© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Чернов Константин Пахомович.


Чернов Константин Пахомович.

Posts 1 to 3 of 3

1

КОНСТАНТИН ПАХОМОВИЧ ЧЕРНОВ

(1803 - 22.09.1825).

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTQyLnVzZXJhcGkuY29tL3MvdjEvaWYyL3BNOVhQRmtMY1FGVEs5V2hBR3lNRmdUSVNQaGdNQmdIZ0Foa3V1VnA3R2I1dFMwNUhfcVA3UEloZUd3eWYyUGhOaFFheWhyWTZMVXRvWnBDYmIxNS15bjAuanBnP3F1YWxpdHk9OTUmYXM9MzJ4MzAsNDh4NDQsNzJ4NjYsMTA4eDEwMCwxNjB4MTQ4LDI0MHgyMjEsMzYweDMzMiw0ODB4NDQzLDU0MHg0OTgsNjQweDU5MCw3MjB4NjY0LDEwODB4OTk2LDEyODB4MTE4MSwxNDI5eDEzMTgmZnJvbT1idSZjcz0xNDI5eDA[/img2]

Подпоручик л.-гв. Семёновского полка.

Отец - генерал-майор, генерал-аудитор 1-й армии Пахом Кондратьевич Чернов (1765-1827, д. Заречье Сосницкой волости 2-го стана Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии); мать - дочь надворного советника Аграфена (Агриппина) Григорьевна Радыгина (1780 - после 1838, д. Заречье Сосницкой волости 2-го стана Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии). Брак заключён 9.01.1799 [Метрические книги Сергиевского собора. ЦГИА. СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 125.. С. 226].

Воспитывался К.П. Чернов в Пажеском корпусе, выпущен прапорщиком в Санкт-Петербургский гренадерский короля прусского полк - 27.01.1820, переведён в л.-гв. Семёновский полк - 1.01.1821, подпоручик - 1823.

Член Северного общества.

Смертельно ранен на дуэли с флигель-адъютантом В.Д. Новосильцевым, защищая честь своей сестры Екатерины - 10.09.1825 (секундантом Чернова был К.Ф. Рылеев), похоронен 26.09.1825 на Смоленском православном кладбище. Похороны Чернова превратились в яркую общественную демонстрацию, в которой приняли участие многие члены Северного общества.

Братья и сёстры:

Сергей (1800 - 25.09.1831);

Елизавета (р. 1802);

Александра (1805 - 1887);

Евдокия (р. 1807);

Екатерина (р. 1808), с 1832 замужем за генерал-лейтенантом Николаем Михайловичем Леманом (1795-1865);

Надежда (р. 1810);

Владимир (р. 1815), выпускник Пажеского корпуса (1834);

Николай (1817 - 7.01.1870), выпускник Пажеского корпуса (1835), полковник, командир Харьковского 4-го уланского полка (27.09.1866 - 7.01.1870).

ВД. I. С. 480, 482, 528.

2

Станислав Коржов

«Клянёмся честью и Черновым...»

В ясный сентябрьский день 1825 года Петербург замер в предгрозовом ожидании. Никогда ещё улицы города не видели такого многолюдья. В тягостном молчании с обнажёнными головами у края тротуаров стояли обыватели. На балконах и у распахнутых настежь окон особняков толпилась петербургская знать, с опаской лорнируя людской поток, неукротимо заполнявший улицы и площади города.

Начав своё течение от казарм Семёновского полка, живой поток властно вовлекал в бурную стремнину пешеходов, всадников, экипажи, направляясь к Смоленскому кладбищу. Это была первая в России сословная манифестация против аристократии и самодержавия. Поводом для неё послужили похороны подпоручика л.-гв. Семёновского полка Константина Чернова, умершего после смертельного ранения на дуэли с флигель-адъютантом поручиком л.-гв. Гусарского полка Владимиром Новосильцовым.

Основанием для дуэли послужило то обстоятельство, что Новосильцов, влюбившись в сестру Константина Чернова, в порыве страстного очарования добился её согласия и согласия её родителей на брак. Своих родителей новоиспечённый жених уведомил лишь после обручения и огласки предстоящей свадьбы.

Новосильцовы отказались породниться с Черновыми по той причине, что их семьи стояли на разных ступенях дворянской лестницы. Невеста была дочерью многодетных бедных помещиков. Её предки не обладали ни знатностью, ни богатством. Своё дворянское достоинство они выслужили чинами и орденами на государственной военной службе.

Жених принадлежал к высшей аристократии. Он - внук графа Владимира Григорьевича Орлова, одного из пяти братьев Орловых, возводивших на российский престол императрицу Екатерину II, имел большие связи в высшем свете и был сказочно богат. Родители Новосильцова категорически отказались благословить его выбор. Запретили сыну даже думать о столь неподходящем союзе. Молодой гвардейский офицер и флигель-адъютант отступился от своего намерения. Он беспрекословно прекратил всякие отношения с наречённой невестой и её семейством, чем, по понятиям того времени, обесчестил имя невинной девушки.

Константин Чернов решил кровью смыть запятнанную честь своей сестры... Назначена дуэль... Условия её были столь жестки, что противники оба пали, смертельно раненые... Похороны умершего от раны Константина Чернова состоялись в субботу 26 сентября 1825 года.

Вот как описывает траурную процессию очевидец: «...Офицеры обществом сложились схоронить товарища великолепно... Гроб малиновый, бархатный, с золотым газом. Дроги с балдахином и наверху дворянская корона. Лошади в попонах чёрных с кистями на головах, военная музыка, огромный хор певчих, собор духовенства, более 50 человек с факелами, рота солдат, военных штаб- и обер-офицеров более 500. Сотни карет четвернями, а дрожек парами - счёту нет!»

Очевидец не знал или не рискнул написать в своем дневнике, что единодушие гвардейских офицеров было вызвано не только желанием достойно проводить в последний путь товарища. Для них похороны Константина Чернова явились поводом для демонстрации против высшей аристократии, сословная спесь которой явилась причиной его гибели. Они считали, что их товарищ пожертвовал жизнью для защиты чести своей неродовитой семьи.

Но члены тайного Северного общества декабристов, соратником которых был Константин Чернов, сделали всё возможное, чтобы его смерть не рассматривалась как гибель за семейное дело. Вызов Черновым на дуэль Новосильцова декабристы объясняли как общественно-патриотический поступок, а в гибели Константина Чернова они видели гражданский подвиг - превратив его похороны в невиданную дотоле мощную манифестацию.

Трудно сказать, сколько людей пришло проводить в последний путь Константина Чернова. В мощном течении процессии, заполнившей улицы и площади города, ощущалось угрожающе-безмолвное презрение к высшей аристократии, виновникам безвременной гибели юноши. Декабристы предполагали, что в момент предания тела земле они воспламенят тлеющий гнев толпы чтением накануне написанного стихотворения «На смерть К.П. Чернова».

В одной из великого множества карет, следовавших за гробом мужественного юноши, рядом со щеголеватым флотским лейтенантом сидел растрёпанный молодой человек в цивильном сюртуке. Он что-то скороговоркой бормотал, кривя при этом рот, и то закатывал, то прикрывал рукой глаза.

