ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕКАБРИСТАХ
(Из бумаг М.Д. Францевой)
[Прим. редакции: Воспоминания М.Д. Францевой о жизни декабристов, в Сибири, преимущественно супружеской четы Михаила Александровича и Натальи Дмитриевны Фонвизиных, печатались в «Историческом Вестнике» 1888 года (май, июнь, июль) и в то время обратили на себя внимание своею искренностью и правдивостью. В виде дополнения к ним печатаются нынешние о декабристах, сохранившиеся в бумагах М.Д. Францевой и сообщенные ею редакции «Исторического Вестника».]
В сибирском народе много было в наше время хорошего в нравах, радушным гостеприимством тоже отличается он немало, особенно перед здешними русскими. Бывало, помню я, когда случалось нам проездом из Тобольска в Омск на протяжении и 600 верст останавливаться в деревнях у так называемых передаточных, то хозяйка закормит всем, что у нее есть в запасе, и Боже сохрани, чтобы она когда-нибудь взяла за это плату; это надо ее обидеть, если за ее радушное угощение вы предложите ей что-нибудь заплатить. «Господь еще не обидел нас Своею милостью», ответит она вам обидчивым тоном. Правда, что крестьяне живут там зажиточно, земли много, лесу тоже, разве уж особенный лентяй или негодяй какой-нибудь, при тех удобствах, которыми пользуется, живет бедно.
Вообще в Сибири за оказанную услугу другому с негодованием отвергалось всякое вознаграждение, тогда как здесь, в России, шагу не сделают даром для другого. Я ужасно любила. сибиряка за его прямоту и понимание своего личного достоинства. Униженного подобострастия он совершенно был чужд. Придет, бывало, к вам какая-нибудь усталая торговка или молочница, с молоком и, чувствуя утомление, она, нисколько не стесняясь, сядет возле вас отдохнуть, и этим она нисколько не хочет сравняться с вами или умалить ваше превосходство перед ней, или оказать вам дерзость, показать равенство - ничего подобного, она только этим показывает, что, как человек уставший, она имеет полное право в присутствии вашем присесть отдохнуть, не переставая в то же время быть учтивой и почтительной относительно вас.
Вообще следует сказать о сибирском народе, что он удивительно как выше развит умственно перед русским мужиком. В Сибири никогда не было крепостного права, почему народ выработался более самостоятельным, с своими убеждениями. Благодетельнейшее влияние прямого, простого благорасположенного обращения декабристов развило в них высокое понимание достоинства человеческой личности. Сибиряк обыкновенно не хвастлив, он не вдруг выразит свой взгляд, свое мнение, сначала выслушает, в чем дело, подумает, скажет: «Что же, и мы, скажет, сумеем сделать это». И наверно, если возьмется за что, то сделает хорошо.
Еще отличительная черта сибиряка, это большая чистоплотность. Когда, бывало, проезжаешь деревнями, то, куда ни взойдешь, в самую ветхую избенку, чистота вас невольно поражает. Пол чисто вымыт, устлан чистым холщовым половиком, на столе безукоризненной белизны скатерть, в переднем углу святые иконы, кровать с периною, покрытая непременно чистым одеялом.
Декабристы были все люди умные, образованные, прекрасно воспитанные, сохранившие утонченную вежливость высшего общества, к которому они некогда принадлежали, а вместе с тем, прошедши тяжелые испытания в жизни и узнав всю превратность ее, у них выработались необыкновенная простота и добродушие. Они относились ко всякому человеку, ценя в нем прежде всего человеческое достоинство, почему и были чужды всякого самомнения. Всем было как-то легко и хорошо с ними. Отдавая им в то же время полное предпочтение, никто также не чувствовал себя униженным перед ними и подавленным их превосходством. Их умные, серьезные, а иногда полные остроты и игривости беседы доставляли истинное наслаждение.
М.А. Фонвизин и Н.Д. Фонвизина.
Михаил Александрович был сын Александра Ивановича Фонвизина, родного брата известного Дениса Ивановича Фонвизина, Отец Михаила Александровича женился на двоюродной сестре своей, вследствие чего Мамоновы оспаривали законность этого брака, желая лишить детей его права на наследство Мамоновского огромного имения, что и побудило Александра Ивановича поместить в военную службу сына своего, Михаила Александровича, едва достигшего 15-летнего возраста; и точно, за отличие его по службе, Высочайше утверждены были права его на Мамоновское наследство.
Михаил Александрович служил в Измайловском лейб-гвардии полку и произведен в офицеры под Аустерлицем в 1805 году. В 1812 году он был адъютантом у начальника штаба, Алексея Петровича Ермолова, который особенно любил и уважал его и даже в своих записках упоминает о нем: «При Малом Ярославце, - пишет Ермолов , - храбрые адъютанты мои поручик Фонвизин и артиллерии поручик Поздеев чрезвычайно мне способствовали всюду, куда ни посылал я их, не менее верил им, как самому себе». Во время кампании Михаил Александрович скоро дослужился до полковничьего чина, так что в 1813 году ему вверено было командование полком.
В 1814 году он находился в авангарде в городе Ргоѵins, где дивизионный командир назначил ночлег и велел дать отдых, солдатам, расположенным по квартирам. Ночью маршал Удино напал врасплох на наш авангард; русские ударили тревогу, и войско выступило, не успевши одеться, с одними ружьями в руках. Тут был взят в плен весь отряд русский, в том числе и Михаил Александрович Фонвизин и Константин Маркович Полторацкий.
Французы сняли с них обувь и мундиры. Маршал же Удино, увидев пленных, велел тотчас Фонвизина снабдить одеждой и с рекомендательным письмом к друзьям своим отправил его в Париж, где он жил на свободе и ласково был принят. Когда союзные войска стали подходить к Парижу, всех пленных отправили в Бретань, в город Марьяк? Там находились несколько тысяч пленных русских и австрийцев.
Между жителями было много роялистов. Фонвизин, узнав от них, что дело Наполеона проиграно, решился поднять белое знамя, уговоривши на это заранее всех русских пленных; они завладели арсеналом, обезоружили караулы и сделались хозяевами в городе, объявив его на военном положении. Австрийские офицеры побоялись принять участие в этом деле; лишь один из них, славянин, уговорил австрийских рядовых пристать к русским. На подкрепление к войску Наполеона шел, между другими, конно-егерский полк, которому следовало пройти через город. Фонвизин согласился на это под одним условием, чтобы полк прошел через город обезоруженный. Оружие же на подводах следовало за полком.
