63. Н.А. Белоголовому*
[Никольское,] 25 июня [1860 г.]
Поезжайте, скачите, любезнейший, почтенный мой Николай Андреевич! Сердце так громко отозвалось, и повинуйтесь его голосу. Есть случаи в жизни, в которые надо одними ими и жить, отбросив причуды рассудка - будет ещё время для последнего; теперь же скачите успокаивать, облегчать недуги отца и утешать, подкреплять бедного брата! Не упустите время для экзаменов, и к чему вам этот формализм, когда вы доктор и без их сознания!1
Исполненный любви к науке, вы её обнимете и без патента! Нигде я не читал, чтоб Гиппократ бы л доктором медицины и чтоб Маженди внёс своё имя в дворянские наши книги по получении Вл[адимирского] крестика!..2 Итак, с богом туды, туды на восток, куды несутся постоянно и мысли мои, и желания. Как гебру ещё ему поклониться!3 Не пишу к родным вашим; ваш приезд исполнит их такими ощущениями, что нет места для тех, которые внушит мое писание! Буду писать спустя...
Они знают, сколько я с ними и скорблю, и горюю, и как я помню доброту и этой, и другой покойницы4. Для деток там есть существо, которое, конечно, прольёт на них всю нежность если не матери, то близко очень подходящей к ней - это наша бесценная Надежда Алексан[дровна], которая так всех вас любит!..
Слишком люблю вас, чтоб простить вам, что не побывали у нас! Уехать, не повидавшись? разве это возможно? Вчера ещё за час до получения письма 2 больных просили помощи... и вот почти одновременно вскрикнули мы с Ан[ной] И[вановной]: приедет Н[иколай] Анд[реевич] и поможет им. И им не помогли, и меня расстроили! Мне надо быть к 3-му числу в Москве, а потому и не могу теперь отлучиться, а поговорили бы! Как все это составилось глупо, что не видались мы и в последний мой приезд в Москву.
Лиз[авета] Петровна5 меня так напугала вашими занятиями, что, располагая на ваше впоследствии свободное и обещанное время, я и не посмел нарушить ваши созерцания посещением несвоевременным. Я встретил, обедал на Троицком и проводил до 1-й станции Н[иколая] Н[иколаевича]. Он по-прежнему ко мне, несмотря на разногласия наши относительно иркутян. Милая, умная Булычова была нашей спутницей и была на моей стороне. Много было уступок с его стороны, но всё-таки доказывал существование ковов** - кипою доносов в 3-м отд[елении]!!
Против этого я не мог ломать копья, и не раз он говорил: и у вашего Андрея собирались, чтоб мне вредить! Не вам, не вы, и Анд[рея] Анд[реевича] я знаю: знаю его к вам чувства, а вас уверили, что выразившееся мнение против Бекл[емишева] было направлено лично против вас... Я нашёл его спокойнее и не предвижу худого, по крайней мере, я всё употребил, что мог, чтоб его успокоить и разубедить во многом. К отцу он нисколько не враждует. Говорю с вами и прошу вас об этом, кроме семейства, ни с кем решительно не говорить6.
Я думаю быть около 3-го в Москве - хочу купить себе именьице, где бы был домик и сад. Строиться и сажать уже не под лета. 4-го числа продаваться будут тысячи имений доблестных дворян, авось нападу на какое-нибудь, похожее на что-нибудь! Адрес мой всё тот же: к Дарагану. Не увидимся ли до того? Нет - так ещё раз господь с вами и всеми вашими. Жена вам крепко жмет руку - Варя сидит среди комнаты и читает всем вслух по-французски - скорблю и не умею её исправить и боюсь за такое развитие! Обнимаю вас, дорогой мой...
А. Поджио.
*Помета Н.А. Белоголового: «1860».
**Ковы - козни (арх.).
РГБ. Ф. 22. 4.4. Л. 1-4 об.
Белоголовый. С. 337-338, не полностью.
1 В 1860 г. умерла первая жена А.А. Белоголового, в мае тяжело заболел и вскоре скончался А.В. Белоголовый. Этим был вызван срочный отъезд Н.А. Белоголового в Иркутск, из-за чего он прервал сдачу экзаменов на степень доктора медицины.
2 Маженди Франсуа (1783-1855), французский физиолог. Орден св Владимира давал право на потомственное дворянство.
3 Гебр (hebreu) - иудей (франц.). Поклонение востоку не свойственно иудаизму.
4 «Эта покойница» - первая жена А.А. Белоголового Мария Николаевна (рожд. Игумнова). «Другая покойница» - Прасковья Андреевна Белоголовая, мать Андрея и Николая Белоголовых.
5 Соколова Елизавета Петровна, общая знакомая Поджио и Белоголового.
6 При встрече с Н.Н. Муравьёвым А.В. Поджио пытался заступиться за иркутян - участников протеста 1859 г., среди которых был и А.А. Белоголовый. Булычова Надежда Александровна (рожд. Малеева), племянница и наследница золотопромышленника Е.А. Кузнецова. А.В. Белоголовый был управляющим делами Амурской компании в Сибири, поэтому отношения с администрацией были для него и дел компании очень важны.