- Вильгельм, что ты там бормочешь? - с нескрываемой иронией спросил лейтенант Завалишин.

- Я твержу стихи, которые буду читать на Смоленском кладбище у гроба Константина Чернова... Ужасно волнуюсь... Не дай бог запутаюсь. Это будет позор, которого я себе никогда не прощу, - отвечал, заикаясь от волнения, Вильгельм Кюхельбекер.

- Успокойся, Вильгельм, и перестань бормотать. Гарантирую, что тебе не в чем будет себя упрекнуть.

Карета миновала Исаакиевскую площадь вместе с процессией, а затем, вырвавшись из ее рядов, повернула к Английской набережной...

О предполагавшемся чтении стихов над могилою Чернова узнал бывший член Союза благоденствия командир л.-гв. Семёновского полка, генерал-майор С.П. Шипов. Опасаясь, что задуманная акция приведёт к непредсказуемым последствиям, Шипов попросил Завалишина воспрепятствовать чтению стихов. В день похорон Завалишин постоянно был рядом с Кюхельбекером. Процессия двигалась по Васильевскому острову, направляясь к Смоленскому кладбищу. Пользуясь тем, что Кюхельбекер сидел в его карете Завалишин заехал к себе на квартиру, будто бы на несколько минут.

Прибыв на кладбище, организаторы манифестации вдруг обнаружили, что нет Кюхельбекера. Один за другим друзья погибшего и его товарищи по тайному обществу говорили прощальные слова... Кюхельбекер не появлялся... Наступила минута последнего прощания с покойным, минута, когда должны были зазвучать стихи, клеймящие убийц безвинно погибшего юноши..., но Кюхельбекера всё не было. И... тело было предано земле. Не пламенные прощальные стихи, а тишина скорбного молчания многотысячной толпы звенела в ту минуту над Смоленским кладбищем. И недостало искры, способной воспламенить наэлектризованную толпу, превратив её скорбь в гнев.

Но стихи, уже потерявшие взрывную силу, тем не менее, в тот же день нашли своего читателя. Волна рукописных листков покатилась от Петербурга по всей России, вызывая сочувствие к тому, кто пожертвовал жизнью, защищая слабого от сильного, скромного от спесивого.

По силе общественно-политического звучания стихотворение «На смерть К.П. Чернова» специалисты-литературоведы оценивают как предтечу лермонтовского - «На смерть поэта». Относят его к числу ярчайших произведений русской политической лирики. Отсюда следует непраздный вопрос: кто автор этого замечательного стихотворения?

С первых дней появления стихотворения в рукописях современники приписывали авторство Кюхельбекеру. В 1859 году в «Полярной Звезде» Герцена и Огарева это стихотворение было впервые опубликовано и вновь автором назван Кюхельбекер. В последующее десятилетие издатели многих вольных заграничных поэтических сборников публиковали стихотворение «На смерть Чернова» за подписью В.К. Кюхельбекера.

Но в 1872 году редактор первого русского легального издания сочинений Рылеева П.А. Ефремов подверг сомнению авторство Кюхельбекера и на основе некоторых, слабо аргументированных доказательств, автором назвал Рылеева. С тех пор мнения среди историков и литературоведов разделились: одни считают автором названного стихотворения Кюхельбекера, другие - Рылеева. Стихотворение уже более 100 лет публикуется как в произведениях Рылеева, так и Кюхельбекера.

Об авторстве этого стихотворения написаны десятки статей. Выразителями крайних точек зрения являются Ю.М. Лотман - сторонник «кюхельбекеровской версии» и А.Г. Цейтлин - сторонник «рылеевской версии». Но окончательно авторство до сегодняшнего дня не определено. Ю.М. Лотман по этому поводу написал: «Необходимы дальнейшие документальные разыскания, которые, возможно, окончательно прольют свет на происхождение этого загадочного, и вместе с тем столь существенного для истории русской политической поэзии стихотворения».

Как и всякая тайна - эта тоже стала дразнить воображение. Разум не хотел считаться с фактами, указывающими на неразрешимость этой загадки. Память услужливо подсказывала примеры, когда разгадывались более древние и более запутанные тайны...

Начался поиск. Он был долгим и мало результативным... Обратило на себя внимание то обстоятельство, что в дискуссии, длящейся более ста лет, оппоненты оперируют полярными аргументами, но один факт этой аргументации совпадает. И сторонники авторства Рылеева, и его противники единодушно говорят о родстве Чернова и Рылеева. А.Г. Цейтлин даже использует это родство как доказательство в пользу «рылеевской версии».

Назвав некоторые соображения в пользу авторства Рылеева, А.Г. Цейтлин добавляет: «Рылеев... был связан с Черновым и родственными узами - мать Чернова приходилась сестрой матери Рылеева Анастасии Матвеевне, урождённой Эссен... причины были чрезвычайно существенными и вполне могли помешать Рылееву выступить на кладбище с чтением стихов, призывающих к мести».

Ю.М. Лотман, цитируя дневниковые записи Сулакадзева за 1825 год, приводит такую выдержку: «15 октября. Слышал от Лазарева-Стенищева (?), что Чернова девица застрелилась сама, как из-за неё стрелялись». Не комментируя эту запись, Лотман несколько ниже пишет: «Рылеев был связан с Черновым двойной связью: и как член тайного общества, и как близкий родственник. Поступок Новосильцова задевал и его честь, а жертвой «семейств надменных» пали его двоюродная сестра и брат». Из этого текста следует, что автор считает, будто бы сестра Чернова покончила жизнь самоубийством.

Отвлечёмся на время от основной темы и заострим внимание на «виновнице дуэли - девице Черновой». Так чаще всего называли её в публиковавшихся материалах в XIX веке в силу того, что имя её современники в большинстве своем не знали. В «Записках», письмах и дневниковых записях они называли её Авдотьей, Акулиной, Аграфеной, Катериной, Марией, Пелагеей.

Несколько дней спустя после похорон Чернова, небезызвестный А.Я. Булгаков писал своему брату Константину: «Похороны Чернова доказывают, что он был в полку любим, да и вообще хвалят его все, а о сестре слышал я, что она идёт в монастырь, а я желал бы лучше, чтобы представился вдруг неожиданно хороший жених: она бы этого стоила». Это письмо П.И. Бартенев опубликовал в журнале «Русский Архив», он же сделал к последней фразе примечание: «девица Чернова позднее вышла за некоего Лемана».

Леман?! В «Алфавите декабристов» есть Леман Павел Михайлович, полковник, член Южного общества, близкий к Пестелю человек. Он был переведён на Кавказ в действующую армию и там же женился на девице фон-Краббе. Нет, это явно не тот Леман, о котором пишет П.И. Бартенев. О других представителях этой фамилии в доступных биографических справочниках сведений не было. Что делать? Где найти сведения о сестре Константина Чернова, имеющую полдюжины имен, и «некоем Лемане», без имени и отчества? Нет, эту задачу со множеством неизвестных, запутанную более полутора столетия назад, теперь уже не решить!