По вступлении союзников в Париж государь Александр Павлович очень сухо принял Фонвизина, бывши недоволен его самоуправством; но вслед за тем Фонвизин, будучи представлен королю Людовику XVIII, был осыпан его ласками и удивился, встретив во дворце мушкетеров знакомого герцога де Брисака, который незадолго перед тем был принят юнкером в Семеновский полк.
В 1816 году Фонвизин командовал полком в корпусе гр. Воронцова, командовавшего оккупационным русским отрядом во Франции в течение трех лет. Возвратясь в 1818 году в Россию, в эпоху аракчеевокого владычества, он не мог вынести новых порядков и вышел в отставку; но в скором времени граф Петр Александрович Толстой, который командовал корпусом в Москве, упросил Фонвизина вновь поступить на службу и назначил его командиром Егерского полка, где он устроил на свой счет юнкерскую школу. Узнав об этом, граф Дибич при посещении школы до того был восхищен этим учреждением, что представил государю проект об учреждении для юнкеров казенных школ.
Михаил Александрович Фонвизин так был любим и уважаем офицерами полка, что при выходе его в отставку офицеры поднесли ему на память золотую шпагу. Насколько же он был обожаем и солдатами за свое кроткое и человечное обхождение с ними (у него в полку запрещено было давать телесное наказание), доказывает следующий эпизод из его казематной жизни. Когда впоследствии образовалось так называемое тайное общество, Фонвизин вступил в его и принимал в нем деятельное участие. 14-го декабря 1825 года он лично не был замешан в деле, будучи в своей подмосковной деревне Крюкове, теперешней Крюковской станции по Николаевской железной дороге. Здесь он был арестован, увезен в Петербург и посажен в Петропавловскую крепость.
Во время его заточения в крепости случилось однажды быть в карауле солдатам того полка, которым он прежде командовал; во время его прогулки по берегу Невы, вокруг крепости, под конвоем этих солдат, они, рискуя жизнью, убеждали и умоляли его воспользоваться свободой и бежать. Как он ни был тронут и поражен такой преданности с их стороны, но, конечно, не согласился ради своей свободы подвергнуть их наказанию и в то же время ухудшить положение своих товарищей, которые после его побега подверглись бы, конечно, еще более строгому надзору.
В начале ссыльным не дозволялось писать к родным, и Наталья Дмитриевна, волнуемая постоянными советами жандармского генерала Волкова, который имел тайное приказание от правительства склонить ее отложить свою поездку хотя до тех пор, пока получится известие о муже, решилась по своему глубокому религиозному чувству поехать помолиться преподобному Сергию в Троицкую лавру и действовать потом, как Бог положит ей на сердце. Там с ней был знаменательный случай, коим Провидение видимым образом указало ей на то, что ей следовало ехать в Сибирь к мужу.
Итак, она отправилась в монастырь с своей молодой кузиной, в сопровождении одного слуги. Посетив одного затворника, к которому пошла вместе с своей кузиной и лакеем, она была поражена прозорливостью старца, который при входе прямо, без всяких вопросов дал ей крестик с следующими словами: «Отвези тому, к кому едешь».
Эти немногие, но знаменательные слова старца тотчас ее успокоили; она ясно поняла из них, что муж ее жив и она, должна к нему ехать; тем более она уверилась в прозорливости святого старца, что тот, обратившись тут же к молодой девушке, ее кузине ,желавшей очень выйти замуж, также не дождавшись с ее стороны вопроса, сказал ей: «В настоящем году выйдешь замуж», что и сбылось потом в точности.
Лакею же, сидевшему по его указанию вместе с господами, сделал обличение, сказав: «На тебе лежит тяжкий грех, покайся в нем». Наталья Дмитриевна, вернувшись домой, узнала от людей, что однажды на исповеди священник не разрешил этому человеку приобщиться Святых Таин, но он, стыда ради человеческого, незаметно проскользнул между народом и приобщился самовольно Св. Таин, что потом его очень смущало и тяготило.
Пушкин очень верно охватил основные черты ее характера, ее юную наивную душу, но твердую в исполнении своих обязанностей. Пушкин взял тип Натальи Дмитриевны из юной ее жизни в богатом костромском поместье ее отца, где она развивалась вдали от мелочной суеты столичной жизни, где ее наивная, легко верящая во все хорошее натура в то же время крепла в глубоком религиозном чувстве покорности воле Божией, художественно передал все главные черты ее характера в лице Татьяны в своей знаменитой поэме «Евгений Онегин».
Но толчок разочарования в верности человека, к которому она так было доверчиво отнеслась, не заставил ее потерять веру в людей, что она и доказала впоследствии, сумев отличить настоящее от ложного. Она оценила великодушный поступок своего двоюродного дяди Михаила Александровича Фонвизина, разорвавшего долговой вексель ее отца, и приняла его предложение стать его женой. Не «тупо покоряясь», как ошибочно сказано у Пушкина, воле родительской, ставши, как будто, после разочарования равнодушной ко всему окружающему, она пошла за него добровольно, имея ввиду, с одной стороны удовлетворить самолюбие отца, с другой, отплатить Михаилу Александровичу за его благородный поступок.
Сделавшись женой генерала, она дала сильный отпор на балу бывшему ее ухаживателю, как говорит Пушкин в своей поэме, и это доказывает твердый в правилах и исполненный обязанностей ее характер. Не имея страстного увлечения, она тем не менее привязалась и полюбила мужа за благородные чувства, что и оправдала своею твердою решимостью не покидать его в несчастии, следуя за ним в изгнание, на каторгу, несмотря на мольбы отца и матери.
Михаил Александрович обожал ее в полном смысле этого слова до последней минуты жизни. Она своею глубокою религиозностью имела огромное влияние на него, так что под ее влиянием из человека равнодушного к религии он сделался горячо верующим. Его прямая чистая душа легко поддавалась всему возвышенному и прекрасному.
Н.Д. Фонвизина по возвращении из Сибири и замужество ее с И.И. Пущиным.
Наталья Дмитриевна была замечательного ума, необычайно красноречива и в высокой степени духовного религиозного развития. В ней много было увлекательного, особенно когда она говорила, так что перед ней невольно преклонялись все слушатели ее. Память у нее была удивительная, она помнила даже все сказки, которые рассказывала ей в детстве ее няня, и так умела передать живо и картинно все, что видела и слышала, что простой рассказ ее увлекал каждого из слушателей; характера она была твердого, решительного, энергичного, но вместе с тем очень веселого, несмотря на то, что жила больше внутренней жизнью, мало обращая внимания на суждения или пересуды людские.
