по праву сильного обратилось в настоящее рабство. Если же сия часть истории нашего отечества обработана несовершенно и не в настоящем виде, то сие происходит только оттого, что историю пишут не крестьяне, а помещики.

Сказав с сердечным удовольствием несколько слов о состоянии крестьян оброчных, что можем мы сказать о положении крестьян пахотных? Там если мы и не находим того, чего мы желаем и чего требует вечная справедливость и достоинство человека, то видим по крайней мере на самом деле, с одной стороны, умеренность, с другой - некоторое благосостояние и хотя тень бытия гражданского. Здесь рабство представляется нам во всем своем ужасе. Известно, что не все помещики довольствуются тремя днями работы крестьян своих вопреки существующему и ничем не отмененному закону.

Известно, что многие помещики сверх трех дней работы берут с крестьян другие подати в натуре и деньгами. Известно, что некоторые заставляют крестьян своих работать не 3, а 4, 5 и даже 6 дней в неделю и в сем последнем случае дают крестьянам так называемую месячину, ибо без сего крестьяне, не имея своего хозяйства, не могли бы существовать, следственно, и работать...

Если обратить внимание на уголовные процессы, производимые по делам, в коих помещики, забывая обязанности нравственные и гражданские, простирают власть свою до жестокости и тиранства в отношении к крестьянам, то тогда откроется, что все такие дела возникают в деревнях пахотных. Весьма малая часть сих дел доходит до сведения правительства. Большая часть преступлений сего рода покрывается на самом месте послаблением начальства...

На защиту предводителей дворянства крестьяне, особенно в губерниях, мало могут иметь надежды. Предводитель избирается дворянами; дворянам не могут быть приятны жалобы на одного или нескольких членов их сословия; ложный esprit de corps4 скорее побудит их к несправедливости, нежели к обвинению их собрата.

Таким образом, зло остается ненаказанным, невинность страждет от беззащитности, правительство не имеет возможности быть равно справедливым ко всем вообще подданным, и одна коренная несправедливость - существование рабства - влечет за собою множество несправедливостей, которых устранить невозможно, не устранив самой причины. Как в естественном, так и в нравственном мире одни и те же причины производят одни и те же действия. От добра родится добро, от зла происходит зло.

К сему присовокупить следует, что если бы закон и определял в полной мере права и обязанности каждого состояния [сословия] в государстве, то сего было бы недостаточно. Закон без исполнения есть мертвое слово; а дабы закон был исполнен, надлежит, чтобы каждый, видя право свое нарушенным, мог свободно приносить жалобу, просить и получать удовлетворение.

Защитники крепостного состояния говорят, что злоупотребление власти помещичьей непозволительно и что правительство может таких помещиков укрощать, отдавать в опеку и тому подобное. Но где же справедливость, если человек, страждущий невинно, должен терпеливо ожидать, чтобы за него вступилось правительство. И какое правительство в мире может соблюсти правила точной справедливости там, где оно находит, с одной стороны, все права, а с другой - все обязанности?

Одна только святая религия может утешить бедного крестьянина в его бедствиях. Единому и вездесущему богу может он в тайне сердца приносить жалобы на несправедливость людей. Защита человеческая так, как и все человеческое, имеет свои пределы, и сии пределы не могут заключать в себе прав таких людей, которые никаких прав не имеют.

Кроме крестьян существует у нас класс людей, который еще яснее носит на себе печать рабства, а именно: дворовые люди. Здесь мы узнаем в полной мере все печальные последствия крепостного состояния: ложь, обман, к которым всегда прибегает слабый против сильного, и, наконец величайшая испорченность нравов. Дворовые люди не родятся дворовыми людьми, т. е. не родятся дурными, но делаются таковыми по причине того положения, в котором они возрастают и стареются...