Но неожиданно - это всегда бывает неожиданно - на одной из традиционных встреч потомков декабристов, которые ежегодно проходили у хранителя этой полувековой традиции внука декабриста Завалишина - Бориса Ивановича Еропкина, довелось познакомиться с профессором ВНИИ «Механобр» Евгением Павловичем... Леманом. Да, да, Евгений Павлович Леман - потомок «некоего Лемана» и сестры Константина Пахомовича Чернова. Вспыхнула уже почти погасшая надежда приблизиться к тайне стихотворения и разобраться в судьбах родных и близких мужественного юноши, жизнь которого оборвалась так трагически.

После того вечера мы часто встречались и много беседовали о том удивительном и неповторимом времени, называемом теперь эпохой декабристов. Осведомлённость Евгения Павловича поражала. Его познаниям родословных связей и дружеских отношений между участниками трагической дуэли и людьми, близкими их кругу, позавидовали бы свидетели и современники тех событий. Впрочем, они своими противоречивыми письмами и дневниковыми записями «по горячим следам» изрядно запутали историков и литературоведов.

Часто во время беседы с Евгением Павловичем овладевало ощущение, будто машина времени перенесла меня на полтора столетия назад в кабинет человека, живущего среди тех людей, которые тебя интересуют. Временами казалось, что сейчас откроется дверь и в кабинет войдет кто-либо из них.

Однажды я спросил его:

- Евгений Павлович, в «Алфавите декабристов» есть имя полковника Лемана Павла Михайловича. Вы его прямой потомок?

- Нет, я пра-пра-правнучатый племянник Павла Михайловича...

Судьба этого человека стоит того, чтобы сказать о нем несколько слов. Сосланный на Кавказ, Павел Михайлович Леман стал участником русско-персидско-турецкой войны, попав под начало генерал-адъютанта Сипягина. Леман участвует во многих походах и сражениях этой войны и удостаивается высоких наград. Наконец, в начале 1829 года Павел Михайлович был назначен командиром 41 егерского полка, в котором служили многие сосланные на Кавказ декабристы.

Прибывший в июне 1829 года на Кавказ А.С. Пушкин был свидетелем тех событий, участником которых является Павел Михайлович. За разгром конницы Гакчи-паши и взятие города и крепости Арзрум полковник Леман получил орден святого Георгия IV степени. В полку, которым командовал Павел Михайлович, между офицерами и служившими там декабристами поддерживались дружеские взаимоотношения. Нашлись доносчики. Бенкендорф приказал провести расследование, по окончании которого были проведены перемещения, а за полковником Леманом учреждён секретный надзор.

- А кем был Ваш прямой предок, родной брат декабриста Павла Михайловича Лемана?

- Тоже военным. Николай Михайлович и его младший брат Павел военную закалку получили в Отечественную войну 1812 года. В 1829 году Николай Михайлович, уже генерал-майор, командир Якутского пехотного полка. В составе отряда генерал-адъютанта Киселёва его полк участвует в русско-турецкой войне, за Дунаем в Болгарии. Николай Михайлович имел множество наград, дослужился до генерал-лейтенанта. К декабристскому движению он отношения не имел…

Женат был на сестре члена Северного общества декабристов Константина Чернова.

- Той самой сестре, из-за которой у Константина Чернова состоялась дуэль с ее женихом флигель-адъютантом Новосильцовым? Если так, то как её имя, и как сложилась её судьба после дуэли?

- У Пахома Кондратьевича и его жены Аграфены Григорьевны было девять детей: пять сыновей и четыре дочери. Я мог бы рассказать о каждом из членов этой семьи, но ясно, что вас интересует лишь дочь Черновых, которая была невестой Новосильцова. Сразу скажу, что она не застрелилась и не ушла в монастырь, а, как и желал ей А.Я. Булгаков, вышла замуж.

Странно, до последнего времени в публикациях относящихся к этому сюжету, ясности в отношении имени невесты Новосильцова не было. Из многочисленных имён, называемых современниками, два имени действительно принадлежат дочерям генерал-майора Чернова. Это - Евдокия (Авдотья) и Екатерина (Катерина). Они погодки и в 1825 году им было соответственно восемнадцать и семнадцать лет.

Но, после рассказа Евгения Павловича, «вдруг» стали встречаться опубликованные факты, с упоминанием этих имён. Например, Александр Бестужев в своём письме к сёстрам пишет: «Если Оля помнит Катерину Чернову в пансионе, то скажи ей, что она выходит очень романтически замуж за флигель-адъютанта Новосильцова». Другой современник в своём дневнике при таких же обстоятельствах называет имя Авдотьи. А вот строки из письма Чудим-Левковича к своему другу Львову. Письмо послано из Киева 18 ноября 1833 года. Описав встречу в одной из гостиных с дамой, которая привлекла его внимание своей красотой, он поясняет: «Она урождённая Чернова, причина смерти Новосильцова, - теперь жена полковника Лемана».

Казалось бы, и эти свидетельства не дают нам определенного имени Черновой. Но теперь не это суть важно - мы узнали, что Чернова стала женой военного. А это значит что достаточно заглянуть в формулярный список её мужа, чтобы найти интересующие нас сведения. В формулярном списке генерал-лейтенанта Николая Михайловича Лемана его женой названа Екатерина Пахомовна, урождённая Чернова, дочь генерал-майора Пахома Кондратьевича Чернова. Замуж она вышла 24 лет от роду в 1832 году. Остаётся добавить, что у четы Леман было четыре сына и четыре дочери.

Итак, круг замкнулся. Нет сомнений, что из четырёх сестёр Черновых невестой Новосильцова была Екатерина. Следовательно, из современников, правильно назвавшим имя невесты Новосильцова, был только Александр Бестужев. Его письмо было опубликовано в 1926 году. А из исследователей дуэли это же имя было названо лишь П.И. Бартеневым в 1872 году. И только некоторые исследователи, со вниманием и доверенностью воспринявшие эти публикации, в последние десятилетия имя невесты Новосильцова стали называть правильно.

Но, к сожалению, только некоторые, а не все. Так, например, в двухтомнике «Писатели-декабристы в воспоминаниях современников», изданном в 1980 году, волею комментаторов Екатерина снова стала Аграфеной.

- Евгений Павлович, а теперь вопрос, поиски ответа на который привели и к нашему знакомству и к этому разговору. Вы много занимались и много знаете о событиях, как предшествовавших дуэли, так и последовавших за ней. Наверное, Вы имеете собственное мнение или располагаете хотя бы косвенной информацией, позволяющей приблизиться к ответу на вопрос, кто автор стихотворения «На смерть Чернова»?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно быть ясновидящим. А я в них не верю. Над определением авторства стихотворения «На смерть Чернова» бились такие авторитеты, что моё мнение здесь никакой роли не сыграет. Но совершенно определённо могу сказать, что и современники той дуэли, и самые авторитетные исследователи тех событий глубоко заблуждались, утверждая и базируя свои выводы на том, что Константин Чернов и Кондратий Рылеев двоюродные братья. Я имею основание утверждать, что они были лишь соседями по имениям. Этот вопрос в печати никогда не поднимался, а посему я обязан аргументировать своё утверждение.