По возвращении из Сибири, после кончины Михаила Александровича Наталья Дмитриевна должна была заняться приведением в порядок дел по доставшемуся ей по наследству от Ивана Александровича Фонвизина огромному имению, но расстроенному до крайности. Она в продолжение двух лет решительно не имела отдыха. Приходилось разъезжать по разным своим имениям, находящимся в нескольких губерниях, чтобы иметь возможность сохранить их от грозившего полного разорения.
Крестьяне обожали ее и обличали пред ней все неблагородные и корыстолюбивые поступки управителей огромных ее владений, отчего возникали у нее постоянные неприятные столкновения с ними. Все это настолько нравственно и физически утомило Наталью Дмитриевну, привыкшую всегда к более отвлеченной, чем деятельной, жизни, что она решилась поехать в Тобольск отдохнуть там душою и взглянуть еще на сотоварищей покойного мужа, а своих друзей.
К тому времени еще одно обстоятельство, о котором я буду говорить ниже, побудило ее решиться окончательно на эту поездку, почему в начале 1856 года она и отправилась в Сибирь, взяв с собой маленькую свою воспитанницу, привезенную ею из Сибири, родители которой оставались в Тобольске. Опасаясь же, чтобы не показалось странным правительству и всем окружающим ее путешествие в Сибирь, она устроила свой отъезд так, что никто, кроме меня, ни родные, ни знакомые, ни домашние не знали об этом.
Для охраны же в дальней дороге взяла она с собою преданного и верного человека. Она выехала из Марьина в Москву, сказав всем, что едет в свои костромские имения на все лето. Одно я знала только, куда она отправлялась, и у нас с ней сделан был уговор, что когда она будет мне писать в Марьино, где я и оставалась, чтобы прочитывала письма я старой няне Матрене Петровне, как бы полученные мною из деревни, а не из Сибири, также и всем спрашивающим отвечала бы то же. Заранее условлено было названия мест костромских понимать за некоторые места в Сибири, где она должна была останавливаться.
Тайну ее я сохранила во всей полноте; никто не подозревал, что я прочитывала письма из Сибири, рассказывая как о полученных из костромских имений.
Однажды едва, впрочем, не пришлось мне выдать вверенную мне тайну. Встретила я раз, бывши в Москве у княгини Евдокии Михайловны Голицыной, графиню Елизавету Петровну Потемкину, рожденную княжну Трубецкую, сестру декабриста князя Сергея Петровича Трубецкого, только что приехавшую из Петербурга, которая рассказывала княгине Голицыной, как интересное событие, что князь Михаил Сергеевич Волконский, тоже сын декабриста, состоящий на службе в Петербурге, был послан государем императором курьером в Сибирь с высочайшим милостивым манифестом по случаю коронации о прощении всех декабристов и возвращении их на родину в Россию. Князь Волконский описывает, говорила она, как он, приехавши в Ялуторовск, возбудил общий восторг и радость у всех сосланных; все бросились обнимать друг друга и благословляли императора Александра II.
Он пишет также, что между ними находилась в это радостное время и Наталья Дмитриевна Фонвизина. Княгиня же Голицына, зная от меня о пребывании Натальи Дмитриевы в деревне не верила этому известию, и так как я тут же находилась в гостиной, то удивленная обратилась ко мне с вопросом, правда ли, что Наталья Дмитриевна в Сибири. Я, конечно, ради тайны должна была скрыть и ответить отрицательно, что ее там нет, что вероятно вышло какое-нибудь недоразумение в письме князя Волконского. Вскоре возвратилась и сама Наталья Дмитриевна из Тобольска, и когда она рассказывала о своем таинственном путешествии, то все очень смеялись и удивлялись моему уменью, как они выражались, хранить чужую тайну.
Вообще в характере Натальи Дмитриевны много было странного и непонятного для света. Не выносила она никакой похвалы себе, почему часто старалась выказывать себя не тем, чем была, напуская на себя вид юродства, чтобы только не считали ее за праведную, и иногда, чтобы еще сильнее опровергнуть похвалу, старалась напускным, каким-нибудь выдающимся и даже порицаемым условиями света действием нарушить хорошее мнение о ней.
До старости в ней сохранилось много юношеской восприимчивости, доходящей до самоотвержения, особенно когда касалось ее религиозной стороны и подчас экзальтированной покорности воле Божьей. Требовалось ли стеснение свободы, которой она больше всего дорожила, или другой какой жертвы для спасения ближнего, она тогда ни перед чем не останавливалась, каким бы уродством для света ни казались ее действия. Это самопожертвование ради спасения ближнего и было главной причиной ее вторичного брака с Иваном Ивановичем Пущиным, немало удивившего всех ее знакомых и даже друзей.
Иван Иванович Пущин, отличаясь либеральными идеями, принадлежал также к тайному обществу декабристов и вместе с другими был сослан в Сибирь. Как человек, он был чрезвычайно добрый, честный, милый, всеми уважаемый и любимый, но, к несчастию, как христианин, мало верующий; хотя и не уклонялся от исполнения обрядов церковных, как многие светские люди, но никогда не вникал в духовную сторону христианской жизни.
Когда он, бывало, приезжал из Ялуторовска, где был поселен, в Тобольск и останавливался у Фонвизиных, то мне нередко приходилось присутствовать при их религиозных спорах. Как Михаил Александрович, так и Наталья Дмитриевна усердно старались возбудить в нем духовную внутреннюю жизнь, без чего, по их христианским воззрениям, спасение его души казалось им сомнительным, но он, по обыкновению, всегда отшучивался, говоря, что из него хотят сделать святошу, и мало поддавался их благочестивому влиянию.
Когда же впоследствии в Ялуторовске получено было из России известие о праведной и мирной кончине Михаила Александровича Фонвизина, то это грустное событие сильно поразило его, тем более что и сам он к тому времени стал уже серьезно прихварывать и невольно поддаваться унынию.
Наталья Дмитриевна не прерывала, конечно, и после смерти Михаила Александровича дружеских сношений с Пущиным, интересовалась по-прежнему его внутренней душевной работой и, как умная женщина, имела на него большое влияние. Но вместе с тем она была как громом поражена неожиданно сделанным им ей предложением. Ее экзальтированная натура тотчас же приняла это за особенное указание Провидения, требовавшего от нее новой жертвы для спасения через не прекрасной, но мало верующей души Пущина. Но в то же время в ней самой началась страшная борьба: она очень хорошо сознавала, что, решившись на второй брак, она лишится своей дорогой свободы и волей-неволей должна будет подчиняться человеку и новой обстановке жизни, тогда как ее свободная воля тяготилась всякой зависимостью.
