Список «Горя от ума» декабриста А.И. Черкасова
Новое о Грибоедове и декабристах
Сообщение О.И. Поповой
Несколько лет тому назад Государственный Литературный музей приобрел экземпляр комедии Грибоедова, переписанный рукою члена Северного и Южного обществ Алексея Ивановича Черкасова. Это - первый известный нам список «Горя от ума», сделанный декабристом.
Тексту комедии в списке Черкасова предшествует неизвестный портрет Грибоедова работы художника-любителя первой половины XIX в. - Модеста Дмитриевича Резваго1.
Тот факт, что список комедии был сделан именно А.И. Черкасовым, устанавливается сличением почерка, которым переписана комедия и сделана дарственная надпись на списке, с автографами Черкасова, находящимися в делах декабристов.
Дарственная надпись находится наверху первого листа рукописи.
Приводим ее целиком:
Милостивой государыне Софье Павловне Дарауер сия комедия в вечное и потомственное владение от начавшего копировать ее. Апреля 30 дня 1825. С. П.бург, вечер 9 часов.
Черкасов
Подпись под дарственной надписью тщательно зачеркнута. Очевидно, владельцы рукописи вычеркнули подпись уже после 14 декабря, когда боялись произносить имена декабристов, когда уничтожались документы, свидетельствующие о близости с ними. Подпись удалось прочитать лишь с помощью профессора С.М. Потапова в криминалистической лаборатории Института права Академии наук СССР2.
Биографические данные о Софье Павловне Дарауер разыскать не удалось.
* * *
Декабрист Алексей Иванович Черкасов (род. в 1799 г.) - сын белевского помещика, секунд-майора барона И.П. Черкасова.
«В университетском благородном пансионе в Москве я пробыл 3 года», - говорил Черкасов в своих показаниях3. В 1816 г. Черкасов определился в Муравьевскую школу колонновожатых, где в 1817 г., после выдержанных им испытаний, был произведен в прапорщики. Дальнейший свой служебный путь Черкасов охарактеризовал следующими словами: «Быв откомандирован в главную квартиру 1-й Армии, пробыл в оной 2 месяца. Из оной был послан в главную квартиру 2-й Армии; был на высочайшем смотре 7-го корпуса в Старом Константинове и потом находился при 3-й Драгунской дивизии. 1819 года 22 марта прибыл на съемку Подольской губернии, где пробыл до начала 1825 года. В сем же году поступил на съемку Киевской губернии. Под судом и штрафом не бывал до 1826 года»4.
В первом показании Черкасов отрицал свою принадлежность к Тайному обществу, но затем признался, что был «принят в Тайное общество в 1824 г. капитаном Филипповичем» в Тульчине5. О принадлежности Черкасова к Тайному обществу показали также М.П. Бестужев-Рюмин, А.П. Барятинский, В.П. Ивашев, один из братьев Заиккных, один из братьев Бобрищевых-Пушкиных, Юшневский и Пестель6.
Вступить в Тайное общество побудило Черкасова, как он показал на следствии 20 января 1826 г., «желание видеть в России хорошие законы».
Отбыв срок наказания на Нерчинских рудниках, Черкасов был поселен сначала в г. Березове Тобольской губернии, а затем в Ялуторовске. В 1837 г. он был зачислен рядовым в Тенгинский полк на Кавказе. В 1843 г. Черкасов был уволен от службы и поселился в Белевском уезде, в имении своей мачехи, состоя под строгим секретным надзором полиции. До полной амнистии декабристов Черкасов не дожил. Он умер в апреле 1855 г.
* * *
С текстологической стороны список комедии «Горе от ума», сделанный рукою Черкасова, не представляет особого интереса. Восходит он в основном к «Жандровскому списку» и отличается от текста комедии, напечатанного в издании Академии наук, лишь незначительными разночтениями, повторяющими те, которые были уже опубликованы Н.К. Пиксановым7.