В родословную Рылеева я не вникал с той тщательностью, с какой приходилось изучать родословную Черновых, а потому полагаюсь как на аксиому на тот факт, что мать Кондратия Фёдоровича Анастасия Матвеевна - урождённая Эссен. Что касается родословной Черновых, то её я досконально изучил, начиная с семнадцатого века. Со всей ответственностью смею утверждать, что род Черновых ни с ветвью Эссенов, ни с ветвью Рылеевых никогда не соприкасался.

Сведения профессора Евгения Павловича Лемана базируются на богатом семейном архиве и на изучении документов в многочисленных архивохранилищах страны. А потому нет оснований сомневаться в их достоверности.

Евгений Павлович рассказал, что уже более полутора столетия, с лёгкой руки Д.И. Кропотова, мать Константина Чернова Аграфена Григорьевна и мать Кондратия Рылеева Анастасия Матвеевна считаются родными сёстрами. Исследователей не смущает даже то, что у них разные отчества. Правда, этому они нашли объяснение. Сторонники родства Рылеевых и Черновых ссылаются на то, что лютеране дают своим детям отчества, как по первому, так и по второму имени отца.

При очередном посещении архива я снова заглянул в формулярный список, но теперь уже, генерал-майора П.К. Чернова. В графе, в которой записаны сведения о его, как теперь говорится, семейном положении, указано, что его жена Аграфена православная, и что она дочь помещика Рождественского уезда Петербургской губернии, отставного надворного советника Григория Ефимовича Радыгина. Из этого следует, что отец Аграфены Григорьевны не был лютеранином и не носил двойного имени. Если бы мать Рылеева была родной сестрой Аграфены Григорьевны, она тоже была бы Григорьевной и урождённой Радыгиной, а не Эссен.

Встретившись в очередной раз, с Евгением Павловичем, я поделился с ним архивной информацией об Аграфене Григорьевне.

- Более того, - улыбнулся Евгений Павлович, - я Вам расскажу ещё об одном любопытном факте, который познакомит нас с другой, не менее любопытную родословной. При внимательном архивном изучении родословной непосредственно относящейся к Аграфене Григорьевне я обнаружил, что её мать - внучка Доменико Трезини.

Моему удивлению не было предела: «Как, погибший на дуэли Константин Чернов и другие дети Аграфены Григорьевны - потомки знаменитого Доменико Трезини - соратника Петра Великого и первого зодчего Петербурга?!»

В памяти возникают бессмертные строки Пушкина.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный...

... 1703 год - памятная дата рождения города на Неве. У колыбели Петербурга стоял Доменико Трезини, архитектор, которому Пётр I поручил строительство «царствующего града».

Сначала царь Пётр хотел построить город на острове Котлин, чтобы вокруг было любимое им море. Но вскоре он осознал нереальность этого плана. Остров он сделал замком северной столицы. Пётр задумал создать разветвленную оборонительную систему в районе острова Котлин. Архитектурная разработка и строительство фортеции Кроншлот - это своеобразный дебют архитектора Доменико Трезини. Начав свою деятельность в России сооружением многопушечной крепости Кроншлот, Трезини до конца своих дней, почти три десятилетия, занимался строительством кронштадтских укреплений, сначала в дереве, позже - в камне. Современники называли кронштадтские укрепления «Российскими Дарданеллами».

Шли годы. Город рос. Неумолимая сила вздымала Петербург над болотами к низкому серому небу. Талант Доменико Трезини и вкусы Петра I явились тем камертоном, который задал тональность созданию неподражаемой симфонии, застывшей в камне, и определил поздний блистательный облик одного из красивейших городов мира.

Трезини был не только первым архитектором Петербурга. Он как градостроитель формировался в процессе роста и развития этого города. Работая бок о бок с русскими людьми, впитывал от них традиции национального зодчества. В России Трезини стал русским. В прошениях именовал себя Андрей Трезин, и в официальных бумагах к нему обращались как к Андрею Якимовичу, и только расписывался он неизменно по-итальянски: Доминико Трезини.

Огромная заслуга Доменико Трезини в развитии Петербурга. Трудно перечислить все созданное им. Но сам он всегда «первейшей из главнейших работ» считал строительство Петропавловской крепости и себя неизменно именовал «Санкт-Петербургской фортеции архитектором». Петропавловский собор послужил прообразом для целого ряда позднейших построек Петербурга.

Шпиль Собора - это творческая находка Трезини. Он органично вписался в силуэт равнинного города. К этому архитектурному элементу неоднократно обращались зодчие последующих поколений. Не только символом новой столицы Государства Российского стал устремленный ввысь, пронзительный золоченый шпиль. По замыслу Трезини он являлся воплощением триумфа новой России.

По оживленным берегам
В громады стройные теснятся
Дворцов и башен, корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся,
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

- Да, удивительное время, удивительные люди... Но вернёмся в день сегодняшний...

- Оказывается, Евгений Павлович, в Вас, как говорили древние, «вся благая сходятся». Сейчас поясню. С одной стороны, Вы пра-пра-правнучатый племянник декабриста Павла Михайловича Лемана, члена Южного общества, весьма близкого к руководителю его - Пестелю. С другой стороны, столько же раз правнучатый племянник декабриста Константина Пахомовича Чернова, члена Северного общества, и тоже близкого друга руководителя этого общества Рылеева. Ну и главное, Вы - пра-пра-правнук Екатерины Пахомовны, урождённой Черновой, а через неё и её мать Аграфену Григорьевну - потомок Доменико Трезини. Воистину - потомок знаменитых соотечественников!

Наверное читателям любопытно узнать чем занимается потомок первого зодчего Петербурга и первых российских революционеров. В 1987 году Евгению Павловичу исполнилось 50. Он - доктор геолого-минералогических наук, профессор ВНИИ «Механобр». Это - Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт механической обработки полезных ископаемых. Область научных интересов Евгения Павловича – геофизика. Он специализируется на поисках, разведке и обогащении рудных полезных ископаемых с помощью радиоактивных и ядерных излучений. Это так называемая рудная ядерная геофизика и радиометрия.

Е.П. Леман - лауреат премии Совета Министров СССР по науке и технике. Имеет около 20 изобретений, защищённых авторскими свидетельствами, Он написал и опубликовал более 130 научных работ, в том числе три монографии. Одна - «Рентгенорадиометрический метод опробования месторождений цветных и редких металлов» выпущена Ленинградским издательством «Недра» двумя изданиями. Другая монография - «Рентгенорадиометрический метод опробования гетерогенных руд» написана в соавторстве с армянским ученым Тамразяном. Она была издана в Ереване.

Ещё много можно было бы рассказать о научных достижениях профессора Лемана, но я опускаю уже написанное и о награждении его медалями ВДНХ СССР «За успехи в народном хозяйстве СССР», и о межотрослевых связях, и о сотрудничестве с коллегами зарубежных стран, и о воспитании молодых учёных…

Пора вернуться к основному сюжету нашего рассказа. Как мы уже отмечали, на родстве Рылеевых и Черновых отдельные исследователи базируют свои выводы об авторстве стихотворения «На смерть Чернова».