Тайна с предложением никому не была открыта, кроме меня, с которой она делила все свои возрождающиеся и мучившие ее сомнения насчет того, что действительно есть ли на это воля Божья, как ей показалось в первые минуты. «К чему этот брак? - с сомнением восклицала она, - разве без него не может действовать благодать Божья, уже не обольщение ли это вражье?». Cтрах быть неверной в призвании Божьем охватывал ее верующую, преданную до самоотвержения душу, и она с тоской говорила мне: «Как ты думаешь, имею ли я право отказаться от требуемой Богом от меня жертвы для спасения ближнего?»
Душевная эта борьба настолько ее истомила, что она, с обычной своей энергией, окончательно решилась съездить в Сибирь, как выше сказано, повидаться со всеми оставшимися там друзьями-декабристами и в то же время переговорить лично с Пущиным о несообразности их брака. При свидании же их в Ялуторовске Пущин настолько выразил ей свою глубокую преданность и уважение к ней, что она не могла не откликнуться на искренние его чувства, хотя в то же время независимая ее природа не уступала своих прав.
Находясь в таком безвыходном положении, Наталья Дмитриевна писала мне из Тобольска, что для прекращения этой тягостной борьбы с самой собою решается положить за чудотворную икону Абалацкой Знамения Божией Матери билетик с вопросом, выходить ли ей за Пущина, или нет.
Абалацкий мужской монастырь, отстоящий от Тобольска в 25 верстах, где находится чудотворная, всею Сибирью чтимая икона Божией Матери, куда, бывало, мы часто из Тобольска езжали с Натальей Дмитриевной говеть и где всегда находили отраду и успокоение. Туда-то и обратилась теперь она за помощью и уяснением своей судьбы; вынутый билет - «выходить» - не только, однако, не успокоил ее, а еще более раcстроил: она питала, как потом сама говорила, такую надежду, что эта чаша минует ее. Неисполнение же этой надежды подняло снова бурю борьбы в ней, что и заставило ее для большего удостоверения решиться еще испытать судьбы Божии.
Почему и положила разубедить Пущина, что в предполагаемом браке но найти ему счастья с ней. Стараясь в письмах к нему выставить себя с самой дурной стороны и даже смешной, зная его слабость бояться d’etre radicule, ухватилась за эту мысль, выставляя себя именно в более смешном виде, рассказывая ему, как в ней в 52 года снова ожила Таня Евгения Онегина с теми же будто юношескими порывами, какие были в 17 лет, наговаривая на себя при этом Бог знает какие еще небылицы. Против этого я часто восставала. «Для чего наговаривать на, себя то, чего нет?» возражала я ей.
«Чтобы убедиться последним испытанием воли Божией на этот брак, - отвечала она мне - Если Пущин. несмотря ни на какие дурные данные обо мне - ведь я ему писала то, чему поверить трудно, не переменится, то уж тогда, верно, уж нужно будет покориться воле Божьей, Его неисповедимым путям». Пущин же, зная ее хорошо, ничему, конечно, не верил, и оставался непоколебим в своем намерении, что она и приняла, как уже окончательное указание воли Божией, которой уж не смела сопротивляться.
Иван Иванович Пущин был однокашник по лицею с. Александром Сергеевичем Пушкиным. Они были большие друзья между собой. Дружба их не изменилась и тогда, когда судьба так резко разъединила их по положению в свете. Иван Иванович всегда отзывался о Пушкине, как о человеке, неизменном в своих благородных чувствах и верном в дружбе, что и доказал он в действительности. По возвращении из Сибири в 1856 году вместе с прочими декабристами Иван Иванович Пущин поселился на жительство в Петербурге, где жили почти все его родные, но здоровье его, однако, настолько уже было расстроено, что, несмотря на радость свидания с родными, он стал видимо угасать.
Наталья Дмитриевна не раз ездила в Петербург навещать его больного. Познакомилась и с его родными. Врачи Петербурга находили климат Петербурга для него вредным и советовали ему для поддержания угасавших его сил переехать как можно скорее в южный климат, на что он не соглашался, а стал торопить, напротив, Наталью Дмитриевну со свадьбой, что сохранял, впрочем, в тайне от всех своих родных.
В мае месяце 1857 года они обвенчались в имении его друга, князя Эристова, бывшего единственным свидетелем при их бракосочетании. Наталья Дмитриевна после рассказывала о своем венчании: «В церкви мне казалось, что я стою с мертвецом: так худ и бледен был Иван Иванович, и все точно во сне совершалось. По возвращении из церкви, выпив по бокалу шампанского и закусив, мы поблагодарили доброго хозяина за его дружбу и радушие и за все хлопоты, отправились на станцию железной дороги и прямо через Москву на житье в Марьино, откуда уже известили всех родных и друзей о нашей свадьбе. Родные были крайне удивлены и недовольны, что все было сделано без их ведома».
Родные его, зная Наталью Дмитриевну за оригиналку, скоро примирились с этим. В самом деле, в ней так много было своеобразного, не подходящего к обыкновенному уровню светских приличий, что она и при совместной жизни своей с Иваном Ивановичем казалась совершенно вывихнутой костью, особенно когда, бывало, наедут в деревню к ним его светские петербургские родные и знакомые. В столовой тогда накрывался большой круглый стол, за которым собирались все приезжие гости. Иван Иванович любил, чтобы хозяйка сама разливала чай, и Наталья Дмитриевна в угоду ему (она раньше никогда не занималась этим делом) садилась перед самоваром и неопытной рукой, едва умея держать чайник, при общем веселье угощала гостей.
Привыкши, что в прошлой ее жизни ей все подавалось готовое, она и сама часто смеялась над своей неловкостью и не обижалась, когда и другие шутили над ее неумением управляться с мелочами домашнего обихода; но зато подчас очень тяжелой казалась ей роль быть не тем, чем она была. Уезжая по делам в свои костромские любимые имения, она там в уединении отдыхала душой.
Посещать Наталью Дмитриевну в Марьино при новой обстановке ее жизни было для меня очень грустно и тяжело, да и взятая ею на себя роль, совершенно не подходящая к ней, нелегко ложилась у меня на сердце. Бывало только и душу отводили мы со старой няней Матреной Петровной, которая никак не могла освоиться с мыслью, что Наталья Дмитриевна более не Фонвизина, а Пущина. С трудом переносила и нового хозяина Марьина, хотя она всегда любила и уважала его.