Ценность списка заключается главным образом в том, что он принадлежал декабристу, и в том, что в рукопись вклеен прижизненный портрет Грибоедова работы художника М.Д. Резваго.
Прижизненная иконография Грибоедова небогата: акварельный портрет В.И. Мошкова 1827 г. и миниатюра П.А. Каратыгина, рисованная, как гласит надпись на обороте ее, «с натуры в марте 1829 года». Между тем в марте 1829 г. Грибоедова уже не было в живых. Возникает вопрос: что же является ошибкой в этой надписи? Утверждение ли, что портрет сделан «с натуры», или дата? Повидимому, дата. К прижизненным портретам, быть может, следует отнести портрет работы Горюнова (?), принадлежавший одному из Всеволожских, а также портрет, приписываемый кисти Робильяра (вделанный в переплет списка «Горя от ума», подаренного Грибоедовым Булгарину). Существуют еще два рисунка Пушкина, изображающих Грибоедова в профиль (1823 и 1831 гг.) и гравюра Н.И. Уткина (1829 г.)8.
Д.И. Завалишин писал: «...из всех портретов Грибоедова я не видел до сих пор ни одного, который напомнил бы мне остроумную физиономию автора "Горя от ума"; по крайней мере того Грибоедова, какими знал его в 1824 и 1825 годах»9.
При такой бедности грибоедовской иконографии10 новый портрет писателя, к тому же исполненный в своеобразной трактовке, представляет большой интерес.
Портрет, помещенный в бумажную рамку, наклеен на обороте первого листа рукописи. Грибоедов изображен здесь в профиль, без очков. На рамке, внизу, нарисован нотный свиток, а на свитке - очки Грибоедова. Портрет выполнен карандашом. Под портретом характерная для художника Резваго подпись - монограмма из французских букв «МR»11 и дата - «1825 г.».
Модест Дмитриевич Резваго (1807-1853) - военный и общественный деятель николаевского царствования, сын героя Отечественной войны 1812 г. - в 1825 г. окончил Главное инженерное училище. С 1835 г. он преподавал историю в старших классах Инженерного училища. В 1849 г. в чине полковника был вице-директором Строительного департамента Морского министерства. Таков служебный путь Резваго12.
Но интересы Резваго не ограничивались только службой. Он был, кроме того, любителем-художником и музыкантом. Художник-дилетант, Резваго рисовал портреты главным образом своих друзей и знакомых13.
Большую дань отдавал Резваго музыке. В качестве виолончелиста он принимал участие в петербургских музыкальных вечерах. Известен он был и своими музыкальными рецензиями, печатавшимися в «Северной пчеле». В.Ф. Одоевский признавал за Резваго большие заслуги в деле развития музыкального образования в России. Одоевский ценил его как «глубокого знатока музыки» и «талантливого сочинителя», считая, что Резваго «установил впервые наш технический музыкальный язык»14.
Заслуги Резваго в области музыки отмечены были в 1842 г. Академией наук: при избрании Резваго в члены-корреспонденты Отделения русского языка и словесности ему поручено было составить музыкальный словарь15.
Ранее того, 19 сентября 1839 г., в торжественном собрании Академии художеств, «коллежский асессор Модест Дмитриевич Резваго, известный любовию к искусствам и отличными успехами его к рисованию и музыке», признан был «почетным вольным общником»16.
Оба - и Грибоедов и Резваго - принадлежали к одному и тому же кругу петербургского общества, обоим присущи были музыкальные интересы, оба, в частности, бывали в доме издателя «Северной пчелы». В 1825 г. (дата, указанная на портрете) они действительно могли встречаться в Петербурге. Это был последний год длительного служебного отпуска Грибоедова, проведенного им частью в Москве, частью в имении С.Н. Бегичева в Тульской губернии - Дмитриевке, частью в Петербурге. С января по 18 мая 1825 г. Грибоедов жил в Петербурге. Таким образом, Резваго исполнил портрет Грибоедова, по-видимому, между январем и серединой мая 1825 г. В конце мая Грибоедов был уже в Киеве, возвращаясь на Кавказ.