- Как Вы считаете, Евгений Павлович, где истоки легенды о родстве Рылеевых и Черновых?

- Доменико Трезини получил от Петра I в вотчину вместе с другими поместье в деревне Малое Заречье Рождественского уезда, которое Аграфена Григорьевна унаследовала от родителей. После того, как в начале XIX века Рылеевы приобрели Батово, они стали с Черновыми соседями по имениям и весьма подружились. На мой взгляд, именно дружба этих семей, основанная на взаимовыручке, дала повод к возникновению легенды об их родстве. Легенды, как правило, очень живучи. Эта тоже не является исключением. От корней её, уходящих в глубины XIX века, ещё и сегодня появляются молодые побеги.

Живущие в Москве Черновы, прямые потомки К.П. и А.Г. Черновых, подарили в московский музей декабристов шахматы, которые по семейному преданию принадлежали К.Ф. Рылееву, а Черновым якобы достались по наследству как родственникам поэта-декабриста. У меня есть более достоверная версия, она основана на древности шахматных фигур. Я, думаю, не ошибусь, если скажу, что эти шахматы принадлежали Доменико Трезини и впоследствии через Аграфену Григорьевну перешли к Черновым. Нет сомнения, что Рылеев, бывая у Черновых, играл этими шахматами, играл, но не был их владельцем. Думаю, что ценность реликвии от этого уточнения не уменьшается.

Итак, снова вернёмся к незаурядному стихотворению «На смерть К.П. Чернова», сыгравшему огромную роль в развитии декабристской поэзии. Вне всякого сомнения, определение авторства - вопрос не ординарного значения. Опровергнув родство Рылеева и Чернова, мы не приближаемся к решению вопроса об авторстве стихотворения «На смерть К.П. Чернова». Но и пренебрегать этим фактом не следует. Необходимо взяв его на вооружение исследовать почти двухвековую проблему под вновь открывшимся углом.

«Диалог», № 36, 1988 г.

3

К.Н. Чернов

Записка о Заречье

В двенадцати верстах от станции Елизаветино по Балтийской железной дороге и в семнадцати верстах от станции Сиверская Варшавской железной дороги при истоке реки Оредежи раскинулась большая деревня Старое Заречье.

Местность здесь ровная, кое-где с небольшими холмами, с которых открываются живописные виды. Почва хотя и плодородная (суглинистая), но вся усеяна камнями и валунами, иногда чуть ли не с избу, с растущими на них рябинами и березами. Вероятно, когда-то здесь проходил берег Балтийского моря. Кругом лиственные и еловые леса и богатейшие покосы.

В этих местах особенно легко дышится. Могучие деревья иногда обвиваются диким хмелем и поражают своей высотой и толщиной. Травы пестрят полевыми цветами, поскольку вокруг масса пчел.

Несмотря на обилие воды (многочисленные разветвления истоков Оредежи с ключевой водой, массой бьющей не только по берегам реки, но даже в лесу в оврагах, - затем другой берег реки Мало-Зарецкой, впадающей в Оредежь в месте, именуемом Гадючьим Корытом, а отсюда иногда густые туманы по вечерам и утрам), местность здесь отличается удивительно здоровым климатом: я, по крайней мере, не помню здесь никаких эпидемий. Народ все здоровый, рослый и зажиточный. В реках много рыбы: в Оредежи форели и хариусы, в Мало-Зарецкой - щуки и прочая мелкота, а в шести верстах по дороге к Рождествену протекает еще Черная речка (по цвету железистой воды) с налимами. Когда-то были раки, но теперь они исчезли.

Всякой дичи было так много, что стоило выйти в сад перед мызой, чтобы принести зайца, а на речку - чтобы убить пару уток. Славилась здесь и охота на вальдшнепов, тетеревов и даже на глухарей. Не было недостатка и в звере - от волков и медведей до лосей.

Помимо лесов было много малых болот. О ягодах, грибах и лесных орехах и говорить нечего.

Вот в этом-то раю земном и жил когда-то Пахом Кондратьевич Чернов, здесь-то и начинался роман Новосильцева с дочерью Чернова Екатериной Пахомовной, кончившийся наделавшей много шуму дуэлью Новосильцева с моим дядей Константином Пахомовичем Черновым.

Его отец, а мой дед, был человеком далеко не заурядным по силе своего характера и колоссальной трудоспособности. В свое время о нем, как сыгравшем немаловажную роль в Отечественной войне 1812 года, много писалось в разных исторических журналах, и по алфавитным спискам легко о нем прочесть хотя бы в Российской Публичной библиотеке 1), как равно и о поэте К.Ф. Рылееве, бывшем секундантом на упомянутой дуэли.

От усадьбы, или, как здесь выражаются, «мызы» Пахома Кондратьевича Чернова теперь ничего не осталось. Когда я был мальчиком (более пятидесяти лет назад), дом их был разобран за ветхостью, и части его вошли в новопостроенный дом на другом берегу Оредежи, существующий и поныне. Место, где стоял дом, помнивший Черновых и Рылеевых, теперь называется Старой мызой, оно находится на берегу Мало-Зарецкой реки и все более заливается водой, так что пройти туда и не замочить ног невозможно.

Кругом старые плакучие березы (если только и их теперь не вырубили) так и грустят о былом невозвратном прошедшем времени и о чем-то шепчутся, как на кладбище, когда проходишь под ними.

Вода журчит у камней, где когда-то была плотина.

Кой-где виднеются еще следы старых фундаментов; да много кустов сирени, желтой акации да диких роз (шиповника) показывают, что здесь был когда-то помещичий дом. Место это всегда изобиловало цветами: ландыши, шиповник, колокольчики, кукушкины башмачки да еще всякие иммортели пышно росли здесь.

Вода в реке была чистая и прозрачная, но сравнительно теплая: 12–18 градусов. Здесь мы любили купаться. В Оредежи, напротив, благодаря ключам температура воды не поднималась выше семи градусов по Реомюру. Все предметы из бывшей усадьбы были перенесены в новый дом, а портреты предков, писанные масляными красками, были помещены в одной из комнат верхнего этажа, где хранилось много старинного оружия. Примечательными были дуэльные пистолеты. Из них ли стрелялись на дуэли Черновы - я не знаю.

Мы, дети, по вечерам боялись входить в эту комнату. Наши предки встречали и провожали нас упорными взглядами из своих старинных рам, в какой бы уголок комнаты мы не пошли. Тогда мы, дети, это странное (как нам казалось) явление не могли уяснить себе и потому трусили.

Я отлично помню, что здесь были два портрета молодых офицеров в форме полков гвардии Александра I. Нас поражала их форма с очень высокими  воротниками с серебряным шитьем и такими же эполетами без бахромы. Мундиры были с серебряными пуговицами с орлами. Один из них был дуэлянт Константин Пахомович, а другой - его брат.

