136. М.С. Волконскому
[Женева,] 3 (17) ф[евраля 1871 г.]1
Сегодня я встал и объявил семье: «Конец! Терпение моё about*, и если в 10 ч[асов], с приходом почты, ещё нет вести, конец, пишу ему и кому же, как не тебе, мучителю моему? Но ты, мой дорогой, отозвался и порадуйся за нас всех! Ты знаешь, друг мой, что всё и всегда одна и та же печаль - здоровье, здоровье всех вас, в особенности твоё! И не так ли? Не поплатился ли ты, и сверх того, ещё напасть и на бедную Лизавету Григорьевну. Положим, ты, субъект, старый ветеран; но княгиня, нежданно, негаданно?
Воля медика, но это не образовавшаяся болезнь, которая имет своё правильное течение, как, напр[имер], у Невельской, а просто случайности, которым подвергаются почки при случайном отправлении своих исправлений. Конечно, всё это исправимо при таких условиях, и воды могут скорее всякого другого свойства содействовать к отстранению этих случайностей. Невельскую посылали в Виши, а наш медик всех угощает и себя тут же германским Карлсбадом! Пусть так! Но что будет с этой местностью, когда она завалится всеми божьею помощью изувеченными?
Говорят, что правительством вследствие прекрасной войны заугловлены все удобные помещения! Конечно, воздух не будет так благорастворён при таком заселении! Ты спрашиваешь, правда ли, что и Швейцария подвергалась и тифам, и оспе, и т.д. Правда, правда, но здесь горы, ледники, бизы, и мы не только поправимся, но к маю всё вычистим и подготовим. Я думаю, что однокачественные воды при таких условиях, конечно, предпочтительнее вод Германии и Франции! Правда и то, что вагоны очищаются, окуриваются и предосторожности так велики, что не позволяют публике приближаться к оцепленным этим вагонам.
Теперь несчастный негодяй Бурбаки завалил своей 100 000 армией всю Швейцарию и внёс заразу!2 Здесь, кроме нас, многие прививают себе оспу! Старуха Хлюстина3 не избегнула её в Веве, где болезнь свирепствует, и дочь изнурилась от ухода, и Бибиков поскакал в Париж к бабушке Горонне. Что за рассказы!!! Что за ужасы! И всё это всуе, всё погибло и гибнет!
К чему послужила Помпеева ночь Гамбетте, из-под которой выскакивали целые армии, когда они предводительствуемы были наполеонистами?4 Как Карно, он умел устраивать армии, но не умел устраивать победу, organiser la victoire**, как говорили о первом5. Но у этого, первого, были первенцы! Молодежь девственная, полна чистых начал и вдохновений! То были Марсо, Жубер, Дюмурие, Клебер и пр., пр.6, а у нашего Базен и, наконец, Бурбаки! Плоть и кровь седанца7, и этот-то человек в главе республиканской армии! И что же он и делал?
Положим, что опоздал и не мог пробить немецкие черты; и разве отступление было невозможно? Нет, три дня бездействуют в Дижоне; выпускает в себя осторожную пулю (между солдатами здесь говорят, что в него выстрелил зуав и что другие хотели его порешить прикладами) и как герой мелодрамы сдаёт начальство самому бездарному из генералов, который прямо направил к границе, и, избегая боя и уступая лучшие позиции, переходит с 80 000 и 200 пушками Юра и располагаются на зимние квартиры в Швейцарии.
Замечателен один небывалый факт: арриергард, который должен прикрывать отступление и, как предполагается, обречён на гибель и что же, именно он, в числе 20 000, но при молодечестве Биллио, Пюлли, Креме... в полном вооружении пробрались к себе!!8 Но они совершили этот подвиг в отношении зимних путей тогда только, когда le chef de la l-re artil [lerie] M-r Clinchant*** перешёл границу безопасно и благословил их на все стороны9. Стотысячная армия не могла направиться! И вовремя и с мужеством пробиться сквозь равносильные войска! Вот и веди войну, когда в рядах люди, противодействующие лучшим намерениям.
Должно было поперечить всем действиям республиканского правления, и неудачи последнего убьют республику такою смертью, роялисты те же, что в 14-м и 15-м годах, думают обделать своё дело возведения какого-нибудь pocket-king****, как я их называю, и которым каждый из них снабжён. Paris ne capitulera pas et la republique encore moins*****. Что за будущность при таком распадении или, лучше, разложении. Finis Galliae?****** - нет, правительство гибнет, народ никогда! Заметь одно: все избираемые именуются если не республиканцы, то conservateurs, liste conservateur etc.*******, но высказаться прямо монархистами пока не смеют!10 Француз консерватор? Спрашивается, хранитель чего, это вроде нашего русского охранителя, когда ломка у нас идёт ежечасно всего старого...
Пора обратиться к твоему кашлю; но он прошёл, а у меня заготовлен сироп для тебя! Небось, друг мой, кашляй вволю, а как только понадобится остановить врага, то и явлюсь с сиропцем! Но вот горькая весть о Корсаке!11 Понимаю твоё положение, терять такого человека и ещё сотрудника! Но не отчаивайтесь - право, у ваших медиков страх всегда велик. Вместо этих всех поражений поверь, что усталость, изнеможение имеет большое влияние! Давай его нам, у нас чудный Strolin укажет все средства; ему нужен отдых прежде всего, а там и горный воздух, и горное молоко; виноградное после лечение, а за сим вместе в Италию! Зиму провести непременно! На будущий год сдадим вам всецелым и исправленным и направленным на царицынский путь!