Как и почему портрет Грибоедова работы Резваго оказался вклеенным в список «Горя от ума», сделанный декабристом Черкасовым? Принадлежал ли портрет действительно Черкасову или вклеен был в список позднейшими владельцами рукописи? Этого мы не знаем.
* * *
Кроме списка «Горя от ума», сделанного Черкасовым, Государственный Литературный музей почти одновременно приобрел список комедии, принадлежавший семье Ушаковых.
Семья Ушаковых была одной из наиболее просвещенных московских дворянских семей. Их дом посещали представители и старой и новой литературы: от П.И. Шаликова до П.А. Вяземского и, наконец, Пушкина, посвятившего дочерям Ушаковых несколько стихотворений и нарисовавшего им множество рисунков в известном «Ушаковском альбоме». Мы вправе предполагать поэтому, что список «Горя от ума» семьи Ушаковых мог держать в своих руках частый посетитель ушаковской семьи в 1827 г. - Пушкин17.
Семья Ушаковых была музыкальна. Быть может, здесь бывала Мария Сергеевна, музыкально одаренная сестра Грибоедова? А может быть, бывал и сам Грибоедов во время своих наездов в Москву? Нельзя не вспомнить, что младшая дочь Ушаковых, Елизавета Николаевна, в 1830 г. вышла замуж за Сергея Дмитриевича Киселева, брата друга Грибоедова, Николая Дмитриевича.
В свете этих предположений ушаковский список комедии «Горе от ума» приобретает для нас особую ценность. Судя по почерку, комедия переписывалась Екатериной Николаевной, Елизаветой Николаевной Ушаковыми и еще одним лицом (быть может, их отцом - Н.В. Ушаковым)18.
При сравнении ушаковского списка с текстом «Горя от ума», опубликованным в издании Академии наук под редакцией Н.К. Пиксанова, который для установления канонического текста комедии пользовался рукописями С.Н. Бегичева, А.А. Жандра, Ф.В. Булгарина, а также отрывками текста «Горя от ума», напечатанными в 1825 г. в «Русской Талии», мы находим ряд, неизвестных до сих пор, разночтений.
Пунктуация в ушаковском списке на протяжении всего текста комедии в очень многих случаях отступает от пунктуации академического издания и рукописей Жандровской и Булгаринской. Особенно часты случаи замены вопросительного знака - восклицательным и наоборот19.
Кроме того, в списке встречаются разночтения и в ремарках. Есть пропуски отдельных слов. В 3-м явлении III действия в ушаковском списке, так же как и в булгаринском, пропущена часть диалога между Чацким и Молчалиным. Характер разночтений текста комедии восходит в основном к Жандровской и Булгаринской рукописям.
Ушаковский список тем более интересен, что архивный материал, относящийся к творческой истории комедии, дошел до нас далеко не весь20.
Несохранившиеся рукописи Грибоедова могли содержать неизвестные нам варианты текста комедии. Это соображение обязывает исследователей с сугубой внимательностью относиться к многочисленным спискам «Горя от ума»: часть их могла быть сделана с не дошедших до нас рукописей, ценных в текстологическом отношении.
Примечания:
1. Фамилия М.Д. Резваго в разных печатных источниках пишется по-разному: Резвой, Резваго.
2. Приношу С.М. Потапову большую благодарность за произведенную им трудную и сложную работу для прочтения зачеркнутой подписи декабриста Черкасова.
3. ЦГИА, ф. № 48, д. 428, л. 15.