Оба они отличались смуглым цветом лица, черными глазами и небольшими усами. Общее выражение лиц волевое, суровое. Волосы с небольшим коком причесаны вперед на виски, как тогда носили.

Здесь же висел портрет их сестры, из-за которой и произошла дуэль, Екатерины Пахомовны.

Она была одета, как и все девушки того времени, в белое платье, рукава обтянуты, как перчатки, до локтей, с пышными буфами на плечах, тонкой «осиной» талией, неимоверно затянутой в корсет, через одно плечо накинута красная «турецкая» шаль, на груди на цепочке золотой медальон. Черные как смоль волосы зачесаны затейливым узлом, а по вискам и плечам змеились локоны и завитки волос. Лицо открытое, симпатичное, но не скажу, чтобы оно отличалось выдающейся красотой. Но у всякой эпохи свои понятия о красоте.

Портреты эти после смерти моей матери Александры Пахомовны Черновой, последовавшей в 1887 году, были взяты братом моим Николаем Николаевичем Черновым (ныне тоже уже давно умершим) и увезены в Гатчину, а когда он уехал на жительство в Петербург, были им переданы своим кузинам Анне Алексеевне Благовещенской и Надежде Алексеевне Богушевской, дочерям Авдотьи Пахомовны Черновой, то есть моей родной тетки. Они жили тогда во дворе прачечной Гатчинской женской гимназии в качестве кастелянш. Затем, когда Анна Алексеевна получила пенсию и вышла в отставку, она поселилась рядом с этой гимназией на бывшем проспекте Павла I, во дворе дома направо от гимназии (если стоять лицом к гимназии).

После смерти старшей моей сестры Анны Алексеевны (в 1899 году) вторая сестра уехала к брату своему, почетному мировому судье Константину Алексеевичу Богушевскому, и, как мне передавали в Гатчине, вероятно, захватила с собой семейные портреты. Богушевский давно умер, вероятно, умерла и его сестра Надежда Алексеевна, и портреты моих предков перешли в их род. Куда эти портреты теперь девались, я не имею никакого понятия 2).

Тогда меня еще не было в Петербурге (я жил в Минске), почему и не мог взять их своевременно. Это было уже более тридцати лет назад. Пишу же я об этом здесь потому так подробно, что, может быть, кто-либо из гатчинцев прочтет эти строки и, случайно их видев, укажет мне, где они находятся. За что я был бы очень благодарен. Мой адрес: Ленинград, Фонтанка 133, кв. 48, К.Н. Чернову.

О Рылееве у нас мало говорили, почему я ничего здесь не могу сказать о нем. О дуэли тоже не любили разговаривать, помню только, что я слышал от свой матери об известном сне матери Рылеева 3), и мне было грустно за них. В те времена (Александра II) еще не забыли былого столь тогда недавнего «Николаевского» режима и боялись говорить о «декабристах». Помню с какой опаской мать мне показывала печатную «конфирмацию» приговора Верховного Суда о декабристах, где Рылеев был одним из первых. Хорошо помню, что мне было бесконечно жаль его: мое детское сердечко обливалось кровью, и мне тогда уже казалось жестоким его наказание.

Что же касается моего дяди Константина Пахомовича Чернова, то я гордился им: его поступок мне казался спартанским!

Быть может, мало кто помнит и знает, что по поводу дуэли Новосильцева и Чернова чуть было не состоялась дуэль между двумя поэтами - А. Пушкиным и К. Рылеевым. Только близившиеся уже тогда дни декабрьской революции 1825 года заставили Рылеева взять свой вызов обратно и извиниться перед Пушкиным. Дело в том, что Пахом Кондратьевич, одобряя желание своего сына драться на дуэли за честь любимой сестры, сказал ему: «Иди! Если тебя убьют, пойдет Владимир, если его убьют, пойдет Николай (мой отец), а если падет и он, то пойду я, старик, но не позволю так придворной знати издеваться над нашей фамилией!» 4).

Пушкин находил это просто убийством, а Рылеев видел в этом нечто спартанское и горой встал за честь своего любимого двоюродного брата и сестры 5).

По удивительно красивой дороге (в то время еще не было сокращающей путь от Зарецкой мельницы к Черной речке дороги на Асташево, проложенной уже при моей жизни) из Заречья путь шел в деревню Грязно (десять верст), за ней в полутора верстах раскинулось село Рождествено. В Грязне дорога круто сворачивает влево и через Песчанку, бывшее имение Быковых (Любощинских), где теперь санаторий в бывшей мызе присяжного поверенного Крузе, дорога идет через деревню Выру и Межно на станцию Сиверскую (в семи верстах). Через Выру проходит шоссе из Гатчины, теперь и Зарецкая дорога превратилась в прекрасное шоссе.

От Грязны направо лежит деревня Даймище, мимо которой через удивительно здесь живописные берега реки Оредежи можно проехать в деревню Батово, бывшее имение Набоковых (министра юстиции при Александре II). Это еще раньше и было имение Рылеевых. Неподалеку за Даймищем в сосновом бору бывшая усадьба доктора Кривошеина на живописной Красной горке с красивой усадьбой в красно-сосновом бору.

Почти у самой реки, несколько в стороне от нее, на крутом, красного песчаника берегу, виднеется большой грот, уходящий под землю. Здесь, по преданию, перед арестом скрывался Рылеев.

Это, конечно, басня, так как Рылеев не скрывался и был арестован в Петербурге. Но как легенда, сказание это любопытно 6).

Не знаю, как глубоко проникает в землю этот грот и отчего он образовался. Быть может, здесь просто когда-то брали песок, но теперь ни у кого, конечно, нет охоты лезть в зияющую темнотой пещеру, довольно низкую при входе.

Из Батова, окруженного всюду живописными лесами (лиственными, но, главным образом, сосновым бором) через имение Рукавишникова, известного в свое время богача-откупщика, приобретшего эти земли чуть ли не за карточный долг, многочисленные дороги ведут в Рождествено.

Помню в детстве мы с братом отыскали в сарае среди хлама почерневшее полотно картины. Отмыв ее, мы увидели дом с колоннами - путевой дворец Павла I. Дом был окружен валами, а на них стояли медные пушки. (Две таких пушки стояли у нас в Заречье на балконе дома. По праздникам из них стреляли, кладя на заряд четверть фунта пороха.) Между постриженных кустов гуляли кавалеры и знатные дамы. Кавалеры были в напудренных париках с громадными треуголками, в чулках и в обуви на высоких красных каблуках.

При въезде на деревянный мост после крутого спуска к реке, в Рождествене, справа по шоссе из Ленинграда, где теперь еще виднеется на высоком холме этот дом, принадлежавший в свое время Рукавишникову (здесь при Петре Великом находился дом царевича Алексея) 7, лежит старое кладбище, замечательное своею очень древней церковью, теперь уже без портика и колоннады, которую можно видеть на снятой мною фотографии. Слева же теперь лежит на самом берегу Оредежи новое кладбище села. На самом конце его при дороге, где кладбище кончается, а начинается поле, еще недавно стоял каменный круглый столб с четырехугольным квадратом на верхнем конце его, так что получалось что-то вроде креста. Вероятно, он и теперь там.