Можно, не обинуясь, сказать, что многие из помещиков русских не только что не боятся мысли о свободе крестьян своих, но, напротив того, приступили бы к святому делу охотно, если бы имели к тому повод и возможность. В сем даже и сомневаться нельзя без обиды для дворянского сословия. Да и можно ли с основательностию предполагать, чтобы люди, жертвуя собою отечеству на поприще гражданском и военном, оказались неверными тому же самому отечеству, когда бы оно в лице высокого своего представителя с доверенностию предложило им воздвигнуть к новой жизни их падших собратий, а его сынов, сынов той же великой и вечной России?

Итак, согласимся в том, что одно только правительство может приступить к улучшению жребия крестьян. Люди, благомыслящие и знающие всю прелесть чувства исполнения обязанности, могут и должны в сем случае содействовать благим намерениям правительства и требованиям Отечества...

1 Очерк «Нечто о барщине» написан в августе 1818 г. Содержание его навеяно посещением деревни. Над заглавием в рукописи - пометка: «Черновое изложение». Приводим заключительную страницу очерка (Н.И. Тургенев, Дневники и письма, т. III, стр. 409).

2 Дальше в рукописи зачеркнуто: «Справедливо ли отказывать в сем правосудии только некоторым из людей».

3 О происхождении и назначении этого очерка см. запись в «Дневнике» от 5 января 1820 г.

4 Сословный дух.

44

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTEyLnVzZXJhcGkuY29tL2lDT3EyVVNyOU1EcE95VElxT0VGMUMzX0tSMXZqaXh2VERVV1d3LzVtOExkaXJJRWYwLmpwZw[/img2]

Гаспар-Феликс Надар (Photographie du Grand Hotel Nadar). Портрет Николая Ивановича Тургенева. 1860-1864. Франция. Париж. Картон, фотобумага, альбуминовый отпечаток. 14,5 х 10,5 см. Государственный исторический музей. Москва.

45

Николай Иванович Тургенев

Это был человек одной идеи, заполнившей всю его жизнь. Как Аннибал жил идеей борьбы с Римом, как Катон - идеей о необходимости разрушения Карфагена, так Николай Тургенев жил и дышал идеей освобождения в России крестьян от крепостной зависимости. Во всех его действиях, в речах, в письмах неотступно звучит это его «delenda est Karthago!».

Как старший брат его Александр, Николай родился в Симбирске, учился в московском университетском Благородном пансионе и Московском университете. Довершил образование в Геттингене, где занимался историей, юридическими науками, политической экономией и финансовым правом. Служил в комиссии составления законов, во главе которой стоял Сперанский. В 1813 г. назначен был в Германию русским комиссаром в центральный совет союзных правительств, ведавший управлением отвоеванными у французов немецкими провинциями. Совет этот возглавлялся знаменитым либеральным прусским реформатором Штейном, «добрым гением Германии».

Тургенев работал со Штейном три года и близко сошелся с ним. Штейн высоко ценил Тургенева и говорил, что «имя его равносильно с именами честности и чести». В конце 1816 г. Тургенев возвратился в Россию и был назначен помощником статс-секретаря государственного совета, а с 1819 г., кроме того, и управляющим одним из отделений канцелярии министерства финансов. Во всех делах и проектах он вел упорную борьбу с начальством и товарищами, неизменно отстаивая интересы крестьян против притязаний помещиков. Образованный, умный и энергичный, он быстро выдвинулся.

Министр иностранных дел Каподистрия говорил, что Тургенев был бы выдающимся государственным человеком даже в Англии, а император Александр находил, что только Тургенев мог бы заместить Сперанского. В конце 1818 г. Тургенев издал книгу «Опыт теории налогов», имевшую шумный успех. «В этом сочинении, - говорит Тургенев, - я указывал на нравственную пользу изучения политических и особенно экономических наук и на то, что в основе государственного права должна лежать свобода.

Я пользовался всяким случаем, чтобы говорить об Англии, ее могуществе, богатстве, и приписывал все эти преимущества ее учреждениям. Поэтому, излагая теорию налогов, я часто отклонялся в область политики. Подушная подать дала мне повод говорить о крепостном праве, и я им воспользовался. Эти отступления, на мой взгляд, были важнее главного предмета моей работы».