4. Там же, лл. 14-15. «Формулярный список порутчика барона Черкасова 1826 года» дополняет показания декабриста. Из этого формулярного списка мы узнаем, что Черкасов был «колонновожатым» с 1 февраля 1817 г., прапорщиком - с 26 ноября 1817 г., подпоручиком - с 8 апреля 1821 г. и, наконец, поручиком - с 26 ноября 1823 г.; в 1824 г., «с 25 января на два месяца», был в отпуску (там же, лл. 16-17). Формулярный список обрывается на 1824 г.
Из писем С.М. Салтыковой, гостившейв имении своего дяди, декабриста П.П. Пассек (в Крашневе, Смоленской губ.), мы узнаем, что летом 1824 г. в Крашневе дважды гостил «барон Черкасов». Повидимому, это был А.И. Черкасов (Б.Л. Модзалевский. Роман декабриста Каховского. Л., 1926, стр. 34, 42). Пассека в этот год, по свидетельству Салтыковой, посещали многие декабристы, в том числе: И.Д. Якушкин, И.С. Повало-Швейковский, В.К. Кюхельбекер, П.Г. Каховский.
5. Там же, л. 21. - Н.И. Филиппович - капитан квартирмейстерской части; умер в марте 1825 г. По-видимому, Черкасов для того назвал имя покойного Филипповича, чтобы иметь возможность не называть имен живых членов Тайного общества.
6. Там же.
7. Грибоедов. Поли. собр. соч., т. П. Пг., 1913; Н.К. Пиксанов. Творческая история «Горя от ума». М.-Л., 1928, стр. 75-152.
8. Грибоедов. Поли. собр. соч., т. III. Пг., 1917, стр. 326.
9. Д.И. 3авалишин. Воспоминания о Грибоедове. - «А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников». М., 1929, стр. 174.
10. О прижизненной иконографии Грибоедова см. в изд.: «Пушкин и его друзья. Портреты». Редакция и вступительная статья И.С. Зильберштейна. М., изд. Гос. Лит. музея, 1937, стр. 31-33.
11. В.Я. Адарюков. Очерк по истории литографии в России. - «Аполлон», 1912, № 1, стр. 34.
12. «Список членов имп. Академии наук. 1725-1907 гг., составленный Б.Л. Модзалевским». СПб., 1908, стр. 199. - Портрет М.Д. Резваго (с миниатюры неизвестного) воспроизведен в «Старых годах», 1913, апрель, стр. 28.
13. Перечень портретов работы Резваго дается в «Очерке по истории литографии в России» В.Я. Адарюкова.
14. «Лит. газета», 1845, № 11, от 15 марта.
15. Отдельным изданием словарь М.Д. Резваго не вышел. Он вошел составной частью в «Словарь церковно-славянского и русского языка», изданный 2-м Отделением имп. Академии наук (СПб., 1847). В 1-м томе указанного словаря читаем: «Для музыкальных терминов М.Д. Резвый сообщил Отделению в рукописи составленный им музыкальный словарь» (стр. XV).
16. «Сборник материалов для истории имп. С.-Петерб. Академии художеств за 100 лет ее существования», ч. II. Изд. под ред. П.Н. Петрова и с его примечаниями. СПб., 1865, стр. 387.
17. Список «Горя от ума», принадлежавший Ушаковым, писан на бумаге с водяным знаком 1826 г.
18. Автографы Н.В. Ушакова в архивах отсутствуют, поэтому точно ответить на этот вопрос нельзя.
19. Наименование «Попошь», обращенное Н.Д. Горичевой к мужу, имеется лишь, в Жандровском списке. Не есть ли это французское слово «ророlе» (что есть «домосед»), неверно прочитанное переписчиком в грибоедовских «брульонах», хранившихся в архиве А.А. Жандра?
20. См. Н.К. Пиксанов. Творческая история «Горя от ума». М.-Л., 1928, стр. 104-105, 131-133; Поли. собр. соч. Грибоедова, т. III. Пг., 1917, стр. 196; ср. В.А. Парсамян. А.С. Грибоедов и армяно-русские отношения. Ереван, 1947, стр. 229-230.