Это могила матери Рылеева - Анастасии Матвеевны, урожденной Эссен 8).

Старый, уже давно умерший священник села Рождествено говорил мне, мальчику, что могила моего деда Пахома Кондратьевича находится как раз под алтарем новостроящейся тогда церкви. Вероятно, там же похоронена и его жена Аграфена Григорьевна, урожденная Радыгина 9).

Мне говорили, что Екатерина Пахомовна после дуэли ушла в монастырь. Теперь я знаю, что она вышла замуж за богача Лемана 10). Когда наше имение продавалось в 1880-1881 годах, то приезжал торговаться какой-то старик по фамилии Леман, и говорили, что он наш родственник. Как он приходится мужу Екатерины Пахомовны - я не знаю (тогда мне было пятнадцать лет, естественно, что я этим мало интересовался).

Вот то немногое, что я могу сообщить о дуэлях Рылеева и Чернова.

5.7.1925

Примечания:

Записки композитора и литератора К.Н. Чернова (1865-1937) попали в нашу семью в середине 70-х. Часть рукописей отец передал в Государственный Исторический музей, точнее - в организованный в середине 1980-х его филиал, Московский музей декабристов. (Туда же я передал и несколько фигурок рылеевских шахмат, сохраненных семейством московских наших родственниц Екатерины Ивановны Дроган и Александры Николаевны Ворониной.) Какие-то письма отец вернул дочерям мемуариста, а большая тетрадь, в которую входит и черновик записки о Заречье, осталась в нашей семье.

Весной 1999 года, через год после смерти моего отца, я сверил сделанную им расшифровку с оригиналом. Оказалось, что записка о Заречье существует в двух редакциях - пространной и краткой. Краткая, впрочем, заключает в себе ряд уникальных подробностей. Наиболее существенная из них - эпизод с найденной в сарае старой картиной, на которой оказался изображен дом рождественского градоначальника, он же «путевой дворец императора Павла». Прочие подробности краткой редакции, хотя и драгоценны, но незначительны: скажем, упомянут золотой медальон на портрете Екатерины Черновой или хранившиеся в Заречье дуэльные пистолеты (а не просто «старинное оружие», как в более полной версии записок).

Взяв за основу пространную редакцию, я исправил текст по сделанной отцом машинописной копии краткой редакции (оригинал последней мне сегодня недоступен: он то ли в ГИМе, то ли перешел к наследникам уже покойных наших ленинградских родственниц). В нескольких случаях, чтобы избежать повторов или выправить стиль, мне также пришлось обращаться к краткой редакции.

Рукопись пространной редакции начинается как беловая, но далее становится черновиком. Краткая редакция представляла из себя черновые наброски этого же текста, написанного летом 1925 года, очевидно, для готовившейся тогда обществом «Старый Петербург» выставки в Лесном парке, посвященной столетнему юбилею восстания декабристов и столетней годовщине дуэли Константина Чернова с Владимиром Новосильцевым. Беловой вариант записки должен был храниться среди бумаг «Старого Петербурга», но разыскать его в питерских архивах мне не удалось. Название заметке дано мной.

Ю.И. Чернов

1). Пахом Кондратьевич Чернов (1765-1827) в год рождения Пушкина женился на Аграфене Григорьевне Радыгиной, правнучке Доменико Трезини. Во время войны 1812 года командовал 14-й дружиной Петербургского ополчения. В семье рассказывали, что после одной из перестрелок с французами он из своей походной шинели извлек шилом тринадцать французских пуль. Как говорят документы, «в четырех сражениях оказал примерную храбрость, неустрашимость и мужество».

За боевые подвиги был награжден орденами Георгия IV степени и Владимира IV степени, орденом Анны II класса с бриллиантами. Георгия получил «в воздаяние ревностной службы и отличия, оказанного в сражении против французских войск 1812 года октября 6, 7 и 8 при Полоцке, где, находясь под командою генерал-майора Гамена, примером своим побуждал подчиненных к храбрости и мужеству, со стрелками был на неприятельской батарее и прогнал его с оной». После войны служил генерал-аудитором I армии. Вышел в отставку генерал-майором. Умер вскоре после гибели на дуэли его сына Константина.

2). Из письма Екатерины Николаевны Пампушко - Константину Николаевичу Чернову (середина 1920-х): «Портретов масляными красками у Аннет не было, а были у брата Николая, те, которые были у нас в Заречье наверху. Коля, уезжая в Ленинград, отдал их в мебельный магазин, чтобы продать деревянные рамы. Они долго там валялись, пока не пропали совсем. Дольше всех держалась голова красивой тетушки или бабушки Аграфены Пахомовны».

3). «Сон матери Рылеева» - популярная легенда второй половины XIX в., согласно которой мать Рылеева вымолила продление жизни своему сыну, когда тот в детстве тяжело заболел. Явившейся ей во сне ангел показал ряд темных комнат, в которых собирались военные и штатские, читали стихи и о чем-то горячо спорили. В последней комнате сын был уже один, в цепях и арестантском халате. За дверью этой «комнаты» мать увидела виселицу, но и тогда на вопрос ангела: «Хочешь ли ты теперь, чтобы ребенок жил?» дала положительный ответ. По легенде, мать Рылеева рассказала этот сон священнику.

Умерла А.М. Рылеева в Батове летом 1824 г. Следовательно, это предание - или мистическое откровение, рассказанное матерью поэта на исповеди еще до восстания декабристов (что весьма неправдоподобно, потому что более всего напоминает донос на сына), или, что всего вероятнее, - позднейшая легенда, сопровождавшая ходившее в списках предсмертное письмо поэта жене.

Сельцо Батово Софийского уезда Санкт-Петербургской губернии подарено матери Рылеева ее другом и родственником генерал-лейтенантом Петром Федоровичем Малютиным в 1800 г. (из земель, пожалованных генералу Павлом I в 1796 г.). Потому А.М. Рылеева и звала свое имение «Петродаром».

Разбирая архив Органова, я наткнулся на листок, ставящий под сомнение год рождения поэта. Выписка из какого-то архивного дела (впрочем, без ссылки) говорила, что Кондратий Федорович может быть на год или два моложе официальной даты своего рождения в 1795 г.

Если так, то он действительно должен был родиться в Батове, в имении, которое вдовой Кондратия Федоровича будет продано и в конце концов перейдет во владение к бабке Набокова - баронессе Марии Фердинандовне фон Корф. Другой (краеведческий) вариант - дом в Выре, который занимал управляющий имением Малютина отставной подполковник Федор Рылеев.

В начале семидесятых годов XX века в Батове возвели птицефабрику с поэтическим названием «Заводская». Это очередной ленинградский персек не утерпел и вбил корпуса бетонных бараков для бройлеров аккурат против двухсотлетней аллеи, ведущей к фундаменту рылеевского дома. А сам батовский дом спалили еще в 1925-м. Местное предание гласит, что поджигали на спор, мол, от которой по счету спички загорится? Сегодня на месте дома поэта - сырая ольха, репейник и крапива.