Но все-таки она была самая преданная до своей смерти и горячо по-прежнему любящая слуга, друг Натальи Дмитриевны. При свидании с Иваном Ивановичем в Марьине, по приезде их после свадьбы, я была поражена страшной переменой, происшедшей в нем. Точно выходец с того света: так он был худ и бледен. Угасающая его жизнь протянулась, однако, в Марьине, вопреки приговорам петербургских врачей, еще два года.
Уездный лекарь гор. Бронницы сумел как-то поддерживать упадающие его силы. Но эти страдальческие болезненные два года не прошли для него без пользы. Под влиянием любимой, горячо верующей женщины сердце его отозвалось на призыв благодатного чувства, и он скончался вполне верующим человеком, мирной христианской кончиной, в той же Марьинке, где за несколько лет назад предал дух и старый друг его Михаил Александрович, и похоронен тоже в Бронницах, рядом с могилой Михаила Александровича Фонвизина, в 1859 году.
Вскоре после смерти Ивана Ивановича Пущина Наталья Дмитриевна купила себе в Москве дом на Садовой, переехала туда на жительство и зажила снова своей прежней независимой жизнью. Устроив хорошо дела по имениям, она могла жить совершенно без забот и стеснения. Няня тоже успокоилась и в новом доме по-старому занялась хозяйством, ходатайствуя часто у Натальи Дмитриевны за бедных крестьян, обращавшихся к ней с своими жалобами о своих нуждах. Она по прямоте честного своего характера всегда высказывала правду, не стесняясь страхом быть за это в немилости.
Дом Натальи Дмитриевны в Москве был открыт для всех друзей и знакомых ее. К ней любили съезжаться все хорошо знающие и уважающие ее. Бывало, каких разнородных личностей не встретишь в ее гостиной, начиная с высшего аристократического круга сотоварищей покойных ее мужей и кончая простыми, небогатыми и нередко нуждающимися лицами. Для всех равно находила она сказать что-нибудь приятное, никак не чувствовалось натяжки, напротив, ее веселая, умная беседа заставляла забывать время, и часто далеко за полночь просиживали у нее гости, слушая ее красноречивые рассказы о жизни в Сибири. В ее многочисленных анекдотах из жизни их на каторге всегда было много юмору: она особенно умела передать живо и характеристично самый незначительный эпизод, чем и увлекала слушателей.
По-прежнему любила угощать. Прислуга у нее была так поставлена, что относилась одинаково вежливо как к богатым, высокопоставленным ее посетителям, так и к бедным и незнатным, которых у нее бывало немало. В Москву часто приезжали навещать Наталью Дмитриевну друзья ее, декабристы: Михаил Михайлович и Елизавета Петровна Нарышкины из своего имения села Высокого, находящегося в семи верстах от Тулы, купленного и приготовленного сестрой княгиней Евдокией Михайловной Голицыной для своего брата, возвращенного из Сибири через Кавказ прежде еще 1856 года, где они и поселились на житье.
Елизавета Петровна Нарышкина, рожденная графиня Коновницына, единственная дочь знаменитого в 1812 году генерала Коновницына, получила блестящее образование. Прекрасно воспитанная, любимица отца, обожаемая мужем, она последовала за ним в Сибирь на каторгу, где и подружилась очень с Натальей Дмитриевной Фонвизиной, перед духовными совершенствами которой впоследствии преклонялась и благоговела. Много было в ней тоже юмору.
Вспоминая с Натальей Дмитриевной о своей жизни на каторге без малейшей горечи, смеялись и шутили, рассказывая о разных эпизодах, случавшихся там с ними. Как, бывало, подходя к тюремному частоколу, просовывали свои пальчики мужьям, а грубые часовых отгоняли их ружьями, и как они ухитрялись смягчать их жестокость подачками табаку и других мелких предметов. У ней была большая способность идеализировать восторженно, к кому чувствовала симпатию. Наталья Дмитриевна, несмотря на дружбу к ней, не выносила ее увлекающихся восторгов к ней. «Опять в рамку меня ставишь, не выношу этого!» - часто останавливала она ее порывы.
Елизавета Петровна мне, как верной союзнице Натальи Дмитриевны, по ее выражению, много показывала расположения и с большим участием относилась к моей нервной болезни, постигшей меня после смерти Михаила Александровича Фонвизина и смерти моего родного отца в Тобольске. Увозила нередко к себе в имение свое Высокое и однажды уговорила меня, чтобы я приехала к ним вместе с их племянницей В.А. Нарышкиной на их сельский праздник 15-го июля, куда собиралась в этот день почти вся Тула с самоварами на целый день. Всем позволялось тогда гулять по их парку и саду.
Из Москвы отправились мы туда в почтовой карете. Прекрасная местность села Высокого с каменною церковью в нескольких шагах от великолепного дома с башнями и террасами, утопающего в цветниках роз и резеды, приятно поражала посетителей. Карета наша подкатила к крыльцу, где нас радушно встретили милые хозяева. Дом большой, удобный. Для всех приезжающих гостей были отдельные комнаты, из которых открывались живописные виды. Гостей и родных к этому дню наехало из Москвы и Петербурга множество, и всем достало места.
Накануне престольного праздника отправились все к всенощной, а на другой день к обедне. С раннего утра началось уже движение приходящего народа из Тулы и окрестных сел на праздник. Съемщики с самоварами размещались в отдаленной части парка; когда мы выходили из церкви, то громадная толпы народа имели вид разноцветного ковра со своими пестрыми яркими нарядами.
На большой террасе приготовлен был чай, где все гости разместились и любовались гуляющими. После обеда начались крестьянские хороводы. Молодые деревенские девушки в венках из полевых цветов, а женщины в своих типичных кичках, парни же, молодые запевалы, в красных рубашках, водили хороводы. Заунывны наши русские мелодичные песни, в которых чувствовалась какая-то затаенная грусть неволи и зависимости бедного крепостного народа от произвола какого-нибудь барина, не знающего иногда границ своим разгулявшимся страстям. Живя долго в Сибири, не раз приходилось мне выслушивать от несчастных сосланных по воле помещиков в Сибирь их горькие и грустные истории.
Между гостей находились и несколько человек из возвращенных декабристов: Николай Иванович Лорер, Цебриков, Бобрищев-Пушкин. Юмористический склад ума Елизаветы Петровны разнообразил и сообщал непринужденную веселость обществу, хотя в ее остротах иногда и слышались колкие насмешки и попасть на ее зубок несимпатичным ей личностям бывало беда. Михаил Михайлович был более мягким, даже нежного характера, он не умел сердиться, тем более взыскивать с людей. Когда приходилось делать какие-нибудь замечания или взыскания, он обращался с просьбою к жене взять на себя эту неприятную обязанность. Она, несмотря на то что обожала мужа, часто острила над ним по этому поводу. «Хорошо нам быть в миленьких - говорила она ему: - когда что неприятное для нас, то сваливаем на других, а сами остаемся в стороне».