Тургенев был хром, поэтому мало выходил и вел сидячую жизнь. Лицо было серьезное и несколько строгое. На людей он имел влияние неотразимое. «Что меня в нем поражает, - пишет современница, - это властность, которую он естественно берет над другими; чувствуешь его превосходство, но нисколько этим не оскорбляешься: оно внушает лишь преданность». Беллетристика и художества мало интересовали Тургенева, он видел в них лишь полезное средство для борьбы с крепостным правом.

Немедленно по приезде в Петербург Тургенев стал членом «Арзамаса». Кличка ему дана была Варвик. Времяпрепровождение и дух общества мало ему понравились. 12 ноября 1816 г. он писал в дневнике: «Вчера я был при заседании «Арзамаса». Ни слова о добрых намерениях сего общества. После заседания говорил я с Карамзиным, Блудовым и другими о положении России и о всем том, о чем я говорю всего охотнее. Они говорят, что любят то же, что я люблю. Но я этой любви не верю. Что любишь и желать надобно». Через год писал: «Третьего дня был у нас «Арзамас». Нечаянно мы отклонились от литературы и начали говорить о политике внутренней. Все согласны в необходимости уничтожить рабство, но средства предлагаемые не всем нравятся».

Впоследствии он так вспоминал об «Арзамасе»: «Об литературном кружке этом вспоминаются одни пустяки. Он существовал для осмеяния сторонников старого направления в литературе. Вследствие влечения к серьезным работам я не очень интересовался происходившим в кружке, однако я любил присутствовать на его заседаниях, так как говорили не всегда только о легкомысленных предметах. Но должен сознаться, что удовольствие это всегда носило некоторый неприятный привкус, так как я никак не мог освоиться с духом издевательской критики, господствовавшим среди этих людей. Дух этот особенно чувствовался в неистощимой болтовне Блудова».

Пушкин часто виделся с братьями Тургеневыми. Вигель рассказывает: «Из людей, которые были его старее, чаще всего посещал Пушкин братьев Тургеневых; они жили на Фонтанке, прямо против Михайловского замка, что ныне Инженерный (где жил и был убит заговорщиками император Павел). К ним, т. е. к меньшому Николаю, собирались нередко высокоумные молодые вольнодумцы.

Кто-то из них, смотря в открытое окно на пустой тогда, забвенью брошенный дворец, шутя предложил Пушкину написать на него стихи. С проворством обезьяны Пушкин вдруг вскочил на большой и длинный стол, стоявший перед окном, растянулся на нем, схватил перо и бумагу и со смехом принялся писать. Окончив, показал стихи». Это была «Ода на вольность». По сообщению Сабурова Анненкову, тема оды была подсказана Пушкину Н. Тургеневым.

В конце 1819 г. Тургенев через князя С.П. Трубецкого вступил в «Союз благоденствия». Он был там очень деятельным членом и особенно энергично выступал в пользу любимой своей идеи - уничтожения крепостного права. Не уставал твердить сочленам:

- Освободите немедленно ваших дворовых и в силу закона добейтесь освобождения своих крестьян; благодаря этому не только будет меньше несколькими рабами, но вы покажете и власти, и обществу, что наиболее уважаемые собственники желают освобождения крепостных. Так разовьется идея освобождения.

Чтобы подать пример, Тургенев тогда же дал вольную своим дворовым, а в симбирской деревне, которая принадлежала ему вместе с двумя братьями, как Онегин, -

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил,
И раб судьбу благословил.

Платежи помещику уменьшились - на одну треть. Однако призывы Тургенева находили мало отклика в его сочленах. Впоследствии Пушкин в сожженной главе «Онегина», обрисовывая членов Северного общества, писал:

Одну Россию в мире видя,
Лаская в ней свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал
И, слово «рабство» ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.