Та же картина и в имении Черновых в Заречье (отсюда километров пятнадцать). Но его сожгли то ли немцы, то ли эстонцы. Ганнибаловское имение в Суйде тоже погублено. Уцелел чудом лишь домик Арины Родионовны. Запылал в 1944 г., уже после ухода немцев, и дом родителей Владимира Владимировича Набокова. На его месте голая поляна.

Дочь поэта Анастасия Кондратьевна (в замужестве Пущина) дожила до 1890 г. Ее муж И.А. Пущин был из того же рода, что и И.И. Пущин. Предсмертная ее фотография сегодня хранится в нашем семейном архиве. Она попала к нам от тех же наших московских родственниц - Екатерины Ивановны Дроган и Александры Николаевны Ворониной. У Дроганов фото А.К. Пущиной, видимо, долго висело на стене в овальной рамке. Оно пожухло, и для публикации его пересняла в ультрафиолетовых лучах фотограф-реставратор Лидия Мазунова.

Фото не подписано. Но если положить рядом не раз уже опубликованное фото 1870 г., сохраненное в архиве Николая Николаевича Органова (правнука Кондратия Рылеева), пушкинский рисунок и акварельную миниатюру Рылеева 1820-х, сделанную неизвестным художником по рисунку Кипренского, специальной экспертизы не потребуется. В таких случая говорят - копия отца.

Анастасия Кондратьевна переправляла Герцену материалы из рылеевского наследия для «Полярной звезды», встречалась с Львом Толстым, когда тот работал над романом «Декабристы». Ее трудами подготовлено и осуществлено издание стихов Кондратия Федоровича.

4). Записки К.Н. Чернова пишутся через век после дуэли Чернова и Новосильцева, и ошибка мемуариста в данном случае извинительна. В сентябре 1825 г. похороны члена Северного тайного общества подпоручика Семеновского полка К.П. Чернова стали первой в России политической манифестацией. Поединок состоялся на северной окраине Петербурга в Лесном.

Стрелялись на восемь шагов, и оба юноши были смертельно ранены. Причиной дуэли стал роман флигель-адъютанта Владимира Новосильцева с Екатериной Черновой. Молодые люди были уже помолвлены, но мать Новосильцева (урожденная графиня Орлова) запретила сыну жениться «на какой-то Пахомовне». Некорректное по меркам XIX в. поведение Новосильцева после разрыва и привело к дуэли, секундантом на которой со стороны Чернова был К.Ф. Рылеев.

19 сентября 1988 г. на месте дуэли Чернова и Новосильцева в Лесном парке открыт памятник (архитектор В.С. Васильковский).

5). Пушкин и Рылеев не могли драться на поединке из-за черновской дуэли хотя бы потому, что осенью 1825 г. Рылеев находился в Петербурге, а Пушкин в Михайловском. Но сохранившееся в роду Черновых предание о дуэли Пушкина и Рылеева - неожиданный аргумент в пользу догадки другого нашего гатчинского земляка - В.В. Набокова, который в своих комментариях к переводу «Евгения Онегина» датировал этот поединок 9 мая 1820 г. [/i]

6). Эта легенда в Выре живет и до сегодняшнего дня. Я услышал ее от здешнего архитектора А.А. Семочкина в 1975 г.

7). Имеется в виду особняк рождественского градоначальника, построенный при Екатерине II. Последним его владельцем был В.В. Набоков, который считал, что «дом с колоннами» (именно так называет его в стихах и Владимир Набоков) возведен при Александре I. Наследник ошибся, как оказалось, на целое поколение.

Группа архитектора Марка Коляды разыскала в архивах несколько старинных планов Рождествена. На одном из них дом городничего стоит на своем месте уже в начале 80-х годов XVIII в. Значит, после того как Павел I лишил Рождествено городского статуса и городом стала лежащая в двадцати верстах Гатчина, бесхозный особняк рождественского градоначальника и впрямь мог быть путевым дворцом императора. Сообщение К.Н. Чернова о том, что «здесь при Петре Великом находился дом царевича Алексея», подтверждается строкой из онегинского комментария Набокова: «место это в 1710-е гг. было резиденцией Алексея, сына Петра Великого; унаследовано мною после смерти дяди Василия в 1916 г.»

Этот дворец - единственный на всем Северо-Западе шедевр деревянной «высокой классики» (а не ампира, как считал Набоков). Кто из екатерининских архитекторов его строил, мы не знаем. Предполагают, что над проектом работала целая комиссия из лучших зодчих, ведь надо было разработать образцовый (сейчас бы сказали - типовой) дом градоначальника небольшого пристоличного городка.

Так что сей дом - эдакая матрица: из нее вышла парадная половина уже каменного екатерининского (да и раннего александровского) Петербурга.

Под белыми, под полуразвалившимися
Колоннами, на ощупь деревянными,
Так мраморными ловко притворившимися,
Ампирными, с их гибельными ранами...

Так, невольно повторив набоковскую ошибку, еще в 70-х годах XX века писал умевший водить за нос совписовских цензоров Александр Кушнер.

10 апреля 1995 г. мы на две трети потеряли и это здание. Дом сгорел в день рождения (по старому) Владимира Набокова. В Рождествене и Выре знают, что это тоже был поджог. Но на сей раз не на спор, а, видимо, по идейным совхозно-пролетарским соображениям. За год до этого в тот же день запылали модерновые хозяйственные постройки в имении Выра (все, что оставалось от дома родителей Набокова).

Правда, за двенадцать прошедших с этого пожара лет директор Рождественского музея-усадьбы Семочкин своими руками и со своей бригадой восстановил дворец. На те же две трети здание воссоздано из обгорелых бревен. Под обшивкой этого было бы не видно, но один фрагмент обугленной беды 1995 г. Семочкин оставил незакрытым.

8).  Могила А.М. Рылеевой на кладбище в Рождествене сохранилась, хотя круглый столб с «четырехугольным квадратом» утрачен. Эпитафия «Мир праху твоему, женщина добродетельная», по преданию, принадлежит К.Ф. Рылееву. В середине 1970-х при реставрации белый камень с надписью заменен бездарной поделкой. Подлинник был передан в музей Вырской почтовой станции.

9). Большая краснокирпичная (под цвет оредежских берегов) церковь построена в конце 1870-х на месте сгоревшей деревянной. Поэтому могилы Пахома Кондратьевича и Аграфены Григорьевны, находившиеся у старой церкви, оказались под алтарем новой. В середине 70-х годов прошлого века со здешним архитектором А.А. Семочкиным с колокольни этого храма мы извлекли пролежавшие там целый век, но почему-то ни разу не залитые дождем рукописные переписные и обыскные (брачные) церковные книги начала XIX столетья. Снесли вниз, и тут же на травке церковного погоста открыли наугад. И на голубой странице прочитали: «Вырской почтовой станции смотритель Тимофей Садовский...»

10). Екатерина Чернова (1808-?) вышла замуж за полковника (впоследствии генерал-лейтенанта) Николая Михайловича Лемана (1795-1865).


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Чернов Константин Пахомович.