№ 2 (1)
1826 года марта 6 дня от высочайше учреждённого Комитета 8-й артиллерийской бригады подпоручику Горбачевскому дополнительный вопросный пункт:
Подпоручик Борисов показывает, что вы приняли в члены общества Полтавского полка Усовского.
Поясните, действительно ли он вами принят, когда именно, какого он чина, где теперь находится? В каких сношениях с кем из членов находился и какое принимал участие в делах общества?
Борисов сие показывает вовсе не так, как было, ибо большая разница принимать так, как Борисов принимал и требовал от сего, которого принимал, и то, как со мною и с Усовским произошло.
Когда я был у учебной команде в городе Житомире в начале 824 года, там был и Усовский, и так как я его знал ещё в корпусе, и он меня тоже, кажется, там знал, то мы здесь ещё короче познакомились. Мы стояли в разных деревнях неподалёку один от другого, я один раз писал к Бечаснову и к Борисову в роту письмо, ничего особенного там не писал1, кроме обыкновенного, между прочим, написал, что Бечаснову Усовский и Кузьмин кланяются2, так как они его ещё в корпусе знали; Бечаснов тем же поклоном им отвечал, но, между прочим, писавши ко мне, хвалил мне Усовского, но отнюдь не упоминая ни об чём.
Бывши я один раз у Усовского, именно, помню, сие было вечером, пивши чай, читали мы русские стихотворения («Собрание русских стихотворений»); потом3 разговорились об масонах и об обществах; между сими разговорами я Усовскому говорю: «И я4 знаю одно общество, хочешь, я тебе открою и скажу всё»5, - (Усовский сам скажет, что сие всё было в шутках и не почитая сие // (л. 1 в об.) за какую-либо важность), он сначала не хотел даже, чтобы я ему и говорил, но я, сказавши, что это ничего нет важного6, взял дал ему прочитать Правила и сие Клятвенное7 обещание, но я никогда не скажу, что якобы Усовский состоял в сём обществе и8 именно через меня, ибо он тогда же, причитавши всё сие, смеялся, говорил, что я никогда на сие не согласен и не хочу и знать ничего9.
Я просил его, правда, чтобы он по крайней мере молчал бы об сём; он на сие тогда согласился, но чтобы состоять в сём обществе и что-либо делать, он никак не хотел и даже меня просил, чтобы я о сём никому не сказывал и никак на сие не согласился. Он даже надо мною тут смеялся, что я так неосторожен, что, не знавши человека, ему о сём сказал и дал ему прочитать Правила. Я никогда не употреблял сего (так как Борисов), когда Усовскому сие показал, чтобы его вооружать и говорить против государя или правительства, но что к разговору пришлось об обществах и что якобы в Петербурге находится много масонов, что так слухи носятся. Следовательно, Борисов почитает принятием (якобы я принял) Усовского то, что я почитал сие за неважность открыть и сказать Усовскому10.
1 Слова «не писал» вписаны над строкой.
2 Две строки от слов «между прочим...» подчёркнуты карандашом.
3 Слово «потом» вписано над строкой.
4 Слово «я» вписано над строкой.
5 Слова «я Усовскому говорю... открою и скажу всё» подчёркнуты карандашом.
6 Слова «нет важного» вписаны над строкой.
7 Слово «клятвенное» вписано над строкой.
8 Союз «и» вписан над строкой.
9 Слова «ибо он тогда... знать ничего» подчёркнуты карандашом.
10 Слова «принятием... сказать Усовскому» подчёркнуты карандашом, далее зачёркнуто: «сказал ему».
Приехавши в роту, я то же самое говорил и Борисову, он сие сам подтвердит, он даже сердился на меня за это. Когда мы пришли на манёвры, я виделся с Усовским несколько раз, но он ни слова, и я тоже о сём и не вспоминали, тем более зная его, что он не согласен слова, и я тоже о сём и не вспоминали, тем более зная его я, что он не согласен и никогда сих и мыслей не имел1, но один раз Усовский жаловался на своего полкового командира, якобы полковник Тизенгаузен его гонит и что чрез него он должен или в отставку выйти, или в другой полк проситься.
Он сие говорил всем, и когда я один раз увиделся с Кузьминым, поручиком Черниговского полка, то мы разговорились об Усовском, что якобы он много неудовольствий терпит от полковника, но Кузьмин сказал, что сие всё я переделаю, попрошу только Бестужева, и он сделает, что Усовский останется служить. Бестужев сделает у Тизенгаузена, что он с ним по-прежнему будет обходиться, после того уже я увидел Усовского у Андреевича, но он никак мне не сказывал, кто его принял в общество вновь или в сие Южное, или его Кузьмин уговорил, или Бестужев, он ни слова не говорил.
Можно положительно сказать так, как и многие говорили на манёврах, что Усовский никогда сих мыслей не имеет, но что его завлёк один интерес, что Бестужев чрез сие может // (л. 2) сделать2 то, что Тизенгаузен не будет гнать Усовского и оставит его в покое. Бестужева все просили, в первый раз бывши у Андреевича3, чтобы он вступился за Усовского, и он сказал4, как я помню, что я поговорю с Тизенгаузеном, потом Усовский уже, кажется, был у Андреевича. Я как полагаю, причиною сему Кузьмин, что Усовский был завлечён, ибо Кузьмин сим и хвалился и то, что Усовский очень дружно с ним жил.
Следовательно, мою к Усовскому откровенность, тем более что я ничего не употреблял, чтобы Усовского к сему расположить, и случай, что Усовский имел интерес быть одних мыслей с Бестужевым, Борисов называет это-то, что якобы я его принял и он состоял в числе членов. Я знаю, что Усовский никогда о сём не думал5, я полагаю сие оттого, что я несколько раз с ним ни виделся, он удалялся всегда даже сих разговоров, а я никогда не старался ему ни внушать и ничего никогда ему не говорил, что он и сам подтвердит. Он служил всегда поручиком Полтавского полка, где теперь находится, не знаю, но тогда в полку находился, а какие он сношения имел и участие, он мне никогда о сём не говорил.
Подпоручик Горбачевский6 // (л. 3)
1 Слова «зная его... мыслей не имел» подчёркнуты карандашом.
2 Слово «сделать» вписано над строкой.
3 Слова «бывши у Андреевича» вписаны над строкой.
4 Слова «на Усовского, и он сказал» подчёркнуты карандашом.
5 Слова «не думал» подчёркнуты карандашом.
6 Ответ написан И.И. Горбачевским собственноручно.