Больше месяца с приятностью прогостили мы в Высоком несколько раз ездили в Тулу, а однажды нам пришлось присутствовать на трогательном торжестве отправления ратников на войну. Преосвященный Дмитрий, бывший потом архиепископом херсонским, торжественно совершил на площади молебствие и благословлял. ряды ратников на трудный путь положить животы за царя и отечество. Площадь была переполнена народом; у жен и матерей лились горячие слезы; солнышко ярко освещало будущих борцов н пригревало своими теплыми лучами.
Владыка сказал им прочувственное напутственное слово. Сам тронутый до слез, владыка был неподражаем; точно ангел Божий, стоял он среди окружающих его ратников и многолюдного стечения народа.
Декабристы. Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин, Гавриил Степанович Батенков, Петр Николаевич Свистунов, Матвей Иванович Муравьев-Апостол.
Нередко также приезжал в Москву к Нат[алье] Дмит[риевне] и наш общий друг декабрист Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин. Он по возвращении из Сибири поселился с умалишенным братом своим, Николаем Сергеевичем, возвращенным с ним же вместе из Сибири, в их родовое имение Тульской губернии, Алексинского уезда, к родной сестре своей, Марии Сергеевне Бобрищевой-Пушкиной. Приезжая в Москву, он всегда останавливался в доме Натальи Дмитриевны, где наверху у нее были определены комнаты для приезжающих к ней друзей.
Каждый приезд доброго Павла Сергеевича был для всех. Знавших его, радостным и приятным. Зная его за глубоко верующего и любящего человека, все, у кого накоплялось более или менее горечи и недовольства на душе, все облегчали тяжесть душевную с ним, веря, что он всегда примет сердечно участие в какой бы то ни было неудаче или неприятности и даст свой сердечный правдивый совет. В Тобольске его не иначе звали, как другом человечества. Наталью Дмитриевну уважал настолько, что предан был ей всей душой.
В один из приездов к ней он сильно заболел; сначала думали, что скоро поправится, но болезнь день за днем увеличивалась. Медицинские средства мало помогали. Явилась какая-то особенная сухость во рту, с большим трудом он мог пропускать пищу. Болезнь быстро шла вперед. Дыхание с каждым днем становилось затруднительнее. Видимо для всех было, что жизнь его угасала. Написали в деревню к его родным, ждали ежедневно их приезда. Он и сам начинал сознавать свое положение, но желание увидеть любимую сестру и братьев отдаляло от него мысль о близости смерти.
Не видав его несколько дней, я поражена была страшной переменой, происшедшей в нем. Печать смерти видимо лежала на нем. Я осталась ночевать и ночью сидела вместе с Натальей Дмитриевной у постели почти умирающего больного; она мне тихо говорит: «Предложи ему приобщиться св. тайн, сама я боюсь ему сказать, чтобы не испугать его». Оставшись одна с больным, вижу, дыхание у него становилось затруднительнее, так что при дыхании он втягивал почти всю нижнюю часть лица в себя, прося воздуха. Мечась по кровати, страдалец восклицал:
- Что же это такое? Чем же это все кончится?
Предсмертная агония, видимо, началась у него. Зная хорошо его глубокую набожность и непривязанность к земному, меня невольно смутила мысль: неужели он боится умирать и настолько не осознает своего опасного положения, что не может покориться предстоящей смерти? Собравшись с духом, подошла к нему и прямо спросила его:
- Павел Сергеевич, неужели вы, будучи всегда таким преданным Господу, боитесь смерти? Сообщитесь в св. тайнах с Господом и предайтесь ему на жизнь и на смерть. Вам будет легче.
Он выслушал меня очень серьезно и, углубившись несколько в себя, отвечал тихо, но так же серьезно:
- Нет, я не боюсь смерти.
- Не послать ли за священником, чтобы он пришел с Св. Дарами? обрадовавшись, продолжала я.
Он, снова углубившись внутрь себя и так же тихо и серьезно ответил мне:
- Нет, я сегодня ещё предан земле.
Было ясно, что он ждал сестры с братьями, о которых часто спрашивал, не приехали ли они.
- А завтра день решительный, жизнь или смерть предстоит мне.
После этих слов он успокоился и даже как будто забылся. Пришла Наталья Дмитриевна, я передала ей наш разговор. Очнувшись, больной сам стал просить Наталью Дмитриевну:
- После ранней обедни завтра пошлите, пожалуйста, карету за священником, чтобы он обеденными Св. Дарами приехал приобщить меня.
К концу ночи ему стало очень дурно, страдал жестоко; но, сколько мы ни уговаривали его, не дожидаясь утра, послать за священником с запасными Дарами, он не соглашался, хотя были такие тяжелые минуты, что ему самому казалось, что не доживет до утра. Однако выдержал эту борьбу страшную, говоря, что если б согласился, то это было уже с его стороны признаком маловерия. Что он хотел сказать этими словами, осталось тайной. Не было ли ему такое видение или предчувствие, что раньше утра он не умрет?
Тотчас по окончании ранней обедни приехал священник с Св. Дарами и прямо с чашей в руках вошел к нему. Больной с радостью встретил св. дары, исповедовался и приобщился Св. Тайн в полной памяти, после чаю успокоился, душевное томление прекратилось, благодарил нас, а к 12 часам дня физические его страдания стихли, дыхание делалось короче и менее мучительно, в глазах начало выражаться остолбенение, хотя видно было, что взгляд не терял ещё ни своей ясности, ни сознательности.
Говорить перестал. Все мы окружили умирающего, я поддерживала рукой голову его, лежавшую на подушке. Казалось, что вот ещё один вдох, жизнь улетит, но взор, хотя остановившийся уже, не терял ещё своей выразительности. Вдруг умирающий, точно собрав последние силы, потянулся, сжав крепко глаза и губы, и на лице изобразилась такая болезненная мука, будто ему делали страшную операцию. Это продолжалось не более минуты.
Когда раскрыл глаза, то взгляд поблек и не выражал уже ничего: видна была только безжизненность во взоре, свет, как говорится, выкатился из них. Потянувшись еще раз с тою же болезненной мукой на лице, сжав опять глаза и губы, отошел в вечность. Лицо умершего тотчас приняло спокойное, приятное выражение, как будто удостоверяя этим, что, покорившись и предавшись в св. волю Спасителя, он уснул спокойно. Продолжая поддерживать одной рукой его голову, я другой закрыла ему глаза, перекрестив, поцеловала в голову так еще недавно бывшего между нами доброго друга. Скончался Павел Сергеевич на масленице 13-го февраля, в 3 часа дня 1865 года.