К нам давай и Михаил Семёновича, пусть член Совета поотдохнёт в наших горах12. Тебе же, друг мой, время, обстоятельства и здоровье укажут, куды удариться. Мы все туда же в горы, а если жена говорит об Италии, то это я единственно направляю, чтобы Варю отделить от Casino, который её решительно изнуряет. Флоренция при перенесении столицы удешевеет13, и там же довершение итальянского языка и в особенности музыки, в которой она решительно шагнула. Я, в виде случайности, примыкаю к ним.
Ты заговорил о процентах, и так как жена орудует капиталами, то я ей и поручил представить на твоё рассмотрение смету, с принятым во всех благоустроенных государствах должным дефицитом! I! faut un supreme effort, etant tout de bon outrancier********. Если ты соблаговолишь выслать нам означенный капитал, в этом предположении я и пишу Нелле, чтоб она отложила заботу о высылке пока процентов! Ты знаешь, что в Воронках два раза в год и на два часа бывают деньги, а именно 1-го сентя[бря] и 1-го марта, т. е. когда златоустая Репиовка подаёт свой голос!14 Вот я её прошу не заботиться до марта. Она созналась в безденежье своём; знал я, что и поездка за границу и пр[очее] происходило от этого недуга! И всё это при таком состоянии!
Бедная она, завалена снегом; в кой веки выезжает гуськом; муж катается на лыжах; Храповицкий обретается во рву по уши (какова глубина и пр.), и к этому всему присоединилось остервенение какое-то против всего совершаемого на Западе! Слава богу! Она разделяет все чувства славянского мира! Не знаю, что будет, но знаю одно, что с республикой во Франции мы приобретаем союзницу; с королев[ст]вом или империей наживаем врага! До будущего разу, теперь и ты, и я, мы устали; отдохну на радости - ты меня так оживил! Господь с вами...
*На пределе (франц.).
**Организовать победу (франц.).
***Командир 1-й артиллерийской] г[осподи]н Кленшан (франц).
****Карманный король (англ.).
*****Париж не капитулирует, а республика еще менее (франц.).
******Конец Галлии? (лат.).
*******Консерваторы, список консерваторов (франц.).
********Нужно особое усилие, а самом деле крайнее (франц.).
ГАРФ. Ф. 1146. Оп. 1. Д. 769. Л. 50-55 об.
1 Год установлен по упоминаемым событиям франко-прусской войны.
2 Бурбаки Шарль (1816-1897), бывший начальник гвардии Наполеона III. Восточная армия, которой он командовал, при отступлении оказалась прижатой к швейцарской границе, 1 февр. перешла на швейцарскую территорию и сложила оружие.
3 Мать М.С. Бибиковой.
4 Гамбетта Аеон (1838-1882), буржуазный республиканец, член правительства национальной обороны, глава турской делегации этого правительства, сторонник продолжения войны. Получив в ночь на 29 янв. 1871 г. известие о подписанном перемирии, он сообщил всем командующим армиям о прекращении военных действий, призывая в то же время правительство продолжать войну. Министр иностранных дел Фавр «забыл» написать Гамбетте о том, что военные действия против Восточной армии будут продолжаться, армия была окружена и перешла швейцарскую границу, виновником оказался Гамбетта.
5 Карно Аааар Никола (1753-1823), французский политический и военный деятель, математик, известен как крупный военный организатор во время республиканских и наполеоновских войн, прозван современниками «организатором победы».
6 Марсо Франсуа-Северин (1769-1796), генерал, участник войн республиканской Франции. Жубер Бартелеми Катрин (1769-1799), генерал, отличился в итальянском походе Наполеона. Дюмурье Шарль Франсуа (1739-1823), генерал, под командованием которого войска республиканской Франции одержали победу в 1792 г. при Вальми, в 1793 г. изменил революции, перейдя на сторону Австрии. Клебер Жан Батист (1753-1800), генерал, участник египетской экспедиции Наполеона.
7 «Седанец» - Наполеон III: французская армия капитулировала после поражения при Седане, где он командовал войсками.
8 Биллио, Пюлли - лица неустановленные. Креме Камиль (1840-1876), генерал, командовал дивизией в армии Бурбаки. Эта дивизия была лучшей в армии и единственная выполнила приказ о перемещении, но из-за непоследовательных распоряжений Бурбаки подверглась общей со всей армией участи и была интернирована в Швейцарии.
9 Кленшан Жюстин (1820-1881), генерал, командовал корпусом в армии Бурбаки, после того, как последний 26 янв. 1871 г. покушался на самоубийство, заменил его на посту командующего армией. Предотвратить переход швейцарской границы и интернирование армии не смог.
10 В результате выборов в Национальное собрание 8 февр. 1871 г. было избрано более 400 депутатов-консерваторов, принадлежавших к фракциям орлеанистов, легитимистов и бонапартистов. Монархическое большинство собрания отказалось от немедленного решения вопроса о республике или монархии во Франции, так как раздиралось внутренними противоречиями и боялось вооружённых масс больших городов, и прежде всего Парижа, выступавших за республику.
11 И.М. Корсак - сотрудник М.С. Волконского по железнодорожным делам.
12 М.С. Корсаков в 1870 г. был уволен с должности ген.-губернатора и назначен членом Государственного совета.
13 Столица Италии была перенесена из Флоренции в Рим в февр. 1871 г.
14 Новорепьёвка, имение в Новороссийской губ., перешедшее Е.С. Рахмановой по наследству от Волконских.