В январе 1821 г. происходил в Москве тайный съезд членов «Союза благоденствия». Ввиду заполнения союза малонадежными членами было решено для вида распустить союз, а из более надежного ядра образовать новое тайное общество. Решение это было принято на заседании, в котором председательствовал Тургенев. Образовалось Северное общество в Петербурге и Южное - на юге. Одним из самых влиятельных членов Северного общества был Тургенев. По вопросу о желательной форме будущего образа правления он высказывался безусловно за республику.

Декабрист Волконский рассказывает, что при поездках его в Петербург, где он должен был давать Тургеневу отчет в действиях Южного общества, Тургенев настойчиво интересовался, идет ли в войсках подготовка к восстанию. Во время восстания Семеновского полка Тургенев сурово спросил И.И. Пущина: «Что же вы не в рядах восставших? Вам бы там надлежало быть!» В 1824 г. Тургенев, по расстроенному здоровью, уехал за границу. В последнее время, как он впоследствии уверял, он совершенно разочаровался в Тайном обществе и убедился в его ничтожестве.

Декабрьское восстание разразилось, когда Тургенев был за границей. Оно явилось для Тургенева совершенной неожиданностью. Узнав, что его обвиняют в принадлежности к Тайному обществу, он послал в Петербург объяснение и совершенно успокоился. Однако в Эдинбурге его посетил секретарь русского посольства в Лондоне князь А.М. Горчаков (лицейский товарищ Пушкина) и вручил ему предложение министра иностранных дел, от имени императора, явиться в верховный суд в качестве обвиняемого за участие в восстании. Тургенев ответил, что он уже послал письменное объяснение, а поехать не может вследствие нездоровья.

Визит Горчакова до глубины души потряс Тургенева. Этот член революционного тайного общества в ужасе и негодовании писал братьям: «Я обвиняюсь в измене! Я государственный преступник! Я читаю, перечитываю слова сии - и не верю глазам моим! Но должен верить! Должен говорить сам себе: да, да, тебя обвиняют в измене!.. Как бы я мог показать глаза в Россию под бременем такого обвинения? Я - государственный преступник! Нет! нет, - это невозможно!» Русское правительство потребовало у Англии выдачи Тургенева. Англия отказала. Но в Россию пришли слухи, будто Англия его выдала. Возмущенный Пушкин писал Вяземскому, приславшему ему свои стихи к морю:

Так море, древний душегубец,
Воспламеняет гений твой?
Ты славишь лирой золотой
Нептуна грозного трезубец.
Не славь его. В наш гнусный век
Седой Нептун земли союзник.
На всех стихиях человек –
Тиран, предатель или узник.

Тургенев верховным судом был приговорен к смертной казни, замененной вечной каторгой. Ознакомившись с докладом следственной комиссии, он написал пространную оправдательную записку, которую через Жуковского подал императору Николаю.

В записке Тургенев решительно отрицал свое участие в обществе после закрытия «Союза благоденствия», отрицал сочувствие свое не только республиканскому образу правления, но и введению в России конституции, утверждал, что давно убедился в совершенном ничтожестве общества, что цель у него была одна - освобождение крестьян от рабства, но и для этого он указывал всегда лишь законные средства - отпускные крестьянам, увольнение их в свободные хлебопашцы и т. п. Уверял, что ничего решительно не знал, какое направление приняла под конец деятельность общества.

«Рапорт следственной комиссии, - писал он, - представил все адское дело со всеми подробностями беспримерного разврата и кровожадности. Душа моя содрогнулась, ужасные ощущения ее терзали. Тогда я увидел, что совещания, на коих я некогда присутствовал, превратились наконец в настоящее скопище разбойников… Одно помещение моего имени между именами доказанных злодеев есть и будет самым тягостным бременем на всю мою жизнь!» Вся записка представляет собой не более как искусную адвокатскую речь, – такой ее признает даже очень расположенный к Тургеневу князь Вяземский, а князь А. Н. Голицын, бывший министр народного просвещения, отозвался о ней: «В этом оправдании слишком много розовой водицы».