В то время, когда умирающий боролся со смертью, масленичный разгул на улицах еще более давал чувствовать пустоту земной суеты. Чувствовалось, что совершалась какая-то невидимая тайна между душой и Богом. Тело покойного ещё долго оставалось теплым. Товарищи-декабристы, тут присутствовавшие, сами обмывали его. К 8-ми часам вечера была первая панихида, во время которой приехала сестра его с братьями. Горесть их была безгранична, особенно сестры его, Марии Сергеевны. Она в нем потеряла брата и друга и покровителя.
Павел Сергеевич, живя в деревне по возвращении из Сибири вместе с сестрой, был для нее настоящим помощником. Его здравый, рассудительный совет всегда и во всем был полезен. Крестьяне тоже обращались к нему в разных своих затруднительных случаях, и он как в Сибири, так и на родине с одинаковой любовью относился к нуждам каждого, почему его высокохристианские успокоительные советы благотворно действовали на всех, за что полюбили его все знавшие его.
Похоронили Павла Сергеевича на Ваганьковском кладбище, близ церкви. Все собрались в доме Натальи Дмитриевны, как родные и товарищи его по Сибири, так и все знакомые отдать ему последний долг. Отпевали в ее приходе, в церкви св. Ермолая на Садовой. До кладбища мужчины и дамы провожали тело пешком.
Сестра покойного, Мария Сергеевна, оставалась до 40 дней у Натальи Дмитриевны, где и остановилась. Часто мы с ней ездили на свежую могилу отшедшего друга. На памятнике была вделана его фотографическая карточка, которую спустя уже несколько лет нашли почему-то неудобным иметь на памятник, и велено было ее снять.
Однажды у Натальи Дмитриевны случилось мне познакомиться с замечательной личностью, с одним декабристом, Гавриилом Степановичем Батеньковым. Он, прежде чем быть сосланным в Сибирь, просидел 20 лет в одиночном заключении в крепостях Свартгольм в Финляндии и Петропавловской в Петербурге. Как оказалось потом, его просто забыли там, но не помню по какому уже случаю вспомнили о нем и перевели его на поселение в Томск, куда он сам просился.
По возвращении же из Сибири он поселился в Калуге, откуда нередко приезжал в Москву навещать старых товарищей. Его интересные рассказы о своих нравственных страданиях в 20-летней заключении были очень занимательны. Сколько перестрадал этот человек, можно судить из его стихотворения «Одичалый». Легко понять, какую выносил он муку….
Это была могучая цельная личность, перенесшая столько душевных потрясений, что одно время, как сам рассказывал, думал, что сходит с ума. Несмотря на все перенесенное, у него не осталось никакой горечи на людей. Он был детски весел со всеми, хотя по наружности казался суровым. Он довольно часто бывал у нас в Москве и оставил по себе самую добрую память вследствие своего добродушия и прямоты характера. Скончался он в Калуге в 1863 году на руках преданных и любивших его друзей. Похоронен же в селе Петрищеве Тульской губернии, в имении своих хороших и добрых друзей Елагиных.
Декабрист Петр Николаевич Свистунов в начале своего возвращения из Сибири избрал было местом своего жительства Калугу. Там он вступил во владение переданной ему братом его частью родового имения в Калужской губернии, Лихвинского уезда в члены комитета по освобождению крестьян от крепостного права. Тут посчастливилось ему приложить свою трудовую лепту к делу, составлявшему предмет его сердечных желаний с самой молодости. Затем он был назначен от правительства членом присутствия по крестьянским делам, которым и состоял в течение двух лет под председательством переведенного из Тобольска в Калугу губернатора Виктора Антоновича Арцимовича.
В Калуге Свистунов оставил по себе хорошую память и был всеми там уважаем. Вышедши в отставку, он переехал на житье в Москву, сколько для воспитания детей, столько же и для того, чтобы быть ближе к Наталье Дмитриевне, которую, как он, так и вся его семья глубоко уважали и любили. Наталья Дмитриевна была крестной матерью всех его детей. В Москве он купил себе дом в Гагаринском переулке и вел жизнь семейную, тихую, занимался много, по обыкновению, чтением и не оставлял также своей любимой виолончели. Он любил музыку до страсти, и хотя сам новых знакомых не заводил, но все, кто его знал, как старые его товарищи, так и их родные, постоянно его навещали. Острота его ума, любезное обращение очень к нему привязывали всех.
Чаще других встречала я у него почтенную личность вдовы генерала Муравьева-Карского. Как теперь помню, худенькая, с седыми буклями, прямо держащаяся старушка, с выражением кротости и доброты, своей добротой и ласковой приветливостью привлекала всех к себе. Она очень любила и уважала старика Петра Николаевича Свистунова.
Декабрист Матвей Иванович Муравьев-Апостол в то же почти время переехал из Твери в Москву с семейством, женой и двумя воспитанницами, привезенными им из Сибири. Своих детей у них не было. Он женился еще в Сибири, будучи на поселении. Жена его, Мария Константиновна, была дочь священника из дворян, которая, оставшись сиротой, воспитывалась у тетки своей, г-жи Брант, жены чиновника Бухтарминской таможни.
Мария Константиновна была кроткая, любящая сердцем, всеми товарищами ее мужа уважаемая и любимая. Она с большой любовью занималась своими воспитанницами; особенно одна из них была под ее влиянием, а другая находилась совершенно под влиянием Матвея Ивановича, который занимался исключительно ее умственным образованием. Способности ее ума быстро воспринимали умственное развитие, но, к сожалению, в ущерб сердцу.
Страшная гордость овладела ею и начала проявляться перед доброй, скромной, хотя тоже далеко не лишенной здравого смысла и ума Марией Константиновной своим мнимым превосходством над ней, чем впоследствии много заставила страдать свою добрую воспитательницу, так что под конец мера терпения переполнилась уже настолько, что по желанию самого Матвея Ивановича, она должна, была удалиться из их дома.
Возвращению же ее опять к ним много содействовал старик Свистунов; зная хорошо, как Матвей Иванович был привязан к ней, принял на себя. труд умиротворить обе стороны; но потом и ему, миротворцу, вместо благодарности пришлось перенести тяжелое испытание клеветы, возведенной на него перед Матвеем Ивановичем.
Чувствительнее всего было старику Свистунову перенести охлаждение многолетней дружбы к себе товарища своего после стольких лет, проведенных вместе в изгнании в постоянной дружбе и доверии друг к другу. Но, будучи истинным христианином, Свистунов с Божьей помощью сумел выработать в себе смиренную, полную любви покорность к воле Божьей.
Вот как он выражался в одном сохранившемся у меня письме ко мне: «Поверите ли, что при нанесенном тяжком ударе моей гордыне бывают минуты радости, давно мною не испытанные. Бог даст мне чувствовать, что допущенное им торжество злобы людской на меня свидетельствует о милосердии Его ко мне, недостойному, и что без этого испытания я погибал, и тогда не только не ропщу и не досадую, но со слезами благодарю Бога».
Матвей Иванович Муравьев-Апостол скончался в Москве, также и жена, Мария Константиновна, где они и погребены.
Кончина Н.Д. Фонвизиной-Пущиной.
Здоровье Натальи Дмитриевны начало тоже понемногу подламываться, не могла она уже с той же энергией заниматься делами по своим родовым имениям, как прежде. Задумала было продать их, чтобы иметь возможность распорядиться капиталом при жизни еще своей по своему желанию, но не сошлась в цене с покупщиками. Ей хотелось продать костромские имения за 400 тысяч рублей, а ей давали 376 тысяч, и из-за 25 тысяч разошлась, о чем она после очень сожалела. Новых же покупателей не являлось, а здоровье ее стало очень упадать.
Проводя жизнь более сидячую, занимаясь постоянно письменной работой или чтением, под конец отразилось у нее на голову, сначала легким ударом, от которого ей скоро помогли, и запретили доктора много заниматься делами, но, несмотря на запрещение, она продолжала заниматься; особенно большого труда стоило ей привести в законную форму духовное завещание, по которому ей хотелось после своей смерти оставить родовое фонвизинское имение небогатой двоюродной сестре, Наталье Сергеевне Ржевской, урожденной тоже Фонвизиной, помимо прямого наследника, ее родного брата Ивана Сергеевича Фонвизина, имевшего значительное состояние.
Год прошел благополучно, но к концу его удар повторился, оставивши уже более разрушительное действие: память ослабела, голова с трудом работала, но окончательного сознания не теряла, хотя очень чувствовала свое разрушающееся состояние. В ее письме ко мне в Ниццу, где я в то время находилась, она так описывает мне его: «Ты имеешь все право сетовать на меня, милая Машенька, что я до сих пор не отвечала тебе.
Мое здоровье так расстроено, и так безотрадно проходит жизнь моя, что почти как не живу в смысле жизни, голова отказывается, работать, слова с своими значениями исчезают, и передать их в понятном смысле почти не в состоянии и чрезвычайно меня утомляет, а потому прошу тебя, не взыщи с меня, убогой и больше, нежели когда-нибудь неключимой рабы, эта неключимость сокрушает меня и унижает. Никакой болезни не могу определить и лечиться от чего - не знаю и что со мной - не ведаю. Видно, так нужно, и Богу так угодно».
По возвращении из-за границы я нашла Наталью Дмитриевну в Москве очень изменившеюся. Второй бывший с ней удар хотя не совсем еще лишил ее памяти, но она не могла уже ни заниматься по прежнему, ни рассуждать долго, голова слабела, что ее очень озабочивало. Часто повторяла мне, что не понимает, что с ней делается. Доктора, хотя скрывали от нее настоящую причину, приписывая все нервам и успокаивая, что это пройдет, но к концу года возобновился третий удар, который совершенно уже отнял у нее память, и язык плохо произносил слова.
Она впала в какое-то детское состояние, доходящее до бессмысленного, почти идиотского, смеялась, сама не зная чему иногда, видимо, страдая и томясь душой, желала бы выразить свое тяжелое и подчас невыносимое состояние, но язык отказывался служить, и она с отчаянием била себя в грудь, показывая мне этим всю тяжесть своего душевного мучения.
Помочь же ей никакой не было возможности. Но для меня тяжелее было видеть ее, когда она впадала в бессмысленное состояние, особенно вспоминая прошлое, каким была она деятелем, богато одаренная умом и красноречием, энергичной твердой волей и глубоко верующей душой. Ее вполне можно было назвать духовным вождем душ к Богу. Живя духовно внутренней жизнью, она никогда себя не щадила. Люди, не понимающие этой жизни, берутся иногда судить по своим мелким соображениям далеко неправильно о таких личностях. Иногда вырвав из их жизни какой-нибудь эпизод сбивающий их мелкие понятия, они силятся очернить даже память таких людей, как была не понята ими и покойная Наталья Дмитриевна.
Разве они могут иметь верное понятие о духовных сношениях людей, развитых духовно? По своим нечистым воззрениям, для них и в других все кажется нечистым. Злостно и радостно они готовы попавшие им в руки каким-нибудь судьбами даже и исповедные листки таких людей выставлять на показ свету в осуждение и порицание их, забывая потом, насколько это недобросовестно, но вряд ли, чтобы такими путями они могли достигнуть своей черной цели.
9-го октября 1869 года наконец окончились тяжелые страдания Натальи Дмитриевны. Тихой, христианской кончиной, после приобщения Св. Тайн Христовых почила она. Сознание во взоре, видимо, сохраняла до последней минуты, но выразить это вследствие парализации языка не могла. Похоронена в Москве, в Покровском монастыре, где лежат и ее родители.
Примечания:
1. В тексте - «Абрамов». Мария Дмитриевна ошибается в имени. В Туруханске жил Иван Борисович Аврамов (1801-1840),член Южного общества.
2. Енисейской губернии с центром в Красноярске, «Красноярская губерния» отсутствует на карте России.
3. Святой Даниил Ачинский (Данила Корнилович Делие, 1784-1843), канонизирован в 1899 г. Из казаков Полтавской губернии, участник наполеоновский войн, попал в Сибирь по военному суду за «намерение удалиться вовсе от службы для пустынножительства» после 17-ти лет службы. После истории, описанной Марией Дмитриевной жил в Ачинске, потом в дер. Зерцалы недалеко от Ачинска, пользовался всеобщим почитанием как святой прозорливец. Умер в Енисейске, похоронен в женском Христорождественском (сейчас Иверском) монастыре.
4. Мария Дмитриевна опять ошибается с именем. Ле Дантю - это Ивашева, а Анненкова - Полина Гебль.
5. Преподобный Макарий Алтайский (Михаил Яковлевич Глухарёв, 1792-1847), канонизирован в 2000 г. Миссионер, переводчик (упоминаемый Францевой перевод Библии не был забыт - он публиковался в Православном обозрении в 1860-е годы и использовался при работе над Синодальным переводом.