Реабилитации Николай Тургенев не добился, несмотря на все хлопоты его брата Александра. Он остался жить за границей. Любовь между братьями была исключительная. Александр продал принадлежавшее им совместно имение и переслал деньги брату. Николай жил во Франции на широкую ногу, в роскошной собственной вилле Вербуа близ Буживаля. После смерти брата он в 1847 г. выпустил на французском языке свой известный трехтомный труд «Россия и русские» с подробным описанием политического, социального и экономического строя России, с изложением необходимых, по мнению автора, реформ, в первую очередь - уничтожение крепостного права.

Весь первый том снова был посвящен доказательству несправедливости обвинений, на основании которых он был осужден верховным судом. И здесь Тургенев продолжал утверждать, что в Северном тайном обществе не принимал никакого участия, что силы и деятельность общества были совершенно ничтожны. Однако о самих товарищах по обществу отзывался иначе: тут они были уже не «злодеи и разбойники». «Это - благородные люди, погибшие вследствие своей преданности общественному благу или своим убеждениям… Через сто лет эшафот их послужит пьедесталом их памятнику» и т. п.

Тургеневская оценка Тайного общества вызвала резкие протесты декабристов. Князь С.Г. Волконский, высказывая в своих воспоминаниях глубокое сожаление, что отговорил Пестеля от предполагавшейся им поездки за границу, пишет: «Пестель был бы жив и был бы в глазах Европы иным историком нашему делу, чем Николай Тургенев. Высказанное Тургеневым, даже в печати, уверение, что он не участвовал в тайном обществе, есть явная ложь. Только случай выпихнул его из верховного уголовного суда. Я радуюсь за Тургенева; но не поставило ли ему это еще более в обязанность не порочить печатно своих собратий, а выставить их в истинном свете, и особенно там, где его слова не подвергались никакому преследованию?»

С воцарением Александра II Тургеневу были возвращены его чин действительного статского советника и дворянство, он получил право возвратиться в Россию. Он остался, однако, жить во Франции и только три раза посетил наездом Россию. Манифест 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости Тургенев приветствовал с восторженным чувством Симеона-богоприимца: «Ныне отпущаеши раба твоего, владыко!»

«Один из лучших сынов России», - писал в некрологе Николая Тургенева Иван Сергеевич Тургенев. «Образец человека», - озаглавил свой очерк жизни его один из биографов. Плохо было бы для России, если бы в ней не было сынов получше Н. Тургенева и образцов человека повыше его. Тургенев не был человеком, сумевшим подняться выше своего времени и своего класса. Он был узкий фанатик одной идеи, вырванной из всей сложности исторической обстановки, готовый идти на любые компромиссы для осуществления своей цели.

Друзья (а может быть, и сам он) искренне считали Тургенева пламенным борцом за свободу и права человека. На деле он был выразителем умеренного и своекорыстного буржуазно-помещичьего либерализма, домогавшегося для себя ограничения самодержавия, готового на военный переворот, но панически боявшегося возможности крестьянской революции. Боязнь эта ярко выражена в одном письме Вяземского, вызвавшем полное одобрение Тургенева.

Вяземский пишет: «Дворянство до сей поры только и держится крестьянством. Хотите ли ждать, чтобы бородачи топором разрубили узел? И на нашем веку, может быть, праздник этот сбудется. Рабство - одна революционная стихия, которую имеем в России. Уничтожив его, уничтожим всякие предбудущие замыслы. Кому же, как не нам, приступить к этому делу? Корысть наличная, обеспечение настоящего, польза будущего, - все от этой меры зависит».

Впоследствии, в своем проекте учреждения в России «Народной думы», Тургенев совершенно исключал из числа избирателей все крестьянство, стоял за самое минимальное наделение крестьян землей при освобождении. Даже нищенский надел, которым одарила крестьян кургузая реформа 19 февраля, оказался много выше того, который предлагал Тургенев, и он «честно признал», что жизнь во многих отношениях опередила его проекты.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Тургенев Николай Иванович.